Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные начала национального самосознания Танирбергенова, Гульша Танирбергеновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Танирбергенова, Гульша Танирбергеновна. Нравственные начала национального самосознания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02.- Алматы, 1996.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема актуализации духовно-нравственных начал социальности особенно остоа в социально-исторических ситуациях, когда перед обществом, нацией, политическим руководством страны всегда встает вопрос об определении стратегических приоритетов и конкретных путях осуществления программы социально-экономической модернизации, демократизации политической системы, национально-культурного ренессанса. Увлечение сиюминутной прагматикой и узко понимаемой хозяйственной целесообразностью как основой реформаторских усилий не способно вывести социум из состояния стагнации. С другой стороны, призывы к консолидации и морально-политическому единству наций, столь необходимым в переходные эпохи, не могут содержать тенденций атомизации индивидов и их социальных связей.

Трудности, с которыми столкнулись Казахстан и другие страны СНГ в преодолении наследия тоталитаризма и движении к общецивилизованному типу социокультурного, политического и экономического развития во многом обусловлены девальвацией в массовом сознании нравственных ценностей и целей, утратой чувства принадлежности к сообществу, вытеснением на периферию смысло-жизненных и поведенческих установок интуитивно-очевидных норм человеческого общежития.

Как показывает мировой опыт, успех социальных реформ ь решающей мере зависит от преодоления несовместимости технократических и культуроцентристских сценариев модернизации, от соединения ценностей роста и развития с нравственными ценностями тра-_диционной культуры в национальном самосознании. В особенности данный тезис справедлив в отношении "запаздывающей" модернизации переходных обществ и социумов со смещенным типом развития. Плюральная детерминация'развития и нередукционистская методология построения его нормативно-прогностических моделей предполагают наличие неких базовых принципов, б'ытийно-онтологического основания ценностно-смыслового плана трансформации социальных структур. Актуальность темы и ракурса исследования настоящей диссертации заключается в том, что духовно-нравственные начала национального самосознания рассматриваются не как эпифеномен общеци-вилизационного процесса и его экономического базиса, а в качестве формообразующей основы социальной архитектоники.

Преимущественное обращение к специально философским аспектам темы не позволило в эксплицитной форме рассмотреть вопросы, относящиеся к нормативно-содержательной этике межнациональных отношений и конкретике национальной саморефлексии. Эта задача и не ставилась диссертантом, хотя, разумеется, именно реалии нынешнего положения дел с массовым и теоретическим самоосмыслением национального своеобразия являются проблемно-содержательным основанием, импульсирующим философскую рефлексию.

Степень разработанности проблемы. Хотя проблема нравственных аспектов национального самосознания является достаточно традиционной, но в отмеченном ракурсе рассмотрения степень ее разработанности крайне недостаточна. Существует обширная литература по проблэмам национальной культуры, такой же массив исследований морально-этических норм общения и регулятивов социально-ролевого поведения. Однако, как правило, эти исследования не касаются духовно-онтологической проблемы. Социология и метафизика нравственности распределяются по разным ведомствам, зачастую демонстративне игнорирующим друг друга. Философский анализ, даже конк-ретизируясь до социально-ситуационного подхода, включая в свой проблемный контекст тематизацию феноменов "жизненного мира" субъекта, редко принимает во внимание этносоциальные особенности менталитета. В отечественной философии ситуация усугублялась установкой на "философствование молотом" единственно верного учения, доктринальные рамки которого жестко предопределяли содержательно-тематические возможности философского мировоззрения. Ко всем попыткам анализа таких вопросов, как национальный характер, культурные типы, специфика психического и ментального склада разных народов тут же приклеивался ярлык национализма с coots' етствующчми оргвыводами. . А уж на темы онтологического статуса духовно-нравственных начал социальности нормами идеологической самооценки было наложено безусловное табу.

Тем не менее в социальной философии, философии культуры, исследованиях по проблемам нравственности, философско-методоло-гических работах духоЕно-онтологическая проблематика социального бытия и самосознания получила глубокую разработку. Общефилософские, диалектико-логические принципы анализа духовно-нравственных истоков 'становления общественного целого и способов его осмысления-переживания, заданных своеобразием типов интеграции в исто-

рически складывающиеся, в том числе этносоциальные сообщества были сформулированы в работах таких философов, как Абдильднн Ж.И.. Абишев К.А., Арсеньев А.С. Батищев Г.С. Библер B.C., Бородай P.M.. Гайденко П.П., Ильенков Э.В., Копнин П.3.. Лекторский В. А., Лосев А. Ф.. Мамардашвили М. К.. Мукашев 3. А.. Соловьев Э.D.. Трубников Н.Н., Швырев В. С. В этом же ряду следует указать работы по философии культуры Аверинцева С. С., Баткина Л.М.. Бахтина М.М., Выготского Л. С., Гуревича А.Я., Лотмана Ю. А.. Меле-тинского Е.А., Рабиновича В.А., Рубинштейна С.Л., Свасьяна К.А.. Топорова В. Н.. Хоружего С. С.

Долгое время проблемы национального самосознания практичес- -ки не исследовались в отечественной философии, поскольку национальное самосознание не числилось среди этнсобразующих признаков в сталинском определении наций. После известной дискуссии начала 60-х годов внимание к вопросам национальных особенностей самосознания возросло, появился целый ряд публикаций.

Проблеме национального самосознания и его специфике посвящены работы Агаева А.Г., Бромлея Ю.В., Гачева Г.Д., Гумилева Л.Н.. Джунусова М.С., Козлова В.И.. Кона И.С, Кушнера П.И.. Поршнева Б.Ф., Шелепова Г. В., Чистова К.В. В философском анализе национальной культурной традиции, ее мировоззренческого и нравственного смысла автор опирался на работы Аверинцева С.С, Бура-баеваМ.С.. Каратаева М., Касабекова А. К., Касымжанова А. X., Лихачева Д. С., Маргулана А. X., Нурлановой К. Ш.. Орынбекова М. С., Сегизбаева О.А.. Сулейменова 0.0., а также на традицию философствования в проблемном поле "национальной идеи", представленную в текстах Бердяева Н.А., Булгакова С.Н., Карсавина Л.П., Соловьева B.C.. Струве П.Ю., Трубецкого Е.Н.. Франка С.Л... Эрна З.Ф.

Методологические проблемы специально этического исследования структуры национального самосознания разработаны в трудах Акмамбетова Г.Г., Борзых В.В., Гусейнова А.А.. Дробницкого О.Г.. Дилигенского Г. Г.. Оссовской М., ' Степанянца М.Т., Согомонова Ю. В.. Толстых В. И.. Шишкина А. Ф., Харчева А. Г.

Самое непосредственное отношение к поднимаемым в диссертации проблемам имеют разработки социальных антропологов Л.Ле-ви-Стросса и В.Тернера, исследования по истории ментальное французких историков школы анналов Л.Февра. М.Блока, работы по этнопсихологии и этнофеноменологии таких авторов, как Вундт В.,

Гарфинкель Г.. Лацарус М., ЛебонГ., ШпетГ.Г.. Штейнталь X., Шгац А.. "понимающая социология" Вебера М.. теория культурно-исторических типов Данилевского Н.Я., Шпенглера 0.. Тойнби А., концепция осевого исторического времени Ясперса К.

В настоящее время нравственная философия, как и все совокупное поле философской культуры, находится в процессе глубокой содержательней трансформации, переосмысления традиционных и постановки нсвых проблем. Анализ духовно-нравственных начал личности и социальности освобождается от необходимости следовать априорным схемам и доктринальным критериям. Однако оборотной сторо-* ной тематического и методологического плюрализма зачастую оказывается содержательно-методологическая беспечность, логическая бессистемность, концептуальная непроработанность анализа.

Знакомство с литературными источниками показывает, что проблема нравственных начал национального самосознания нуждается прежде всего в философско-методологической рефлексии. Поэтому в качестве основной цели исследования выдвигаются логический, семантический и методологический анализ круга принципиальных проблем, связанных с социально-философским анализом духовно-нравственных детерминант нан/^нального самосознания. . Для реализации этой цели необходимо решение ряда промежуточных и сопутствующих задач как логико-методологического, так и содержательного плана:

  1. Провести принципиальное различение подходов, нравственной философии и нормативной этики к проблемам нравственного содержания этнического менталитета.

  2. Выявить роль и место нравственных начал в системе детерминаций этносоциальных отношений.

  3. Выявить динамику структурных и стадиальных изменений схем становления нравственной и национальной идентичности личности.

  4. Проанализировать механизмы порождения этнических ценностно-смысловых позиций "иы-они" как контекста диалектики общечеловеческой нравствекнссти и специфической определенности зтоса культурно-этнической общности.

Целью и задачами исследования определено своеобразие его методологических принципов.

В философское осмысление нравственных начал национального

самосознания вовлекаются, как правило, наборы метооологических

ч/ альтернатив, а не ставится вопрос о содержательном предпочтении

и выборе отдельных доктрин, теорий, или систем мировоззрения. Для реализации этой методологической установки по преимуществу использованы приемы построения схем, связанные с разработкой идеально-типических моделей процессов, включающих в себя отношение рефлексивности. Принципы такого подхода содержатся в классических системах диалектики, презде всего в основоположениях философского трансцендентализма, методе Маркса, в современных разработках проблем методологии социального познания и философс-ко-психологического анализа духовной сферы жизни, в методологических новациях современной культурологии.

Специфика используемых методологических средств и их адекватность предмету исследования определялась, исходя из конкретного содержания решаемых проблем и поставленных задач.

Научная новизна исследования.

1.. Элементы новизны содержатся в формулировке цели, задач, избранном ракурсе рассмотрения и способах исследования.

  1. Научная новизна диссертации определяется также выдвижением и реализацией теоретико-методологической концепции философского анализа духовно-нравственной сферы этнической саморефлексии. '

  2. Во многом по-новому рассмотрена диалектика сосуществования и интеграции социальных структур и институтов, внеструк-турных метанормативных ценностей межличностного'общения и субъ-ектишю-личностных нравственных смыслов в становлении нравственных начал национального самосознания.

  3. Поставлена проблема и проведено исследование специфики национального самосознания через этнодифференцирующую и этнооб-'разующуга оппозицию "мы-они". В этой связи основное концептуально-логическое содержание проблемы нравственных начал национального самосознания определено как противоречие формы общеобязательности и безличности нравственного долженствования и различия субъектов присущности и объектов вменения^моральных требований в зависимости от этнической антитезы "мы-они".

  4. Выделены элементы, виды, типологические особенности национальных смысло-образов как знаково-символических проекций нравственных начал социальности и этнического самосознания. Рассмотрен ряд национально-культурных " личностных образцов" и нифпоэтических символов как идеально-сшслових форм преодоления

ассиметрии нравственной саморефлексии и моральных санкций социально-ориентированного поведения.

  1. Предложено понятие и дан развернутый анализ специфической логики /"идео-логики"/ моральных суждений, действенной внутри непрестанно изменяющейся конфигурации соотношения альтернативных систем ценностей и нравственных приоритетов национального самосознания.

  2. Исследованы механизмы идеологизации смыслов и натурализации рефлексивных структур национального самосознания. ;

  3. Схемы макро-социальной интеграции и пути реализации солидарных общенациональных интересов рассмотрены в критически-сопоставительном анализе этического содержания идеально-типических форм "Рынка" и "Традиции" как модели структурирования межиндивидуальных взаимодействий.

В диссертации обосновываются и выносятся на защиту следующие положения:

  1. Общая концептуальная перспектива философской постановки вопроса о способах интеграции индивидов в этносоциальные сообщества задается проблемно-смысловым контекстом онтологии духовно-нравственных начал лнчгости и социальности.

  2. Важнейшим методологическим требованием теоретического исследования нравственных начал национального менталитета является преодоление их субстанционально-натуралистического отождествления.

  3. Типологической особенностью национального самосознания является осознание этнической оппозиции "ыы-они". Интегративная функция наодонального самосознания реализуется через взаимное различие и сопоставление этносов, чем обусловлена антиномически-напряженная диалектика отношения "этос-этнос".

  4. Нация есть устойчивый социокультурный контекст самоидентификации и личностного общения, в котором происходит преобразование безотносительности и надситуативных нравственных императивов в субъективные максимы, содержательно определенные принципы нравственных убеждений и моральные нормы социально-ситуационного поведения. Понятие родины - коренная этическая форма личной и социальной самоидентификации.

  5. Национальная самоидентификация личности - подвижный синтез личностных смыслов, мотивов, убеждений и общепринятой иерар-

эсии ценностей, внешненормативных .предписаний, объективированных "значений. Таким образом:

  1. Общечеловеческое и национальное являются не самодостаточными субстанциональными основаниями, но абстрактно-всеобщими сторонами нравственного самоопределения личности.

  2. Духовно-нравственные начала национального самосознания -единственная инстанция, противостоящая солидарному репрессивному воздействию на него этатистски-общинных и частно-собственнических отношений зависимости как универсальных механизмов социальной детерминации человеческих взаимоотношений. Этическая проблема состоит не в выборе между рыночной регуляцией и традиционалистскими архетипами становления социальности, но в нахождении исторически конкретной меры ответственного отношения между началами индивидуальной свободы и ценностями сообщества.

  3. Классовый и сословно-корпоративный партикуляризм моральных систем не служит непреодолимым препятствием для развития общеэтнического самосознания на основе духовно-нравственных констант. В поисках действенных программ достижения национального единства необходим выход на новый уровень рациональности. Качественная целостность и нередуцированная самобытность национальной культуры, ее базовые нравственные ценности могут проявиться в условиях сегодняшнего Казахстана прежде всего в кок-тексте решения единой общенациональной проблемы - вхождения социума в мировую либеральную цивилизацию.

9. Национальные культурные традиции, встроенные в социум-
но-цивилизационные структуры, являются механизмами допуска ду
ховно-нравственных оснований межличностных и межгрупповых отно
шений. В то же время на место завершенности и заданности кодифи
цированных . норм и моделей самоидентификации встает задача нравс
твенной саморефлексии как постоянно возобновляемой национальным
самосознанием проблематизации смысла культурных архетипов.

10. Гражданское общество и демократическое правовое госу
дарство в современном мире являются универсально значимыми ' об
щественно-историческими формами совпадения личной свободы и со
циальной законосообразности, предметно развернутым пространством
нравственной ответственности индивидов за сохранение и упрочение
национально-культурной самобытности. Поэтому неизмеримо возрас
тает и качественно модифицируется роль творческой интеллигенции

Казахстана в национально-государственном строительстве, меняются задачи социально-философской мысли как формы нравственной саморефлексии национального самосознания.

Всем выше сказанным определяется научно-практическая значимость работы. Разработка круга вопросов, связанных с философским анализом нравственных начал духовно-онтологические истоки как творчески-продуктивных, прогрессивных, так и деструктивных тенденций развития социокультурного целого, сыграть позитивную роль в разработке неутошческих программ национальной модернизации. Логико-методологические принципы подхода, выводы, положения, философский и культурно-исторический материал, содержащийся в диссертации, могут быть использованы при проведении занятий по философии, культурологии, этнолингвистике, этнической и социальной психологии, педагогике.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и культурологии Института повышения квалификациии преподавателей вузов Казахского государственного национального университета имени Аль-Фараби. Основное содержание .диссертационной работе излагалось в теоретических и публицистических статья^-,, в докладах и сообщениях на конференциях и семинарах.1 Ряд проблем, поставленных в работе, нашел отражение в разработанных автором официальных документах, докладных записках, справках и т.д.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.