Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана Пономарёва, Наиля Абдуллаевна

Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана
<
Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарёва, Наиля Абдуллаевна. Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Пономарёва Наиля Абдуллаевна; [Место защиты: Нижегор. акад. МВД России].- Уфа, 2011.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/893

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных федеративных государств. Совершенствование модели федеративных отношений на современном этапе развития – объективная потребность России. Все более реальным становится тот факт, что от результата поиска оптимальной модели федерации и характера взаимоотношений между ее частями зависят не только результаты общественно-экономических преобразований, но и целостность государства. Именно поэтому в начале XXI века интерес исследователей к данной проблеме не ослабевает.

В настоящее время, как и более девяти десятков лет назад, продолжают «конкурировать» демократические тенденции федерализации и консервативно-охранительные тенденции унитаризации. На практике это выражается, с одной стороны, стремлением ряда республик расширить круг своих полномочий за пределы, очерченные федеральной Конституцией, а с другой стороны, большей концентрацией властных полномочий в руках центра. Введение института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, централизация в бюджетной сфере, смена принципа выборности назначением глав субъектов Федерации, увеличение сроков полномочий президента и парламента РФ, слабое представительство ведущих политических партий в регионах, тенденции к сращиванию государственного аппарата c партийным – все это порождает опасность превращения России в «централизованную федерацию».

Современные проблемы РФ как многонационального государства созвучны с проблемами эпохи реформ второй половины XIX века и первой четверти XX века. Как и тогда, наблюдается поиск приемлемой для России модели формы государства, а реформы проводятся «сверху». В связи с этим идеи мыслителей прошлого остаются актуальными в настоящее время, поскольку содержат в себе потенциал для развития новых воззрений на российское общество и государство, ибо создать современную оптимальную государственно-правовую модель, игнорируя опыт прошлого, невозможно. Наметившиеся в России политические и социально-экономические преобразования, необходимость формирования правового государства, гражданского общества требуют новых подходов к основным проблемам теории и истории государства и права, возрождения идеалов и создания новых правовых идей. Достичь этого возможно опираясь на духовный опыт народа, нашедший отражение в творческом наследии выдающихся мыслителей, к коим принадлежит А. Валидов – сторонник федеративного устройства России, признанный лидер башкирского национального движения и инициатор образования одной из первых автономий в России, ученый с мировым именем. С конца XX века и по настоящее время к личности А. Валидова приковано особое внимание общественности. Его представления о национальном вопросе и федерализме, централизации и унитаризации, равно как и научные прогнозы о развале СССР и о мусульманском возрождении, приобрели особую актуальность и получили широкий общественный резонанс. А. Валидов был идейным руководителем башкирского национального движения, председателем Башревкома, сыграл заметную роль в провозглашении автономного Башкортостана и становлении федерализма в России. В его силе убеждения, в способности вести за собой не сомневались даже оппоненты, которые писали: «Валидов один из тех самородков, которые создаются лишь веками: человек без цельного воспитания и законченного образования, он все же сумел во время революции встать во главе освободительного движения целой народности».

Личность А. Валидова вызывает немало дискуссий. Оценка его деятельности многообразна: от признания заслуг, перерастающего в возвеличивание, до обвинения в сотрудничестве с фашистским режимом в годы Второй мировой войны, что также придает нашей исследовательской работе актуальность.

Степень научной разработанности темы характеризуется историографической базой исследования, которую составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Большое внимание авторы уделяли общественно-политической деятельности А. Валидова, его роли в образовании башкирской автономии, национально-освободительной борьбе тюркских народов.

В историографии данной темы можно выделить три периода. Среди них первый хронологически охватывает время с 1917 по 1930 год. В литературе данного периода, согласно господствующей тогда идеологии, деятельности А. Валидова придавался негативный оттенок. Это было связано с решением V Всебашкирской партконференции (1922 г.), а также тезисами Башкирского обкома партии, характеризующими башкирское национальное движение (1926 г.) во главе с А. Валидовым как контрреволюционное. Тезисы в дальнейшем определяли содержание трудов по вопросам национального самоопределения в Башкортостане. Так, в работах С. Атнагулова, Ш. Типеева лидеры башкирского движения объявлялись контрреволюционерами, а само движение – буржуазно-националистическим.

В отличие от них работы, написанные непосредственными участниками башкирского национального движения И. Идельгужиным, М. Муртазиным, Х. Юмагуловым, содержат в себе умеренную позицию по отношению к деятельности башкирского правительства во главе с А. Валидовым.

Дискуссия об А. Валидове развернулась в работах Ф.Н. Самойлова, С. Диманштейна, П. Мостовенко, а также публикациях участников башкирского национального движения: Х. Юмагулова, Ш. Манатова, К. Идельгужина, С. Мрясова, М. Муртазина. Труды перечисленных авторов имеют ценность вследствие содержавшегося в них большого объема фактического материала.

Второй период (1930–1989 гг.) характеризуется незначительным вниманием исследователей к истории башкирского движения во главе с А. Валидовым. Только в начале 40-х годов XX века после длительного перерыва вышла работа Г.И. Гужвенко, в которой автор обвинял А. Валидова и его соратников в антисоветской деятельности. В аналогичном стиле разоблачительного характера написаны работы С.А. Вагапова, Ф.А. Александрова, Р.М. Раимова, З.А. Аминева.

Представителем более умеренного течения в этот период выступил Б.Х. Юлдашбаев. Среди его работ особое место занимает изданный в 1959 году сборник документов об образовании БАССР. Многие документы и материалы, в том числе раскрывающие деятельность А. Валидова, были впервые опубликованы в этом сборнике и не совпадали с существующей оценкой валидовщины, а также контрреволюционного характера буржуазно-националистического движения 1917–1920 годов. За публикацию сборника решением бюро Башкирского обкома КПСС от 12 июня 1963 года Б.Х. Юлдашбаев был освобожден от должности заведующего сектором истории Института истории, языка и литературы БФАН СССР, а в 1986 году Указом Президиума Верховного Совета БАССР лишен звания «Заслуженный деятель науки БАССР». В декабре 1990 года Б.Х. Юлдашбаев был реабилитирован.

Демократизация общественно-политической жизни в 1990-е годы, образование федеративного государства, реабилитация лидеров башкирского национального движения, в том числе и А. Валидова, ознаменовали третий период в историографии изучаемой проблемы (с 1990 г.). В связи с празднованием 100-летия со дня рождения А. Валидова появились различные материалы, посвященные ученому. В декабре 1990 года было принято решение о проведении в Башкортостане «валидовских» чтений. Впервые чтения состоялись в 1992 году в Уфе и определили новый подход к изучению деятельности А. Валидова. Материалы первых и последующих «валидовских» чтений были изданы в виде сборников под названием «Востоковедение в Башкортостане». В сборниках опубликованы статьи Д.Ж. Валеева «Об общественно-политических взглядах З. Валидова», Г.Д. Иргалина «Восстановление правды о А.З. Валиди», Р.Н. Баимова «Роль российской научной интеллигенции в формировании З. Валиди как ученого», С.Ф. Касимова «А. Валидов и национально-государственное строительство в Башкирии», Г.Б. Хусаинова «Ахметзаки Валиди Туган – выдающийся ученый-востоковед и крупный общественный деятель», С.М. Червонной «Ахмет-Заки Валиди и Джафер Сейдамет: две концепции национальной автономии», Ф.Х. Галиева «Роль и значение деятельности А. Заки Валиди в формировании государственности и тюрко-язычных народов Урало-Поволжья» и других авторов.

Большое значение для изучения деятельности ученого и общественного деятеля имело опубликование библиографии трудов А. Валидова, составленной турецким ученым Т. Байкарой. Это позволило российским ученым ознакомиться с проблематикой публикаций А. Валидова в период эмиграции.

В 90-е годы XX века началась публикация мемуаров А. Валидова, переведенных с турецкого языка А.М. Юлдашбаевым. В 1997 году в Москве был опубликован альтернативный перевод В.Б. Феоновой «Воспоминаний» А. Валидова. Также А.М. Юлдашбаев написал ряд работ, связанных с жизнью и деятельностью А. Валидова.

В это же время были опубликованы работы Б.Г. Биишева, Д.Ж. Валеева, Г. Шафикова и других авторов, затрагивающих вопросы общественно-политического и национального движения в Башкортостане с участием А. Валидова. Особое значение в этот период имеет выход в свет работ ученых в области башкирского национального движения и государственного строительства в Башкортостане М.М. Кульшарипова и С.Ф. Касимова. Авторы на основе привлечения широкого круга источников раскрывают сложнейшие периоды становления государственности башкирского народа и роли А. Валидова в этом процессе. Перечисленные проблемы нашли отражение в трудах татарских историков И.Р. Тагирова, Б.Ф. Султанбекова, раскрывающих некоторые аспекты борьбы А. Валидова за самостоятельную башкирскую автономию. Различные сведения об А. Валидове содержатся в статьях и выступлениях известного татарского общественно-политического деятеля М. Султангалиева.

Политическая и научная деятельность А. Валидова привлекла внимание исследователей ближнего зарубежья, в частности узбекских ученых М. Абдурахманова, Р. Шарипова, Р. Шигабдинова. В исследованиях и научных публикациях на основе привлечения широкого круга материалов архивов Узбекистана освещается политическая деятельность А. Валидова, дается характеристика его фундаментальных исследований по истории Туркестана.

Косвенный интерес к рассматриваемой проблеме проявили и зарубежные исследователи. В 1969 году в Стамбуле были изданы «Воспоминания» А. Валидова. К анализу мемуаров обращались турецкий исследователь С. Эсин и немецкий ученый Ф. Бергдольт. Большой вклад в изучение жизни и творчества А. Валидова внес его ученик Т. Байкара. В 1995 году профессор Техасского технического университета Х. Паксой опубликовал статью, посвященную участию А. Валидова в освободительном движении в Туркестане. В 1997 году вышел в свет сборник «Башкирское национальное движение 1917–1920 гг. и А. Валиди», составленный И.В. Кучумовым. В него вошли работы зарубежных ученых: Р. Пайпса, Э. Карра, С. Зеньковского и Ф. Бергдольта о научной и общественно-политической деятельности А. Валидова в России. Следует отметить и другие работы вышеперечисленных зарубежных исследователей, в которых они признают правомерность действий лидеров башкирского национального движения, осуждают национальную политику большевиков, характеризуют условия, в которых провозглашалась и развивалась башкирская автономия. Авторы признают роль А. Валидова в провозглашении автономии, считая, что, оставаясь во главе автономии, он мог бы развернуть события в позитивном направлении.

Анализ работ показывает, что во все периоды деятельность А. Валидова рассматривалась в контексте башкирского национального движения, провозглашения и становления автономии Башкортостана. Отдельные аспекты его политической и научной деятельности, оснований формирования мировоззрения ученого раскрыты в трудах А.Г. Салихова, Г.Н. Ишбердиной. Некоторые факты, касающиеся деятельности А. Валидова в годы Второй мировой войны, исследованы в диссертации И.А. Гилязова. Работа татарского ученого проливает свет на дисскусионные вопросы, связанные с обвинением А. Валидова в сотрудничестве с фашистской Германией. Попытка раскрыть политико-правовые взгляды А. Валидова предпринята Д.Ж. Валеевым и З.И. Еникеевым. Раскрывая роль А. Валидова в образовании башкирской автономии, З.И. Еникеев отмечает, что идеи явились основой для разработки Союзного договора (1990 г.) и Федеративного договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан (1992 г.).

Интерес к личности А. Валидова и его деятельности в настоящее время не ослабевает и обретает международный характер. В 2009 году в Башкортостане началась подготовка к проведению мероприятий, связанных со 120-летием со дня рождения А. Валидова. Международной организацией тюркской культуры «ТЮРКСОЙ» 2010 год был объявлен годом А.-З. Валиди Тогана, в рамках которого проведены научные конференции, симпозиумы в Азербайджане, Казахстане, Турции, России.

В марте 2010 года в г. Алматы (Казахстан) состоялся круглый стол на тему: «История и культура тюркских народов в исследованиях А.-З. Валиди Тогана», а в апреле 2010 года в Азербайджанской национальной библиотеке в рамках года А.-З. Валиди Тогана проведена Международная научно-практическая конференция, на которой обсуждались проблемы изучения наследия А. Валидова, его роли в исследовании истории тюркских народов.

В мае 2010 года ученые из многих стран приняли участие в Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.-З. Валиди Тогана (г. Стамбул). Для настоящего исследования интересными являются выступления на конференции М. Абдурахманова «Изучение научного наследия А.-З. Валидова в Узбекистане», Р.М. Валиахметова «А.-З. Валиди об основах развития нации и государства», И.Г. Илишева «А.-З. Валиди – теоретик и практик идеи самоопределения наций», С.Ф. Касимова «Политическая и государственная деятельность А.-З. Валиди в Башкортостане (1917–1920 гг.)», А.М. Юлдашбаева «А.-З. Валиди как сторонник федерализма в России» и других ученых.

В сентябре-октябре 2010 года в России также проведены мероприятия, посвященные 120-летию со дня рождения А. Валидова. В Центре тюркских исследований им. А.-З. Валиди при Санкт-Петербургском национальном университете состоялось обсуждение проблемы возвращения научного наследия А. Валидова и изучения его общественно-политической деятельности.

Несмотря на огромный интерес к личности А. Валидова, его научной и общественно-политической деятельности, анализ разработанности темы показывает, что государственно-правовые воззрения А. Валидова до настоящего времени не были предметом всестороннего анализа ученых. В отечественной и зарубежной науке имеется ряд исследований, в которых рассматривались лишь отдельные аспекты данной проблемы. Научные разработки, посвященные политико-правовым взглядам А. Валидова, носят фрагментарный характер и требуют дополнительного исследования.

Объектом исследования выступает государственно-правовая мысль и практика государственного строительства России первой четверти XX века.

Предметом исследования являются взгляды и идеи А. Валидова, выраженные в его проектах, речах, докладах и научных трудах.

Цель диссертационного исследования заключается в проведении комплексного историко-правового анализа процесса формирования и распространения государственно-правовых воззрений А. Валидова, степени их влияния на развитие учения о государстве и праве.

Цель и предмет диссертационного исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

– изучить историографическую, источниковедческую базу исследования;

– выявить идейно-теоретические предпосылки формирования государственно-правовых воззрений А. Валидова;

– исследовать этапы формирования и развития государственно-правовых воззрений А. Валидова;

– охарактеризовать модель государственного устройства, сформулированную А. Валидовым;

– рассмотреть правовые воззрения А. Валидова, проанализировать проекты правовых актов, составленных с участием А. Валидова;

– определить значение социалистической идеи в государственно-право-вой концепции А. Валидова;

– выяснить, как реализовывались теоретические воззрения А. Валидова в его практической, общественно-политической деятельности;

– обосновать возможность использования теоретического наследия А. Валидова в процессе реформирования государственного устройства современной России.

Методологическую основу исследования составляют три группы методов, присущих теории и истории государства и права, истории правовых и политических учений: всеобщий диалектический метод познания, раскрывающий явления в их развитии и взаимосвязи; общенаучные методы (исторический, формально-логический, системный), позволяющие составить целостное представление о правовых и политических взглядах ученого.

Большое значение имеет использование в работе специально-юриди-ческих или частноправовых методов:

1) формально-юридического, с помощью которого выявлялись представления о государстве, праве, обществе и власти, анализировалась законотворческая деятельность;

2) сравнительно-исторического и сравнительно-правового, позволяющих сопоставить законопроекты и предложения, разработанные А. Валидовым с учетом европейского опыта и политико-правовых традиций.

В связи с совмещением в диссертации теоретико-юридических и исторических направлений анализ материала осуществляется на основе сочетания хронологического и проблемно-категорического способов изложения, что позволяет охватить весь процесс становления государственно-правовых взглядов А. Валидова.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых: Д.Ж. Валеева, С.М. Исхакова, З.И. Еникеева, Г.Н. Ишбер-диной, Н.У. Ишемгулова, С.Ф. Касимова, М.М. Кульшарипова, Ф.М. Рая-нова, А.Г. Салихова, Г.Б. Хусаинова, А.М. Юлдашбаева, Б.Х. Юлдаш-баева и других, а также работы зарубежных исследователей: Т. Байкары, Р. Пайпса, Э. Карра, Х. Паксой, С.А. Зеньковского, Р.Н. Шигабдинова, посвященные изучению жизни и творчества, политической и научной деятельности А. Валидова.

Источниковая основа исследования включает 4 блока: архивные источники, опубликованные сборники документов, научные труды и мемуары ученого.

Среди архивных источников уделено внимание документам и материалам, хранящимся в Государственном архиве РФ (ГАРФ), Центральном государственном историческом архиве РБ (ЦГИА РБ), Центральном государственном архиве общественных объединений РБ (ЦГАОО РБ).

Из документов и материалов ГАРФ использованы фонды Наркомнаца (Р-1318), содержащие журналы заседаний Башревкома и также тексты переговоров руководителей Башревкома с центральными органами власти. Из фонда ВЦИК этого же архива (ф. Р-1235) использованы документы об участии делегатов Башкирской Республики, в том числе А. Валидова, в работе VII Всероссийского съезда Советов (5–9 декабря 1919 г.).

Из фондов ЦГИА РБ использованы материалы Башкирского военного совета (ф. Р-1201) и фонда Башревкома (ф. 1107), в которых сосредоточены протоколы заседаний Башревкома, приказы, телеграммы, деловая переписка и тексты переговоров А. Валидова с руководителями ЦК партии и правительства.

Наибольший интерес представляли фонды ЦГАОО РБ, в частности фонд Истпарта (ф. 1832). В нем хранится сборник документов «О контрреволюционной валидовщине» (1917–1920 гг.), в котором содержатся телеграммы, письма, обращения, резолюции съездов, заседаний, доклады А. Валидова. В этом же фонде хранятся материалы I Всероссийского мусульманского съезда, башкирских съездов (1917 г.), а также письма, телеграммы, сведения о взаимоотношениях с Центром, с Сибирским правительством, Самарским Комучем. Ряд источников содержит фонд партархива (ф. 9776) ЦГА ОО РБ. В нем представлены приказы Башкирского центрального шуро об отношении к Временному правительству, к Советскому правительству, документы об объявлении Башкирской автономии, обращения Башкирского военного совета и Центрального шуро к народу, а также текст Положения об автономии «Малой Башкирии».

В качестве источников в работе использовались труды В.И. Ленина и И.В. Сталина. Применительно к данному исследованию нас в большей мере интересовали ленинские принципы национально-государственного устройства и самоопределения наций и особенности национальной политики И.В. Сталина. Этой проблеме В. Ленин уделяет внимание во многих работах, среди которых «Тезисы по национальному вопросу», «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение», «К вопросу о национальной политике» и др. В своей работе «О праве наций на самоопределение» В.И. Ленин указывал, что под самоопределением наций разумеется государственное отделение от чуженациональных коллективов, образование самостоятельного национального государства. Он отмечал: «…отрицание свободы определения, то есть отделения наций, означает лишь защиту привилегий господствующей нации и полицейских приемов управления в ущерб демократическим».

Критикуя великодержавность русской нации, В. Ленин признает: «…создание самостоятельного и независимого государства остается пока в России привилегией одной только великорусской нации». В связи с этим решение предоставить возможность башкирским массам учредить автономную республику и всячески помогать самостоятельному, свободному развитию каждой народности В. Ленин считал наиболее правильным.

Но в дальнейшем отношение В. Ленина к самоопределению меняется. Он переходит к тезису о том, что «…социал-демократия, как партия пролетариата, ставит своей положительной и главной задачей содействие самоопределению не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности». Мы можем сделать вывод, что большинство нерусских народов России, руко-водствуясь данным тезисом, не могли воспользоваться этим правом, ибо в их составе было незначительное число пролетариата. Кроме того, такая точка зрения неизменно приводила В. Ленина к отрицанию роли национальной буржуазии в освободительных движениях, обвинению ее в стремлении к «национальной исключительности», что отразилось не только на взглядах А. Валидова, но и его судьбе в целом.

Многие работы И.В. Сталина также посвящены национальному вопросу: «Марксизм и национальный вопрос», «Политика Советской власти по национальному вопросу в России», «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве», «О Татаро-Башкирской Советской Республике» и др.

Среди опубликованных источников были использованы материалы сборника документов об образовании Башкирской АССР, изданного в 1959 году, а также нового многотомного сборника документов «Национально-государственное устройство Башкортостана (1917–1925 гг.)» под редакцией Б.Х. Юлдашбаева, в котором содержатся документы, связанные с политической деятельностью А. Валидова. Из массива документов по изучаемой проблеме использовались три тома.

Первый том охватывает период с 1917 по май 1918 года. В нем опубликованы решения башкирских съездов, приказы Башкирского шуро о провозглашении Башкортостана автономией. Второй том раскрывает борьбу за автономный Башкортостан в период Гражданской войны и процесс государственного строительства Башкортостана в условиях соглашения с большевиками. В исследовании использовались документы о присоединении Башкирского правительства во главе с А. Валидовым к Белому движению и его примирении с большевиками на условиях выделения Башкортостана в автономию, а также материалы переговоров и соглашений об организации автономии Башкортостана. Из 3-го тома изучены материалы, связанные с процессом формирования республики по советской модели автономии, а также о разрыве Башкирского правительства с большевиками, решения совещания с участием Л. Троцкого по урегулированию этнополитической ситуации вокруг башкирской автономии.

В работе также использованы материалы издания «А.А. Валидов – организатор автономии Башкортостана». Сборник содержит резолюции съездов, связанные с образованием «Малой Башкирии», а также правовые акты, к разработке которых имел отношение А. Валидов. Различные сведения о башкирском национальном движении и роли в этой борьбе А. Валидова содержатся в сборниках под редакцией М.Н. Губогло, Ф.Х. Гумерова, в сборнике «Парламентаризм в Башкортостане: история и современность», а также в материалах русского исторического архива в Праге.

Источниковую базу данной работы пополнил сборник, изданный А. Юлдашбаевым. В него вошли письма академика В. Бартольда, В. Минорского, письма А. Валидова к В. Ленину, М. Фрунзе и другим и обращения А. Валидова к ЦК РКП (б), к башкирскому народу. В сборнике также опубликован доклад А. Валидова, с которым он выступил на заседании Конгресса социалистических партий (левых социалистов) в Германии. Интерес представляют письма А. Валидова и М. Чокаева, опубликованные в отдельном сборнике и содержащие сведения о доэмиграционной деятельности ученого.

В качестве источников использовались труды А. Валидова, в которых содержатся сведения о научной и общественно-политической деятельности автора. Среди них следует выделить «Путевые заметки Ибн Фадлана», «Современный Туркестан и его недавнее прошлое», «Введение во всеобщую историю», «Методология исторических исследований». Особый интерес представляли его монографии: «Семнадцать занесенных песком городов и Садри Максуди-бей», «Тюрк ва татар тарихы», «История башкир». Его труды помогают глубже понять периодизацию исторического развития тюркских народов, а также истоки национального движения башкир, их стремления к самостоятельности.

Наиболее значимым источником являются «Воспоминания» А. Валидова, в которых отражаются сведения о становлении его как ученого и политического деятеля. Автор уделяет внимание своей деятельности в Урало-Поволжском регионе и в Туркестане: организации и участию в работе башкирских съездов, борьбе за федеративное устройство и провозглашение автономии в Башкортостане. В отдельном разделе описывает сложные события сотрудничества с советской властью и причины разрыва с Советами, дает критическую оценку политики большевиков в отношении национального движения башкир и народов Туркестана. Особый интерес привлекают представленные в мемуарах программы политических партий Средней Азии, а также материалы о его встречах и сотрудничестве с А. Керенским, М. Горьким, В. Лениным, Л. Троцким и многими другими политическими деятелями. Однако в «Воспоминаниях» не нашли отражения некоторые стороны биографии автора: об отношениях А. Валидова с эсеровской партией, о вступлении в ряды коммунистической партии, о наличии связей с атаманом А. Дутовым.

Перечисленные недостатки не умаляют значения данного источника – мемуары ученого содержат богатый материал о политических взглядах автора и значительно облегчают задачу исследователей.

Подводя итоги обзору источников, применительно к данному исследованию можно сделать вывод о том, что авторами создана богатая библиографическая и документальная база для исследования деятельности А. Валидова по созданию башкирской автономии, а также его научной и общественно-политической деятельности.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первую попытку комплексного историко-юридического исследования государственно-правовых воззрений А. Валидова, которые ранее не могли быть объективно рассмотрены в силу господствующих идеологических схем.

В диссертации впервые в отечественной юриспруденции исследованы государственные и правовые воззрения А. Валидова; выявлены идейно-теоретические истоки их формирования; охарактеризованы этапы их развития; конкретизированы вопросы, связанные с взглядами на форму государства и с концепцией общественного устройства, проведен анализ ряда законопроектов, разработанных А. Валидовым, и выявлена возможность их практической реализации в условиях современной России.

Воззрения А. Валидова анализировались на основе привлечения широкого круга источников – научных и публицистических трудов ученого, материалов Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) и Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ), некоторые из которых впервые были введены в научный оборот.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Идейно-теоретические истоки государственно-правовых воззрений А. Валидова восходят к концепциям мыслителей Средневековья, в частности Ибн Хальдуна, а также тюркских ученых и российских востоковедов (Н. Катанова, В. Бартольда, В. Радлова, К. Залемана). На формировании взглядов А. Валидова отразилась исламская традиция равенства всех мусульман без социальных и национальных различий, а также его деятельность в качестве помощника депутатов мусульманской фракции Государственной думы, боровшихся за сохранение религиозно-культурной самобытности своего народа, достижения фактического и юридического равенства мусульман и других народов России. На становление политических воззрений оказали влияние труды первого русского марксиста Г.В. Плеханова, а также Н.М. Ядринцева, А. Ибрагимова, Г. Сыртланова, С.-Г. Джантурина, выступавших за право народов на автономию, а также его сотрудничество с такими политическими деятелями, как А. Керенский, А. Цаликов, М. Горький, М. Чокаев.

Формированию государственно-правовых воззрений А. Валидова способствовали историко-политические предпосылки: падение самодержавия в России, социалистическая революция, необходимость государственного переустройства, национально-освободительное движение тюркских народов, Гражданская война.

2. В эволюции государственно-правовых воззрений А. Валидова можно выделить три основных этапа:

1) формирование исследовательской позиции и политико-правовых воззрений (до октября 1917 г.);

2) участие в реформировании государственного устройства, в разработке правовых актов и идеологии национального движения в борьбе за образование башкирской автономии, а также в басмаческом движении в Туркестане;

3) эмигрантский период развития государственно-правовых воззрений и активной научной деятельности.

3. В трактовке типологии государства А. Валидов – сторонник цивилизационного подхода. По его мнению, основными критериями разделения государств на типы являются духовные, исторические, культурные признаки (наука, нравственность, право, религия).

Модель государства, разработанная А. Валидовым, предусматривала со-здание в России многонационального федеративного светского государства, построенного на широкой демократической основе. Федерализм в его политико-правовых воззрениях рассматривался как идеал государственного устройства России и как протест против национальной и социальной несправедливости.

К важнейшим компонентам государства А. Валидов относил республиканскую форму правления, разделение властей, отделение государства от церкви, многообразие форм собственности, местное самоуправление. В качестве признаков демократического режима А. Валидов рассматривал: многопартийность; наличие избирательных прав, основанных на принципах равенства, гласности, независимости от социального и имущественного положения, пола; участие представителей различных национальностей в управлении государством, независимость печати. Он выступал против сращивания партийной элиты с государственным аппаратом.

4. Особое внимание А. Валидов уделял решению национального вопроса. В проводимой большевиками политике русификации, уничтожения языков, литературы и религии нерусских народов и навязывания советской культуры, в кадровой политике А. Валидов видел методы, использование которых приведет к централизованному, бюрократическому унитаризму, беззаконию и террору. По его мнению, государству, насильственно удерживающему различные народы, проводящему грубую национальную политику, грозит неминуемое разрушение. А. Валидов предсказал временные рамки распада СССР и образование на его территории независимых, суверенных государств тюркоязычных народов.

5. А. Валидов являлся сторонником идей марксизма, не разделяющим взглядов большевиков. Под социализмом А. Валидов предлагал понимать общественный строй, основанный на принципах демократии, социальной справедливости, равенства, права народов на самоопределение. Он выступал против таких проявлений социализма, как: огосударствление всех форм собственности, способствующее уничтожению у людей частной инициативы; теория диктатуры пролетариата как «высшей» формы демократии; классовое содержание национальной политики; однопартийная система государственного управления. А. Валидов считал, что претворение социалистической теории в жизнь возможно только на основе демократии и эволюционного развития в сочетании с национальной идеей и религиозными ценностями.

А. Валидов вынашивал идею создания социалистической партии сначала в Башкортостане, затем в Туркестане; внес вклад в объединение различных политических партий и течений в Туркестане, а также в выработку общей программы и единой идеологии национального освободительного движения.

6. Правовые воззрения А. Валидова выражены в документах, к разработке и принятию которых он имел непосредственное отношение. При участии А. Валидова были разработаны проекты «Положения об автономной Малой Башкирии» (Конституции), «Положения о кантональном управлении», а также резолюции Курултая «Об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации» (декабрь 1917 г.). Предложенные проекты содержали в себе правовую базу для установления в России федерации, национальной автономии, отношений между федеративным центром и субъектами многонационального государства, а также организации местного самоуправления.

7. Реализация теоретических воззрений ученого и политика в практической деятельности выражена в следующих аспектах: организация национально-освободительного движения в Башкортостане, Средней Азии; создание на договорной основе автономного Башкортостана в составе федеративного государства; разработка законопроектов, определяющих основы государственного строя, систему государственных органов, местного самоуправления, разграничения предметов ведения центра и субъектов; объединение различных политических партий и течений в Туркестане, а также выработка общей программы и единой идеологии национального освободительного движения; организация государственной власти в Башкортостане на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также сохранение и дальнейшее развитие местного самоуправления.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что сформулированные в работе теоретические положения и выводы дополняют и расширяют сферу научного знания в области историко-правовых дисциплин и имеют практическое значение для современного решения проблем государства и права. Идеи А. Валидова о соотношении религии и политики, равного участия представителей различных национальностей в работе государственных органов (от высших органов до органов местного самоуправления), нецелесообразности сращивания государственного аппарата с партийным могут быть учтены при разработке государственно-правовых реформ в России. Таким образом, работа представляет интерес для выработки научно обоснованных приоритетов и ориентиров национальной политики в многонациональном государстве.

Результаты исследования могут быть использованы в системе юридического образования при проведении лекционных и семинарских занятий по теории государства и права, истории государства и права России, истории государства и права Башкортостана.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на кафедре государственного права, кафедре истории, истории государства и права Нефтекамского филиала ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» и получили положительные отзывы. Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедры истории, истории государства и права Нефтекамского филиала ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Отдельные аспекты и положения диссертации были изложены в до-кладах и выступлениях: на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления гражданского общества» (2-3 октября 2008 г., г. Нефтекамск); научно-практической конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (г. Н. Новгород, 2008 г., 2010 г.); Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного российского права (23 апреля 2010 г., г. Сибай) и др. Материалы исследования отражены в восьми публикациях автора общим объемом 3,35 п. л.

Структура диссертации подчинена логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Государственно-правовые воззрения А. Валидова : Ахмет-Заки Валиди Тогана