Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине Хапчаев Султан Таласович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хапчаев Султан Таласович. Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Хапчаев Султан Таласович; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2010.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-3/3951

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Перемены, произошедшие в конце XX века, кардинально изменили общественный и государственно-правовой строй России В основу изменений была положена политико-юридическая рецепция, признанная определяющим фактором прогресса, обусловившая характер и содержание реформ, которые привели не только к положительным, но и негативным последствиям.

Сегодня становится очевидным, что к негативным последствиям ведет отсутствие пределов заимствования иного опыта, некритическое отношение к нему и недостаточное внимание к собственным духовно-нравственным, культурным ориентирам, к менталитету своего народа, его обычаям и традициям Это деформирует национальную культуру, правовое сознание, государственность, право, принижает их значимость, а также способствует возникновению этнических, политических, конфессиональных, военных конфликтов, которые приобретают особую остроту в условиях возрастающей в различных регионах международной напряженности Обостряют ситуацию проявления экстремизма со стороны отдельных религиозных группировок и формирование негативного отношения к мусульманскому мировоззрению, праву, образу жизни, которые формируют недоверие между народами различных вероисповеданий и влияют на государственно-правовую деятельность

Позитивные изменения в отношении российского общества и государства к религиозным взглядам позволяют говорить о возрастающей значимости научных исследований, касающихся вопросов понимания, сущности, назначения, социально-психологических механизмов влияния религиозных взглядов, в том числе мусульманской правовой доктрины на поведение отдельного человека, общества, государства в целом

Задача возрождения духовности российского общества, установления толерантного отношения в нем актуализирует проблему равенства и неравенства и необходимость теоретического анализа ее, особенностей возникновения неравенства, преодоления его, недопущения дискриминации и специфического понимания этих процессов мусульманской правовой доктриной

Разные подходы, сложившиеся в современной юридической науке к пониманию государственно-правовых явлений позволяют взглянуть на проблему равенства и неравенства с позиции мусульманской правовой доктрины, которая является традиционным элементом российской правовой культуры

Необходимость комплексного исследования вопросов равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине, выявления положительного потенциала ее в развитии современной юридической науки и влияния на состояние российского общества, государства и права определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Философско-правовое осмысление неравенства и идеи равноправия присутствует в трактатах мусульманских ученых прошлого - аль-Газали, Абу Юсуфа, Ибн Халдуна, ан-Навави и современности - Абу Аля аль-Маудуди, Ахмада Дидата, аль-Ваншариси, Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина, Сейида Кутба, Такиддина аль-Набхани, Юсуфа аль-Кардави и др

Основополагающие начала мусульманской правовой доктрины в контексте идеи равенства и неравенства освещались в трудах основателей четырех суннитских правовых школ (мазхабов) - Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, Мухаммада аш-Шафии, Ахмада ибн Ханбаля и др Немало сведений по исследуемой проблеме содержит хадисоведческая литература авторитетных компиляторов, таких как аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа, Тирмизи и др

Теоретическим и практическим аспектам проблемы равенства и неравенства посвящены труды таких отечественных ученых, как Биккулова З Р, Бырдин Е Н, Джантуханов В 3, Зубакин В Ю, Иванова И А, Киракосян С А, Комкова Г Н , Мухамедова Е М , Супрунова М С , Тилежинский Е В , Федорова В Г, Чернов К А и др

Взгляд на проблему неравенства в мусульманской доктрине с позиции марксистской теории нашел отражение в трудах таких авторов, как Вага-бов М В , Климович Л И , Левин 3 И , Пиотровский М Б., Садагдар М И , Шабанов Ф Ш и др. Современный плюралистический подход к проблеме часто встречается в работах Беккина РИ , Марченко М Н , Нерсесянц В С, Петрова Э.А , Протопоповой Т.В , Сюкияйнена Л.Р., Цмай В В и др

Правовой аспект жизни религиозных меньшинств присутствует в работах Колпинской Е Г, Мешлок ТР, Михалевой Н А и др

Особенности социально-правового положения женщины в исламском обществе с позиции христианской и мусульманской доктрины были предметом изучения Ахяльговой Э С, Бараевой 3 М, Миримовой А А , Сававерди ТС А , Соколовой И А. и других ученых Отдельные аспекты тендерного равенства нашли отражение в исследованиях следующих авторов Андриенко В А, Воронина О А, Карамурзова И Б, Митина Н Г, Сабитова И С, Ушакова Т Ю, Филимонкова С А и др

Высоко оценивая значительный вклад указанных ученых в разработку системы знаний о мусульманском праве, в то же время необходимо отметить, что с момента опубликования работ многих вышеназванных авторов прошло достаточное количество времени, существенно изменилась политическая, идеологическая, юридическая ситуация в стране и на международной арене

Научные исследования, затрагивающие вопросы понимания и фактического преодоления неравенства в мусульманской среде, не в полном объеме отражают сущность принципа равенства и тенденций его развития в современных условиях К тому же исследования', посвященные от-

дельным аспектам мусульманского права, иногда отличаются необъективностью суждений При этом проблема равенства и неравенства как непременный элемент мусульманской правовой доктрины не была предметом самостоятельного исследования

Целью диссертационного исследования является решение актуальной научной задачи, направленной на разработку и обоснование особенностей понимания и тенденций развития проблем равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач

  1. раскрыть понятие мусульманской правовой доктрины, охарактеризовать ее основные источники и структуру,

  2. проследить эволюцию проблемы равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине,

  3. выявить особенности формирования рабства и понимания его в мусульманской правовой доктрине,

  4. рассмотреть правовые основы ограничения порабощения, освобождения рабов и отмены рабства как форм преодоления неравенства и социальной отчужденности,

  5. раскрыть черты элитного рабства как специфического статуса, предусмотренного мусульманским правом;

6. рассмотреть правовое положение религиозных меньшинств в мусульманских и немусульманских государствах,

  1. охарактеризовать фактическое положение мусульманских меньшинств в мусульманских и немусульманских государствах,

  2. рассмотреть проблему неравенства в тендерном аспекте и выявить религиозно-правовые гарантии положения женщины;

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возникновением и эволюцией мусульманской правовой доктрины

Предметом исследования являются идеи равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине и содержащие их источники мусульманского права, произведения исламских правоведов и богословов

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области истории политических и правовых учений, теории государства и права С С Алексеева, П П Баранова, Л Г Берлявского, В Г Графского, И А Исаева, Н М. Золотухиной, ДА Керимова, Л И Климовича, ЕЛ Лукашевой, М Н Марченко, А В Малько, ГВ Мальцева, Н И Матузо-ва, В С Нерсесянца, О А Омельченко, М И Садагдара, В П Сальникова, Н А Смирнова, В М Сырых, ЛР Сюкияйнена, Н Е Торнау, М С Хайдаровой, 3 М Черниловского, В Е Чиркина, Ф Ш. Шабанова ГА Шпажникова и др

Использованы труды иностранных ученых Al-Jaza"in, G W. Allport, Ameer All, Bat Ye"or, S Bencheikh, M A.Choudhuru, J Esposito, E Hillman,

М С Foblets, J Frank, A Y Hibn, MGS Hodgson, С Hurgronje, Ibn Khaldun, A Khamhshi, P S Koningsveld, В Lovejoy, P Manning, M Masud, M Asad, M HamiduUah, M Gordon, J Nielsen, L.P Peirce, R Peters, L Poston, M S Raza, M Ruthven, al-Tabataba"I, A A Sikainga, TW.W Thomas Arnold, N Stillman, S H Tabandeh, Taqiuddin an-Nabhani, A J Toynbee, WM Watt, E A Westermark, M Winter, Абу Хасан аль-Маварди, Абу Юсуф, Вахба аз-Зухайли, В М Вундт, Р Давид, Джалал ад-Дин ас-Суюти, Ибн кассир, Ибн Таймия, Ибн Хаджар аль-Аскалани, аль-Кайравани, А Массэ, аль-Хамлиши, М Шайбани, М -Шахраста-ни, Мухидин Абу Закария ан-Навани, Ж -К Спинози, аш-Шавкани, Р Шарль

В число теоретических источников входят исследования по истории правовой мысли отдельных зарубежных стран, многочисленные труды по фикху (исламской юриспруденции), труды российских востоковедов, исламоведов, философов и юристов

К числу источников относятся дореволюционные и современные правовые и богословские сочинения на английском, русском и арабском языках, работы мыслителей средневековья и труды современных отечественных и европейских теоретиков исламского мировоззрения, мусульманская периодика

Используя различные источники, содержащиеся в них традиционные положения, предшествующий опыт ученых-правоведов, диссертант исходит из того, что безусловное следование традиции порождает консерватизм, а пренебрежение к теоретическому наследию прерывает преемственность в развитии науки, приводит к потере ее ценных достижений

Методологическую основу диссертационного исследования составляют традиционно используемые в юридической науке мировоззренческие принципы - анализ, синтез, индукция, дедукция, принципы объективности, научности, последовательности, критического осмысления и обобщения различных источников, систематизации выявленных исторических фактов и методы научного познания

Диалектический метод используется для изучения проблемы равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине в историческом развитии, в выявлении соотношения и противоречия между ними, для обоснования взаимосвязи этой доктрины с политико-правовыми идеями, содержащимися в других правовых доктринах и правовых системах

Историко-правовой метод использован для рассмотрения вопроса о постановке и развитии проблемы равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине, для выявления причин порабощения и освобождения рабов, для характеристики правовых основ отмены рабства

Сравнительно-правовой метод использован для выявления особенностей правового статуса религиозных меньшинств, зиммиев и других социальных групп, испытывющих правовые ограничения

Конкретно-исторический метод используется для выявления в мусульманской политико-правовой доктрине исторически сформировавшихся подходов к определению правового статуса немусульманских территорий

Стуктурно-функциональный метод используется для выявления и обоснования проблемы равенства и неравенства в тендерном аспекте.

Источниковую базу диссертационного исследования составили российское законодательство, принципы и нормы международного права, законодательство некоторых зарубежных стран, религиозные тексты, в частности, Коран, Сунна, Библия.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в1 комплексной разработке проблемы равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине, в выявлении особенностей понимания идей равенства и неравенства, в рассмотрении их в историческом, геополитическом и ген-дерном аспектах, во введении в научный оборот малоизвестных и редко используемых зарубежных источников, в которых содержится понимание равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Обосновано положение о том, что мусульманская правовая доктрина воспринимает преодоление социального, тендерного и других форм неравенства в качестве одного из своих приоритетов Имея основными источниками Коран и сунну, исламская доктрина опирается на содержащуюся в них идею недопущения угнетения, которая выступает не абстрактным принципом, а конкретным правилом поведения, направленным на изменение мусульманского общества, в котором долгое время существовала жесткая дискриминация по признакам происхождения, пола, расы, имущественного положения

  2. Особенность рабства как исторической формы неравенства определяемой религиозным характером мировосприятия, из которого проистекает духовное равенство, и особенностями мусульманского права, допускающими социальное неравенство, в том числе в форме рабства Рабство рассматривается как внешнее отношение в обществе, основанное на внутреннем, взаимном, почтительном отношении, предполагающем ответственность общества перед государством Понимание рабства и идеи неравенства в мусульманской правовой доктрине в целом носит гуманистический характер и приближается к светским представлениям о равноправии граждан

  3. Доказано, что отсутствие в мусульманском праве прямого запрета на практику рабства объясняется тем, что в период формирования шариата данный институт был повсеместно распространен и глубоко интегрирован в экономический базис общества. Смысл многих положений мусульманской правовой доктрины наполнен осознанием негативной сущности рабства, а существующие подходы к его преодолению носят гуманистический характер

  1. Обосновано положение о том, что феномен рабской элиты являлся следствием распространения в мусульманском обществе идеи религиозного равенства, способствовавшей социальной реабилитации бывших рабов, вертикальной мобильности и открытому доступу к государственной службе любому человеку, вне зависимости от положения в обществе

  2. Доказано, что мусульманской правовой доктрине удалось кардинально трансформировать мировоззрение доисламской Аравии, разрушить основу этнического и религиозного превосходства арабов над представителями иных народов, внедрить идею равенства и распространить ее действие на остальные мусульманские территории Этим определяется то, что историческая традиция и современное состояние прав зиммия, те лица, находящегося под защитой договора с мусульманами (к которым сейчас относятся все не исповедующие ислам жители мусульманских территорий), предполагает широкую свободу действий при уважении и соблюдении общечеловеческих принципов

  1. Обосновано положение о том, что предписываемый иноверцам налог (джизья) не является формой дискриминации, а представляет собой финансовую компенсацию исламскому государству за освобождение от обязательств по отношению к последнему Джизья выплачивается в виде ежегодных денежных отчислений (которые можно вносить по частям) и имеет аналог, накладываемый в качестве обязанности исключительно на мусульман, тем самым, не нарушая идею равенства

  2. Предлагается выделить в мусульманской политико-правовой доктрине четыре исторически сформировавшихся подхода к определению правового статуса немусульманских территорий традиционный, утопический, прагматический и современный В контексте последнего подхода исторически существовавшее в мусульманской правовой доктрине деление цивилизованного мира на «территорию ислама» и «территорию неверия», во многом определявшее характер внешней политики мусульманских государств, на данном этапе предсгавляется устаревшим В условиях участившейся практики заимствования принципов иных правовых систем, интеграции государств в мировое сообщество, где они связаны друг с другом взаимными обязательствами, аргументы приверженцев классической дихотомии утрачивают первоначальную значимость Большинство современных государств следует относить к третьей аль гернативной категории «территории договора»

  3. В целях недопущения дискриминации мусульманам допускается постоянное проживание в пределах неисламского государства, приобретение его гражданства и несение связанных с ним обязанностей В случае нарушения прав и законных интересов мусульманских меньшинств определенная часть ортодоксально мыслящих ученых отстаивает довольно радикальные формы борьбы против такого ограничения, что сейчас не является религиозно и юридически оправданной мерой С точки зрения об-

щечеловеческих ценностей, на которые ориентируется современное мусульманское право, притесняемым религиозным меньшинствам необходимо обращаться в суд и международные правозащитные организации, а не прибегать к переселению или развязыванию вооруженного конфликта

9 Обосновывается положение о том, что с позиции современного ис
следователя классическое мусульманское право предусматривает некото
рые ограничения в отношении статуса женщин, что объясняется религи
озно обусловленным распределением социальных функций между пола
ми Компенсируя данные ограничения, шариат предоставляет женщинам
определенные привилегии, коррелирующие с обязанностями мужчины по
их реализации В этой связи, принцип тендерного равенства в мусульман
ской доктрине обнаруживает большое сходство с идеей справедливости

10 Обосновывается положение о том, что мусульманская правовая док
трина, наряду с правовыми воззрениями других культур, признает концеп
цию полигамии, которая предполагает формальное ограничение прав жен
щин, но не является нормой обязательного поведения Полигамия высту
пает исключением, рассчитанным на преодоление негативных последствий
демографических спадов, охрану общественной нравственности, заботу об
институте семьи, и подпадает под строгую правовую регламентацию

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы в процессе разработки правовых актов, связанных с формированием и реализацией конфессиональной политики, при построении диалога между государством и религиозными организациями, а также в дальнейшей научно-практической деятельности, направленной на изучение проблемы равенства и неравенства Они могут быть использованы при сравнительной характеристике правовых систем современности, раскрытии особенностей западного и российского правового мышления, в частности понимания проблемы равенства и неравенства Сформулированные в работе выводы могут найти применение в учебном процессе при подготовке и чтении лекций и семинарских занятий по теории государства и права, истории политических и правовых учений, мусульманскому праву

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на многочисленные историко-теоретические и теологические источники.

Апробация работы. Содержание и результаты исследования отражены диссертантом в форме выступлений и докладов на следующих научных мероприятиях Первом международном форуме «Толерантное пространство современности экономика - право - мораль» (Кисловодск 25-29 мая 2008), научном симпозиуме «Коммуникативная культура и формирование толерантности в полиэтнической образовательной среде» (Черкесск -Домбай 2009), научно-практической конференции «Проблемы юридической науки» (Ставрополь 2 ноября 2007), Второй Международной научно-

практической конференции «Правовая политика РФ в условиях современного социально-экономического развития» (Ростов-на-Дону 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Терроризм состояние и проблемы противодействия» (Черкесск 2005), Третьей научно-практической конференции «Безопасность Ставрополя диалог общества и власти» (Ставрополь 22-23 ноября 2007), 53-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (Ставрополь 25 апреля 2008) Основные положения диссертационного исследования были изложены и обсуждены на заседании кафедры теории государства и права Ставропольского Государственного Университета

По теме диссертации опубликовано 17 работ, 5 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих десять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы

Похожие диссертации на Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине