Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Сирак Владимир Алексеевич

Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма
<
Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сирак Владимир Алексеевич. Критика В.И. Лениным буржуазного гуманизма : ил РГБ ОД 61:85-9/319

Содержание к диссертации

Введение

1. В.И.ЛЕНИН О МЕТОДОЛОГИИ КРИТИКИ БУРЖУАЗНОГО ГУМАНИЗМА 15

1.1. Критика В.И.Лениным философских основ буржуазного гуманизма 17

1.2. Критика В.ИДениным классовых корней и социальной природы буржуазного гуманизма 44

2. КРИТИКА В.И.ЛЕНИНШ СОЦИАЛЬНО-ПОЖГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И РЕАКЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ БУРЖУАЗНОГО ГУМАНИЗМА 72

2.1. Теоретико-методологические аспекты критики В.И.Лениным либерально-буржуазных и мелкобуржуазных извращений роли рабочего класса в создании социалистического гуманизма 73

2.2. В.И.Ленин о научной несостоятельности путей и средств освобождения человека в буржуазном гуманизме 101

2.3. Критика В.И.Лениным либерально-буржуазных фальсификаций марксистского учения о социализме как обществе подлинного гуманизма 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

ЛИТЕРАТУРА 158

Введение к работе

В составе ленинского теоретического наследия существенное место занимает критика либерально-буржуазного гуманизма. Смысл и характер ее постановки может быть понят лишь в общем контексте ленинского учения, ибо гуманистическая проблематика выступает в ленинизме как важнейшее звено в общей цепи выводов о закономерностях перехода от капитализма к социализму.

В трудах В.И.Ленина нет абстрактных дефиниций гуманизма, отвлеченных и умозрительных конструкций освобождения личности от частнособственнических отношений и антагонистического разделения труда. Точка зрения революционной целесообразности находится в основе ленинского подхода к проблеме борьбы за подлинный гуманизм. Среди различных сторон ее особое место занимает также критика В.И.Лениным буржуазных фальсификаций марксистской концепции гуманизма и человека.

Актуальность проблемы. Никогда в человеческой истории проблема критики буржуазного гуманизма не вставала перед наукой так остро и актуально, как в современную эпоху. Это, во-первых, обусловлено обострением идеологической борьбы между двумя мировыми системами - социализмом и капитализмом, в которой проблема человека и гуманизма занимает одно из ведущих мест. Идеологи современной буржуазии стремятся извратить марксистско-ленинское учение, представить, будто бы оно "игнорирует человека", "принижает личность" и требуют "либерализации", "демократизации", "гуманизации" социализма во имя абстрактной "свободы личности". Обострение идеологической борьбы на современном этапе поставило задачу системного исследования ленинского теоретического наследия по проблеме критики буржуазного гуманизма, методологии оцен-

4 ки различных буржуазных теорий и концепций. "Во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенность переживаемого человечеством исторического периода. А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы"1.

Во-вторых, исследование теоретико-методологических аспектов критики В.И.Лениным русского буржуазного либерализма в эпоху империализма дает ключ для понимания современного антикоммунизма и псевдогуманизма, которые, игнорируя необходимость коренного изменения общественных отношений, выдвигают односторонние, чаще реакционные концепции, несущие на себе неизгладимый отпечаток абстрактного гуманизма, культивирующие самоизоляцию личности, иллюзорно-личностную формулу ухода от действительности в мир так называемой "внутренней гармонии", элитизм, стереотипно лояльное отношение к капитализму, конформистское мышление, мещанско-потребительскую психологию, духовные интересы, не выходящие за рамки "массовой культуры". Их страшит вывод революционного марксистского гуманизма о том, что "если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными"2. Именно поэтому они обходят

Г Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня

1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с.7. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.145-146.

5 молчанием отношения господства и подчинения, присущие капитализму, в угоду провозглашенному ими абстрактно-гуманистическо-му идеалу самоактуализирующейся личности.

В-третьих, опыт ленинской борьбы против либерально-буржуазного гуманизма имеет международное значение, ибо в идеологической жизни, ряда капиталистических и развивающихся стран наблюдаются процессы, аналогичные российской действительности начала двадцатого века. Многие стороны этих процессов приобрели всеобщий характер, что находит выражение в появлении новых, гальванизации и модернизации старых реакционных теорий, враждебных марксистскому гуманизму. Псевдогуманистические теории Михайловского, иррационалистические, реакционно-мистические идеи о человеке и гуманизме Бердяева, Булгакова, Тутан-Баранов-ского, Струве, Франка и других идейных отцов русской либеральной буржуазии предвосхитили, по определению В.И.Ленина, оппортунистов развитых капиталистических стран , оказались находкой для современного антикоммунизма.

В-четвертых, в настоящее время является особенно важным растущее социально-политическое значение марксистско-ленинской теории гуманизма. Это обусловлено закономерным усложнением и повышением темпов мирового социального развития, интенсивным ростом роли субъективного фактора в истории, растущей политической активности миллионов людей.

В-пятых, ленинское учение о подлинном гуманизме имеет теоретико-методологическое значение в определении задач формирования нового человека и путей их осуществления. Основываясь

I См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.41, с.12. на марксистско-ленинской теории личности и гуманизма, Коммунистическая партия намечает конкретные цели идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания советского человека и добивается их реализации в практике коммунистического строительства. Социалистический гуманизм служит важнейшим фактором социальной и экономической стратегии КПСС, высшей целью которой является "... неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудо- вой активности советских людей' .

В-шестых, в решениях ХХУІ съезда КПСС и июньского (1983г.) Пленума ЩС КПСС подчеркивается необходимость повышения эффективности борьбы против реакционной сущности буржуазных теорий. В связи с этим повышается и практическая значимость проблемы критики буржуазного гуманизма.

Научная разработанность проблемы. Актуальность, теоретическая и прикладная ценность проблемы обусловливают живой интерес к ней советских и зарубежных ученых. За последние годы были опубликованы работы, в которых рассматриваются различные стороны марксистско-ленинской теории гуманизма. Особо следует выделить некоторые исследования. Повысилось внимание к про-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.63.

Из научной литературы последних лет см., например: Попов СИ. Социализм и гуманизм.- М., 1974; Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии.- М., 1975; Батенин С.С. Человек в его истории.- Л., 1976; Давидович В., Аболина Р. блеме критики современных псевдогуманистических теорий?.

Кто ты, человечество? -М., 1975; Бережной Н.М. Действенность социалистического гуманизма.-М., 1977; Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии.- Ростов-на-Дону, 1977; Гуманизм: проблемы метологии и истории,- Владимир, 1977; Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М., 1977; Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.-М., 1977; Биологическое и социальное в развитии человека.-М., 1977; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1977; Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни.-М., 1977; Человек как объект социального исследования,- М., 1977; Проблема человека в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" К.Маркса.- Ростов-на-Дону, 1977; Чхиквадзе В.В. Социалистический гуманизм и права человека,- М., 1978; Человек и мир человека.- Киев, 1977; Кон И.С. Открытие "Я".-М., 1978; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи.-М., 1978; Социализм и личность.- М., 1979; Фролов И.Т. Перспективы человека.- М., 1979; Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека.- М.Д979; Ковалев СМ. Формирование социалистической личности,- М., . 1980; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности.- М., 1980; Чхиквадзе В.М. Гуманизм, мир-,- личность.- М., 1981; Бережной Н.В. Проблема человека в трудах К.Маркса.- М., 1981; Дубинин Н.П. Что такое человек.- М.,1983; Давидович В.Е. Теория идеала.- Ростов-на-Дону, 1983; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.- М., 1984 и др. I От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Проблемы со-

Однако нет еще монографических и диссертационных работ, специально посвященных системному анализу ленинской критики буржуазного гуманизма.

Данная диссертация, разумеется, не может претендовать на охват всех вопросов критики буржуазного гуманизма, рассмотренных в ленинском наследии. Главное внимание автор уделяет методологической сущности единства философских и социально-политических аспектов ленинской критики либерально-буржуазного гуманизма и научного обоснования процесса формирования коммунистического гуманизма.

Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в временного буржуазного гуманизма и свободомыслия,- М.,1969; Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый.- М., 1973; Печенев В. "Гуманный" социализм против реального гуманизма.-М., 1974; Ковалев СМ. Реальный гуманизм и его противники.-М., 1975; Кудряшова М.С. Социалистический гуманизм и современная идеологическая борьба.- М., 1979; Каримский А.А. . Проблема гуманизма в современной американской философии.-М., 1978; Личность в XX столетии. Анализ буржуазных теорий.-М., 1979; Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке..Опыт анализа ценностных и политических ориентации.- М., 1980; Корнеев П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека.- М., 1981; Григорьян Б.Т. Философская антропология.- М., 1982; Андреев И.А. Происхождение человека и общества (Современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов). -М., 1982 и другие.

9 том, чтобы дать системный анализ: во-первых, критики В.И.Лениным философских основ буржуазного гуманизма, его классовых корней и социальной природы, связи с определенной исторической эпохой и предшествующими теориями русской револвдионной демократии; во-вторых, вопросам методологии, теории и практики защиты и развития В.И.Лениным марксистского учения о всемирно-исторической роли пролетариата, как носителя реального гуманизма; в-третьих, ленинского решения проблемы гуманизма классовой борьбы трудящихся масс и революционного насилия, путей и методов формирования нового общества и нового человека; в-четвертых, ленинской характеристики либерально-буржуазных извращений марксистского учения о социализме, как обществе действительного гуманизма; в-пятых, теоретического значения критики В.И.Лениным буржуазного гуманизма для борьбы с буржуазной идеологией на современном этапе.

Поставленные цели и задачи в диссертационном исследовании рассматриваются как по критической линии различных буржуазных псевдогуманистических спекуляций, так и в позитивных, конструктивных теоретических обобщениях и выводах.

Научная новизна диссертации, В работе обоснованы социально-философские аспекты ленинской критики буржуазного гуманизма, которые до сих пор оставались вне сферы специального научного исследования. Раскрыты принципы, стиль, методы, сущность и содержание ленинского критического анализа буржуазных фальсификаций марксистского учения о человеке и гуманизме.

Автор вводит в научный оборот результаты критического разбора текстов, принадлежащих перу прямых идейно-теоретических противников ленинизма, показывает, что становление ленинской

10 концепции гуманизма осуществлялось на эмпирической базе именно этого материала. Исследованы основные ленинские теоретико-методологические требования формирования социалистического гуманизма. Дан анализ ленинской оценки социальных условий перестройки человеческой жизни в процессе утверждения и развития подлинного гуманизма. Рассмотрены вопросы организации пролетариата, стратегии и тактики его револщионной борьбы, в которой он шаг за шагом ставит под сознательный контроль общественные отношения для утверждения подлинного гуманизма как продукта его целенаправленной деятельности.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. В.И.Ленин раскрыл, что характерными чертами, свойствен ными буржуазному гуманизму, а также его российской разновидно сти являются: отсутствие научной философской основы, презри тельное отношение к народу, осуждение требования демократии для него как политически вредного и морально греховного, про поведь индивидуализма и обязательности для народа "покаяния", "смирения", "послушания", откровенная апология человеческих бедствий и страданий, прямое использование идеалистического понимания свободы для попыток опровержения марксова учения о закономерностях перехода человечества от капитализма к социализму, философско-методологическое и идеалистически-метафизическое единство субъективистских и объективистских тенденций буржуазного гуманизма.

2. В основе либерально-буржуазного гуманизма лежит: не понимание закономерностей социального движения, диалектики от рицания и преемственности, прерывности и непрерывности в нем, взаимодействия внешних и внутренних противоречий в развитии, попытка "обосновать" принцип вечности эгоизма, частных интересов в качестве фундаментальной основы гуманизма, игнорируя при этом то, что сам буржуазный гуманизм есть лишь продукт истории и поэтому является преходящим.

Преодоление буржуазного и утверждение социалистического гуманизма - это проблема революционного преобразования общества в процессе классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, создания коммунистических общественных отношений. Однако для марксизма-ленинизма политическая революция - не самоцель, а средство, механизм и орудие наиболее успешного воплощения в действительность реального гуманизма.

С философской точки зрения буржуазный гуманизм зиждется на спекулятивном, идеалистическом представлении о сущности человека вне его реальных социальных отношений, связей и обстоятельств, вне классово-исторической основы его жизнедеятельности, на отрицании различия между человеческой сущностью и индивидуальностью, приписывании человеку "трансцендентной свободы", "интерсубъективности". Он стремится "уточнить", "исправить" реальный гуманизм при помощи поиска "средней линии", то есть эклектического компромисса между абстрактным гуманизмом и "модифицированным" марксизмом. Пытается поставить под сомнение исто-рико-материалистическое решение проблемы человека и гуманизма, изобразить научную теорию коммунистического гуманизма как учение, будто бы пренебрегающее интересами человеческого индивида, поскольку оно выдвигает на первый план задачу социального освобождения рабочего класса, а не человека вообще. Ратуя на словах "за гуманизм", "всенародное управление", "плановое развитие общества", апологеты буржуазии на деле защи- щают "улучшенный" капитализм, гегемонию буржуазной "интеллектуальной элиты", национализм, требуют многопартийности в обществе и плюрализма в идеологии, частной собственности на средства производства, свободы товаро-денежных отношений.

Методологической основой и теоретическими источниками диссертации являются труды основоположников научного коммунизма К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документы и материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза и особенно решения ХХУІ съезда КПСС, июньского (1983 г.), февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, материалы международных Совещаний коммунистических и рабочих партий, в которых научная концепция гуманизма и человека разрабатывается как часть революционной теории на опыте классовой борьбы пролетариата, социалистических революций и коммунистического строительства.

Непосредственно теоретико-методологической основой диссертации являются методологические выводы В.И.Ленина, связанные с критикой буржуазного гуманизма. На основе ленинской методологии в работе критически анализируются произведения Михайловского, Бердяева, Туган-Барановского, Струве и других "теоретиков" российского буржуазного псевдогуманизма, которые пытались "соединить" марксистскую теорию с различными буржуазными и мелкобуржуазными системами.

Практическая значимость и реализация результатов исследования. Изучение идейного наследия В.И.Ленина по социально-философским проблемам критики буржуазного гуманизма имеет важное значение.

Избранный путь исследования в диссертации - путь теорети- ІЗ ческого рассмотрения и сведения воедино того, что содержится в многочисленных произведениях В ;И. Ленина по вопросам критики буржуазного гуманизма. Такой подход доказывает наличие у В.И. Ленина стройной системы взглядов по философским и социально-политическим проблемам гуманизма, который служит методологической основой дальнейшего творческого развития ленинского учения о гуманизме и личности.

Исследование ленинского наследия по вопросам гуманизма и личности вооружает КПСС, коммунистические и рабочие партии других стран методологией научного анализа объективных возможностей для реализации и развития принципов социалистического гуманизма. Они приобретают особую практическую ценность в связи с осуществлением комплексной программы формирования нового человека в условиях развитого социализма, развертывания творческой активности советских людей. "Революционное преобразование общества,- указывал товарищ К.У.Черненко,- невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства"1 .

Значение закономерностей утверждения и развития социалистического гуманизма позволяет выявить сущность совершающихся в мире перемен и определять истинное содержание выдвигаемых ими задач гуманистически преобразующего практического действия.

Результаты диссертационного исследования могут быть ис-

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года.-М.: Политиздат, 1983, с.27.

14 пользованы при чтении курсов марксистско-ленинской философии, научного коммунизма в высшей школе, в системе партийной учебы, в пропагандистской и лекционной деятельности партийных, государственных и общественных организаций по вопросам критики современных буржуазных теорий и формирования социалистического гуманизма.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались в 1979 и 1980 годах на заседаниях кафедры научного коммунизма Ростовского государственного университета. По данной проблеме были сделаны доклады на краевых межвузовских научных конференциях (г.Ставрополь, І980-І98Г гг.) и на научно-теоретических конференциях в Московском кооперативном институте Центросоюза в 1980, 1981 и 1982 годах (г.Москва).

По теме диссертации опубликовано четыре статьи общим объемом 4,5 печатных листа.

Критика В.И.Лениным философских основ буржуазного гуманизма

Ленинское учение о человеке и гуманизме основывается на анализе закономерностей социального развития в эпоху империализма и пролетарских революций. Оно формировалось в острой борьбе с либерально-буржуазными субъективистскими и объективистскими толкованиями этой проблемы.

Уже в работе "Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе)", написанной в период, когда российские социал-демократы вынуждены были использовать в борьбе с народничеством помощь "легальных марксистов", В,И.Ленин выступил против объективизма и эклектики П.Струве, так как объективизм Струве не доходил до материализма, он тяготел к идеализму. В.И.Ленин противопоставлял буржуазному субъективизму и объективизму в объяснении общества и человека диалектический материализм, который обязывает при всякой оценке явления прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы, глубже, пол -нее, объективнее изучать исторический процесс. Буржуазная бес -партийность, подчеркивал Б.И.Ленин, есть презренно прикрытое лакейство перед идеализмом и фидеизмом.

Именно таким лакеем выступал один из идейных вождей рус -ской либеральной буржуазии, фаталист и мистик Н.Бердяев. "Че -ловеческое лицо, утверждал он, имеет абсолютную ценность, как сосуд, вмещающий божественную бесконечность, и не может быть подчинено таким фиктивным, не божеским и нечеловечным ценное -тям,как государственность, национальность, утилитарная общественность; противополагать ему,как высшее, можно только Бога и соединение в Боге" .Бердяев откровенно говорил, что социология имеет дело не с человеком, а только с его оболочкой.И поэтому социология не должна смотреть на социальный процесс как на лабораторию, в которой приготавливается человек. Человека не может создать внешняя,материальная общественная среда, как бы ни было велико влияние. Человек есть дух, он образ и подобие Бо -жества и он предполагается социологией как данное .

1 Бердяев Н. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906). СПб., 1907, с.402.

2 Необходимо отметить,что эти "гуманистические" идеи Бердяева стали в последние годы источником реакционной направленности буржуазной философии и социологии."В капиталистических странах,-пишет Б.А,Кувакин,-вот уже шестое десятилетие все категории идеологов-от теологов до журналистов-с неослабевающей энергией рекламируют идеи Бердяева".(См.Кувакин В.А.Критика экзистенциализма Бердяева. Изд-во МГУ, 1976, с.7).

Критика В.ИДениным классовых корней и социальной природы буржуазного гуманизма

Анализируя генезис социально-классовых корней буржуазного гуманизма, В.И,Ленин обосновал их связь с определенной исторической эпохой и с предшествующими теориями русской революционной демократии, а также определил объективную направленность философско-социологических воззрений буржуазных социологов.

В ленинских работах значительное место занимает уяснение связи буржуазного гуманизма с революционным демократизмом. В.И. Ленин дал ответ на вопрос о месте и роли революционных идей Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова в освободительном движении. Революционный демократизм того исторического периода, когда он был неразрывно связан с социализмом, а пролетариат еще был слит с общей массой трудящихся, указывал В.И.Ленин, являлся теорией крестьянской революции, но не противостоял, а предшествовал пролетарской идеологии. Человек в их концепциях выступает как разумное и творящее существо, способное познать тайны бытия и овладеть ими, поставить силы природы на службу своим интересам! Только в силу отсталого экономического развития России революционные демократы не могли преодолеть путь от утопического социализма к научному, не смогли, хотя и стремились к этому, распространить материализм на понимание социальных явлений. Однако революционные демократы шестидесятых годов XIX века и в классовом и в теоретическом отношении были пред -шественниками революционного народничества и марксизма.

Народники семидесятых годов выступали продолжателями дела Чернышевского и Добролюбова. Они восприняли их веру в социалистический характер крестьянской революции, упование на возмож -ность через сельскую общину создать социалистическое общество. Они еще не противопоставляли интересы крестьянства интересам рабочих, выступали от имени всех трудящихся. Народническое мировоззрение было необходимо связано не с рабочим классом, а с трудовым народом, что означало идеализацию мелкой буржуазии (крестьянства) и мелкобуржуазной (разночинской) интеллигенции. Правда, это была не реакционная, а революционная идеализация,

открыто провозглашавшая войну не только феодально-крепостническому, но и буржуазному общественному строю мысли .

Но объективный ход капиталистического развития, создавая условия для превращения крестьянства в мелкого буржуа и уско -ряя разложение крестьянства на классы буржуазного общества,привел к усилению мелкобуржуазных влиянии, что губительно сказывалось на идейном уровне народнического движения и определило отступление от некоторых существенных достижений теоретической мысли революционных демократов. Началась интерпретация их уче -ний в мелкобуржуазном духе. Вместо цельного философского мате -риализма стал"распространяться позитивизме Вместо материалис -тических тенденций в понимании общественных явлений - субъек -тивный идеализм. Вместо выдвижения на первый план роли народ -ных масс в истории - ложное восхваление критически мыслящей личности, теория активных "героев" и пассивной "толпы".

Теоретико-методологические аспекты критики В.И.Лениным либерально-буржуазных и мелкобуржуазных извращений роли рабочего класса в создании социалистического гуманизма

Одним из главных пороков буржуазного гуманизма является то, что он не способен указать те реальные общественные и классовые силы, которые могли бы осуществить подлинную эмансипацию человека. Как показал в своих работах В.И.Ленин, буржуазный гуманизм не вдет дальше маниловского прекраснодушия, сентиментальных мечтаний о человеческом счастье, мещанской филантропии и лицемерного сострадания и жалости к личности вообще.

Только марксизм впервые в истории человечества связал проблему гуманизма с определенным классом, со всемирно-историчес -кой миссией пролетариата и его борьбой. В лице рабочего класса К.Маркс и Ф.Энгельс открыли ту реальную силу, которая способна освободить общество, а вместе с ним и человеческую личность от эксплуатации и порабощения. "Во имя действительной человеческой личности - рабочего, - писал В.И.Ленин, - попираемого господствующими классами и государством, они (т,е. Маркс и Энгельс -B.C.) требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате" .

Развивая учение К.Маркса и Ф.Энгельса об исторической роли пролетариата, В.И.Ленин подверг обстоятельному анализу и критике разномастные мелкобуржуазные и буржуазные теории и взгляды. В качестве объекта критики он выделил два основных направления: субъективно-идеалистическое и буржуазно-объективистское, фальсифицирующие марксистское учение о пролетарском гуманизме. Типичными представителями первого направления были либеральные народники и эсеры. Их отправной посылкой явилось утверждение, что капитализм в России "нелепость", "случайное явление", что он искусственно насаждается правительством, что при желании можно остановить развитие капитализма и направить Россию по более "гуманному", некапиталистическому пути.

В.И.Ленин указывал, что предложение либеральных народников утопично и реакционно, так как построено на волюнтаристском подходе к общественному развитию, на отрицании объективно необходимого процесса, подчиняющегося не воле, сознанию и намерениям людей, а объективным законам экономического развития.

В.И.Ленин раскрыл метафизичность и эклектичность субъективистского подхода к общественным явлениям. Фальшивые "друзья народа", сокрушаясь, что над мелким буржуа нависла угроза разорения, считали общественным идеалом такой строй, где нет слиш -ком богатых и слишком бедных, нет крупного общественного производства. Они не умели и не могли объяснить прогрессивность значения и силы капитализма. В.И.Ленин разъяснял, что к историческому процессу следует подходить диалектически. "Капитализм, -указывал он, - прогрессивен, ибо уничтожает старые способы производства и развивает производственные силы, и в то же время, на известной ступени развития, он задерживает рост производительных сил. Он развивает, организует, дисциплинирует рабочих,-и он давит, угнетает, ведет к вырождению, нищете и т.д. Капитализм сам создает своего могильщика, сам творит элементы нового строя, и в то же время, без "скачка", эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господства капитала" .