Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фундаментальные правовые ценности современного общества Балаянц Михаил Сергеевич

Фундаментальные правовые ценности современного общества
<
Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества Фундаментальные правовые ценности современного общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балаянц Михаил Сергеевич. Фундаментальные правовые ценности современного общества : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Балаянц Михаил Сергеевич; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2007.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2282

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Методологические основы исследования проблемы фундаментальных правовых ценностей

1. Сущность ценностного подхода к праву 15

2. Специфика правовых ценностей 31

3. Критерии фундаментальности правовой ценности 49

Глава вторая. Содержательная характеристика фундаментальных правовых ценностей

1. Содержание фундаментальных правовых ценностей современного общества 65

2. Фундаментальные правовые ценности в системе форм и видов современного права 87

3. Фундаментальные правовые ценности в контексте различных правовых культур 98

Глава третья. Функциональная характеристика фундаментальных правовых ценностей

1. Проблема системы правовых ценностей 115

2. Фундаментальные правовые ценности в системе действия современного права 135

3. Базовые правовые ценности деятельности сотрудника органов внутренних дел 147

Заключение 162

Список используемой литературы 167

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, осознание ценности права определенным образом связано с его местом в системе социальной регуляции. В ценностях воплощается сложившийся в обществе на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

Во-вторых, анализ юридико-аксиологических проблем призван содействовать выяснению сущности, природы и оснований права. Применение аксиологического подхода в праве неминуемо ведет к анализу сущности права.

В-третьих, в основе разных ценностных подходов к праву лежат различные трактовки сущности права как особого социального регулятора, его значения в общественной жизни. Данный фактор обуславливает рассмотрение рассматриваемого феномена в аспекте различения концепций правопонимания.

В-четвертых, ценностная сфера общества несоизмерима с масштабами отвлеченного обсуждения проблем этой сферы учеными. Вопросы выживания и развития человеческого рода, его цивилизаций и культур - вот масштабы, соизмеримые с основаниями построения ценностей морали и права.

Наконец, в-пятых, общая теория права, подобно большинству общественных дисциплин, описывает и объясняет свой объект. В сфере ее интереса - сущность и формы права, функционирование правовой системы в обществе, источники права, взаимодействие права с государством, соотношение права и закона и т.д. Главную задачу здесь видят обычно в раскрытии закономерностей возникновения, развития и функционирования правовой системы. Установка на поиск и открытие этих закономерностей

предполагает, что исследователь находится как бы вне правовой системы, мысленно абстрагируется от нее. Однако реально правовед не в состоянии находиться вне бытия правовой системы. Продуцируемое им теоретическое знание есть компонент правового бытия. Познавательное отношение теоретика к бытию детерминирует его включенность в это бытие. Кроме того, его включенность определяется его деятельным отношением к правовой жизни. Последнее в этом случае выступает не как вместилище всевозможных закономерностей, но как мир разнообразных потребностей людей. Поэтому правовед должен стремиться выявлять значимость материальных и духовных потребностей (в том числе, связанных с правом) для жизни общества, социальных групп и личности. Описание категории значимости логически ведет к постановке проблемы ценностей, в частности, проблемы ценностей в правоведении.

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности являются важным фактором развития, как политическая и экономическая стабильность. «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны.»1, отмечается в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.

Особенно актуальной становится задача обоснования ценностей в кризисных ситуациях современного общества, вырабатывающего новые

1 «Российская газета», №90. 27.04.2007.

ценностные ориентации. Для того чтобы сделать свободный ценностный выбор, необходим достаточный набор ценностей, а также определенность их оснований.

Путем изучения правовых ценностей личности, ее «ценностных ориентации» в праве можно анализировать эффективность действия права, абстрагируясь от конкретных условий функционирования правовых норм. Ценности права обеспечивают целостность правовой системы общества, играя роль связующего звена, системообразующего фактора.

Право относится к числу фундаментальных ценностей человеческой культуры. Ценностные свойства права обусловлены природой этого специфического явления, его значением как особой формы общественных отношений, его местом и ролью в соционормативной системе общества.

Только осознание аксиологической природы права позволит преодолеть культурно-правовой кризис современного общества. Становится актуальным поиск альтернативных классическому либерализму правовых ценностей, позволяющих консолидировать различные социальные группы в целях установления правопорядка. В этой связи имеет смысл вспомнить о традиционных российских ценностях, имеющих специфическое содержание и вкладывающее новый смысл в существование правовой системы

Степень научной разработанности проблемы. Аксиология права -сравнительно молодое направление юриспруденции, оформившееся в середине XX века. Несмотря на это, теория правовых ценностей своими истоками уходит в основание европейского правосознания. Уже на ранних этапах развития античной юриспруденции осознавалась ценность права и законов для общества и государства. В это же время началось осмысление отдельных правовых ценностей.

Важный вклад в разработку основ социальной значимости права и правопорядка внесли французские просветители - Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, английские государствоведы - Т.Гоббс, Дж. Локк, основатели

классической немецкой философии, прежде всего, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, ученые нового времени - К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Г.Риккерт, Ю.Хабермас.

Создание непосредственных основ аксиологии права связано с именами неокантианца В.Виндельбанда, представителя исторической школы права К.Савиньи, представителей позитивистской и прагматистской традиции Р.Иеринга, О.Холмса, Р.Паунда и др. Значительную роль в обосновании ценности формального права сыграл основатель теории «чистого права» Г.Кельзен. Активное развитие получает российская ценностно-правовая традиция, сформировавшаяся к концу XIX века и нашедшая свое выражение в работах И.А.Ильина, Б.А.Кистяковского, Н.М. Коркунова, А.С. Муромцева, П.И.Новгородцева, Вл.Соловьева, Б.Н.Чичерина и др.

Советский период развития аксиологии права связан с произведе
ниями С.С.Алексеева, В.П.Казимирчука, В.Н.Кудрявцева,
П.М.Рабиновича, В.Н.Фаткуллина, А.Ф.Черданцева, Л.Д.Чулюкина и др.
Труды в этой области были опубликованы в бывших странах
социалистического содружества: венграми В.Пешкой и З.Петером,
чехословаками В.Кнаппом, А.Кроковой, болгарами М.Михайловой и
Н.Неновски.

Дальнейшая разработка теории права с точки зрения аксиологии
проводилась А.Н.Бабенко, Д.А.Керимовым, Э.В.Кузнецовым,

Е.А.Лукашовой, Г.В.Мальцевым, В.С.Нерсесянцем, М.Ф.Орзихом, В.П.Сальниковым, А.П.Семитко, Ю.В. Тихонравовым и др.

На современном, постсоветском, этапе развития отечественной правовой мысли интерес к проблемам правовой аксиосферы значительно вырос, что обусловлено, в частности, постепенным отходом от узконормативистского правопонимания и возрастанием значимости изучения основных институтов гражданского общества и механизмов его формирования.

Наиболее фундаментальные в этом плане работы С.С.Алексеева, А.Н.

Бабенко, В.Г.Графского, В.П. Малахова, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца обозначают общий контур правовой теории ценностей, обходя некоторые важные ее вопросы. Вместе с тем, практика правовых реформ и построения правового государства постоянно требует расширения представлений о современном состоянии правовой аксиосферы общества, ставит актуальнейшие вопросы в этой области.

Следует отметить и то, что подходы к исследованию указанных вопросов и их теоретические решения имеют определенную традицию. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы, потому что целый ряд вопросов до сих пор обходится вниманием, что остается незамеченным именно в силу сложившейся традиции подходов к проблемам правовой культуры.

Таким образом, считать достаточно разработанной поставленную в диссертации проблему вряд ли можно. С учетом этого определен объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают правовые ценности во всем объеме их содержательных и структурно-функциональных характеристик. Кроме того, в качестве объектов выступают те историко-правовые явления, которые обуславливают генезис и динамику правовых ценностей.

Предметом исследования являются закономерные

связи и зависимости процессов функционирования правовых ценностей, а также динамика правовой сферы российского общества, обусловленная ценностными явлениями.

Цель исследования - выявить и осмыслить основные тенденции динамики ценностно-правовой сферы современного российского общества; анализ последней с точки зрения основных аксиологических теорий, разработка способов и методов, повышающих эффективность правовой социализации. Эти целевые установки обусловлены утратой действенности ценностных ориентации в правовой сфере как на уровне принятия государственных решений, так и на уровне правового поведения граждан.

Достижение целей диссертационного исследования предполагается с

помощью решения ряда задач. А именно, необходимо:

- выявить и рассмотреть содержание категорий «правовая ценность»,
«ценность права». Исходной основой для реализации этой задачи стало
рассмотрение и сопоставление основных аксиологических концепций, а
также различных теорий правовых ценностей;

на основе сопоставления и исследования основных методологических позиций аксиологов права проанализировать соционормативную функцию правовых ценностей в современном российском обществе; определить место последних в системе социального регулирования; соотнести с близкими им по содержанию ценностями морали; рассмотреть нормативные способы проявления правовых ценностей;

- показать теоретическое и практическое назначение ценностного
подхода к праву;

- определить перечень (и характеристика) существенных и
отличительных свойств правовых ценностей;

- перечислить систему факторов и условий, определяющих степень
значимости определенных правовых ценностей;

- выявить аксиологические основы правового взаимодействия
граждан России и государства, предложить способы оптимизации этого
взаимодействия посредством конструктивного диалога. Обосновать
ценность прав и свобод личности, а также их значение в иерархии правовых
ценностей;

- показать связь многообразия форм и видов права с многообразием содержания фундаментальных правовых ценностей, проявляемых в каждом из видов и форм права;

- осмыслить культурное значение правовых ценностей, а также их
место и роль в различных типах правовых культур и правовых идеологий с
точки зрения современного развития России;

- определить место и роль правовых ценностей в системе

нормативного регулирования.

Осуществление поставленных задач требует адекватной им методологии исследования.

Еще дореволюционные правоведы отмечали характерный недостаток методологии теории права: смешение теоретических суждений о праве с нормативно-политическими утверждениями. Помимо преодоления данной методологической традиции, избираются такие познавательные принципы и средства, которые помогут освоить новые подходы к решению проблем аксиосферы права. С этой целью, помимо обычного набора общенаучных методов содержательного и формально-логического анализа, выделяются: системный метод, позволяющий рассматривать формы и виды правовых ценностей в единстве, в скоординированных органичных взаимосвязях; интегральный метод, позволяющий совместить в исследовании различные подходы к пониманию феномена правовая ценность; ситуационный метод, позволяющий рассмотреть правовые ценности как отражение потребностей и интересов правовых существ на определенном этапе развития общества; нормативный метод, позволяющий рассмотреть содержание и структуру правовых ценностей общества в контексте взаимозависимости нормативных регуляторов различных уровней. Кроме того, используются методы, характерные для культурно-исторического анализа, элементы философско-правового, политологического, социологического анализа. В целом разделяется широкий подход к пониманию права, активно разрабатывающийся в последнее время отечественными правоведами.

Разрешение проблемы ценностей с позиций гуманизма становится условием дальнейшего существования человеческой цивилизации.

Широта постановки проблемы правовых ценностей обусловливает обращение к самым разноплановым теоретическим источникам. Отмечая значительный вклад в современные способы видения аксиосферы права таких специалистов как С.С.Алексеев, А.Н. Бабенко,

Н.Л.Гранат, В.В.Графский, А.А. Ивин, Д.А.Керимов, В.Н.Кудрявцев, В.ВЛазарев, В.П. Малахов, А.С.Мамут, В.С.Нерсесянц и др.

Идеи, получившие развитие в поставленной работе, в той или иной степени рассматривались в трудах ряда зарубежных авторов и прежде всего Г.Барбера, Дж.Гибсона, Р.Давида, Р.Дарендорфа, Р. Иеринга, Ж.Карбонье, Э.Кон, Л.Лавеля, В.Малова, Т.Парсонса, Р.Паунда, В.Пешки, Н.Рулана, С. Уайт и др.

Эмпирическую базу исследования составили положения и принципы российского и зарубежного законодательства, а также данные различных социологических опросов.

Новизна исследования. В диссертации сделана попытка рассмотреть на новой методологической основе динамику правовой аксиосферы российского общества. В работе представлен оригинальный для российской правовой науки подход к основам понимания правовых ценностей (конструктивная аксиология), который позволяет определить право как сильное и действенное средство воздействия на материальную и духовную культуру, а также возможность гармонизации процессов установления, построения и освоения ценностей права.

Предложенное в работе аксиологическое видение правовой сферы общества позволяет значительно шире использовать возможности синергетики, культурологии права, герменевтики и дает представления использования теории ценностей в правовых исследованиях. Предлагаются новые аргументы для вычленения правовых ценностей, новыми методологическими средствами обоснована ценность права, предложены методы, способствующие формулировке и усвоению правовых ценностей российскими гражданами, меры по совершенствованию воспитательной работы правоохранительных органов.

Исследование является попыткой восполнить пробелы в теории государства и права в таком важном ее компоненте, как система проблем правовой культуры и правовых основ гражданского общества.

Существенным компонентом исследования является группа вопросов, связанных с выделением критериев ценности права. Критерии ценности права в развитии человеческой цивилизации претерпевают изменения в диапазоне от приоритета целостности и единства общества до значения и свободы личности. Постепенно формируется новая методологическая база теоретико-правовых исследований, которая делает актуальной концепцию конструктивной аксиологии, исключающую и крайний индивидуализм, и крайний коллективизм. В ценностях права, таким образом, должна находить свое отражение двусторонняя природа общества и органическое равновесие личного, государственного и общественного.

Кроме того, в новом ракурсе предпринят анализ методологических и общетеоретических основ ценностного осмысления правовых явлений. Это необходимо для преодоления определенной ограниченности социально-классового подхода к изучению правовых ценностей. Для полного и адекватного анализа процессов, происходящих в аксиосфере права, наряду с социально-классовым подходом должны использоваться также иные парадигмы.

Новизну исследованию призваны придать и основные теоретические положения, выносимые на защиту:

  1. Правовые ценности носят нормативный характер, опосредованно влияя на социальную практику, и идеологический характер, обеспечивая включенность правовой практики в сложившуюся культуру. Специфика системы правовых ценностей в обществе обусловлена степенью культурной интеграции самого общества;

  2. Правовые ценности - это принципы регенерации правовой жизни, переживаемые людьми и определяемые культурой формы позитивного отношения к правовой системе общества, которые через сложный механизм мотивации обусловливают правомерность поведения, общие правовые оценки явлений правовой жизни общества и человека;

3. Фундаментальными являются ценности, которые носят

системообразующий характер в совокупности сложившихся правовых ценностей общества в силу своей общепризнанности, очевидности, исторической и культурной преемственности, универсальности; они являются неотъемлемым элементом содержания любой конкретной правовой ценности. Но именно вследствие данных свойств фундаментальные правовые ценности не определяют содержания и конкретной направленности правовой практики; они связаны с практикой лишь в конечном счете, через массу посредствующих звеньев;

  1. Фундаментальные правовые ценности являются такими узловыми элементами общественного правосознания, в которых органично связаны важнейшие политические, нравственные, религиозные и иные ценности общества как идейные средства реализации целевых установок права;

  2. Каждое направление действия права характеризуется сочетанием определенных правовых ценностей, которые образуют мотивационную основу решения различных правовых проблем и конкретной деятельности;

  3. Фундаментальные правовые ценности свободы, равенства, порядка, справедливости, общественного согласия в системе правовых ценностей общества находятся в сложной взаимосогласованности, которая, в зависимости от конкретных общественных условий и состояний, может выступать как конкуренция, иерархия, предпочтение. При всех условиях они определяют правовой выбор, принятие конкретного решения. Их соотношение в конечном счете определяет и особенности конкретной правовой системы;

  4. Фундаментальные правовые ценности в каждой из форм права связаны с достижением специфических целей, с определенными средствами и действиями;

  5. Взаимодействие различных правовых систем возможно только как взаимодействие правовых культур, а поскольку в характеристике правовых культур общественные ценности занимают центральное место, постольку именно фундаментальные правовые ценности выступают основой для сосуществования различных правовых культур. Поэтому в условиях

современных глобализационных процессов роль фундаментальных правовых ценностей конкретных обществ значительно возрастает.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проблема носит междисциплинарный характер. Ее изучение окажет влияние не только на решение ряда проблем теории права и правового воспитания, но и проблем ряда тесно соприкасающихся с ними наук, таких как политология, социология, психология, этика и др. Кроме того, рассмотрение комплекса указанных проблем может стать важной составной частью юридической теории.

Поскольку современное правовое развитие российского общества и государственности не отличается идейной насыщенностью и мировоззренческой четкостью, это неизбежно негативно сказывается на российском праве, на практике его реализации и на научной разработке проблем совершенствования права. Проводимое исследование, помимо конкретных результатов, обнаруживает целый ряд перспективных направлений научного исследования такого существенного элемента правовой жизни общества, как правовые ценности.

Практическое значение диссертации обусловлено конечной целью научного исследования проблемы: определением возможностей и «узловых точек» воздействия правовых ценностей на механизм действия права в различных его формах и видах. Полученные результаты должны будут стать непосредственной составной частью практики государственного строительства, основной задачей которой в рассматриваемом аспекте должно быть формирование в Российской Федерации правовой государственности. Регулирование процессов, происходящих в правовом пространстве страны, должно включать в себя элементы формирования ценностных ориентации, что непосредственно затрагивает вопросы идеологии государства, правовую политику, а опосредованно касается множества социально-культурных проблем.

Практическая значимость исследования состоит и в том, что оно

непосредственно направлено на вопросы правового воспитания, на организацию усилий сотрудников органов внутренних дел, направленных на обеспечение здорового правового климата в обществе, на активное внедрение в практику правовых ценностей. Кроме того, его результаты могут быть положены в основу организации подготовки высококвалифицированных кадров российской милиции.

Результаты диссертационного исследования в течение ряда лет апробировались в научной области, а также в системе юридического образования и в системе повышения профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных органов. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в опубликованных автором статьях; они обсуждались на научно-практических конференциях, на методологических семинарах в Московском университете МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы (всего их девять), а также из заключения и списка используемой литературы.

Сущность ценностного подхода к праву

Для характеристики действующего права первостепенное значение имеет то, что оно является не просто социальным образованием, но феноменом культуры.

Культурологический подход к восприятию права не исключает из его образа инструментальной составляющей. Право продолжает рассматриваться в качестве средства социальной регуляции и защиты. Вместе с тем восприятие права как явления национальной культуры, обусловливает дифференциацию понятий «право» и «закон», а это в свою очередь предопределяет начало нескончаемой дискуссии по поводу того, что есть право, как право соотносится с другими регулятивно-охранительными системами.

Культурологический подход является не только и не столько специальным углом зрения на право как таковое или на содержание права в его конкретно-исторических состояниях, сколько средством выражения особенной формы права, или права в одном из его относительно самостоятельных значений.

Право относится к числу фундаментальных ценностей человеческой культуры. Ценностные свойства права обусловлены природой этого специфического явления, его значением как особой формы общественных отношений, его местом и ролью в соционормативной системе общества.

Осознание ценности права определенным образом связано с его местом в системе социальной регуляции. В ценностях воплощается сложившийся в обществе на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

В основе разных ценностных подходов к праву лежат различные трактовки сущности права как особого социального регулятора, его значения в общественной жизни. Данный фактор обуславливает рассмотрение изучаемого феномена в аспекте различения концепций правопонимания.

Ценностным значением права, согласно легистскому подходу, является то, что оно - продукт государства. Право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам позитивного права. Право, по легизму, не имеет собственной объективной (независимой от власти) природы, сущности и специфики, своего собственного принципа. Право производно от государства и его принципом (сущностным признаком и отличительной особенностью) является властная сила, обеспеченность властным принуждением. Принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных онтологических или аксиологических свойств и требований права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой первоисточник права1.

В аксиологическом плане легизм отвергает собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Данная «ценность» закона лишена собственно ценностного смысла, и представляет собой официальную общеобязательность, а не общезначимость по какому-либо объективному основанию. В частности, справедливость является моральным явлением, а моральность и моральная ценность - относительны, релятивны, а поэтому требование, чтобы позитивное право соответствовало справедливости, равносильно отождествлению позитивного права с тем или иным представлением о морали и присущей ей относительной ценностью .

Согласно естественно-правовому подходу, право - это естественное право, которое противопоставляется праву позитивному.

В аксиологическом, онтологическом и гносеологическом планах естественное право (и традиционное, и «возрожденное») трактуется его сторонниками как воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего» права, как должный образец, цель и критерий для оценки позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом), для определения их естественно-правовой значимости, ценности. При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью . Трактовка понятия права и правовой ценности закона (позитивного права) и государства подменяется их нравственной (моральной, религиозной) оценкой с позиции того или иного (неизбежно-релятивного, частного, особенного) нравственного или смешанного нравственно-правового представления о смысле естественного права.

Позитивное право и государство при таком подходе оцениваются с этических позиций. Совокупность нравственно-правовых свойств и содержательных характеристик естественного права трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости естественного права, которой должны соответствовать позитивное право и деятельность государства в целом.

Естественно-правовая теория фиксирует ценность самого процесса поиска критериев подлинности, справедливости. Их отсутствие есть лишь путь к оправданию политического произвола.

В одном из значений естественное право выступает как должное право, его ценность. Идея естественного права оживляет право, придает ему динамику, является живой связью с моралью.

Специфика правовых ценностей

Центральный момент всякого рассуждения о ценностях — это определение самого понятия ценности. Феномен ценности представляет собой сложное комплексное образование, имеющее множество граней.

Существуют десятки определений понятия ценности. Они различаются деталями, но суть их одна: ценностью объявляется предмет некоторого интереса, желания, стремления и т. п., или объект значимый для человека или группы лиц .

Классическое определение ценности, восходящее к эпохе Античности, подразумевает под позитивной ценностью соответствие объекта мысли о нем . Ценность является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. В данном случае исходным является утверждение, функционирующее как стандарт, перспектива, план. Соответствие ему ситуации характеризуется в терминах понятий «хорошо», «безразлично» и «плохо». Позитивно ценна ситуация, соответствующая высказанному о ней утверждению и отвечающая предъявляемым к ней требованиям. Иначе говоря, позитивно ценной является такая ситуация, какой она должна быть в соответствии с существующим в данном обществе образцом, или стандартом, объектов рассматриваемого рода или в соответствии с представлениями субъекта о совершенстве таких объектов.

В более общем случае ценностью считается любой предмет любого интереса. В частности, В.И.Супрун трактует ценность как «устойчивые убеждения в том, что определенный тип поведения (действий) более значим (предпочтителен) в существующем типе культуры или культурном континууме»1. Автор знаменитого учебника по социологии Н.Смелзер рассматривает ценности как «разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности)» .

Согласно Н.И.Лапину, «ценности - обобщенные представления людей целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества» .

Американский социолог Т.Парсонс определяет ценности как «общепринятые представления о желательном типе социальной системы, ...в представлении его собственных членов»4. Абстрактные нормативные системы превращаются в реально функционирующие именно благодаря их ценностному «освящению». Происходит своего рода легитимация, оправдание правовых, нравственных и других норм посредством наделения их ценностным содержанием, включением в ценностные отношения. Право, кроме того, должно выполнять функцию смягчения потенциальных конфликтов общества.

Отличная от вышеприведенных трактовка ценностей, как явлений особой духовной реальности, предполагает наделение их специфическим онтологическим статусом. Ценности толкуются как элементы общественных отношений, определенных в форме социальных институтов .

Аналогично мнение Д.А.Леонтьева: «Система ценностей представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и общественных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни» .

Более детально представляет природу ценности М.С.Каган, который считает, что невозможно подходить к рассмотрению ценностей без осмысления пары философских понятий субъект и объект. По его мнению, а также, по мнению ряда других ученых, в предметах объективной действительности, взятых сами по себе, ценностей нет. Их вообще не существует в изоляции от субъекта. Определенное свойство действительности становится ценностью, только «связавшись» с соответствующим свойством субъекта (в первую очередь с потребностями и интересами последнего).

Ценностное отношение, рассмотренное со стороны субъекта, реализуется, во-первых, как отнесение к ценности оцениваемого объекта и, во-вторых, как его осмысление. Эта двойственность объясняется тем, что субъект исходит в восприятии каждого объекта из уже сложившихся у него представлений и ценностей, и оценка данного объекта выражается в отнесении к ценности, и также тем, что ценностное отношение предполагает возможность осмысления оцениваемого, т.е. понимание субъектом того смысла, который данный объект имеет для него. Ж.П.Сартр так сформулировал эту мысль: «Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами

должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл» .

Понятие смысла обозначает сугубо человеческое, культурное влияние. Это означает, что рассмотрение человека и человеческой деятельности в системе субъективно-объективных отношений определяют смысл как способ нахождения субъектом значения объекта для своего субъектного бытия.

Известный болгарский ученый-правовед Н. Неновски поэтому считает, что ценность - не явление, взятое само по себе, безотносительно к человеку. Ценности - это вещи, обращенные к человеку, предметы, взятые с точки зрения их значимости для человека

Содержание фундаментальных правовых ценностей современного общества

Современное общество образует целую систему ценностей, которая, подобно сети, опутывает все общество и в которой только в абстракции можно выделить более высокие и более низкие ценности.

Универсальные ценности, характеризующие не только современную, но и любую эпоху, имеют различные смысловые оттенки, в зависимости от типа общественного устройства, проявления в нем индивидуального или коллективного начала. Так или иначе, можно выделить набор фундаментальных ценностей современной эпохи, которые находят проявление в любом типе общественного устройства и характеризуют социум как таковой.

Современное общество стремится стать гражданским, поэтому прежде чем говорить о ценностях современной эпохи, необходимо сформулировать предпосылки их формирования. Гражданское общество это система жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводство и передача из поколения в поколение, система самостоятельных и независимых от государства институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации интересов и потребностей, будь то индивид, или коллектив людей.

Гражданское общество понимается как способ социального сосуществования людей, в идеале своем основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Только в условиях господства права гражданское общество создает реальные возможности для самореализации личности, установления оптимальной меры государственного воздействия на экономический, социальный, духовный процессы, воплощения в жизнь прав и свобод человека, обеспечения правопорядка. В правовых рамках гражданского общества возможен реальный переход от жестких форм осуществления власти к действенному общественному договору между личностью, обществом и государством. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, право - основой взаимосвязей государства и гражданского общества.

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

Гражданское общество нельзя ввести декретом, к нему можно придти лишь путем эволюционного исторического развития. Условием его возникновения является нахождение людей на предельно высоком уровне гражданского, культурного, цивилизационного и правового развития.

Высокие нравственные качества, развитая правовая культура и гражданская активность личности определяют зрелость общественных отношений, соответствующей формой которой является институциональная структура правового государства. Гражданскому обществу, ставящему целью обеспечение прав человека, необходимо, чтобы движение к этой цели шло вместе с укреплением и развитием правового государства, которое создает само это общество.

Без свободной личности с высоким уровнем правового самосознания и культуры нет гражданского общества. Можно охарактеризовать тип личности, соответствующий гражданскому обществу, как достаточно автономизированный и в то же время осознающий необходимость и способный конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей.

Гражданское общество представляет собой сферу общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно возникает не в силу законов рынка и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей. Понятие гражданского общества подразумевает некоторую степень (потенциальной) политико-правовой и экономической свободы человека по отношению к государству. Именно в «пространстве свободы» социально активных личностей конституируется гражданское общество как определенная система экономических, политических и правовых отношений между людьми, не зависимая от государства. Таким образом, государство, не вмешиваясь в частную жизнь человека, устанавливает определенные правовые нормы и обеспечивает их соблюдение всеми своими учреждениями и законами. Оно очерчивает те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других граждан.

Гражданское общество формируется одновременно в приватной сфере, где индивид развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества, в ассоциативной жизни общества — демократических учреждениях и процедурах, партиях, союзах, движениях и т. д. Залогом успешного формирования гражданского общества, следовательно, служит не государственное вмешательство, а развитие этих двух сфер, ибо гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, они либо взаимно дополняются, либо равно несут потери от нарушения связей. Государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом.

Проблема системы правовых ценностей

Система ценностей является категорией высшего уровня в структуре права. Строение системы правовых ценностей определяется особенностями объекта ценностных отношений. Наличие системы правовых ценностей обусловлено различиями сфер правовой действительности. Это право в его нормативном выражении, правовая деятельность, определяемая правовой культурой, правовые институты и пр.

В полемике часто сталкиваются разные системы ценностей. Нет единой системы, которая была бы одновременно и правовой, и моральной, и политической. Что невозможно в моральном смысле, то может быть необходимым в правовом смысле. Проблема их сочетания скорее рационалистическая, чем фактическая. Конечно, не исчезает парадигма согласованности систем ценностей (хотя бы посредством признания их фундаментальности), но общество исхитряется ее обходить. Затем начинаются рационализации, сведение одного к другому средствами разума, потерявшего ценностные ориентиры. В этом проявляется стремление объяснить, оправдать и сохранить действительный аморализм.

Проблема иерархии ценностей (норм, законов) является специфически правовой, поскольку иерархия позволяет легитимировать условность, формальность предпочтений в правовых решениях.

Ценности могут быть иерархированы в социологическом смысле, но эта иерархичность может негативно восприниматься при определенных условиях (моральные принципы, правовые принципы). Базовые социальные ценности не обладают операциональным началом, не имеют механизмов непосредственной реализации. Они образуют сферу идеологических ориентиров, которые соприкасаются с реальностью. Этой точкой соприкосновения предстает некая связанность, иерархия. В действительности они лишь сосуществуют, и только в отдельной ситуации (в том числе и в типичной) они выстраиваются в некую иерархию, выступающую основанием для выбора, предпочтения, взвешивания. Именно в этом пункте результат этого иерархирования предстает как справедливость.

Любой человек всегда может определить, справедливо ли то или иное решение сразу, целиком. Разными оговорками, конкретизациями, уточнениями и пр. можно, конечно, затруднить это понимание, но начальная оценка всегда опирается на какую-нибудь базовую ценность. Вся проблема в том, что ценности, в том числе, и правовые, не представляют собой иерархии или какой-нибудь другой зависимости, требующей предпочтений, как привыкли считать теоретики, стремясь сделать идеальную сферу жизни более удобной для восприятия и оперирования, а не для понимания. Упорядочение ценностей (идеологическая условность, жизненная необходимость и т.п.), шаблоны предпочтений имеют, конечно, позитивное значение, но есть также и возможность усматривать в действительности и в идеальной сфере плюрализм ценностей.

Сами по себе ценности не связаны в систему (по своему смыслу), а сосуществуют. Их связь (в том числе, и проблема предпочтения) возникает в ситуации. В типичных ситуациях складывается норма связи и создается иерархия, которая имеет исключения всякий раз, когда она реализуется в ситуации.

Соотношение большинства ценностей и целей не является абсолютным, неизменным, жестким: в одних случаях они могут конфликтовать, в других - нет. Конфликт чаще всего снимается не предпочтением одной ценности ради другой, а переориентацией на ценность, их поглощающую. Когда настает ситуация всеоправдания, значит, мы дошли до предела в ценностной ориентации. Конечные ценности осознаются как базовые единицы культуры. И все это - область рационализации, тонкая ткань идеологии, жизни правосознания. Как справедливо отметил Ф.А. Хайек: «Сама по себе шкала ценностей может существовать только в индивидуальном сознании» .

Иерархии ценности в морали безнравственны, в праве они условны и инструментальны, в политике - ситуативны и идеологичны.

Ф.А. Хайек отмечает: «Мирная интеграция действий людей невозможна, если она не скреплена шкалой общих ценностей. Тем не менее, теперь мы понимаем, что именно унифицированные ценности - главное препятствие для достижения любых целей» . Право устанавливает именно такое положение, оно возможно только в таком положении. Логика правосознания обслуживает эту установку, которая сплошь и рядом сталкивается с реальностью, в которой, к слову, формируется и сомнительная мораль.

В частности, конвенции являются не только и не столько следствием взаимных уступок и усредненными значениями, но всегда также и следствием более глубокой согласованности. Без нее, без очевидного единодушия по каким-то изначальным вопросам конвенции нежизненны.

В качестве основного подхода к классификации правовых ценностей следует выделить необходимость отражения общечеловеческих ценностей в правовых нормах.

Общечеловеческие ценности - это те условия, которые делают возможным право не только как силу, но и как правду, справедливость. Общечеловеческие ценности - разновидности категорического императива. Их признание связано с готовностью следовать им всегда в силу их священности, правильности, сверхразумности, естественности и т.п., но не в силу полезности, обычности.