Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков Стадников Антон Владимирович

Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков
<
Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков
>

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стадников Антон Владимирович. Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Стадников Антон Владимирович; [Место защиты: Рос. гос. социал. ин-т].- Москва, 2007.- 441 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-12/161

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования

В наши дни теоретически и практически стали актуальными идеи построения правового государства, взаимодействия правовых и нравственных категорий в регулировании общественных отношений, становления гражданского общества и его взаимоотношения с государством, а также проблемы отношений церкви с государством и гражданами. Для понимания идей, институтов и учреждений современности необходимо знать процесс их формирования и осмысления выдающимися представителями предшествующих поколений.

Значение исторического опыта для современного взаимодействия государства, церкви и общества отметил в своей речи на открытии выставки-форума «Православная Русь» (1 ноября 2006 г.) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он подчеркнул, что идея единства общества, его неразрывных связей с государством имеет солидную традицию, уходящую своими корнями в трагические времена Смутного времени. Именно тогда народ впервые взял на себя ответственность за судьбу государства и сохранность целостности его территории.

Современная наука большое внимание уделяет вопросам формирования в нашей стране общественного мнения и развития гражданского общества. В юридической науке понятие «гражданское общество» и сам его институт рассматриваются, в основном, как продукт Нового времени. Возникновение представлений о гражданском обществе в России современные теоретики истории государства и права относят к XVIII или даже к XIX вв. Наиболее объемно понятие «гражданское общество» в юридической науке раскрыл В.М. Сырых, который включил в число его составляющих экономические, политические, юридические и духовные факторы и отметил, что для правильного понимания такого сложного феномена социальной жизни, каким является гражданское общество, «необходимо видеть не только современное состояние общества, но и подготовившие его предшествующие состояния». Указанный аспект практически не подвергался исследованию в истории и теории государства и права и истории политических и правовых учений, несмотря на то, что понимание этого феномена было подготовлено русскими политическими мыслителями второй половины XIV - первой половины XVII вв. Эволюция круга проблем, поставленных русскими мыслителями периода позднего Средневековья, обозначила значительный путь от обсуждения вопросов о нравственном влиянии церкви на общество, независимости от светской власти и ее имущественном статусе (вторая половина XIV-XV вв.) до исследования форм наилучшей организации государства и значения общественного (народного) сознания в поиске путей национального развития (XVI-первая половина XVII вв).

Идеи единения народа, его участия в государственно-правовом строительстве в наибольшей степени получили свое воплощение в политических и правовых учениях, моделирующих сословно-представительную монархию как наилучшую форму правления для России. О необходимости создания при монархе представительного органа, в котором заседали бы избранные от всех чинов люди, имеющие голос в устроении государственных дел, писали многие мыслители в XVI в. - А.Курбский, Максим Грек, Зиновий Отенский, И.С. Пересветов, Ф. Карпов и другие. Ситуация Смуты, «расшатавшая весь государственный порядок», обострила эти настроения. Общество не распалось, потому что «оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли его». Человек как социальный субъект в это время перестал чувствовать себя одной «малой песчинкой», а осознал себя в качестве «единства во множестве». Преодолев все социальные и иные различия, люди сплотились перед лицом национальной катастрофы. Эту ситуацию можно характеризовать уже как сознательный этап в формировании гражданского общества, что и получило свое отражение в политических и правовых учениях данного периода.

Безусловно, понимание категорий «гражданское общество» и «общественное мнение» в XVII веке отличается от представлений о них в настоящее время, но, тем не менее, история их возникновения и дальнейшего развития имеет существенное значение для современности. Во всяком случае, можно утверждать, что во второй половине XVI - первой половине XVII вв. сложилось сознательное представление об общественном единстве. Термин «гражданское общество» еще не был произнесен, но все подходы к осознанию этого понятия русскими людьми были сделаны.

