Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Байков Айдар Флоридович

Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства
<
Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Байков Айдар Флоридович. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства : сущность и реализация в условиях правового государства : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Екатеринбург, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:06-12/823

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-правовой анализ понятия «правовая идеология» 13

1. Предпосылки формирования и сущность правовой идеологии 13

2. Структура правовой идеологии и способ связи ее элементов 35

3. Функции правовой идеологии 66

Глава II. Механизм реализации правовой идеологии 76

1. Правовая идеология на этапе правотворчества 76

2. Законодательство как особая форма репрезентации правовой идеологии (на примере федеративных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан) 89

3. Влияние правовой идеологии на правовое поведение индивида 117

Глава III. Проблемы правовой идеологии в современном Российском государстве 129

Заключение 155

Библиография 161

Введение к работе

В современную эпоху актуальность идеологии как эффективного средства воздействия на сознание и поведение людей сохраняется. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию (2005 год) в начале своего выступления отметил: «затрону ряд принципиальных идеологических и политических вопросов». Какие же идеологические вопросы были отнесены Президентом России к числу актуальных? «Главной политико-идеологической задачей» Президент считает «развитие России как свободного, демократического государства», что должно проявляться «в трех направлениях: 1. меры по развитию государства; 2. укрепление закона и развитие политической системы; 3. развитие личности и гражданского общества1». Несомненно, что все эти векторы действий общества подразумевают в качестве главной обеспечительной меры правовую идеологию. Действительно, едва ли будет эффективной работа по укреплению государства (1 направление в послании Президента) без укрепления в сознании его граждан концептуальных правовых идей о ценностях права; укрепление закона (2 направление) немыслимо без внедрения в общественное сознание соответствующих правовых ценностей и норм; наконец, развитие личности и гражданского общества (3 направление) подразумевает их выведение на новый качественный уровень правового сознания в целом. Правовая идеология способна стать тем эффективным средством, применение которого способно кардинально изменить картину правовой реальности, рисуемой в массовом правовом сознании.

В свете сказанного, полагаем, что в условиях формирования правового государства роль идеологии в общем, и правовой идеологии в особенности, не только не умаляется, но, напротив, возрастает. Мы не разделяем тех крайних взглядов, согласно которым либеральное общество должно быть свободно от какой-либо идеологии (Арон, Белл, Фукуяма). Если следовать таким утверждениям на практике, то это может привести к тому, что возникшие «пустоты» общественного сознания будут постепенно заполнены тоталитарными, националистическими, фундаменталистскими и другими разрушительными идеями асоциального толка. Этого допустить никак нельзя. Поэтому, наше исследование, посвященное изучению юридической природы правовой идеологии, направлено, в конечном счете, на утверждение в нашем обществе социально полезных правовых идей. Следовательно, настоящий научный труд можно признать достаточно своевременным. Актуальность темы диссертационного исследования.

После нескольких лет идеологических шараханий, утраты привычных ценностей и мучительного поиска специфически «своей», сугубо русской национальной идеи, общественное сознание постепенно приходит к доминирующей мысли о том, что нужно вернуться к фундаментальным правовым идеям, сформулированным в тексте действующей российской конституции. Именно в ней содержится программа действий гражданского общества на многие десятилетия вперед. Главное направление - формирование социального правового государства. Этот ориентир подразумевает заранее определенный комплекс, сложную систему действий, нацеленных на то, чтобы члены общества осознали правовую государственность как личную заботу. В «житейском» плане, это, например, может выражаться в том, что ученики в школах начинают учебный день с общего пения Гимна России, в том, что во многих общественных местах можно увидеть российский герб (а не только в помещениях федеральных судов). Наконец, устойчивость правового государства укрепляется тем, что все общественные акции начинаются с поднятия российского флага, а не только во время официальных политических мероприятий. Кому-то атрибутика российского государства может показаться излишней и навязчивой. Однако это не так. Именно с формирования в сознании каждого отдельного человека уважительного отношения к атрибутам государства начинается сложный процесс формирования уважения государственности и порядка, процесс «вызревания» актуальной правовой идеологии в массовом правовом сознании. Многое создано в этом направлении, однако еще больше необходимо сделать. Пока многое делается бессистемно, не рационально, не на научной основе, а скорее импульсивно, под действием субъективно понимаемой целесообразности.

В свете сказанного, рассмотрение в настоящем исследовании вопросов правовой идеологии объясняется объективными потребностями сформировать такое правовое сознание, которое адекватно задаче формирования правового государства. Современное правоведение должно видеть свою роль не только в изучении общетеоретических, общеправовых вопросов философского уровня, но и должно стремиться к глубокому проникновению в сущность правовых явлений, казавшихся уже давно изученными и известными предметами.

Таким образом, актуальность намеченного научного исследования правовой идеологии усматривается в следующих направлениях.

Отечественное правоведение, учитывая сложившее в общественном сознании отрицательное отношение к идеологии вообще, в последнее десятилетие постепенно утратило интерес к изучению данного феномена. Это повлекло за собой известную утрату правовых ценностей, разрушение рациональных оснований правовой государственности в целом. По нашему мнению, любое государство должно формировать и реализовывать правовую идеологию, способную быть выражением системы основных концептуальных идей о праве и правовой системе общества. Именно на такой правовой идеологии должна базироваться российская государственность.

Сложившиеся к сегодняшнему дню в теории права и государства научные взгляды на правовую идеологию пока далеки от совершенства. Дело в том, что большинство исследований второй половины XX века протекало в условиях советской действительности, которая жестко задавала соответствующую парадигму. Такая система взглядов на правовую идеологию не всегда способствовала научной объективности3. В результате были проведены достаточно глубокие по содержанию, но, порой, однообразные по своим выводам исследования о содержании, структуре и, главное, роли правовой идеологии в условиях современного государства. Поэтому актуальной выглядит попытка объективной оценки сложившихся научных интерпретаций правовой идеологии. В необходимых случаях актуально обновление взглядов, а также поиск нового социально-правового содержания этого феномена в условиях российской правовой действительности.

Цель и задачи работы.

Цель нашего диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости правовой идеологии, познании ее сущности как неотъемлемой части российской правового государства, а также в анализе правовой идеологии как основы действующего законодательства и реального функционирующего элемента российского общественного правового сознания.

Для достижения сформулированных целей, в работе намечены следующие исследовательские задачи:

- осуществить теоретико-правовой анализ понятия «правовая идеология», проанализировать социальные предпосылки ее формирования и сущность, т.е. попытаться найти «оправдание» правовой идеологии в современных условиях;

- установить структуру правовой идеологии и способ связи ее элементов;

проанализировать функции правовой идеологии; показать реальное влияние правовой идеологии на процесс правотворчества, его результаты (законодательство), а также на правовое поведение личности;

- сформулировать черты правовой идеологии в условиях современного Российского государства и определить направления ее применения.

Научно-информационная и теоретическая основа диссертационного исследования представлена результатами научных трудов ученых в области теории права и государства (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, Р.С. Байниязов, Е.А. Белканов, A.M. Васильев, Н.А. Власенко, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, В.Т. Леушин, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, О.А. Пучков, Ф.М. Раянов, Р.К. Русинов, В.А. Сапун, Н.Я. Соколов, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров, Н.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, Л.С. Явич и др.).

Ряд достоверных научных данных по интересующей проблеме получены благодаря исследованиям ведущих политологов, философов и социологов (В.Д. Перевалов, В.П. Пугачев, В.И. Шерпаев, В.М. Розин, Н.В. Шеляпин и др.).

Ряд развиваемых в диссертации идей опирается на работы российских дореволюционных правоведов (Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин), а также современных западных исследователей правовой идеологии (Г.Дж. Берман, К. Поппер, И. Лакатос).

Методологическую основу диссертации образуют общие принципы научного познания (материалистическая диалектика). Автором применялись также общенаучные подходы: системный, генетический, структурно-функциональный, теоретического моделирования, аналогии. Специфика предмета диссертационного исследования в значительной степени обусловила применение такого метода научного анализа как формально-юридический метод. Способ видения правовой идеологии позволил автору выпукло представить ее в виде правового феномена, обладающего собственной сущностью. Таким образом, можно заключить, что в диссертационном исследовании используется комплекс научных методов, применение которых обеспечивает объективность и всесторонность научного анализа, а также достоверные научные результаты.

Объектом диссертационного исследования является правовая действительность рассматриваемая в единстве ее составных элементов.

Предметной областью исследования выступает правовая идеология как особый тип интеллектуально-духовного освоения правовой действительности, с помощью которого формулируются главные концептуальные идеи общества о праве и государстве, выражающие интересы государства и потому выражаемые в законодательстве, отражающие актуальные правовые ценности и выступающие средством регулирования индивидуального поведения. Правовая идеология рассматривается автором как феномен, обладающий собственными закономерностями становления, функционирования и развития.

Научная новизна исследования и положения, которые выносятся на защиту.

В диссертации впервые в современном российском правоведении предпринят анализ правовой идеологии с учетом внутренней логики этого объекта исследования, что дало возможность провести теоретико-правовой анализ сущности правовой идеологии, особенностей ее реализации и позволило установить ценностные приоритеты правовой идеологии в условиях формирования правового государства в России.

На защиту выносятся следующие положения, содержащие элементы новизны:

Правовая идеология — это совокупность идей (концепций, теорий, доктрин) о праве и правовом развитии, способствующих формированию стандартных (типичных) оценок и правовых ценностей, а также выработке определенных правовых установок у носителей правового сознания.

Правовая идеология формируется двояким образом - от индивида к государству (через притязания индивидов) и от государства к индивиду (через законодательство), что и образует её внутреннее единство и содержательную направленность.

Предпосылками формирования правовой идеологии, таким образом, являются:

- наличие государства, объективно нуждающегося в мировоззренческой концепции (системе взглядов) на право, законодательство, политику, власть и другие феномены правовой действительности;

наличие в современном обществе групп, наций, коллективов, корпораций и т.п., для которых правовая идеология способна выступать объединяющим и направляющим, ментально-культурологическим началом их самоидентичности и средством воспитания;

правовая преемственность, которая обуславливает восприятие общемировых тенденций и правовых идеологий определенного толка;

необходимость регулирования социальных отношений путем влияния через правовую идеологию на сознание масс людей, правовую политику государства, правотворчество и т.д.;

наличие идей, ценностей и норм, которые объективно нуждаются в оформлении средствами правовой идеологии.

4. Сущностью существующей сегодня в России правовой идеологии выступает то обстоятельство, что это феномен, формирующий единый образ окружающей правовой действительности путем стандартизации общественного правосознания. По сути, это универсальная «надклассовая» правовая идеология либерального толка, влияние которой приводит к формированию соответствующего стереотипного правового сознания.

5. Помимо традиционных структурных элементов правовой идеологии, таких как:

а) понятия и представления о праве и правовых явлениях общества;

б) юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни;

в) теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему;

г) взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины, считаем необходимым дополнить элементный состав правовой идеологии следующими ее составными частями: правосфера государства; правосфера общества; правосфера других субъектов права; правовое сознание; правовое самосознание и правовые представления.

6. Одним из ключевых элементов правовой идеологии нами признается правосфера - пространство индивида, живущего в правовой действительности, в которой осуществляется коммуникация с другими носителями правовых идей, учений и концепций. Одно из предназначений правосферы — «перевод» правовых явлений в объекты, оцениваемые правосознанием индивида, а также выработка привычки, стереотипа правомерного поведения и стандартов правовых оценок.

7. К функциям правовой идеологии следует отнести такие, как регулятивная функция, функция формирования определенного образа окружающей правовой действительности, функция формирования правосознания в соответствии с содержанием правовой идеологии. Их совокупное действие позволяет говорить об общем влиянии правовой идеологии на общественные отношения в любом типе общества.

8. В ходе правотворческого процесса, правовая идеология выступает как средство формирования определенного образа окружающей правовой действительности, это общее основание, доминанта для одинаковой, всеобщей и «корпоративной» интерпретации правовых событий для субъектов правотворчества.

9. Правовая идеология нормативна. Усиление нормативности при реализации правовой идеологии в ходе правотворчества — единственная возможность перевода её из уровня декларативных утверждений в уровень правоприменительной практики. Повышение нормативного характера правовой идеологии необходимо связывать с дальнейшей актуализацией ее содержания, с тем, чтобы она была легко усваиваема, доступна, понятна и выражала глубинные право-мировоззренческие установки.

10. Анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, что тексты действующих законов не всегда в полной мере выражают правовую идеологию гармоничных федеральных отношений между центром и субъектами федерации. В этом направлении видится залог дальнейшего развития и совершенствования законодательства на всех уровнях его иерархии.

Анализ законодательства Республики Башкортостан показал, что не существует принципиальной разницы (и тем более острых противоречий) между интересами Федерации и отдельных её субъектов. В то же время отсутствует федеральный механизм учёта и интеграции интересов субъектов в правовую систему федерации. Данное обстоятельство позволяет позиционировать правовую идеологию как нуждающуюся в совершенствовании.

Выработка универсальной правовой идеологии возможна, если ее содержание будет отвечать коренным правовым интересам, целям и идеалам российских граждан, основным социальным группам и государству. По сути это «правовой компромисс» правосфер основных групп общества по вопросам: а) предметов правового регулирования; б) метода правового регулирования; в) способов и форм реализации и применения права.

Создание принципиально новой правовой идеологии, обладающей национальной российской спецификой, учитывающей уникальные особенности этноса не желательно, т.к. такая правовая идеология уже создана и в концентрированном виде изложена в ст. 1 Конституции Российской Федерации, утверждающей правовые начала российской государственности.

14. В России пока чётко определились два пути развития правовой идеологии: классический либеральный путь и путь, направленный на возрождение традиционных основ российской государственности и правопорядка. Однако перед обществом и властью становится актуальной задача не обретения новой правовой идеологии, а совершенствования имеющихся концептуальных идей о праве (правоидеологическое моделирование).

Научная и практическая значимость проведенного диссертационного исследования состоит в том, что оно способствует выработке рационального подхода к сложному и противоречивому явлению в правовой жизни современного общества - правовой идеологии. Результаты исследования позволяют соединить данные теоретического изучения с практическими наработками в сфере государства, власти, политики и права. Исследование содержит разработки, которые могут быть использованы в правотворческом процессе, при создании практически-прикладных концепций и программ правового воспитания членов гражданского общества. Диссертация содержит ценный познавательный материал, который можно использовать в учебном процессе в ходе преподавания юридических дисциплин в высших и средних специальных учреждениях юридического профиля.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации излагались на научно-практической конференции, проводимой в Уфимском филиале УрГЮА в октябре 2005 г., а также научных семинарах кафедры теории государства и права, проводимых в Башкирском госуниверситете в 2003-2005 г.г. Результаты исследования использовались в учебном процессе в ходе преподавания курса теории государства и права в Уфимском филиале Уральской государственной юридической академии.

Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 176 страниц.

Предпосылки формирования и сущность правовой идеологии

Методологическая корректность осуществляемого научного исследования требует, чтобы были обрисованы (хотя бы в самом общем виде) возможные подходы к изучаемому предмету. Таких подходов, определяющих видение правовой идеологии, угол зрения на нее, по нашему мнению, может быть несколько.

1) Теоретико-познавательный подход, заключающийся в анализе имеющихся научных взглядов на проблему правовой идеологии; 2) деятельностныи подход, выражающийся в признании правовой идеологии как реального феномена, определяющего реальные действия реальных субъектов в сфере права и политики; 3) системный подход, рассматривающий явление во всем многообразии составляющих его элементов; 4) методологический подход, выступающий особым средством организации знаний и познавательных средств, которые могут быть использованы в процессе изучения феномена правовой идеологии. Не вдаваясь в суть указанных аспектов изучения (это изложено более компетентно в ряде источников4), отметим, что мы в процессе дальнейшего исследования будем рассматривать правовую идеологию комплексно, с учетом всех четырех указанных подходов. Удельный «вес» каждого подхода на страницах нашего диссертационного исследования будет разным, однако применение всех подходов даст возможность представить интересующий нас предмет во всем его многообразии и полноте.

Правовая идеология как предмет научного осмысления традиционно рассматривалась в теории государства и права как структурная часть правосознания. Последнему в науке теории государства и права посвящена обширная литература5. В основном пафос исследований понятия правосознания сводится к следующему определению, с которым мы склонны согласиться: «Правосознание - относительно самостоятельная форма общественного сознания, вызванная к жизни объективными потребностями развития общества. Оно состоит из системы идей, взглядов и представлений индивидов или классов о праве, законности, правопорядке и их роли в жизни общества»6. Близкое определение правосознания мы находим у основателя уральской школы права С.С. Алексеева: «правосознание исчерпывается тем, что в праве выступает только исходным моментом его субстанции - представлениями о праве, суждениями о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установками на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс еще явлениями социально-психологического порядка, касающимися правовой сферы (эмоциями, настроениями и др.) . Не согласен с общепринятыми взглядами на правосознание А.В. Грибакин, который утверждает, что «правосознание отнюдь не выражает отношения людей к действующему законодательству. Оно показывает представления индивидов о своих основательных притязаниях, о формах и способах их удовлетворения ». В то же время, далее в тексте своей монографии автор, не взирая на общепринятые аксиомы правовой науки утверждает следующее: «объект правосознания - законы государства9». Возникает вопрос: может ли индивид осознавать предмет, но не выражать к нему отношения? Едва ли это возможно, т.к. осознание имплицитно подразумевает формирование отношения. Впрочем, такая специфическая точка зрения не получила в юридической науке широкой поддержки.

Более «многослойную» картину природы правосознания формирует в своем сложном по структуре и содержанию диссертационном исследовании Е.А. Белканов. В частности, он пишет: «...правосознание представляет собой открытую подсистему сознания, отражающую сквозь «призму» должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность (в том числе ее элементы, существовавшие в прошлом и возможные в будущем), оказывающую на социальную деятельность людей нормативно - регулирующее воздействие и формирующуюся под влиянием социальных условий, межличностного общения, другими формами сознания и бессознательного». Таким образом, становится очевидным, что правосознание — это разновидность общественного сознания, имеющее сложную структуру. Исходным моментом его формирования, благодаря сложным механизмам психического отражения реальной правовой действительности, выступает действующее право и законодательство - во всем их многообразии.

Для большинства исследователей является бесспорным факт, что в качестве структурного элемента правового сознания выступает правовая идеология. В Юридическом энциклопедическом словаре указывается, что «концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология - система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях12».

В свою очередь пытается обосновать свой взгляд на структуру правосознания с методологических позиций П.П. Баранов. Он полагает, что «структура правосознания, рассмотренная в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии» . Аналогичного взгляда придерживаются и другие ученые-юристы (Р.З. Лившиц, Р.К. Русинов, К.Т. Вельский и др.)14.

Однако возникает вопрос: не было ли признание правовой идеологии в качестве элемента правосознания данью политическим условиям СССР, в которых работали исследователи? Не исключено, что в современных условиях, когда российская конституция признает в качестве непреложного факта правовое государство (ст.1), а, например, Конституция Республики Башкортостан отмечает, что «признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 12)» - может быть признание правовой идеологии в качестве элемента правового сознания ныне не выглядит актуальным и соответствующим научной истине? Попробуем разобраться с онтологическими основаниями правовой идеологии.

Структура правовой идеологии и способ связи ее элементов

В правовой теории на первое место всегда выдвигается познавательный аспект как мыслительный материал, позволяющий определить содержание той или иной правовой категории. «Опорным пунктом в механизме накопления, обогащения, отбора и передачи теоретических знаний в области политики, государства и права является категориальный аппарат, с помощью которого раскрывается сущность, структура, основные свойства и качества, наиболее глубокие связи и отношения в государственно - правовой сфере общественной жизни».

В плане выработки структуры правовой идеологии плодотворно работали Б.Кистяковский, А.Коркунов, В.П.Казимирчук, П.И.Новгородцев, А.Е. Белканов, СВ. Боботов, П.М. Рабинович, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, А.У. Бейсенова, С.Н. Кожевников, М.Т. Баймаханов, Е.А. Лукашева, А.Э. Жалинский, Е.А. Певцова.

Так, например, Р.К. Русинов и А.П. Семитко пишут: «правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе» , К.Т. Вельский, в свою очередь, отмечает: «Теоретическое правовое сознание (которое, заметим, автор отождествляет с правовой идеологией - А.Б.) представляет собой последовательную систему правовых знаний, выраженных в юридических идеях, понятиях и категориях, направленных на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни общества»56. А.Е. Белканов в своем диссертационном исследовании отмечает, что «образующие систему оценки справедливости правовые идеи представляют собой набор требований, предъявляемых обществом к праву с позиции общественной морали, господствующих в обществе политической идеологии и религии»57. Авторы «Марксистско-ленинской общей теории государства и права» полагают, что в структуру правовой идеологии необходимо включать такие элементы, как концептуальные представления о сущности и особенностях права и правового регулирования, о формах и методах проведения правовых установлений в жизнь; концепцию (всю систему взглядов) права в целом; со ведущие идеи, взгляды и принципы . Оригинальность взглядам на структуру правовой идеологии придает следующее утверждение: «...можно выделить другие элементы, которые в конечном итоге соотносятся (выделено нами — А.Б.) с правовой идеологией, но непосредственно в идеологию не включаются5 ». Таковыми признаются вопросы структуры правовой нормы, учение об элементах правоотношений и т.д. Разделяя в целом взгляды авторов тома на правовую идеологию, все же заметим, что трудно себе представить характер, способы, интенсивность и формы соотнесения научных элементов с правовой идеологией. Скорее всего, такие «соотносительные связи» отсутствуют, т.к. названные положения науки внеидеологичны, они носят технико-правовой характер.

П.П. Баранов указывает: «правовая идеология представляет собой более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни» . Это «... строй проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему»

По мнению В.В. Лазарева, правовая идеология «включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь»62. Суммируя тезисы указанных авторов (за исключением, пожалуй, оригинальных взглядов А.Е. Белканова) можно отметить, что в современной правовой науке структура правовой идеологии включает следующие элементы:

1) понятия и представления о праве и правовых явлениях общества; 2) юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни; 3) теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему; 4) взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины63 и т.д.

Приведенный краткий обзор взглядов на структуру правовой идеологии позволяет заключить, что в основном, авторы связывают ее элементный состав с идеальным64, наиболее высоким, т.е. теоретическим уровнем правового сознания, что, по сути, позволяет отождествить структуру правовой идеологии с правовой наукой, содержащей высокие научные доктрины, концепции и идеи. Признавая аргументированность и обоснованность указанного подхода, отметим также и известную его ограниченность.

Правовая идеология на этапе правотворчества

Общеизвестно, что государство и право неразрывно между собой связаны: генетически, субстанционально и функционально. Это объясняется тем, что государство и право есть «две стороны одной медали» - политической власти. Любая власть материализуется в законах, ею создаваемых. По тем или иным правотворческим решениям можно сделать вывод о векторе развития всего государства и общества, а также о проводимой государством правовой политики. Уместно напомнить выражение В.И. Ленина, который в свое время весьма конкретно раскрыл взаимодействие права и политики. В частности, он утверждал, что «закон есть мера политическая, есть политика»136. Поскольку политика - это важнейший стержень правотворчества, а законы могут интерпретироваться как концентрированное выражение правовой политики, то разумно провести уточнение понятия «правовая политика».

Как пишет А.В. Малько, «правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении ... целей» . Далее автор отмечает такие характерные черты правовой политики, как: 1) разнообразие (она может быть конституционной, уголовной, финансовой, семейно-брачной и т.д.); 2) связь с юридической деятельностью; 3) способность управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия138. Приведенные идеи саратовского ученого развивает А.П. Коробова, которая утверждает необходимость четкого различения правовой политики и правовой идеологии: «если ... предположить, что правовая политика по своей природе есть комплекс определенных идей, в таком случае ее нельзя будет отграничить от правовой идеологии (выделено мной — А.Б.), которая как раз и представляет комплекс таких идей». Оценивая в целом высказанные учеными мнения по поводу соотношения правовой политики и правовой идеологии, по нашему мнению следует признать обоснованность позиции С.С. Алексеева, который отмечал, что правовая мировоззренческая идеология представляет из себя ближайшее основание правовой политики140. Таким образом получается, что если правовая идеология - это идея, макет, программа, идеальный образ юридической деятельности государства, то правовая политика - это сама юридическая деятельность в своей непосредственной и «грубой» форме. Первое всегда предшествует второму. Проанализируем изложенный тезис более подробно.

В первой главе настоящей работы мы уже отмечали, что правовая идеология - это феномен, который проявляет себя во многих значимых социальных отношениях и институтах. Это элемент правовой системы, который, по мнению С.С. Алексеева, является «активной стороной правосознания1 ». Как отмечал И.Я. Дюрягин, «правовая идеология ... содержит концептуальную характеристику потребностей правового регулирования, а также основополагающих правовых явлений (права, законности, равноправия, прав и обязанностей и т.п.)... Научные идеи и выводы идеологического уровня воздействуют на процессы правотворчества (выделено мной - А.Б.) и реализации права»142. Академик В.М. Чхиквадзе подчеркивал, что правосознание (в структуре которого ведущая роль принадлежит идеологии) не только является движущим началом правотворчества и применения права, но и признается им связующим звеном между нормой права и общественными отношениями Эта позиция дополняется мнением Н.П. Колдаевой, указывающей, что «с выработки научно обоснованной политики начинается процесс отражения законов общественного развития в государственной деятельности» .

Действительно, поскольку выше мы признали политический характер законодательства, то следовательно, закон в широком смысле не может не выступать «формой презентации» принципов, установок и идей, концентрированно материализующихся в правовой идеологии и политической практике. Сегодня мы можем наблюдать, что в современной России такую роль «рупора правовых идей» успешно выполняет Президент России, (реализуя при этом требования пункта « е » ст. 84 Конституции Российской Федерации). Он обращается с ежегодными посланиями Федеральному Собранию, в которых формулируются текущие и перспективные правовые задачи для высшего законодательного органа страны.

Следует согласиться с мнением Ф.М. Раянова, что на бытовом уровне «правосознание у многих складывается посредством рассказов других и собственного опыта столкновения с милицией, прокуратурой и пр.»145, однако на уровне правообразующих факторов, механизма формирования законодательных решений, концепций правовой политики - здесь уже бытового правосознания недостаточно. Необходим более высокий уровень обобщений социального опыта. Необходима правовая идеология. Однако здесь не все сводится к простому формулированию «высоких» правовых идей и, концепций и направлений правовой политики. На этом пути возможны ошибки и просчеты.

Законодательство как особая форма репрезентации правовой идеологии (на примере федеративных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан)

Название данного параграфа обязывает нас провести поворот в исследовании правовой идеологии и включить в предметное поле своего научного анализа поведение индивида - носителя правовых идей и непосредственного адресата правовой идеологии. Авторы содержательной монографии «Образы права в России и Франции», привлекая богатый социологический материал, наглядно показали, что нет единой, универсальной правовой идеологии, которая бы признавалась во всех странах людьми всех возрастов. Напротив, авторы социологического исследования доказали, что процесс социализации, процесс формирования индивидуального правосознания таков, что в идеологические представления о праве, в представления об универсальных правовых явлениях (праве, государстве, власти и пр.) неизбежно вкрапляются специфические возрастные, индивидуальные и 192 т-г национальные различия . Поэтому наша попытка проанализировать характер влияния правовой идеологии на поведение субъекта (как правомерное, так и противоправное) нам представляется обоснованной и логичной.

Не будем также забывать и том, что, как мы показали в главе 1 настоящей работы, формирование правовой идеологии связано, в конечном счете, с субъективным отражением общественного бытия. Субъект правовой идеологии - это любой индивид, способный осознать свой правовой интерес, артикулировать его и адаптировать его к законодательству, действующему в обществе, соотнести свой интерес с групповым и общественным. Идентичность и определенная «синхронность» индивидуальных и общественных интересов приводит к единству взглядов, идей, понятий, концепций. Формируется доминирующая в обществе идеология, которую разделяют (считают «своей») большинство членов гражданского общества.

Следовательно, отдельные граждане не только являются носителями правовых идей, но и субъектами их защиты и реализации. Однако, возможна ситуация, когда члены общества не разделяют ценностей, защищаемых правовой идеологией, и имеют интересы, которые не совпадают с интересами общества и государства. Такая ситуация чревата возможностью правонарушений. Влияет ли правовая идеология на правовое поведение, которое подразумевает и правонарушения? На наш взгляд, эта проблема требует специального изучения. Предваряя анализ, напомним, что в юридической науке правовое поведение подразумевает два варианта: правомерное поведение и правонарушение. Эта точка зрения является доминирующей в правовой науке .

Действие правовой идеологии основывается на её нормативности, способности быть регулятором правовой жизни индивида. Она оказывает воздействие на волю и сознание людей, но в отличие от права — регулятора общественных отношений, правовая идеология оказывает это влияние разными способами: моральными, ценностными, нормативными и даже чувственными (правовые установки, ожидания, правовые устремления и т.п.). Отсюда у правовой идеологии наблюдаются разные способы воздействия на правовое поведение индивида: информационное, адаптационное, ценностное, мотивационное, нормативно - обязывающее.

В то же время следует подчеркнуть, что воздействие правовой идеологии на правовое поведение индивида проявляется в основном через коллективные способы восприятия её содержания и функций. Это связано с тем, что человеческое правовое самосознание и правовое ожидание - это сферы переживания правовой действительности на основе идентификации с другими членами общества. Здесь всегда присутствует элемент сравнения. А.А. Леонтьев отмечал, что развитие психики человека, как часть развития человечества — «это прежде всего развитие и трансформация сложной диалектической системы связей, отношений, детерминаций, соединяющих как различные стороны самой этой психики, так и психику с другими развивающимися системами, в особенности - взаимосвязь коллективной і- 194 л деятельности, развития сознания, развития общения» . Следует также согласиться с мнением А.С. Пересыпкина, что коллективная форма реализации правовой действительности (в том числе и правовой идеологии) объективно присутствует в правовом поведении индивида в связи с тем, что «некоторые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права»195. В данном случае речь идёт о сознательном, избирательном отношении к правовой идеологии как конкретного коллективного участника социально-правовых отношений -группы, слоя, класса, этноса, субкультурного образования. На уровне индивида такая коллективная форма восприятия правовой идеологии реализуется в основном на уровне соблюдения для подтверждения своей идентификации с определённым участником социально-правовых отношений. Но в этой пассивной, на первый взгляд, форме соблюдения, есть активное начало, связанное с ожиданием в правовой жизни индивида. Таким образом, ожидание является важнейшим атрибутом воздействия правовой идеологии на правовое поведение индивида.

Похожие диссертации на Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства