Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-исторический смысл потребления Мухамеджанова, Назым Сериковна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухамеджанова, Назым Сериковна. Культурно-исторический смысл потребления : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02.- Алматы, 1994.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми. Проблема развития человека всегда была и остается проблемой философии, предметом пристального рассмотрения во все времена.

Необходимость радикальних перемен демократического переустройства и обновления общества привела к переосмисленню, пересмотру многих философских положений, подходов господствовавшей официальной доктрины - марксизма-ленинизма. Так стала совершенно очевидной неправомерность разделения философии на материализм и идеализм с последующей педукшей к единому простейшему началу, абсолютизация классового и многих других подходов. Все рто позволило го-новому взглянуть на проблему развития человека к, соответственно, внутри этого рассмотрения имеет смисл, на нага взгляд, пересмотреть вопрос о потреблении.

Актуальность данной теми заключается в возвращении потреблению его глубоко гуманистического содержания, в возвращении человеку собственно человеческого, в конечном итоге.

Столь широко распространенное утилитарное понимание потребления коренится, на нага взгляд, в господстве объектно-вещного отношения самого человека к Миру. Доминирование потребностно-полезно-стного уровня в человека сводит весь Мир к миру объектному, к средству для достижения поставленных целей.

Следует отметить, что отказ от прежней официальной доктрины нашего общества, следствием которого стало крушение принятой системы генноетей, протекает, на наш взгляд, на фоне определенного рода ицеализагии капитализма. А ведь именно в системе отчуждения отношения использования или полезности становятся определяющими и влияют на весь круг жизнедеятельности человека.

Человек ограничен телесно. Исторически погоня за материальным благополучием шла параллельно процессу завоевания окружающего мира, порабощения природы. Кроме того, социальная разобщенность людей, различие интересов индивидов, сгруппированных в ячейки, партии, классы и т.д. еще более усиливали кх борьбу за материальные блага, а весь Мир превращали в некую кладовую.

И тем не менее человек не детерминируется 0е"' потребностей. ' Человек и становится собственно человеком лишь тогда, когда он свободен от детерминации "снизу", когда он в своей мотивации не следует диктату своих потребностей, а способен стать выше любых; своих потребностей и интересов и поступать безотносительно к ним. Потребностный детерминизм, потребноетная избирательность закрывает человеку путь к ценностной сфере, стоящей выше всякой "своей" целесообразности. Потребностная мотивация изначально ограничивает способность человека как субъекта распредмечивать меру и сущность каждого предмета безотносительно к его полезности. Когда же ценности объявляются производными от потребностей, тогда и само потребление становится процессом утилизации, а прецметные формы культурі используются как средство наслаждения или полезности.

Обращение к предметным формам культури, осуществляющееся в процессе потребления, есть актуализация исторического опыта человечества в способностях индивидов. Слова I.Энгельса о том, "что каждый шаг вперед на пути культури был шагом к свободе" приобретают в свете сказанного новый смысл.

Степень разработанности темы. Обращение к философской литературе по данной проблеме (причем, потребление рассматривается как момент, звено культурно-исторического производства), позволяет вы-

Кіаркс К. и Энгельс 3. Соч., т. 20, с. 116.

целить ряд основных аспектов, в которых раскрывается существо исследуемой проблемы.

Первый аспект - выявление всеобщих сущностных определений человека и его деятельности (Абдильдин Ж.М,, Абишев К.А., Абуль-ханова-Славская К.А., Акмамбетов Г.Г., Ананьев Б.Г., Арееньев А.С, Батищев Г.С., Батенин С.С, Бессонов Б.Н., Буева Л.П., Выготский Л.С., Григорьян Б.Т., КЕанов В.П., Ильенков Э.В., Каган М.С., Лекторский В.А., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мамардашвили Ы.К., Меяуев В.М., Михайлов 5.Т., Мысливченкс А.Г., Фролов И.Т., Хамидов А.А., Юдин Э.Г., Яиенко А.И. и пр.).

Второй аспект - культурно-исторический аспект (Абишев К.А., Ахундов М.Д.,Батщев Г.С..Бахтин М.М.,Библер B.C., Бииилли П.М., Гуревич А,Я., Степин B.C., Топоров В.Н.,Хамицов А.А.,Элиаце М. и др.).

Третий аспект - исследование специфики существования человека в системе отчуждения (К.А.Абишев,А.С.Арееньев,Г.С,Батищев,О.Г.Дроб-ниикий, Э.В.Ильенков, И.С.Нарский, А.П.Огуриов, Г.И.Ойзарман, П.В. Палиевский, А, А,Хамидов и др.).

Далее, в ходе рассмотрения проблемы использовалась литература по проблематике потребностей (А.Г,Здравотделов,Н.В.Иванчук,Е.Г.Ку-делин, А.В.Ыаргулис, А.В.Мялнин, В.В.Радаев, А.И.Самсин, Е.И.Сте-паков, М.В.Тараткевич, И.М.%динова и др.).

Литература по проблематике потребностей, получившая интенсивную теоретическую разработку в раыках психологии (В.Г. Асеев, 5.Е.Василии, Л.С.Выготский, Л.П.Гримак, П.М.Ершов, А.Н.Леонтьев, В.С.Магун, С.Л.Губингатейн, П.В.Симонов).

Литература, касающаяся рассмотрения вопросов производства и воспроизводства человека (А.Агг, В.С.Барулин, Н.М.Бережной, И.В, Бестужев-Лада, Е.М.Бухвальд, С.С.Вишневский, В.С.Грехнев,

В.Л.Ельмеев, А.М.Ковалев, В.А.Малинин, П.С.Мстиславский, Л.И.Нестеров, Ю.К.Плетников, Н.С.Савкин, Г.Л.Смирнов, И.И.Столяров,В.И. Толстых, В.Е.Томашкевич, А.К.Улецов, Й.Н.Щутов).

Наконец, пятый аспект - анализ западных философских учений.

При всем многообразии позиций и подходов западной философской мысли существенно замыкание последней на рассмотрении, анализе процесса отчуждения. Моделью западной философии остается отчужденное общество, отчужденный человек. Такие философские направления западной философии, как экзистенциализм, феноменология, философская антропология, в принципе, не выходят за рамки отчуждения. Однако критика, осуществляемая с данных позиций заслуживает самого пристального внимания.

Цель и задаии исследования. Цель» данного исследования является рассмотрение потребления как момента, звена культурно-исторического производства, в котором осуществляется развитие потребностей и деятельностньк способностей индивидов предметно-преобразовательного и предметно-созидательного характера, на основе освоения культурного содержания предметностей.

Достижение этой гели осуществляется посредством решения ряда конкретных задач, основными из которых являются следующие:

критическое рассмотрение с последующим анализом утилизаторского понимания потребления в его противопоставленности материальному производству;

определение границ потребления как момента культурно-исторического производства;

рассмотрение соотношения распредмечивания как всеобщего момента деятельности и потребления как процесса развития потребностей и деятельностньк способностей в ходе освоения особенного содержания предметностей;

рассмотрение трансформапии характера потребления, связанного с трансформацией господствующих общественных отношений (внутри этого рассмотрения: анализ характера влияния исторических сип-тем общественных отношений на характер и содержание труда от одной эпохи к другой; анализ влияния груда на. характер и содержание потребления) ;

рассмотрение конкретно-исторических форм потребления;

рассмотрение влияния двух тенденций в историческом процессе на сущность потребления.

Методология исследования и основные источники. Методологической основой данного исследования является диалектика с ее принципами, в частности принцип культуро-историзма. Особое значение для данного исследования имела идея многомерности и многоуровневое Человека и Мира, представленная в трудах А.С.Арсеньева, Г.С.Бати-щева, М.М.Бахтина, С.Л.І^бинштеЯна.

Научная новизна, исследования. В настоящем исследовании получен ряд результатов. Основные из них следующие:

статусом новизны обладает сама постановка проблемы культурно-исторического характера и смысла потребления;

выявлен глубинный смысл потребления - процесса освоения предшествующего опыта человечества, заключенного в культуре, в ее предметних формах;

определен утилизапионный характер потребления, имеющий место в системе отчуждения;

высказана мысль о необходимости различения распредмечивания и потребления; в этой связи потребление определено как ограничен-

Хамидов А.А. Культуро-исторический характер категорий. Дисс. в форме доклада на соиск.уч. стелени д.ф.н. Алма-Ата, 1992, с. 36.

ная форма распредмечивания;

проанализированы особенности потребления в рамках архаического, рабовладельческого, феодального, капиталистического и тоталитарного обществ; выявлена специфика данных конкретно-исторических форм потребления;

выявлен характер влияния универсально-исторической и со-ииуко-центристекой тенденций на смысл и содержание потребления.

Положения, выносимые на защиту:

- Решение проблемы потребления как процесса развития потреб
ностей и способностей индивидов возможно на пути рассмотрения
потребления как средства, момента в целостном развитии человека.

Потребление, как момент, звене культурно-исторического производства, служит основанием в ходе дальнейшего постижения человеком объективного мира и одновременно становления субъектом собственной истории.

Вне прог.есса освоения предшествующей и наличной культуры человек не становится таковым. Освоение опыта, накопленного предшествующими поколениями - неизбежный и необходимый ятяп в становлении человека. Поэтому культура выступает мерой, показателем развития сущностных сил чело века и одновременно средством их развития и реализации. Благодаря овладению содержанием культуры и происходит развитие сущностных сил человека.

В системе отчуждения потребление приобретает потребностно-полезностный характер, превращаясь в абсолютное нераспредмечивание.

Распредмечивание как всеобщий момент деятельности придает потреблении очеловеченный смысл. Потребление, неизбежно несет на себе печать распредмечивания. Именно поэтому потребление можно определить как ограниченную форму распредмечивания.

Потребление не просто механический перенос предшествующего

содержания, "чужого" в "свое", "чужих" способностей в "свои". Потребление не является актом интериоризапии продуктов некой совместной деятельности предшествующих поколений. Такой подход отрицает саму роль человека в качестве субъекта. Освоение культуры,ее предметных форм всегда прецполягает собственную активность индивида. Осваивая содержание предметных форм культуры, индивид реализует его в собственной истории, творит собственную историю.

Содержание конкретно-исторических форм потребления связано с характеоом господствующих общественных отношений. Так характер конкретно-исторических форм потребления, соответствующих этапам человеческой истории, позволяет говорить о первоначальной исторической ограниченности потребления в силу общей исторической неразвитости человека, далее, о его полезностной, утилитарной направленности в рамках вещнтс отношений и, наконец, о его ограниченности в контексте тоталитарного сопиума.

Влияние двух глобальных исторических тенденций (универсально-исторической и сопиумо-пенгристской) на содержание и характер потребления свидетельствует о его различии в рамках сопиумно-ииви-лизапионного измерения и сошально-культурного измерения.

Научно-практическая значимость исследования. Значимость работы заключается прежде всего в выявлении основополагающих принципов, на основе которых проводилось данное исследование. Результаты, полученные в диссертации являются определенным вкладом в теория развития человека, а именно, рассмотренный аспект потребления - процесс - средство, звено, момент в общем развитии человека.

Работа может иметь значение для теории диалектики в связи с решением проблемы субъекта диалектической культуры.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы

в соответствующих спецкурсах б преподавании философии, психологии, политэкономии, политологии.

Идеи данной работы могут быть использованы в качестве теоретической ориентации а психологии и педагогике.

Апробания работы.

Конференции молодых ученых и аспирантов Института философии.

Основное содержание диссертационного исследования опубликовано в трех статьях.

Структура работы обусловлена внутренней логикой развертыва-ния ее теми. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения и библиографии.