Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Уголовно-правовые конфликты и способы их разрешения в Дагестане в XIX – начале XX вв. Селимова Анара Маратовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селимова Анара Маратовна. Уголовно-правовые конфликты и способы их разрешения в Дагестане в XIX – начале XX вв.: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.01 / Селимова Анара Маратовна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2019.- 177 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Институты публичной власти и правосудия в Дагестане в XIX – начале XX вв 26

1.1. Публичная власть, правообразование и правосудие в традиционном обществе народов Дагестана 26

1.2. Публичная власть и уголовное преследование в период Имамата Шамиля (1829-1859 гг.) 44

1.3. Государственное управление, судоустройство и судопроизводство в Дагестанской области (1859–1917 гг.) 53

Глава 2. Регулирование уголовно-правовых конфликтов в дагестанском обществе в XIX – начале XX вв 75

2.1. Уголовно-правовые конфликты и способы их разрешения в традиционном праве народов Дагестана 75

2.2. Особенности регулирования конфликтов в уголовно-правовой сфере в период Имамата Шамиля (1829-1859 гг.) 95

2.3. Конфликты уголовно-правового характера и способы их разрешения в Дагестанской области (1859-1917 гг.) 112

Заключение 154

Источники и литература 157

Публичная власть, правообразование и правосудие в традиционном обществе народов Дагестана

Прежде чем рассматривать публичную власть в традиционном обществе Дагестана, целесообразно обратиться к трактовке публичной власти некоторыми учеными. Понятие «публичная власть» шире, чем «государственная власть», поскольку включает в себя любую власть, выделенную из общества и осуществляемую стоящими над обществом органами и лицами. В то же время государственная власть является разновидностью публичной власти.

По мнению В. Е. Чиркина, публичная власть должна функционировать в интересах публичного коллектива, так как первое есть следствие второго. Возникновение и существование публичной власти связано с территориальным общественным коллективом75. В. Е. Гусев отмечает, «что публичная власть представляет собой механизм народовластия, функционирующий в рамках определенного территориального сообщества, аккумулирующий и реализующий его интересы»76. С 1801 г. уже происходило фактическое присоединение земель Дагестана к Российской империи, процесс претерпевал свои сложности. На территории рассматриваемого региона формировалась особенная, специфическая публичная власть.

Публичной власти в рассматриваемый период были присущи следующие признаки:

- всеобъемлющий характер, по которому публичная власть распространялась на определенную территорию и проживавшего на ней населения;

- прерогатива публичной власти заключалась в осуществлении регулирования другой власти (имамской, Российской империи);

- структурированность публичной власти выражалась в наличии органов власти, связанных между собой, имеющих цепочки подчинения, а также слаженную внутреннюю структуру со своими должностными лицами;

- наличие у публичной власти средств передачи своей воли, своего воздействия на население;

- публичная власть – это всегда авторитет, который определяется различными факторами, в том числе территориально-организационными, религиозными;

- публичная власть связана с правом, традициями, которые обладали правотворческой функцией.

Среди органов и институтов, осуществлявших публичную власть, особое место занимали институты правосудия, которые имели как общественную, так и государственную природу.

Правосудие следует понимать как философско-феноменологическую категорию. Правосудие – это рассмотрение дела судьями по совести и вынесение ими справедливого решения или приговора. Одновременно правосудие – положительный результат деятельности судебной системы77. Определение правосудия применительно к регулированию общественных отношений в Дагестане исследуемого периода имеет широкий смысл, так как социальные конфликты, в том числе и уголовно-правовые, не только рассматривались судебными органами, но и разрешались общепризнанными в обществе способами. Применительно к Дагестану осуществление правосудия представляется в виде исполняемого ритуала, направленного на придание законной силы случаю применения права при разрешении каких-либо споров.

Правосудие в Дагестане на стадии его становления можно назвать этноправосудием. Под этническим правосудием понимается, по мнению Ю. Н. Сушковой, «рассмотрение и разрешение народом (этносом) на основе обычного права повседневных дел, спорных ситуаций, иных значимых вопросов, возникающих в процессе его жизнедеятельности. На том или ином этапе исторического развития народная система правосудия претерпевала значительные изменения. Система этнического правосудия – механизм реализации обычного права как юридического гаранта сохранения этноса, упрочнения его жизнеобеспечивающих систем. Отдельные формы этноправосудия легитимировались государственной властью, деятельность же других, как правило, существовала в условиях “теневого права”, поскольку противоречила нормам официального законодательства»78.

В соответствии с приведенной характеристикой этнического правосудия судебные разбирательства, осуществляемые советом старейшин в традиционном обществе Дагестана, воплощали собой этноправосудие.

В начале XIX в. политическая карта Дагестана выглядела весьма пестро. Здесь сохранились десятки феодальных владений со своими таможенными границами, административно-политическим управлением самостоятельной внешней организацией и союзы сельских общин. В этот период наиболее крупными публичными образованиями были Тарковское шамхальство, Засулакские владения (Эндиреевское, Аксаевское и Костековское), Кайтагское уцмийство, Дербентское ханство, Аварское нуцальство, Казикумухское ханство, Табасаранское майсумство и др. Среди феодальных образований Дагестана наиболее крупным по своей территории и политическому влиянию являлось Тарковское шамхальство.

Территория шамхальства охватывала все пространство Прикаспийской низменности и частично предгорную полосу. В начале XIX в. на территории Дагестана проживало до 30 народов и этнических групп, говоривших на различных языках с многочисленными диалектами и говорами. Равнинную часть занимали ногайцы, кумыки, чеченцы, таты, горские евреи, азербайджанцы. В горной зоне Среднего Дагестана жили даргинцы, кубачинцы, андийцы, чамалалы. Высокогорную часть Центрального Дагестана заселили лакцы. Южную часть населяли лезгины, агулы. В Дагестане также проживали персы, армяне, русские и другие народности79. Общая численность коренного населения Дагестана составляла порядка 450 500 тыс. человек80.

«Образование государства на Дону и в Каспийско-Черноморском междуречье выявляет своеобразный период протогосударственности у местных народов. В целом ряде случаев протогосударства оказываются устойчивыми образованиями, существовавшими на протяжении всей средневековой истории. Формы ранней государственности объясняются своеобразием политического развития региона и устойчивыми общинными отношениями. При этом протогосударства неправильно связывать с инволюционными процессами общества, поскольку общинные связи характерны для различных уровней социально-экономического развития северокавказских обществ»81 - пишет В. К. Цечоев.

Публичная власть в Дагестане исходила от общества, от должностных лиц, избираемых джамаатом, которые были обязаны в осуществлении своей деятельности проявлять справедливость и беспристрастность82. Х. Магомедсалихов описывает, как проходили выборы представителей самоуправления в начале XIX в. в Салатавии. Здесь было тринадцать сел. Ежегодно созывалось собрание представителей этих сел (муллы, мудрецы и др.) для рассмотрения актуальных общественных вопросов, разрешения конфликтных ситуаций. На этом собрании избирались старейшины и исполнители численностью от двух до восьми человек от каждого села в зависимости от территориальных размеров сел. Выбирали наиболее компетентных, справедливых, с волевым характером, не способных на подкупы83.

Главными принципами при выборе сельских исполнителей считались беспристрастность, честность и справедливость. Именно эти качества создавали стабильность в джамаате, в противном случае на следующих выборах исполнителей не выбирали.

Сами горцы проявляли высокую дисциплинированность и совестливость. Так, например, в обществах, в которых занимались садоводством, в частности виноградарством, никто без разрешения старейшин не срывал виноград даже в своем саду. В противном случае в действие приводился адат, согласно которому оплачивался штраф в размере пяти рублей в общественную казну84.

Горцы отличались высокой дисциплинированностью. Так, Е. Марков отмечал, что лезгины строго соблюдали общественный порядок, все установленные старейшинами правила, а также неукоснительно исполняли требования адатов. И это осуществлялось абсолютно непринуждённо. К такой дисциплинированности приучали с детства85.

В Дагестане обычное право – это адат. Адат был главным видом права, он регулировал взаимоотношения различных сельских общин, в том числе и внутреннюю общинную жизнь. Деятельность органов власти и управления тоже осуществлялась по адатному регламентированию. Охватывая своим регулированием широкий и многообразный круг объектов общественной жизни и частноправового быта горцев, адат занял устойчивую позицию в Дагестане. Духовенство предпринимало попытки расширения круга дел, при рассмотрении которых применялось мусульманское право. Но при этом адат не утратил своего преобладающего значения как источника права вплоть до конца XIX в.

Государственное управление, судоустройство и судопроизводство в Дагестанской области (1859–1917 гг.)

После падения Имамата Шамиля в 1859 г. были проведены существенные преобразования в общественной и государственной жизни Дагестана.

Из переписки 40–50-х годов XIX в. наместника на Кавказе М. С. Воронцова с Петербургом очевидно, что власти на местах не раз пытались убедить российское правительство в том, что необходимо создать здесь управление и гражданский суд, которые осуществляли бы свою деятельность, учитывая местные особенности и обычаи процессуально-правового характера141.

20 апреля 1860 г. Император Александр II утвердил Положение об упразднении Лезгинской кордонной линии «по случаю окончательного покорения Восточного Кавказа»142. Был подготовлен проект Положения об управлении Дагестанской областью, который был утвержден А. И. Барятинским 5 апреля 1860 г. и одобрен Императором в Указе от 18 июля 1860 г.143

Проект Положения определял организацию управления во вновь образованной области и компетенцию всех административных органов.

Территориально Дагестанская область образовалась как «особый отдел в составе Кавказского края». Она включала в себя бывший Прикаспийский край, за исключением Кубинского уезда (отошедшего к Бакинской губернии), и общества горцев на правом берегу Андийского Койсу, ранее состоявших в ведении командующего войсками на Лезгинской кордонной линии. Земли по левому берегу Андийского Койсу, – говорилось в Указе, – «временно остаются присоединенными к Терской области»144.

В порядке управления Дагестанская область разделялась на 4 военных отдела (Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан, Верхний Дагестан), которые в общей сложности состояли из 13 публичных административно-территориальных образований под разными названиями (округов, ханств, наибств, обществ) и 2 гражданских управлений – города Дербент и Петровск с причисленными к ним землям145.

В этот период началось активное взаимодействие адатного права и российского законодательства. «Российское правительство решило дать предпочтение адату и приложило немало усилий к тому, чтобы восстановить разбор дел по адатам и там, где они были ликвидированы Шамилем»146.

На Восточном Кавказе, как и на завоеванном в XVI–XIX вв. Западном Кавказе, российская администрация столкнулась с устойчивой традиционной системой права, в которой адат сочетался с шариатом в шафиитской редакции. После открытия новых административных и судебных органов управления Великий князь Михаил Николаевич, являвшийся во 2-й половине XIX в. кавказским наместником и главнокомандующим армией, поставил задачу – ликвидировать временно сохраненные на всей территории автономные владения и ввести унифицированное окружное управление. Эта задача была решена в 1862–1867 гг., когда под предлогом народного недовольства или ухудшения здоровья все автономные владетели были отстранены от власти, а ханства и шамхальства были ликвидированы и одновременно образованы новые округа (к 1867 г. Дагестанская область состояла из 9 округов).

С утверждением 5 апреля 1860 г. в Дагестане Положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом147 началось проникновение в Дагестан российского законодательства. Местное право, основанное на этнокультурных традициях народов Дагестана, находилось в известном противоречии с принципами и нормами общероссийского права.

Российская империя была вынуждена считаться с местным обычным правом, так как сочли невыгодным изменение правового строя Дагестана в силу стойкого характера, сложившегося веками.

Ф. И. Леонтович отмечал влияние шариата и российского законодательства на правовую систему Дагестана при рассмотрении дел: шариат и российское имперское право ограничивали действие адатов в народных судах лишь определенным кругом гражданских и уголовных дел, потихоньку сводили горцев к единообразному праву148. Автор подчеркивал, что «все это естественно и помимо особых правительственных мер должно было более или менее сглаживать резкие различия и местные особенности в обычном праве отдельных кавказских племен. Под внешними влияниями стали исчезать в течение прошлого и особенно текущего столетия такие “древние обряды” и обычаи горцев, в которых сохранялись следы от своеобразных институтов, сложившихся у горцев в древние времена и шедших в разрезе с условиями современного их быта и видами правительства, например, обычаи “канлы” (кровомщения), гостеприимной кражи, религиозной проституции, левирата и т. п.»149.

Российскому правительству приходилось порой оставлять проявления адата и шариата в решении некоторых вопросов: «Древний суд по адату и шариату оставлялся в силе везде, где ближайшее управление народом предоставлялось прежним владетелям и правителям. Впрочем, и в тех областях и округах, где не было народных правителей, русское правительство на первых порах оставляло неприкосновенным суд по адату». В качестве примера автор приводит ситуацию, когда при образовании управления Самурского округа в 1839 г. генералу Головину было приказано решать дела на основе местных обычаев150.

Были предприняты первые попытки подчинения российским законам жителей Кайтага, Табасарана и магала151 Улусского, вызвавшие всеобщее неудовольствие, переросшее в восстание всех дагестанских горцев152.

Конечно, российская имперская власть не обошла вниманием и шариат, так как было очевидно, насколько серьезно народ следовал мусульманскому праву, поэтому считала необходимым близкое ознакомление с нормами шариата. Горское управление предлагало перевести на русский язык положения шариата, которыми в то время руководствовались на Кавказе. Для этого было предписано привлечь лиц, хорошо владеющих русским и арабским языками, или начать сотрудничество с Казанским университетом, где преподавались восточные языки153. Новая администрация, удивляясь некоторым адатам, после вхождения Дагестана в состав Российской империи заявила, что с «теми понятиями, с теми обычаями, какие прежде руководили горцами и строили уклад их жизни домашней и общественной, оставаться при русском подданстве нельзя: наступила пора волей-неволей во многом переиначиваться»154.

Новая администрация вела политику внедрения российских законов в Дагестан мудро, не применяя радикальных методов насаждения новых для горского населения норм, сохраняя привычные для них положения адата и шариата и учитывая предшествующий малоуспешный опыт первых попыток подчинения российским законам жителей некоторых округов. Таким образом, имперская власть сохраняла обычное право, но с расчетом постепенно его видоизменить, надеясь в дальнейшем вытеснить полностью адат.

Составление общего свода сведений об адатах, собранных в отдельных областях, было поручено в 1845 г. капитану М. М. Ольшевскому.

Обобщение всех данных заняло два года. От местной власти были затребованы дополнительные данные по программе, которую составил М. М. Ольшевский. Это касалось вопросов о количестве калыма и размере штрафа за различные преступления.

Таким образом, благодаря инициативе и настойчивости лиц, стоявших во главе горского управления Кавказом, на протяжении 40-х годов XIX в. был собран целый пакет описаний адатов горских племен Кавказа. К сожалению, местное управление не успело решить основной задачи – составить достаточно полный свод сведений об адатах, который был бы верным изображением сущности так называемого адата и мог бы впоследствии служить руководством начальству155.

Уголовно-правовые конфликты и способы их разрешения в традиционном праве народов Дагестана

Характеризуя конфликты в дагестанском обществе исследуемого периода, следует опираться на достижения такой области науки юридических знаний, как юридическая конфликтология.

О природе конфликта В. Н. Кудрявцев писал: «Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. При этом необходимо добавить, что в обществе речь идет не об абстрактных силах, не о космических или иных природных явлениях, а тем более не о воображаемых феноменах (судьба, дьявол, неопознанные объекты), а о социальных субъектах: конкретных людях, будь то индивиды, группы, социальные слои, политические партии или государства»194.

Ю. А. Тихомиров определяет юридический конфликт как «высшую точку противоречий, как коллизию с наиболее острым противоборством сторон»195.

Отстаивая идею о специфике юридического конфликта как социально-правового явления, В. С. Жеребин предлагает следующее определение: «Юридический (правовой) конфликт есть предметное противоборство потребностей и интересов его контрсубъектов, возникающее на основе предельного обострения противоречий и в результате взаимодействия их правомерного и неправомерного (противозаконного) поведения»196.

Юридический конфликт – это противоречивое юридическое отношение и разнонаправленные действия сторон (противоборство), по мнению Т. В. Худойкиной197. В литературе важнейшей формой проявления социального конфликта выступает юридический конфликт, а его разновидностью – уголовно-правовой конфликт. Уголовно-правовой конфликт – крайнее выражение конфликта в правовой сфере. В юридической литературе бытует точка зрения, что преступление и есть уголовно-правовой конфликт198.

«Любой конфликт – это разновидность юридического конфликта, поскольку правовое отражение объективной действительности есть одна из форм отражения социальной действительности и не может быть правового вне социального. Право всегда отражает объективную реальность.

В основе конфликта – противоречие в осознании своих интересов по отношению к интересам других групп или лиц. Соответственно юридический конфликт – конфликт между социальными субъектами, возникающий вследствие различия их правовых интересов и складывающийся вокруг их правового статуса»199.

Е. В. Попаденко дает такое определение уголовно-правовому конфликту: «Уголовно-правовой конфликт есть столкновение интересов между лицом, совершившим преступление, и государством, обществом или частным лицом по поводу противоправного поведения виновного»200.

Можно сформулировать следующее определение уголовно-правового конфликта, применимого к Дагестану в рассматриваемый исторический период: уголовно-правовой конфликт – это столкновение субъектов по поводу охраняемых публичной властью общественных ценностей путем действия (бездействия) этих субъектов, которые требуют разрешения дозволенным законодательством способом или обычаями, традициями, религией.

В завершении юридического конфликта можно выделить два варианта: урегулирование либо разрешение. Урегулирование юридического конфликта предполагает его завершение путем побуждения либо принуждения одной из сторон к принятию предложения, выгодного другой стороне. В урегулировании, как правило, принимает участие третья сторона. По мнению некоторых ученых, это делает постконфликтные отношения неустойчивыми: они содержат в себе вероятность продолжения конфликта в новой фазе201.

Разрешение конфликта – это завершающая стадия социального конфликта, на которой прекращается противодействие и субъекты преодолевают противоречие (полностью или частично), приведшее к столкновению; оно определяется как целенаправленная деятельность по преодолению его развития посредством использования правовых норм.

П. А. Астахов выделяет две формы разрешения юридического конфликта: правоприменительную деятельность и консенсус202. К консенсусу призывает и другой советский и российский выдающийся правовед В. П. Казимирчук. По его мнению, приоритетная задача – сделать конфликты управляемыми, уменьшить агрессивность, не допустить открытых столкновений и человеческих жертв203.

Т. В. Худойкина выделяет три стадии разрешения конфликта:

1) подготовительная стадия;

2) стадия применения способа разрешения;

3) стадия выхода из конфликта и контроля за согласованными действиями204.

В соционормативной культуре народов Дагестана преступление это причинение вреда. Наказание в качестве возмездия должно быть обращено адресно виновнику, но с учетом круговой поруки одновременно направлялось против всей кровнородственной группы – тухума. В каждом сельском обществе по-своему квалифицировали преступление и наказывали преступника. В частности, каждое общество на своем сходе устанавливало размеры штрафа и другие виды наказания за преступление, посягающее на интересы общества и личности, общественную нравственность и религию.

Уголовно-правовые воззрения, основанные на адатах, характеризовались локальной ограниченностью. Значительное влияние на правовые воззрения горцев в дореволюционном Дагестане оказал также шариат. Сильным было воздействие шариата на сферу гражданско-правовых отношений. Почти все вопросы земельного, семейного, наследственного и гражданского права рассматривались по шариату. Значительное влияние шариат оказал и на развитие уголовного права Дагестана. Не без воздействия шариата появилась такая категория преступлений, которая понималась как проявление злой греховной воли преступника.

Обычное право рассматривало наказание за преступление, прежде всего, с имущественной точки зрения. Преступник обязан был платить штраф – дият. Институт наказания был направлен в первую очередь на имущественное возмещение имущественного ущерба, причиненного преступником.

Совершенное преступление требовало по горским адатам равного возмездия и регулирования конфликтных ситуаций компенсированием причиненного вреда. Система композиций в рассматриваемый период уже окончательно сложилась: были четко определены уровни требований, касающихся социального статуса, пола, возраста, духовного сана, разработан механизм возмещения ущерба. Самой строгой мерой наказания было изгнание опасного преступника из общества.

В адатах находят отражение умысел, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, случаи неосторожности, пособничество и покушение на преступления205. В более позднем периоде была установлена взамен родовой (когда вместе с виновным ответственность несли и другие сородичи) личная уголовная ответственность виновного лица.

Историко-правовое наследие народов Дагестана содержит интересные примеры преступлений и видов наказаний. Удивительно, но факт в горах не было тюрем. Это было продиктовано многими причинами, в том числе экономическими и моральными: в большой степени под «тюрьму» обычно предлагалась боевая башня. Как достопримечательность башня в селе Корода так и называется «Башня кровников». Безусловно, преступления и наказания отражали уровень социально-экономического и правового развития.

Тюрьмы появились только в Имамате Шамиля. Наказания в большей степени были ориентированы на систему композиций (возмещение равного ущерба – замена многих видов наказания денежными штрафами).

Конфликты уголовно-правового характера и способы их разрешения в Дагестанской области (1859-1917 гг.)

Только к началу XX в. после образования Дагестанской области и вхождения существовавших на территории области судов в общий строй судебных учреждений Российской империи, применения российского законодательства институты судоустройства и судопроизводства в Дагестане приобрели государственный характер. При этом сохранилось традиционное правосудие на основе обычного права и шариата.

После вхождения Дагестанской области в состав Российской империи имперское законодательство внесло существенные коррективы в систему преступлений и наказаний, способы преследования за совершение деяний уголовно-правового характера.

Преступления против личности включали четыре большие группы:

1) словесные оскорбления, ссоры и драки без нанесения серьезных увечий;

2) развратные действия, похищения и изнасилования женщин;

3) случайные и умышленные поранения, увечья и убийства;

4) канлы. Практически все проступки были связаны с нанесением оскорблений, драками, похищениями и нанесением увечий и ранений. Некоторые из указанных преступлений влекли за собой кровную месть. Согласно адату преступления против нравственности по степени тяжести делились на три категории. Например, в селении Ботлих виновное совершеннолетнее лицо возмещало моральный ущерб в виде одного барана, а в селениях Микаги и Хюркели – в виде поршней для ружья. В случае совершения полового преступления несовершеннолетним лицом оно освобождалось от наказания. Прелюбодеяние считалось тяжким противонравственным преступлением. Типичным наказанием за него отражает постановление села Тануси «Об изгнании виновного из селения как кровника (канлы)» на срок от 3 месяцев до 3 лет с уплатой обществу штрафа от 10 до 30 рублей. Подобные адатные нормы записаны и в других селениях, в частности в Кумухе и Хунзахе.

Однако применяемые меры не смогли искоренить привычное представление горцев о справедливости убийства прелюбодеев, застигнутых на месте преступления. Так, было до 1917 г. в Даргинском, Кайтаго-Табасаранском округах. По подозрению в развратном поведении мужья нередко жестоко наказывали своих женщин, вплоть до убийства. Согласно архивным данным «за убийство похитителей женщин и прелюбодеев в 1860–1917 гг. около 3 тыс. дагестанцев было осуждено согласно российскому уголовному праву»265.

Такие преступления, как убийства и поранения, рассматривались, как правило, окружными словесными и народными судами. В силу того, что публичная власть в Дагестане была слабой и не защищала общественный порядок, по числу поранений и убийств он занимал одно из первых мест в Кавказском крае. В 1866 г. общее число преступлений было 427, а в 1916 г. – 678. Это было связано и с ростом населения. В среднем на каждые 300 жителей ежегодно приходилось одно поранение или убийство. Казикумухский округ был на первом месте по числу поранений, а Кайтаго-Табасаранский округ по количеству убийств266.

Если был убит представитель низшего сословия, то его убийство не признавалось преступлением, а влекло только выплату штрафа.

Большинство конфликтов случались, как правило, между лицами одной социальной группы: ханами и беками, свободными узденями и крепостными (чагарами) или потомками рабов. 99 % ответчиков были мужчины в возрасте 15–40 лет, 1 % – женщины тех же лет; 85 % потерпевших – мужчины в возрасте 15–40 лет, 15 % – это молодые женщины267.

Убийств и поранений наибов (лиц высшего социального статуса) из числа бывших беков и ханов, а также сельских кадиев по статистике было немного – всего 14 человек за 57 лет. Большинство преступлений были совершены во время восстаний 1861–1877 гг. против российской власти. Так, в 1861 г. горцы в селении Ункратля, образовавшие отряд под предводительством Каракуль-Магома, перебили сельских старшин, поставленных российскими военными властями в селениях Ботлих, Тинди и чамалинских обществах. В 1871 г. трое узденей из селения Силъди убили своего наиба Хаджиялава. Во время восстания 1877 г. были убиты и ранены наибы и кадии в селах Акуша, Алкадар, Согратлъ, Хюраки268.

По традиции адата, принятой повсеместно, кроме Казикумухского и Самурского округов, все преступления этой группы делились на простые и каракан. Каракан – убийство, совершенное умышленно или преднамеренно из засады, в поле или доме, принадлежавшем потерпевшему, в мечети и святых местах либо ночью. Таких убийств отмечено всего 19 % от общей численности преступлений этой категории.

Характерным примером такого преступления можно назвать убийство ночью из засады жителя села Ботлих его несостоятельным должником из селения Верхнее Риквани269.

Простыми считались случайные поранения и убийства. Наиболее частыми причинами были неосторожное обращение с оружием, опьянение или ссора. Например, случай в селе Хвайни, где чабан Гаджияв Манкуев ночью случайно убил оказавшегося рядом Гойтемира Мантигова, или инцидент в селении Гагатль, где во время ссоры пастухов чабан Магомед был заколот Гуми Албудаевым270.

В целях искоренения принципа возмездия, требовавшего кровомщения по убийствам, поранениям и оскорблениям, во всех округах непрерывно осуществлялся комплекс мер по борьбе с кровной местью, случаи которой составляли четвертую группу преступлений против личности. За убийства и поранения выходцев из феодального сословия, состоявших на русской службе, высылали в отдаленные губернии России несколько сельских обществ, таких как Метрада, Силъди, Верхнее и Нижнее Хваршини, Хушет. По нормам адата родственники убитых наибов и сельских старшин в виде дията (плата за кровь) получали в аренду пастбища высланных селений. Были приняты новые адаты, ужесточающие ответственность за убийства и поранения сельской верхушки. Так, в селе Хюраки за убийство кадия изгоняли в канлы 7 участников убийства или родственников убийцы271.

Кровника, зашедшего в селение, штрафовали на 200 рублей. Убийца, не успевший скрыться, сразу же подвергался аресту и препровождался в тюрьму. В Самурском округе его держали под арестом полгода до примирения с родственниками убитого. Начальники округов выступали посредниками в примирении в случаях неумышленных, случайных убийств, в ссоре, драке.

В Дагестанской области активно проводилась работа по примирению кровников. Маслиат кровников в исследуемый период неоднократно устраивался в селах Бежта, Гагатль, Кара-кюре, Тлядал, Хварши, Чувек и др. После согласия тухума убийца в сопровождении своих родственников шел с повинной в дом своих врагов, дибир читал фатиху (вступительная глава Корана). Р. А. Рамазанов так описывал обряд примирения: «На Севере Дагестана при этом проводили зикр (многократное произнесение молитвенной формулы). После этого обряда и угощения вражда считалась оконченной»272. С. С. Агаширинова тоже писала, что «в Южном Дагестане для примирения также женили своих детей без уплаты калыма виновной стороне»273.

В случае, если враждующие стороны не примирялись, то бегавул274 совместно с дибиром275 и лицом, знающим адаты, просили родственников пострадавшего согласиться принять «цену крови», т. е. штраф (алым, дият). Размеры штрафа за убийство в разных округах Дагестана были различны. Если совершено простое убийство, то в селении Гидатль штраф уплачивался размером в 30 коров; в селении Согратль уплачивался дият в 100 отрезов ткани; у чамалал и тиндал уплачивался штраф в размере 180 рублей; у дидойцев уплачивали 60 коров; у цезов – 300 рублей или овец; в селении Томе – 12 мер пашни и 25 рублей; в селениях Казикумухского и Самурского округов – 150–300 рублей; в селениях Кайтагского округа – 50– 400 рублей.

За убийство каракан, т. е. с более отягчающими обстоятельствами, размер штрафа увеличивался в 7–14 раз. За убийство мужчины платили дороже, нежели за убийство женщины. Если в результате ранения потерпевшему необходимы были лекарства, услуги врача, пропитание, то кровник оплачивал все это до полного выздоровления больного. Плата за увечья, переведенная на русские деньги, осталась прежней. Помимо вышеуказанных композиций виновное лицо платило штраф в пользу общины (в разных селениях по-разному: 1 бык, 33-100 рублей). Также виновник подвергался изгнанию на срок от 1 до 10 лет либо бессрочно276.