Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифоритуальные основания казахской культуры (на материалах фольклорных текстов) Наурзбаева, Зира Жетибаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наурзбаева, Зира Жетибаевна. Мифоритуальные основания казахской культуры (на материалах фольклорных текстов) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02.- Алматы, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Обращение к духовному наследии народа, знание национальных особенностей культуры, ее корней, воз-дение духовности - это не только кап: долг перед памятью 5Ков, ко и насущная задача современности. Выход из глубоко-социально-зконсмичсскогс кризиса, в котором оказался су-знныи Казахстан, создание процветающего демократического эсгва с гармоничными межличностными и межэтническими отно-яями невозможно без формирования и распространения идео-ии, нацеливающей на созидательную деятельность. Как пока-ает опыт стран - творцов "экономического чуда", ведущая ро~ з идеологии возрождения принадлежит идее совместных усилий і процветания нации, что предполагает максимальное исполь-іние тех черт национального характера, которые делает возьми творческую ассимиляцию достижений мирового сообщества, зный труд, солидаризации, терпимость и др. Реформирование :ства может быть усленкым только в том случае, если цель иачи, стратегия и идеология преобразования опираются на ;ание национального менталитета, связанного с особым спооо-существошкия данного социума, которому присущ опредеден-тип историчности, механизм социального наследования и іторстаа и, в конечном счете, на познание оснований и іки конкретной культуры, ее творческого, движущего начала. Вне выхода к началам культуры, познания ее истоков не-ожко ни само бытие культури, ни ее осознание. Философии юцессе самоопределения и самопознания культуры принад-т не только методологическая и синтезируэдая роль теорет-кой дисциплины. Проясняя заложенное в язике, фольклоре, алько-сбрядоаои практике онтологическое, когнитивное, опологическов, истораологическое содержанке, национальная со$ия обретает самое себя как логика культуры. Конкретная культура, познанная в зе оамобытийкости и ценности, приобретает всеобщую значимость как актуализац-дной из возможностей бесконечно возможного мира, беско-о возможного бытия. Лишь осознав себя как развитие з х и пространстве, умах и душах людей всеобщего онто.ю-ского смысла, данная культура приобретает свою извечность,

способность вступить в диалог культур. Jtot диалог, не nej рцстащкл в монолог, без угрозы растворения, унификации, с безличквакия возможен лшь как диалог о-пределившихся кулі тур. Казахская культура богата духовним содержанием, сорь розанным уникальным способом существования и историческим опытом, она ножет и дол-яна внести свою интересную гему в диалог веков и культур.

Степень разработанности темы. Хотя верования, рольклі и обряды казахского народа получили отражение в трудах от-нографов русской пклоы (Ч.Валиханов, Г.Потанин, А.Диваев, В.РадлоЕ) уже в ХІХ веке, теоретическое исследование духо ной культури казахского народа, взятой как целостный слое мировосприятия и миролозиания, т.е. как микология, практи ски еще не начато. Ложно отметить лишь попытки отдельных торов в этом направлении: исследование исторического соде жания в фольклоре (А.Маргулан, А.Коныратбаев), религиозно обрядовой практики, ео дсмусульманских корней (А.Т.Толеуб ев, F„М.Муста?ина), реконструкция микологических представ нил саков по археологическим артефактам (А.К.Акншев, А. Г. Медоев), исследования народной инструментальной музыки в русле семиотики текста (А.М.Йухамбетова, Т.Б.Сарыбаев), к туитивно-образное воспроизведение и познание духовной куі туры народа в литературно-художественной форле (м.Ауозов, Й.Есенберлин, Б.лжандарбеков, О.Сулейменов и др.). В силу отсутствия систематичности, преемственности, развитых но; исследования, единого понятийного аппарата и, самое главі в силу отсутствия социалного заказа в советский период, оти, сами по себе удачные и интересные работы, не привелі к.созданию и приращению единоЛ теоретической базы, форми ванию фундаментальных положений и теории.

За последние годы появился ряд интересных работ, ра

сматривавших феномен казахской культуры в различных аспе

ах.-кий и аныз как уникальное явление духовной культуры,

связанное с особенностями кочевого менталитета, реконстр

* Таракты А. Куй вежІре.-Алмати:КРАі4дС-Кссауи,І992;Карак ва І.К. ,-Ласанов М.Ш.Космос казахской культуры.~Алматы:Зв зия-,I59J; Касымжанов к.А. Дасымжанова -С.А.духовное насле казахского народа.-Алма-Ата:Изд.АЗВК,9Уа.

ция мировоззрения казахского народа, его духовной культуры как космоса, развитие духозной культуры казахов в ее наиболее напряженных, веркинных точках.

Познание духовного наследия казахского народа, его культуры в целом, предполагает выявление оснований культуры, ее логики, исследование присущего ей способа восприятия и познания мира через призму выработанных современной гуманитарное мыслью представлений о ритуале и Miije как основополагающих и движущих силах культуры, позволяющих ей определиться по отнесению к природе и другим культурам как специфический и самоценный способ суцествованил человека, о логике и закономерностях микологического и ритуального мышления. Подобное исследование казахской культури позволяет выявить эдновременко как ее уникальность по отноиенига к родственниц культурам, так и типологические характеристики неканонической (кочевой, паманской, устной) культуры вообще, которую казахская культура воплощает в наиболее яркой и завершенной рорме.

Цель и задача исследования, цель настоящего исследования состоит в определении специфики традиционной казахской сультуры через выявление миноритуалького содержания фоль-слорных текстов. В связи с этим выделены следующие задачи:

исследовать содержание и структуру эпоса "Алпамыс" как сражающих ритуал жертвоприношения, ритуальное мышление з >азе распада ритуального тождества;

показать природу, судьбу и атрибуты эпического батыра, шределеньые его рольи как манифестации Единого;

рассмотреть аниз квев Коркута как микологические тексты, '.е. как систему метарор, выр&кающих ми]) казахской культуры, ознание ею смысла бытия, отношения жизни и смерти, времени

вечности;

установить творческую роль шамана в казахской культуре,, аманскую ритуальиуо стратегий как формирующий.фактор каза-ской культуры;

проанализировать феномен кюк как специфического текста азахской культуры, его знаковую природу в свете генезиса з функции икс-говорения иаміна во время камлания.

Научная новизна работн связана с использованием струк-

- є -

турно-семантического и сравнительного анализа для выявления мифоритуального содержания казахских фольклорных текстов. Главным объектом исследования явились эпос "Алпамыс" (несколько его вариантов) и ряд аныз хюев (народных и Коркута.) Іогика и структура исследования выстроены в соответствии с эвристической мыслительной схемой Первоначало-Тождественное Кное, использованной, в частности. М.іуко для анализа западной культуры.

Такой подход позволил раскрыть и проанализировать особенности функционирования мира и ритуала в казахской культуре и связанную с этим специфику традиционной казахской культуры - особый способ социализации человека и его творче стЕа, логику культуры, получившую отражение в структурах сознания и языка, в национальном менталитете.

Полученные в ходе анализа фольклорных текстов результ; ты позволили сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

  1. Тотемная природа эпического батыра, его центральное ме то в ритуале жертвоприношения определяют его роль как прин ципа социального космоса. Нормативность, определенность, заданность существования батыра указывают на него как на Тождественное традиционной казахской культуры.

  2. Шаманизм как мировоззрение и способ существования соци ума, статус шамана как "избранника духов" и "живого бога" возникают как дополнение механизма жертвоприношения предеї влениями об обратном жертвоприношении ино-существ.

  3. В рамках схемы Первоначало-Товдественное-йное, Иное в лице шамана оказывается истоком казахской культуры, ее творческим началом.

4. Бытие в казахской культуре обращено (ищет свой смысл) ; к своему центру, а к границам небытия, иного мира. Камлан баксы есть творение хюя-мифа, но не как членораздельной речи, а как ино-говорения, изначального несловесного Лого

  1. Феномен кюя, его семиотическая, природа и психотерапев ческий эффект непосредственно связан со спецификой Иного казахской культуре. Кии как ино-говорение обращен к Иному самом человеке, к его бессознательному.

  2. Существует две ритуальные стратегии работы с хаотичеі

анонкческая (модель жертвоприношения) и шаманская (модель амлания).

7. Стратегия иамама формирует особуо природу и способ функ-ионирОЕВния мира и ритуала в казахской культуре, а также поооб существования культури как коммунитас.

Теоретической и методологической основой исследования зляются работы классиков мировой и отечественной .философии, ассматривающие вопросы мифоригуальнах основании традиционной /льтуры, мифоритуального мыслекия. аля выполнения поставлених задач в качестве .материала были привлечены казахские зльклорние текста (эпосы, сказки, аныз и др.), фольклор род-гзенных народов, работы по этнографии и фольклористике наг-эдов Сибири, по лексике и этимологии казахского языка \.Т.Каидаров, Е.Е.аанпеисов) и др. Для анализа фольклорних гкстоа были использованы методы к подходи, разработанные ік в рамках отечественной аколы (О.М.Фрейдеиберг, п.Э.Го-эсовкер, З.Н.Топоров, Б.С.Семекцов), так и в рамках француз-сого структурализма (К.Леви-Строе) и постструктурализма (М. гко, Р.Еарт), а такде английской социальной антропологии З.Тернер), семиотики текста (Ю.Юотман), келресемиогики и ійролингвистики (А.Р.Лурия, Р.Якобсон, В. 3.Иванов).

Теоретическая и практическая значимость работ.Tecpetu-іская значимость работы связана с вадиинутыик в ней на ос~ іве анализа миЬоритуального содержания фольклорных текстов їложениями о специфике традиционной казахской культуры, фаботанные подходы к работе о фольклорным материалом могут :ть использованы е дальнейшей исследовании текстов традицией культуры. 8 работе предложен ряд этимологии и иитер-ютаций слов казахского языка, экспликация вложенных в них їхаичоским сознанием семантик. Подобная практика представ-ется перспективной лля выработки адекватного понятийного парата науки и философии на казахском языке.

Сформулированнне в ходе исследования положения нагут ть использованы в преподавании философии человека и обпе-ва, социальной гносеологии, культурологии, этнологии, г.иотики, .фольклористики, религиоведения и др.

Лолокщг/.я работы могут га-лзть зиачогшо для изучения на-онального менталитета и психологии, социологии градицион-го казахского общества, его социальных механизмов создания

и наследования информации, что должно представлять не только георо: оское, но и практическое значение для реформирования современного общества.

Научная апробация. Основные положения работы были изложены автором на I Международном симпозиуме-семинаре "Восток-Запад:диалог культур", философских школах молодых ученых, заседаниях и теоретических семинарах кафедри, а также в публикациях, указанных.в заключительной части автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения и списка литературы.