Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общечеловеческие основы нравственности и их значение для развития личности (в общественно-политической мысли России конца XIX - нач. ХХ века) Пустовалова, Елена Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пустовалова, Елена Ивановна. Общечеловеческие основы нравственности и их значение для развития личности (в общественно-политической мысли России конца XIX - нач. ХХ века) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02.- Санкт-Петербург, 1992.- 16 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из главных проблем современного общества является необходимость восстановления нравственности, ибо нравственность, будучи основой нормального развития личности и фундаментальным условием благополучного существования общества, в нашей стране подверглась серьезным деформациям, а что касается последних лет, то существует основание говорить о деградации нравственности. В связи с этим философский анализ проблемы нравственности приобретает особую актуальность.

- Парадоксальность.-последних десягилетий-нашего развития ни в чем быть может, не проявилась так ярко, как в уничтожении нравственности посредством весьма своеобразного ее возвышения, выразившегося в подчинении ей всех других сфер и измерений человеческой жизни. Было провозглашено, что нравственность не есть нечто отвлеченно-безжизненное, отличное от экономики и политики, как это имело место до сих пор, что "при социализме" экономика и политика впервые сливаются с нравственностью и тем самым впервые наполняются реальным гуманистичееким содержанием, служат настоящему и будущему счастью человекат и человечества.Это называлось конкретным гуманизмом и противопоставлялось гуманизму аб-етрактному - благородному, якобы, в своих уотремлениях, но оторванному от задач практического облагораживания жизни и потому являющемуся, в лучшем случае, лишь ложным, иллюзорным гуманизмом. Теперь вряд ли кому надо объяснять, что именно наш "конкретный" гуманизм оказался дальше от нравственности, чем какой—либо другой, что экономика, призванная стать самой человечной, оказалась ни с чем не сравнимой по своей бесчеловечноати, а политика, провозгласившая своей целью самоосвобождение от буржуазной и прочей лжи, стала политикой беспрецедентного цинизма,.Теперь никому не надо объяснять, что так называемый "абстрактный гуманизм", аппелирующий к абсолютным человеческим ценностям, — это и есть гуманизм конкретный, а то, что мы называли гуманизмом конкретным, — это не гуманизм вообще. Но отсюда вовсе"не следует, что прежнее тоталитарное сознание, не расчленявшее экономику, политику и нравственность, сменилось "новым мышлением". Похоже, что "новое мышление" — это иной раз все то же тоталитарное сознание поменявшее знак. Если раньше считалось, что нравственная эконо—

мика не может быть основана на товарно—денежних, рыночных отношениях, что нравственность - это нечто более высокое, чем деньги, теперь пепед нами тот же тоталитарный тип мышления, стремящийся отождествить вечное, абсолютное с преходящим и относительным, или, говоря конкретнее, опять, хотя и на новый лад, отождествить экономику с нравственностью. Это очень важно понять: рыночная экономика вообще не может утвердиться сколько-нибудь основательно, если ее требования провозглашаются высшими ценностями бытия. Человек не может и никогда не сможет примириться с тем, что весь смысл его существования сводится к тому, чтобы больше зарабатывать /пусть даже самым честным путем/ и жить лучше соседа. Челове— ку нужен контакт с миром абсолютного, который /контакт/ и обеспечивает такая "форма общественного сознания", как нравственность.

Смена исторических типов деятельности /экономической в том чиле/ немыслима без глубоких духовных революций, без коренной перестройки всей системы человеческой мотивации, то есть наряду с экономической революцией, политической революцией,-которые у нас происходят, нам нужна и третья революция — революция нравственная, нравственное возрождение нашего общества. Это является важным и фундаментальным процессом, от которого будет зависеть успехх во всехх других областях — экономической, политической, культурной.

Истинное представление о нравственности, которое утрачено марксистской философской мыслью, да и в других философских направлениях не имеет четкости, хорошо выражено в русской философии конца XIX нач.XX века /В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, С.Булгаков и др./. Суть нравственности состоит в том, что она есть не что иное, как/непосредственное выражение общественной природы человека, в силу чего нравственность оказывается соединительным звеном между индивидом и человеческим коллективом во всяком обществе на всех этапах исторического развития. Разрушение нравственности есть разрушение общества и деградация личності ибо нравственность и есть то, что делает индивида зрелой, сформировавшейся личностью, то есть то, что делает человека именно человеком.

Активное внедрение в нашу сегодняшнюю культуру основопо-

лагающей этической ориентации на безусловное, характерной для В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Л.Франка и др., одно из лучших лекарств против новейших форм цинизма и нигилизма.

Состояние исследования проблемы. Интерес к русекой философии в наше время постоянно возрастает. Опубликованы произведения многих русских философов, не публиковавшиеся многие десятилетия. Лишь в последнее время в нашей литературе появилиоь работы, посвященные анализу русской философии.Особенно интересными представляются работы самих русеких философов /В.Соловьева, Н.Бердяева, С,Франка, С.Булгакова, Л.Карса— вина, К.Леонтьева, П.Флоренского, Н.Федорова, Г.Федотова/ по данному "вопросу. Интересны также работы Зеньковского" ВтВ., Лосева А.Ф., Лосского Н.О. Необходимо отметить и других авторов, занимающихся разработкой данной проблемы: Апресян Р.Г., Быстрицкий Е.К., Введенский А.И., Галактионов А.А., Дробниц-кий О.Г., Ермичев А.А., Никандров П.Ф., Титаренко A.M., Титов А.В., Шишкин А.Ф. и др. Однако, несмотря на такое разнообразие литературы,_ проблема__нравственности в русской фил.ософии требует дальнейшего теоретического исследования.

Цель и задачи исследования. Диссертация имеет целью проанализировать некоторые проблемы нравственности и их значение для развития личности в аспекте русской философской мысли конца XXIX нач.XX века. В связи с этим решаются следующие задачи:

Рассмотрение основных концептуальных элементов нравственности;

анализ свободы как категории нравственности;

проблема добра и зла как основа субъективных нравственных регуляторов личности;

- рассмотрение основных принципов общественной жизни /нрав
ственный аспект/;

раскрытие проблемы общественного идеала в трудах С.Л.Франка и Н.Бердяева;

анализ проблемы нравственности в философии Вл.Соловьева.

Методологическими основами исследования послужили теории исторического и диалектического материализма, методологические разработки русскихх и советских ученых, непосредственно касающиеся общечеловеческих проблем нравственности в русской фило—

софии.

Научная новизна диссертации состоит б следующем:

в диссертации дано обоснование понимания нравственности как системы общечеловеческих ценностей. Для цели такого обоснования использованы идеи Гегеля, данные им в работе "Философия духа" и идейное наследие русских ффилософов конца XIX нач. XX века /Вл.Соловьева, С.Л.Франка, Н.Бердяева и др./;

главными пунктами, в которых выявляется общечеловеческий характер нравственности оказываются основные'ее категории: свобода, добро и зло,' справедливость, долг и общая эмоциональная основа нравственности — чувство стыда, чувство жалости, чувство благоговения;

общечеловеческий характер главных категорий нравственности состоит в том, что они выражают общую духовную основу человека и тенденцию общечеловеческого прогресса;

общечеловеческий характер главных нравственных чувств заключается в тождественной природе BGero человечества, сложившейся в ходе эволюции и развитие ее в ходе социальной истории;

рассмотрение нравственности как системы общечеловеческих ценностей позволило понять историю как диалектический противоречивый процесс, в котором коллизии социально-экономического и политического развития оказываются в неодинаковом отношении к нравственному общему духовному прогрессу, к совокупному результа социальной истории человечества.

Практическая значимоеть диссертации : результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа проблем общечеловеческих основ нравственности, в курсах лекций по философии и теории личности и спецкурсах по данной проблематике.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в ряде публикаций, в выступлениях на научно—теоретических конференциях. Диссертация обсуждена на кафедре теории современного общества философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы. Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы.