Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Брояка Юлия Владимировна

Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского
<
Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брояка, Юлия Владимировна Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Саратов, 2006 221 с. РГБ ОД, 61:07-12/747

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы политико-правовых воззрений А.Д. Градовского

1. Позитивизм - философская основа государственно-правовых взглядов А.Д. Градовского 22- 41

2. Особенности политических воззрений А.Д. Градовского 42 - 59

Глава II. Государство в концепции А.Д. Градовского

1. Органическая теория происхождения государства 60-78

2. Государственная власть 79-103

3. Формы правления 104 - 129

Глава III. Вопросы общей теории права в трудах А.Д. Градовского

1. Понятие права, происхождение, источники 130 -144

2. Закон как основной источник права 145 -168

3 Концепция прав и свобод личности 169 - 197

Заключение 198-203

Библиографический список 204 - 221

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях современной России особое значение приобретает проблема пересмотра позиций в отношении роли государства в обществе. В правовой литературе уже обращалось внимание на то, что развитие тезиса о полном уходе государства из экономики и социальной сферы, о саморегулируемости общественных отношений - ошибочно1. Государство было и остается важнейшим фактором общественного развития, именно с ним связывают надежды на прогрессивные преобразования, и именно оно призвано регулировать науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу. Не случайно в посланиях Президента РФ В.В. Путина неоднократно подчеркивалось, что «...только сильное, эффективное, и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, что слабость государства сводит на "нет" экономические и другие реформы.. ,»2.

В связи с этим, исследование взглядов Александра Дмитриевича Градовского (1841-1889) - известного ученого-государствоведа, историка права, публициста, творческий расцвет которого пришелся на время царствования Александра II и Александра III, представляет большой научный интерес, прежде всего как попытка осмысления опыта реформирования России, доминирующей роли государства в жизни общества. В центре внимания мыслителя была проблема либеральных реформ, затрагивавших все сферы жизни общества. Ученый выступал за постепенное социальное переустройство, с учетом отечественных политических традиций, за реализацию основных конституционных принципов, что является актуальным для современной политической практики.

Выбранная тема актуальна еще и потому, что богатое творческое наследие А.Д. Градовского, в рамках дореволюционной, советской и современной правовой науки не получило всеобъемлющего освещения. К работам ученого обращались социологи, политологи, философы, историки. Вне рамок целенаправленного изучения оказалось комплексное политико-правовое изучение взглядов А.Д. Градовского. Отдельные аспекты государственно-правовой концепции ученого не исследовались вообще, например, его воззрения на происхождение государства и права, сущность, признаки, функции государственной власти и многое другое. Все это в совокупности и определило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Обращение к научным и публицистическим работам А.Д. Градовского началось еще при его жизни. Труды ученого вызывали интерес у его современников, о чем свидетельствуют многочисленные полемические статьи в периодических изданиях. Отдельные его статьи имели общественный резонанс, широко обсуждались в столичных и провинциальных изданиях. Оппонентами профессора при этом выступали известные писатели, общественные деятели, публицисты . Ни одна его крупная научная работа не оставалась без внимания со стороны критики. В основном рецензии носили положительный характер , но были и

исключения. Резко критический тон допускали в своих отзывах на работы А. Д. Градовского издания леводемократической направленности, такие как, «Отечественные записки» и «Дело»5.

Личности А.Д. Градовского уделяли внимание составители различных справочных изданий, выходивших во второй половине XIX -начале XX вв6. Статьи в вышеуказанных изданиях носили справочно -биографический характер, с перечислением фундаментальных исследований в области государственного права и наиболее известных публицистических работ А.Д. Градовского.

Научные работы профессора, содержащие огромный фактический материал, привлекались дореволюционными учеными, прежде всего,

правововедами и историками, и служили основой при составлении учебных курсов, монографий, научных статей ,

Кроме этого, упоминания о А.Д. Градовском, появлялись и в отдельных работах, но, не в качестве объекта самостоятельного исследования, а лишь при освещении связанных с ним эпизодов .

На безвременный уход из жизни А.Д. Градовского в 1889 году отозвались многие периодические издания.9 Одни из них явились непосредственным откликом на кончину профессора, другие же были приурочены к отдельным датам со дня его смерти. Речи, посвященные чествованию памяти А.Д. Градовского, опубликованные отдельными сборниками, содержали краткий обзор его деятельности как ученого, общественного деятеля, публициста10.

Из посмертных изданий особого внимания заслуживают: два неполных библиографических указателя трудов ученого, вышедших в конце 90-х г. XIX века11, и обширная биографическая статья «Краткий очерк жизни и деятельности А.Д. Градовского» с наиболее полным обзором научных и публицистических трудов профессора и ее периодизацией, краткой характеристикой его политических и исторических взглядов, составленная академиком А.А. Шахматовым12.

Несмотря на то, что имя А.Д. Градовского хорошо было знакомо российской общественности, ни в конце XIX в., ни в начале XX в. специальных монографических исследований его правовых, исторических, общественно-политических и философских взглядов не проводилось.

