Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические проблемы монархической формы правления Серегин Андрей Викторович

Теоретические проблемы монархической формы правления
<
Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления Теоретические проблемы монархической формы правления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серегин Андрей Викторович. Теоретические проблемы монархической формы правления : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Ростов н/Д, 2003 195 с. РГБ ОД, 61:04-12/647

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Учение о монархической форме правления в истории политико-правовой мысли 13

1.1. Концепции монархической государственности в истории зарубежной политико-правовой мысли 13

1.2. Монархическая форма правления в русской политической теории 43

Глава II. Сущность монархической формы правления 86

2.1. Понятие и признаки монархической формы правления 86

2.2. Классификация монархических форм правления 113

2.3. Историческая эволюция монархической формы правления 130

Глава III. Соотношение монархии с другими элементами формы государства 145

3.1. Монархическая форма правления и политико- территориальное (государственное) устройство 145

3.2. Монархическая форма правления и государственный режим... 163

Заключение 178

Библиография 183

Введение к работе

Актуальность исследования. В XXI веке вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности. В различные исторические эпохи выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления. В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с разрушением российской государственности, кризисом верховной власти и поиском оптимальной формы политической организации общества. Кроме того, интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств.

Во-первых, монархия - одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (Ш-П тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.

Во-вторых, на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико: если считать также и государства, являющиеся членами британского Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором, то они составляют около шестой части государств мира.

1 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. ГУП «Облиздат» Алир. 1998. С. 76-77.

Среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).

В-третьих, монархия не только существует в современных условиях, но и продолжает развиваться, как в Бельгии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании и других королевствах.

В-четвертых, в 1978 году после сорокалетней диктатуры Франко монархическая форма правления была восстановлена в Испании.

В-пятых, российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.

В-шестых, современная российская действительность свидетельствует о интенсивной реанимации и использовании некоторых монархических начал, в государственном строительстве Российской Федерации, например, таких как юридическая безответственность главы государства (см.: Указ Президента РФ №1763 от 31 декабря 1999 года «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» ; ФЗ от 25 января 2001 г «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» ); возможность применения указного права с его стороны, т.е. по сферам общественной жизни не урегулированных законодателем принимать подзаконные нормативные акты; нереальность осуществления процедуры отстранения Президента РФ от должности в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления из-за ее чрезвычайной сложности (ст. ст. 90, 93 Конституции РФ 1993 г.) и др.

В-седьмых, за последние пятнадцать лет проблему реставрации отечественного самодержавия обсуждали иерархи русской православной церкви (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, священник

2 См.: Указ президента РФ № 1763 от 31.12.1999г. «О гарантиях Президента РФ, прекратившему
исполнение своих полномочий, и членам его семьи». // Российская газета, 5 января 2000 г. С. 1.

3 См.: ФЗ от 25.01.2001г. «О гарантиях Президента РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и
членам его семьи». // Российская газета, 15 февраля 2001г. С.2.

Тимофей, иеромонах Дионисий), государственные служащие (полковник ФСБ И.Н. Зернов, Заместитель председателя Совета Федерации РФ. В.П. Горегляд), историки, философы, юристы и общественные деятели (О.А. Платонов, Ю.С. Пивоваров, Н.С. Михалков, М.Б. Смолин, М.П. Рачков, М. Краснов, В.Н. Катасонов и д.р.).

В-восьмых, довольно часто на страницах официальной печати муссируется вопрос о восстановлении царственных династий в Восточной Европе, где наблюдается возвращение к активной политической жизни бывших государей, так правительство Болгарии с 2001г. возглавляет бывший король Семион П.4

Степень научной разработанности проблемы. Исследование монархической формы правления знает несколько традиций анализа данного политико-правового явления. Самой древней из них является античная школа. Ее представители (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) пришли к выводу, что монархию можно усовершенствовать, совместив в ней демократическое и аристократическое начала.

На средневековую теорию монархизма значительное влияние оказывала борьба за политическое господство в обществе государей с церковью. Большинство мыслителей этой эпохи (И. Солберийский , Ф. Аквинский и д.р.) выступали за приоритет власти духовенства над венценосцами, хотя в этот период была разработана концепция светской империи Данте Алигьери и система разделения властей Марсилия Падуанского.

Исследователи нового времени (Э. Роттердамский, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г.В.Ф. Гегель, Дж. Вико, У. Беджгот, Фр. Науман, Ю. Гачек, А. Дайси, А. Адонис, Д. Шелл и др.) считали, что монархия наиболее приспособлена для обеспечения гражданских свобод и разрешения социальных противоречий, благодаря своему надклассовому характеру, специфики воспитания наследников престола и уровнем исторического развития наций, склонных к единоличным формам власти.

4 См.: Лукьянов Ф. Короли заменят коммунистов? //Российская газета, 11 мая 2001 г. С. 23.

6 Кроме того, дореволюционная и эмигрантская русская апологетика

монархической государственности представлена двумя политическими течениями: 1) либеральным (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, В.М. Гессен, Н.М. Коркунов, Н.И. Палиенко, Б.М. Чичерин и др.), рассматривавшим необходимость эволюции самодержавия по пути привлечения народного представительства в сферу государственного управления с одновременным расширением гражданских прав и свобод; 2) консервативным (К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, П.Е. Казанский, Л.А. Тихомиров, И.Л. Солоневич, И.А. Ильин, Н.А. Захаров, архиепископ Серафим (Соболев) и др.), видевшим залог процветания России в традиционной модели единовластия, поддерживаемой религиозным, национальным, либо правовым сознанием. В целом, работы отечественных мыслителей слабо исследованы, хотя каждая из них оригинальна и критична по отношению к другим. Вместе с тем, анализ их произведений представляет не только теоретический, но и практический интерес, потому что время в которое творили корифеи монархизма (вторая половина XIX века - середина XX веков) характеризуется бурным развитием экономической, политической и правовой инфраструктуры, что приводило к интенсивному обсуждению проблемы развития формы государства, поэтому многие идеи вышеперечисленных авторов могут быть использованы в преобразовании современной государственной формы России.

На сегодняшний день в правовой науке ведется дискуссия по поводу понимания не только сущности монархической формы правления, но и ее признаков. В значительной мере это объясняется застоем исследования монархической государственности в советский период, наложивший огромное количество идеологических «табу» и «штампов» в политике, юриспруденции, обществознании и т.д. Поэтому следует выделить две актуальные проблемы монархической государственности: во-первых, отсутствие непротиворечивого понимания категорий монархической формы правления, приводящей к отождествлению ее с республикой, и, во-вторых, выделение четких критериев градации единоличных моделей организации

публичной власти, не позволяющее уловить сущностные отличия монархии от республики.

Таким образом, наряду с дореволюционными учеными и представителями эмиграции следует рассмотреть идеи современных специалистов в области формы правления: А.Б. Венгерова, И.А. Иванникова, И.А. Кравца, В.Я. Любашица, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.В. Малько, B.C. Нерсесянца, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина, А.В. Якушева, и др.

Ряд закономерностей исторического генезиса монархической государственности сформулирован в трудах юристов А.С. Алексеева, Н.Н. Алексеева, М.Ф. Владимирского-Буданова, С. Лоу, А.Н. Медушевского, Г.Д. Гальперина, С. Уэйда, Г. Филипса, А. Фонбланка, О.И. Чистякова, историков П.Н. Ардашева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева, А.Я. Авреха, М.П. Павловой-Силеванской, Ш. Пти-Дютайи, А.Л. Шапиро, философов Д.А. Хомякова, М.О. Меньшикова, Н.И. Черняева, А.И. Щербинина и др.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выработка общего, непротиворечивого понимания категорий монархической государственности.

Таким образом, суммируя вышесказанное, следует выделить основные задачи диссертационного исследования:

1) анализ различных монархических концепций зарубежных и
отечественных ученых;

2) изучение теоретических положений, связанных с понятием
монархии, ее признаков, сущности и классификации различных типов и
видов единоличных форм власти;

3) выявить влияние на монархическую форму правления других
элементов формы государства.

Объект исследования. Объектом исследования является монархическая форма правления.

Предмет исследования. В качестве предмета настоящей работы выступают наиболее общие закономерности зарождения, существования и

развития монархической формы правления, а также различные подходы к анализу этих процессов в истории политико-правовой мысли.

Методология исследования. При анализе проблематики
диссертационного исследования, отвергается методологический монизм,
ведущий к односторонности выводов, поэтому в работе используется
широкий комплекс всеобщих, общенаучных, частной аучных и

дисциплинарных методов познания, таких как диалектико-материалистический, феноменологический, герменевтический, дедуктивный, индуктивный, логический, сравнительно-правовой (синхронический и диахронический), формально- юридический и нормативно юридический.

Источники исследования. Для изучения монархической формы правления были использованы зарубежные и отечественные нормативно-правовые источники, научные монографии, авторефераты диссертационных работ, диссертации, учебные пособия, справочные издания, периодическая печать, а также архивные документы.

Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- впервые дается формулировка общего, не противоречивого понятия
монархической формы правления, через призму монархического
правосознания;

- историческое развитие монархической государственности изучено
через призму достигнутой свободы личности;

- кроме того, доказывается а) возрождение монархических признаков
в организации высших органов государственной власти Российской
Федерации и ее тяготение к единоличным формам правления, б)
возможность согласования монархизма с любыми видами
государственного (политико-территориального) устройства и
государственного режима.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения.

l.Ha протяжении тысячелетий в единоличной власти крупнейшие мыслители человечества (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, И. Солберийский, Ф. Аквинский, М. Падуанский, Д. Алигьери, Э. Роттердамский, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Вико, Г.В.Ф. Гегель, У. Беджгот, Фр. Науман, А. Дайси, А. Адонис, Д. Шелл и др.) видели оплот справедливости и гражданской свободы.

  1. Отечественные исследователи монархической государственности (К.Д. Кавелин, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн и др.) считали, что русский народ органически связан с самодержавием, которое является политической формой его существования, поэтому заимствование республиканских институтов западной демократии губительно для российского государства, следовательно процветание России возможно, только при венценосном единодержавии и унитаризме. Кроме того, И.А. Ильин, разработал категорию монархического правосознания, позволяющую более точно определять сущность любой формы правления (республики или монархии).

  2. Необходимым условием проведения правильной градации монархизма от республиканизма является выполнение следующих правил. Во-первых, нельзя признавать единоличность монарха признаком,

присущим абсолютно всем монархическим формам правления.

Во-вторых, порядок наследования высших государственных должностей не является только монархическим. Ведь и Голландские резиденты были наследственны и пожизненны, но не были монархами.

В-третьих, совсем не обязательно, чтобы монарх имел верховную власть в своей стране (как кастильские короли XIII века), да и права современных президентов России, США, Туркменистана и др. ныне столь обширны, что многие принцы и короли в истории были бы счастливы их иметь и почитали бы себя на высоте королевской власти.

В-четвертых, лишь признаки бессрочности монархической власти и юридической безответственности персоны государя, являются наиболее устойчивыми из классических категорий градации данной формы правления.

В-пятых, для анализа монархической государственности необходимо рассматривать критерий «монархического правосознания», ибо его отсутствие неминуемо приведет к отождествлению, по классическим признакам монархизма, некоторых достаточно авторитарных президентов (например, в КНДР, Туркменистане и др.) с титулом монарха.

  1. Монархия - это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит как правило единоличный монарх (король, царь, император, шах, калиф, герцог, султан и т.д.), являющийся источником верховной власти, либо наделенный другими органами государства или гражданами, властью соразмерной верховной, и, занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающий за свои действия и осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания народа. В целом, сущность монархии состоит в том, что она в большей мере является идеалистическим символом национального единства, обрамленного рамкой сакральной необходимости, чем юридическим средством достижения своей цели господствующих в обществе социальных сил, готовых использовать ее безграничные возможности, в случаях непредвиденных бедствий и катаклизмов.

  2. Следует констатировать, что монархическая государственность сосуществует со всеми видами государственного (политико-территориального) устройства: унитарным, империей, федерацией и унией. Вместе с тем, монархия не отрицает различные варианты автономий, проявляя гибкость в своей территориальной организации (Испания, Дания, Великобритания и др.)- Градация политических режимов в монархических государствах, также как и в республиканских зависит от применяемых

11 властью средств и методов властвования, где возможно наблюдать переход

от демократии к фашизму.

  1. Современная Россия все более расходится с принципами республиканского правления, следовательно, логично на отечественной почве избрать имперскую форму государственного (политико-территориального) устройства, ибо она проверена историческим опытом развития нашего государства и оптимально сочетается с единоличными формами правления.

  2. Мы считаем, что выделяя классические типы монархической формы правления: ограниченную и неограниченную монархию; следует проводить логическую дефиницию в каждом из них. На основании этого, внутри неограниченной монархии необходимо вычленить деспотический, абсолютистский и самодержавный вид, а ограниченную монархию разделить на конституционную и дуалистическую. Рассмотрение монархического конституционализма и парламентской монархии в качестве самостоятельных категорий градации монархической формы правления не целесообразно, так как они зачастую дублируются конституционной монархией, либо дуалистической.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что устраняются противоречия и неточности в понимании монархической формы правления, способствующие отождествлению ее с республикой. Кроме того, результаты диссертационного анализа могут быть использованы в законотворческом процессе современной России в целях избежания принятия катастрофических решений в сфере отечественной политики государственного строительства. Данные научно-теоретической работы могут применяться в учебном процессе и в лекционно-просветительской деятельности. Выводы сравнительно-правового исследования единоличных форм власти в различные исторические эпохи, во многом будут полезны при осмыслении современных политических событий.

Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования были апробированы и одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ростовского государственного университета, представлены в шести публикациях. Основные теоретические выводы и положения диссертации докладывались автором на научных конференциях проходивших в г. Ростове-на-Дону, в частности на конференции «Государственность и право славянских народов на рубеже XX - XXI столетий» (27-28 марта 2002г., МИТТП РГУПС), «Проблемы эффективности публичной власти в РФ» (28 ноября 2002г., юридический факультет РГУ), «Государственность и право славянских народов начала XXI века» (4-5 апреля 2003 г., МИПП РГУПС) и региональной научно-практической конференции молодых ученых «Российское право на современном этапе» (25 апреля 2003г., РГЭУ (РИНХ)).

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой научного исследования и состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографического указателя. Общий объем диссертации составляет 195 страниц, а библиография 206 наименований.

Концепции монархической государственности в истории зарубежной политико-правовой мысли

С незапамятных времен человечество задумывалось о форме правления, пытаясь найти наилучшую модель политико-социального развития индивида в сложных общественных системах. Века сменяли столетия, а извечная проблема верховной власти продолжала оставаться главенствующей в политике и юриспруденции. Это подтверждается развитием парадигмы исторического процесса, оказывающего влияние и на современную теорию государства и права, вектор которой постоянно испытывает воздействие тенденций идейного поиска прошлых поколений ученых.

Так, великое наследие античной мысли содержит самые древние философские концепции организации публичной власти в государстве. Особое место среди них занимают работы Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Полибия (ок. 201-120 гг. до н.э.), Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и др.

Свои выводы эти авторы основывали на существовавших в их времена примерах различных форм правления, а также сложившимся историческом опыте. Поэтому неслучайно, что политико-правовые учения Древних Греции и Рима значительную часть отводили анализу единоличных форм власти.

Платон, однозначно, к числу государств с правильным устройством наряду с аристократией относит монархию, которые соответственно, различаются количеством наилучших правителей: несколько в первом случае и один во втором.6 Неправильными формами организации публичной власти являются тимократия - власть военных, олигархия - власть богатых, демократия - власть бедных и тирания, власть худшего правителя в собственных интересах.

Кроме того, Платон утверждает, что единоличная власть наиболее справедлива, так как «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой .» В то же время он не противопоставляет монархию республике и не ставит вопрос о прогрессивности какой-либо из этих форм правления. По его мнению, это второстепенные проблемы, так как модель организации верховной власти в государстве зависит от возможности выбора достойного кандидата в самодержцы, обладающего отвагой и мудростью. При отсутствии претендента соответствующего данным качествам создается коллегия правителей, члены которой в совокупности будут представлять государственную добродетель, где каждый из них является носителем одного из державных качеств вождя, таких как твердость, рассудительность, последовательность, властность, спокойствие, самостоятельность, авторитет и т.д.

Аналогичным образом были проведены выборы второго римского царя (Rex а), которым стал Нума Помпилий - сабинянин из города Кур. По свидетельству Плутарха, он был известен всем «нравственной высотой»10 и мужеством, способным «уздою разума смирять в себе желания и страсти».

До того момента, когда кандидат в государи был найден и возведен на престол, Сенат избрал из своей среды (inter se) десять декурий (коллегий), которым поочередно переходило право управления Римом. Причем, каждая декурия выдвигала одного интеррекса, наделенного царскими прерогативами, но управление государственными делами тем не менее осуществлялось коллегиально. Такой порядок назывался междуцарствием -interregnum и продолжался один год. Срок полномочий временных правителей не превышал пяти дней.12

Платон утверждает, что в целях избежания общественных потрясений и катаклизмов, любое государство должно придерживаться середины между монархией и демократией , наподобие спартанской общины. Для этого, Ликург - реформатор лакедемонского политического строя, организовал Совет старейшин (Геруссию), который «в соединении с ... царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важных дел, стал залогом благополучия и благоразумия... . Двадцать восемь старейшин ... постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании...».14 По мнению Плутарха, « ... отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти и от зависти,...»15 укрепив собственный авторитет, служивший краеугольным камнем политического единства лакедемонской общины.

Анализируя концепцию Платона, Б.Н. Чичерин определил ее как основополагающую в теории конституционной монархии, совмещающую в себе суверенные права народа и властные прерогативы государя.16

Монархическая форма правления в русской политической теории

За последние двести лет отечественная политико-правовая мысль внесла значительный вклад в развитие теории монархической формы правления. Это не случайно, ведь российская государственность более десяти столетий развивалась под влиянием единоличной власти князя, царя или императора. Данной проблематикой занимались виднейшие государственные, духовные и ученые мужи своего времени, такие как К.Д. Кавелин (1818-1885гг.), К.Н. Леонтьев (1831-1891гг.), К.П. Победоносцев (1827-1907гг.), Л.А. Тихомиров (1852-1923гг.), И.А. Ильин (1882-1954гг.), И.Л. Солоневич (1891-1953гг.), Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1927-1995 гг.).

В середине XIX столетия в России остро встал вопрос о совершенствовании институтов государственного управления и выборе дальнейшего пути развития общества. В этот период были представлены различные варианты преобразований институтов власти. Западники, в лице К.Д. Кавелина предложили либеральный путь изменения формы правления в Российской империи, который отличался национальным своеобразием от европейского варианта конституционных реформ. Славянофилы, в учении К.Н. Леонтьева, разработали альтернативный проект построения монархической парадигмы власти. Наследие этих авторов может быть использовано при разрешении вопросов по совершенствованию государственного механизма в современной Российской Федерации.

Следует заметить, что долгое время изучению работ К.Д. Кавелина мешал классовый подход, критически рассматривавший либеральные учения. «Не сознавши глубоких исторических корней, отделяющих либерализм от

демократии, не распространив этого сознания в массах, - не научившись нейтрализовывать таким образом измены шатаний либерализма делу «народной свободы», - писал В.И. Ленин, - русская демократия не может сделать ни одного шага вперед.»114 Сегодня необходимо отказаться от монизма марксисткой диалектики, при анализе любых теоретических концепций, чтобы избежать односторонних выводов и оценок.

Таким образом, исследуя произведения К.Д. Кавелина, И.А. Иванников выделил следующие принципы, характеризующие его учение: а) принцип неравенства; б) принцип наследования; в) принцип эволюционизма; г) принцип ненасилия; д) принцип свободного развития.

Полагаем, что данный перечень необходимо дополнить принципами е) антиконституционализма и ж) самодержавия. Эти постулаты К.Д. Кавелин обосновал внутренними свойствами человека, его способностями и уровнем психического развития, так как «если идеал вообще возможен, если он нужен человеку, то искать его можно только в собственном психическом строе или складе».116

У К.Н. Леонтьева напротив, исходным началом являлась идея византизма, последовательно разделяющаяся на три основания: 1) религиозное, 2) государственное и 3) художественное. «Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятные начала и свои определенные исторические последствия, ... византизм в государстве значит самодержавие».

Принципы византизма во многом идентичны тем, которые выделял К.Д. Кавелин, но их содержание совпадает не полностью. Более того, К.Н. Леонтьев огромное внимание уделял принципу православия и отрицал принципы свободного развития и эволюционизма.

Парадоксально, но К.Д. Кавелин, будучи либералом опровергал лозунг Великой Французской Революции: «Свобода, равенство и братство». Он отмечал, что «люди по физической природе, по умственным и другим своим способностям не равны между собой со дня рождения». В кавелинской трактовке существует четыре формы неравенства: природное (физическое), имущественное, социальное и нравственное. Все они взаимосвязаны друг с другом, причем «природное (физическое) и нравственное неравенство нельзя изменить».120 Так, все люди рождаются с разными способностями, здоровьем и силой. Это влияет на накопление ими различных благ и является первопричиной имущественного неравенства, которое создает условия неравенству социальному и нравственному, из-за того, что предшествующее поколения передают последующим ранее накопленную материальную базу. Таким образом, человек изначально находится в условиях неравных с другими личностями, поэтому достижение равенства в обществе столь же мифично, как установление рая на земле.

К.Н. Леонтьев на природу неравенства смотрел аналогично. В ней он видел причину развития цивилизации. По его мнению, именно неравенство, закрепленное сословной иерархией, создает условие для достижения государством цветущей сложности.

Понятие и признаки монархической формы правления

По мнению современных государствоведов, монархия - это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Правда, некоторые из них оговариваются, как В.Е. Чиркин, о том, что из этого правила есть и исключения - тем самым, уничтожая универсальный характер общепризнанного определения, из которого можно выделить четыре классических традиционных признака: верховенство, наследственность, бессрочность (или пожизненность) и юридическую безответственность персоны монарха.

Но эти критерии являются достаточно шаткими, ибо «затруднения становятся величайшими, если привлечь историю Китая, Индии, монголов, южноамериканских государств, древней эпохи и нового времени, историю Византии, Древней Греции, языческого Рима и Возрождения (эпоха тиранов)... Различия между законом, политическим обычаем и голым фактом силы или власти - становится совершенно неуловимым. Например, римские императоры - не то монархи, не то тираны, не то «избранники», не то узурпаторы - нисколько не являются президентами республики; они сменяют друг друга - не то назначаемые, не то наследующие, не то провозглашаемые армией, не то восходящие на престол в порядке завоевания (или своей страны, или чужой); и исследователь не может установить, что перед ним - публичное право, политическое событие, катастрофа, революция или развязка гражданской войны, правило или исключение; здоровое исключение или болезненное, случай или сущее безобразие».

Единоличность верховной власти, как заметил еще И.А. Ильин - не безупречный признак монархии. «Если обратиться к истории древнего Рима, то нельзя однозначно сказать, кем являлись римские консулы -двумя республиканскими «полу-царями» из коих не один не был царем или оба были срочными республиканскими чиновниками».

Кроме того, история знает множество случаев, когда в одной стране, в одно и то же время был не один монарх, а два и более.

Так, «в Византии в XI веке Роман Диоген, женившись на регентше Евдокии Макремболитессе, дал письменное обязательство признавать своими соправителями всех трех сыновей Константина Дуки - Михаила, Андронина, Константина. В официальных документах ставились подписи четырех царей. Вообще наследники Восточной Римской Империи, даже малолетние, именовались (по римской традиции - «соправления») - царями; царей могло быть сразу два или три. Историки подчеркивают, что в V-VI веках среди франков различали - «назначенных» царей (rex designatus) и «освященных царей (rex consecratus, sublimatus); последние имели более полные права; по отношению к правящему королю освященный король назывался «junior» (младший), мало того, только все вмести они составляли «единого суверена».

История России знает двух равноправных царей: Иоанна Алексеевича (Иоанна V, от Милославской) и Петра Алексеевича (Петра I, Великого, от Нарышкиной). Они имели общий единый двухместный трон и общие официальные приемы, при регентстве сестры их, Софьи.

В научной литературе ошибочно указывается на наследственность как неотъемлемый признак монархического строя. Против этой точки зрения свидетельствуют факты истории. Приведу лишь некоторые из них. Так, «в VII веке чешским королем был избран Само, которому удалось отразить аваров и франков, а в последующем заложить фундамент чешского королевства (627 г. н.э.).

Короли Кастилии и Арагона XIII в. занимали престол по выбору».262

Согласно Золотой Булле Карла IV Император Священной Римской Империи Германской нации избирался семью князьями - курфюрстами.

В соответствии с «Генриковыми артикулами» (1673 г.), принятыми французским принцем, занимавшим престол всего несколько месяцев, в Речи Посполитой; уже с первых слов абсолютно отвергался династический принцип: «... Мы и наши потомки, польские короли, они же великие князья литовские и пр., не должны ни в коем случае назначать ... себе приемника. А это для того, чтобы всегда после кончины нашей и наших потомков выбор короля оставался за всей шляхтой. Поэтому ни мы, ни наши потомки, польские короли, не должны употреблять титула наследственного».

Монархическая форма правления и политико- территориальное (государственное) устройство

В зависимости от размера территории, географического положения (наличие выхода к морю, гористой местности, водных границ и т.д.), особенностей исторического развития и плотности населения каждое государство нуждается в территориальной организации публичной власти, отвечающей его задачам и интересам, которые обусловлены необходимостью осуществления им внутренних и внешних функций: экономической, политической, социальной, военной, фискальной и т.д. Кроме того, после определенных порогов численности граждан и площади подвластных земель появляется необходимость разделить их на округа, штаты, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды, волости и т.д. Вследствие этого возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Существующие в мире монархии имеют различные виды государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между отдельными регионами и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.

Такое определение формы государственного устройства позволяет дать ответы на следующие вопросы: 1) из каких структурных единиц состоит государство (городов, районов, областей, краев, республик, округов, штатов, земель, кантонов и т.п.); 2) каков правовой статус этих образований с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, абсолютная подчиненность; 3) каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и ее структурных подразделений; 4) какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный; 5) сколько систем высших органов государственной власти имеется в одном государстве: одна или несколько.

В теории государства и права существуют различные подходы к градации политико-территориальной организации власти в государстве. Например, A.M. Осавелюк и А.А. Мишин говорят об унитарной и федеративной форме государственного устройства.445 В.Я. Любашиц дополняет этот перечень конфедерацией и содружеством446.

В учебном пособии под редакцией К.Е. Бабаева выделяется два вида территориальной организации государств: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).447

Вместе с тем из данной классификации необходимо исключить конфедерацию, т.к. она представляет собой временный, переходный, над государственный союз суверенных государств, основанный на международно-правовом договоре, созданный для решения общих задач и целей (обороны, технического сотрудничества и т.д.), субъекты которого обладают правом сецессии (свобода выхода) и нуллификации (отмены, отклонения актов конфедерации на своей территории), имеют независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию, налоговую систему.

Кроме того, к ряду сложных государств следует отнести унию, речь о которой пойдет ниже.

Прежде всего, необходимо отметить, что сложные государства представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований; а простые (унитарные) являются едиными государствами, разделенными на административно-территориальные единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т.п.) и не имеющие в своем составе других государств или государственных образований.

Большинство монархий (Дания, Испания, Швеция, Люксембург, Нидерланды и т.д.) унитарны, хотя каждая из них имеет свои особенности. Так, Датское королевство состоит из 14 амтов (областей) и двух самоуправляющихся территорий - Фарерские острова и Гренландия.

Органы управления амтов возглавляют начальники областей, назначаемые и освобождаемые от должности Королем по представлению Совета министров. Амты делятся на коммуны. Начальники административно территориальных единиц (амтов) по представлению местных советов назначают и освобождают от должности старост коммун и бургомистров муниципалитетов. Такое положение обеспечивает целостность исполнительной власти по вертикали и жесткий контроль за деятельностью ее низовых звеньев. Представительными органами на местах являются советы амтов, коммун и муниципалитетов, избираемые непосредственно населением на четырехлетний срок.

Похожие диссертации на Теоретические проблемы монархической формы правления