Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мусульманское право о природе власти Кошева Светлана Владимировна

Мусульманское право о природе власти
<
Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти Мусульманское право о природе власти
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кошева Светлана Владимировна. Мусульманское право о природе власти : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ставрополь, 2001 180 c. РГБ ОД, 61:02-12/432-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Сущность, понятие власти в классическом исламе ...17

1.1. Государство и власть в раннем исламе 17

1.2. Проблема власти как одна из основных причин расхождения суннитов и шиитов 36

ГЛАВА 2. Принципы устройства государственного аппарата в классическом исламе (сунниты и шииты) 57

2.1. Концепция халифата как мусульманской формы правления у суннитов .. 57

2.2. Шиитская доктрина верховной власти 82

ГЛАВА 3.. Современные мусульманские государства: проблемы власти 108

3.1. Мусульманская концепция государства в современных правовых системах стран зарубежного Востока 108

3.2. Государственное право о проблеме власти в современных мусульманских государствах 128

Заключение 148

Примечания 155

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования:

Мусульманское право представляет собой всеобъемлющую и согласованную систему религиозных норм и обязанностей, которая структурирует политическую, экономическую и социальную жизнь, а также духовную сферу культа и ритуала - т.е. направляет поведение людей и определяет их убеждения. Право и богословие в исламе неотделимы друг от друга, как и духовное и мирское в жизни человека.

Представляется очевидным, что мусульманское право в юридическом смысле следует рассматривать как часть исламской системы государственно-правового регулирования, хотя его различные нормы занимают в ней неодинаковое место и по-разному соотносятся с ее религиозным элементам. Если нормы мусульманского права основаны на предписаниях Корана и Сунны в целом совпадают по своему содержанию с религиозными правилами поведения и составляют вместе с ними центр данной системы, то положения, сформированные юристами с помощью рациональных методов толкования (иджтихад), находятся как бы на ее периферии, поскольку прямо не зависят от религиозных догматов и зачастую не имеют аналогов среди религиозных правил поведения.

Такие юридические нормы в целом развивают и дополняют религиозные предписания, но в отдельных случаях могут даже расходиться с ними и другими регуляторами, входящими в исламскую систему социально-нормативного регулирования (например, обычаям). Возможность указанных противоречий кроется в неоднозначности самого мусульманского права, несовпадении религиозных правил, признаваемых различными толками ислама, коллизиях местных обычаев, основанных в целом на исламских традициях.

Проблема соотношения религий и политике в исламе является частью основной проблематики его исторического учения, научного исследования его многовекового опыта, как в прошлом, так и в настоящем. Чтобы соотнести исторические аспекты с анализом современной обстановки и с современными понятиями, представляется актуальным и важным уяснить три взаимосвязанных вопроса: первый - о природе и характере власти в мусульманском обществе; второй - о соотношении практики светской и духовной сторон общественной жизни; наконец, третий- о терминологическом отражении понятия «власть» и о размежевании типов и функций власти. Их анализ позволит описать механизм связи между мусульманскими политико - правовыми концепциями и политической реальностью мусульманского мира, показать, как, идеология ислама влияет на государственную власть и политику исламских государств.

Для классического ислама вопрос о природе власти не был предметом дискуссии и размышлений. Власть вообще принадлежала Аллаху, а земная власть была его даром и его поручениям людям Цель и задача земной власти была достаточно ограничена - следить за тем, чтобы «пасомые» пастырем - правителем людей (ра ийа -«подданные») жили согласно «божественному закону» данному в Коране и сунне.

Не было представления о возможности разделения светского и духовного. Соответственно, мало различалось светское и религиозное употребление сходных или одинаковых терминов.

В настоящее время, однако, категории правовых наук и теорий, вопросы о природе власти, о светскости ее и духовности и т.д. становится предметом живого обсуждения, частью важнейшей проблематики мусульманского богословия, теории и практики мусульманских религиозно-правовых и политических движений. Это происходит как под влиянием глобальных политических событий, так и в процессе познания наследия западной политической культуры и практики. Однако, эти проблемы стали реальностью для ислама отчасти еще и потому, что подспудно они всегда существовали в духовной и политической жизни мусульманского мира.

Понимание власти в представлении шиитов, отстаивающих его исключительно сакральный характер, имеет свою специфику, которая предопределяется концепцией имамата, исходящей из сосредоточения всех властных полномочий в руках имама, наделенного качествами полубожественного правителя.

Положенный в ее основу принцип единобожия предполагает универсальное осуществление на практике всех без исключения предписаний мусульманского права, регулирующих не только организацию и деятельность государства, но и все иные общественные отношения.

Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие целого ряда стран исламского мира. Хотя масштабы перехода принципов и норм мусульманского права в сферу государственного мусульманского права заметно уступают некоторым другим отраслям права, именно от него, в первую очередь, зависят место и роль мусульманского права в современных правовых системах.

Как уже было отмечено выше, ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие ряда стран исламского мира. Причем, хотя по масштабам восприятия принципов и норм мусульманского характера государственное право заметно уступает некоторым 5115999 другим отраслям, именно от него, в первую очередь, зависят место и роль мусульманского права в современных правовых системах.

Это объясняется тем, что государственное право, есть ведущая отрасль, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма, и тем самым, непосредственно, отражает политические интересы различных общественных и социальных групп и слоев, определяет их роль функционирования государства, место в политической системе данной страны в целом. Включение в государственное право исламских, по своему происхождению, институтов и норм придает им особое политическое и правовое значение.

Политико-правовые и религиозные принципы ислама, придающие государству теократический характер, в настоящее время особенно активно противопоставляются современными мусульманскими идеологами всем иным государственно -правовым институтам, а также служат основой концепции «исламской формы правления», якобы превосходящей все известные в современной политической практике формы организации государственной власти.

Проблема соотношения правовых явлений с религиозными и политическими, являются в исламе одной из самых фундаментальных, именно в силу специфики ислама, как не только религиозного, но и мировоззренческого подхода к организации личной и общественной жизни.

Одна из основных побудительных причин изучения данной проблемы состоит в том, чтобы продемонстрировать, что сам по себе ислам плюралистичен и многообразен. Он всегда подвергался разнообразным истолкованиям, в нем существовали разные школы, секты и подсекты, в зависимости от того, во что верили мусульмане в данном месте и в данный период времени. Кроме того, 9999999999 подобно большинству религий в течение веков он развивался не только в ходе внутренних споров, но и в результате взаимного влияния культур, существовавших на территории его распространения: греческой, христианской, иудейской, персидской, византийской и т.д. Характерная для XX века модель межкультурного взаимодействия, происходящего на глобальном уровне и ведущего к достижению международного согласия по правовым вопросам, является всего лишь еще одним примером этого процесса взаимного обогащения. Существует настоятельная необходимость в межкультурном диалоге, призванном обеспечить тот предел допустимости, которого заслуживает любая культура,- однако не менее необходимо понять, что же является действительно аутентично «исламским», чтобы всегда можно было установить злоупотребления и искажения ислама в тех случаях, когда его привлекают в качестве удобного обоснования репрессий.

Принципы развития исламского мира в настоящее время побуждают обращаться к его истории, чтобы найти истоки этих сложностей или особенностей, проанализировать сам процесс формирования и становления основных правовых, политических, идеологических, нравственных, психологических и собственно религиозных взглядов, установить исторические закономерности и аналогии, уяснить природу государственности и специфику социальных регуляторов. Их анализ может оказать посильную помощь в описании механизма связи между мусульманскими политическими концепциями и политической реальностью мусульманского мира, показать как идеология ислама влияет на государственную власть и политику исламских государств. Кроме того, уяснение сути и смысла исторически сложившихся форм государственности, государственной идеологии, психологии государственной власти и подчинения ей верующих граждан, сначала в общине, а затем в государстве, может помочь современным исследователям уяснить некоторые особенности, не 545755 фанатизма, в своих крайних формах приобретающего характер глобального терроризма, готового в известных исторических условиях превратиться в государственную идеологию и политику.

В данном исследовании была предпринята попытка комплексного научного анализа исторических форм исламской государственности (государств, население которых в подавляющем большинстве исповедует ислам), исторической и религиозной природы государственной власти, отношение к ней и восприятие ее населением государств, исповедующим ислам.

Степень разработанности проблемы.

Проблема власти в исламских государствах, ее истоки и правовое образование в различные исторические периоды неоднократно привлекало внимание исламистов. Но представляется уместным отметить, что в имеющихся отдельных исследованиях проблема власти в мусульманском праве отражается либо с религиозной, либо с правовой точки зрения, несмотря на то, что ислам как уже было отмечено выше, тесно связывает эти понятия. Думается, такой подход является достаточно эффективным с позиций узкой научной специализации и позволяет глубоко проникнуть в существо изучаемых проблем. Исходя из требований сегодняшнего дня, а также целей и задач данного исследования, целесообразнее использовать несколько иной подход, который можно было бы назвать комплексным научным анализом, историко-правовым изучением власти, ее организации и механизмов, ее природы и правового обоснования в целом в мусульманском праве. Представляется уместным отметить тот факт, что ученые -исламисты исследуя мусульманское право, по существу, подменяют юридический анализ рассмотрением данной системы в целом, при которой собственно правовой аспект проблемы отступает на второй план и поэтому практически не затрагивается. В основе такого рассмотрения, как уже отличалось, лежит понимание мусульманского права прежде всего как элемента религиозной системы или как универсального социального регулятора. Наблюдается и обратная связь: мусульманское право часто называется религиозным и рассматривается в качестве всеобъемлющего комплекса самых разнообразных по характеру норм именно потому, что оно отождествляется с исламской системой государственно-правового регулирования в целом.

Слабая сторона такого взгляда в том, что он не нацеливает на вскрытие особенностей мусульманского права как юридического явления. Этим также объясняется известная противоречивость подхода к нему. В частности, при сравнении мусульманского права с другими правовыми системами исследователи нередко проявляют непоследовательность и, с одной стороны, рассматривают его в широком смысле, а с другой - пытаются охарактеризовать его, применив чисто юридические критерии.

Широкое понимание мусульманского права отнюдь не исключает постановки вопроса о мусульманском праве как юридическом феномене. Более того, анализ соотношения юридических норм с иными (прежде всего с религиозными) правилами поведения и их взаимодействия позволяет говорить о том, что в исламской системе государственно-правового регулирования в качестве самостоятельного имеется собственно правовой элемент - мусульманское право в юридическом смысле. По существу, такой позиции придерживаются даже современные мусульманские правоведы, многие из которых выделяют в составе шариата или фикха различные категории предписаний, в том числе и собственно юридические нормы, отличающиеся по своему характеру от положений религиозной догматики, от нравственных и 999999999 даже (по мнению отдельных исследователей) культовых правил поведения. Имеются разные точки зрения на соотношения этих норм с шариатом и фикхом. Согласно одной из них, юридическую часть шариата составляет фикх, который охватывает все «практические» нормы шариата и является правом в юридическом смысле, поскольку регулирует внешнее поведение человека и не затрагивает внутренних мотивов его поступков и совести мусульманина, составляющих сферу догматики и этики. Что и позволяет считать право в собственном смысле частью шариата.

Другие ученые относят к праву не весь фикх, но только те предписания, которые регулируют отношения между людьми, оставляя в стороне культовые правила. Правовой характер таких норм, по их мнению, проявляется, например, в том, что они могут распространяться и на немусульман, а также применяться судами и иными государственными органами.

Особый интерес представляет тот факт, что мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной - в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регламентируются совпадающими религиозными нормами. Однако различные структурные элементы мусульманского права как государственно-правовой системы испытывают неодинаковые влияния ислама как религии, по-разному соотносятся с различными компонентами религиозной системы.

На настоящем уровне изученности проблемы и связанного с ней материала крайне трудно с достоверностью сказать, в каких именно условиях преобладает или может преобладать, тенденция разделять или объединять религию и политику и по чьей инициативе это происходит. Решение этих вопросов, крайне важных для исследования многих аспектов проблем мусульманского мира вчера и сегодня, требует в первую очередь тщательного исследования развития понятий «власть», «царство», «религия», «духовенство» в теологии, политических и бытовых текстах разных периодов. Необходимо выделить этапы обособления светских и духовных авторитетов, этапы господства обратных тенденций. Особое внимание следует обратить на соотношение различных этапов этого обособления с возрождением и воплощением теократической идеи. Наконец, необходим тщательный и дифференцированный анализ социальных связей всех категорий духовных авторитетов с социально-культурными слоями общества, в котором они жили и развитие которого часто пытались направлять.

Исследуемая проблема с религиозной точки зрения нашла свое отражение в трудах таких знаменитых ученых-исламовндов как Р.Шарль, который утверждал, что ислам, прежде всего, имеет религиозную основу и только во вторую очередь - светскую1. Полностью согласен с этой точкой зрения и другой видный исследователь Р.Давид, который видел в мусульманском праве его «божественную» природу. 2

Подобные взгляды отражены в работах В. Бартольда, Е. Бертельса, Л. Васильева, И. Гольдцигера, Маварди, Р. Мавлютова, Р. Максуд, М. Пиотровского, Набханий, Н. Торнау, М. Джафара, А. Хусейна, Л. Ламбтона, Р. Коттана, А. Харбутли, А. Кремера и др.

С правовой точки зрения данную проблемы рассматривали такие исследователи мусульманского права, как М. Ансель, А. Асадов, А. Ахмедов, А. Боголюбов, Р. Галиулир, А. Георгиев,

П.Грязневич, Г. Керимов, В. Клочков, А. Лукоянов, А. Малашенко, М. Мейер, М, Лайла, Н. Неновски, Э. Онан, В. Полозин, М. Садагдар, И. Шифман, В. Якобсон и др.

Представляется уместным особо выделить такого ведущего ученого - исламоведа, как Л.Р. Сюкиянен, который в своих работах подчеркивает тесную связь религии ислама с мусульманским правом, хотя и не сливаются в единое целое.

Проблема власти в мусульманском праве представлена в широкой палитре научных трудов отечественных и зарубежных авторов, но отражает либо глобальное видение этой проблемы, либо носит лишь фрагментальный характер. Следовательно, имеется широкое пространство для научного историко-правового исследования данной проблемы, что и послужило причиной для комплексного изучения проблемы власти в мусульманском праве.

Объект и предмет исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования является изучение историко-правовых закономерностей формирования представлений о природе государственной власти, ее истоках, характере и организации её в различные исторические периоды в государствах исламского мира, а также изучение причин и условий принципиальных различий в вопросе о природе власти в государственно-правовых доктринах суннитов и шиитов.

Предметом настоящего исследования является изучение понятий природы государственной власти, её характер, а также государственного устройства исламских государств.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования является установления характерных государственно-правовых особенностей в мусульманской концепции государства (феномен исламского государства) и их анализ, уяснении особенностей влияния правовой идеологии ислама (его направлений) на формирование доктрины верховной власти, ее природу и сущность, а также влияние этой идеологии на формирование правовых и политических систем мусульманских стран.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым определить следующие задачи исследования:

- проанализировать и дать системное изложение имеющихся в юридической науке представлений о природе, сущности власти в исламском государстве, об основных государственно-правовых положений мусульманского права;

- выявить роль мусульманского права в происхождении, становлении, функционировании и развитии исламского государства и государственной власти;

- проанализировать особенности государственно-правового устройства и функционирования исламского государства как своеобразного юридического феномена;

- особенности становления и функционирования государственной власти;

- выявить основные аспекты влияния государственного права ислама на государственно-правовое устройство России. Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, объективности, конкретности. В работе использованы такие современные научные методы, как формально-логический, что позволило проанализировать основные источники мусульманского права; сопоставление решений проблемы власти в различные эпохи становления и развития ислама стало возможным на основе сравнительно-правового метода. Данный метод позволил также установить сходство и различия в понимании исследуемого вопроса представителями как отечественной, так и зарубежной научной среды, занимающейся мусульманским правом.

Учитывая особый характер подобного исследования необходимо обозначить те предпосылки, уже сложившиеся заранее представления и другие ограничения, которыми может быть обусловлена позиция автора. Прежде всего они касаются терминологии.

Использование некоторых терминов, вполне привычных в рамках религиозной идеологии ислама, приобретает новое осмысление при рассмотрении их в контексте государственно-правовой проблематики. Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что результаты настоящей работы качественно отличаются от ранее проведенных исследований. Предлагается новая постановка проблемы и иные пути и способы решения поставленных задач с учетом изменений, переживаемых мусульманским миром, а также в следующих положениях и выводах, рассматриваемых в данном исследовании:

- в уяснении сущности и особенностей государственно-правового и религиозно-правового устройства: раннего, классического и современного ислама и рассмотрении аспектов соотношения его с современными теоретическими взглядами;

- в раскрытии сути и природы происхождения верховной власти в различные исторические периоды развития ислама;

- в определении особенностей верховной власти мусульманских государств в современном мире.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) Ислам не подразделяет мир на духовный и светский. Согласно мусульманскому праву каждый член исламского общества должен соблюдать Коран - священную книгу мусульман, ровняться на Сунну и соблюдать фетвы и адаты. Согласно исламским традициям главные источники мусульманского права - Коран и Сунна, и все прочие источники не должны им противоречить.

2) Содержание государственно-правового устройства стран исламского мира показало исламское представление о государственной власти, о правовом статусе халифа (у суннитов) или имама (у шиитов), о функцияхи основных полномочиях его власти. Основные положения государственно-правовой доктрины мусульманского государства существовали с ранних времен и не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

3) Зарождение и формирование единоличного правителя (малик) в раннем мусульманском государстве, его праве на верховную власть.

4) О положениях, составляющих основу государственно-правового устройства и государственной власти мусульманских стран: единобожие (таухид), наличие у Бога посланников (рисаля) и наместничество (хилафа);

5) Об источниках мусульманского права Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что на основе обобщения и анализа всей информации о предмете исследования предложена концепция государственно-правовых особенностей мусульманского государства, анализ особенностей правовой идеологии ислама (его направлений) на формирование доктрины верховной власти, ее природу сущность, а также влияние этой идеологии на формирование правовых и политических систем мусульманских стран.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что результаты и выводы могут быть использованы государственными и общественными организациями в различных аспектах политико-правового взаимодействия с исламскими государствами и этническими обществами. Теоретические обобщения и выводы могут быть применены в учебном процессе в высших учебных заведениях, в преподавании курсов теории и истории государства и права, а также при разработке специальных и факультативных курсов.

Государство и власть в раннем исламе

Мусульманское государство родилось из недр родоплеменного общества. Переход от родоплеменного общества к классовому, проходил через создание новых социальных и политических институтов, через коренное изменение содержания и назначения прежде существовавших институтов и социальных ролей. В ряду важнейших событий начала новой исторической эпохи для Аравии было сложение нового механизма управления социально-политической жизнью общества. Центральным в этом событии явилось возникновение института единоличной верховной власти и формирование нового представления об источнике права на верховный суверенитет.

Ислам не различает политику и религию, не делит мир на светский и духовный. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному богом в Коране, воплощенному в Сунне пророка и истолкованному в фикхе (своде наук о принципах и правилах жизни мусульманской семьи и общине).

Действительно, слияние светского и духовного - один из основных принципов и фундаментальных понятий ислама. В Коране постоянно присутствует и часто подчеркивает один из главных тезисов исламской доктрины о всемогуществе и всевластии Аллаха, неделимости его власти.1

Власть Аллаха описывается тремя терминами: султан (власть повелевать и распоряжаться), мулк (владение, управление, царство) и хукм (власть принимать решения, судить). Эти оттенки значения охватывают все аспекты власти над людьми, и все они принадлежат

Аллаху. Таким образом, идея слияния власти, несомненно, соответствует духу и букве Корана и в идеале, безусловно, является одним из основополагающих и фундаментальных представлений ислама.

Коранические представления и формулировки, при всей их святости для мусульман, нельзя считать вечно буквально принимаемыми и воплощенными исламскими принципами. Однако, заключенный в них аспект всевластия Аллаха и неразделимости его власти лежат в основе теологии и политической теории и практики, воплощаясь в понятие о неразделенности светской и духовной власти.2

В соответствии с этими представлениями деятельности Мухаммада как «посланника Аллаха» и главы мусульманской общины - государства воспринималась единой и не подлежащей разделению. Только европейские исследователи стали говорить о нем как о вероучителе и создателе государства. Так известный французский востоковед А. Массэ в своей книге «Ислам» писал, что к дару пророчества, которым обладал Мухаммад, «присоединились его таланты государственного деятеля -дипломата и воина... Он предпочитал вести переговоры, преобразовывать, приспособлять и, в конечном счете, присоединять. Благодаря религиозному и политическому гению Мухаммаду, способному объединять людей, арабы, познав самих себя, вышли из состояния невежества и анархии и были готовы к тому, чтобы, решительно занять свое место в истории цивилизации».3

Другой известный исламовед, американец Г.Э. Фон Грюнебаум в своей работе «Классический ислам» так дает оценку деятельности Мухаммада: «Осиротевшей общине Мухаммад оставил три вещи: организацию, созданную на основе универсальных принципов, поддержанных авторитетом бога; множество откровений (хотя и собранных воедино), которые служили руководством во всех сферах жизни и язык которых вызывал эстетическое наслаждение, что не могло не усиливать их воздействие; наконец, память о личности, подобные которой ни раньше, ни позже не появлялись в Аравии; о мыслителе и судье, военном руководителе и администраторе, эмиссаре бога и учителе, понятном народу своими достоинствами и слабостями, показавшем арабскому миру путь к религиозно-политическому единству, создавшем его внутренним силам простор для развития, хотя, в конце концов, национального государство, устроенное по принципу civitas Dei («божий град») претерпело неудачу».4

Говоря о Мухаммаде, как основателе мусульманской общины и государственности, видный ученый М.В. Пиотровский отмечал, что «свою миссию хиджазский пророк понимал как явление мировое, стремился к тому, чтобы его община росла постоянно и безгранично».5 К ее созданию, и руководству ею, Мухаммад шел через борьбу, но вместе с тем, и через компромиссы с традициями тогдашней родоплеменной Аравии. Он брал на себя выполнение функций, ранее, распределявшихся между многими представителями аравийских верхов: был и племенным вождем сайидом, и походным атаманом - акидом, и кахином (лицом, считавшимся способным к контактам с божеством), и третейским судьей - хакимом, и прорицателем - аррафом, и даже поэтом, оратором - шакром. «Обращая людей в свою веру, - подчеркивал П.А. Грязневич, - Мухаммад создавал сообщество людей, которых объединяли не узы кровного родства, а духовная религиозная общность, ставившая человека над родоплеменными отношениями».

Проблема власти как одна из основных причин расхождения суннитов и шиитов

На начальном этапе истории ислама источником права на верховную власть был суверенитет общины мусульман, представляемой на практике группой ближайших сподвижников Мухаммада. Этот суверенитет реализовывался в виде признания обязательным иметь согласие, моральную санкцию общины. Позднее эта санкция (ридан, ал - рида) стала частью общего института иджма в качестве специального института, относящегося к условиям законности присяги новому халифу.

Пока продолжались откровения Мухаммаду, руководство общиной верующих носило теократический характер, поскольку бог последовательно открыл людям свою волю, формировал их образ жизни и поведения, содержание их идеологии. Родоплеменное общество Аравии переходило к классовому через религиозную общность и через теократическую общину во главе с Мухаммадом в качестве прообраза государства. Уникальность теократической структуры ранней мусульманской общины была обусловлена статусом Мухаммада в качестве избранного богом, передатчика его завета людям. Ниспосланием откровений, составивших содержание Корана, и смертью Мухаммада закончилось непосредственное вмешательство Бога (Аллаха) в судьбы людей. Отныне им предстояло самостоятельно идти путем, определенным божественным заветом. Этап «истинной» теократии завершился. Такова позиция суннитской части мусульманской общины.

Откровения Корана не касались вопроса о существовании общины верующих без Мухаммада. Первым мусульманам пришлось самостоятельно решить две задачи: они должны были определить способ установления нового главы общины и состав его функций. Решения имели историческое значение для судеб ислама. Определение функций главы общины, носителя верховной власти не вызывало особых трудностей. Преемник Мухаммада должен был исполнять те же функции, что и Мухаммад, за исключением функций, обусловленных его посланнической миссией. Способ же установления носителя верховной власти в мусульманской общине был неизвестен, так как Мухаммад стал главой общины верующих, будучи избранным богом. Неясность была и в отношении оснований для права быть носителем верховной власти в общине верующих, общности, образованной лишь сознанием принадлежности к одному культу. Решение этих проблем показало социальную жизнеспособность молодой мусульманской общины, но вместе с тем и действенность социальной психологии, морально-правовых представлений родового общества. Вопрос о праве на верховную власть в мусульманской общине, о праве на сан халифа, был одним из центральных и самых острых в государственно-правовом развитии истории Халифата VII-VIII вв. В решении этой проблемы находили выражения главные противоречия социально-политического развития новой исторической общности - мусульманского общества и его государства (халифата). В позициях, по этому центральному вопросу, внутри политической жизни мусульманской общины отразились различия в понимании политико-правового содержания складывавшейся новой исторической общности и в определении направления и дальнейшего пути развития. Разногласия касались, в первую очередь, характера главенства в общине, условии, которым должен был отвечать претендент на сан главы общины и способа получения им власти. Эти разногласия обнаружили неоднородность и аморфность социально-правового сознания первых мусульман, вырабатывавших новые понятия и представления в соответствии с их пониманием духа ислама и преодолевавших в себе социальные традиции и навыки языческого родового общества. Первые шаги на этом пути новой политико-правовой практики были сделаны, в основном, следуя социальной и политической интуиции Мухаммада, под его руководством и его указанием, содержащемся, прежде всего в его проповедях.

После смерти Мухаммада реальная политическая борьба в общине мусульман понималась ее участниками и наблюдателями как спор за устройство общества, лучше всего соответствующего идеалам ислама.

Расхождение между шиитами и суннитами может восприниматься нами, прежде всего, как спор о политической власти (потомки Али или люди, избранные общиной), но для мусульман VII - VIII вв. за этим стояла важная проблема религиозного порядка: какая именно организация общины, какой способ управлять ею (через прямую связь с большинством или только основываясь на предании), больше соответствует заветам Корана и Мухаммада.

Система халифата, возобладавшая в большей части мусульманского мира, считалась воплощением неразделенности светского и духовного. То же самое, но по - другому, воплощалась в шиитскую систему имамата. Халиф нес высшую ответственность за благочестие и порядок в общине, за то, чтобы все стороны ее жизни соответствовали исламским идеалам, которые впрочем, разрабатывались детально уже после смерти Мухаммада в ответ на конкретные проблемы, возникавшие из практики осуществления халифами своей миссии, заключавшиеся в охране религии и управлении миром.

В период борьбы за наследие пророка, в споре о том, чья идея и чье правление более других соответствую исламу, претендентами на руководство общиной были выдвинуты взаимные обвинения в подмене религии простой светской властью на манер языческих правителей прошлого. Одним из важных пунктов пропаганды Аббасидов против Омейядов было обвинение в том, что со времен Муавии в ислам была привнесена царская власть, противоречащая природе мусульманской общины, противоречащая основам ислама. В ходе подобных споров все больше распространялся тип мышления, исходивший из существования двух сфер жизни и двух типов власти: власть, основанная на религии и религиозном праве, и власти чисто светской, царской.

Концепция халифата как мусульманской формы правления у суннитов

Мусульманское государство - халифат - возникло в VI в., в период становления феодального общества в Западной Азии. Появление халифата было тесно связано с развитием ислама и религиозной общины его приверженцев, отношения внутри которой регулировалось мусульманским правом. В рамках исламской юриспруденции VI - XI вв. сложилась суннитская теория государства, преимущественно рассматриваемая в данном параграфе.

Мусульманское право в (широком смысле) выступало в качестве универсального социального регулятора, который наряду с правовыми нормами включал нормы нравственности и установления культа. По крайней мере, в теории считалось, что ни один поступок человека не остается без нормативной регламентации или хотя бы оценки его шариатом, который претендовал на регулирование всех без исключения сторон жизни мусульманина. Данное положение в определенных пределах распространялось и на деятельность государства, хотя классическое мусульманское право опирается на весьма немногие нормы Корана и сунны, регламентирующие вертикальные (политические) отношения. Арабские исследователи в этой связи отмечают, что принципы организации и функционирования халифата как суннитского представления об идеальном мусульманском правлении (власти) были в целом сформулированы факихами на основе расширенного толкования предписания Корана и сунны относительно власти (правления) сквозь призму сравнения и с практикой осуществления верховных светских и религиозных прерогатив Мухаммадом и «праведными халифами»1.

Действительно, есть основания для вывода, что концепцию халифитского правления средневековые правоведы (Абдалах б. Масуд, Умар б. Ал - Хаттаб, Сайд б. Аби Сайд) разрабатывали, по существу, на основе всего нескольких предписаний Корана, одно из которых требует консультироваться и принимать решения с учетом общего имения (3:153/ 159; 42:36/38;), другое призывает править и решать споры «по праву и справедливости» (4:61/58), третье обязывает правоверных подчиняться посланнику Аллаха и улу - л -амр - лицам, обладающим властью и вершащим дела общины (4:62/59). Вместе с тем, современные арабские ученые (такие как, Айли Хасани ал - Харбутли, Абд Аллах Хусайн, Ахмад Абд ар -Рахман Мустафа) пробельность Корана и Сунны по этим вопросам расценивают не как недостаток, а как достоинство и предмет гордости мусульманской политико-правовой теории и утверждают будто столь скудные теоретические основы халифата, оставленные пророком не связывают мусульман жесткими рамками и позволяют им, по своему усмотрению, гибко выбирать нужную форму правления, соответствующую конкретным историческим условиям.2 Не случайно отдельные исследователи, например, Абд Аллах Хусайн, отмечают, что определение конкретной формулы организации и функционирования власти - дело самого правителя, а отнюдь не всей общины, полномочия которой сводятся молчаливому одобрению статус - кво.3 Вполне в духе такой юридической фикции практика осуществления власти «праведными халифами» объявляется своего рода «конституционными прецедентами» конкретизацией и творческим применением основополагающих начал исламского правления, в частности принципа ашшура - «консультации» в его широком толковании.

Тем не менее в источниках мусульманского права ничего конкретного не говорится о форме правления мусульманского государства как такового или его политического режима (ни о монархии, ни о республике, ни о демократии, ни о деспотии, ни о теократии). Встречаются лишь понятия «имамат» (первоначальное значение - «руководство молитвой») и «халифат» («преемство»), которые лишь позднее стали использоваться для обозначения мусульманского государства.

Принципы организации и функционирования халифата были сформулированы богословами - правоведами (прежде всего, ал -Маварди и Абу Иа ла, а также другими крупными представителями мусульманской политической мысли, в частности, Ибн Халдуна и Рашида Риды) спустя десятки и сотни лет после смерти пророка Мухаммада.

Халифат, согласно суннитской политической теории, рассматривался в двух взаимосвязанных аспектах: либо как сущность власти, либо в качестве специфической формы правления. В основе всех даваемых определений халифата лежит вывод аль -Маварди: «Имамат суть преемства пророческой миссии и защите веры и руководстве земными делами».5 исходя из такого понимания, современные авторы, в частности, Мухаммад Дийа ад -Дин ар - Раййис, приходят к выводу, что халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии определенного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской (государственной) власти и поддерживанию веры на уровне религиозной общины.

Мусульманская концепция государства в современных правовых системах стран зарубежного Востока

Концепция мусульманского правления, политики и демократии оказывает заметное влияние на современное государственно правовое развитие тех стран Зарубежного Востока, где преобладающая часть населения исповедует ислам.

Конституционное право большинства из них, исходя из характера ислама как государственной религии, не редко продолжает закреплять в той или иной форме многие конкретные институты и принципы мусульманской политико-правовой теории и практики.

Например, в ряде стран с монархической формой правления глава государства - король, эмир, шейх - получает власть формально не в порядке наследования, а вступает на престол только после официального «избрания» его авторитетными религиозными деятелям и представителями, правящей династии. Так, в Саудовской Аравии передача власти королю Фейсалу в 1964 г. сначала была оформлена решением 12 ведущих улемов, а затем одобрена 64 членами клана Саудидов. В 1975 г. право на престол Халеда поддержали около 200 представителей королевской династии. Король, здесь официально сосредотачивает в своих руках верховную, исполнительную и судебную власть, но на практике передает многие свои функции совету министров, дворцовой канцелярии, бюро жалоб при правительстве и министерству юстиции. Формально, он не обладает законодательными полномочиями, которые осуществляются советом министров путем издания нормативно - правовых актов по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной, при условии их соответствия основным принципам мусульманского права, ханбалитской школы (такие акты именуются не законами, низамами - постановлениями, что даже внешне подчеркивает их подчиненное положение по отношению к мусульманскому праву). Однако, фактически, вся нормотворческая деятельность поставлена в полную зависимость от воли монарха, который обладает правом отклонения и окончательного утверждения всех низамов, вводя их в действие своими марсумами - декретами. При этом наиболее важные решения король принимает в строгом соответствии с принципом «консультации», советуясь с влиятельными членами клана Саудидов, шейхами крупных племен, начальниками основных провинций.

Основную роль играет ближайшее окружение короля. Однако, как того требуют основополагающие начала мусульманской модели правления, при нем функционируют консультативный и юридические советы. Первый, назначаемый монархом, вырабатывает рекомендации, ложащиеся в основу королевских указов. Полномочия второго, состоящего из 20 мусульманских юристов - улемов, сводятся к консультированию государственных органов и отдельных граждан по спорным религиозно-правовым вопросам с позиции современного толкования положений мусульманского права, приспособления его норм к потребности общественного развития в условиях Саудовской Аравии.1

В некоторых других странах при монархе также создаются специальные совещательные учреждения. Например, в Абу - Даби и Катаре имеются назначаемые правителем советы, а в ОАЭ аналогичный орган формируется путем делегирования депутатов эмиратами - членами федерации.

В большинстве самих эмиратов законодательные акты принимаются единолично правителем, но при формальном соблюдении процедуры консультаций, хотя она в принципе не обязательна и в любом случае не ограничивает волеизъявление монарха. Консультативный совет, состоящий из назначаемых королем глав племен и заменяющий фактически распущенный парламент, сформирован в 1978 в Иордании.

Даже при республиканской форме правления высший представительный орган парламентского типа иногда официально называется «консультативным» советом, а само государство провозглашается «консультативной республикой», что имело место в ЙАР в 1970 - 1975 гг. Принятое в начале 1978 г. решение о переходе к президентской форме правления в значительной мере также аргументировалось ссылками на опыт «идеального» мусульманского государства «праведных» халифов.

Наиболее глубокое влияние мусульманская концепция государства оказывает в настоящее время на форму правления в Иране, которая сложилась после свержения шахского режима в 1979 г. Новая Конституция страны, принятая в ноябре 1979 г., готовилась при участии авторитетных шиитских правоведов (такие как Субхи ас - Салих, Ахмад Абд ар - Рахим Мустафа) ст. 1 Конституции провозглашает: «Формой правления Ирана является исламская республика».3 Новым институтом, непосредственно отражающим влияние шиитской политической теории, является и учрежденный конституцией пост пожизненного руководителя -факиха, соединяющего в своих руках верховную государственную и религиозную власть.

Похожие диссертации на Мусульманское право о природе власти