Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе : Теоретико-правовой аспект Мохаммад Сана

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мохаммад Сана. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе : Теоретико-правовой аспект : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Санкт-Петербург. юрид. ин-т.- Санкт-Петербург, 1995.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2237-9

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Проблема взаимоотношения религии и права всегда играла большую роль в исторических судьбах человечества и привлекала внимание многих мыслителей. Происходящие в мире сложные и далеко не однозначные социально-политические процессы и изменения в общественном сознании делают ее весьма актуальной и сегодня. Особенно важна эта проблема для тех традиционно религиозных обществ, развитие которых достигло очередного этапа выбора дальнейшего пути, а этот выбор они должны делать в драматических условиях раскола и противостояния. Ныне к таковым относится афганское общество.

Современная обстановка в Афганистане характеризуется вооруженной борьбой за власть различных политических сил. На ее остроту и содержание оказывает существенное влияние приверженность родоплемен-ных и этно-национальных образований страны той или иной форме ислама, своим обычаям и традициям, а также активное вмешательство извне. Все это придает противоборству сторон крайне жестокий характер, превращает нарушение прав человека в обыденное повсеместное явление и настоятельно требует поиска такого решения проблемы урегулирования общественных отношений, которое бы учитывало и органически сочетало влияние ислама, положительные традиции и позитивные нормы права, присущие афганскому обществу.

Диссертант, рассматривая роль и место религиозных, правовых и традиционных регуляторов в афганском обществе в разные периоды, показывает опасность исламского фундаментализма и его негативное влияние на религиозно-правовые и иные нормы, регулирующие общественные отношения в исламских странах и, в частности, в Афганистане.

"Не приходится доказывать, как злободневна для Афганистана проблема построения нового правового порядка, способного эффективно

- 4 -регулировать протекающие в обществе процессы и успешно устранять возникающие конфликты" .

Именно этой актуальной проблеме посвящает автор свое исследование и предпринимает попытку поиска путей формирования механизма правовогс регулирования общественных отношений с учетом религиозных и других особенностей .Афганистана, его взаимосвязи и сравнения сходства и различий с другими исламскими государствами.

Интересам решения этой задачи подчинена данная работа. Ее результатом является формула нового законодательства Афганистана, основанная на положительных традиционных и позитивных правовых нормах ислама, а такисе на тех его иных нормах, которые не противоречат современным представлениям о правах человека.

Объектом исследования являются правовые и религиозные отнолени. в афганском обществе, закономерности и особенности их развития и взаимодействия.

Предметом исследования являются конкретные юридические и религиозно-традиционные нормы, механизмы регулирования религиозных и правовых отнолений в Афганистане, особенности их функционирования и взаимодействия.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность проблемы и недостаточную степень ее разработанности, автор поставил перед собо цель на основе анализа широкого круга научной юридической, историче ской и философской литературы и документов, а также явлений и проце сов, происходящих в современном афганском обществе, выявить закономерности, особенности и тенденции развития взаимоотношений в нем ислама и права и на этой основе вывести оптимальную формулу нового законодательства, применение которой значительно продвинуло бы

І Хасас Абдул да тин. Ііоя Джирга нак исторически сложившаяся форма народного представительства Афганистана. Автореф. дисс. на соискэ ние ученой степьни кандидата юридических наук. СПб., 1у93. С. 3.

Афганистан к идеалу правового государства. В интересах достижения этой цели диссертант поставил перед собой и попытался решить следующие задачи:

рассмотреть религиозные секты и религиоэно-правоЕые школы ислама в афганском обществе, их роль, место и влияние на современную политико-правовую жизнь страны, а также на остроту и характер происходязих в ней событий и процессов;

проанализировать специфику источников, принципов и методов исламского права и провести комплексное исследование реализации его как доктричальных, так и тех форм, которые санкционированы нормами законодательных актов государства;

определить место сариата в современных правовых системах, изучить зог.рос соотношения зариата с религиозной системой и взаимодействия его норм с другими социальными нормами в афганском обаест-зе, в частности, нормами ацатсв (обычное право в Афганистане);

на основе научного исследования определить ряд направлений для последующей работы исследователей, которые будут ставить перед собой задачу изучения проблем ислама и исламского права в Афганистане;

исследовать основные отрасли исламского права в контексте шариата, их практическое применение в восточно-исламских государствах и в особенности в Афганистане;

разработать и предложить модель приемлемой правовой системы афганского общества на базе светских и религиозных норм и норм обычного права.

Научная новизна исследования состоит в тем, что на диссертационном уровне проведено комплексное изучение исламского права и зпер-эыс рассмотрены проблемы взаимоотношения религии и права в современном афганском обществе. На основе изучения обширного ппазозого,

- б -

исторического, философскогс и демографического материала и документов в диссертации предлагается и обосновывается модель правовой системы афганского общества, которая учитывает как обшие, так и особенные, по сравнению с другими исламскими государствами, взаимосвязи религии и права в Афганистане и предусматривает модернизацию его законодательства на основе скрытого или умеренного секуляризма.

В диссертации рассмотрены ранее не исследовавшиеся аспекты регулирования в Афганистане общественных отношений. Впервые описаны основные регуляторы отношений между и внутри исмаилитских общин: принципы Ходги, Д&амаатдари, Пульвашгарикк, Пир-у-мурид, Назр-у-Нияз к др.

Автор обдирно и глубоко исследует существующие в афганском обществе религиозные секты и течения, их связи с основными религиозно-правовыми школами ислама, а также дает их анализ по географическим, этническим и демографическим признакам.

На защиту выносятся следушше основные выводы, положения и предложения:

  1. Результаты исследования содержания и особенностей взаимоотношений ислама и права в афганском обществе и их влияние на развитие законодательства афганского государства.

  2. Результаты изучения духовных постулатов и анализ деятельности исмаилитских и других наиболее влиятельных религиозных сект Афганистана; формы и методы учета и реализации их религиозных и правовых принципов з государственном законодательстве.

  3. Новая модель системы законодательного регулирования общественных отноиений в афганском государстве, органически сочетающая нормы религиозного, обычного и светского права.

  4. Основные направления дальнейшего исследования правовых и религиозных отношений в исламских странах, закономерностей и особенностей взаимодействия ислама и права в Афганистане.

Степень научной разработанности. Различные аспекты ислама и исламского права в разное время становились предметом исследования многих ученых. Авторами соответствующих работ были советские, российские, западные, арабские, иранские, афганские правоведы.

О Еозросзем интересе к исламскому миру зообще и к Афганистану в частности говорит тот факт, что только с сО-х по 80-э годы нашего столетия в бываем СССР было издано свыше лести тысяч научных публикаций, посвященных Афганистану .

При подготовке и написании диссертации автор опирался на научные труды как советских и российских, так и зарубежных правоведов.

Среди работ советских и российских исламоведов, занимающихся также проблемами ислама в Афганистане, были использованы труды таких известных ученых, как А.В.Абрамова, Р.Я.Алиева, А.Ахмедова, Б.К.Бабаева, Б.Э.Бертельс, В.В.Бартольд, А.В.Бартольс, А.С.Боголюбова, Б.А.Дорошенко, Н.В.іцанова, Г.М.Керимова. А.Д.Кньша, Л.уі. Медведка, В.К.Сполоникова, Л.Р.Сшияйнен, В.А.Тумановой, Р.П.

ыараповой, Д.Хаелбека и многих других.

о Диссертант изучил и работы западных правоведов-исламистов ,

таких, как Р.Давид, Т.Джефферсок, А.і/іассз, Р.ііарль.

При работе над диссертацией также использованы работы иран-

ских и афганских правоведов и историков, таких, как Али Худжжати

  1. См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, ІїіВб. 256 с; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Наука, 19»1. 204 с; Спольников В.Н. Афганистан, исламская оппозиция. М.: Наука, іуйО. 1э2 с. и др.

  2. Cw.: Давид Р. Основные правовые системы современности (пер. с фр. В.А.Туманова). М.: Прогресс, h>d8. 4з6 с; ліарль Р. кіусульманское право. М., 1^5»; Бертольс A.S. Носир Хусрав и исмаилизм. М.: Изд-во Вост. лит., 1пЫ>. Zca с.

3. См.: Кирмани А.У. Ислам: образ жизни. Тегеран, 1^72. 352 с. (на перс.яз.); Буруджереди Хусейн Таба Табай. Рисали товзих аль-массаил. /ізд-е 4-е. Тегеран, 1Ь75. 24^ с. (На перс. яз.).

4 См.:ДаризГ.Основы исламского права. Кабул, 1»76. 319 с. (На яз.

- д -Кирмани, іідрис iJax, Буруджи Хусайн Таба Табай, Гулям ііухайуддин Дарнз, ;<і.Г.,.і.Губар, їайз «іохаммад, іидай Хорасани, .лахбани Махмуд. Автором диссертации также были привлечены научные труды арабских правоведов и историков: Абу Аллаха,Хусаина, Абу Аль-Азиза, ^арафад Дина,Абу-аль-Карим Заиана, Ааад Али, Аксеки А., Ан-Нумак ибн їіухаммада, М.С.Афифи, А.Вали, Джамаль-аль-Утайфи, йбн-аль-Хасан ибн Ыахаммада,С.Кутба,М.Кутб&,Таки ад-Дин ибн Таимана, Хани аль Хафури, іихбани л1охаммаца,іафик аикатта и др. Большое влияние при написании диссертации на автора оказали научные труды, лекции, статьи и научные сообщения ученых: В.Г.Аксенова, Л.И.Антоновой, П.П.Баранова, В.«і.Баранова, Л.м.Бельсона, В.В.Бородина, А.М.Витчен-ко, И.А.Возгрина, Ю.И.Гревцова, В.И.Гсймана, Г.П.Ермсловича, С.Ф. Зыбина, А.В.Зиновьева, Д.А.Керимсва, В.Н.Кудрявцева, Э.В.Кузнецова, Г.Д.Ковалева, Л.И.Королева, В.л.Курицына, В.В.Копейчикова, В.В. Лазарева, Р.З.Лившица, Д./І.Луковсксй, Г.Н.ліанова, Л.А.Николаевой, В.В.Посконина, И.Ф.Покровского, А.Х.Саидова, В.П.Сальникова, А.В. Сурилсва, В.Д.Сорокина, Л.Б.Тумановой, А.И.Экимова, Л.С.Явича. Особенно полезными были работы л. iw. Белье она об Интерполе4, книга

дари); Губар М.Г.«1. Афганистан на пути истории. Кабул, 1*46. 652 с. (На яз. дари); Ддрие illax. Суфизм. М., 19^4. 445 с; ^идай Х.Китаби Хадайт ал-муминат-талибин. ні.: йзд-во Вост. лит., 1959. 221 с. (На перс, яз.); їаиз Мухаммад. Сирадж ат-таварих. Кабул, 1912. (На яз. дари).

  1. Афифи М.С. Ислам и международные отношения. Бейрут, Ь<66. 120 с. (Наараб. яз.).

  2. См.: Бельсонй.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью.

А.: Наука, 1»с&. 240 с; его же. Россия в Интерполе: Учебное пособие / Под оби;.ред. С.Ї.Зыбина. СПб.: Санкт-Петербургский юрид.

институт ;>ВД России, Is»4. 240 с; его же. Полиция "свободного" общества. «I.: .Орид. лит., 1э»4. 176 с.

Э.В.Кузнецова "Философия права в России", научные труды В.П. Сальникова о правовой культуре .

В своей работе диссертант опирался на важнейшие юридические документы: Всеобщую Декларацию прав человека , Российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, Конституцию Pi, Российские бюллетени по правам человека, Основы конституционного права Индии, Конституции Афганистана (Ь23, ІУЗІ, 1Э64, Ь77, 1980, 1987 гг.), а также использовал нормативные акты афганского законодательства разного периода,

В диссертационном исследовании проанализированы материалы, опубликованные в сборниках АН СССР, труды института Востоковедения, Академии лВД и Санкт-Петербургского юридического института ШД России. Автором изучены десятки энциклопедических словарей, справочников, учебников, документов, решений меадународных форумов, материалов конференций и юридических документов мевдународного характера.

Автором были критически осмыслены авторефераты диссертаций и диссертации, посвященные различным проблемам ислама и исламского права, таких исследователей, как Ака іохаммада Зармати, М.В.Вагабо-ва, А.М.Васильева, Доста Мохаммада, Д.В.Ермакова, У.Г.Жемунова, Каида Вин Каида ліуеаеда, Г.П.Лупарева, Ю.И.лклышева, Н.й.Ыарчука, Ьухаметшина, См.Прозорова, Хасана Заида Мухаммеда, Хасаса Абдул ііатина, Г.Д.Халилова, Ф.И.Хачама, В.В.Цмая, К.Эльчибекова. Изучение и анализ имеющейся литературы и юридических документов позволяет

I См.: Кузнецов Э.В. іилософия права в России. М.: :Эрид. лит., Idtiy.

20о с. I См.: Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права. Курс

лекций. Нижний Новгород: Нижегородская Вії МЕД России, 1993. C.4ti5-

512; его же. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел.

д., І98В. 48 с. 3 См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина (Принята

Верховным Советом РСЗР 'с! апреля Isal г.).

- 10 -сделать вывод о том, что до сих пор неисследованными остаются проблемы функционирования исламского права в афганском обществе.

методологической основой диссертационного исследования является диалектическая теория познания, включающая комплексный анализ процессов, учет разнообразных факторов правовой жизни, исторический подход к религиозным, правовым, национальным проблемам. Автор руководствовался требованиями и принципами познания социальных явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики. В ходе исследования автор применял различные методы: сравнение, научная объективность, социологический, системный подход.

В работе над диссертацией широко применялись методы личного наблюдения и анализа процессов, происходящих в афганском обществе.

Эмпирическую базу работы составили: законодательство Афганистана в разные исторические периоды его развития, доктринальные источники исламского права, данные, опубликованные в российской и афганской печати, и другие материалы. Перевод научных трудов, нормативно-правовых актов и иных материалов выполнен самим автором.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработана и предложена такая модель совершенствования законодательства афганского государства, которая органически включает в себя религиозные, традиционные и позитивные правовые нормы и позволяет в случае ее принятия эффективно осуществлять правовое регулирование общественных отношений в условиях всего многообразия и различий позиций религиозных сект, направлений и школ и стоящих за ними интересов родоплеменных и этнополитических структур без кровавых конфликтов и междуусобиц.

Использование результатов проведенного автором исследования при выработке и реализации государственной политики позволит учитывать интересы различных религиозных общин и уважать их религию,

- II -

морально-этические и традиционные нормы, которые постоянно нарушались в прошлом и продолжают нарушаться сегодня центральными властями Афганистана. Эти результаты могут также служить исходным материалом для продолжения исследований рассматриваемой проблемы.

Проведенный автором анализ соотношения и взаимосвязи отраслей исламского права с законодательством Афганистана поможет практическим работникам его правоохранительных органов в применении норм законов с учетом норм шариата как в санкционированной, так и в доктринальной формах.

Таким образом, работа имеет практическую значимость для афганских законодателей, сотрудников МВД Афганистана, ученых, преподавателей и студентов, аспирантов-востоковедов.

В ходе работы над диссертацией автор использовал свой жизненный опыт, полученный им за 15 лет службы в правоохранительных структурах Афганистана, в том числе на должностях начальника уголовного розыска, следователя РОВД в Кабуле, старшего инструктора, лектора в аппарате МВД Афганистана, а также знания, приобретенные им за период учебы в России.

Доктринальные источники исламского права, Коран , сборники Хадисов, научные труды, посвященные сунне, афганские нормативные акты, Указы правительства Афганистана разных периодов, документы международного характера , фирманы и фетвы исламских духовных лидеров нашли отражение в диссертационной работе.

  1. См.: Коран. Казань, 1»07 (Репринтное издание). Ч. I, 2; Н.-Л., Г»У0. 1168 с.'

  2. См.: Документы Женевских соглашений. Кабул, I9dd. 72 с. (На яз. дари).

о См.: Бирманы исмаилитского имама о мире в Афганистане. Об отношении исмаилитов к фундаментализму, о борьбе против производства, использования, продажи наркотических веществ. М., Ъу'э.

- іг -

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского юридического института йД России. По результатам исследования автор выступил с научными сообщениями: на межвузовской научно-практической конференции "Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации" (Санкт-Петербург, 27-28 мая 19зЗ г.); на региональной межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию со дня полного освобовдения Ленинграда от фашистской блокады (Санкт-Петербург, 20 января ІУУ4 г.); на международном симпозиуме "Права человека и статус правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 3-4 марта 1»54 г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел" (Санкт-Петербург, 12-13 мая 13у4 г.); на научной конференции "Безопасность человека и преступность" (Санкт-Петербург, 23-25 ноября 19у4 г.); на межвузовской научно-технической конференции "Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в органах внутренних дел" (Санкт-Петербург, 16 июля ІУ94 г.); на международном научном конгрессе женщин-полицейских "Полиция. ".Хенщина. Гуманизм" (Санкт-Петербург, 21-24 марта ІУ95 г.); на межрегиональном научно-практическом симпозиуме "Недвижимость, приватизация, строительство: правовые и финансовые проблемы в практике применения нового гражданского законодательства" (Санкт-Петербург, 22-23 июня Is»5 г.); на межвузовской научно-технической конференции "Новые информационные технологии в деятельности правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 25 октября ії>55 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и краткого терминологического словаря как при-

- ІЗ -ложения, в котором содержатся юридические термину на арабском и персидском языках и языке дари.

В приложении диссертации приводится также список научной литературы на русском языке, языках дари, пулту, арабском.

Похожие диссертации на Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе : Теоретико-правовой аспект