Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Бочкарева Светлана Владимировна

Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия)
<
Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочкарева Светлана Владимировна. Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Саранск, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:05-12/348

Содержание к диссертации

Введение

1 Правовая культура как оценка уровня правовой жизни в целом

1.1 Правовая культура в общекультурном контексте 12

1.2 Структурные элементы, виды и функции правовой культуры 29

1.3 Правовая культура как показатель качественного состояния правовой жизни общества 49

2 Правовая политика как средство организации правовой жизни общества и способ повышения правовой культуры

2.1 Политика как социальное явление общественной жизни 74

2.2 Правовая политика как юридическая категория: понятие, сущность и основные принципы

3 Современное состояние правовой культуры и правовой политики Республики Мордовия

3.1 Особенности законодательства Республики Мордовия 115

3.2 Законодательный процесс в Республике Мордовия 139

3.3 Влияние правовой культуры и правовой политики на содержание законов и законодательную деятельность Республики Мордовия 155

Заключение 171

Список использованных источников 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Правовая культура - категория для юридической науки не новая. Она давно привлекает к себе внимание ученых и стала объектом многих исследований1. Эти исследования позволили создать прочный теоретический фундамент для дальнейшего осмысления различных аспектов проблемы правовой культуры. Вместе с тем есть ряд обстоятельств, которые делают необходимым более глубокое ее исследование применительно к современным российским реалиям. Одно из таких обстоятельств заключается в том, что в теории права и государства возникают и быстро формируются принципиально новые категории, соотносимые с понятием правовой культуры, позволяющие выявить новые, практически весьма значимые аспекты этого феномена. Прежде всего речь идет о таких категориях и одновременно реалиях, как «правовая жизнь» и «правовая политика». Фактически эти категории являются методологической основой разработки правовой культуры.

Базовым в осмыслении сущности правовой культуры выступает понятие «правовая жизнь». Это сравнительно новая для российской юриспруденции категория, хотя уже есть и вполне весомые результаты ее исследования 2. Правовая жизнь общества, по определению А.В. Малько, - есть «форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях,

1 Например, см.: Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: (Методол. проблемы). - М., 1983. - 232 с;
Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся / Науч. ред. В.П. Казимирчук. - Минск, 1984. -
128 с; Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М., 1988. - 145 с; Семитко А.П.
Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречие, прогресс. - Свердловск, 1990. -

176 с; Петрова Л.В. Правовая культура как объект системного исследования // Вестн. Харьк. ун-та. - 1991. -№ 3. - С. 40-61; Иванников А.И. Концепция правовой культуры // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 12-16 и др.

2 Например, см.: Малько А.В. Правовая жизнь // Общественные науки и современность. - 1999. - № 6. - С. 65-
75; Он же. «Правовая жизнь» как важнейшая категория юриспруденции // Журн. рос. права. - 2000. - № 2. -

С. 50-60; Он же. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский журнал. - 2000. - Нояб. - С. 15-27; Он же. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. - 2001. - № 5. - С. 5-13; Крохина Ю.А. Правовая политика: федеральные и региональные проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский журнал. - 2000. - Нояб. - С. 160-168; Трофимов В.В. Правовая жизнь: теоретические и социально-философские проблемы исследования // Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский журнал. - 2003. -№4.-С. 124-133 и др.

характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества,
.v отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов»1.

Как справедливо отмечает А.В. Малько, понятие «правовая жизнь» - общетеоретическое по своей сути, обобщающее разные отраслевые виды правовой жизни, но вместе с тем «правовая жизнь» - самостоятельная юридическая категория, которая позволяет:

а) под особым углом зрения взглянуть на право, правовое развитие и
строительство, систему и систематизацию юридических актов, и процесс их
воздействия на общественные отношения;

б) рассматривать правовые явления в единстве различных их аспектов -
институциональном (статическом) и поведенческом (динамическом);

* в) глубже, основательнее и всестороннее познать правовую реальность,

состоящую не только из позитивных юридических начал, но и из негативных правовых проявлений - правонарушений, бесправия, различного рода злоупотреблений и деформаций;

г) обозначить границы юридического мира, выяснить специфику право
вой сферы общества, вникнуть в суть юридических последствий;

д) увидеть действительный уровень правовой культуры и степень право
сознания общества, социальных групп и отдельных граждан, с присущей им
мерой нигилизма и идеализма;

е) определять основополагающие принципы юридического взаимоотно-

'W'

шения личности и власти;

ж) оценивать право как один из важнейших социальных регуляторов, ко
торым необходимо, целесообразно и выгодно пользоваться во многих ситуаци-
ях при разрешении конфликтов .

Таким образом, четкое понимание категории «правовая жизнь» позволит в наибольшей степени охватить сущностные характеристики категории «право-

І

1 Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. - 2001. - № 5. -
С. 5.

2 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - М-, 2002. -
С.251-252.

вая культура». Ведь правовая культура является одним из важных элементов
I правовой жизни, сегментом правового поля. Именно поэтому через правовую

культуру можно анализировать качественное состояние правовой жизни общества.

Особая роль в организации правовой жизни принадлежит правовой политике.

Правовая политика, представляя собой систему приоритетов в юридиче
ской деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции
и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в
правовых актах государства. Она ориентирует общество и соответствующие
органы государства и местного самоуправления на решение актуальных про-
^1 блем - защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юриди-

ческое развитие страны и совершенствование ее правового регулирования. Актуализация, «выход» правовой политики на передние рубежи жизнедеятельности современного российского общества далеко не случайны, ибо сегодня без нее невозможно цивилизованно и гарантированно реализовать все остальные виды политики. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с нечеткими приоритетами, ведет к сбоям и в осуществлении политики социальной, экономической, национальной.

Степень научной разработанности проблемы. В том виде, в каком она

W'

заявлена в настоящей работе, данная проблематика в современной отечественной правовой науке до сих пор не ставилась и не разрабатывалась. Вместе с тем отдельные грани проблемы правовой культуры исследовались многими российскими учеными. Среди авторов, в трудах которых была концептуально разработана обозначенная проблема, следует отметить Е.В. Аграновскую, Е.А. Зорчен-ко, А.И. Иванникова, Н.М. Кейзерова, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашеву,

Щ А.А. Молчанова, И.Д. Невважая, Р.К. Русинова, В.П. Сальникова, А.П. Семитко

и др.

Исследование проблем правовой жизни современной России является одним из новьк и перспективных направлений отечественной юридической науки. Самая общая характеристика правовой жизни дана в трудах С.С. Алексеева, Ю.Ю. Ве-тютнева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, И.Д. Нев-важая, Ю.А. Тихомирова, В.В. Трофимова и др.

Проблемы правовой политики в отечественном правоведении получили разработку в трудах А.И. Демидова, Н.В. Исакова, М.В. Карасевой, А.П. Коробовой, Ю.А. Крохиной, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.А. Рудковского, О.Ю. Рыбакова, К.В. Шундикова и др.

Работы указанных ученых и специалистов помогли автору глубже раскрыть тему диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с формированием правовой культуры, как оценки правовой жизни в целом и ее воплощением в правовой политике государства.

Предметом исследования является современное состояние правовой культуры и правовой политики в Республике Мордовия.

Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение целостного комплекса основных теоретических вопросов, касающихся таких юридических категорий как «правовая культура», «правовая политика» и «правовая жизнь».

В соответствии с поставленной целью диссертантом определен круг взаимосвязанных задач, теоретическое решение которых составляет содержание диссертационного исследования:

сформулировать общетеоретическое понятие правовой культуры и раскрыть его сущность;

выделить структурные элементы правовой культуры и дать их характеристику;

проанализировать правовую культуру как показатель качественного состояния правовой жизни общества;

раскрыть юридическую природу, признаки правовой жизни;

- охарактеризовать сущность юридической категории «правовая поли
ві тика», выявить ее отличительные признаки, существенные черты;

- проанализировать современное состояние правовой культуры и право
вой политики Республики Мордовия.

Методологическая основа исследования. Методологической основой
диссертации является диалектический метод, как основной способ объективно
го и всестороннего познания действительности, в рамках которого применялись
различные частные методы, в том числе системно-структурный подход, анализ,
синтез, абстрагирование и др. Из специальных методов применялись: формаль
но-юридический, сравнительно-правовой, структурно-правовой и функцио
нальный.
* ' Теоретическую основу исследования составили научные труды в облас-

ти общей теории права - Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.И. Каминской, Н.М. Кейзерова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, О.Ю. Рыбакова, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Ю.А. Тихомирова, Л.С. Явича и др.; в области истории права, истории правовых и политических учений - Н.Н. Алексеева, С.А. Дробышевского, Р. Иеринга, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, Н.М. Коркунова, И.В. Михайловского и др.; в области культурологии — А.И. Арнольдова, А.А. Велика, Н.И. Ворониной, В.Е. Давидовича, А.С. Карми-на, Л.Н. Когана, А. Кребера, К. Клакхона, В.М. Межуева, B.C. Степина,

vF"..

А.К. Уледова, А.Я. Флиера, К.М. Хоруженко, А.Е. Чучин-Русова; в области политологии - А.С. Автономова, С.С. Андреева, А.А. Борисенкова, Р. Дарендор-фа, Р. Коллингвуда, Ю. Крижанича, А.С. Панарина, М.Х. Фарукшина, Ю. Ха-бермаса и др.

Нормативной базой исследования являются Конституция Российской
Федерации 1993 г., Конституция Республики Мордовия 1995 г. и законы Рес-
ф публики Мордовия.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также решаемыми в нем задачами и заключается в том, что в юриди-

ческой науке это одно из первых комплексных исследований феноменов правовой культуры и правовой политики на примере регионального законодательства на уровне общей теории права. В работе анализируются родовые понятия «культура» и «политика», их содержание, а также юридические разновидности - «правовая культура» и «правовая политика». Приводится определения указанных правовых явлений, раскрывается их сущность, признаки и принципы. Исследуется новая в юриспруденции категория «правовая жизнь», которая тесно взаимосвязана с категориями «правовая культура» и «правовая политика». Рассматривается современное состояние правовой культуры и правовой политики Республики Мордовия.

Новизна исследования также выражается в основных положениях, выносимых на защиту, к которым относятся следующие выводы и предложения автора:

  1. Правовая культура, являясь элементом общей культуры, представляет собой обусловленное социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития юридических актов и иных текстов правового характера, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ее ответственностью перед обществом.

  2. При исследовании структуры правовой культуры следует ориентироваться на структуру правовой жизни общества, так как анализ культуры в структурном плане представляет собой анализ социальной структуры общества в целом или отдельных его сфер под углом зрения качественного состояния такой структуры. Следовательно, структура духовной культуры есть не что иное, как структура духовной сферы общественной жизни, а структура правовой культуры - структура правовой сферы общественной жизни.

  3. Базой в осмыслении сущности правовой культуры и правовой политики является категория «правовая жизнь». Выступая формой социальной жизни, она представляет собой совокупность правовой деятельности множества субъ-

ектов и возникающих при этом различных юридических актов, выражается преимущественно в правоотношениях, характеризует специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

  1. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество, законодательство, правореализацию, права и свободы граждан, механизм государства, принципы и методы его деятельности, правосознание во всех его видах и уровнях - и таким образом является важным критерием качества правовой жизни общества.

  2. Правовая политика - один из видов политики как родового интеграционного понятия. Она представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц на основе систем, идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма. Эта деятельность направлена на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями.

  3. Правовая политика выступает средством организации правовой жизни. Ее уровень и качество может считаться главным критерием эффективности правовой политики. Более того, без категории «правовая жизнь» нельзя полноценно исследовать правовую политику, ибо последняя находит свое воплощение именно в юридической действительности, в правовом бытие.

  4. Конституция Республики Мордовия определяет порядок построения и функционирования нормативных правовых актов, действующих на территории республики. Она закрепляет их иерархическую структуру, в которой в настоящее время выделяются следующие уровни: законодательство (Конституция Республики Мордовия и законы Республики Мордовия); договоры и соглашения Республики Мордовия; подзаконные нормативные правовые акты Республики Мордовия (постановления Государственного Собрания Республики Мордовия, указы и постановления Совета Государственного Собрания Республики Мордовия, указы и распоряжения Главы Республики Мордовия, постановления

и распоряжения Правительства Республики Мордовия, нормативные правовые акты министерств и ведомств республики, правовые акты органов местного самоуправления) .

8. Применительно к Республике Мордовия можно выделить три главных аспекта воздействия правовой политики на законодательную деятельность и содержание законов. Во-первых, это установление общих перспектив, основных направлений и стратегии развития законодательства Республики Мордовия, что во многом связано с деятельностью Государственного Собрания как высшего законодательного (представительного) органа государственной власти республики. Во-вторых, важным аспектом действия правовой политики является учет в текущем законодательстве положений Конституции Республики Мордовия. Это выражается как в непротиворечии законов республики Конституции Республики Мордовия, так и в принятии законов, направленных на реализацию ее положений. В-третьих, правовая политика играет решающую роль в обеспечении единства правового пространства на территории Российской Федерации, что предполагает четкое разграничение нормотворческой компетенции между Федерацией и Республикой Мордовия как ее субъектом.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе результаты могут быть использованы в научно-педагогической работе в сфере юридических, философских, исторических дисциплин, культурологии и политологии, при чтении специальных курсов, а также соответствующих разделов теории права и государства, истории права и государства, истории правовых учений. Кроме того, материалы диссертации могут найти практическое применение при выработке правовой политики в Республике Мордовия, в прогнозировании ее государственно-правового развития, оказать положительное воздействие на содержание профессиональной юридической деятельности.

Апробация результатов исследования. Настоящее исследование обсуждалось и было одобрено на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Государственного образовательного учреж-

дения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». Разработанные положения использовались соискателем при проведении семинарских занятий и чтений лекций по курсу теории государства и права со студентами юридического факультета. Основные теоретические и методологические аспекты диссертации докладывались и обсуждались на:

ежегодных Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева (1998, 2000-2004 гг.);

III Макаркинских научных чтениях «Современные тенденции соци
ально-экономических и правовых отношений региона» (г. Саранск, март

2003 г.);

- Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований России» (г. Саранск, ноябрь 2003 г.);

IV Макаркинских научных чтениях «Актуальные проблемы экономи
ки и права: федеральный и региональный аспекты» (г. Саранск, март 2004 г.);

Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного научного знания в высшей школе МВД» (г. Саранск, май

2004 г.);

III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (г. Пенза, май 2004 г.).

Структура диссертации. Структура диссертации предопределена основными целями исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Правовая культура в общекультурном контексте

Изучение правовой культуры предполагает анализ всей правовой жизни общества, всей правовой деятельности под определенным углом зрения. Особое значение для данного исследования приобретает фундаментальное в современном обществознании понятие «культура», с помощью которого обозначают многогранное, полифункциональное и в силу этого достаточное сложное для интерпретации явление. Уяснение общего понятия культуры позволит выявить закономерности существования и развития ее юридической разновидности -правовой культуры.

Известный отечественный философ B.C. Степин дает следующее определение культуры: «Культура - система исторически развивающихся надбиоло-гических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях»1.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транспортирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.

Понятие «культура» развивалось исторически. Собственно слово «культура» возникло в древнеримскую эпоху. Этимологически оно восходит к латинскому «colere», означавшему «возделывание, обработка», в более поздней форме которого - «cultus» — появляется новое значение — «почитание».

По утверждению немецкого лингвиста И. Нидермана, в качестве самостоятельной лексической единицы слово «культура» существует лишь с XVIII века . До этого оно употреблялось лишь в словосочетаниях, означая «функцию чего-то»: «cultura juris» («выработка правил поведения»), «cultura scientiae» («приобретение знаний, опытности»), «cultura litterarum» («совершенствование письменности»), «cultura linguae» («совершенствование языка») и т.д. «В словосочетаниях такого рода cultura проявляет первые признаки самостоятельного значения, хотя само существительное еще опирается на другое слово, обра-зующее с ним известное формальное или смысловое единство» .

Своим происхождением как лексической единицы «культура» обязана латинскому слову «colere-cultura» (возделывание, обработка, улучшение, уход), обозначавшему первоначально обработку почвы, возделывание земли, земледельческий труд (отсюда - «agri cultura»). В классической латыни это слово употребляется, как правило, именно в данном сочетании. Например, один из первых дошедших до нас трудов по сельскому хозяйству, принадлежащий Марку Порцию Катону, так и называется «De agri cultura» .

Позже происходит расширение смысла термина «культура». Им стали обозначать также процессы и результаты возделывания материалов природы в различных ремеслах, а затем и процессы воспитания и обучения человека. В этом расширенном смысле термин «культура» впервые был применен в работе древнеримского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские рукописи» (45 г. до н.э.)4. В письмах Цицерона к Тускулану встречается выражение «cultura animi autem philosophia est» («но культура духа есть философия»). В этих письмах римский оратор говорит о том, что дух, разум необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю. «Обработка разума», развитие мыслительных способностей, умственный труд есть истинное призвание свободного человека в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд, «обработка почвы». Считая, что глубокий ум возникает благодаря философским рассуждениям, Цицерон характеризовал философию как культуру ума.

В дальнейшем слово «культура» все больше будет употребляться в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека. С этими двумя исходными значениями данное слово вошло почти во все европейские языки, в том числе и русский.

В России термин «культура», впервые обнаруженный в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 году, характеризовал «деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил».

Далее развитие понятия «культура» было связано с его распространением на все искусственно созданное, сотворенное человеком в противоположность естественному, природному. В этом значение термин был использован в трудах немецкого философа - просветителя и юриста С. Пуфендорфа. В работе «О праве естественном» (1684 г.) он определяет культуру как оппозицию «естественному состоянию», как все то, что произведено2.

Начиная со второй половины XVIII века термин «культура» стал широко употребляться в европейской философии и исторической науке.

В это время культура начинает рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько линий в разработке проблематики культуры.

В первой из них культура представала как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм -И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель; немецкий романтизм -Ф. Шиллер, Ф. Шлегель; немецкое Просвещение - Г. Лессинг, И.Г. Гердер).

Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер). Вместе с тем было расширено понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем.

Структурные элементы, виды и функции правовой культуры

В соответствии с различными представлениями структура - это либо строение объекта, либо совокупность его элементов и отношений между ними, либо система всех или только устойчивых связей элементов, образующих целое, либо принцип, способ, закон связей элементов целого.

Правовая культура отвечает всем требованиям, предъявляемым к объектам, которые могут быть названы системами: она представляет собой достаточно сложный комплекс, или множество упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым, образующим систему компонентам.

Необходимость системного подхода к анализу правовой культуры объясняется сложностью и даже глобальностью (конечно, в рамках правовой сферы) изучаемого феномена. Более того, вне рамок системного подхода эффективное изучение правовой культуры, скорее всего, вряд ли возможно.

При анализе правовой культуры следует иметь в виду, что существенное изменение, перестройка структуры правовой культуры влечет за собой изменение качественного состояния правовой жизни общества, переход его в другое качество. Изучение структуры правовой культуры есть продолжение и углубление анализа сущности правовой культуры.

Множество вышеперечисленных определений структуры - этапы углубления в сущность правовой культуры: первый этап - раскрытие элементного состава; второй этап - изучение всей системы связи объекта и выделение из нее его устойчивых связей; третий этап - раскрытие принципа, способа, закона связи элемента целого. Каждый последующий этап исследования структуры включает в себя в снятом виде результаты предыдущего этапа. Нельзя уяснить способ, закон связи элементов целого, не зная всей системы связи объекта и не выделив из этой системы совокупности устойчивых связей объекта. Второй же этап исследования немыслим без уяснения состава, набора компонента системы, т.е. изучение собственно структуры объекта начинается с выявления устойчивых связей и отношений правовой культуры, что не возможно сделать без показа ее элементного состава.

В ходе анализа разных сущностных ступеней структуры параллельно раскрываются и глубинные характеристики правовой культуры, т.к. познание «структуры разных порядков и уровней есть познание сущности объектов, переход от сущности первого порядка к сущности второго и более высоких порядков»1.

Культура - субъективный фактор исторического процесса, явление в целом духовное. Правовая же культура существует как в объектированных, предметных, так и в субъектированных формах. Носителем этих последних форм существования правовой культуры является действующий субъект.

В изучение структуры правовой культуры следует ориентироваться на структуру правовой жизни общества, т.к. анализ культуры в структурном плане выступает как анализ социальной структуры общества в целом или отдельных его сфер под углом зрения качественного состояния такой структуры. Структура духовной культуры есть не что иное, как структура духовной сферы общественной жизни1. Следовательно, структура правовой культуры представляет собой не что иное, как структуру правовой сферы общественной жизни. Генеральная структура системы правовой культуры будет представлять собой единство структур всех уровней и подсистем (предметной, деятельностной и др.); единство структур, находящихся в различных отношениях между собой (субординации, координации и т.д.).

В.Г. Афанасьев в качестве отправного положения структурирования правовой культуры используется следующее основание: «в системах социального порядка присутствуют компоненты вещного, процессуального, духовного и человеческого порядков»2. В правовой культуре как социальной системе обнаруживаются все перечисленные компоненты, взятые с точки зрения уровня их развития: правовые тексты, правовая деятельность, правовое сознание и субъект. Причем, как справедливо отмечает А.П. Семитко, структурные компоненты правовой культуры в свою очередь имеют собственный состав и структуру3.

Подразделение системы правовой культуры на четыре основные подсистемы представляет собой высокий уровень научной абстракции, а потому в значительной мере тоже условно. В действительности же не существует деятельности без сознания, субъекта, без деятельности (и без сознания), а предметной сферы - без того или иного опредмеченного в ней идейно-правового, духовного содержания4.

Дальнейшее рассмотрение структуры правовой культуры заключается в кратком анализе уровней предметных носителей исследуемого феномена: правовых текстов, правовой деятельности, правового сознания и в целом уровня правового развития субъекта. Такой состав правовой культуры соответствует основным компонентам социально-правовой реальности.

О правовой культуре любого общества можно судить на основании уровня развития всей системы правовых текстов данного общества, в которых аккумулируется, прежде всего, нормативно-правовое богатство юридической системы; содержится в опредмеченном виде вся социально-правовая ситуация в самом широком смысле этого слова, выражающая сущность и формы проявления общественных отношений того или иного этапа исторического процесса. Среди правовых текстов наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система нормативно-юридических актов начиная от Конституции государства и заканчивая актами местных органов власти и управления.

Словари определяют термин «акт» следующим образом: 1) единичные действия, а также отдельный поступок (познавательный акт, террористический акт, акт агрессии); 2) то же, что действия (трагедия в пяти актах); 3) документ, имеющий юридическое значение, например, закон, указ, постановление, акт экспертизы, акт конгресса; 4) документ, удостоверяющий что-нибудь (составить акт о сдаче имущества, акт на вечное пользование землей, обвинительный акт в суде); 5) торжественное собрание в учебных заведениях (по поводу выпуска, вручения наград и т.п.).

Термин «правовой акт» тоже имеет несколько смысловых оттенков. Во-первых, он означает действие (поведение). Причем как правомерное, так и противоправное (например, акт реализации права, выразившийся в несоблюдение запрета, в неисполнении либо в неполном исполнении обязанности, в злоупотреблении правом). Обобщенно подобные действия называются юридическими фактами, которые влекут за собой соответствующие правовые последствия. В этой связи юридические акты, обозначающие правомерное поведение, совершаемое с намерением создать (изменить, прекратить) конкретные правоотношения называют «правомерными актами».

Политика как социальное явление общественной жизни

Политика - это важнейший и сложнейший пласт общественной жизни. Правовая политика - один из видов политики как родового интеграционного понятия. Поэтому нельзя уяснить суть правовой политики, не зная, что такое политика вообще. Иными словами, любое определение правовой политики не должно расходится с общим представлением о политике в ее традиционном смысле.

Политика (от греч. жоХтщ) - совокупность социальных практик и дискурсов, направленных на формирование, развитие, проектирование и исследование: - правовых и моральных норм; - структуры государственно-административных институтов; - форм государственного управления; - отношений и институтов власти1.

Политика как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Государство, возвысившись над обществом в качестве органа легитимной власти, способной противостоять внешней агрессии и заставить всех граждан соблюдать и не нарушать норм общественной морали, обрело, таким образом, специфический вид деятельности - политику.

Историю политики можно рассматривать как: - процесс выделения из социальной жизни, ее автономизации; - выявление специфических ценностей, регулирующих политическое действие и отношения; - процесс институциализации политики, приведший к формированию надиндивидуальных и сверхколлективных субъектов - правовых институций, репрезентируемых политической системой государства; - совокупность актов управления государством, регулируемых или этическими, или юридическими нормами; - становление и смена форм политической легитимации политики, когда религия, культура и философия предстают как пути обоснования и средства идентификации политических действий.

На первых порах человеческой истории политика вплетена в социокультурный контекст и не выделялась как специфическая сфера человеческой жизнедеятельности и отношений. Она отождествлялась с общественной жизнью в целом. Поэтому в античности человек трактовался как zoon politicon (политическое животное). В ходе развития политической практики и дискурса из жизненно-социальных отношений выделяется специфическая сфера политической и экономической активности, строятся аналитические конструкции, схематизирующие смысл и направленность социальных действий, в т.ч. и политических. Обособление политики в специальную область общественной жизни, формирование специфических политических практик со своими нормами и регулятива-ми, автономизация политического дискурса, отличающегося и от научно-теоретического, и от философско-этического, и от социологического дискурсов, - основная линия в развитии политики, приведшая в итоге к созданию не только философии политики и социологии политики, но и политической науки как самостоятельной области исследований.

Первоначально политика включена в общий контекст социальной жизни, а политический дискурс - в философско-этический. Политика рассматривалась в контексте космического мироустройства и обеспечения социально-государственного порядка, в который вплетен человек со своими гражданскими добродетелями. Область политики совпадала с государством и его управлением, а учение о политике строилось на основе этических принципов справедливости, блага, долженствования.

Наиболее значительные учения о политике в античности развиты Платоном и Аристотелем. В античной Греции основной формой социально-экономической и политической организацией общества был полис (polis) или город-государство. Государственные и общественные дела в полисе назывались «политика». В «Диалогах» Платон приводит взгляд Сократа на политику как на «искусство управления людьми»1.Согласно Аристотелю, политика в широком смысле охватывает этику и учение о государстве, в узком смысле — искусство и науку государственного управления. Его труд «Политика» включает в себя исследование наилучшего образа правления, теорию полиса, реальных типов государств, причин их крушения и способов упрочения, описание идеального государства, основанного на справедливости и подлинном благе . Государственное управление рассматривается им как форма политической власти, отличаемой от отношений власти в экономике, или домохозяйстве, а функции управления состоят в обеспечении очередности занятий государственных должностей, стремления к равенству и уничтожения всех различий. В «Афинской политий» он дал описание существовавших форм государственного устройства в античной Греции4.

В эпоху Римской республики политика отождествлялась с делами гражданской общины (civitas) и с реализацией таких добродетелей, как мужество (virtus), справедливость (ius), почет (honos) и свобода (libertas). Законность создает человеческую общность, республику богов и людей. Цицерон в диалоге «О государстве» обсуждает вопросы наилучшего государственного устройства, дает философско-этическое обоснование идеи государства с помощью понятия «справедливость», характеризует качества и обязанности правителя-реформатора (rector rei publicae), развивает учение Полибия о смешанной форме государственного устройства как наилучшей.

Особенности законодательства Республики Мордовия

Правовая политика организует правовую действительность с помощью юридического инструментария, в числе которого правовые акты играют наиболее важную роль.

Как подтверждает практика, без правовых актов нет правовой жизни общества, поскольку именно в них выражается юридическое бытие. В повседневной жизни граждане сталкиваются не с правом вообще, а правовыми актами, которых множество. Последнее выступают основной частью правовой жизни в силу того, что представляют собой наиболее распространенные и осязаемые формы ее проявления.

С помощью современных правовых актов можно четко определить, как осуществляется правовое обеспечение проводимых в стране реформ, в какой мере акты воздействуют на государство, его органы, правовую жизнь общества. Совершенно ясно можно понять, на сколько политика государства является правовой, т.е. соответствует ли она законам и другим правовым нормам, творится ли беззаконие под видом права или нет. В частности, изучение главного правового акта - Конституции государства - дает ответ на многие вопросы: существует ли в стране баланс властей, насколько эффективно работает механизм сдержек и противовесов, есть ли в политическом режиме элементы авторитаризма, есть ли разрыв между теорией и практикой прав человека.

Известно, что система действующих нормативно-правовых актов в конкретно-исторический период развития государства и основанных на них подзаконных актах, есть не что иное, как законодательство государства. Система законодательства определяется материальными и социальными условиями жизни общества и находится в непрерывном развитии. Кроме того, законодательство имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Анализ системы законодательства Республики Мордовия представляется целесообразным предварить кратким экскурсом в историю его развития.

Основы законодательства республики были заложены в 1930 году, когда 10 января Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область в составе РСФСР. Образование и развитие Мордовской автономной области в составе Средне-Волжского края охватывает период с 1930 по 1934 годы1. Акты органов государственной власти автономной области разрабатывались, главным образом, в сфере государственного строительства.

20 декабря 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК Мордовская автономная область была преобразована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику и приобрела статус национально-государственного образования. В законодательном порядке образование МАССР было окончательно закреплено XVI Всероссийским съездом Советов, состоявшимся в январе 1935 года2. В соответствии с положениями Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года автономным республикам было предоставлено право принятия собственных Основных законов. Данное право было реализовано Мордовской АССР 30 августа 1937 года, когда Чрезвычайный II съезд Советов республики принял Конституцию (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. Согласно ст. 19 Конституции РСФСР 1937 года Конституция (Основной Закон) Мордовской АССР была утверждена третьей сессией Верховного Совета РСФСР первого созыва 2 июня 1940 года и вступила в действие3. Данная Конституция с последующими изменениями и дополнениями действовала до 30 мая 1978 года, когда была принята новая Конституция Мордовской АССР.

Первая в истории Мордовской АССР Конституция была принята на основе и в полном соответствии, как с союзной, так и с республиканской конституциями1. Конституция МАССР 1937 года имела классовую сущность, закрепляла диктатуру пролетариата, принадлежность власти трудящемуся народу. Статья 13 Конституции регламентировала вхождение Мордовской АССР на правах Автономной республики в состав РСФСР. Одновременно с этим Конституция учитывала экономические, политические, национальные и исторические особенности республики.

Важное положение, имеющее логическое продолжение в последующих учредительных документах Мордовской АССР, а также влияющее на формирование всего законодательства республики, закрепляла ст. 16, провозглашавшая следующее: «Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Мордовской АССР. В случае расхождения закона Мордовской АССР с законами СССР и РСФСР действуют законы СССР и РСФСР»2.

Отдельная статья (18) посвящалась предметам ведения МАССР по аналогии с Конституцией РСФСР 1937 года, в которой также имелась статья (19), определяющая предметы ведения РСФСР. Полномочия Мордовской АССР по предметам ее ведения можно разделить на три группы: - полномочия в сфере государственного строительства; - полномочия в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства; - полномочия в области законодательства и охраны правопорядка и правосудия.

Основным правам и обязанностям граждан была посвящена глава VIII. Порядковый номер данной главы свидетельствует о том, что, как и в Конституции СССР, и Конституции РСФСР того периода времени, в Конституции МАССР институту прав гражданина отводилась отнюдь не приоритетная роль, что связано с преобладающим в то время этатистским подходом во взаимоотношениях индивида и государства.

В тоже время, значительное число статей Конституции МАССР 1937 года было отведено закреплению системы высших органов государственной власти и органов государственного управления, а также местных органов государственной власти.

Органы государственной власти республики получили право на осуществление законодательной деятельности. Исключительное право принимать Конституцию МАССР и законы по всем вопросам, отнесенным к ведению республики, принадлежало Верховному Совету Мордовской АССР. До конституционной реформы 1936-1937 годов в Мордовской АССР было несколько законодательных органов. Так, законы могли принимать Съезд Советов Мордовской АССР, Центральный Исполнительный Комитет МАССР, его Президиум, а также Совет Народных Комиссаров1. Надо отметить, что с принятием первой Конституции Мордовской АССР происходит становление законодательства республики, которое в значительной степени находилось под влиянием законодательства СССР и РСФСР. Анализ Конституции и законодательства МАССР позволяет сделать вывод о том, что они исходили из принципа соответствия структуры законодательства республики законодательству СССР и РСФСР. Система и компетенция органов государственной власти республики повторяли во многом структуру и компетенцию органов власти РСФСР. При подготовке законов учитывались руководящие указания партийных органов.

Анализ законодательства Мордовской АССР в период с 1937 по 1978 годы, позволяет сделать вывод о том, что «удельный вес» законов в системе законодательства республики был мал, что отражало общую тенденцию развития, как союзного законодательства, так и законодательства РСФСР. В указанный период в республике было принято всего 10 законов, что составило ничтожно малый процент от всего массива нормативных правовых актов. Даже «сухие» цифры более чем ярко описывают сложившуюся ситуацию.

Похожие диссертации на Правовая культура и правовая политика (На примере законодательства Республики Мордовия)