Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные концепции политического образования в Германии Андреева Елена Аркадьевна

Современные концепции политического образования в Германии
<
Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии Современные концепции политического образования в Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева Елена Аркадьевна. Современные концепции политического образования в Германии : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 167 c. РГБ ОД, 61:04-23/372

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепции политического образования в современной политической теории . 12

Понятие политического образования: теоретические аспекты . 12

Политическое образование в классической западной традиции . 20

Джон Дьюи: концепция воспитания и образования как инструмент совершенствования общественной жизни. 29

Концепция образования в современной западной политической мысли. 38

Глава 2. Развитие политического образования в Германии до II-ой мировой войны . 51

Состояние политического образования и гражданского воспитания в кайзеровской Германии . 51

Политическое образование и воспитание в период Веймарской республики. 67

Политическое воспитание при национал-социализме. 78

Глава 3. Политическое образование в Германии после 1945современные концепции политического образования . 88

«Воспитание демократией»: Re-education после 1945 г. 88

Педагогика партнерства или обновление государственно-гражданского образования 96

Базовые политические представления как цель политического образования. 104

3.4. Конфликт как основное понятие политического образования. 110

3.5. Эмансипация или политическая рациональность: столкновение образовательных целей. 117

3.6. Смена политико-дидактических парадигм. 121

3.7. Политическое образование в объединенной Германии: между граждановедением (Staatsbuergerkunde) и демократическим политическим образованием. 131

3.8. Политическое образование: вызов XXI века. 141

Заключение. 145

Примечания. 152

Библиография. 159

Введение к работе

Актуальность темы. Воспитание и обучение в жизни человеческого общества всегда играли большую роль. Являя собой сложный процесс вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, быт, общественную жизнь, они предполагают приспособление ребенка к действительности, ориентируя его в разнообразных жизненных условиях. Отсюда четко видно, что сама политика воспитания и образования определяется теми политическими, социальными и экономическими реалиями, которые существуют в том или ином обществе.

Понятие политического образования: теоретические аспекты

Немецкие ученые, структурируя педагогическую науку, подразделяют ее на три разновидности: теоретическую, практическую, философско-концептуальную. Каждая из них имеет свой объект исследования.

Теоретическая педагогика (научная педагогика - Erziehungswissenschaft) занимается чистой и объективной наукой, т.е. исследованиями различных феноменов, явлений, процессов, методами анализа и их теоретической обоснованностью. Практическая педагогика (Erziehungslehre) ориентируется в основном на оказание методической помощи учителю. Включение в структуру педагогической науки философско-концептуального аспекта обусловлено существованием этой отрасли научных знаний в прикладной философии.

Однако все указанные разновидности педагогической науки, без сомнения оказывают то или иное влияние на практику и на многогранность взаимоотношений между теорией и жизнью в широком их понимании, начиная от формирования государственной образовательной стратегии, создания новых педагогических парадигм и кончая разработкой целей обучения, учебных программ, вплоть до конкретных методических рекомендаций для школьного учителя. Даже абстрактно-теоретические исследования, интерпретируя определенные социально-педагогические явления, расширяют границы теоретических знаний и потенциально «работают» на практику.21

О конкретной и реальной связи между политической наукой и школой свидетельствует широко развитая в Германии сеть научных подразделений для политического образования (Федеральный комитет политического образования (Bundeszentrale), земельные комитеты политического образования (Landeszentrale)), которые юридически, организационно и функционально являются связующим звеном между учеными и практиками.

Работы в области политической дидактики представляют собой своеобразный переход от теории политического мира и его интерпретации через запросы общества (социализация) к практике политического образования. Если первые два уровня по своей природе относительно статичны, то последний, в конечном счете, ориентирован на динамику политического процесса.

Система государственного политического образования структурно состоит из упоминавшегося Федерального комитета22 и земельных комитетов политического образования. Последние независимы в своей работе и подчиняются лишь земельным правительствам. Федеральное ведомство исполняет роль координирующего и методического центра, распределяет выделяемые правительством фонды. Учитывая, что государственная система политического образования - это не орган идеологической пропаганды, она официально обязана распространять общепризнанные демократические представления и ценности. Основным руководящим документом в этой работе является конституция страны. Административно Федеральный комитет подчинен правительству, но при этом он контролируется бундестагом и независимым научным советом. Со стороны бундестага образована специальная комиссия от трех основных партийных фракций, которая вырабатывает основные направления деятельности государства в области политического просвещения. За научным качеством распространяемых знаний следит Научный совет, в состав которого входят специалисты по различным общественным дисциплинам, прежде всего по политологии.

Федеральный комитет не только координирует работу земельных служб, но и сотрудничает с неправительственными организациями, которые в той или иной степени занимаются политическим просвещением граждан. Таким образом, огромный общественный интерес придается политическому совершенствованию человека даже при зрелой демократии. Наряду с оказанием методического содействия и помощи литературой, Федеральный комитет направляет и финансовые средства на осуществление самых разнообразных проектов.

Основными средствами и методами распространения политических знаний Федеральным комитетом являются публикации; семинары и лекции для преподавателей средней и высшей школы, работников систем внешкольного образования и журналистов; аудиовизуальные средства, посредством сотрудничества с теле- и радиостанциями; содействие неправительственным организациям в осуществлении мероприятий по тематике политического образования.

Одним из основных источников научной информации выступает широко разветвленная сеть периодических изданий, способствующих повышению уровня политического образования населения, а также привлекающая практиков к участию в совместно проводимых на страницах прессы научных дискуссиях по актуальным проблемам политического образования. Решению насущных вопросов образования и укреплению связей между политической наукой и практикой в Германии традиционно служат различного рода конференции, симпозиумы, коллоквиумы, форумы, в том числе и международные. В современной Германии одно из главенствующих мест в системе политического просвещения занимает интернет. «Интернет открывает новые горизонты для политического образования: научные дискуссии, облегченный доступ к информации, интернет может заменять собой всевозможные средства массовой информации».24

Эволюция политической дидактики в ФРГ свидетельствует о трудных поисках гомогенизации внутренних способностей политической педагогики и тех задач, которые стояли перед послевоенным западногерманским обществом.

Если рассматривать политическое образование как управляемую и организованную часть процесса политического познания, то по глубине, объекту и целям этого познания можно выделить три уровня: уровень возможностей целостного познания политического мира, выдвигающий, прежде всего, политико-онтологические цели; политическую социализацию, когда обществом ставиться задача освоение гражданином «правил игры» этого общества и политическая дидактика и ее применение на практике. Дидактика политического образования определяет свою главную цель, исходя из вопросов познаваемости политического объекта, возможностей поиска средств и методов для его адекватного отражения. В этом плане категория «политический мир» имеет интегрирующее значение, связующее все частные вопросы теории политического образования в целостную систему.

Политическое сознание как совокупность представлений о политической сфере является сплавом знаний, настроений, вкусов, инстинктов, отражающих политическую жизнь во всем ее многообразии. Уровни политического сознания являются показателем вертикальной неоднородности, его структурирования от обыденного до научно-теоретического. Между обыденным и теоретическим сознанием лежит огромный пласт «переходного». Обыденный уровень политического сознания характеризуется отрывочными, бессистемными знаниями, где смешаны слухи, мифы, результаты воздействия средств массовой информации. Представления о политике носят скорее интуитивный характер, а сама политическая информация воспринимается некритически, налагаясь на целый комплекс стереотипов и клише, замешанных на «жизненном опыте». В связи с этим, речь в политической дидактике должна идти «о виде политического, который приспособлен к так называемому среднестатистическому гражданину - в какой-то мере к политическому дилетанту - который не является ни социальным ученым, ни хочет выбирать политику основной профессией».25 Хеннис предостерегает от постоянного педагогического требования политической активности гражданина и формулирует: «Задачей преподавателя в школе является непосредственно воспитание не к правовым действиям, а к правовым реакциям».26

Политическое образование в классической западной традиции

Каждая эпоха приносила свой вклад в теорию и практику политического образования. Еще в Древней Греции было положено начало изучению взаимосвязи политического процесса и политического воспитания. Так, уже в "Государстве" Платона можно найти один из первых примеров описания динамики политических форм, соотносимой с типом гражданина, который соответствовал государственному устройству. Платон также показал, что вне зависимости от формы государства воспитание и образование - единственно эффективное средство в гармонизации личности и политической системы35. В своем «идеальном государстве» он подчеркивает значимость образования: «Правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, те благодаря такому воспитанию становятся еще лучше - и вообще, и в смысле передачи их своему потомству, что наблюдается у всех живых существ»36. При этом, особое внимание должно быть обращено на воспитание детей, поведение и образ жизни которых должны соответствовать духу законов: «Даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными, и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан. ... Если дети будут играть как следует, то ... они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться и сказываться во всем, даже способствовать исправлению государства, если что в нем было не так»37.

Динамика политического мира в философской модели Аристотеля отражена в колебаниях между "нормой" и "отклонением". В рамках аристотелевской модели видения мира также большую роль играет политическое воспитание ("Политика", "Никомахова этика"). В частности, Аристотель утверждал в книге «Политика»: «Самое важное из всех указанных нами способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают, - это воспитание в духе соответствующего строя»38. Т.о., гражданское образование - универсальный фактор стабильного существования любой политической системы. В более или менее четкой форме подобная тенденция прослеживается в философской и исторической литературе средневековья и Нового времени, в которой политическое образование является лишь средством демонстрации стабильности или слабости режима.

Идеи основоположников европейской политической теории Т.Гоббса, У. Бёрка, А. Смита, Г. Спенсера, А. де Токвиля, Ж.-Ж. Руссо не просто создают исторический фон, который формирует современное политическое мышление. Сам дух классического наследия стал неотъемлемой частью западной, особенно англо-американской, политической культуры. Он прямо воздействует и на политическую науку, и на политическую практику. Вот почему разговор об истоках концепции политического воспитания в политической науке нужно начать с тех идей о человеке в политике, которые бьши сформулированы классической традицией и восприняты современными западными политологами.

Анализ классической политической мысли позволяет выделить два типа взаимоотношений личности и власти. Их можно представить схематично в виде теоретических моделей «подчинения» и «интереса».

Модель «подчинения» идет от Т. Гоббса, считавшего человека существом эгоистичным, близоруким и жаждущим власти. Такова натура и отдельного человека, и человечества в целом. Первейшая ее характеристика - «вечное и бесконечное желание все большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью. Поскольку человек не уверен в своей власти и в средствах, имеющихся у него для этого в настоящем, он стремится к обладанию еще большей властью»40. Идея подчинения личности власти в гоббсовской трактовке была подхвачена позднейшими элитаристами, многие из которых настаивали на необходимости компетентной власти меньшинства над большинством как естественного условия функционирования общества. Но идею подчинения развивали и сторонники демократической, эгалитаристской традиции. Так, Руссо утверждал, что в обществе, потерявшем свою первобытную невинность, отдельные индивиды во имя общей свободы должны передать в общее достояние, «поставить под высшее руководство общей воли свою личность» \ В этом мыслитель видел смысл общественного договора (contrat social). Вторая трактовка личности и политике представлена моделью «интереса», разработанной в трудах А.Смита, Г.Спенсера и др. Они предлагают более опосредованные отношения человека и власти и более сложное строение самой человеческой личности. Интерес - вот тот психологический механизм, который приводит в движение людей, объединяя и разъединяя их. Человек при этом делает лишь то, что он хочет, в чем видит свой интерес. Социальный и политический порядок возникает как естественный результат сочетания личных интересов. Нужна поэтому не сила подавления, а рациональное осознание индивидами личных выгод от общих усилий, от кооперации.

Известны две интерпретации модели «интереса». Сторонники одной из них - «концепции благоразумных интересов» - видят в правительстве и государстве (то есть в любой организованной политической власти) источник неравенства и угнетения личности. Из этого постулата делаются более или менее анархистские выводы в пользу общества и против государства. Второй вариант теории «интереса» - «концепция конкурирующих интересов». Основной акцент в ней делается на идее порядка как непреднамеренного следствия взаимодействия отдельных личностей, а точнее, их конкуренции. В развитии этого политического направления сыграли роль взгляды Адама Смита: «Каждый человек, - отмечал он, - покуда он не нарушает законов справедливости, имеет полное право утверждать свои интересы на свой собственный лад и конкурировать с другими людьми или их установлениями, как своим производством, так и капиталом»42. При этом, «движимый своим интересом, он движет вперед и общество, часто более эффективно, чем если бы

А Х он ставил это своей целью» . Так же как и первый, второй вариант концепции «интереса», начинаясь с индивида, подчеркивает первичность общества над государством и экстраполирует действие индивидуальных интересов на общество.

Состояние политического образования и гражданского воспитания в кайзеровской Германии

Первые годы существования новой германской империи78 характеризовались невиданным взлетом промышленного развития, который был обусловлен, прежде всего, закачкой в экономику Германии 5 миллиардов франков в качестве компенсации со стороны Франции - за поражение во франко-прусской войне. Экономическим успехам способствовало и расширение экономического пространства за счет приобретения новых территорий. Мощными темпами шло становление банковской системы, торговли, закладка железных дорог, жилищное и индустриальное строительство. Начал развиваться парламентаризм и партийная система, были заложены основы социальной государственной политики.79

Бисмарк пробыл на посту рейхсканцлера 19 лет. Последовательно проводя союзническую политику, он пытался укрепить положение империи в рамках нового соотношения сил на европейском континенте. С одной стороны, он не безуспешно пытался изолировать Францию, которая не могла смириться с потерей Эльзаса и Лотаргинии. С другой, он продолжал развивать дружественные отношения с Россией, заключив с ней в 1887г. секретный договор, и наладил союзнические отношения с извечным соперником Пруссии - Австро-Венгрией. При Бисмарке началась колониальная экспансия Германии в Африке и на Маршалловых островах в Тихом океане. Однако внешняя политика Бисмарка была прямой противоположностью его внутренней политике. Он не понимал демократических веяний своего времени. Им велась ожесточенная, но, в конечном счете, безуспешная борьба с левым крылом либеральной буржуазии, политическим католицизмом и особенно с организованным рабочим движением. Пытаясь подавить эти движения, рейхсканцлер способствовал тем самым их укреплению и дальнейшему развитию. В конце концов, Бисмарк стал жертвой собственной системы. В 1888г. императором стал двадцатидевятилетний Вильгельм II. в марте 1890г. Бисмарк был отправлен в отставку.

Период правления Вильгельма II резко контрастирует с эпохой Бисмарка как ключевой фигуры германской внутренней и внешней политики. Молодой император поначалу предстал перед современниками как представитель нового времени и нового поколения. Он слыл приверженцем развития новой техники, ему, казалось, не чужды были чаяния народа и его социальное положение. Провозглашенный им «новый курс» должен был преодолеть внутриполитическую стагнацию последних лет и привлечь рабочий класс на сторону монархии. Однако действительное понимание нужд рабочих и социальной проблематики у Вильгельма II отсутствовало. Когда выяснилось, что германскому правительству путем социальных реформ не удается оторвать избирателей от социал-демократической партии, ставшей ведущей политической силой в рейхстаге, кайзер потерял интерес в осуществлении социальных программ и вновь перешел к репрессивной политике в духе Бисмарка.

Отличительной чертой Вильгельма II была любовь к армии и военной атрибутике и переоценка роли армии в обществе. Воинская служба была приравнена к «школе нации». Все это привело к тому, что в глазах мирового общественного мнения Германия превратилась в оплот милитаризма.

При Вильгельме II была разрушена вся система сдержек и противовесов, которую так долго выстраивал Бисмарк.

Убийство австрийского престолонаследника летом 1914г. в Сараево стало поводом для начала первой мировой войны. Военный крах Германии сопровождался крахом политическим. Заключенный в начале войны «гражданский мир» в германском обществе обусловил все возрастающую разобщенность партий, правительства и высшего военного командования. Социальную напряженность усилил голод и введение карточной системы распределения продовольствия. В конце октября 1918г. начался мятеж на военном флоте, быстро переросший в революцию, которая охватила территорию всей страны. Повсюду начали создаваться советы рабочих и солдатских депутатов.

9 ноября 1918г. в Германии был образован Совет народных депутатов, взявших в свои руки государственную власть. Кайзер отрекся от престола и покинул страну. Последний рейхсканцлер монархической Германии передал дела председателю крупнейшей парламентской партии Германии Фридриху Эберту, который сформировал 10 ноября временное правительство - Совет народных уполномоченных. Германия стала республикой.

История развития современного политического воспитания и образования в Германии берет свое начало уже в XVII столетии. И при этом с самого начала государственные требования связываются с педагогическими идеями и теориями. С одной стороны, государству необходимы чиновники, владеющие юридическими и политическими знаниями; с другой - реформаторские педагоги того времени требуют, «всех людей всему обучать», сюда относятся и знания о мире политическом. Таким образом, возникают предшественники политического знания: известный готаический школьный порядок80 уже с 1662г. дает представление об основах гражданского образования. «Реформаторская педагогика и княжеское государство подняли вместе эту область занятий ... ; каждый, ради человека и его ориентации в общественном мире, ради самого себя, ради государства, находил в себе гражданские добродетели»81.

Такого рода политический инструктаж был предусмотрен для будущих служащих и офицеров территориального княжеского государства. Тем не менее, с середины XVIII столетия потребность в политических знаниях увеличивается. Снова взаимодействуют педагогические импульсы и политические инициативы в области образования. Представители филантропической педагогики, в частности, И.Б.Базедов понимают школу ко всему прочему еще и как "упражнение в государственном патриотизме"; они также разрабатывают и используют формы детской игры, воспитывая «социальную добродетель», развивая патриотический образ мыслей.83 Барон фон Цедлиц, министр по делам образования и религии Фридриха Великого, задается вопросом, так ли необходимо и полезно «упражняться» в патриотизме в школах монархического государства, и разрабатывает учебную программу для политических занятий.84 Таким образом, просвещенно-абсолютистское государство предлагает противоречивые тенденции к развитию: с одной стороны, территориально-государственная традиция политического воспитания как сословная привилегия, с другой стороны, по-новому истолкованное требование политически наставлять не только правящих, но и управляемых -для пользы государства.

«Воспитание демократией»: Re-education после 1945 г.

В первые послевоенные месяцы хозяйственная и политическая жизнь в оккупированной и разделенной на четыре зоны Германии развивалась примерно по одной схеме - снизу вверх. Под контролем оккупационных властей начали формироваться органы местного самоуправления, затем - более крупные административные образования. Деятельность политических партий (а в западных зонах она была разрешена позже, чем в советской зоне оккупации) допускалась вначале только на местах. После образования земель они были разрешены и на земельном уровне. Лишь позже партии стали объединяться в масштабе зон. На зональном уровне существовали лишь зачатки административных органов. Преодолеть материальную нужду в лежащей в развалинах стране можно было только при помощи широкого планирования, охватывавшего все зоны и земли. Совместная же администрация четырех держав не функционировала, поэтому в условиях растущего идеологического размежевания между СССР и тремя западными державами-победительницами 1 января 1947 г. США и Великобритания решили осуществить экономическое объединение своих зон (Бизония).

Дуэль господствующих систем на Востоке и Западе, а также весьма различное проведение репарационной политики в отдельных зонах привели к блокаде финансовой, налоговой, сырьевой и производственной политики в масштабах всей Германии, следствием чего явилось совершенно различное развитие регионов. Вначале в межзональной экономической администрации не была заинтересована Франция. Советское руководство, в свою очередь, в условиях взаимного отчуждения между Востоком и Западом постаралось максимально изолировать свою зону от влияния западных держав. Оно категорически не допускало никакого вмешательства Запада в дела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учреждений по советскому образцу с опорой на коммунистическую партию.

На фоне превращения советской зоны оккупации в жесткую коммунистическую систему - а уже в 1948 г. о государственном строе на западный манер там не могло быть и речи - англичане и американцы начали форсировать процессы государственного строительства в своих зонах. При этом западные оккупационные державы исходили из того, что если невозможно создать единую администрацию в послевоенной Германии, то следует, по меньшей мере, приступить к созданию свободного и демократического государственного строя, смягчив, таким образом, нужду и бедственное положение людей. По времени начало «холодной войны» и раскол Германии следовали почти друг за другом.

В 1948 г. в западных оккупационных зонах была проведена денежная реформа: 20-21 июня рейхсмарка была заменена на немецкую марку. На это Советский Союз ответил введением в своей зоне оккупации восточногерманской марки и блокадой Западного Берлина (она продлилась с 24 июня 1948 г. до 12 мая 1949 года). 8 апреля 1949 г. Франция присоединилась к единому западногерманскому экономическому пространству по англо-американскому образцу. Бизония превратилась в Тризонию.

Развитие политического образования после 1945 г., в первую очередь, характеризуется политическим «перевоспитанием» союзников.

Британская политика «перевоспитания» была обозначена, прежде всего, прагматизмом. Британские органы власти по большому счету отказывались от собственных реформаторских инициатив, пытаясь влиять на немцев личными контактами в педагогике и в политике школы. Французский план «перевоспитания» ориентировался, прежде всего, на французскую традицию любви к свободе и уважения индивидуума. После того, как им не удалось ввести собственную систему школьного образования из-за сопротивления немецких органов власти, они сконцентрировались на изменении содержания учебников.

В основе советской образовательной политики лежал унифицированный план. Важнейшей целью политического образования была определена унифицированная, независимая от вероисповеданий школьная система и устранение монополии господствующего класса на образование. Причем для достижения целей политического образования, денацификация, назначение на места в местные органы власти и новые учебники рассматривались как приоритетные задачи советской политики перевоспитания. В отличие от остальных оккупационных зон сотрудничество между советскими и немецкими органами власти в области воспитания функционировало относительно безупречно, и школьная сущность в дальнейшем в ГДР развивалась абсолютно унифицировано.

В ГДР демократическое политическое образование заявило о себе только после изменений, которые произошли в 1989г. Уже в 1949 г. марксизм был связующим идеологическим звеном в процессе образования. В качестве самостоятельного предмета, на котором рассматривались политические вопросы, с 1951 г. существовал предмет о современности (Gegenwartskunde), а с 1957г. и до конца существования ГДР предмет по граждановедению. Приобретению политических знаний должны были способствовать школы, внешкольные учреждения, особая роль отводилась Союзу свободной немецкой молодежи. Политическое воспитание служило легитимации социалистического порядка в ГДР и содержательно оформлялось Социалистической единой партией Германии.

Политическими средствами для осуществления этого содержания служили единые и обязательные учебные планы и школьные учебники. Учителям дозволялась некоторая свобода в выборе методики преподавания, но содержательная сторона занятия была четко обозначена. Существовал точный план занятий, контроль над квалификацией учителей и политический отбор преподавателей для преподавания граждановедения.

Замена граждановедения на обществознание в феврале 1990г. привела к первым преобразованиям в области политического образования после господства СЕПТ.

Похожие диссертации на Современные концепции политического образования в Германии