В государствах Западной Европы восприятие гражданского общества основывалось на идеях обособленности общества от государства и ограничения сферы деятельности последнего материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес. В России в исторической основе образования этого понятия всегда присутствовала мысль о единении народа, ответственности общества за судьбу страны и всех проживающих в ней людей, т.е о таком «содружестве», которое способно не только отстоять суверенитет государства в трудный для него час, но и оказать «возбранение неправедным» действиям властей, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей по служению стране и ее народу, возложенных на них Богом. Общество, таким образом, не обособлялось от государства, а готово всегда было служить ему.

Теории, связанные с формированием гражданского общества и общественного мнения, во всех странах обладают своими историческими традициями и спецификой, и в этом плане насущной задачей является «уяснение многовековых культурных, этических, религиозных основ русского (российского) государства и права», а также научное исследование политических и правовых учений, серьезно повлиявших на процесс осознания народом своего единства и исторического назначения.

Национальное единство - это особый феномен в существовании человеческого общества, оно возникает у граждан при наличии уважения к своей стране и цементируется бескорыстной любовью к отечеству. Единство всего народа необходимо и в настоящее время для решения стоящих перед обществом и государством задач. В трудные ситуации, возникавшие в России (Смута, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 годов), народ и государство всегда спасало именно их единство.

Особый интерес с этой точки зрения представляет изучение политических и правовых доктрин, в которых впервые в России были сформулированы идеи, объединяющие перед лицом серьезных угроз такие институты как государство, церковь и общество.

Степень научной разработанности темы

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен недостаточной разработкой данной проблематики в отечественных и зарубежных исследованиях по истории политических и правовых учений.

До настоящего времени политические и правовые учения русского средневековья комплексно и предметно с выявлением закономерностей их развития, определением круга тем, установлением преемственности и новизны - в их рассмотрении в историко-юридических науках не изучались. Историки полагают, что такие исследования отсутствуют и в исторической науке.

Отдельные направления средневековой политико-правовой мысли в различные периоды ее развития, труды и персоналии некоторых мыслителей анализировались богословами, историками и литературоведами - как дореволюционными, так и современными.

Среди дореволюционных исследований необходимо отметить труды историков политических учений, историков церкви, а также филологические исследования, посвященные анализу древнерусской письменности. Среди них работы А.С. Архангельского, В.Н. Бенешевича, В.Ф. Боцяновского, Ф.И. Буслаева, В.Е. Вальденберга, П.Б. Вышеславцева, Е.Е. Голубинского, А.В. Горского, Дмитрия Ростовского, М.А. Дьяконова, В.С. Иконникова, Д.И. Иловайского, Евгения (Болховитинова), В.И. Жмакина, Н.М.Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, М.Н. Коркунова, Макария (Булгакова), В. Малинина, П.Н. Милюкова, Никодима (епископ), Н.К. Никольского, П.И. Новгородцева, А.С. Павлова, С.Ф. Платонова, А.Н. Пыпина, М.П. Сперанского, С. М. Соловьева, И.И. Срезневского, П. Флоренского, Г. Флоровского, И. П. Хрущова, Б.Н. Чичерина и др.

В центре внимания были работы современных отечественных ученых по историко-правовой и теоретико- правовой тематике: Г.Б. Гальперина, В.Г. Графского, И.Б. Зильбермана, Н. М. Золотухиной, И.А. Исаева, С.Ф. Кечекьяна, В.А. Клеандровой, И.Ю. Козлихина, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, Л.Е. Лаптевой, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Л.С. Мамута, М.В. Марченко, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, О.А. Омельченко, В.С. Покровского, С.А. Покровского, А.В. Полякова, В.А. Рогова, А.Л. Саккетти, Ю.П. Титова, Ю.Ф. Сальникова, С.В. Юшкова, Ю.В., Ячменева и др.

В числе произведений современных отечественных историков, филологов, искусствоведов и политологов рассматривались монографии: С.С.Аверинцева, Ю.Г.Алексеева, А.И. Алексеева, Ю.В. Анхимнюка, Ю.К. Бегунова, Н.С. Борисова, Д.М.Буланина, И.У Будовница, С.Б. Веселовского, В.А. Волкова, А.В. Горского, Н.К. Гудзия, А.Я. Гуревича, Р.П. Дмитриевой, И.П. Еремина, В.И. Жукова, А.В.Замалеева, А.А. Зимина, Л.Е., Н.А. Казаковой, С.М. Каштанова, А.И. Клибанова, Б.М. Клосс, А.А. Каровашкина, В.Б. Кобрина, В.И. Корецкого, М.В. Кукушкиной, Ю.В. Курскова, Ю.А. Лимонова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Я.С. Лурье, Г.Н. Моисеевой, Л.Е.Морозовой, Н.Е. Носова, А.М. Панченко, В.Т. Пашуто, С.Ф. Платонов, А.М. Плигузова, М.Б. Плюхановой, Н.Н. Покровского, Г.М. Прохорова, Л.Н. Пушкарева, В.Г. Пуцко, Н. Н. Розова, Б.Н. Рыбакова, В.Ф. Ржиги, А.Н. Сахарова, Е.П. Семеновой А.Д. Сидельникова, Н.В. Синициной, М.О. Скрипиля, Р.Г.Скрынникова, И.И. Смирнова, Я.Г. Солодкина, Б.И. Сыромятникова, О.В. Творогова, М.П. Тихомирова, О.В. Трахтенберга, Б.А.Успенского, Б.Н. Флори, А.Л.Хорошкевич, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Я.Н. Щапова, А.Л. Юрганова, и др., а также труды современных историков церкви и церковного права: Веретенникова (архимандрит Макарий), Иустина (епископ, ректор Костромской духовной семинарии), Петрушко В.И. (канд. богословия), Питирима (архиепископ), В.А.Цыпина (протоиерей).

Многие зарубежные исследователи, к сожалению, не преодолели схемы, сложившиеся еще в XIX в., согласно которым в средневековой России отсутствовала самостоятельная политико-правовая мысль и древнерусские книжники в своих произведениях восхваляли «гарнизонное государство» и «военно-имперскую» модель формы правления, поддерживаемую якобы в силу национальных традиций и современной российской политической элитой. До настоящего времени в зарубежной литературе разрабатывается концепция противопоставления «культурного Запада» - «азиатскому Востоку», преувеличивается влияние «татаризации» или «византизации» на развитие русской политико-правовой мысли. Довольно распространенными в современной западной литературе являются исследования, отрицающие те или иные факты и события в русской истории. Эд. Кенан объявил подложной переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, а Д. Островский - подлинность документов о Соборе 1503 года. О том, что подобные тенденции еще не преодолены в зарубежной историографии свидетельствует опубликованный О.А. Омельченко текст доклада - реферата, прочитанный 8 мая 2004 года И. Мадригой на заседании Общества «Британия-Россия» (Лондонский Университет), в котором отрицается не только сословно-представительная монархия как форма правления в России, но даже и наличие «Избранной рады» в качестве правительства при Иване IV, а Боярская дума рассматривается как безгласный, соглашательский орган при царе.

Ричард Пайпс, американский историк и политик, активно интересующийся русской историей, проводя параллели между историей и современностью, утверждает, что «современные россияне, равно как и их предки, испытывают отчужденность, как от государства, так и от общества в целом».

Однако следует отметить, что в настоящее время имеется, и целый ряд исследований иностранных авторов по средневековому периоду русской истории и истории политической и правовой мысли, которые отличает объективный подход к изучаемому предмету, хотя и в них некоторые элементы старой схемы не полностью преодолены. Среди них следует отметить работы Б. Норретрандерса, Н.Е. Андреева, Д.Кайзера и Д. Феннела.

В последнее десятилетие в отечественной юридической науке отмечается увеличение интереса к изучению политико-правовых доктрин по персоналиям мыслителей. Диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата юридических наук написаны С.С. Шутковым («Военные реформы в России во второй половине XVI- первой половине XVII вв. и воплощение в них военно-правовых идей И.С. Пересветова», М., 1999); Д.С. Погосбекяном («Политические и правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати Илариона» (XI в.)», М., 2003); М.И. Юдиной («Политико-правовое учение Максима Грека», СПб., 2004); С.К. Новиковым («Политические и правовые взгляды И.С. Пересветова и их реализация в государственно-правовом строительстве во второй половине XVI-XVII вв.», М., 2005). Ю.В. Ячменевым защищена диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Генезис философии права в России (IX- начало XX вв.)» (СПб., 2002).

Таким образом, в отечественной и в зарубежной литературе появляются исследования по данной тематике, однако всего этого явно недостаточно, поскольку в историко-юридической науке до настоящего времени отсутствует предметное и комплексное исследование политических и правовых учений средневекового периода, с установлением терминологических средств, посредством которых образован понятийный аппарат мыслителей, определением круга тем, а также механизма преемственности и новизны.

Хронологические рамки данной диссертационной работы - вторая половина XIV - первая половина XVII веков - обусловлены временным периодом, связанным с централизацией государства и дальнейшим развитием взаимоотношений между государством, церковью и обществом и их отражением в политической и правовой мысли.

Объект исследования

В качестве объекта диссертационного исследования рассматривается весь корпус проблем, обсуждавшихся в средневековых политико-правовых произведениях: учение о власти, ее происхождении, целях и задачах, формах организации и средствах реализации; правопонимание; а также правовое оформление взаимоотношений таких значимых для средневекового общества институтов, как государство и церковь.

Предметом исследования являются представления средневековых мыслителей, изложенные в политических и правовых учениях о взаимоотношениях государства, церкви и общества.

Методология исследования

В диссертации исследуются проблемы, находящиеся на стыке таких наук, как история политических и правовых учений, история государства и права России, теория государства и права. В связи с этим применялась совокупность различных методов и методик.

Теоретический анализ и исследовательская работа проведены с использованием общих, специальных и частно-научных методов: конкретно-исторического, историко-сравнительного, лингвистического, формально-логического, нормативно-юридического, сравнительно-правоведческого, а также метода толкования. Диссертант ставил себе задачу: на основе всех вышеперечисленных методов и методик выяснить понимание и раскрытие отечественными мыслителями в своих произведениях закономерностей развития и функционирования политических и правовых отношений, складывавшихся между государством, церковью и обществом в период формирования и утверждения сословно-представительной монархии как формы правления.

Источниковая база диссертации представлена произведениями мыслителей всего средневекового периода отечественной истории (XI - XVII вв.), летописным фондом, разнообразными нормативными актами: уставами, судебниками, указами, княжескими и митрополичьими грамотами, а также историческими документами.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является проведение предметного и комплексного исследования политических и правовых учений мыслителей позднего средневековья (вторая половина XIV – первая половина XVII вв.), в которых рассматривались взаимоотношения государства, церкви и общества, а также круг политико-правовых проблем, связанных с этими институтами и их деятельностью.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- изучить имеющиеся источники (произведения мыслителей, нормативные акты и исторические документы), отражающие процесс формирования политико-правовых взглядов отечественных средневековых мыслителей;

- определить круг тем, традиционно обсуждавшихся средневековыми мыслителями второй половины XIV- первой половины XVII вв. с выявлением механизма преемственности и новизны, т.е. приращения новых знаний при рассмотрении основных политико-правовых проблем;

- дать методологическое обоснование необходимости исследования понятийного аппарата и терминологических средств его выражения, употребляемых мыслителями средневековья при формулировании политических и правовых идеалов и предложений;

- раскрыть семантическое значение, передаваемое в средневековой политико-правовой мысли такими терминами, как «самодержавие», «самоволие», «самовластие» в сопоставлении с термином «абсолютизм» в его современном значении;

- учесть значение вероучительной догматики и этики православия в качестве фундаментального основания формирования средневековыми мыслителями политических и правовых понятий;

- подвергнуть исследованию правомерность устоявшейся в научной историографии классификации всех средневековых мыслителей на «нестяжателей» и «иосифлян»;

- раскрыть специфику понимания взаимоотношений государства, церкви и общества в политико-правовых учениях мыслителей второй половины XIV - первой половины XVII в.;

- определить степень новизны в учении о верховной власти, разработанном мыслителями XVI в., с выяснением критериев, характеризующих носителя верховной власти как тирана и обосновавших право на оказание ему неповиновения;

- выяснить генезис идей о таких феноменах, как общество (гражданское общество) и общественное мнение;

- установить роль церкви в процессе формирования представлений о роли общества и общественного мнения и степени их участия в политической жизни государства;

- проанализировать особенности правопонимания средневековых мыслителей, выраженного в терминах «обычай», «закон», «правда», «справедливость», с установлением эволюции обозначаемых ими понятий в период с X до первой половины XVII вв.;

- изучить принципы, применяемые средневековыми мыслителями при классификации законодательства;

- рассмотреть взгляды мыслителей XVI - первой половины XVII вв. на правоприменительный процесс и его осуществление в судебной деятельности государственных органов;

- выработать на основе результатов проведенного анализа критерии оценки содержания средневековых политических и правовых учений;

- содействовать разъяснению и дальнейшему изучению политических и юридических категорий, позволяющих понять и осмыслить процесс формирования государственно-правовых знаний у мыслителей отечественного средневековья.

Научная новизна исследования

Диссертация является первым комплексным и предметным монографическим исследованием процесса развития средневековых политико-правовых учений с установлением круга тем, а также преемственности и новизны в их разработке.

В работе подвергнут анализу понятийный аппарат средневековых мыслителей, выявлены традиции его формирования и терминологические средства с учетом эволюции их семантики. На этой теоретической базе дан анализ ключевой терминологии, посредством которой средневековыми политическими мыслителями формулировались политические идеи и юридические категории.

Проведенным исследованием еретической мысли (вторая половина XIV - XVI вв.), впервые осуществленным в отечественной науке истории политических и правовых учений, установлена степень влияния еретических идей на взаимоотношения государства, церкви и общества и развитие религиозно-философской и политической мысли.

Из общего массива политико-правовых идей специальному изучению подвергались представления об отношениях светской (государственной) и духовной (церковной) властей, их полномочиях и компетенции. Мыслители XVI в. внесли существенный вклад в учение о верховной власти. Так, власть в обществе (как божественное установление) они впервые отделили от реализующей ее властвующей персоны (как простого человека). Это представление о власти и ее носителе послужило обоснованием для беспрецедентного для того времени вывода о правомерности оказания сопротивления властителю - тирану.

Политические идеалы изучены во взаимосвязи со способами их правовой реализации. Соотношение понятий «правда» и «закон» в правопонимании средневековых мыслителей рассмотрено в диалектике их взаимодействия и в сравнении с правопониманием, сложившимся в раннем периоде развития государственности (XI - XIII вв.). Новым для правовой теории позднего средневековья (XV - первая половина XVII вв.) стало учение о критериях классификации законодательства, а также разработка идей о правоприменительной деятельности - судоустройстве и судопроизводстве. Исследованием установлен высокий уровень юридического менталитета средневековых мыслителей.

В диссертации изучены источники и исторические условия формирования нового для политической теории понятия - общества («единства во множестве») и его основного показателя - общественного мнения, выявлена их роль и влияние на государственно-правовое строительство.

На основе проведенного исследования были выработаны объективные критерии оценки содержания основных направлений политических и правовых учений второй половины XIV - первой половины XVI вв.

Научная новизна диссертационного исследования конкретизируется в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Методологические приемы, разработанные юридическими науками и примененные в настоящем диссертационном исследовании, позволили всесторонне и предметно изучить понятийный аппарат средневековых мыслителей. Выводы, сделанные на этой основе, предоставили возможность обосновать тезис о значении в политическом словаре средневековых мыслителей термина «самодержавие», выражавшего представления о суверенности государства и целостности его территориального пространства.

2. В XVIII в. в связи с переходом от сословно-представительной монархии к абсолютной форме ее организации значение термина «самодержавие» подверглось семантическим изменениям. В новых исторических и политических условиях термин «самодержавие» начал употребляться синонимично термину «абсолютизм» и стал выражать представление о всевластии монарха. Термин отошел от широкого значения - государство, к более узкому - форма правления.

Для объективного выяснения содержания средневековых политических и правовых учений, и особенно - сформулированного в них политического идеала, необходимо адекватно устанавливать историческое значение терминов, с помощью которых воспроизводились основные политические и правовые понятия, и прослеживать их последующую эволюцию.

3. Историческими и политическими условиями, в которых проходило формирование политико-правовой мысли в Московском государстве во второй половине XIV - первой половине XVII вв., были следующие значимые обстоятельства: обретение страной суверенитета, образование территориального единства, связанного с централизацией верховной власти и созданием органов управления, действие которых распространялось на все подвластное пространство.

4. Идейными предпосылками в формировании всех политико-правовых категорий мыслителями XIV - первой половины XVII вв. (Московское государство) являются разработанные мыслителями X-XII вв. (Киевское государство) круг тем и способы их изложения. Мыслители позднего средневековья воспринимали традиции, на базе которых осуществлялось приращение новых знаний, отражающих современные им исторические, политические и правовые реалии.

5. Создание первых планов политической организации Московского государства было стимулировано сосредоточением всех властных полномочий в руках великих князей, а затем и царей, разразившимся династическим кризисом (1598 г.), последовавшей за ним Смутой, сопровождаемой гражданской войной и вторжением иностранных войск.

Юридическими документами, содерждавшими критерии ограничения власти монарха, были: Подкрестная (Крестоцеловальная) запись Василия Шуйского (1606 г.); две редакции (4 (14) февраля и 17 (27) августа) Договоров с польским королем Сигизмундом III Августом о приглашении королевича Владислава на престол Московского государства 1610 года и Приговор первого народного ополчения 1610 года.

6. Новые политические реалии получили подробное освещение в политико-правовой теории. Идея единства народа своей преемственностью восходила к традициям политической мысли Киевской Руси. В политических условиях XVI - первой половины XVII вв. она стала базовой для всех серьезных реформаторских предложений.

7. Правовое положение церкви в государстве рассмотрено в свете его исторически сложившегося статуса, закрепленного в юридических документах (X - XIII вв.), и тех изменений, которые вносились в него последующим законодательством XVI - XVII вв.

8.Реформирование церковно-монастырской организации, предпринимавшееся государством и церковью в целях восстановления ее нравственно-учительного авторитета, было тесно связано с обсуждением вопроса о праве церковно-монастырской организации на владение имуществом, и в частности землями, населенными крестьянами. В процессе острой полемики по этой проблеме сформировались два направления внутрицерковной мысли, получившие свои названия в зависимости от занимаемой ими в этой дискуссии позиции: нестяжатели, отрицавшие имущественные права церкви, и стяжатели (иосифляне), обосновывавшие правомерность ее экономического статуса.

9. Мыслители обоих направлений в разрешении всего комплекса политических и правовых тем, обсуждавшихся в обществе, учитывали теоретические достижения, разработанные их предшественниками и современниками, и историко-политическую ситуацию в стране. На основании этих компонентов каждый из них разрабатывал свое оригинальное политико-правовое учение, которое не всегда или не полностью определялось зависимостью от их отношения к имущественному статусу церковно-монастырской организации, а соответственно, и принадлежностью к нестяжателям или иосифлянам.

10. Критика церковно-монастырской организации и форм ее деятельности получила наиболее раннее выражение в таких еретических течениях политической мысли, как «стригольники», «жидовствующие» и «Новое учение» Феодосия Косого. Осмысление и обсуждение проблемы взаимоотношений государства, церкви и христианина привели еретиков к выдвижению требований о самостоятельном отправлении религиозного культа каждым человеком, без посредствующих звеньев в лице всей церковно-монастырской организации, и в конечном итоге - к отрицанию необходимости ее существования.

11. Вопросы о способах преследования и наказания еретиков, широко обсуждавшиеся в обществе, разрешались мыслителями в зависимости от понимания ими правового статуса и пределов компетенции светской и духовной властей, а также от их отношения к правомерности обращения церкви к государству как политической организации за помощью в преследовании и наказании своих врагов – еретиков.

12. В политической теории Иосифа Волоцкого было сформулировано новое учение о верховной власти и ее носителе. Понятие власти, которая всегда божественна, отделялось от персоны, реализующей властные полномочия - царя или князя. Новая в политической теории схема осуществления власти в обществе предоставляла возможность критиковать действия властвующей персоны и даже оказывать сопротивление в случае ненадлежащего выполнения ею обязанностей, возложенных на нее Богом. В XVI веке был впервые в истории политических и правовых учений России сформулирован тезис о праве на оказание сопротивления царю или князю, если в практике осуществления власти он становился «не Божьим слугой», а «мучителем» для народа. Развитие этих теоретических положений позволило в дальнейшем Зиновию Отенскому назвать царя, не соблюдающего законы, правящего «самовольно» и не заботящегося о своем народе тираном.

13. В политико-правовых учениях второй половины XVI - первой половины XVII вв. аккумулировались идеи о необходимости участия «народного множества» в государственном строительстве и возможности всенародного избрания царя. Единение всего народа воспринималось мыслителями в совокупности социальной, политической и духовной категорий, причем духовная составляющая стала играть определяющую роль. Этим объясняются призывы церковных иерархов (патриарх Гермоген, игумен Троице-Сергиева монастыря Дионисий Зобниновский и др.) к совести, сопровождаемые требованием верности православной религии и государству, ответственности за его суверенную сохранность.

В истории формирования идей о гражданском обществе, его роли и значении в государственно-правовом строительстве было сказано первое слово, но оно прозвучало убедительно и получило свое выражение в политико-правовых теориях и юридических документах.

14. Теоретические разработки учений о праве и его роли в общественной жизни страны тесно связаны с представлениями о форме правления. Наличие сословно-представительной монархии и соблюдение законов всем населением страны – великим князем (царем) и подданными - рассматривались мыслителями в качестве основных «пределов» («сдержек») «самовластия» верховного правителя.

15. В диалектическом взаимодействии понятий «правда» - «справедливость»- «закон» формировалось правопонимание средневековых мыслителей. В зависимости от изменений политических условий, создания общерусских законодательных сводов менялось и соотношение этих понятий.

16. Новеллой в учении о праве стала разработка классификационных критериев законодательства, характерная для мыслителей второй половины XVI - первой половины XVII вв. Она предпринималась на основе существовавших традиционных разработок в отечественной правовой теории с учетом достижений западноевропейской политико-правовой мысли.

17. Новым в теории права стало также рассмотрение вопросов, связанных с судоустройством и судопроизводством, осуществляемыми государственными органами.

Глубокие и всесторонние разработки в теории права свидетельствуют о развитом юридическом менталитете мыслителей позднего русского средневековья. Изучение российской правовой теории, сложившейся в средние века, предметно опровергает сохраняющиеся в зарубежной, отчасти и в современной отечественной исторической и историко-правовой науках заблуждения об отсутствии в политических и правовых учениях России данного периода каких-либо существенных теоретических разработок по проблемам правопонимания и правоприменения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в формулировании положений и выводов, позволяющих дополнить разделы учебного курса «История политической и правовой мысли», посвященные изучению средневекового периода российской истории государства и права и политических и правовых учений. Предложенная в диссертации методологическая концепция анализа ключевых терминов понятийного аппарата средневековых мыслителей с определением их исторического (традиционного) и современного значений будет способствовать раскрытию объективного и исторически обоснованного содержания политико-правовых учений русских мыслителей второй половины XIV- первой половины XVII вв. Анализ и введение в научный оборот социальных и политических идеалов еретических направлений мысли, а также представлений русских мыслителей о таких феноменах, как общество и общественное мнение поможет восполнить пробел в изучении соответствующих учебных курсов. Возможно это, а также предложенная в диссертации методологическая концепция стимулируют написание монографий и учебников по соответствующим темам историко-правовых дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили одобрение на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного социального университета и рекомендованы к защите.

Структура диссертации

Похожие диссертации на Взаимоотношения государства, церкви и общества в русской политической и правовой мысли второй половины XIV - первой половины XVII веков