Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Каноническое право средневековой Европы Плешков Евгений Владимирович

Каноническое право средневековой Европы
<
Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы Каноническое право средневековой Европы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плешков Евгений Владимирович. Каноническое право средневековой Европы : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ставрополь, 2002 192 c. РГБ ОД, 61:03-12/330-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Каноническое право в средневековом обществе 12

1.1 Каноническое право в период раннего христианства. (Зарождение канонического права) 12

1.2. Каноническое право в период зарождения феодализма 26

Глава 2. Юридическая школа и юриспруденция средневекового канонического права 57

2.1. Грациан и юридическая школа классического канонического права (1140-1375) 57

2.2. Юриспруденция в каноническом праве 82

Глава 3. Каноническое право в частной и общественной жизни средневекового общества

3.1. Каноническое право в частной жизни средневекового общества 108

3.2. Каноническое право в общественной жизни средневекового общества 142

Заключение 170

Список используемой литературы 175

Приложение 189

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Последнее время в России и в Европе из-за активности иерархов церкви интерес к религии и религиозным канонам заметно возрос. Этот интерес свидетельствует о том, что религиозная правовая культура, и каноническое право как ее неотъемлемая часть, основанная на великой римской правовой культуре, не может никогда быть вычеркнута из мировой, а тем более европейской культуры, даже в наш атеистический век.

Большинство письменных документов, сохранившихся в Европе со

средних веков, это правовые документы. Прежде всего, это грамоты,

приказы, завещания, протоколы судов, налоговые отчеты и т.д., изданные

или составленные администрацией светской власти. Администрация

церковной власти издавала или составляла духовные юридические

документы, такие как каноны соборов и синодов, сборники церковного

права, протоколы церковных судов и списки дел, подготовленных к

слушанию в этих судах, монашеские картулярии, и другие

многочисленные артефакты. Помимо этого значительная часть хроник,

анналов и других нарративных источников, включает описания судебных

процессов и других судебных исков, которые возникают из

имущественных споров, договоров, преступлений и наказаний

преступников, не говоря уже о семейных вопросах, таких как брак,

приданое, развод и разделение имущества по завещанию. Даже

средневековые поэты при случае использовали язык права, чтобы описать

правовые последствия любви и брака, предательства и лжесвидетельства,

прелюбодеяния и насилия, смерти и горя. Во всех вышеперечисленных

средневековых документах в той или иной форме или объеме

затрагивались или упоминались правовые нормы, многие из которых были

взяты из канонического права.

Актуальность данной диссертационной работы заключается в том, что каноническое право в средние века занимало уникальную нишу среди правовых систем, которые процветали в позднее средневековье. В то время как большинство правовых систем было ограничено отдельным регионом Европы или местоположением, каноническое право обрело силу, и при этом весьма эффективно исполняло роль международного права. За небольшим исключением, ее нормы применяются повсюду в римско-католическом христианском мире. Обращение к исследованию канонического права является одной из возможностей показать в период современного объединения Европы первый (средневековый) этап эволюции европейского права.

Недостаточная исследованность отечественными правоведами вопросов, связанных с каноническим правом, послужила основанием для определения цели и задач диссертационной работы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования провести анализ средневекового канонического права от зарождения христианства до начала формирования национальных правовых систем. Целью настоящего исследования также является изучение состояния канонического права Европы на примере его толкования авторитетными правоведами-канонистами.

В соответствии с целью исследования в диссертации решены следующие задачи:

- исследовать каноническое право в период зарождения и развития
христианства, его учения и законов;

- провести исторический и сравнительный анализ авторитетных
христианских авторов и авторов трактатов по каноническому праву;

- изучить учение юридической школы классического канонического
права; провести анализ того, как в средневековом обществе
использовалось каноническое право;

рассмотреть каноническое публичное право, которое рассматривало отношения между властью и ее подданными, и каноническое частное право, которое рассматривало каким образом частные лица вели свои дела.

выявить при изучении средневекового канонического права неразрывную связь между правовой системой средневековой церкви и развитием отдельных базовых институтов современной конституционной формы правления;

показать как работали средневековые институты, каковы были мысли и действия средневековых людей, и взаимоотношение права и общества в средние века.

Предметом исследования является каноническое право на начальном этапе своего развития.

Объектом исследования в данной работе выступают базисные учения и трактовки канонического права, связанные с реализацией обычаев средневекового общества и канонов римско-католической церкви.

Методология исследования. Методологическую основу проводимого исследования составляют труды отечественных и зарубежных историков и правоведов, которые в той или иной степени рассматривали проблемы канонического права: М.А. Барг, Г.Дж. Берман, Дж.А. Брундаж, Е. Гергей, Е.В. Гутнова, Ж. ле Гофф, Э. Канторович, С. Куттнер, Дж. Линч, Ф. Майтланд, К. Пенништон, С.Л. Плешакова, В. Рожков, В.В. Соколов, Б. Тирней, В.А. Федосик, Р. Хелмольц. В ходе написания диссертационной работы использовались общенаучные методы исследования, такие как сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, от частного к

общему. Также в качестве методологической базы исследования выступают историко-правовой, сравнительно-правовой, логико-правовой, системно-структурный и некоторые другие методы.

Источниковой базой исследования являются: Каноническая Библия, своды декреталий римских пап, труды различных компиляторов канонов и различные средневековые хроники. При написании диссертации автор использовал Декреты Грациана, которые в средние века и по сей день считаются основным учением классического канонического права. В диссертационной работе также показана средневековая правовая мысль, которую в полной мере отражали источники канонического права в виде трактатов, канонов вселенских соборов, папских дектреталий и т.д. В работе использован сокращенный способ цитирования, принятый в научной литературе. Пояснения сокращенной формы цитирования источников, используемых в работе, таких как Библия, каноны церковных соборов, Corpus iuris canonici, Corpus iuris civilis, Кодекс Феодосия даны в Приложении.

Положения диссертации, выносимые на защиту

1. Средневековое каноническое право остается не только главным
источником религиозного права, но и многие жизненно важные элементы
современных светских правовых систем, особенно в гражданском праве,
продолжают испытывать его влияние.

Каноническое право в период раннего христианства. (Зарождение канонического права

Христиане с самого начала испытывали двойственные чувства к определяющей роли закона в религиозной жизни. Иисус выражал серьезное сомнение относительно Моисеевых законов как источника духовного руководства и просвещения, хотя он и отрицал свое желание отменить эти законы.1 Двойственное отношение даже в большей степени отмечалось в посланиях святого Павла. Некоторые послания Павла убедительно намекали, что закон в целом не был механизмом определения духовных целей верующих христиан, хотя в другом месте Павел описывал законы Моисея как священные, справедливые и хорошие.

Несмотря на очевидные сомнения его основателя и первых проповедников о месте и роли закона в жизни христиан, церковь вскоре начала развивать свою собственную правовую систему, поскольку ее иерархи обнаружили, что жизнеспособному обществу необходима не только доброжелательность и братская любовь. Ему также требовались некоторые нормы и правила, чтобы в ходе церковной деятельности не нарушался порядок, а также, чтобы определять функции ее чиновников, и регулировать взаимоотношения между его членами.

Сборник таких правил для применения их церковными властями появились весьма рано в христианском мире. Самое древнее из сохранившихся руководств по церковному праву, «Учение двенадцати апостолов», датируется концом I - началом II века. Это небольшое произведение, размером чуть больше обычной брошюры, состоит из ряда нравственных заповедей, сопровождаемых предписаниями для проведения литургии и небольшое число правил управления церковью. «Учение двенадцати апостолов» вскоре стало сопровождаться более подробным толкованием базовых правил поведения в обществе в период зарождения христианского мира. Во II веке книга Гермаса под названием «Пастор» представляется скорее апокалипсисом, чем сводом законов. Он состоит из пяти провидений или откровений, дюжины правил поведения и десяти притч на эсхатологические темы. Учение под названием «Traditio apostolica», приписываемое Гипполиту, появилось в начале III века. Его автор, кто бы он ни был, притязал на то, что его книга передает подлинное учение апостолов и предупреждает, что отклонение от этого старого обычая или неписаного закона будет вести к ошибке учения и еретическим верованиям. В то время как содержание или тема «Traditio apostolica» в основном литургическая, оно также содержит ценную информацию об организации и структуре церкви III века. «Didascalia apostolorum», датируемая серединой III века, включает многое из материала, содержащегося в «Traditio apostolica», однако в дальнейшем добавляет информацию о таких вопросах, как ответственность христианской общины за вдов и сирот, отношения евреев и христиан, постановление о посте и епитимьи, а также о литургических вопросах.3 Христианские общины по всей Римской империи боролись за потомство, чтобы выжить во враждебном обществе, их окружавшем. Еврейские общины отклонили христианские притязания в вопросах мессианства Иисуса, сожалея о приобщении евреев к новой вере, и были шокированы христианскими преобразованиями, продолжая соблюдать предписания Моисеевых законов. Большинство язычников также не приняли новую религию, но все по разным причинам. Языческие мудрецы отвергали христианские притязания на божественные откровенья как иррациональные, в то время как государственные власти подозревали христиан в преступлениях, возможно даже в измене и заговорах. Обычные люди считали склонность христиан к воздержанию сомнительной и обижались на них, когда они отказывались праздновать праздники по языческому религиозному календарю.

Поскольку христиане численно составляли скрытное и сплоченное меньшинство, обычно вели замкнутый образ жизни и избегали тесного контакта с окружающим их обществом, это привело к враждебности по отношению к ним и быстро переросло в открытое преследование, начавшееся уже в правление императора Нерона, который считал христиан подходящими козлами отпущения, на которых можно было списать большой пожар в Риме в 64 году, а также использовать этот прием во время иных проявлений гражданских недовольств. Время от времени преследование возобновлялось до отречения от престола императора Диоклетиана, который сделал ликвидацию христианства одной из главных целей в своей программе действий после возобновления своего имперского правления.

Грациан и юридическая школа классического канонического права (1140-1375)

К середине XII века город Болонья стал для многих поколений первым центром по приобретению правовых знаний в Европе. В течение последнего десятилетия XI века юрист-самоучка по имени Ирнерий привлекал в город толпы студентов со всей Италии. В начале следующего столетия репутация Ирнерия, как настоящего и вызывающего уважение преподавателя, обладающего уникальным знанием римского частного права, распространилась по всей Европе. Поэтому вскоре из всей Европы в Италию начали прибывать студенты в надежде приобрести знания по основам права, что в будущем будет выделять их в обществе как людей образованных и может стать началом их карьеры и быстрого продвижения по службе у могущественных правителей, а также в церкви или государстве.

Обучение праву для поколения Ирнерия и поколения его учеников, четырех доктора, продолживших его традицию Булгар Болгарини, Мартин Госия, Уго да Порте Равенната и Якоб,1 было частным предприятием, без государственной поддержки, институциональной структуры или контроля властей. Любой человек мог основать свой бизнес как преподаватель права, просто купив или арендовав дом с достаточно большим залом для лекций, поставив в нем стол и стул для преподавателя и добавив несколько скамей по числу студентов. Он устанавливал периодичность занятий и темы лекций, которые он предлагал к изучению, затем ждал когда появятся студенты и внесут плату за обучение. Если он обладал репутацией учёного, имел круг близких друзей, занимающих какое-либо место или положение в обществе и расположенных информировать других о его талантах и способностях, и ему сопутствовала удача, то он мог преуспеть в привлечении достаточного количества студентов, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Он мог также пополнять свой доход, обеспечивая проживание и сдавая в аренду комнаты в своем доме студентам, и кроме того он мог оказывать благотворительную помощь пославшим их семьям, или даже время от времени давать им ссуду или отсрочку очередного платежа в тяжелые для них времена. Удачливый преподаватель права также активно привлекал клиентов, щедро плативших за его советы и консультации как юриста. Периодически его могли выбирать или назначать судьей или специально делегированным судьей, таким образом, повышая его репутацию, и тем самым, увеличивая количество его студентов и естественно улучшая его материальное положение.

В 1155 году преподаватели права и их студенты обрели безопасность и престиж, когда германский король и император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса издал декрет, который взял их под покровительство императора и уполномочил судей штрафовать в четырехкратном размере от суммы ущерба любого, кто в будущем посмеет досаждать им. Позднее император предоставил исключительную юрисдикцию над студентами их преподавателям и епископу города, в котором они учились. Это в принципе освободило студентов от юрисдикции местных или городских властей и сделало их ответственными за совершенные ими преступления исключительно перед университетскими и церковными властями.

Весьма маловероятно, что этот декрет в полной мере явился непосредственным выражением беспокойства императора за преподавателей права и их студентов - имперские привилегии обычно редко материализовывались в ответ на срочные запросы какой-либо заинтересованной стороны. Тот факт, что Фридрих Барбаросса в течение консультацией к четырем докторам из Болоньи по вопросу своих прав на северо-итальянские и тосканские города-республики говорит о том, что идея декрета была просчитана им заранее. следующих нескольких лет обращался за советами и юридической права в Болонье, то есть не являвшиеся жителями Болоньи, организовали Более того, к концу XII века иностранные студенты канонического студенческую гильдию по защите своих интересов от землевладельцев, лавочников, кабатчиков, торговцев канцелярскими товарами, продавцов книг и преподавателей, пытавшихся эксплуатировать рынок товаров и к услуг для студентов. Этим событием, дата которого, к сожалению, не может быть точно установлена, отмечено основание Университета

Болоньи. В целях самозащиты преподаватели права Болоньи, а, в конечном счете, также преподаватели гуманитарных наук, медицины и богословия, сформировали свои собственные гильдии с целью защиты своих интересов от интересов своих студентов. К двадцатым годам XIII века городские власти Болоньи обсуждали возможность принятия некоторых из наиболее выдающихся преподавателей права в городские служащие, чтобы убедиться в том, что город продолжит привлекать студентов из-за границы и, таким образом, будет способствовать его дальнейшему процветанию. Такая договоренность, фактически осуществилась на практике только приблизительно в 1280 году, т.е. к тому времени, когда городские и другие органы государственной власти во многих других местах в Италии, Испании и южной Франции начали делать то же самое.

Каноническое право в частной жизни средневекового общества

Правомочность и юрисдикция канонического права, как правило, были неясны. Во многих аспектах пределы юрисдикции канонического права оставались весьма смутно очерченными на протяжении всего периода средневековья. Церковные суды притязали, часто подкрепляя это практикой, на то, чтобы в их судебную компетенцию входило многое из того, что составляло частную жизнь человека. В отличие от современных взглядов в средние века рассматривали некоторые стороны жизни человека, например, такие как мышление и поведение, не как исключительно личные, а поэтому подлежащие надзору со стороны какого-либо общественного органа и чаще всего таким органом являлась церковь. Таким образом, под тотальным контролем церкви, а вернее служителей культа, находились религиозные и политические убеждения граждан, так же как и большая часть сексуальных пристрастий людей, который выдавался священнослужителями за общественный контроль. Такое якобы общественное вмешательство церкви лишало людей самоопределения и посягало на их личную свободу, а, следовательно, со временем появилось немало тех, кто не разделял ее убеждений и критиковал ее деятельность, объясняя это тем, что в большинстве своем личная жизнь граждан не создает проблем для общества и не затрагивает остальных членов социума и поэтому не должна подвергаться общественному контролю.

Как видно средневековые и современные взгляды отличаются. Церковь и священники притязали на тотальную власть и контроль над любыми мыслями и поступками человека. Служители церкви были убеждены в том, что подавление крамольных и еретических идей, или идей просто случайно отклонившихся от общепринятых религиозных и нравственных догматов церкви, является не только их прямым правом, но и долгом. По их мнению, убеждения, не соответствовавшие общепринятым нормам, не только ставили под угрозу спасение душ тех, кто им следовал, но и представляли собой опасность для всего остального общества. Поэтому церковные власти претендовали на право наказывать тех, кто распространял еретические взгляды, а в случае необходимости, изгнать их из общества. Кроме того, иерархи церкви считали своим долгом оберегать общество в целом и каждого его представителя в отдельности от совершения безнравственных поступков и неправоверных мыслей, в силу чего в пределах их юрисдикции оказывалось множество греховных деяний человека, имеющих и не имеющих отношения к торговле и сексуальным отношениям, уголовных преступлений и гражданских правонарушений, совершаемых как светскими, так и духовными лицами.

Таким образом, согласно притязаниям церковных властей и утверждениям специалистов по каноническому праву, на все преступления и правонарушения, совершаемые духовными лицами любого сана, распространялась полная и исключительная юрисдикция церковных судов. Это означало, что все, кто посвящен в духовный сан, равно как и те многие, кто пользовался привилегией неподсудности в светском суде лиц духовного звания, такие как студенты, монахи, монахини, богомольцы, правоведы канонического права и прочие, были подсудны только церковному суду вне зависимости от того, преступление какого рода совершено. Церковные судьи рассматривали такие преступления, как изнасилование, предумышленное убийство, поджог, измена, грабеж или мошенничество, которые совершили духовные лица, и в совершении которых они подозреваются. Конфликт, возникший в Англии в XII веке по вопросу о подсудности преступников, имеющих духовное звание, кульминацией которого стало убийство в 1170 году архиепископа Кентерберийского Фомы Бекета, ярко демонстрирует тот накал страстей, с которым оспаривалась именно эта область юрисдикции, и огромное значение, которое ей придавали стороны.

Подобным образом церковь настаивала и на своем праве контролировать наиболее общие аспекты поведения мирян - от рождения до смерти. Так, например, в сферу компетенции церковных судов входило: заключение брака, расторжение брака, установление законнорожденности детей, осуществление контроля над сексуальными отношениями, коммерческой и финансовой деятельностью, установление допустимого времени и условий труда, необоснованная праздность, желания и соблазны, считавшиеся греховными, а также похороны умерших.

Иерархи церкви и правоведы канонического права без особого труда и ожесточенных конфликтов сохраняли контроль над матримониальной юрисдикцией и поэтому прилагали огромные усилия для сохранения права суда над клириками, совершившими уголовные преступления. Более того, церковные власти были готовы уступить светским властям по нескольким пунктам, относящимся к матримониальной юрисдикции. Духовенство обычно признавало право светских судов выносить решение по матримониальным делам, касающимся рассмотрения вопросов о вдовьей части наследства, приданом и наследовании имущества умершего.

Похожие диссертации на Каноническое право средневековой Европы