Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право государства тайпинов Герасимова, Наталья Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова, Наталья Ивановна. Право государства тайпинов : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Всес. юрид. заоч. ин-т.- Москва, 1990.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-9/3573-x

Введение к работе

Актуальность исследования. История государства и права Китая полна примеров теоретического осмысления и практического претворения государственно -правовых идеалов угнетенных масс. Крайнэй степенью отрицания существующих порядков, рождающих неравенство и произтгал, явилось тайпчнсксе восстание, приведшее к созданию Тайнинского государства, праро «второго - цель нашзго исследования.

Обращение к принципам и институтам права государства тайников имеет под собой реальную основу.проистекающую из актуальности исследуемого вопроса. Автор полагает, что не может на быть- актуальной тема,затрагивающая вопрос о роли права в развиты! человеческого общества, независимо от времени его существования, а тем более о роли права в преодолении социально-политического неравенства - от рабства и крепостничества - к свободе и гражданскому равенству.

Автор считает, что изучение правового опыта прошлого позволяет но только "проследить последовательнее ступени ... процесса среди всех его блужданий я показать внутреннюю его закономерность средя кажущиеся случайностей , но и даёт возможность извлечь уроки, полезные и для решения современных задач.

В сеязи с изложенным представляется, что исследование права государства ' тайпинэв , созданного в результате крупнейшего по езоич масштабам и значимости выступления народных масс Китая важно н? только само по себе, но в целом для. более глубокого поникания вопросов всей последующей истории государственно-правового развития Китая, на исклв-чэя и его новейшую стадию. Нам представляется также, что зсякое новое научное исследование по китайской тейдтанв может служить столп актуальному е данное время культурному сотрудничеству наших стран.

Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования являются: во-первых, посильный анализ теории и практики правотворчества, реализуемых в процессе мощкей-ией крестьянской войны, изучение прогрессивного по своей сущности права восставших, во-вторых. В соответствии о этим автор счёл наиболеэ

Ї.Ї. Энгельс Лятч-Дивчяг. K.f/аркс и <5. Энгельс Соч. 2-ое издание том.20 сір.23

I. Изучение дедократмчэской и прогрессивной направленности прача государства тайьаноп проводить без отрыва от традиционной системы китайского права, ото необходимо в целях определения как положительной, так и отрицатечьнои роли традиции э процессе становленья и развитая осночквте принципов л институтов тайпинскогс права.

2. Объяснить: 1/почему утвердились или че утвердились те или иные
принципа р праве таЙпинов, 2/ какпза объективная ценность праровой
теории тайпинов з целом и в частности, 3/ какова сущность и законо
мерность соціального функционирования всего правового комплекса го
сударства тайпинов.

Таким образом, в диссертации ставите* задача ке только систематизировать и дать оценку тому, что было сделано по изучению Тайнинского государства и права, но и продвинуться далее в ток, что касается становления и развития >мда теоретических принципов права тайгошоЕ,проа-начпзировать его источники, классовую сущность, институты гражданского и уголовного права.

  1. Выявление роли крестьянской демократии и её влияние на становление и развитие права тайпинов. Анализу данного положения должно,по мнению автора, предшествовать освещение следующих вопросов: I/ яви-лосэ ли разрушение государственной маппны Маньчжурской династии "призывом" поступить подобным ле образом с её законодательством, отказавшись от его теории и лактчкч, 2/ или тайпинами была принята сложившаяся и апробированная временем практика правотой преемственности, ". распространявшаяся и на область законодательства, о/ если последнее, то кекой по характеру выступала преемственность в праЕе тайпинов, 4/ наконец, нокно ли её связывать с созданием таких .правовше норм и институтов, которые могли бы способствовать правовому прогрессу?

  2. Для оценкм праве тайпинов и отдельных'его принципов и институтов немаловажное значение приобретают программные критерии, сообразуясь

с которыми тайпиіьі пытались' осуществить свою политику. Именно оннпоз-бопякт представить восстание тайпинов в стадии достижения им наибольшей к полной зрелости применительно к тому времени и условиям расви-тия общества.

Поставленным целям и задачам соответствует структура диссертации. ПерЕая её глава посвящена исследованию источников права тайпинов: вторая - основних пзложакий гражданского npata; третья - основных положений уголовного права и процесса. Каждая глава завершается кратким ЕгШОДОМ.

Методологичесьат и ин^црмац^снкал 6asa исследования.

В процессе иоследовздия были исаользованы не только труды советских: и зарубежных учо:аіх по вопросам ТаГюинского государства и права, но и работы русских,советских, зарубежных учёных по истории Китая,itj общей теории нрава,по истории государства и права Китая и других стран.

Держась методологических основ материалистической диалектики, азтор применяет раэлиэдые частно-науч-ые методы. Наиболее широко используются методы исторический,логический и сравнительный.

Диссертант ке ставил специальной задачи дать исторический ovepK развития основных положений традиционного китайского праяа, поскольку этот вопрос с достаточной полнотой освепён в советской истсрикс-юриди--ческей литературе.

Однако метод исторического анализа не раз использовался нами для бо-нее полного выявления основных текдонций в развитии Прага тэйпинов и и/м иллюстрации изменений,нашедших отражение в тайпинском праве.

В диссертации используется анализ нормативных материалов.помещённых в Сборнике документов "Таьпинское восстание" и в 3-х точном труде "їайпинское осестание.История и документы? вклпчаицего в себя перевод л краткий комментарий 391 документа государства тайников. .

Использовались тагсхе результаты изучения законодательно? деятельности тайпинов другими' исследователями. .

I. Илюшечкик В.П. О некоторых особеьлос'.'ях китайского традиционного :рава с древнейших'времён до начала XX века. 18-ая научная конференция "Общество и государство в Китае" Тезисы и доклады «.I М»,1932г. Снчансв К.И. Основы средневекового китайского права УІІ-ХПІ ь.в. !.Д96б г. Имамог 3.3. К характеристико правосознания и прааа Кктайс-

:ой Народной республики, "Советейое государство л право" 1098 г. % 4
:.1"7- if і _

!. Тайнинское восстание.Сборник документов. М..Ш50 г.

-..ТЪе Teipine ВгЬвІІіеп. KJstory and Documents. У/ Гтапх Michael vol. І Hlztor.w. S<=at*le &ad Ijondon., Х$Ьб

vol. 2 TJocumeutb Pad Ccewwnte. Sast%le cn<3 LcnJcii. ,I9?i vol. J Socuaerits auci Comments. Cestile end Lrmdoa. ,1971

- О -Научьая новизна диссертационного исследования.

Определяется тем, что сно представляет сэбоР первою р. советской ис-торико-юрид/ ческой науке попытку комплексного изучения принципов и институтов праЕа гайтынов.

Обобщ/в к критически проанализировав взгляды советских и зарубежных учёных по различна: вопросам рассматриваемой.проблемы, автор осмелился представить к обсуждению свою концепцию тайпинского права.

Основные положения.спеределяющие научную новизну диссертации,могут быть, по нашему суждении, сведены к следующему: I. Обосновывается положение о тем, что в государстве тайпинсв была предпринята попытка законодательного закрепления основ деятельности, направленно? на регулирование социально-экономической политики. 2.Автор пытается напті» ноеьіє аргументы в пользу иной, гуманистическое трактовки закона по сравнению с традиционной китайской правовой доктриной,придає авщеі: закону одно только наказательное назначение.

  1. Автор рассматривает позитивную роль христианской религии в правовой сфере с точки зрения проникновения в неё идей всепрощения,сочетаешься с Идеей справедливого наказания, идеей хієлоеєколю6ия и сострадания, неизвестных традиционному правопорядку,оттодиешему статуту человека одес из последних мест - м^сто раба существующих порядков. Стремление тайшнов создать справедливое общественное устройстве выступило для настоящих идей благодатной почвсП.

  2. При Есей множественности правовых источников традиционная догма ' права не могла не оказывать существенного влияния на становление- и развитие тайпинского прарэ, что оггоавдыгалось согласованностью норм тр'-'.иционкого права с социальными и духовными потребностями тайпкне-кого общества. Ко при этом автор считает, что новое в законодательстве тайпиноа в той или иной мере пыталось обеспечить внутреннее единство, сог/асонвнность и полноту правового регулирования общественных, отношений с учётом поставленных задач преобразованию общества на началах равенства и социальной справедлиюсти.

  3. На основе аналчза норм "Земелькой системы Великого государства небесного благоденствия" - одного из основных источников права тай-шшов диссертант попитался обосновать ^о, что настоящий нормативный акт является выражением конструктивной стороны права тайпиком., Ото проявилось р первую очередь в изменении субъектов права владения землёй, а также в проЕояглагаеш;и принципа равене-ад и социальное справедливості в оОласти регулирования поземельных отношений.

Праве таі'пинов, гкразиггаееся в оекельнок законе, призвлно было регулировать отношения чле-нои общі'нн,предстаил№іі:"лх собой обърДЛЧеЛЛЧ людей по одинаковому роду заня'м". или по одинаковому полоґ.єл:п> в об-

ИЄСТЕЄ. С ОТО'" ТОЧКИ ^роїГИЛ, ПО СраВШКЛЮ с цкнеклч оаі'Оі;одательсф-

вом,оти постановления Сил и весьма прогрессивны»;, так как устраняли категорлкное деление лемлл, провозгласив пар.енстео субъектов ц jcy-іцестрлечия их праь. Огегда.автор предлагает р&ссматрийать и принимать "Земельную систему" не столько в зсачестье дэкуккнто, отрядившего утопические метг^пя крестьянства, сколько в качестве зхтз прарового творчества ?а"ллнсв, лоточника права. Автор считает,что дзло но в утопичности закона, а в его с-йтуционкой нежизнеспособности, ибо он был оторклн o'f существующей структуры поземельных ОТ1Г0ПЄ-ч"Л. А сто не одно ,; тол». В гнгне разрешения социальных проблем рг:ссг/,пт'іп-ае;д.іл ляклі р большей степени предназначался для без:. -мелькых к отчасти д^я г/апоз.-чч.елы-мх крестьян, а не учитывал интересы всей массы крестьянства.

С. 3 диссертации выдвигается положение о том. что назначение принципа равенства че следует сводить, как это нередко пишут, "только к "равенству перед богом". Автором предлагается более, широкое толкование и рчпрлжонл^ названного принципа как правового, что даёт .возможность увидеть г- целом последовательшР характер деятельности тайпинов р осуцеС'элени'Л социально-экономической политик:-!, направленно? и 7-:а огранч'-е'-г.-.е феодально?! эксплуатации арендаторов, и на .значительное уменьшение налогового бремени. Таким образом,устранение наиболее нете.рпиі/лх для крестьян элементов налоговой и ароидной политики, по мнению автора, достигалось с помощью и на основании отправных принципов т^кпинского права, таких как принцип равенства в осуществлении правоспособности, принцип социальной справедливости.

'7. Аатор находит, что возможность провозглашения и реального воплощения принципа равеистьа мужчин и жендан в государстве тайпинов в условиях того времени могла еолниккуто благодаря как христиане-ко!1 идее равенства всех перед богом, так и благодаря длительному процессу по переосмысления лучшими представителями китайское; творческой интеллигенции места женщин в обществе, Выдвижение принципа ргвенстъа мужчин я жен'д/н в качестве программного рас.ме.тсиваеіся нами в качестве своеобразного итога политического г;БОрчеол-за, вобравшего и себя голоса протестА протав угнетенного положения дзнди-

.-8-ны, раздававшиеся на протяжении ілноговєкоеой истории Кэтая. 8. В главг:, посвященном основным положениям уголовного праэа тайпи-нов, выдв :муты следующие положения:

а/ Б государстве тайпннов били предприняты решительные меры по создании нового, отличного от Маньчжурского, уголовного законодательства ч реалязовыраллсь они прежде всего б виде издания отдельных манифестов, прокламации, эдиктов, приказов, а также цельных уго лоеных законов.

б/ Понятие преступления уголовным правом тайпинов разработано не было, но из содержания конкретных статей автор делает выгод о той, что под преступлением понималось нарушение "десяти божественных за-поведеР/прйдпиеаниГ'/ "Небесного князя" - Хун Сюцюаня, то есть его волк, допуская что out atis muttnui такого рода понятие преступления еєсьш типично для феодального прав? вообще. При этом учитывается л то, что на понимание преступления уголовным правом тайников именно таким образом определённое влияние оказало и христианское вероучение,постулирующее еозтноелмость "греховного" с преступным. Греховным у таРплнов признавалось прелюбодеяние, опиекурение, проституция, воровостго и т.д., и соответственно тз зса действия приравнивались к серьёзным преступлениям.

г/ Уголовно-правовая политика таЯпинов качественно отличалась от политики Маньчжурской династии в той же области правоотношений. Уголовное прр.во Таллинского государства не Еыступало орудием реп-* рвесий, призванных защищать интересы привилегированных сословий.

г/ Таллинскими законодателями'были частично восприняты некоторые
положения традиционного уголовного праэа, в частности далеко не
./чачи принцип коллективной ответственности, .хотя его использова
ние но носило повсеместного характера. При решении вопроса об оп
ределении виновности предпочтение чаде всего отдавалось принципу
индивидуальной ответственности. '

д/ Не последнюю роль в складывании уголовно-правовой политики тайпичов играли положения христианского вероучения с его идеями всепрощения и сотрйдания, сочетавшихся с идеей справедливого наказания / соответствия наказания содеянному преступлению /, традиционному правопорядку несвойственных.

е/ Выработанная тайгошским уголовным праяом система наказаний исключала институт привилегий, принятый теорией и практикой маньчжур.

_ о _

Анализ источников позволчл автору сделать заключение об изменении правоЕой фор:и наказания, иьея в виду прежде всего отход от целей защиты классового и социального неравенства. Б большинстве случаев законодатель при определении меры наказания исходил из самого фак^а совершения преступления, а ке из социальной принадлежности виновного лица: привлекались к ответственности все, кто умышленно нарушал закон, невзирая на егс социальный статус. Это важное направление уголовно-правовой политики гайпинов гсЕорігт о её антифеодальной направленности,как и то, что в её осущестэленич интересы простого народа играли немаловажную роль: зашита личных и имущественных пргз сельских и городских кителей - одна из основних задач уголовно-правового регулирования.

ж/ Политика применения суровых санкций по подавляющему количеству преступлений,по уленню автора, била реждзна не только теорией традиционного уголовного права, но и практикой, самой логикой борьбы государства тайг.ичов. 3 большей степени таллинское уголовное законодательство - ото поенное законодательство. Эта особенность также наложила определённые! отпечаток и на характер регулирования, и на жестокость применяемых санкций.

Степень научной разработанности.

Советское такпиноведенле проделало большую по объёму и научной ценности работу по изучению и исследованию крестьянской войны тайпиноп. ^оветски:.м учёными написаны и опубликованы монографические исследования,непосредственно затрагивающие различные стороны деятельности осударства таПпинов. Особого упоминания заслуживает сборник документов, в который включены 42 тайпинских письменных памятника,перейдённых на русский язык. Среди них Конституция государства тайпи-юз - "Земельная система Великого государства, небесного благоденст-іия',' "послутирпая источьиковедческой базой исследования. Ценный материал и связаннна с ним обобщения,способнее пролить свит [а характер гракдянско-празовых, уголовно-правовых отношений в го-ударстае "великого благоденствия"і содержатся в работах известных итаистсв Г.С. Кара-Мурзы, В.П.Илюгаечкина, а также в работах $.5.

. Тай.ткнсхое восстании.Сборник документов. М.,1960 г. документ »4.

С-злочюбсчэго, Н.А.КоролєвзГі.

Зсрубетчак историография точно также огмечена ряд^м зналитзлъчых исследований, хотя, если говорить о работах современников' восстания, нельзя исключать Елемент тендєнцкознссти я ноеправегливости

„7

пс отношению к цетям ts.vwaKoz и их практической деятельности.

Что Ж8 касается современной буржуазной историографии, то она отошла от полиций своих предшественников. Исследователя,'. были признаки зпрокообъсмше- мероприятия восставших б деле становления к развита государственности, били затронуты такие важные вопросы как роль идеологии Б государственно-правовей сфере, её источники,

5. Кэра-Мурза Г.С. Тайника. Вэлик&а крестьянская война и таллинское государство в KV "ае 18ъС--1864 г. Й.,19о7 г.

Илюпечкчн В.П. Крезтьянскья воина тайпинов. М.,~967 г.; Аграрная политика тайпинов. "Народы Азии и Африки" 1962 г. № 5; Анти-ке.кь'гкурская направленность китайской во'ч-С] тайпинов. в сборнике Мань-экургкое владычество в Китае. М.,196о г.

Белепюбикий Ф.Б. Произведение вождя тайпінов Хун Женьганл "Но-

я о--» ^,тгч:«(;мо р япнотпь управлению" как метрический историк.

ПоролёЕа Н.А. К вопросу об аграрной политике "іаипин тяньге". Вестник ЛГУ 1? 2 сешя: истории,языка и литературы, зып.1 1962 г.; Дискуссия историков ІИР с. характере и движущих силах восстания -тайпинов. в книге: Агоарные отношения и крестьянское движение э Китае. М.,1974 г.

7, C'joks Ceor-fee Vingi'ov?. China being the t'iue'i .r.peclal correspoti dence from Ching іл year 185? - 1858 with correspondence anJ adit tion by :he -''Ubhor GA'.C. London, IJew Tork,IR52

Correspondence respecting insults in Chine. Tresented to the House of Coxmon 1837'. London., 1857

Huki Alfred. Edmorid . Events ir. the Tsipin^s Rebellion. London., IS3I

History of the insurvectiou in China with noticer, of the christisnifycreed and pi'oclrs'atio'i of the insurgents byl'.tl.Cel-lery «-id Y.Van, ?e» Ycrlc, 1859

Tstpir.g ЯеЬгіїіоп in China. A narrative of itr rise end pro^-rsss. 3ased upon ociginal docum^rits sad informctior. obtained in Сліпв by conup.nder Lindesay Brine. London., 186?

- II -

била показана обширность законодательной деятельности р государстве т< 'плиовЛ Заслуживает особого упоминания работа ФрЛ'аЙкл^гкл.з-чагцая g себя перевод и кратки". кожен тар.)* 201 документа та.Іпнк-jH. Ha имеигйіхся s настоящее вре:/л работ это одно из сглых полт-г-г,: собраний письменных памятников на английское языке. Доведшие до нашего Еременк документальное материалы талшиоз позеоля.ют пэгня.хо^чть-л с правам "Великого государства небесного благоденстпкл." Весь;.:а ваянов знолениз для настоящего исследования і!м?лп р.гбог-.і, вк.тючащ/е в себя оценки асторов правого го пояснения х.е:ъц'лщ в государстве ,таГп:гксч, правового рйгулировяклл торговли к прснзгодст-га.

8. The Taiaing i'eoloto'. Its sou-sea,Interpr'jtctionr. rid infl Jun-cej by ҐМа Vincent Y.C. fof ion. "aiverslty of Vashing-tca press.,I9S7

The ЇРІріпк Keb"llio:j. History an 1 Documents by ?ranc r.-lchsci vol.I-III. Ccst4-le-r,oa'lon., I966-I97I

9. The Твіріпк aebelllc .. History an J Docuceats.hj Froiz

I'.iohsol. vol.I-IXI. fJet.fclle-Lor.aGii.,1955-1971

ІЗ.Christ lou influence upon the ideology of the Taiplng Rebellion on TS50-IBG4. Еайгпо T'overa. Поіг.Іссп. "aivsrsity of 'лізґипзіг. pres::. Kadl«oa.,I952 ps^'s 27

The Triolag lieolotry. Its со-атсез, Interoretetions г ".J -ce5 by Thin Vincent Y.G. rehttle-lonion.,I957 9ege ^7

The Talpiag revolutionary Eovstient by Jea їа-wer. Sim Haven mi Loniion, 1973 pege ГЗ

II. Teng E.i. The ТгірІСгі Rebellion sail Veatera. Powers. Oxfori saJ Clarenica presn,t 1371 Рейг '30

Особино большой интерес г. становлению и разчитию Тяйп.шокпго государства и права проявляли и проявляют естественно историки ІїНіг". В китайской историографии накоплен огромна материал по различным н.сПо'ктам исследования таипинезого движения. В соответствии с цел<и;;і исследования азтор выделил только те извастше ег..у работы, которое разбирают различные стороны тайнинской государственности и права.

С начала 30-х годов е китайской историографии прочно утвердилось 'наименование "тайнинская революция", в связи с чем все аспекта деятельности восставших рассматривались как проявление революционности klтайского крестьянства. Такую оценку заслуживало и законодательство тайпинов,представляемое как революционное по духу и содержанию.

Следует oco'jo отметить вачшость работ тех китайских авторов, из . которых, стало возможным узнать о рождении права Тайпинскогс государства, о роли законодательства тайпинов, системе и назначении .законов,

Указанные работы оказались весьма важны для автора с точки зрения наличия в них ценного истерического и фактического материала,оценок исследователей по поведу различных сторон правовой деятельности тайлчнов. Относясь с пониманием к несколько преувеличенным характеристикам достоинств тайнинского права, мы не всегда и не везде следсЕали за ними»

При всём том прсблема тайпинского права имеет целый ряд аспектов, которые разработаны недостаточно, либо гоэбще нз подвергались- ис-следо«ан"ю.

Ло Зрган. Счерки по истории государства таАпинов. Уголовные 'зако
ны. Пеккн., 1555 г, . L, ,чі »

Ло Эргр.н Очерки по истории государства тайп^ноя. Брак в государст
ве тайпинсв. Пекин., 1979 г. ,, . . ,, ,..,/#

Ця.лнь Рнэнь. Система згкокор тайнинского государства. СчнгачДЭКЗ

Истопил китайского законодательства. Чжан Цзииьфань. Оценке закона
датєіьегва таЯпиної, Пекин., Ї2Р2 г. . ,* ..

4' }.'% (Г L hi .- 5І ё & Л Т А br ІЇ& ifj±- о

- ІЗ -

Похожие диссертации на Право государства тайпинов