Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Живулин Вадим Александрович

Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации
<
Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Живулин Вадим Александрович. Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01.- Нижний Новгород, 2006.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Историко-теоретические аспекты государственно-конфессиональных отношений 17

1. Государственно-конфессиональные отношения: понятие и сущность. Типология государств и их свойства 17

2. Развитие отечественного законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений 52

3. Тенденции современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации 84

Глава II Правовые основы современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: проблемы и перспективы 103

1. Конституционные и международные правовые нормы в сфере государственно-конфессиональных отношений 109

2. Необходимость и перспективы систематизации федерального законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения 124

3. Проблема регулирования государственно-конфессиональных отношений нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации 161

Заключение 178

Список используемой литературы 1Z2

Приложения 203

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Государственно-конфессиональные отношения всегда играли заметную роль в жизни любого общества и государства. На различных исторических этапах и в разных государствах степень влияния религии на государство и формы такого влияния были различны. В течение последних лет в Российской Федерации произошли события, позволяющие сделать вывод о том, что сегодня отечественные государственно-конфессиональные отношения, как сфера пересечения светских и духовных институтов, находятся на новом этапе исторического развития. Глубокие перемены, которые произошли и происходят в политической жизни и правовой среде российского государства, с одной стороны, и в религиозной сфере жизни общества, с другой, не могли не сказаться на взаимодействии государства и религиозных объединений. Всплеск религиозности населения Российской Федерации, активизация деятельности традиционных конфессий и появление значительного числа новых религиозных течений предопределяет особое внимание законодателя к сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений в целях их регламентации и упорядочения.

Все указанные изменения были вызваны множеством объективных факторов, которые способствовали возобновлению интереса общества и государства к религии. К таким объективным условиям и субъективным факторам следует отнести:

— стремительную либерализацию государственно-конфессиональных отношений, стремление органов власти на основе критики бывших отношений государства и религиозных объединений привлечь религиозные объединения на свою сторону;

— рост осведомленности общества о государственно-конфессиональных
t отношениях, что расширило представление населения об исторической роли

религии и конфессий;

— активизацию работы самих религиозных объединений в общественно-
политической сфере.

Кроме того, вовлеченность религиозных объединений в общественную жизнь страны проявилась в проникновении в публичные сферы, в которых до недавнего времени их не было - в частности, в политику, образование, пенитенциарную систему, вооруженные силы. Данные социологических исследований и статистические показатели однозначно свидетельствуют о том, что в этих сферах значительным образом увеличилось число людей, считающих

і себя верующими.

Исключительно важным инструментом религия сегодня выступает в сфере межнациональных отношений. Как видно, она может инициировать массовые беспорядки и политические конфликты или, напротив, способствовать межнациональному миру, развитию культуры, межнациональных отношений. Знание о религии и исторической роли религиозных объединений помогает смягчать конфликты, снимать психологическую напряженность в периоды социальных катаклизмов, содействовать воспитанию человеческого достоинства, способствовать стабилизации общественно-политической ситуации в стране, активно влиять на формирование нравственных качеств человека. Все это превращает проблему государственно-религиозных взаимоотношений и, как следствие, сферу правового регулирования деятельности религиозных объединений, в актуальный и значимый для

* государства и права вопрос.

Несмотря на то, что современное российское законодательство регламентирует многие вопросы реализации свободы совести и осуществления деятельности религиозных объединений, современная динамика таких

5 отношений во многом опережает темпы их правовой регламентации и не в полной мере получает развитие в действующем законодательстве, что не разрешает ряд вопросов, возникающих как в теории государственно-конфессиональных отношений, так и правоприменительной практике. Так, ненадлежащим образом исследована типология государств в зависимости от вида и характера взаимоотношений с религиозными объединениями, отсутствуют легитимные определения ряда ключевых терминов (религиозные правоотношения, государственно-конфессиональные отношения и другие), не определена система российского законодательства в сфере современных государственно-конфессиональных отношений.

В последнее время в отечественных государственно-конфессиональных отношениях наблюдается несогласованность, которая вызывает тревогу у юристов, социологов, политологов. По мнению С. А. Бурьянова в современной России реализация декларируемых конституционных прав в области свободы совести находится в глубоком системном кризисе. Научная неразработанность в сочетании с политическими интересами властных групп и экономическими интересами конфессиональной бюрократии предопределили формирование неадекватного законодательства и, как следствие, проблемы в правоприменении1. Правозащитные организации считают, что реализация свободы совести, призванная быть средством защиты человека и общества от идеологического господства доктрин и структур, находится в сосотоянии кризиса, которому подвержены все уровни формирования реализации свободы совести, - наука, образование, законотворчество, правоприменительная практика. Неадекватная научная разработанность проблематики свободы совести, помноженная на политические интересы властных групп и

Бурьянов С Новая парадигма реализации свободы совести//Современное право -2003 -№5 С 11.

экономические интересы конфессиональной демократии, предопределила неадекватное законодательство и «перекосы» в области правоприменения2.

Очевидно, что разрешение данной проблемы требует осторожного отношения с учетом мнения верующих, а также интересов государства и иных публичных структур российского общества. Отношения между государством, как основным институтом политической системы, и религиозными объединениями, как ее неотъемлемой составляющей, коренным образом изменились. Во избежание возможных конфликтов, а также с целью организовать и упорядочить государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения в Российской Федерации возникает необходимость детального и корректного правового регулирования данной сферы.

Проблема государственно-конфессиональных отношений - вопрос чрезвычайной важности и сложности; вопрос, решение которого во многом определяло, и определяет ход мировой истории, что предъявляет повышенные требования к способам и средствам правового регулирования этих отношений. В современном Российском государстве сложность взаимодействия государства и религиозных объединений определяется многими факторами и, прежде всего, правовым. При этом в силу специфичности предмета и объекта правового регулирования воздействие государства на религиозные объединения также должно носить особый характер и предполагает наличие повышенного внимания и необходимость осуществления правового регулирования данного вида правоотношений в соответствующей стремительному развитию отношений между государством и религиозными объединениями форме. В связи с этим представляется актуальной задача исследования теоретико-правовых основ современных государственно-конфессиональных отношений, институтов свободы

2 О реализации свободы совести и тенденциях в отношениях государства с религиозными объединениями (Резолюция секции «Правозащитное движение и гражданское общество») // Правозащитник - 2003, - № 4. С 62

совести, правового регулирования допустимых в светском государстве форм сотрудничества с религиозными объединениями, выработки конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Степень научной разработанности темы.

Изучение государственно-конфессиональных отношений, а также вопросов правовой регламентации институтов свободы совести и вероисповедания носит длительный исторический характер и уходит корнями к тому моменту, когда государство и религиозные объединения стали представлять собой самостоятельные, и в достаточной степени оформленные, социальные институты.

Вопросы религиозных объединений как правового института рассматриваются В. А. Алексеевым, И. 3. Аюшевой, М. Н. Бессоновым, В. И. Гараджой, Н. П. Красниковым, Л. Н. Осиновой.

Правовая регламентация взаимодействия государства и религиозных объединений нашла отражение в работах С. А. Бурьянова, П. С. Гуревича, М. Ю. Варьяса, В. В. Клочкова, И. А. Куницина, А. В. Логинова, Л. А. Морозовой, М. П. Мчедлова, К. А. Писенко, Р. А. Подопригоры, А. В. Пчелинцева, Н. В. Соколовой, О. С. Шутовой3 и других.

'АюшеваИ 3 Гражданско-правовое положение религиозных организаций Автореф дисс. ..канд юрид наук Екатеринбург, 2005; Бурьянов С Свобода совести Отношения Российского государства с религиозными объединениями // Закон и право - 2003 - № 9, Гуревич П С Современные в неконфессиональные объединения наЗападе -М Знание, 1983; Варьяс М Ю. Краткий курс церковного права Уч М МЗПр,2001 ,КлочковВ В Закон и религия- (от государственной религии в России к свободе совести в СССР) - М Политиздат, 1982, Куницын И А Правовой статус религиозных объединений в России Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы М РОО «Православное дело» Отчий дом, 2000, Логинов А В Власть и вера государство и религиозные институты в истории и современности - М Большая российская энциклопедия, 2005; Морозова Л А Государство и церковь-особенности взаимоотношений//Государство и право -1995 -№ 3, Мчедлов М П Религия и современность М Политиздат, 1982, Писенко К. А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации Автореферат диссертации ... канд юрид наук. М, 2004, Подопригора Р А Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы) Монография - Алматы «Аркаим», 2002, Пчелннцев А В. Религиозные объединения Свобода совести и вероисповедания Нормативные акты Судебная практика - М. Юриспруденция, 2001, Соколова Н В Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России (историко-правовой аспект) Дисс ... канд юрид наук H Новгород, 2004, Шутова О. С Государственно-конфессиональные отношения Россия XX век Москва, 2002.

Определенный вклад в разработку исследуемой проблематики был внесен диссертационным исследованием К. Г. Каневского «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации»4. В названной работе раскрывается понятие «государственно-конфессиональные отношения», определены характеристики правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации, а также установлены особенности социального партнерства религиозных организаций и государства на современном этапе.

Кроме того, отдельные аспекты государственно-конфессиональных отношений и их правового регулирования можно найти в диссертационной работе Р. А. Тараско «Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в современной России»5.

Однако, несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме взаимодействия государства, общества и религиозных объединений, степень разработанности проблемы явно недостаточна. Не в полной мере исследованы особенности правового регулирования государственно-конфессиональных отношений и взаимодействие религиозных объединений с отдельными государственными институтами, а также динамика правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России XXI века, не исследованы современные тенденции в сфере взаимодействия базовых государственных институтов и религиозных объединений, не систематизировано законодательство, регулирующее данную сферу.

Объектом исследования выступают существующие в современном российском обществе отношения в области взаимодействия государства и его институтов с религиозными (вероисповедными) объединениями, а также

4 Каневский К Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской
Федерации Дисс . канд юрид наук М, 2004,

5 Тараско Р. А Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в
современной России (политико-правовой анализ) Дисс . канд юрид наук Ростов н/Д, 2005,

9 правовое регулирование таких отношений.

Предметом исследования являются теоретико-правовые аспекты сложного процесса регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также особенности института свободы совести и деятельности религиозных объединений в современной Российской Федерации.

Цель работы заключается в комплексной характеристике в историко-правовом и теоретическом аспектах сферы правового регулирования взаимоотношений государства в целом и отдельных его институтов с религиозными объединениями, а также выработке рекомендаций по оптимизации законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений.

Необходимым условием для достижения поставленной цели является решение следующих задач:

  1. Охарактеризовать сущность современного взаимодействия государства и религиозных объединений и сконструировать понятия и определения в исследуемой сфере;

  2. Исследовать существующие варианты взаимодействия государства и конфессий и определить основные типы государств с учетом такого взаимодействия;

  3. определить основные этапы развития отечественного законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений на основе обобщения историко-правового материала и правовых взглядов отечественных ученых;

  4. Исследовать современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации во взаимодействии конфессий с отдельными государственными институтами;

5. Определить соотношение религиозных норм и правовых норм,
I регулирующих государственно-конфессиональные отношения, а также

характер их взаимодействия;

  1. Провести комплексный анализ и на его основе предложить критерии классификации нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения в современном российском государстве;

  2. Исследовать и охарактеризовать международные правовые нормы в сфере правового регулирования государственно-конфессиональных отношений;

  3. Выявить теоретически возможную форму систематизации отечественного законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений;

* 9. Выработать рекомендации и предложения по совершенствованию

правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Методология диссертационного исследования основана на использовании диалектического метода, а также общенаучных и частно-научных методов.

К общенаучным относятся: метод системно-структурного анализа, формально-логический метод; методы анализа и синтеза, идукции и дедукции, а также иные логические методы познания (аналогия, выдвижение гипотезы и иные); эмпирические методы (наблюдение, описание, сравнение).

Из числа специальных юридических методов исследования использованы
формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой метод и метод
толкования права.
1 Теоретической основой исследования послужили преимущественно

работы советских и современных российских авторов, посвященные взаимоотношениям государства и религиозных объединений и институтам свободы совести и вероисповедания, а также труды отечественных

11 специалистов в области теории государства и права.

История правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России достаточно полно исследована в работах Т. Ю. Архиерейской, Л. А. Баширова, И. И. Бражника, Н. С. Гордиенко, В. В. Клочкова, В. А. Куроедова, А. А. Левиной, М. П. Мчедлова, священника А. Николина, Л. А. Тюриной., А. В. Пчелинцева, В. А. Федорова, Г. Г. Черемных и

др.

Особенности государственно-конфессиональных отношений в России и их отдельные аспекты раскрыты в работах С. А. Бурьянова, П. С. Гуревича, Н. С. Гурьяновой, В. В Клочкова, К. Г. Каневского, А. И. Кудрявцева, С. А. Мозгового, А. Н. Лещинского, Н. Митрохина, Г. А. Михайлова, Л. А. Морозовой, Н. А. Трофимчука, С. Б. Филатова, М. О. Шахова и др.

Источниковую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные нормативные правовые акты, федеральные законы, нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты СССР, РСФСР и зарубежных стран, документы религиозных объединений, материалы научных конференций и средств массовой информации в сфере регулирования отношений с участием религиозных объединений. При анализе выбранной темы использовались статистические данные и данные о деятельности некоторых государственных органов, в частности Министерства юстиции Российской Федерации, связанные с различными аспектами правового положения исследуемых субъектов права, а также проекты нормативных правовых актов и материалы научных конференций.

Научная новизна исследования заключаются в том, что в диссертации впервые в новейшей истории предпринято комплексное теоретическое

исследование современного состояния сферы правового регулирования
* государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. В

работе по-новому определен ряд понятий в исследуемой сфере; предлагается
авторская систематизация различных типов государств в зависимости от
характера и вида государственно-конфессиональных отношений. Автором
впервые предлагается новый вариант периодизации истории взаимодействия
государства и вероисповедных институтов; с учетом современных особенностей
исследуются и систематизируются нормативные правовые акты в сфере
регулирования религиозных правоотношений; анализируются отдельные
особенности и обусловленные этим различные аспекты взаимодействия
государства и вероисповедных институтов; предлагаются принципиально новые
^ рекомендации по систематизации и оптимизации законодательства в

исследуемой сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современное взаимодействие между государством и религиозными
объединениями проявляется в участии государства в религиозных отношениях -
отношениях, осложненных религиозным элементом. Ввиду отсутствия в
юридической литературе общепризнанных научных категорий в сфере
взаимодействия государства и религиозных объединений понятие
государственно-конфессиональных отношений автором определяется как
базовое для всего исследования - наиболее емкое и содержательное,
включающее основные аспекты такого взаимодействия. Государственно-
конфессиональные отношения представляют собой сложившийся тип
1 взаимоотношений между различными институтами государственной (светской)

и религиозной (духовной) власти, установленных в силу закона и обеспечиваемых государством.

2. В зависимости от характера реализуемых государственно-
конфессиональных отношений, возможно выделить следующие типы
государств: государство с официальной религией; теократическая (религиозная)
монархия; государственно-религиозная автономия; внерелигиозное государство
и антиклерикальное государство.

  1. Отечественные государственно-конфессиональные отношения и, как следствие, характер их правового регулирования, отличались нестабильностью и преодолели 5 основных этапов развития: от исключительного контроля государства над религиозными объединениями и их включением в систему органов государственной власти, отрицания любых проявлений религиозности до реализации светского характера государства и становления институтов свободы совести.

  2. Современные государственно-конфессиональные отношения вышли за рамки типичного взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти, и распространяются на другие публичные сферы и институты, охваченные государственно-правовым регулированием -вооруженные силы, систему образования, пенитенциарную систему.

  3. Для правовых и религиозных норм характерна достаточная степень взаимосвязи и взаимодействия, которая определяется сущностью государственно-конфессиональных отношений и соответствующим типом государства. Нормы права, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, представляют собой самостоятельные правовые нормы, объединенные по признаку принадлежности к сфере взаимодействия государства и религиозных объединений, содержащиеся в различных правовых актах и объективирующие волю государства в отношении религиозных объединений и институтов свободы совести.

6. Нормативные правовые акты и нормы права, регулирующие
государственно-конфессиональные отношения, представляют собой

14 разрозненный и неупорядоченный массив правовых норм, относящихся к

* различным отраслям права. Классифицировать указанный массив допустимо в

зависимости от вида нормативного правового акта, характера и содержания регулируемых им государственно-конфессиональных отношений.

7. Международные правовые нормы, несмотря на отсутствие единого систематизированного правового акта в сфере государственно-конфессиональных отношений, служат базой для создания и развития в Российской Федерации правовых основ таких отношений. При этом международные правовые нормы в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений должны обновляться в целях соответствия требованиям времени.

fc 8. Генеральная инкорпорация правовых актов и норм, регулирующих

государственно-конфессиональные отношения, путем издания официального инкорпорированного акта, содержащего упорядоченные по главам, разделам и рубрикам правовые нормы, является оптимальным вариантом систематизации* законодательства в исследуемой сфере.

9. Субъекты Российской Федерации также являются субъектами правового регулирования многих региональных аспектов государственно-конфессиональных отношений. Установление в федеральном законодательстве пределов правового регулирования субъектами Российской Федерации государственно-конфессиональных отношений позволит устранить существующие проблемы соответствия законодательства регионального и федерального уровней с учетом религиозной и вероисповедной специфики региона.

1 Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

разработка теоретико-правовых основ регулирования государственно-конфессиональных отношений для современной юриспруденции является существенным вкладом в науку и восполняет существующий пробел в знаниях.

15 Постановка проблемы способствует активизации современного российского

k правоведения на решение стоящих перед ним задач.

Положения работы дополняют и развивают важнейшие разделы теории государства и права и религиоведения. Работа будет полезна юристам, социологам, религиоведам.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности, при разработке специального курса по теме «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации», а также изучении таких учебных дисциплин, как теория и история права и государства, конституционное право, политология,

t религиоведение. Полученные в результате диссертационного исследования

выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, а также в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа
подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-
правовых дисциплин Волжской государственной академии водного транспорта.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс
Волжской государственной академии водного транспорта, а также
законопроектную деятельность Правительства Нижегородской области при
регулировании государственно-конфессиональных отношений в

Нижегородской области.

1 Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в

опубликованных статьях научно-исследовательского характера и выступлениях на следующих научно-практических конференциях: «IX нижегородская сессия молодых ученых» (Нижний Новгород, 2005 г.); «Актуальные проблемы

российского права, философии, экономики и финансов» (Нижний Новгород, 2005 г.); «Проблемы модернизации российского общества: социокультурные, правовые, экономические, экологические аспекты» (Нижний Новгород, 2006 г.). Структура работы логически обусловлена заявленными целями и поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемых в работе нормативных правовых актов и литературы, а также 3 приложений.

Государственно-конфессиональные отношения: понятие и сущность. Типология государств и их свойства

Известно, что трудности согласования государства и конфессий6 не исключают факта их тесной связи и множества вариантов взаимодействия, На современной политической карте мира силой своего авторитета религиозные объединения преследуют неугодные им производственные отношения, уровень социальной жизни, выражают поддержку одним политическим силам, осуждая другие. В других государствах религиозные объединения нередко выступают в роли политической силы, не проявляющей интереса по отношению к определенным социальным группам и политическим элитам (Польша, Великобритания, страны арабского мира).

Российская Федерация исторически является поликонфессиональным государством, где множество неизолированных друг от друга конфессий, традиционных религий и нетрадиционных культов, многообразие политических позиций, занимаемых представителями вероучений, делают невозможным составление однозначного представления о месте религиозных объединений в общественно-политической жизни России. Эта особенность характерна не только для Российской Федерации, но и для других стран, где религия в своих институциональных проявлениях (религиозные организации, группы, партии и движения) имеет важное значение.

Очевидно, что роль религии в современном обществе, социальный и юридический статус религиозных объединений, степень разделения религиозных и политических институтов, уровень организованности религиозных систем в различных государствах существенно различаются. Это побуждает исследователей отношений государства и религиозных объединений к систематизации полученных научных результатов, в том числе и путем разработки типологий указанных отношений. В справочной литературе под типологией понимается классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом7. В. И. Цыганов определяет типологию государств как деление по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств

Для этого соискателю необходимо сконструировать понятие и определить сущность современных государственно-конфессиональных отношений.

Проведенный нами анализ специальной литературы позволяет согласиться с высказыванием И. А. Шершневой-Цитульской о том, что наибольшее препятствие в исследовании интересующего объекта состоит в отсутствии в юридической литературе какой-либо устоявшейся терминологии по поводу отношений, возникающих между государством и религиозными объединениями. Авторы исследований по проблемам взаимоотношений государства и религиозных объединений (М. И. Одинцов, Р. А. Подопригора, Л. А. Морозова, В. И. Гараджа) по-разному именуют исследуемый объект: государственно-конфессиональные отношения, государственно-церковные отношения10, модель государственно-церковных отношений, государственно-религиозное взаимодействие, отношения государства с религиозными

объединениями, государственная вероисповедная политика12 и другие. При этом в некоторых случаях речь идет именно о выделении нескольких типов взаимоотношений государства и религиозных объединений, каждый из которых отличается некоторой совокупностью специфических (характерных) признаков. Терминологическое несоответствие правовых категорий порождает проблемы в их дефинитивном определении.

Так, по мнению А. Г. Залужного модель современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации представляет собой систему взаимодействия данных институтов, базирующуюся на ценностях, безусловно признаваемых и уважаемых всеми цивилизованными государствами13. Заслуживает внимания позиция М. О. Шахова, определяющего отношения государства с религиозными объединениями (государственно-конфессиональные отношения) как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимоотношений между институтами государства и институциональными религиозными образованиями, в основе которых лежат законодательно закрепленные представления о месте религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех участников этих отношений14. Надлежит учесть и точку зрения К. Г. Каневского, характеризующего государственно-конфессиональные отношения как совокупность взаимодействий государственных органов, организаций и учреждений, с одной стороны, с институциональными религиозными объединениями, с другой, а также индивидуальных форм реализации права на свободу совести.

Поскольку все названные понятия содержательно близки и, по сути, характеризуют одни и те же отношения в области реализации религиозных прав и свобод человека, сказанное позволяет заключить, что при исследовании взаимоотношений государства и религиозных объединений в равной мере допустимо использовать все названные понятия, но диссертант считает целесообразным использовать понятие «государственно-конфессиональные отношения» как наиболее емкое и содержательное, всесторонне охватывающее сущность исследуемого нами объекта

Развитие отечественного законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений

Первым звеном вертикальной иерархии правовых актов, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, является Конституция Российской Федерации 1993 года238, нормы которой, так или иначе затрагивающие сферу государственно-конфессиональных отношений, достаточны разнообразны. Детальное исследование положений Конституции на предмет регулирования государственно-конфессиональных отношений не позволяет нам согласиться с утверждением Д. Камышева, утверждающего, что вопросы свободы совести отражены всего в двух статьях Конституции Российской Федерации - 14 и 28239.

Действительно, в качестве одной из основ конституционного строя России в статье 14 Конституции закрепляется светский характер государства, что предполагает светскость государственно-конфессиональных отношений и не допускает возможность установления государственной или обязательной религии. В силу этого, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Светский характер государственно-конфессиональных отношений предполагает уважение к убеждениям, мыслям, чувствам, действиям верующих, выражающих их веру, к исповедуемым ими религиозным учениям, обрядности и символике, а также недопустимость ограничений религиозной деятельности кроме как по основаниям, прямо предусмотренным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции) Характеристика светского государства определяется невмешательством государства во внутренние дела религиозных объединений (за исключением случаев предупреждения и пресечения общественно опасных и иных противоправных деяний, совершаемых под прикрытием религиозных вероучений). Но, как ранее отмечалось, определенные формы взаимодействия между государством и религиозными объединениями существуют. В совокупности со статьей 14 Конституции необходимо рассматривать статью 28 Конституции, которой закреплены свободы и права человека в связи с религией: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Следует охарактеризовать понятийный аппарат в рассматриваемой сфере. В советском законодательстве понятия «свобода совести» и «свобода (право) религиозного вероисповедания» были равнозначными. Это просматривается из содержания статьи 52 упоминавшейся ранее Конституции СССР 1977 года, которой гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду. Аналогичной была и статья 44 Конституции РСФСР 1978 года242. Но при изменении данной Конституции Законом РСФСР от 15 декабря 1990 года появилась формулировка, гарантирующая «свободу совести и вероисповеданий». Введенный в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»243 в статье 1 содержал задачи, среди которых объявлялось регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях соблюдения и единообразного осуществления на всей территории РСФСР принципов свободы совести, закрепленных в Конституции РСФСР, а также реализации права граждан на пользование этой свободой. Таким образом, в Конституции говорилось о свободе совести и вероисповеданий, а в Законе законодатель определил лишь принципы свободы совести. Вместе с тем, Федеральный закон 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по всему тексту нормативного акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Федеральном законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Статья 3, например, именуется «Право на свободу совести и свободу вероисповедания».

Свобода совести244 в рамках государственно-конфессиональных отношений разными авторами определяется по-разному. По мнению П. С. Зеленева, свобода совести включает в себя два аспекта. Первый — это свобода морально-этических воззрений человека (личностные представления о добре и зле, честном или бесчестном поведении и т. д.). Второй аспект свободы совести — внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему

Конституционные и международные правовые нормы в сфере государственно-конфессиональных отношений

Названные положения получили дальнейшее развитие в Итоговом документе от 15 января 1989 года, принятом на Венской встрече на совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе266, которым были расширены как понятие свободы совести и вероисповедания, так и правоспособность религиозных объединений, учреждений и организаций, что позже нашло отражение в законодательстве Российской Федерации. А. В. Логинов отмечает, что в Итоговом документе, принятом на Венской встрече, наиболее развернуто были изложены и детализированы принципы, обеспечивающие религиозную и мировоззренческую свободу 6.

В дальнейшем, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций вновь подтверждая, что одной из ее основных уставных целей является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех вне зависимости от расы, пола, языка или религии граждан, 18 декабря 1992 года провозгласила Декларацию «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» , позволившей осветить еще один аспект государственно-конфессиональных отношений - религиозные меньшинства. Согласно данной Декларации государства должны охранять существование и самобытность религиозных меньшинств, поощрять создание условий для развития такой самобытности и принимать законодательные меры для достижения этих целей. Лица, принадлежащие к религиозным меньшинствам, получили право индивидуально и совместно с другими членами своей группы, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, участвовать в религиозной жизни путем создания собственных ассоциаций и обеспечения их функционирования.

В продолжение сказанного следует обратить внимание на Конвенцию Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека, подписанную 26 мая 1995 года , имеющую целью развитие и поощрение прав человека и основных свобод для всех в независимости от принадлежности к той или иной конфессии. Согласно данной Конвенции и по аналогии с предыдущими международными актами каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания и лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, не может быть отказано в праве индивидуально, совместно и беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою религиозную самобытность.

Документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 года , продолжая международно-правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений, дополнительно закрепил право каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Отличительной особенностью данного документа является признание в решении вопросов, относящихся к национальным меньшинствам важной роли неправительственных организаций, политических партий, профсоюзов и организаций по правам человека и религиозных групп. Согласно документу лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать свою религиозную самобытность и поддерживать и развивать во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле271. Предписывается необходимость защищать религиозную самобытность национальных меньшинств на своей территории и создавать условия для поощрения этой самобытности, принимать необходимые меры после проведения надлежащих консультаций, включая контакты с организациями или ассоциациями таких меньшинств. Таким образом, документ копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению дополнительно расширил права религиозных меньшинств, организаций (создавать религиозные учреждения, исповедовать религию на родном языке, поддерживать контакты с гражданами других государств и др.) и религиозные организации и учреждения получили государственную поддержку.

Необходимость и перспективы систематизации федерального законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения

Второй составляющей упомянутой ранее совокупности правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации, следует определить правовые нормы, содержащиеся в актах федерального законодательства, к числу которых относятся федеральные законы и подзаконные правовые акты, изданные федеральными органами государственной власти. При этом автор не разделяет мнение К. А. Писенко, утверждающего, что доминирующими в исследуемой нами сфере являются административно-правовые методы регулирования государственно-конфессиональных отношений , считая, что воздействие на них оказывается не только нормами административного права, но конституционного, гражданского, налогового, трудового, уголовного права, но и других отраслей. Потому законодательная база в исследуемой сфере носит частично-фрагментарный характер, порождая локальные (изолированные друг от друга) и разрозненные массивы правовых норм, касающиеся отдельных вопросов государственно-конфессионального взаимодействия и относящиеся к различным отраслям права, что предопределено характером государственно-конфессионального взаимодействия, пронизывающего фактически все сферы общественных отношений. Можно констатировать и наличие потенциальных затруднений в применении существующих норм права в определенных случаях государственной и общественной деятельности. В обществе не сформировалось целостное представление о состоянии отношений между институтами государства и религиозными объединениями и, как следствие, в настоящее время системный подход к формированию права и законотворчеству в этой сфере весьма затруднен. Это объясняет отсутствие систематизированного законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений и создает трудности объективного и субъективного характера при формировании целостного нормативного правового обеспечения данной сферы.

Однако некоторые исследователи, в частности С. А. Бурьянов, выступают против «специального» религиозного законодательства, считая, что в этом случае будет контролироваться и ограничиваться свобода мировоззренческого выбора в целях использования религии в политических целях. Автор, не разделяя подобных взглядов, полагает возможным определить основные направления и задачи в области систематизации законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений, что позволит обеспечить эффективное функционирование действующего правового массива и максимальное использование его потенциала. Для этого необходимо расширенное теоретическое обоснование возможности выделения сферы государственно-конфессиональных отношений в отдельную отрасль права, выявление возможной формы систематизации законодательства (инкорпорация, кодификация, консолидация) и формирование программы законопроектной деятельности в сфере государственно-конфессионального взаимодействия, поскольку применение системного подхода к организации правовых актов и правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, позволит создать единые стандарты и пространство правового регулирования.

Следовательно, сегодня необходимо совершенствовать не только отдельные правовые акты и правовые нормы в сфере государственно-конфессионального взаимодействия, но и всю систему законодательства в целях установления полноценных системных связей и устранения противоречий и пробелов правового регулирования, тем более подобные исследования уже проводятся в других институциональных сферах275, а интерес к практической работе по систематизации, классификации и комментированию законов в сфере государственно-конфессионального взаимодействия, а также канонов возник еще в XI веке в монастыре Св. Георгия в г. Константинопль276. В России также накоплен положительный опыт, когда в процессе общей кодификации российского законодательства в XIX веке была проведена кодификация законодательных актов, регулирующих взаимодействие религиозных объединений и государственной власти путем систематизации как по предмету, так и в хронологическом порядке.

На современном этапе государственно-конфессиональных отношений отечественными исследователями уже предпринимались попытки систематизировать законодательство в сфере взаимодействия и конфессиональных объединений. А. В. Пчелинцев и В. В. Ряховский федеральные и международные акты о религиозных объединениях, свободе совести и вероисповедания, а также материалы судебной практики и решения Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека включили в сборник правовых актов, но критериев и оснований как внешней классификации, так и внутренней систематики таких актов предложено не было. Потому, говоря о необходимости систематизации нормативных правовых актов, следует не только упорядочить действующие в настоящее время акты, содержащие нормы, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, но и предложить варианты такой систематизации.

Похожие диссертации на Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации