Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность Тамберг Анжела Алексеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тамберг Анжела Алексеевна. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Тамберг Анжела Алексеевна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2008.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-12/469

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее время в России происходят кардинальные изменения, что, в первую очередь, связано с осуществляемой здесь глубинной социальной модернизацией. Политико-правовое развитие России все больше стремится ориентироваться на ценности правового государства, демократии и конституционализма. Наряду с экономическими и социально-политическими переменами меняется общественное сознание, набирает ход судебно-правовая реформа, существенно видоизменилось правовое пространство общества. Практика демократизации, при всех ее противоречиях и попятных движениях, требует ориентированности правосознания на выработку теоретически обоснованных и практически оправданных правовых решений

В общественном развитии в процессах регулирования поведения людей правосознание играет роль механизма срабатывания правового предписания в сознании человека и проявления его в действиях и поступках. Правосознание образует необходимый психологический и идейно-мировоззренческий контекст соблюдения человеком юридических норм. Вместе с тем, в условиях реформ нарастают негативные явления, растут правонарушения. Правосознание общества переживает период серьезной деформации. В общественном сознании и поведении граждан широко распространяются антиправовые установки, выражающиеся в неверии в потенциал права. Правовой нигилизм в значительной мере определяет динамику развития общественной жизни и правой действительности. Противоречивость и болезненность протекания модернизации, либерализации и демократизации заметно влияют на отношения людей к праву, определяя их правовое поведение. Без знания менталитета и закономерностей трансформации правосознания управленческие решения и реформаторские усилия не могут быть успешными. Отсюда - необходимость анализа правосознания, его сущности, эволюции и преемственности, изучения взаимосвязи правосознания, правового поведения и характера реформирования.

Правосознание задает определенный контекст, наделяющий социальную практику и идею смыслом и ценностью. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей, запретов и дозволений оказывают влияние на формирование мотивов и установок поведения россиян в правовом пространстве. Соответственно, утверждение начал правовой государственности и реализация прав человека в России прямо связаны с особенностями национальной культуры и ментальности. Правосознание оказывает существенное социальное воздействие на регулирование многих жизненных процессов в обществе и государстве. Здоровое правосознание - основа эффективного функционирования

политической и правовой систем. В свое время известный российский правовед Б.А. Кистяковский справедливо говорил, что своего полного развития правовое государство достигает только при высоком уровне правосознания в народе и при сильно развитом в нем чувстве ответственности. Поэтому важным является исследование социально-психологического механизма, связывающего сознание личности с ее поведением, выявление роли правосознания и правовой культуры в формировании правовых установок, что предопределяет социально-правовую активность личности и ее поведение в правовой сфере.

Теоретико-правовая мысль при исследовании различных сторон общественной жизни призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические характеристики субъектов права, но и учитывать глубинные начала формирования и реализации поведенческих актов субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование правосознания как сложного социального и юридического феномена, имеющего различные формы своего проявления. Необходимость осмысления состояния, особенностей, содержания, путей формирования правосознания вызывается не только научно-теоретической, но и практической значимостью темы, что особенно актуально в современных условиях правового развития российской государственности и осуществляемой социальной модернизации. Однако модернизация российского общества носит неоднозначный и противоречивый характер, осложняемый этнополитическими конфликтами.

В условиях социально-экономической отсталости, доминирования патриархально-традиционного общества и правового плюрализма все более отчетливо проявляется деформация правосознания граждан, правовой нигилизм, неуважительное отношение к норме права, и, как следствие, правовое отчуждение. Все это также требует своего осмысления и юридического анализа.

Таким образом, актуальность изучения данной темы обусловлена сложившейся в современной России противоречивой ситуацией в сфере правоотношений и правового регулирования, что обусловлено сложным и достаточно болезненным характером реформирования, а также культурно-историческим и политико-правовым наследием прошлого.

Степень научной разработанности темы. В научной литературе много внимания уделяется общетеоретическим вопросам правосознания. Теоретическое исследование проблем правосознания предполагает привлечение всего накопленного багажа соответствующих положений, выводов, концепций и научных взглядов ученых-теоретиков. В этом плане юридическая, политическая, философская, психологическая науки располагают солидным запасом знаний, обосновывающих теоретические подходы к осмыслению проблем правосознания. Особое значение среди научных достижений имеет теория правосознания, разработавшая понятие, структуру, формы, функции и виды правового сознания как формы общественного сознания.

Значительный вклад в разработку общетеоретических аспектов правового
сознания внесли такие исследователи как С.С.Алексеев, П.П. Баранов,
В.И.Бегинин, Е.А.Белканов, К.Т.Бельский, Н.А.Бура, И.А.Ильин, В.П.
Казимирчук, В.И.Каминская, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, Н.И.Матузов,
И.Д.Невважай, В.С.Нерсесянц, Г.С.Остроумов, И.Ф.Покровский, Д.А.
Потопейко, Л.П. Рассказов, А.Р.Ратинов, В.П. Сальников, В.А.Туманов, И.Е.
Фарбер, В.А. Чефранов, В.А. Щегорцов и другие. Из исследований
последних лет отметим работы Р.С.Байниязова, О.Р.Гулиной,

А.М.Евстратова, С.И.Касаткина, З.Х.Кочесокова, В.П.Малахова,
Н.М.Тапчанян, Я.В.Турбовой, К.Г.Федоренко, Ф.Ш.Ямбушевой.

Философские, социологические и психологические стороны правосознания рассматриваются С.А.Абрамитовым, С.В.Бахтиным, М.А.Булатовой, А.Д. Войковым, В.П. Васильевым, А.С.Гречиным, О.А.Гулевич, Г.Х. Ефремовой, А.Н.Забировым, В.И. Каминской, А.А.Наринян, Ю.И. Новик, А.Р. Ратиновым и другими авторами. Обусловленность правовой культуры и правосознания культурно-цивилизационными факторами изучается А.С Ахиезером, Е.А.Белкановым, Р.С.Байниязовым, А.И. Ковлером, А.Ю.Мордовцевым, А.П. Семитко.

Немало сделано в социальных науках и в деле изучения проблем
модернизации и реформирования российского общества. В трудах
Л.А.Беляевой, Н.И. Дряхлова, Б.С. Ерасова, Н.Н.Зарубиной,

В.В.Козловского, В.А.Красилыцикова, А.П.Манченко, А.С.Панарина,
В.И.Пантина, Г. С.Померанца, В.О.Рукавишникова, В.В.Согрина,
В.Г.Федотовой, В.Г.Хороса и других рассмотрены как общетеоретические
проблемы модернизации, так и различные аспекты ее осмысления. В работах
С.А.Ланцова, А.П.Манченко, Д.В.Ольшанского, Л.В.Полякова,

О.В.Харитоновой, М.А.Чешкова анализировались проблемы политической модернизации в России.

Однако практически отсутствуют работы, посвященные анализу правосознания в условиях российской модернизации и реформирования; имеет место лишь фрагментарное освещение отдельных аспектов этой проблемы. Мало внимания обращается на преемственность в эволюции правосознания на протяжении различных периодов модернизации в российской истории. Все это предопределяет выбор проблемы нашего исследования.

Объект диссертационного исследования - феномен правового сознания в правовом пространстве реформируемой России.

Предмет диссертационного исследования сущность,

закономерности, эволюция, преемственность и специфика проявления правосознания в политико-правовом пространстве реформируемого российского общества.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные методы познания, включая как общенаучные (диалектический, системно-структурный), так и специальные (сравнительно-правовой,

историко-юридический, нормативно-логический, формально-юридический). Использование подобных методов позволило провести в интересах решения поставленных задач обобщение различных сторон сложной и противоречивой правовой действительности российского общества, выработать некоторые предложения по совершенствованию правового воспитания.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретико-правовом анализе и концептуализации понятия правосознания в реформируемом обществе, в научном осмыслении сущности, проявлений и преемственности правосознания как социокультурного и юридического феномена, комплексном анализе правосознания как важнейшего показателя уровня правовой культуры общества.

В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования, очерченные рамками предложенного плана диссертационного исследования:

выявить основные теоретические подходы в правовом анализе феномена правосознания, концептуализировать понятие правового сознания и определить его содержание;

осмыслить культурно-цивилизационную обусловленность правосознания в контексте его преемственности;

проследить эволюцию правосознания в ходе реформирования российского общества в XIX-XX веках в его взаимосвязи с культурно-историческими характеристиками и культурно-правовой традицией;

рассмотреть взаимосвязь правосознания и правового поведения в современной России в условиях смены общественного устройства и

мотивационных ориентиров;

осмыслить деформацию правосознания и правовые установки граждан в современном российском обществе;

раскрыть феномен правового нигилизма в современной России как компонент общественного правосознания.

Научная новизна исследования определяется тем, что представленная работа является одним из первых в отечественном правоведении комплексным исследованием проблемы правосознания как доминанты социального реформирования. В исследовании:

предпринята попытка комплексной интерпретации правосознания через основные культурно-цивилизационные характеристики на протяжении нескольких витков социальной модернизации в России;

впервые дается теоретико-правовое осмысление правосознания, его сущности, эволюции и преемственности в контексте реформирования российского общества на протяжении XIX-XX веков;

впервые предпринята попытка анализа основополагающих культурно-цивилизационных и социально - психологических доминант, обуславливающих характер, свойства и формирование правовой идеологии и правовой психологии;

рассмотрена взаимосвязь правового сознания и правового поведения граждан в условиях смены общественного устройства и мотивационных ориентиров;

социокультурная и политико-правовая природа правового нигилизма осмыслена на фоне деформации правосознания в его соотнесенности с социальной модернизацией.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методологический подход в анализе феномена правосознания в
реформируемом обществе предполагает его рассмотрение как объективной
модальной целостности и сферы общественного, группового и
индивидуально-личностного сознания, отражающего правовую

действительность. Модальность правосознания выступает как присущее данной цивилизации восприятие социальной и правовой реальности, обусловленное культурно-цивилизационными условиями и влияющее на оформление определенных стереотипов и форм правового поведения. Анализ генетических основ функционирования правосознания предполагает необходимость исследования не только его нормативно-правовых компонентов, но и реальных общественных отношений, предопределяющих материальное содержание правовых ценностей общества, а также рассмотрение логики правосознания на основе его идейного строя. Правосознание характеризуется многофункциональным назначением, что проявляется как в правообразовательном процессе, так и в организационно-правовом механизме различных форм реализации права.

2. Понимание правосознания предполагает три условия: сознание и мышление в контексте определенных базовых установок правосознания; мышление в контексте определенных смыслообразующих идей (права, меры и порядка); мышление в контексте определенной логики. В содержании правового сознания может выражаться желание следовать тем или иным религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам и убеждениям. На его содержании могут сказаться заблуждения, ошибки, симпатии или антипатии к конкретным процессам. Его содержание может быть следствием компромисса, давления извне, а также может быть выражением произвола, диктата, следствием социально-политических и экономических экспериментов. Оно может быть обусловлено прямым заимствованием — добровольным или принудительным тех или иных моделей правового содержания с положительными или отрицательными последствиями.

3. Культурно-цивилизационная обусловленность российского правосознания как целостности связана с историческими условиями социального развития и своеобразием культурно-правовой традиции.

Анализ правосознания и правовой культуры свидетельствует о заметном воздействии на них культурно-цивилизационных характеристик. Российское правосознание характеризуется крайностями (от правового нигилизма до правового идеализма); анализ правосознания позволяет определить различные его разновидности и формы проявления: в зависимости от субъектной принадлежности, а также глубины отражения правовых ценностей в современном российском обществе. Характерными чертами правосознания являются патернализм и этатизм. Другая важная черта российского правосознания - оппозиция права и морали.

4. Существующее в обществе правосознание как оценка права,
выражающая критику действующего права и формирующая определенные
надежды и пожелания к правовой сфере, не остается неизменным.
Осмысление российской правовой традиции, ее проявления в идеологии
построения права показывает тесную связь эволюции правосознания с
процессами социальных и политических перемен в Российском
государстве. Обладая поступательным развитием на всех уровнях
(обыденном, профессиональном, теоретическом), исторически

правосознание проходит три стадии в своей эволюции: покорность праву; осознание права; борьба за право. В процессе его развертывания во времени растет роль и ценность права как основной регулятивной системы. При этом на эволюцию правового сознания существенное влияние оказывает двойственность российского правового развития в условиях модернизации: с одной стороны, стремление перенять законодательную технику и методы построения правовой системы, с другой - неприятием массовым общественным сознанием основополагающих правовых идей Запада, где прочно утвердился принцип подконтрольности власти народу. Значимым течением в российском правосознании было религиозное влияние на правовые взгляды и чувства. Благодаря значимой роли православия как культурно-исторического фактора, формирующего правосознание, последнее долгое время оставалось на стадии покорности праву.

5. В периоды социальных перемен происходит всплеск правосознания,
когда ностальгия о прошлой правовой системе сочетается с надеждами на
формирование нового права. Сложившийся вакуум заполняют

представления, идеи и эмоции о будущем желательном законодательстве, способном обеспечить идеалы и цели революционных перемен. При этом правовое сознание поднимается до стадии осознания права. Вместе с тем, в 1917 г. был прерван процессе становления развитого правосознания. Существенный урон нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании права. Патернализм как социально-правовая идея, сложившаяся в обществе мобилизационного типа с самодовлеющим государством, всегда играл важную роль. В годы советской власти патернализм принял свою крайнюю форму - деспотизма, характеризующегося полным отсутствием морального сдерживающего начала.

6. Высшие ценности, определяющие нормы права и правовое поведение, первоначально формировались в русле религиозного сознания. Поэтому правовое поведение личности определялось не только рациональными, но и внерациональными факторами, включая архетипы, фиксирующие на уровне коллективного бессознательного предпочтения какого-либо типа регуляции отношений и пласты культуры, включающие определенные формы правопонимания. Правовое поведение россиян в периоды смены общественного устройства и мотивационных ориентиров было тесно связано с ценностями правосознания и правовой культуры.

7. В условиях кризисной ситуации в общественном сознании в целом и в
правосознании в частности усиливается эмоциональный компонент в
противовес рационализму, нарастают категоричность и примитивизация
суждений и оценок. В этой ситуации вопросы понимания роли

правосознания, путей его формирования и развития обретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.

8. В сложнейший период формирования российского правового государства существенную роль может сыграть высокоразвитое правовое сознание. Между тем современное правосознание деформировано и неустойчиво. В нем множество как устаревших стереотипов, так и новейших веяний и тенденций. Оно сложно, незрело, противоречиво, что отражает характер смутного времени, умонастроения и позиции различных слоев населения. Значимым компонентом правосознания, играющим определенную роль в выборе варианта поведения, является негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву в целом, его отдельным нормам и институтам, к практике их применения и соблюдения. Важную роль в современном дефектном правосознании играют правовые установки граждан. 9. В современной России широко распространен правовой нигилизм, что выражается в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их социально-регулятивной роли. Правовой нигилизм, как свойство общественного, группового и индивидуального правосознания имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к значению права, скептического отношения к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и негативного отношения к нему.

Научно-теоретическая и практическая значимость

диссертационной работы определяется необходимостью дальнейшего исследования правосознания в современной России в целях поиска практических путей выхода из кризиса. Полученные результаты могут способствовать углублению сложившихся теоретических представлений о сущности, эволюции и преемственности правосознания. Содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в правотворческой и

правоприменительной деятельности органов государственной власти, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Результаты диссертации имеют значение для дальнейшей разработки соответствующих проблем, углубления комплексных научно-практических исследований в русле современных тенденций конституционно-правового развития российского общества. Особое значение диссертация имеет для практики конституционно-правового воспитания российских граждан, повышения их правовой культуры.

Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе: в преподавании конституционного права, общей теории государства и права и других юридических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались профессорско-преподавательским составом Южного федерального университета, Ростовского филиала Российской академии правосудия, Ростовского юридического института Российской правовой академии, Кубанского государственного аграрного университета.

Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность