Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смерть как правовое явление Лапшин Виталий Евгеньевич

Смерть как правовое явление
<
Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление Смерть как правовое явление
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лапшин Виталий Евгеньевич. Смерть как правовое явление : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Владимир, 2005 180 с. РГБ ОД, 61:05-12/2012

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Смерть человека как социально-правовое явление 12

1. Социальная ценность жизни и смерти человека и их взаимосвязь 12

2. Специфика правового регулирования медико-биологической констатации и последствий смерти человека 36

3. Правовое регулирование правообразующих последствий смерти физических лиц 58

Глава 2. Правовое регулирование основных форм искусственного прекращения жизни человека . 82

1. Суицид как объект морально-правового регулирования 82

2. Особенности и перспективы правового регулирования эвтаназии в Российской Федерации . 104

3. Особенности правовой регламентации смертной казни в современной России 134

Заключение 158

Библиографический список 169

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования

обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с правовой регламентацией процесса и последствиями ухода человека из жизни. Интерес к данной теме вызван тем, что правовой наукой не уделялось должного внимания, явлению, широко распространенному в обществе, затрагивающему интересы всех и каждого, и урегулированного, правом. Представляется, что

исследование юридических аспектов смерти человека позволяет расширить познание о существующих в обществе отношениях и связях.

Немаловажное значение исследуемому вопросу придают и наметившиеся тенденции трансформации действующего

законодательства, направленные на правовое обеспечение эвтаназии и изменения регламентации смертной казни.

Следует отметить и тот факт, что в последние годы во всем мире, в том числе и в России, на фоне общей гуманизации социальных связей, как никогда ранее, проявилась проблема терроризма, неуклонно возрастает число убийств и суицидов, увеличилась смертность из-за стихийных бедствий и техногенных катастроф. Как справедливо отмечает президент РФ В.В. Путин, «укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников: террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов по борьбе с терроризмом. Но иллюзий здесь быть не должно - угроза еще очень сильна» . В связи с данными обстоятельствами важно глубоко и всесторонне исследовать механизм

реализации проводимых государством и урегулированных юридическими нормами мероприятий, направленных на предотвращение неестественной смерти. На основе анализа данных мероприятий представляется возможным разработать научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на оптимизацию механизма защиты жизни человека, в том числе и от него самого.

Как видно, важность исследования данной проблемы объясняется многими факторами, которые обусловили выбор темы и структуру диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Специальные исследования проблем правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе ухода человека из жизни, в том числе правовых последствий смерти человека, проводились в основном на уровне отраслевых и неюридических наук. Вместе с тем проблемы смерти имеют прежде всего общеправовое значение. Общетеоретические подходы к понятию жизни и смерти как социальных благ, соответствующих естественным правам человека, их содержанию, признакам, сущности, а также общие вопросы правомерности лишения и ограничения прав на указанные блага изложены в научных трудах многих философов и правоведов. Это работы Э.А. Араб-оглы, В.П. Голубенко, А.В. Дерипаско, М.И. Ковалева, А.И. Козулина, Р.С. Косолапова, В.А. Кучинского, И.И. Логанова, Е.А. Лукашевой, М.Н. Малеиной, Г.В. Мальцева, А.В. Малько, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, В.Ф. Паркина, В.А. Патюлина, И.Л. Петрухина, Н.А. Придворова, Л.К. Рафиевой, Ф.М. Рудинского, В.П. Сальникова, В.Н. Самченко, И.Е. Фарбера, Н.Е. Шлайфер, В.М. Чхиквадзе.

Вопрос об отношении человека к смерти был глубоко

проанализирован зарубежными исследователями, среди которых следует .выделить историков и антропологов Ф. Ариеса, М. Вовеля, О. Тибо, Л.В. Тома, философов 3. Фрейда, В Штекеля и др.

В дореволюционной российской науке проблемы смерти были предметом исследований В.А. Неговского, И.И. Мечникова, F.B. Шора, НіФ. Федорова, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Н.И. Пирогова, С.Л; Франка.

В современной России в философии, медицине,, биоэтике, психологии, истории этим занимаются А. Артемьева, А. Громов, А. Зильбер, А. Иванюшкин, И. Красненкова, М. Мирский, Ю. Сергеев, И. Силуянова, С. Рязанцев, Н. Трубников, М. Уваров, Б. Юдини др.

В теории права к проблеме смерти, так или иначе, обращались Н. Ардашева, Д. Иванова, Н. Кальченко, Г. Красновскй, В. Крусса, М. Ковалева, М. Малеина, Н. Маргацкая, С. Стеценко, Ю.Павлова.

Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, связанных со смертью человека.

Предмет диссертационной работы составляют правовые нормы и основанные на них отношения, связанные со смертью человека и ее последствиями.

Цель исследования состоит в установлении природы и специфики правового регулирования смерти человека и выработка на этой основе предложений и рекомендаций в действующее законодательство по его совершенствованию.

Цель и предмет диссертационного исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Экстрагировать общеправовые аспекты смерти во взаимодействии с ее антиподом - жизнью.

2. Проанализировать особенности умирания человека и выявить специфику смерти человека как правового последствия.

3. Раскрыть основные признаки и содержание правоотношений, возникающих в результате смерти физических лиц.

4. Исследовать правовые и этические проблемы, а также специфику и причины суицида как одной из разновидностей добровольного ухода человека из жизни, а также правовые способы его предотвращения.

5. Изучить сущность и особенности эвтаназии, а также проблемы, возникающие в свете дискуссии о возможности ее применения; и: связанные с этим перспективы развития юридической практики.

6. Раскрыть юридические проблемы применения смертной казни как; принудительного лишения человека, жизни, а также: проанализировать правовые последствия ее применения и перспективы; отмены.

Методологическая основа диссертационного исследования., В решении поставленных задач автор опирался на современные методьг познания. Поскольку человек является социальным существом, чрезвычайно продуктивным для настоящего исследования стало использование как общесоциологических (системного,

институционального, поведенческого подходов), так и конкретно-социологических (анализ статистических данных, контент-анализ, качественный;анализ и т.п.) методов исследования:

В работе используются и методы собственно теории; государства и права в совокупности с логическими приёмами анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования. Нормативно-догматический; метод применяется при анализе технико-юридической; составляющей правоотношений, возникающих в результате смерти человека. Сравнительный метод используется при сопоставлении однопорядковых элементов механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу смерти человека.

В ходе исследования широко применялись специально

юридические методы познания, среди которых следует выделить метод: сравнительно-правового анализа, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, правовой диагностики, интерпретации правовых текстов, юридической статистики.

Теоретическую основу, работы составили классические: и современные исследования: в области теории, философии и истории права и государства, сравнительного правоведения, юридической социологии,, конституционного нрава и других наук об обществе и человеке. Проведенное исследование основывалось на работах современных отечественных ученых: С. С. Алексеева, В:К.. Бабаева, В1М. Баранова, М.И. Байтина, В.В: Барчука, Ж.Л: Бержеля, С.Ю. Витте, Э. А. Вознесенского, Ю.И. Гревцова, В.Н. Карташова,.Дж. Кейнса, Д.А. Керимова, А.П. Коренева,Т.Н.-Куцури,_ВІВ: Лазарева,.М;Н; Марченко; Н:И. Матузова, А.В; Малько, Б.С. Нерсесянца;. T.FT. Радько, М.В1 Романовского, В.П. Сальникова, В:Н. Синюкова, П.А. Сорокина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.Н. Чичерина,. Г.Ф;. Шершеневичаи др.

Эмпирическая основа исследования. Эмпирическую основу работы составляют: Конституция РФ:, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные: нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и другие правовые акты, так или иначе регулирующие общественные отношения; связанные со смертью человека. Диссертантом изучены материалы юридической практики, официальные отчеты государственных органов России.

Научная новизна исследования. Анализ публикаций; и диссертационных исследований по рассматриваемой теме позволяет констатировать, что тема смерти человека в юридической науке исследована:недостаточно. В связи с изменениями в жизни обществами общественном сознании требуется разработка новых подходов к

решению имеющихся проблем, связанных с прекращением жизни человека и право в ыми последствиями этого факта.

В" настоящей работе на общетеоретическом уровне произведен комплексный анализ, правоотношений, связанных с умиранием и смертью человека:

1) исследованы, правовые и этические проблемы умирания; и смерти;:

2) определены, специфические элементы, содержания; и особенности смерти человека как юридического факта;

3) изучены основные признаки и содержание правоотношений, возникающих в результате смерти физических лиц;

4) установлена специфика и причины суицида как одной из разновидностей добровольного ухода человека: из жизни, разработан блок» предложений организационно-правового характера,,направленных на:противодействие суицидальному поведению;

5) выявлены сущность и особенности эвтаназии, а также проблемы, возникающие в свете дискуссии о возможности ее применения и связанные с этим перспективы развития юридической практики;

6) изучены, раскрыты и описаны юридические проблемы применения смертной казни как, разновидности принудительного лишения человека жизни..

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В: современном: мире смерть, человека,- при всем ее многообразии,- всегда имеет правовой характер.

2. Правовая регламентация смерти человека осуществляется на: двух уровнях: первый уровень - регулирование медико-биологической констатации смерти; второй- регламентация смерти с точки зрения ее правовых последствий.

3. Правовое регулирование констатации? смерти направлено на закрепление в нормативно-правовых актах процесса установления

биологической смерти и процедуры ее юридического оформлениям виде предпосылки правоотношений.

4. Смерть человека как правовое последствие, в зависимости от обстоятельств, при которых она наступила, может выступать в виде юридического факта-события: (в том случае, если она наступила; в» результате несчастного случая, болезни и т.п.), либо» в виде юридического факта-действия; (если она наступает, в, результате самоубийства, эвтаназии и т.п.).

5. Смерть человека, как правило, одновременно выступает правоустанавливающим, правоизменяющим и: правопрекращающим обстоятельством для широкого круга правоотношений.

6. Правоотношения, возникающие в связи со смертью человека, -это. существующая на основе; норм права индивидуализированная общественная снизь между юридическими или физическими лицами, их организациями, объединениями, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей, поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства, возникающая в результате: юридической фиксации прекращения жизнедеятельности человека;

7. Главной специфической чертой правоотношений; основанием возникновения которых выступает смерть человека; является то обстоятельство, что в их большинстве обязанной стороной; является государство, его органы и должностные лица, а управомоченной стороной выступают физические лица.

8: Социальный запрет на суицидальное поведение человека должен носить не только морально-религиозный; но и правовой характер. Во-первых, следует разработать и закрепить с помощью права программу по предотвращению суицидального поведения. Во-вторых, необходимо- установить правовой запрет на суицид и предусмотреть юридическую ответственность за его попытку.

9:. Эвтаназию в современных условиях следует рассматривать как правовое явление, представляющее собой урегулированный: правом, и моралью І комплекс действий или бездействие медицинского работника, осуществляемых в соответствии с просьбой больного с целью прекращения? его физических и психических страданий, в результате которых наступает смерть больного. Применение эвтаназии представляется возможным при условии четкой правовой;

регламентации.

10. Смертная казнь - вынужденная социально-необходимая мера, представляющая собой обязанность государства по защите личности и общества в, целом от неправомерных: посягательств. Смертная казнь по отношению к лицу, к которому она применяется, тоже выступает в виде, юридической обязанности.

Теоретическая значимость результатов; исследования . заключается в научном осмыслении смерти человека как юридического факта, а также его правовых последствий. Сделанные теоретические выводы о понятии, основных свойствах смерти человека как: юридического факта, содержании правоотношений, связанных с ней, позволили показать их специфику. Указанные выводы будут полезны при исследовании аналогичных или смежных проблем права.

Практическая значимость диссертации заключается: в том, что рекомендации по повышению эффективности правового регулирования правоотношений, возникающих в связи с умиранием: и смертью человека, могут быть использованы при создании нормативно-правовых актов, а также в правоприменительной деятельности: государственных органов.

Дидактическое значение диссертации. Полученные результаты могут учитываться преподавателями при чтении лекций и проведении семинарских занятий по теории государства и. права и конституционному праву, а также при подготовке научных докладов

(сообщений), написании курсовых и дипломных работ.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования:

- отражены в 4 научных публикациях автора;

- используются в учебном процессе ВЮИФСИН России и ВГПУ;

- излагались на научно-практических конференциях;

- обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин; Владимирского юридического института ФСИН России и кафедре государственно-правовых дисциплин Владимирского государственного педагогического университета.

Структура диссертации определена целью исследования и; вытекающими из нее задачами. Работа состоит извведения, двух глав (6 параграфов), заключения и библиографического списка..

Социальная ценность жизни и смерти человека и их взаимосвязь

Аксиологический дискурс понятий: жизни и смерти достаточно часто присутствует в:теоретических изысканиях исследователей многих направлений современной науки. Однако единое проблемное поле отсутствует. Сложность постановки проблемы ценности жизни в целом обусловливают направленность исследователей: на конкретизацию и пристальное изучение отдельных ее аспектов. Подобное аспектирование ограждает от продолжительных блужданий в поисках глубинных оснований; вопроса и, следовательно, от тщательно выстроенных заблуждений.

Универсальным описательным принципом с характерными непосредственной очевидностью и интуитивной достоверностью выступает ценность в феноменологической социологии1. Изначальность ценности проявляется в смысловых структурах «материального априори», общечеловеческих, ценностных смыслах или переживаниях, данных в чувствах, выражающихся; во влечении, тяготении к одному и отвращению от другого .

Феноменологическое понимание ценности предполагает ее объективность, несводимость к психофизиологическому и душевному процессу, а также; самостоятельность - независимость от своих носителей, от цивилизационных, культурных благ, вещей и объектов природы. - Сущность ценностей объясняет факт их дифференциации на позитивные и негативные ценности.

Ценности, помимо1 всепроникающих и определяющих смысл любого события І сущностей; являются: характеристиками, выполняющими; социальные функции. Социальная стабильность, социальный: порядок: обеспечивается? посредством общепринятых ценностей; Общепринятость ценностей обеспечивает интеграцию общества,- обусловливает социально-одобряемый выбор поведения в жизненно значимых ситуациях.

Ценности являются? средствами; социального контроля; и служат критериями для выбора из альтернатив ориентации. В своих социальных функциях они подчас сливаются;с нормами и стандартами поведения в той или; иной; социальной; группе. Или, по мнению В.Н. Гасилнна, не существует ценности как таковой, «элемент культуры приобретает ценность или антиценность того или иного уровня в зависимости от его функционального использования» . Общепризнанность, совпадение определения социальной; ситуации; по: отношению к ценности; часто иллюзорны. Общество - предоставляет нам; свой символический аппарат, ценности и запас информации, в результате члены определенной группы идентичным образом реагируют на определенные ценности, поскольку они «социально приучены» делать именно так.

Позитивистское понимание ценностей характерно для. У. Томаса и Ф. Знанецкого. Социальной ценностью здесь выступает любой факт, имеющий- доступное: членам социальной группы эмпирическое содержание и: значение и являющийся объектом деятельности. Важнейшим условием как внутреннего социального мира, так и мира международного П. Сорокин полагал целостную и устойчивую систему ценностей: к дезинтеграции и аномии приводит отсутствие общепринятых норм и ценностей5.

Будучи порождением жизнедеятельности конкретного социума, социальные ценности несут в себе основные черты этой жизнедеятельности в снятом виде. По мнению Д.А. Леонтьева,. можно говорить и об общечеловеческих ценностях, которые отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономический уклад, нацию. К таким ценностям, по нашему мнению, относится и ценность жизни.

Значение имманентных индивиду, прочувствованных взглядов придают ценностям исследователи социально-психологического направления. Относительность и субъективность ценности, приписывание ей непременно осознанного ядра, нагруженность глубинными смыслами - общие черты подобных определений. В отличие от феноменологической трактовки ценность здесь - только позитивное явление, содержание, которое ведет к росту и совершенствованию личности.

Реальным результатом субъективации может стать потеря «почвы под ногами», возможность различных индивидуальных толкований, ориентация на иллюзорные ценности. Существует вероятность сведения объективных, абсолютных ценностей индивида или отдельных групп до своего фактического состояния. В сущности даже ограничение в признании ценностной сферы одним народом или одной группой никогда не может быть осмысленным доводом против подлинности этой сферы. Ценность религиозной веры может быть не актуальна для отдельных групп или классов, однако это не означает, что ее не существует. Поэтому следует учитывать ограниченность подобных определений:в социальном контексте:

Становление ценности человеческою жизни глубоко связано с развитием социальности. Анализируя представления о ценности (стоимости) человека в; связи с: развитием денежной экономики, Г. Зиммель отмечает, что первоначально «платы за убийство» не существовало, в более поздний период были введены твердые цены выкупа, учитывающие социальный статус убитого6. Произошел переход к объективной І цене за? человека.. Зиммель приходит к; вы воду, что есл и, разные люди; погибшие в разных ситуациях, оценивались одинаково, значит, человек действительно стоит определенную сумму. Таким образом, осуществляется типологизация ценности человеческой жизни. Современное общество если и не склонно оценивать эту ценность в терминах стоимости, то типологизирует ее посредством той или иной степени наказания за отнятие жизни.

Возвращаясь к этимологическому подбору синонимов «жизни», отметим несколько моментов, относящихся к жизненной аксиологии. Во-первых,,ощущение (в отличие от осознания) ценности;жизни вполне диффузно и, в соответствии; с гипотезой недостаточности, наиболее четко представлено, когда обеспеченность этой ценностью наименьшая . Таким образом, наибольшей значимостью жизнь обладает/в ситуациях угрозы существованию, причем» угрозы внешнего характера. В этих случаях желание жить достигает наивысшего предела - борьбы за жизнь. Однако в ситуациях тяжелой болезни, инвалидности стремление часто противоположно, здесь угроза исходит от самого индивида,, и жизнь часто обесценивается.

Во-вторых,, заявленная; аналогиям с; ценой ставит дополнительные вопросы, кроме указанных выше. По мнению исследователей, в одних: случаях ценой І жизни: является; смерть (memento mori - помни о смерти), в других случаях - бремя ответственности за каждый прожитый день, в третьих - страдание. Объединяет эти позиции, одно - положение о том, что жизнь имеет определенную цену, хотя плата может быть различной. В;этих терминах правомерность постановки:вопроса о ценности жизни безусловна.

Специфика правового регулирования медико-биологической констатации и последствий смерти человека

Проблемами умирания; и смерти занимается самостоятельная медицинская? дисциплина: — танатология; Это раздел, теоретической? и практической? медицины - изучающей? состояние: организма в конечной-стадии неблагоприятного исхода болезни, динамику, механизм процесса умирания, непосредственные причины; смерти, клинические, биохимические, морфологические проявления по степени прекращения жизнедеятельности организма; Слово произошло от имени,бога смерти в древнегреческой; мифологии: — Танатоса.. В понятие судебно-медицинской: танатологии входят также посмертные изменения-происходящие в трупе сразу после: смерти человека вплоть до его полного разрушения. Основателем танатологии считают ленинградского патологоанатома Шора, автора монографии «Учение о смерти» (1925 г.), в котороЙЕОН писал::«Точные наблюденияіза умирающим, и обреченным на смерть, а также лабораторные данные- научат нас сохранять жизнь живущих... Танатология должна быть признана как составная: часть= общемедицинского образования; не: только у постели больного у секционного стола, но и в профилактической медицине».

Первые сообщения о том, что жизнь сменяется; смертью не сразу, приводит религия еще в древности.. В учениях, признающих не только тело, но1 и: душу, с которой человек расстается в момент смерти, излагаются примерные сроки; этапов; процесса умирания. После гибели физического тела, согласно религиозным: верованиям, на третий день душа избавляется от эфирного тела, на девятый - от астрального, на сороковой - от самого тонкого - ментального тела.

Последняя вспышка внимания к этому загадочному явлению отмечена во второй половине 70-х гг. уже прошлого столетия. Появились известные книги под интригующими названиями: С. Роуза «Жизнь после жизни» и «Душа после смерти», Д; Уиклера «Путешествия по ту сторону» и др.

Узловыми вопросами танатологии являются понятия критического состояния, непосредственной причины смерти, терминального состояния, механизма смерти. Критическое состояние - это состояние, при котором расстройство деятельности отдельных систем не может осуществляться путем саморегуляции и требует частичной или полной коррекции. Оно определяется основным заболеванием или осложнениями. Недостаточность - состояние дисбаланса между потребностью и доставкой, крайняя стадия декомпенсации системы.

Начинается умирание с предагонального состояния, проходящего с различным расстройством: гемодинамики, газообмена, торможения: ЦНС с угнетением сознания. Клинически это выражается в падении кровяного давления до 50 - 30, частом и редком пульсе, частом и поверхностном дыхании, появлении признаков гипоксии, миокарда на ЭКГ, нарушении биоэлектрической активности головного мозга1.

Затем наступает так называемая терминальная пауза, которая продолжается примерно одну минуту и характеризуется кратковременным перерывом жизнедеятельности организма: остановкой дыхания, сердечной деятельности, прекращением биоэлектрической активности головного мозга, угасанием рефлексов (исчезновении реакции на свет, стволовых рефлексов). При умирании в состоянии наркоза или искусственной вентиляции легких этого периода может не быть.

После этого начинается! атональный период. Агония (греч. -борьба) - это подъем активности компенсаторных механизмов организма;, последняя? вспышка борьбы за жизнь и воз4можность сохранения организма как целостной системы. После терминальной паузы и первого вдоха появляется сердцебиение,, несколько повышается кровяное: давление, выключается, функция- коры головного мозга, развиваются судороги. Судорожные неритмические короткие вдохи сменяются; быстрым полным и частым выдохом. Все это успокаивает окружающих и создает впечатление, возвращения к жизни. В этот период внешний: вид приобретает печать смерти, которое: называют «лицо Гиппократа». Оно становится бледным, землистым, западают щеки, нос заострен, рот приоткрыт,. соединительные оболочки глаз теряют блеск. Атональный период может быть кратким, практически отсутствовать,, что приводит к так: называемой быстрой,, или острой, смерти, а может быть продолжительным - несколько часов или даже дней .

После этого прекращаются дыхание, сердечные сокращения и: наступает клиническая смерть. Это последний: период умирания, он, характеризуется небольшим угнетением функций: еще живого человека, когда жизнь едва теплится. Жизнедеятельность, отдельных органов ш тканей; сохраняется1 лишь на очень низком уровне. Такое состояние может продолжаться! в среднем 5-6 мин. для: взрослых, а для І детей: -время; которое еще могут пережить, без: кровообращения и дыхания» клетки головного мозга: Это последняя возможность для реанимации.

После периода клинической смерти наступают необратимые изменения в головном мозге, что называют биологической смертью.

Всегда важный, вопрос об установлении факта момента наступления смерти с развитием медицины приобрел исключительное значение. Дело в том, что терминальное состояние (сроки умирания в разных стадиях - предагонального состояния, терминальной паузы, агонии и клинической смерти) нередко протекает так, что умирающего даже врач может принять за мертвого, т.е. посчитать,, что наступила биологическая смерть. Наступление биологической смерти надо надежно и быстро устанавливать, чтобы не принять живого человека за мертвого и сделать все для его спасения, ибо здесь важна каждая минута.

На протяжении многих сотен лет основным признаком смерти считалось отсутствие дыхания у человека. Считалось, что стоит подержать зеркало возле губ, чтобьь убедиться в смерти. При отсутствии дыхания не наблюдалось запотевания поверхности зеркала.

Иногда врач помещал пушинку перед носом или ртом человека, чтобы определить неощутимое движение воздуха, возникающее при дыхании. В других случаях на грудь умершему ставили стакан, наполненный водой, — при дыхании вода расплескивалась. Но еще в 19-м веке надежность этих проб была опровергнута. Упражнения йогов позволяют приостановить дыхание, не теряя жизни. В течение длительного времени они могут обходиться без воздуха, будучи закопанными в землю или находясь в герметических ящиках под водой.

Другими признаками смерти считалось прекращение кровообращения (отсутствие пульса) и остановка деятельности сердца. Для доказательства прекращения кровообращения у умершего стягивали палец ниткой, если цвет пальца изменялся (синел или бледнел), это означало, что кровообращение не прекратилось, и человек считался живым.

В 1918 году французским законодательством было принято положение, согласно которому для подтверждения смерти человеку необходимо было рассечь скальпелем височную или лучевую артерию, и если кровь не текла, то его признавали- умершим. Законом предусматривалось также введение флюоресцирующего раствора: если человек был жив, то через полчаса слизистые оболочки глаз приобретали зеленовато-желтый цвет.

Однако и эти критерии смерти опровергаются фактами; произвольной остановки сердца индийскими йогами. Пульс может отсутствовать в случае алкогольной комы или длительного охлаждения.

Способы; установления смерти известны, люди их знают и применяют. Врачи используют выслушивание сердцебиения и дыхания с: помощью фонендоскопа, проверяют наличие пульса, роговичного и других рефлексов. Весьма ценным является признак Белоглазова: при легком- сдавливании пальцами глазного яблока оно становится; щелевидным у мертвого (феномен «кошачьего глаза»)". Однако с древних времен приводятся случаи, когда живого человека принимали за труп и направляли в морг.

Суицид как объект морально-правового регулирования

Самоубийство - одна из вечных проблем; человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое- Считается, что случаи самоубийств у животных являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными: выводами из поверхностных наблюдений; за жизнью животных. Нш скорпион, вонзающий! себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями; ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.

На протяжении последующей истории человечества менялись, и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного. ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время-Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом: Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах. Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов .

Самоубийство, на первый взгляд, довольно незначительное явление, особенно с высоты-созерцающих глобальные геополитические события, на самом деле обнажает «изнанку» существующего строя, способно дать определенную оценку происходящим событиям: в обществе.. Поэтому трудно- переоценить важность изучения самоубийства.

События, происходящие сейчас в России, могут по-разному восприниматься; различными; индивидами, однако следует опираться лишь на объективные факты и на то, как: они повлияли (либо могут повлиять) на российское: общество,, придерживаясь универсальной: методики- по предмету выявления! наличия! закономерностей: или отсутствия оных при исследовании обозначенной;проблемы.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения,- включая: преступность,- алкогольную зависимость,-наркоманию, самоубийство.

Для начала следует определить, что же такое: самоубийство. В русскомязыке это слово означает «намеренное лишение себя жизни». В? научной: литературе исследователи также: говорят, что самоубийство -деяние: умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в: своих действиях или: руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта:относят не к самоубийствам, а к несчастным:случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?

Амбрумова A.F. и ряд других исследователей выдвигают концепцию того, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятия для данного явления -социально-психологическая адаптация и дезадаптация.

Под адаптацией вообще понимается приспособление соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия І организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие; несовместимо с жизнедеятельностью". К системам, занимающим:промежуточное положение между этими двумя; полюсами; в одинаковой: мере применим термин адаптация! и дезадаптация;; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второш характеризует систему со стороны; ее недостаточности или дезорганизованности.

В тех случаях, когда экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально (как это имеет место при психопатиях и некоторых неврозах). Тогда вероятность полома значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса,, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления.

Рассматривая социально-психологическую; дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная Предиспозиционная; фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения: Решающее значение для-; перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый, личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним.

Напряженность и сила конфликта зависят от силовых соотношений- образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем; проще конфликт разрешается;: самым: же трудным; приобретающим; черты» экстремальности; считается конфликт равносильных тенденций..

Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционнои дезадаптации, и невозможности: реальным способом изменить конфликтную ситуацию; единственной реакцией, подменяющей собой t все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать. вывод о том, что суицид есть «следствие социально-психологической дезадаптации личности в= условиях переживаемого микросоциального конфликта». Теперь следует осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности .

Особенности и перспективы правового регулирования эвтаназии в Российской Федерации

B настоящее время» юристов,, медиков, да и: всё современное общество волнует целый ряд вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Вправе ли человек распорядиться: своей жизнью и вовсе отказаться от неё; обратившись к медицинскому работнику с просьбой о прекращении лечения в случае: угрожающего жизни заболевания или состояния? Если пациент имеет на это право- то может ли врач, профессия которого обязывает его до конца бороться; с болезнью,, способствовать жизни, не прерывать, её; удовлетворить просьбу больного? Правомерно и гуманно ли отказывать безнадёжно больному в( его просьбе прекратить раз и навсегда его страдания? И не будет ли такой отказ расценен как применение к лицу пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение, запрещенное международным правом и- национальным правом многих современных государств? Это лишь небольшой5 круг вопросов, ответы на которые надо найти, чтобы решить такую глобальную проблему как гуманность применения эвтаназии.

Современное общественное сознание озабочено вопросом о возможности и необходимости: добровольного ухода из жизни. Если в историческом прошлом такой? шаг не был связан?с проблемой: выбора безболезненной смерти, то нынешнее поколение делает на это: особый упор. Умирать безболезненно - вот чего хотят современные люди. Такой подход к проблеме жизни и смерти чреват последствиями: при появлении малейших трудностей человек может решиться на безболезненный уход из:жизни как избавление от волнений и тревог. Однако такое замечание не означает, что проблемы, связанной с возможностью и необходимостью добровольного прерывания жизни; не существует.

Актуальность- постановки; этого вопроса: диктуется; тем, что неуклонно увеличиваетсяся количество; людей; которые вынуждены жить, заранее зная о своей обреченности.

Можно лишь приблизительно/ представить состояние человека, вынужденного жить с осознанием того, что он обречен.. Уже на диагностическом этапе, сам факт, обращения: к онкологу вырывает личность из системы, сложившихся .межличностных отношений и приводит к появлению объектной: социальной; позиции: «онкологического больного». Зачастую эта: позиция і психологически выступает для больного как позиция5 «смертника», обреченного, поскольку понятие «рак» в основном ассоциируется с представлением о неминуемости смерти.

Сегодня: в философской, медицинской и: юридической литературе оживлённо; обсуждается вопрос, связанный с правом; на; смерть, применительно к эвтаназии. Под термином: «эвтаназия» скрывается; неоднозначный смысл: Некоторые понимают под эвтаназией тихую и безболезненную смерть от старости. А. Шопенгауэр по5 этому поводу дает такое объяснение: «...Естественная смерть, в настоящем; смысле этого слова, - та, которая; происходит от старости, эвтаназия, представляет собою постепенное и незаметное удаление из бытия».

Эвтаназия (греч. «хорошо смерть») буквально означает «хорошая, легкая смерть». Однако это значение характеризует лишь цель или смысл совершения акта эвтаназии - достижения легкой, немучительной смерти, но не отражает многих других аспектов современного понимания этого- слова; которые необходимы для очного уяснения смысла данного действия. Последнее тем более важно, что в истории уже был прецедент толкования- данного понятия буквально: в гитлеровской:Германии декретом от I сентября; 1939 года была введена: в действие программа «Эвтаназия», имевшая ужасные последствия! в виде 275 тысяч умерших умственно отсталых, психически больных,, эпилептиков; пациентов; страдающих от старческой немощи и: различных органических неврологических расстройств (паралич,. болезнь Паркенсона, опухоль мозга), которых сочли;бесполезными; для; общества и предали относительно легкой смерти в: газовых камерах1.

В медицинской, философской; и правовой литературе: эвтаназия» толкуется; по-разному: «безболезненный, щадящий и; избавляющий; от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо; больных людей по их просьбе с целью прекращения: страданий»;: «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения;страданий»". Ни;одно из приведённых определений нельзя; признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации, эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию? от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение- содержит указание; на действие, приводящее; к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному

ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений; не говорится о субъекте,- осуществляющем; эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник; (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же: соответствующие действия: (бездействие) совершают иные лица, например,- родственники больного, то эти: случаи следует рассматривать не с позиции эвтаназии, а с позиции более широкого понятия- согласия; потерпевшего на: причинение смерти путём ассистируемого суицида (самоубийство, осуществляемое с помощью» другого лица). Здесь хотелось бы; провести грань между ассистируемым; суицидом и эвтаназией. Лссистируемый суицид является, своеобразным- «мостом» между суицидом и эвтаназией..

Итак, эвтаназию можно определить как умышленные действия; или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного; больного ; или его законного представителя -: с целью прекращения; физических и психических страданий; больного, находящегося; по; медицинским; показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть.

Полное: понимание- явления, носящего название «эвтаназия», включает в; себя; целый; комплекс взаимосвязанных; аспектов,, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, морально-нравственный, юридический и религиозный.

Биолого-медицинский аспект проблемы заключается, прежде всего, в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может рассматриваться; возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно отметить пациентов,, биологическая смерть» которых неминуема, и которые, умирая, испытывают тяжелые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого могут быть ликвидированы применением соответствующих медицинских средств, вообще не должен рассматриваться3. Другая категория больных — это больные, находящиеся? в устойчивом1 вегетативном состоянии;- В? таком: контексте медицинская сторона вопроса заключается в нескольких: проблемах:: определения степени тяжести: заболевания, насколько оно неизлечимо; достижения такой стадии в процессе лечения когда все возможные медицинские средства оказываются исчерпанными; установления необратимости устойчивого вегетативного состояния.