Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт преступления и наказания в мусульманском праве Кангезов Марат Русланович

Институт преступления и наказания в мусульманском праве
<
Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве Институт преступления и наказания в мусульманском праве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кангезов Марат Русланович. Институт преступления и наказания в мусульманском праве : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Кангезов Марат Русланович; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2010.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/790

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие мусульманской концепции преступления и наказания 14

1. Мусульманское право как разновидность религиозного права: понятие, система, источники 14

2. Развитие представлений о преступлении и наказании в Арабском халифате и Османской империи 32

Глава 2. Развитие уголовно-правовой защиты общественных отношений в странах с элементами исламской правовой традиции XIX-XX вв 56

1. Преступление и наказание в теократических исламских государствах ..56

2. Преступление и наказание в странах со смешанной правовой системой 75

Глава 3. Правовое регулирование борьбы с преступностью в исламских регионах Российской империи, СССР и постсоветской России 92

1. Мусульманское право в дореволюционной России. Особенности правового регулирования борьбы с преступностью на Северном Кавказе и в Средней Азии до начала XX века 92

2. «Советский шариат» и мусульманско-правовая культура в постсоветской России: влияние на правовое регулирование борьбы с преступностью 120

Заключение 136

Список литературы 141

Введение к работе

Актуальность темы. Ислам — последняя по времени возникновения мировая религия. При этом наиболее экспансивная из всех. Там где ислам уже утвердился и обратил население в свою веру, он никогда не отступал. Известно немало примеров обращения в ислам народов, исповедовавших ранее христианство, индуизм, буддизм, иудаизм, зороастризм, но нет ни одного примера отхода от ислама народа, раз принявшего его. От господства ислама освобождались территории, как Испания в XV веке, но не народы. Приверженцев ислама теснили, изгоняли с их земель (арабо-израильские войны), но ни в какую другую веру не обращали. Даже господство коммунистической идеологии в исламских республиках СССР не превратило их в атеистические.

Считается, что иммигранты пополняют население европейских стран и при этом ассимилируются и становятся европейцами. Однако с мусульманами этого не происходит. Исламские общины в Европе не подвергаются никакому европейскому воздействию. Напротив, они все громче провозглашают призывы «установить ислам в безбожной Европе». На улицах Лондона, Парижа и Женевы сотни молодых мусульман открыто выступают против стран, приютивших их родителей. Они клянутся в верности Усаме бен Ладену и его ценностям - свержению западных демократий во имя установления исламского супергосударства, живущего по законам шариата.

Современная исламская община мира насчитывает около полутора миллиардов последователей. Уже сегодня мусульманские страны, за единичным исключением, объединены знанием арабской лексики, арабской культуры, паломничеством в Мекку, панарабскими средствами массовой информации. По словам сотрудника Института Востоковедения РАН в

Москве, таджикского ученого А. Гафурова, современный ислам — это «особая организация с жесточайшей дисциплиной, которая ставит своей целью подчинение всего рода человеческого».1 Ислам - это религия со строго определенными заповедями, нормами поведения и мировоззрения, обязательными для всех. Сами мусульмане называют ислам не религией, а словом «дин», которое в приблизительном переводе означает «закон», «политическое установление», некую социально-политическую реальность, идущую от Бога. Этот «закон» и лежит в основе шариата.

Россия — многоконфессиональное государство. Так, к концу XIX в. на территории России проживало 18 млн. мусульман, столько же, сколько в Османской империи.2 Тем не менее, за исключением Кавказской войны, в исторических источниках сведений о крупных столкновениях мусульман с государственной властью не имеется, следовательно, мусульмане мирно уживались с христианами.

И в настоящее время ислам составляет заметную долю российского конфессионализма. В России число мусульман всегда было и остается значительным. В настоящее время около 20 млн. человек россиян относятся к мусульманской конфессии, не считая временно пребывающих и незаконных мигрантов, количество которых также значительно. Кроме того, многие мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы. Шесть республик бывшего СССР, входивших многие годы вместе с Россией в состав единого государства, ныне - шесть из одиннадцати государств СНГ (Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан) населены мусульманами.

Основными регионами распространения ислама в России являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ и такие крупные города как Москва, Санкт-Петербург и другие. Значительная часть российских мусульман проживает в своих национально-государственных

1 Цнт. по: Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизащія России. Тревожные сценарии будущего. М.:
Вече, 2005. С. 353.

2 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 107.

образованиях, которые являются субъектами Российской Федерации. При этом ислам для своих приверженцев - это не только религия, а универсальная регулятивная система, охватывающая все социальные нормы, в том числе и право. История показывает, что мусульманское право в большем или меньшем объеме функционировало в России практически всегда, даже в первое десятилетие советской власти. Сегодня во многих мусульманских регионах России, особенно на Северном Кавказе, при регулировании некоторых отношений фактически действуют нормы шариата.1

В постсоветской России все больше ощущается влияние «исламского фактора» на криминогенную обстановку. Этнические криминальные группировки, в том числе и состоящие из представителей мусульманских народов, играют сегодня не последнюю роль в развитии организованной преступности в России. Война в Чечне послужила причиной ряда террористических актов, совершенных на территории России. Кавказ был и остается сложным регионом. Сейчас многие страны вынуждены обратиться к переоценке размеров и характера террористической угрозы, возможностей и потребностей ответа на нее со стороны отдельных государств и всего мирового сообщества. В свете терактов в различных районах мира стало ясно, что терроризм действительно превратился в многоаспектный, в высокой степени опасный и долговременный фактор развития современного общества. Северокавказский регион, являясь стратегически важным для Российской Федерации, всегда оставался своеобразной «буферной зоной». Сегодняшний кавказский терроризм - это не что иное, как продолжение кавказской войны, начало которой - в далеком прошлом - и одновременно часть многовекового противостояния западной и мусульманской цивилизаций.

Все происходящее отнюдь не добавляет авторитета исламу, а, учитывая довольно низкий уровень культурного развития нынешнего общества, лишь

См. Старостина С.А. Шариат в истории Российского государства: объективная закономерность или парадокс. - Калининград: КЮИ МВД России, 2002.

6 вызывает нетерпимость к мусульманам, их неприятие, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. В связи с этим важно не допустить, чтобы общество поддалось провокациям со стороны тех лиц, которые в своих целях пытаются выборочно использовать нормы Корана, дискредитируя и саму религию и народы, которые ее исповедуют.

Для решения этого вопроса необходим целый комплекс политических, социальных, экономических и, конечно же, правовых мероприятий. В частности, учитывая ценность мусульманского права, превосходную проработанность ряда его отраслей, народы Северного Кавказа могли бы использовать отдельные его нормы, не противоречащие законодательству РФ. Мусульманская правовая культура содержит немало полезного для решения актуальной в условиях России задачи подведения под политику нравственных и правовых основ. В теории ислама мусульманское право считается стоящим не только вне политики, но и над ней, рассматривается в качестве своеобразного эталона, которым должна измеряться политика, критерия ее справедливости, правильности, соответствия праву. Особое значение мусульманского права в этом отношении определяется тем, что оно исходит из обоснования не только нравственно-религиозных, но и нравственно-правовых рамок политики. Такой подход, очевидно, особенно актуален для нынешней России, провозглашенной ее Конституцией правовым государством. С учетом этого изучение исламского фактора в развитии национальных и исламских регионов и регионов с исламским компонентом является актуальным.

Изучение исламского фактора важно для правоприменительной деятельности. Довольно часто многие этнические и полиэтнические группировки, прикрываясь исламом, подают протесты о нарушении их религиозных чувств. С такими проблемами, в первую очередь, сталкиваются сотрудники правоохранительных органов России, которые зачастую не имеют элементарных знаний об исламе. В силу этого они часто совершают действия, которые приводят к конфликтам и нарушениям российского

законодательства. Исходя из сказанного можно сделать вывод о необходимости тщательного изучения ислама, его особенностей. Для этого необходимо всесторонне, на основе различных подходов и методов изучить ислам и его роль в государственно-правовой политике мусульманских стран и, в первую очередь, в борьбе с преступностью, с целью дальнейшего полезного использования этого исторического опыта в государственно-правовой политике России. Это позволит выявить объем и характер криминальной угрозы России, гражданам со стороны исламских экстремистов и криминальных акций и деяний, на которые они решаются в России.

Вышеизложенные положения определили в конечном итоге актуальность, цели и основные задачи настоящего исследования.

Цель исследования состоит в изучении особенностей трактовок институтов преступления и наказания в мусульманском праве, правового регулирования борьбы с преступностью в государствах, правовые системы которых в различной степени сочетают нормы мусульманского, традиционного и светского права, а также в анализе уголовно-правового регулирования общественных отношений в исламских регионах России.

Сформулированная цель конкретизирована в следующих задачах:

  1. Определить мусульманское понимание институтов преступления и наказания, раскрыть исламскую доктрину преступности и борьбы с ней;

  2. Выявить и показать антикриминальный потенциал ислама, раскрыть влияние ислама и шариата на организационные и правовые основы борьбы с преступностью;

3. Дать характеристику процессу формирования и исторического развития представлений о преступлении и наказании в мусульманских государствах, раскрыть исторический опыт борьбы с преступностью в исламских странах;

4. Раскрыть особенности правового регулирования борьбы с
преступностью в странах дальнего зарубежья: с теократической, смешанной
и светской государственностью;

  1. Показать исторический опыт совместного проживания мусульман и христиан на территории России. Раскрыть исторический опыт России в управлении исламскими регионами, в том числе в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

  2. Сформировать систему знаний об исламе, его основных положениях, правовых устоях жизни мусульман, необходимых в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов России при осуществлении работы с мусульманами — гражданами России и иных государств, при предупреждении правонарушений в мусульманской среде, в борьбе с преступностью с участием в ней исламских элементов, в том числе в борьбе с терроризмом.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с возникновением и развитием ислама.

Предмет исследования составляют институт преступления и наказания в мусульманском праве, исламские концепции государства и права, преступности и борьбы с ней, исторический опыт исламских государств и России, их государственных и правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Методологические основы и методы исследования. В ходе диссертационного исследования были использованы как общенаучные, так частнонаучные и специальные методы познания. Методологической основой работы стали диалектический метод, индукции и дедукции, анализа и синтеза, метод юридической компаративистики, системный и исторический подходы.

Источниковая база исследования. Основу настоящего исследования составили источники мусульманского права, труды

мусульманских правоведов прошлого и современности; законодательные и иные нормативные акты на русском и иностранном языках, главным образом, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные, Конституции государств СНГ, стран Африки и Ближнего Востока.

Также в процессе работы над диссертацией использовались иные российские, советские и зарубежные документы и материалы: дипломатическая переписка, международные соглашения и договоры, парламентские, статистические и иные ведомственные материалы, мемуары, памятные записки, публицистические и историко-географичесіше очерки государственных, политических и общественных деятелей, ученых, путешественников, а также периодическая печать и пресса.

Степень научной разработанности проблемы.

Общетеоретическое значение для диссертации имеют научные труды таких ученых как Г. Дж. Бермана, Р. Давида, О.А. Жидкова, Ю.Н. Жданова, Н.А. Крашенинникова, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, А. Тойнби.1

Непосредственно при исследовании проблем, связанных с изучением мусульманского государства и права использовались работы Л.С. Васильева, Е.А. Дорошенко, М.А. Керимова, Л.М. Кулагиной, И.Л. Фадеевой и других советских ученых. В данных работах рассматривались проблемы, связанные с возникновением и развитием религий Востока, их влиянием на развитие общественных отношений и т.д. Наряду с несомненно большим научным значением этих работ, следует отметить определенную идеологическую заданность. В них сделана попытка уложить восточные общества в одну

1 Берман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования. М., 1998; Давид Р.
Основные правовые системы современности. М., 1998; История государства и права
зарубежных стран. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1996; Марченко
М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник - М.: Проспект, 2001; Марченко
М.Н. Курс сравнительного правоведения. - М.: ООО «Городец-издат», 2002; Нерсесянц
B.C. Общая теория права и государства. - М.: Норма-Инфра, 1999. Тойнби А. Постижение
истории. М., 1991.

2 Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Дорошенко Е.А., Кулагина Л.М.
Государственный строй Ирана. М., 1957; Керимов М.А. Государственный строй Турции.
М., 1956; Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 1993 и др.

общую формационную схему. В соответствии с марксистским пониманием истории в основу права и государства ставились, в первую очередь, экономические процессы.

В настоящее время появились исследования, построенные на новых научных подходах и методах. Это работы отечественных и зарубежных авторов: Л.Р. Сюкияйнена, Р.Г. Ланды, Р. Максуд, З.Х. Мисрокова и других ученых. Необходимо особо отметить большой научный вклад в разработку данной проблематики профессора Л.Р. Сюкияйнена.1 Непосредственно проблемы правового регулирования борьбы с преступностью в мусульманских государствах получили освещение в работах А.С. Боголюбова, С. Боронбекова, В.А. Лихачева, Г.И. Муромцева, А.В. Наумова, С.А. Старостиной и других авторов.2

Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью данной проблематики в отечественной и зарубежной литературе. Оно представляет собой одно из первых комплексных исследований институтов преступления и наказания в мусульманском праве с историко-правовых позиций. Фактически впервые

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право
в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся
странах. Сб. статей. М., 1976; Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманского государства:
доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций.
М., 1984; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.,1997; Ланда Р.Г.
Ислам в истории России. М., 1995; Рукайя Максуд. Ислам. М., 1998; Мисроков З.Х.
Феномен адатского и мусульманского права мусульманских народов Северного Кавказа в
процессе трансформации российской государственности (XIX начало XXI в.).
Государство и право. № 11, 2002.

2 Боголюбов А.С. Пресечение и наказание в мусульманском праве (VIII-IX вв.). Ислам.
Религия, общество, государство. Сб. статей. М.,1984; Боронбеков С. Афганское уголовное
право: (История и современность). Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1996; Лихачев В.А.
Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988; Муромцев Г.И. Источники права в
развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987; Наумов А.В. Основы уголовного права
и процесса Демократической республики Афганистан. М., 1987; Старостина С.А.
Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской
правовой традиции (историко-теоретическое исследование). Дисс. на соискание уч. ст.
канд. юр. наук. М., 1999;

11 проведено исследование борьбы с преступностью в странах с исламскими правовыми традициями. В определенной степени исследуются вопросы распространения исламской преступности в мире и экспорта ее в Россию. Большое внимание уделяется возможности использования позитивного потенциала ислама в борьбе с преступностью исламских элементов в «мусульманских» субъектах Российской Федерации, а также в регионах, где значительны исламские диаспоры. Указанные вопросы затрагивались в научных работах вышеуказанных отечественных авторов. Однако полных комплексных исследований института преступления и наказания в мусульманском праве с историко-теоретических позиций до сегодняшнего дня не проводилось.

Основные теоретические положения, выносимые на защиту:

  1. Преступление в мусульманском праве - это нарушающее заповеди Корана, общественно опасное деяние, виновно совершенное мусульманином или иноверцем, находящимся в пределах действия шариата, запрещенное Кораном и другими источниками мусульманского права под страхом наказания.

  2. Классическая мусульманская концепция наказания, зародившаяся в Арабском халифате, заключается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступлений либо путем его уничтожения — смертной казни, либо путем членовредительных наказаний, в результате применения которых человек остается жив и свободен, но как преступник становится неопасен. Таким образом, наказание является одним из видов борьбы с преступностью как социальным явлением.

3. Мусульманское право отличается особой близостью взаимосвязи
норм права, правосознания и поведения, когда правовая норма
воспринимается верующими как выражение своих представлений о должном
и справедливом, что предопределяет их готовность подчинить свое
поведение данному правилу. Шариат вторгается во внутренний мир
мусульманина, постоянно ориентируя его на то, что все его поступки

открыты взору Аллаха, и наказание за проступки в будущей жизни неотвратимо. Таким образом, шариат изначально уничтожает преступные намерения, возникающие в мыслях мусульманина.

4. Исламская концепция борьбы с преступностью заключается в
уничтожении преступности, начиная с преступных помыслов и заканчивая
возможным их совершением.

5. Признание адата и шариата элементами системы права России в XIX
в., инкорпорация их в правовую систему империи обусловили зарождение в
унитарной России правового плюрализма, формирования уникальной
правовой панорамы. Российская администрация на Северном Кавказе
легализовала нормы шариата, санкционировала сравнительно широкое
применение адатского права, которое было систематизировано и
рационализировано сообразно российским правовым понятиям. Смешение
обычного права и шариата с правом России сыграло положительную роль в
обеспечении правопорядка и эволюции правосознания в мусульманских
регионах России и, в частности, на Северном Кавказе.

6. Мусульманская правовая культура имеет в России вековые
традиции. Включение элементов шариата в правовую систему России
возможно и даже необходимо. Такая возможность допускается действующим
российским законодательством, главным образом, в сфере частно-правового
регулирования.

Научно - теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты данного исследования могут быть использованы как теоретическая база для последующих исследований, а также в качестве вспомогательных материалов для изучения государственными органами положения в исламских странах, в регионах России при принятии политических, управленческих и иных решений, связанных с борьбой с преступностью. Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе по теории и истории государства и права, отдельным темам уголовного права.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи, результаты, выводы и рекомендации диссертации отражены в публикациях автора по теме диссертационного исследования. Положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих по два параграфа и заключения.

Мусульманское право как разновидность религиозного права: понятие, система, источники

Несмотря на достижения научно-технического прогресса и информационных технологий, развитие культуры и образования, религия не исчерпала своей регулятивной роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира. При этом все существующие религии можно разделить на три группы: мировые религии; национальные и региональные религии; родоплеменные религии или культы. Каждая из этих групп религий оказывает влияние на право. В некоторых случаях (христианство, буддизм, родоплеменные культы и др.) это влияние незначительно и сказывается лишь на особенностях правосознания, в других (ислам, иудаизм, индуизм) — право, возникнув в рамках самой религии, продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи с ней, образуя такое явление как религиозное право.

К категории мировых религий относятся христианство, ислам и буддизм. Особенностями этих религий являются: широкое распространение по всему миру; большой исторический период формирования; охватывают представителей многих этносов; особая социальная гибкость, т.е. способность функционировать в различных исторических и социальных средах, привлекать к себе разные социальные слои. Каждая мировая религия оказала значительное влияние на правовое развитие человечества. Ислам сформировал крупнейшую религиозную правовую систему - мусульманское право, которая продолжает функционировать по сей день. Ислам как мировую религию нельзя рассматривать без его правовой основы -мусульманского права, так как оно регулирует основные сферы общественных отношений мусульманской общины.

Христианство также имело свое право - каноническое, но его роль на современном этапе незначительна. В то же время христианство оказало значительное влияние на формирование западной правовой культуры. Это доказательно обосновывает Г. Дж. Берман в своем фундаментальном труде, где описывает влияние католицизма и канонического права на формирование западной правовой традиции.1

Индусское, иудейское, мусульманское право нередко называют религиозными правовыми системами (Саидов, Марченко и др.), следуя классификации Р. Давида. Однако, исходя из определений «правовой системы» сегодня назвать религиозной правовой системой можно только мусульманское право, поскольку лишь оно из перечисленных самостоятельно функционирует в ряде государств современного мира (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и др.). Индусское же и иудейское право больше заслуживают наименования - религиозное право или религиозные правовые подсистемы, так как, не образуя самостоятельных национальных правовых систем, действуют как подсистемы соответственно в Индии, Израиле, других государствах, в которых имеются данные религиозные общины, регулируя общественные отношения, связанные с религиозной принадлежностью и личным статусом индуса или иудея. В историческом контексте и индусское, и иудейское, и мусульманское право можно называть правовыми системами, поскольку с момента возникновения до колониальной эпохи, когда национальное право стало вытесняться правом метрополий, эти правовые системы функционировали как самостоятельные глобальные регулятивные системы, охватывающие все сферы жизни населения стран распространения соответствующих религий.

По мнению С.А. Старостиной, «религиозное право» - это система правил поведения и религиозно-этических принципов, закрепленных в религиозных источниках, а также сложившихся обычаев и традиций, регулирующих отношения человека с Богом и между членами общества, обязательных для приверженцев той или иной конфессии.

Характерные черты религиозного права: 1) исторически складывается в рамках той или иной религии; 2) источниками права выступают священные тексты и гибкая система их толкования (иджтихад в мусульманском праве, раввинские толкования в иудейском и т.д.), так как неизменные, «застывшие» священные книги не способны регулировать развивающиеся общественные отношения. Толкования же придают религиозному праву динамизм;

3) строится на духовно-ценностной основе, призванной бороться не только с внешними противоправными деяниями, но и с внутренними человеческими пороками, которые приводят к совершению преступлений. В основе религиозного правопорядка лежит всеобщая нравственность;

4) отсутствие как таковой системы права, деления на отрасли, частное и публичное, материальное и процессуальное право;

5) применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем приверженцам данной религии;

6) ограниченное регулятивное воздействие на общественные отношения в современных государствах. Сфера применения религиозного права, за исключением ряда теократических исламских государств - некоторые области частного права: брачно-семейные отношения, наследование, опека и попечительство, благотворительность, а также иные отношения, связанные с личным статусом верующего.

Таким образом, крупнейшей религиозной правой системой, основанной на мировой религии - исламе, является сегодня мусульманское право.

Согласно историческим исследованиям и священному преданию, ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы - один из многих семитских народов, издавна обитавших в этом районе Ближнего Востока. На рубеже VI-VII вв. Аравия переживала политический, социальный, идеологический и духовный кризис. Обособленные племенные культы, многобожие препятствовали объединению аравийских государств в одну страну. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых религиозных идей и ориентиров, направленных на уничтожение племенной розни, смягчение противоречий, создание централизованного государства. В условиях Аравии это могла сделать только новая религия и ее идеологические постулаты.

В VII в. в Южной Аравии распространилось движение ханифов -пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам в пользу единого нового арабского бога.1 Проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого вносила определенный вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было проявиться. Создателем новой религии стал Мухаммад - человек, вошедший в историю ислама в качестве его великого и главного пророка. В Мекке новое учение было встречено сопротивлением со стороны курайшитов, что вынудило Мухаммада перебраться в соседнюю Медину, где вскоре после его прибытия большинство населения вступило в число общины правоверных. Прошло немного времени, и влиянию исламской общины подчинилась вся Южная и Западная Аравия.

Развитие представлений о преступлении и наказании в Арабском халифате и Османской империи

Ислам способствовал переходу арабского общества от различных форм родоплеменнои и полисной государственности, от раздробленности, множественности арабских государств и разнообразия их форм к объединению страны, к созданию единого арабского государства. Это государство основывалось на монотеизме, общих религиозных и нравственных установлениях, которые приобрели общеарабский характер. Они охватили всю территорию Аравии, все сферы жизнедеятельности арабов: производство, образ жизни, быт, социально - сословную иерархию, государство и право.

Исламская концепция политики и права исходит из того, что вся власть принадлежит Аллаху. Истинным законодателем в мире ислама является Аллах, а законодательная деятельность, поскольку она делегирована верующим, должна осуществляться так же, как и вера, в соответствии с положениями Корана и практикой пророка.

Следовательно, императивные нормы права предписываются Аллахом, именно они составляют основу публичного правопорядка. Для всех отраслей мусульманского права, согласно доктрине, существует один и тот же источник - Аллах, который через откровение дал свое право человеку.

Ведущие юристы-теологи современности продолжают считать, что, в отличие от других религий, «ислам создал всеобъемлющую юридическую и законодательную систему, пригодную для всех времен и ситуаций и содержащую неизменные и непреходящие базовые принципы, отвечающие потребностям меняющейся обстановки». Также признается, что «ряд положений был заимствован из широко распространенных обычаев и традиций, но только в той степени, в какой они не противоречат основополагающим правилам и ценностям новой религии».

В целом Арабскому халифату были присущи следующие существенные черты. Источник власти зиждется по существу на религии. Верховная власть находится у Бога, Пророка и халифов. Неразделенность религиозной, политической и административной власти. Наличие государственной, общественной и частной собственности на землю. Земля не была товаром, все население облагалось налогами. Воины получали жалование и право сбора кое-каких налогов с населения, в пределах, необходимых для поддержания своей боевой готовности.

Верховная власть в Арабском халифате принадлежала халифу. Халиф был религиозным главой арабов и всех уверовавших в Аллаха, он был главой церкви, верховным главой государства, верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьей. Халиф назначал всех высших чиновников в стране.

Нормы уголовного права в Арабском халифате представляли собой наименее разработанную часть шариата. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя уже и существовали такие понятия как незнание законов, раскаяние, рецидив и т.п.

Мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы (хадд, кисас и тазир). Первую из них - хадд - составляли деяния, которые преступными считал сам Мухаммад. Они трактовались как посягательство на "права Аллаха", поэтому не подлежали прощению. Самым тяжким преступлением считалось отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Не менее жестоко карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления - бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений — кисас - составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаю кровной мести, то есть непосредственной расправы потерпевшего или его родственников с обидчиком. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом в случае согласия сторон. За неумышленное убийство предусматривался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность возникала по принципу талиона. Этот принцип отчетливо закреплен в Коране, где предписано: "И воздаянием зла - зло, подобное ему"1 - а также: "И предписали Мы, что душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны - отмщение".2

Третью группу преступлений - тазир - составляли деяния, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках мусульманского права. С развитием государства, в целях укрепления сложившегося общественного порядка начинают рассматриваться как уголовные такие деяния, как неуплата закята (налога в пользу бедных), несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбление, хулиганство, обвешивание, мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказанного муджтахидами и от усмотрения отдельных судей.

Преступление и наказание в теократических исламских государствах

Концепции «исламского государства» представляют собой различные попытки теоретически разработать такие формы власти, которые бы полностью соответствовали единству светского и духовного начал. Суннитские концепции исламского государства начали разрабатываться исламскими реформаторами арабских стран (Абд ар-Разик) и Южной Азии (М. Икбал) еще в первой половине XX в. Икбал выдвинул термин «исламская демократия» и обосновал принцип синтеза западных - светских и исламских государственных институтов. Эти идеи были частично реализованы в пакистанском законодательстве. Суннитская доктрина основывается на принципе выборности главы государства. Исходя из этой доктрины, модернисты пытались совместить главную идею традиционного ислама о верховном суверенитете бога с западными парламентскими институтами и их трактовкой как представительство народа. Парламент рассматривался при этом как институт, воплощающий в современных условиях исламский совещательный принцип - шура.

Пакистанский реформатор 60-х гг. Парвез утверждал, что государственная система в исламском государстве основана на Коране, но государство с учетом особенностей определенного этапа развития может создавать новые государственные институты и принимать новые законы при условии, если они соответствуют «духу ислама». При этом исламское государство противопоставляется и западным государствам и социалистической модели государства как особая модель исламского пути развития.

В данном параграфе предполагается рассмотреть суннитскую и шиитскую концепции исламского государства, сделав акцент на изучении вопросов, касающихся борьбы с преступностью. Конкретный вариант развития шиитской модели исламского государства наиболее полно реализован в Исламской Республике Иран. Необходимо также рассмотреть государственно-правовую модель Саудовской Аравии, основанную на принципах ваххабитского течения в суннитском направлении ислама.

Вплоть до начала XX в. политическое устройство Ирана сохраняло черты средневекового феодального государства. Формой правления была абсолютная монархия, имеющая теократический характер, обусловленный сильным влиянием ислама. Основу судопроизводства составляло мусульманское право, источниками которого были Коран и Сунна. Главными пороками государственного аппарата были взяточничество, коррупция, незаконные конфискации, произвол и бесчинства.

К середине XIX в. назрели предпосылки для проведения реформ, которые провел премьер-министр при шахе Насер эд-Дине Мирза Таги-хан. Основной задачей его реформ было оздоровление финансовой системы и централизация государственного управления путем полного подчинения шаху местных правителей. Он таюке сократил число высших чиновников и повел борьбу с злоупотреблениями губернаторов и казнокрадством, ввел изменения в налоговой системе.

Из наиболее прогрессивных мероприятий Мирзы Таги-хана была попытка установления в Иране гарантий безопасности личности и собственности. Управление было основано исключительно на законе. Велась борьба со взяточничеством. Он внес изменения и в судебную систему, ограничив компетенцию шариатских судов. Судебные дела иноверцев не рассматривались в шариатских судах, а направлялись сразу в светские, специально для этого учрежденные. Были запрещены пытки обвиняемых, установлено, что мера наказания должна соответствовать составу преступления.

Придворным кругам, оказывавшим большое влияние на шаха и, в первую очередь, духовенству реформы не понравились, ив 1851 г. они были свернуты, а Мирза Таги-хан сначала выслан, а потом казнен.

В 1905-1911 гг. в Иране была совершена буржуазная революция, участники которой выступили с требованиями национальной независимости, ограничения шахской власти и ликвидации произвола помещиков, введения конституции и созыва меджлиса. 1 июля 1906 г. шах Моззаффар эд Дин издал фирман о создании меджлиса (парламента), который состоял из помещиков, представителей духовенства и купечества, чиновников.2 Меджлис первого созыва принял конституцию, установившую в Иране новую форму государственного правления - конституционную монархию.3

Первая часть конституции - Основной закон включала 51 статью, которые определяли обязанности, права и полномочия меджлиса. В октябре 1907 г. меджлис утвердил «Дополнение к основному закону»4, являющееся наиболее важной частью иранской конституции. «Дополнение» содержало 10 разделов: общие постановления, права иранского народа, государственная власть, права членов двух палат, права иранского шаха, министры, судебная власть, провинциальные и областные энджомены (советы), финансы, армия.

Мусульманское право в дореволюционной России. Особенности правового регулирования борьбы с преступностью на Северном Кавказе и в Средней Азии до начала XX века

История распространения ислама на территории нашей страны богата событиями и изучена необоснованно слабо. Со времени своего проникновения на нынешнюю территорию России ислам прошел ряд этапов: 1) X-XVI века (в составе мусульманского государства); 2) XVI - начало XX веков (в составе русского православного государства); 3) начало XX века - конец 80-х годов XX века (в составе советского государства); 4) конец 90-х годов - начало XXI века (в составе Российской Федерации).

Основными регионами распространения ислама в России являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ и такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург и другие. Значительная часть российских мусульман проживает в своих национально-государственных образованиях, которые являются субъектами Российской Федерации: в Башкортостане, Татарстане, Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии, Адыгее. Всего — около 20 млн. человек.

Для ислама в современной России характерны плюрализм проявлений и неоднозначность функций, что определяется как общими присущими исламу чертами, так и специфическими для России факторами. Так, бросается в глаза многообразие региональных форм ислама, объясняемое главным образом этническими особенностями, тесным переплетением с местными обычаями и традициями, в том числе несовпадением толков мусульманского права, исторически утвердившихся в разных регионах. Например, ханифитского в Поволжье и шафиитского на Северном Кавказе.

Распространяясь в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, ислам, с одной стороны, вытеснял местные традиционные верования и обычаи, создавал новую социально-культурную общность различных этнических групп, а с другой, приспосабливался к местным условиям. В результате, создавался «местный» шариат, в котором отражались специфические особенности данного региона. Мусульмане в России к концу XIX века достигли достаточно высокого духовно-культурного уровня.

На Северный Кавказ ислам проник в VII веке, вскоре после своего возникновения. В результате завоевательных походов арабов и миссионерской деятельности проповедников он стал распространяться на территорию Южного Дагестана со 2-й половины VII века. Походы арабов в Дербент и Южный Дагестан продолжались с переменным успехом около двух веков. Процесс исламизации Северного Кавказа завершился в конце XIX века.

Расцвет ислама в Поволжье и Приуралье (X-XVI века) приходится на период последовательно сменивших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований: Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Ранние древнерусские княжества имели интенсивные торговые отношения с народами Поволжья, Прикаспия, Кавказа и с Арабским халифатом. Торговлю вели русские, хазарские, иудейские и арабские купцы. Многие из них временно или постоянно проживали среди других народов, перенимали их язык, культуру, религию, право.1

В состав России (тогда еще Московского государства) мусульманское Поволжье было включено в XVI веке в результате завоевательных походов Ивана Грозного, покорившего Казанское и Астраханское ханства. Вслед за

1 Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1925. С. этим России покорились Большая Ногайская Орда, а затем — Западная Башкирия, ранее находившаяся в подчинении у казанских ханов. Фактически все Поволжье оказалось под властью русских царей. Конец XVI в. ознаменовался также присоединением Сибирского ханства. В 1722 г., после похода Петра I, к России была присоединена значительная часть прикаспийской территории Дагестана и Азербайджана. В 1735 г. из-за внутренних затруднений и внешних осложнений Россия вынуждена была перенести свои юго-восточные границы на Терек. Но в конце XVIII-XIX вв. в результате объективного, закономерного процесса весьма длительного характера, проходившего поэтапно и отмеченного многими договорами, в состав России были включены феодальные владения и союзы сельских общин Кавказа. Было достигнуто и международное признание присоединения Кавказа посредством договоров России с Ираном и Турцией: Кучук-Кайнарджийского в 1774 г., Ясского в 1791 г., Бухарестского ВІ812 г., Гюлистанского в 1813 г., Туркманчайского в 1828 г. и Андрианопольского в 1829 г.1 В 1864 г. ликвидированы последние очаги сопротивления на Кавказе. Полностью завоеваны среднеазиатские ханства и эмираты. Произошло беспрецедентное в мировой истории добровольное вхождение в состав России целого ряда народов. Это, разумеется, не исключает того, что некоторые владения были присоединены насильственным путем. К концу XIX века в России проживало столько же мусульман, сколько в Османской империи - 18 млн. человек.2

Мирное развитие ислама в России определялось формулой — «мир ислама» существует в "мире договора" и признает его. Власти, за рядом исключений, проводили политику веротерпимости, давая возможность свободного развития ислама и мусульманского права. В этом смысле авторитетный деятель ислама Исмаил Гаспринский писал: «Российские мусульмане по законам нашего отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их общественного и религиозного быта, имеют кое-какие преимущества и льготы. Наблюдения и путешествия убедили меня, что ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покоренному, вообще чуждому племени, как наши старшие братья — русские».

Таким образом, в России сохранялось русско-тюркское и русско-мусульманское согласие, в течение веков отношения России с исламом развивались в плоскости все большей уравновешенности и взаимопонимания.2 Царскому правительству, опиравшемуся на православную церковь, нужно было выработать какую-то линию поведения в отношении ислама, последователями которого были миллионы новых подданных Российской империи.

Существует мнение, что русские цари (Иван Грозный, Елизавета Петровна) до второй половины XVIII в. придерживались политики полного покорения и освоения завоеванных народов при помощи их христианизации.3 С этим можно поспорить. Например, башкирам с момента присоединения их земель к России, еще Иваном IV была дарована жалованная грамота, которая признавала право на вотчинное владение своими землями, а также право на сохранение своей религии и обычаев. Впоследствии эти права были закреплены в «Соборном Уложении» 1649 г.

Похожие диссертации на Институт преступления и наказания в мусульманском праве