Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая этнология Фатхи Валентина Игоревна

Правовая этнология
<
Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология Правовая этнология
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фатхи Валентина Игоревна. Правовая этнология : 12.00.01 Фатхи, Валентина Игоревна Правовая этнология (концептуальные идеи и принципы) : диссертация... кандидата юридических наук : 12.00.01 Ростов-на-Дону, 2007 176 с. РГБ ОД, 61:07-12/1421

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Правовая этнология в системе юридического знания:
историко-культурные и теоретико-методологические аспекты
11

1. История формирования правовой этнологии 11

2. Подходы и методы познания в правовой этнологии 38

Глава 2. Понятийно-категориальный аппарат правовой

этнологии 63

1. Понятие права в этнокультурной парадигме социального

познания 63

2. Основные понятия правовой этнологии 74

Глава 3. Правовая этнология и правовая политика в сфере
межэтнических отношений
91

1. Идеология и ценности этнической правовой политики 91

2. Этнос в правовой политике государства 109

3. Защита этнокультурных прав и свобод в современном

государстве 133

Заключение 150

Список используемой литературы 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы произошли серьезные изменения в системе правового знания, методах и принципах пра-вопознания российской юридической науки. Сформировались новые направления научного правового мышления, что выразилось в развитии и появлении пограничных, междисциплинарных, смежных комплексных областей знания на стыке юриспруденции и социологии, психологии, политологии, антропологии. Их возрождение, как в случае с философией права, или возникновение, как в ситуации с юридической антропологией, вызваны не только сменой общественно-политических идеологий в нашей стране, реформами социальной структуры российского общества, новыми тенденциями мирового развития, в частности глобализацией, но и серьезными сдвигами в области теории и методологии научного познания, сменой парадигм в социальных науках, кризисом модернистской картины мира, пересмотром принципов его осмысления. В юридической науке возникли и стали развиваться новые парадигмы правопознания: антропологическая, герменевтическая, институциональная, этнокультурная и др.

В 70-е годы XX века в теории права произошли существенные изменения в связи с полемикой по поводу широкого понимания права, что привело к выходу на новый уровень развития социологии права, появлению юридической конфликтологии. С крахом марксистской доктрины правопонимания широкий подход к праву стал называться интегративным правопониманием, а многие ученые выступили с предложением дальнейшей разработки синтетических, интегративных подходов к праву, методов познания права. Их создание возможно только на стыке методов юриспруденции и других социальных наук. Этнокультурная парадигма правопознания в последние годы выступает в качестве самостоятельного направления и особого подхода изучения права в юридической науке, развивая интегративное понимание права.

Распад СССР привел к кардинальным изменениям в различных областях общественной жизни, обострению социальных конфликтов, возникновению кризисных ситуаций в этнокультурной и демографической сфере. Рост национального самосознания народов России, появление признаков национальной государственности у ряда крупных этносов, сокращение численности государствообразующего русского народа - все эти факторы уже в ближайшем будущем приведут к изменению этнополитической, а затем и правовой системы Российского государства. Поэтому вопрос о правовом регулировании национальных отношений, правовом статусе этносов, юридической защищенности этнических сообществ и их правовых этнокультур, государственной правовой политике в сфере межэтнического диалога получает совершенно новую постановку. Особенно, если учесть тенденции и вызовы глобализации, угрожающей культурной, духовно-нравственной и политико-правовой самобытности народов.

Защита культурного многообразия народов, проживающих на территории Российской Федерации, от унификации и универсализации является не только политически чувствительной, но и сложной и многоаспектной правовой проблемой. Общий кризис российского общества и многочисленные этнические конфликты только ее усугубляют. Между тем в юридической науке теоретико-правовые аспекты межнациональных отношений разработаны крайне недостаточно. Решением этой проблемы призвана заниматься правовая этнология, возникшая в этнокультурной парадигме правового мышления.

Степень научной разработанности проблемы. В юридической литературе правовая этнология еще пока не выступала в качестве отдельного предмета исследования, не подвергалась научному анализу в контексте методологии права, принципов познания права, системы научного знания. Диссертация обосновывает необходимость выделения правовой этнологии в качестве самостоятельного направления в теории государства и права, юридической социологии и антропологии.

Первые исследования, посвященные этнокультурным аспектам права, появились еще в семидесятые годы XIX века. Изучение обычного права,

юридических традиций и представлений народов Российской империи осуществляли такие историки и юристы, как: М.М. Ковалевский, Н.М. Карамзин, П.С. Ефименко, Н.С. Илларионов, К. Чепурский, Я.И. Якушин, Н.П. За-гонский, В.И. Сергеевич, П.Г. Бутков, С. Эсаде, СВ. Пахман, Н.Ф. Грабов-ский, А.Ф. Кистяковский, А.В. Комаров, Ф.И. Леонтович, Д.Я. Самоквасов, СП. Швецов. Нельзя не учитывать влияние на их труды исторической школы права, представителей немецкой юриспруденции Г. Гуго, К. Сави-ньи, Г.Ф. Пухты, на юридическую этнологию, сторонниками которой в России являлись В.Д. Спасович, А.П. Чебышев-Дмитриев. Большую роль в становлении и развитии этнокультурной парадигмы в государственно-правовых исследованиях сыграли Н.Я. Данилевский, Н.Н. Алексеев, Л.А. Тихомиров, Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, М.П. Погодин, Н.Н. Страхов, С.С. Уваров, а также все представители славянофильской и консервативной философии права.

Первое десятилетие установления советской правовой системы характеризуется некоторым спадом интереса к правовой этнологии. Яркими представителями плеяды правоведов и историков переходного периода были: А.Ф. Анисимов, A.M. Золотарев, A.M. Ладыженский, М.О. Косвен, В.П. По-жидаев, К.М. Тахтарев и др. В дальнейшем этнологическим вопросам права уделялось незначительное внимание, что было вызвано идеологическими факторами и доктринальным классовым подходом к праву. Однако важность и актуальность этой проблемы, пусть даже и ненадолго, привлекала внимание таких авторов, как А.Б. Венгеров, М.В. Кожевников, О.И. Чистяков, Р.С. Мулукаев.

В западной юриспруденции правовая этнология долгое время развивалась в рамках юридической антропологии и лишь в последнее время стала рассматриваться в качестве самостоятельного направления. На протяжении всего XX века появлялись этноправовые исследования известных зарубежных ученых-юристов, антропологов, социологов: Н. Рулана, Д.И. Мейера, С.Э. Мерри, СФ. Мура, Ф. фон Бенда-Бекманна, Дж. Гриффитса и др.

В современной отечественной литературе правовой этнологии и юридической антропологии, а также различным аспектам национального, традиционного и обычного права, посвятили свои работы юристы: А.И. Ковлер, Д.Ю. Шапсугов, П.П. Баранов, А.И. Овчинников, А.Х. Саидов, А.В. Полякова, О.А. Пучков, А.Б. Венгеров, Ю.Н. Оборотов, З.Х. Мисроков, Г.В. Мальцев, В.Н. Синюкова, Т.Я. Хабриевой. Особый вклад в развитие этнокультурных аспектов права внесли работы специалистов отраслевых юридических дисциплин - В.В. Кулыгина и К.В. Арановского.

Большой вклад в развитие этнологии права внесли труды философов, этнологов, социологов и историков: Х.М. Думановой, А.И. Першиц, Я.С. Смирновой, В.В. Бочарова, В.В. Ильина, К.В. Заббарова, А.С. Панари-ной, В.А. Тишкова, Н.И. Новиковой, А.Г. Осипова, И.В. Ковалевой, Л.Б. Максимович, В.В. Воробьева, З.Х. Мисрокова, МА. Супатаева, А.А. Никишенкова, И.Л. Бабич, В.В. Карлова, Ю.И. Семенова, Н.И. Кочетыговой, В.О. Бобрикова, В. Шнирельмана, К. Мотыки, Л.Л. Хоперской и др. Культурный плюрализм рассматривают такие исследователи, как: А.Е. Чучин-Русов, А.Н. Смирнов, И.В. Балицкая, Ш. Тейлор, В.М. Дианова, В. Малахов и т.д. Проблемы этнона-ционализма исследуются в трудах СЕ. Рыбакова, В.П. Торукало, Э. Ян, В.А. Тишкова, Л.М. Дробижевой, П.Н. Милюкова, СВ. Чешко, Ю.И. Семенова, П.Е. Канделя и др.

Однако большинство из этих авторов уделяют внимание правовой этнологии только в рамках других исследований. Комплексных исследований теоретических и концептуальных оснований этнокультурной парадигмы в теории и методологии права права до настоящего момента не было.

Объектом диссертационного исследования является юридическое познание, а предметом выступает правовая этнология как одно из направлений развития современной юридической науки.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретико-правовом и методологическом анализе формирования и эволюции правовой этнологии, ее понятийно-категориального аппарата, междисциплинарных связей, парадигмальных оснований в системе знаний о государстве и праве.

Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

- проанализировать исторические и социокультурные предпосылки
возникновения правовой этнологии и формирования этнокультурной пара
дигмы в правовом познании;

дать характеристику принципам, методам и способам познания в правовой этнологии;

определить специфику этнокультурного понимания права как познавательной деятельности;

исследовать понятийно-категориальный аппарат правовой этнологии, сформулировать модели и схемы этнического правопознания;

дать характеристику этнической правовой политики, обосновать ее ценностные параметры и приоритеты в контексте основных задач правовой этнологии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

сформулировано определение, описаны предмет и задачи правовой этнологии;

установлены социокультурные предпосылки формирования правовой этнологии, описаны ее концептуальные формы;

с теоретико-методологических позиций рассмотрен и обобщен понятийно-категориальный аппарат правовой этнологии;

определены основные теоретико-методологические характеристики этнокультурной парадигмы правопознания;

выделены и смоделированы основные модели и современные тенденции этнической правовой политики, развитие институтов правового плюрализма, защиты этнокультурных прав человека.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В качестве базовых принципов теоретико-правового анализа правовой этнологии использовались методологические разработки современной фило-

софии науки, герменевтики, феноменологии, аксиологии. Цивилизационный, социологический, культурно-антропологический подходы к праву применялись в процессе исследования парадигмальных оснований правовой этнологии. Сравнительно-правовой, формально-догматический и институциональный метод исследования права использовался для изучения форм и методов этнической правовой политики. В процессе исследования значительную роль играли такие приемы абстрактного мышления, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, дедукция, индукция и абстракция. С целью изучения предмета, методов и междисциплинарных связей правовой этнологии были использованы различные современные концепции философии и методологии науки. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Правовая этнология - комплексная пограничная область правового познания, изучающая юридические явления в повседневной и политической жизни этнических сообществ, закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических правовых систем, особенности правовой культуры различных народов с целью защиты и сохранения культурной самобытности этнических групп. Этнология права возникла в рамках социологического направления в юриспруденции и развивается в единстве с антропологией права как смежной дисциплиной.

  2. Правовая этнология описывает особенности правовой самоорганизации этнических групп, разрабатывает модели сохранения правовой самобытности народов, принципы и схемы сочетаемости правовой системы этнических групп и правовой системы государства, создает юридические критерии этнокультурной идентичности. К ее задачам следует также отнести: изучение процесса становления права на ранних этапах развития этноса, обоснования принципов правотворческой деятельности с учетом особенностей этнокультурного атласа государства; исследование и описание правовой культуры, норм обычного права и других юридических аспектов жизни этнических сообществ; разработка концептуальных моделей правового обеспечения этнокультурной идентичности, государственной этнической правовой политики, правового регулирования межнациональных и межэтнических отношений.

  1. Интерес к этнокультурным аспектам права в юридической науке возник в XVIII веке в связи с процессом колонизации, открытием новых цивилизаций и культур. В Европе на первом этапе идея необходимости изучения правового бытия каждого народа принадлежит сторонникам естественно-правовой школы, отрицающей государственный централизм в правообразо-вании. На втором этапе историческая школа права актуализировала идею самобытности правовой культуры каждого народа. На третьем этапе, в XX веке, идеи правовой этнологии и антропологии получили распространение в связи с возникновением проблемы сохранения культурного многообразия планеты, а также формированием новых методологических направлений в теории права: социологии права, философско-правовой аксиологии, юридической герменевтики и феноменологии.

  2. Правовая этнология основывается на принципах цивилизационного подхода к праву и интегративного понимания права, возникшего на основе диалога теории естественного права, юридического позитивизма и социологии права и представляющего право в единстве институциональных, социокультурных, герменевтических и аксиологических характеристик. Ее методология обусловлена особенностями культурно-антропологической парадигмы социального познания, которая стала доминировать в европейской юриспруденции после краха модернистской философии права с ее убеждением об универсальности всеобщих закономерностей правовой эволюции у разных народов.

  3. Основные методы правовой этнологии: системный метод позволяет вскрыть адаптивные характеристики и механизмы устойчивости этнических правовых систем; сравнительно-правовой выявляет особенности нормативной регуляции для той или иной этнической группы, а также позволяет составить этнокультурный правовой атлас государства; эволюционно-исторический метод раскрывает особенности правогенеза той или иной этнической группы на разных этапах ее развития; этносоциологический и этнопсихологический метод связан с изучением устных преданий, фольклора, проведением социологических и психологических экспертиз законопроектов.

6. Процесс глобализации предполагает уничтожение самобытных правовых культур, разрушение границ между правовыми семьями, правовыми системами, делегитимацию традиционных правовых ценностей и норм, что приводит к обратной реакции - актуализации этнонационального самосознания и архаичных форм поведения, права на самоопределение, к ограничению контактов и замкнутости внутриэтнического регулирования на традиционных правилах. Институт культурно-правового плюрализма позволит смягчить влияние процессов глобальной правовой унификации, реализовать принцип толерантности в сфере права, заключающийся в приспособлении правовой политики государства к местным условиям и нормам.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Исследование концептуальных аспектов правовой этнологии направлено на выработку адекватной современным реалиям правовой политики, направленной на обеспечение государственной защиты культурно-языковой идентичности народов Российской Федерации. Предпринятый в диссертации теоретико-методологический анализ этнологии права позволит скорректировать представление о тенденциях в современной юридической науке, осознать роль этнокультурной парадигмы в развитии теории государства и права. Материалы диссертации могут послужить опорными источниками по теории государства и права, истории политических и правовых учений, отраслевым дисциплинам.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации выступали предметом обсуждения на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России. Отдельные теоретико-практические выводы работы докладывались на научных конференциях и «круглых столах». По теме диссертационной работы автором опубликовано 6 научных статей.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка литературы.