Начиная с 1917 г., и на протяжении последующих десятилетий, о А.Д. Градовском очень редко вспоминали на страницах советской научной литературы. О состоянии и уровне изучения жизни, деятельности, трудов А.Д. Градовского к девяностым годам XX столетия дают представление единичные упоминания о нем, встречающиеся в справочных изданиях13, отдельных работах14, научных статьях15. Историографические обобщающие труды, вышедшие в 40-80-е годы XX столетия несли отпечаток своего времени и содержали негативную, политизированную оценку взглядов

представителей государственной школы в целом, и взглядов А.Д. Градовского в частности16.

Особо хотелось отметить несколько монографий, появившихся в 70-80-х г., авторы которых, затрагивали отдельные аспекты творческого наследия ученого. Это работы: Пирумовой Н.М. «Земское либеральное движение». М., 1977, исследовавшей взгляды А.Д. Градовского по проблеме соотношения местных учреждений с политическим устройством государства; Куприца Н.Я. «Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России», М, 1980, рассматривавшего взгляды ведущих представителей русской политико-правовой мысли XIX века, в том числе, и А.Д. Градовского. Исследуя обзорно отдельные его работы, автор указывал на своеобразие теоретических разработок ученого, идеализации им роли государства в общественном развитии. Участие А.Д. Градовского в Особом совещании по выработке проекта Органического устава (конституции) Болгарского княжества и его роль в работе над проектом нашли отражение в исследованиях: Козьменко И.В. «Первоначальные проекты Тырновской конституции» // «Освобождение Болгарии от турецкого ига». М, 1953; Коротких М.Г. «Разработка и принятие Тырновской конституции Болгарии. 1879 г.». Воронеж, 1978; Коротких М.Г. «Россия и конституционное строительство в Болгарии 1878-1879». Воронеж, 1982.

Возрастание интереса к творческому наследию А.Д. Градовского можно констатировать с 90-х годов XX века. Активизация исследований была обусловлена, в том числе, и общественно-политическими изменениями, произошедшими в нашей стране. Преобразования, начатые в России, привели к переосмыслению ее исторического прошлого, заставили вновь обратиться к отечественной политико-правовой мысли XIX в. Современная российская литература, в которой авторы ссылаются на работы ученого, его воззрения,

представлена многочисленными монографиями17, диссертационными работами18, научными статьями19, как историков, так и правоведов, философов, социологов, политологов. Сведения о А.Д. Градовском стали

включаться во всевозможные справочные издания , учебные курсы начали освещать ключевые проблемы в его творчестве21.

В последнее десятилетие отмечается рост исследований, в том числе и диссертационных, в которых попутно с основной темой, освещались воззрения А.Д. Градовского по отдельным проблемам:

истории и теории местного самоуправления (Иванцова Г.А. Теоретико-правовые проблемы развития местного самоуправления: Дис.... канд. юрид. наук. Уфа, 2000; Лаптева Л.Е. Местное управление в пореформенной России (1864-1905гг.): историко-правовое исследование: Автореф. дис. ...д-ра. юрид. наук. М.5 2002; Куликов В.В. Становление и развитие земского самоуправления (второй половины XIX - начала XX веков): историко-юридическое исследование. Автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. М., 2002; Лиманский Г.С. Формирование системы местного самоуправления в России. Историко-правовое исследование. Автореф. дис. .. .канд. юрид. наук. Самара, 2000; Верещагин А.Н. Земское самоуправление в трудах В.П. Безобразова и А.Д. Градовского // Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. М., Волгоград, 1997. Вып. 2, ч. 2; Верещагин А.Н. Земский вопрос в России. М., 2002; Трифонов А.Г., Межуев Б.В.

Генерал-губернаторство в российской системе территориального управления (опыт исторической реминисценции) // Политические исследования. 2000. № 5;

истории и теории прав и свобод человека (Глушкова СИ. Права человека в истории общественно-политической мысли России (конец XVIII в. - 1917г.): Дис. ... канд. ист. наук. М, 1999; Васин АЛ. Права личности в российском государствоведении дореволюционного периода: Дис. ...канд. юрид. наук. Казань, 1999.);

теории правового государства (Крашенинникова Ю.А, Классический французский либерализм в оценке русских либералов (1860-1880-е гг.): Дисс. .. .канд. ист. наук. Пермь, 2002, Крашенинникова Ю.А. Феномен либерального консерватизма: сущность и стилистика (попытка интерпретации на материале политической мысли К. Констана, А. де Токвиля - Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского) // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт. Самара, 2002; Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. М., 1993; Карнишина Н.Г. Теоретические взгляды лидеров русского конституционализма // Гуманитарные науки и современность. Пенза, 1995-1996. Вып. 2; Вилков А.А. Кузнецов И.И. Единая? Неделимая! Опыт ретроспективного анализа теории разделения властей в России. Саратов, 2001);

национальных идеалов и путей развития России (Глушкова СИ. Специфика национального идеала в отечественной философско-правовой и общественной мысли // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2000. № 1; Твардовская В.А. Речь Достоевского Ф.М. о Пушкине А.С. // Россия и мировая цивилизация. М, 2000; Белкина О.А. Пушкинская речь Достоевского Ф.М. в восприятии К.Н. Леонтьева // Русская литература, 1992. № 3; Замалеев А.Ф. Разминулись! Размышления о пушкинской речи Достоевского Ф.М, // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 1 (№ 6).

Исторические воззрения А.Д. Градовского привлекли внимание авторов историографических работ: Иллерицкой Н.В. «Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века». М., 1998, ее же «Некоторые вопросы истории России в трудах В.И. Сергеевича, А.Д. Градовского и Ф.И. Леонтовича» // История и историки, М, 2001 и Шаханова А.Н. «Русская историческая наука второй половины Х1Х-начала XX века». М., 2003.

Жизнь, деятельность и творчество А.Д. Градовского стали предметом специальных исследований лишь со второй половины 90-х годов двадцатого столетия. В этой связи необходимо отметить работы Твардовской В.А., Минакова А.Ю., Луночкина А.В., Гуторова В.А., Гуляка И.И., Плященко Т.Е., Е.Н. Мощелкова, В.Д. Гаврикова22. В указанных работах сведения биографического характера сочетаются с обзором научных и публицистических работ, а так же отдельных исторических, социально-политических и философских взглядов ученого.

Первой современной попыткой создать комплексное диссертационное исследование по творчеству А.Д. Градовского в отечественной философской литературе стала работа И.И. Гуляка «Социально-политическая философия А.Д. Градовского» . Автор дал характеристику творчества ученого в контексте пореформенной эпохи, определил этапы формирования его либерально-консервативной

философии, исследовал основные аспекты философской и политической публицистики в контексте постановки и решения им национального и социального вопроса, рассмотрел концептуальные основы философии и теории права.

Вторая диссертационная работа «Политические и исторические взгляды А.Д. Градовского» на соискание ученой степени кандидата исторических наук принадлежит Т.Е. Плященко24. Предметом исследования автора стали общественно-политические и исторические воззрения А.Д. Градовского, в частности: его взгляды на проблемы развития российского общества и государственного управления пореформенного периода, теоретическая и практическая позиция ученого по национальному вопросу, воззрения на государство и его позиция при освещении русского исторического процесса.

Творчество А.Д. Градовского вызывало интерес и у зарубежных исследователей, среди которых следует назвать К.-Д. Гротхузена, Г. Дель Веккио, А.Г. Мазура, СВ. Утехина25, рассматривавших некоторые аспекты теоретического наследия А.Д. Градовского в контексте отдельных проблем: русской историографии, философии права, политической мысли. Особо следует отметить работу В. Дилгера , в которой объектом самостоятельного исследования стали политические воззрения А.Д. Градовского.

Таким образом, исследуемая в диссертации проблема, по существу не являлась предметом специального комплексного изучения ни в русской дореволюционной, ни в современной правовой литературе, восполнить

указанный пробел является задачей настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования стал комплексный анализ политико-правовых воззрений А.Д. Градовского, определение их роли, места и значения в истории развития правовых учений России второй половины XIX века.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть философскую основу государственно - правовых воззрений А.Д. Градовского;

- выявить особенности политических взглядов ученого;

- исследовать взгляды А.Д. Градовского на происхождение государства, сущность государства, его составные элементы;

- показать взгляды ученого на государственную власть, ее происхождение, специфические признаки, функции;

- определить отношение А.Д. Градовского к формам правления, охарактеризовать данную им классификацию, выявить предпочтительную форму правления ученого;

- исследовать взгляды А.Д. Градовского на происхождение права, дать характеристику источников права;

- проанализировать отношение ученого к закону, как основному источнику права XIX в., его признакам, к соотношению закона и других нормативных актов, к действию закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- рассмотреть концепцию прав и свобод личности, сформулированную А.Д. Градовским

Объектом исследования является политико-правовая мысль России второй половины XIX века.

Предмет исследования - политико-правовые воззрения А.Д. Градовского.

Методологическая основа диссертации. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы познания:

диалектический, исторический, логический, системный, сравнительный, структурно-функциональный.

Эмпирическая и нормативно-правовая база диссертации. Ее

составляют: периодика, дневники и воспоминания, эпистолярное наследие, нормативно-правовые акты - Полное собрание законов Российской империи (Т. I, II, IX, X, XI, XIV, XV, XVI).

Материалы российских периодических изданий второй половины XIX века («Голос», «Вестник Европы», «Юридический вестник», «Отечественные записки», «Русские Ведомости», «Исторический вестник», «Дело», «Русская старина», «Заря», «Журнал Министерства Народного Просвещения», «Русский вестник», «Судебный вестник», «Беседа», «Журнал гражданского и уголовного права», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Русская речь», «Неделя») дают возможность проследить развитие научной и общественной деятельности А.Д. Градовского, позволяют судить об оценке творчества ученого его современниками.

Источником изучения общего внутреннего положения в стране, духа времени, характеристики личных отношений общественно-политических деятелей, ученых, публицистов, писателей с А.Д. Градовским стала мемуарная литература27.

По теме диссертационного исследования была использована опубликованная и неопубликованная переписка А.Д. Градовского со М.М. Стасюлевичем (ИРЛИ РАН, ф. 293, оп. 1. № 465), И.С. Аксаковым (ИРЛИ РАН, ф. 3, оп. 4. № 166), H.R Страховым (ИРЛИ РАН, ф. 287, № 54), А.Ф. Кони (ИРЛИ РАН, ф. 134, оп. 3. № 469), А.А. Краевским (ИРЛИ РАН, ф. 357, оп. 3. № 89, ОР РНБ, ф. 391. ед. хр. 295. л. 21 -21 об.), КД Кавелиным (ИРЛИ РАН, 20428/ схххіхб. 16) Т.М. Лорис-Меликовым (ГАРФ, ф.569, оп. 1, д. 168, л.1). Письма содержат сведения биографического характера, а также непосредственные отклики А.Д. Градовского на события и процессы в России и в Европе. Хотелось бы отметить, что личный фонд А.Д. Градовского (ф. 86.), хранящийся в ИРЛИ, на текущий момент недоступен для исследования.

Теоретической основой стали исследования российских и зарубежных авторов по проблемам:

позитивизма - В.Д. Зорькин, Н.И. Кареев, П.С. Шкуринов, Б.Г. Сафронов, А.Н. Медушевский, И.С. Нарский, И.С. Кон, С.А. Пяткина, Н.В. Акчурина, А.С. Алексеев, И.А. Емельянова, B.C. Нерсесянц;

либерализма - С.С. Секиринский, BJB. Шелохаев, И.А. Иванников, О.А. Кудинов, А.И. Нарежный, В.А. Твардовская, В.Д. Зорькин, И.Д. Осипов, Н.Я. Куприц, СИ. Глушкова, В.Ф. Пустарнаков, Б.П. Балуев, А.В. Луночкин, М.Г. Коротких, И.В. Козьменко;

возникновения государства и права - В.Г. Каленский, Г. Спенсер, М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин, Л. Гумплович, П.Ф. Лилиенфельд, Е.В. Спекторский, А.Н. Стоянов, Д.С. Милль, Н. Ренненкампф, А. Рождественский, Н.М. Коркунов, Г. Еллинек, Н.Н. Алексеев, Г.В. Демченко, Р. Моль, Г.Ф. Шершеневич, Е.В. Васьковский, Н.О. Куплеваский;

общей теории права - А.С. Алексеев, Н.М. Коркунов, Д.И. Мейер, Н.С. Таганцев, ММ. Сперанский, Ф,В. Тарановский, Н.И. Палиенко, Н. Трубецкой, Ф.Ф. Кокошкин, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, А.Л. Васин, Т.В. Антонова, А. Рождественский, Г. Еллинек.

Главным источником были многочисленные монографические работы А.Д. Градовского, посвященные различным вопросам государственного права, теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, а также его статьи, опубликованные в различных периодических изданиях.

Научная новизна работы состоит в том, что диссертант попытался комплексно исследовать политико-правовое учение А.Д. Градовского. Так, впервые:

- исследована «органическая» теория происхождения государства и права ученого, выявлен дуализм понятия «государства» (социологического и юридического);

- системно изучены взгляды А.Д. Градовского на сущность государственной власти, ее отличительные признаки, дана характеристика функций и объектов воздействия государственной власти;

- проанализирована теория форм правления государства ученого, дана их классификация и характеристика;

- исследована теория прав и свобод личности А.Д. Градовского, дана классификация и характеристика прав и свобод граждан западноевропейских стран и классификация прав российских подданных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философской основой государственно-правовых воззрений А.Д. Градовского являлся позитивизм, влияние которого прослеживается в исследованиях ученого, начиная с самых ранних, включая работы по истории права России. Позитивизм ученого носил сложный характер и являлся своеобразным синтезом двух его разновидностей - социологического и юридического.

2. Политические воззрения ученого характеризуются как консервативно-либеральные, поскольку соотносятся с программными установками консервативного либерализма: увеличение роли государства в общественном развитии, осторожность и постепенность реформ, избирательное отношение к опыту западных обществ, использованию лишь того, что отвечает органически сложившимся потребностям страны.

3. Происхождение государства А.Д. Градовский исследовал с точки зрения органической теории. Государство, по теории ученого, как явление социально-историческое, образовалось путем медленного развития: от зародыша - семьи, через структурную и функциональную дифференциацию к национальному обществу, принимающему государственную форму.

4. Государство рассматривалось ученым не только с социологической, но и с юридической точки зрения. В качестве признаков государства, отличавших его от догосударственных форм, ученый называл территорию, народ, верховную власть.

5. А.Д. Градовский выделял ряд «формально-логических атрибутов», свойственных государственной власти: «суверенитет», «неделимость», «абсолютность», «повсеместность», «непреодолимость» и «неответственность». Ученый был сторонником волевой теории государственной власти: государственная власть была наделена правом «повелевать», каждый ее акт - это акт общей воли всего государства, исполняемой «общей, совокупной силой».

6. Ученый разделял идею самоограничения государственной власти правом. Юридическим выражением самоограничения государственной власти являлись основные законы (конституции), содержащие политико-юридические положения, в рамках которых должна действовать государственная власть.

7. Государственная власть считалась А.Д. Градовским неделимой, при этом, ее функции обязательно должны были быть разграничены (сторонник модифицированной теории разделения властей Ш. Монтескье). Среди

функций государственной власти (законодательной, судебной, исполнительной), особо выделял законодательную, считая ее приоритетной среди остальных.

8. Теория форм правления государства ученого включала, во-первых, классификацию, во-вторых, анализ исторического развития форм правления, в-третьих, оценку форм правления. Форму правления А.Д. Градовский характеризовал следующими признаками: 1) внешний - принадлежность прав государственной власти, 2) внутренний - отношение государственной власти к управляемым. На основании внешнего признака выделял монархии и демократии; по внутреннему признаку подразделял формы правления на абсолютные и конституционные. По степени сложности организации государства делил на простые (централизованные) и сложные. Конституционная монархия, в которой ученый видел обеспечение принципа законности, являлась для него предпочтительной формой правления.

9. Образование права, также как и государства, ученый рассматривал с позиции органической теории: существовавшие социальные правила на первоначальном этапе находились в недифференцированном состоянии. Впоследствии, с зарождением государственной власти, происходило деление права на частное и публичное, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие отрасли и подотрасли.

10. Определение права трактовалось А.Д. Градовским в позитивистском контексте, отсюда следовала его критика естественно-правовой теории. В качестве источников права рассматривал закон, обычай, автономическое право (совокупность юридических норм, созданных общественными союзами).

11. Сформулировав отличительные признаки юридической силы закона, провел формальное разграничение понятий «закона» и «высочайшего повеления», а также соотношение «закона» и «административного распоряжения». Решение проблемы отмены незаконных административных распоряжений видел в судебном контроле и в праве подачи жалоб. В связи с

этим, высказал мнение о необходимости внесения изменений в законодательство, относящегося к деятельности Первого департамента Сената, «как высшего административного суда».

12. Возникновение прав и свобод человека рассматривалось А.Д. Градовским в русле позитивистского тезиса - все права являлись произведением государства. Ученый провел классификацию прав и свобод граждан европейских государств, а также классифицировал права российских подданных, которые имели свою специфику: 1) всеобщие права, к которым относились личные и имущественные права, а также общественные, корпоративные права и 2) сословные права.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в преподавании истории учений о праве и государстве, при подготовке учебных пособий и спецкурсов, а также в научных исследованиях по данной и родственной тематике.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры истории государства и права в ГОУ ВПО «Саратовская Государственная Академия Права», излагались на конференциях. По теме диссертации опубликована монография и две статьи в журналах и сборниках.

Структуру диссертации определили цель и задачи исследования, избранный метод изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.

Позитивизм - философская основа государственно-правовых взглядов А.Д. Градовского

Формирование научного мировоззрения известного русского ученого, профессора Санкт-Петербургского университета и Императорского Александровского лицея, публициста, одного из основателей науки государственного права России Александра Дмитриевича Градовского (1841 - 1889) , происходило во второй половине XIX в., характеризовавшейся интенсивным развитием естественнонаучной, философской, социально-политической мысли.

Одним их наиболее влиятельных направлений европейской философской мысли в рассматриваемый период, был позитивизм, родоначальником которого являлся О. Конт (1798 - 1857)30. Позитивизм оказал большое влияние на процесс формирования методологии познания государственно-правовых явлений, институтов и отношений. Вопросы о сущности, причинах, целях и ценностях государства и права позитивизм считал «метанаучными» и стремился создать эмпирическую науку государства и права31. Его представители призывали к изучению положительного, т.е. действующего права, утверждали, что знанию доступны только явления, а исследование причин, порождающих явления, науке недоступно32. Основной постулат позитивизма заключался в том, что подлинное знание должно опираться на эмпирические факты. Соответственно единственно возможный метод исследования -естественнонаучный. Признание относительности знания составляло главную и основную отличительную черту позитивизма в противоположность прежде господствовавшему стремлению к абсолютному знанию. На основе философии позитивизма, в рамках позитивистской теории государства и права сложились два направления: первое - юридический позитивизм, или аналитическая юриспруденция; второе - социологический позитивизм33.

Позитивизм относительно быстро внедрился в духовную жизнь России. Его первые сторонники появились в 30 - 50-х г. XIX столетия, но до 60-х г. позитивизм не имел такой популярности, которую приобрел в последующие два десятилетия3 . По свидетельству Н.И. Кареева, «позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход только на исходе шестидесятых годов XIX века» . Этап становления позитивистских идей пришелся на 60 - 70 г.; дальнейшая его модификация происходила в 80 - 90-х. Проникновение позитивистских идей стало заметным практически во всех областях научных знаний: в науке о человеке - физиологии и психологии, физике и химии, математике и механике, в области исторических и социальных знаний, особенно в правоведении36. Данное явление объяснялось в значительной степени самой спецификой указанного философского учения, отрицавшей за философией право быть самостоятельной наукой, растворявшего ее в совокупности других.

К числу общих установок позитивизма в России следует отнести отрицательную реакцию на преобладание «спекулятивного» мышления, стремление перевести знание на более реалистическую позицию. Поэтому столь велика была популярность идей позитивизма в среде интеллигенции. Он был явлением общественной жизни России второй половины XIX в. в целом, а не только университетской среды. Хотя именно последняя, стала проводником «контизма», информация о котором поступала преимущественно из журналов, связанных с функционированием университетов («Вестник Европы», «Телескоп» и др.) .

Безусловно, новое философское направление не могло не оказать влияния на молодого ученого. Именно философия позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль, Г.Г. Льюис и др.), в большей степени, стала той основой, на которой происходило формирование научного мировоззрения А.Д. Градовского. Ряд документальных свидетельств говорят не только о его знакомстве с позитивизмом, но и увлеченности этой философией в самом начале научной деятельности.

Профессор Петербургского университета И.Е. Андреевский (1831 -1891) отмечал в воспоминаниях о А.Д. Градовском, что свою деятельность он начал под «заметным, впрочем, весьма хорошим влиянием своего харьковского профессора Каченовского и упивался сочинениями О. Конта» . Необходимо отметить, что Д.И. Каченовский, так же как и СВ. Пахман преподавали на юридическом факультете Харьковского университета, где учился А.Д. Градовский с 1858 по 1862 гг. Оба относились к сторонникам позитивизма .

Особенности политических воззрений А.Д. Градовского

Начало деятельности А.Д. Градовского, как уже было сказано выше -середина шестидесятых годов XIX столетия, совпадало с периодом проведения либеральных реформ, справедливо названных в литературе великими. При активном участии Александра II и представителей либерального направления происходили подготовительные работы к реформам и воплощение их в жизнь в 60-70-х г. XIX в." Благодаря реформам, в государственный строй России были введены элементы конституционализма: выборные представительные учреждения местного административно-хозяйственного управления (земские и городские органы самоуправления), выборные органы суда (мировые судьи), основы демократического судоустройства, более гибкие формы государственного финансового контроля и цензуры, принцип всесословности в комплектовании армии и деятельности органов народного просвещения и т.п. Совокупность всех этих реформ, следовавших друг за другом, коренным образом изменила жизнь в России, «двинула ее вперед, вызвала в обществе чрезвычайный подъем духа, разбудила дремавшие силы и открыла им широкое поле для разнообразной живой деятельности.

В это время интенсивно формировались как научные, так и общественно-политические взгляды ученого.

В отечественной литературе не существует однозначной оценки политических взглядов А.Д. Градовского. Были высказаны различные точки зрения по этому поводу: одни, относили его политические воззрения к либерально-консервативным , другие, к либеральным , третьи, к консервативно-либеральным

С первой точкой зрения, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку несущей конструкцией либерального консерватизма, является его консервативная составляющая. Считается, что либеральный консерватизм логически является постклассической формой консерватизма.

Классический консерватизм - это в первую очередь сознательный традиционализм, сознательное противостояние всему новому, стремление к сохранению устоявшихся порядков существующего. Консерватизм имеет смысл в первую очередь в соотношении с идеей прогресса, как противовес ему105. А был ли А.Д. Градовский консерватором, человеком, который строго придерживался старых форм жизни и не признавал преобразований? Поддержка ученым реформаторского курса правительства не позволяет, по нашему мнению, причислить его к лагерю консерваторов, даже либерального оттенка.

Спорной является и вторая точка зрения. В данном случае нельзя не согласиться с мнением Т.Е. Плященко106, что, принципы мировоззрения А.Д. Градовского не соответствовали модели классического либерализма, к программным установкам которого относились: признание абсолютной ценности человеческой личности, договорной характер отношений между государством и индивидом, верховенство закона как инструмента социального контроля, автономия индивидуальной воли, принцип невмешательства государства в экономику. С отдельными положениями либеральной теории ученый был категорически не согласен. Например, принцип классического либерализма в экономической сфере laisez faier (невмешательство государства в экономическую деятельность) не принимался А.Д. Градовским. Он был сторонником нового, социально-либерального взгляда на эту проблему. С его точки зрения, экономическое рабство не должно иметь место, когда провозглашено юридическое равенство. Развития личности не могло быть там, где человек живет в нищете, поэтому, государство, гарантирующее свободу должно помочь неимущему классу во имя этой свободы. В этой связи, верно отмечено А.В. Луночкиным, что А.Д. Градовский «одним из первых в отечественной науке поставил вопрос о совмещении рыночной экономики с социальным регулированием, предвосхитив появление в середине XX века на Западе теории «социального государства»107.

Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является третья точка зрения. Следует признать, что, в общем, идейно-теоретическом плане перед нами позиция либерализма, но с консервативным оттенком. А.Д. Градовский -продолжатель русской либеральной традиции эпохи Александра II, которая отрицала идею установления в России республиканской формы правления, сторонник идеи прогресса, защитник реформ и прав личности, противник революции. Ученый относил себя к «либералам» , но к «либералам, в наиболее умеренной форме», как уточняли дореволюционные энциклопедические издания109. Говоря современным языком, политические несмотря на присутствие консервативной составляющей, доминантой политических взглядов ученого являлась его либеральная основа. Консервативный либерализм - это, прежде всего, форма самого либерализма. Подтверждения вышеуказанной точки зрения состоят в нижеследующем.

Тема преобразований, проводимых правительством Александра II, являлась в творчестве ученого одной из центральных, основополагающих, и к которой он обращался практически во всех своих как научных, так и публицистических работах. По тому воодушевлению, с которым А.Д. Градовский воспринял реформы, активно их защищал и настаивал на их продолжении, можно сделать вывод о принадлежности его к либеральному направлению. Как писал профессор государственного права И. Ивановский: «... высоко одаренный и впечатлительный А.Д. Градовский, очутившись в этом сильном потоке важных событий, не мог остаться в роли стороннего зрителя»110, им он никогда и не был. Страницы периодической печати являлись для А.Д. Градовского трибуной для изложения полититических взглядов. Будучи бессменным сотрудником либеральной столичной газеты «Голос» на протяжении пятнадцати лет (с 1869 по 1884 г.), ученый не раз высказывался на ее страницах по главной теме - теме преобразований Российского государства. Как справедливо отмечено В.А. Твардовской о А.Д. Градовском: «...в общем хоре либеральных публицистов он выделялся компетентностью, доскональным знанием предмета обсуждения, логикой аргументации»

Органическая теория происхождения государства

Взгляды А.Д. Градовского на вопрос о происхождении государства формировались под влиянием различных теорий, но в целом они определялись органической теорией, основанной на методологии социологического позитивизма и получившей широкое распространение во второй половине XIX столетия. В указанный период, в целом усиливался ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры - дисциплины физико-математического цикла - уступали свое место биологии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать различные социальные объекты не в качестве модели машины, стабильного механического агрегата, а как целостные, динамичные, изменяющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами, функциями161.

Основоположником и наиболее ярким представителем органической теории происхождения государства был английский философ и социолог Г. Спенсер (1820 - 1903). Он разработал свою оригинальную концепцию общества и государства под влиянием успехов естественных наук, и впервые применил метод биологической аналогии к изучению общества и его политических институтов . Представляется, что подобная аналогия была использована Г. Спенсером как прием для объяснения в более доступных терминах нематериальной природы человеческих отношений.

Сущность теории органической эволюции Г. Спенсера сводилась к общей закономерности перехода от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация) и от неопределенного к определенному. Общими чертами общества и биологического организма Г. Спенсер считал: способность к росту, увеличению в объеме, усложнению структуры и функций, связанность частей (элементов) в процессе дифференциации

Применительно к обществу этот процесс означал постепенное объединение различных мелких человеческих групп в более крупные и сложные объединения - племена, союзы племен, города-государства, империи, углубление социальной дифференциации и специализации в процессе разделения труда, образование органов политической власти и т.д.164 Государство рассматривалось Г. Спенсером в качестве результата политической эволюции общества как организма, который связан с политической интеграцией и политической дифференциацией165.

Теория прогресса, по мнению английского мыслителя, носила универсальный характер и позволяла применять ее как к биологическому миру, так и к социальным явлениям: «Касается ли дело развития Земли или развития жизни на ее поверхности, развития общества, государственного управления, промышленности, торговли, языка, литературы, науки, искусства - всюду происходит то же самое развитие простого в сложное, через ряд дифференцирований»166.

Данные положения послужили А.Д. Градовскому исходной методологической основой для построения теории происхождения государства. Подобно Г. Спенсеру, сводившему возникновение «обществ», как живых организмов из зародышей, представлявших собой аморфную материю, однообразную по форме и по содержанию, А.Д. Градовский считал, что «общество» начинается с «простых однообразных типов, где тесно слиты все элементы будущей общественности, а вместе с элементами и их авторитеты, как высшее организующее начало» . Необходимо оговориться, что ученый, вероятно, имел ввиду, не общество в узком смысле, а политически организованное общество, т.е. государство. Таким «однообразным типом», зародышем государства была для А.Д. Градовского семья, как одна из догосударственных форм человеческого общежития, в которой были сконцентрированы все элементы будущего государства -власть, религия, экономическая деятельность, наука, право и нравственность. «Здесь зародыш всего того, что впоследствии получает такое широкое развитие в государстве» , - писал ученый.

Вывод о том, что государство, общество развились из зародыша - семьи был очень распространен в литературе169. Подобного взгляда придерживался, например, социолог П.Ф. Лилиенфельд (1829 - 1903)170, государствовед Е.В. Спекторский (1875 -1951)171, правовед А.Н. Стоянов (1830 - 1907)172 и др.

Семья, по мнению А.Д. Градовского, была центром экономической, религиозной, общественной деятельности. Главным условием существования этого союза ученый считал власть главы семьи. «Домовладыке», господствующему над женой, детьми, рабами принадлежали все права. Среди домочадцев он был и жрецом, и судьей, и правителем, и владельцем семейного имущества. «Семья, - писал ученый, - по условиям того отдаленного времени, представлялась как бы государством в малом виде»

Понятие права, происхождение, источники

Что есть право - один из наиболее важных, сложных, полемических вопросов правоведения, неизменно привлекавший к себе внимание человечества с тех пор, как оно столкнулось с первыми ростками цивилизации406. И многочисленные попытки лучших умов с древности и до настоящего времени ответить на этот извечный вопрос - явные тому свидетельства. Еще гениальный философ И. Кант смеялся над современной ему юриспруденцией, не сумевшей определить, что такое право: «юристы все еще ищут определения для своего понятия права», замечал он иронически по этому поводу.

А.Д. Градовский, также как и многие другие мыслители пытался ответить на тот же вопрос. Для него право - это «совокупность норм, определяющие известные человеческие отношения»; «совокупность законодательных норм и обычаев, определяющих различные отношения, возникающие между людьми вследствие их постоянного и беспрерывного стремления удовлетворять своим потребностям»4 9. Данные им определения права не расходилось с общепринятыми и были «наиболее распространенными, понятными определениями» для своего времени.

Признание только позитивного или положительного права влекло для А.Д. Градовского критику естественно-правовой теории. С точки зрения ученого, естественное право вело свое начало от римских юристов, и рассматривалось ими как «всеобщий закон природы, управляющий одинаково всеми живыми существами, и как совокупность общих нравственных велений, соблюдаемых всеми народами в качестве праведного и справедливого». Впоследствии, учение о естественном праве было заимствовано народами новой Европы и подверглось в восемнадцатом столетии видоизменению, которое заключалось, по мнению А.Д. Градовского, в том, что естественное право являлось уже не одним из элементов «нравственно-юридических велений»41 , а становилось правилами, выработанными разумом, носящими неизменный характер. Теория естественного состояния, при котором люди подчинялись неаосредственно требованиям природы и разума, стало средством выяснения прав, принадлежащих человеку, и орудием критики положительных учреждений, «искажающих» законы природы и веления разума

Сущность теории естественного права А.Д. Градовскому виделась в том, что предполагалось, что люди имеют естественные, прирожденные права, с которыми они вступают в государство для «лучшего их обеспечения»414. Понятие личности было отправной точкой указанной теории. Так как исходным моментом любого «общественного состояния» считался отдельный человек, то его правам был присвоен характер первичности: «Это были в полном смысле слова естественные права, изначально ему присущие и неотъемлемые от него»

Ученый характеризовал теорию естественного права, как «противоисторическую»416, и отвергал существование естественных прав: «Естественных прав, т.е. прав, не созданных в общежитии нет»417. Естественные права предполагают естественное состояние, но в истории такого естественного состояния не было, утверждал государствовед. Он считал, что человечество лишь постепенно выходит из зависимости и рабства, присущие началу его исторической жизни.

По его мнению, теория естественного права возникла в то время, когда необходимо было определить отношение государства к отдельной личности, необходимо было установить «правомерное» (правовое - Ю.Б.) государство, предполагающее признание со стороны государства определенных прав личности, как условие ее существования . Явившись первоначально в качестве общей теории государства, без предпочтения к какой-либо его форме, естественное право, полагал А.Д. Градовский, во втором периоде его развития явилось основанием либеральных и конституционных доктрин, получивших краткое выражение в знаменитой Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.420 Декларация 1789 г. по сути являлась совокупностью принципов, поставленных не только над обыкновенными законами, но и над самой конституцией.

Критика естественного права ученого строилась на том, чтобы показать абсурдность утверждения о существовании одновременно двух правопорядков - естественного и позитивного. В этой связи, ученый отмечал главную ошибку теории естественного права - не право первично, а общество: «Сперва образовалось общество, а потом уже развилось понятие права. Право есть продукт общества, а не причина»

Похожие диссертации на Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского