Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественная и личная жизнь советского человека: единство и различие Любин, Дмитрий Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Любин, Дмитрий Владимирович. Общественная и личная жизнь советского человека: единство и различие : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.- Свердловск, 1989.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-8/2796-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Одно из ключевых положений перестройки заключается в утверждении всестороннего развития человека как конечной цели социальных преобразований. Вся совокупность проблем, связанных с личность», становится особенно актуальной в современных условиях.

Возврат к ленинскому пониманию диалектики классового и общечеловеческого, обращение к проблемам гуманизма с необходимостью требует особого внимания к слабо изученным проблемам теории личности. Личная жизнь как особое социальное явление, как определенный "срез" всей человеческой жизнедеятельности выступает одной из таких недостаточно разработанных проблем.

Анализ тенденций развития и функционирования личной жизни обусловливает поиск оптимальных путей активизации человеческого фактора, раскрытия жизненного потенциала личности.

Внедрение в стране новых форм организации экономической и политической деятельности, расширение сферы личностных прав и свобод остро поставили проблему диалектики общественной и личной жизни. В этой связи актуальным представляется исследование исторической эволюции и современного состояния личной жизни человека в советском обществе. Огульное, одностороннее утверждение примата общественного над личным, подавление высоких несанкционированных жизненных проявлений выступает одним из истоков таких негативных явлений как конформизм, потребительство, безынициативность. Изучение негативного и позитивного исторического опыта взаимодействия общественной и личной жизни позволяет глубже понять сложные и противоречивые процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, выработать конкретные рекомендации по решению тех или иных проблем обогащения личной жизни трудящихся при социализме.

Одной из неотложных задач, стоящих перед общественными науками, является необходимость комплексного, целостного изучения человека. Рассмотрение в качестве объекта анализа общественной и личной жизни человека позволяет затронуть не только вопросы теории научного социализма, но и также широкії) психо-

логическую и этическую проблематику.

Степень разработанности проблемы

В советской философско-социологической литературе процессы, связанные с различными аспектами становлення и функционирования личной жизни, получили обстоятельное освещение. В работах Р.Ф.Абульханова, Е.А.Ануфриева, Л.М.Архангельского, Б.Биттигхе-фера, С.М.Ковалева, И.И.Кона, К.И.Лапина, М.й.Яифанова, B.C. Морозова, Х.Ф.Сабирова, Ю.В.Савина, В.Г.Синицына, Г.Л.Смирнова, В.Г.Смолянского, С.Г.Спасибенко, И.И.Травина и ряда других исследователей в той или. иной степени затрагиваются вопросы диалектики общественной и личной жизни. При этом понятие "личная киань" трактуется неоднозначно.

Следует отметить, что лишь немногие исследователи выделяют личную жизнь человека в особый объект научного анализа. В качестсе отдельной проблемы, Бопросы, связанные с личной жизнью как целостным явлением, обладающим своей качественной спецификой, рассматриваются в работах Б.Биттигхефера, Э.С.Ис- хакова, Л.Н.Когана, О.Н.Смолина. Но и-здесь исследователи вкладывают различное содержание в исходное понятие.

Для социально-философского анализа личной жизни особое значение имеет позиция, высказанная Л.Н.Коганом, в соответствии с которой ото понятие следует рассматривать сквозь призму общественных отношений.

Проблема освоения общественных отношений, становление их как отношений личностных только в последнее время стала , интенсивно разрабатываться в советской философской.литературе (Ю.Г.Волков, Л.Н.Коган, Б.К.Лебедев, Т.М.Шатунова и др.). Однако степень разработанности теории личностной формы обществе[ ных отношений как основы личной жизни остается еще крайне недостаточной. Психологические аспекты проблемы освоения общественных отношений раскрываются в работах советских психологов (К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.А.Выготского, Д.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Г.С.К/>стюка, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия и др.). В их трудах рассматриваются механизмы перевода общественных отношений во внутреннюю структуру личности, при этом обычно не затрагиваются философсжо-социологические

грани проблеми.

Наиболее подробно тема личной жизни представлена в советской и зарубежное историко-философской литературе и литературоведении (исследования Ф.Н.Арского, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, А.Бошіара, іІ.Бузескула, А.Воллана, Л.Гиро, В.Н.Гращенкова, А.Я. Гуревича, Г.С.Кнабе, В.И.Рутснбурга, М.Е.Сергеечко и др.). Но эти исследователи обычно ограничиваются историческим подходом к анализируемому явлению.сама же личная жизнь на наступает специальным объектом их анализа.

Б течение последнего времени фактически не исследовались теоретические рабработки по этой проблеме философов, социологов, экономистов, демографов 1920-1930-х гг. (А.Гастев, А.Зал-кинд, И.Ильинский, В.Керженцев, С.Третьяков и др.).

Автором следующим образов определяется иель диссертационного исследования - проанализировать с философско-социалоги-ческих позиций диалектику общественной и личной жизни, исследовать их противоречивое взаимодействие и взаимопроникновение в условиях социализма.

Реализация поставленной цеди предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. Определить сущность и содержание понятия "личная еизнь";

  2. Бцделить основные факторы, детерминирующие процесс ее зтановления и развития, рассмотреть тенденции и противоречия личной жизни в досоциалистических формациях;

  3. Раскрыть позитивное содержание, а также сущность и трмчшы деформаций личной жиэнн современного советского человека;

  4. Рассмотреть основные противоречия, пути и фарвд развития личной жизни в условиях радикального обновления советского общества.

Теоретической и методологической основой работы явились [роизведения классиков марксизма-ленинизма, в которых разрабо-!аны основные методологические положения изучения нндивидуаль-юй жизнедеятельности человека. В работе автор опирается на еоретические положения материалов ХХУП съезда КПСС, XIX Все-

союзной партийной конференции, пленумов ЦК КПСС, на выступлениях руководителей КШС по вопросам активизации человеческого фактора и ряду других теоретических проблем, представляющих интерес для нашего, исследования.

Используется теоретическое наследие по проблемам личности и личной кизни, советских партийных и государственных деятелей 20-30-х гг.

Научная новизна работы. Диссертационная работа является одной из первых попыток социально-философского исследования личной жизни человека. Таким образом, ее научная новизна заключается как в самой постановке проблемы исследования, так и в обосновании способа решения поставленных задач. Положения диссертации, содержащие определенную научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

разрабатываются основные принципы социально-философского исследования личной жизни и дается критический анализ методологических основ концепций, исследующих это явление;

в качестве основы личной жизни рассматривается личностная форма общественных отношений;

понимая личную жизнь как особый "срез" всей человеческой жизнедеятельности, в работе выделяются структурные элементы личной жизни, в частности, производственная сфера, подробно анализируются проблемы ее развития;

дается социально-философский анализ эволюции личной жизни на протяжении истории человечества, сделана попытка выделить основные противоречия и тенденции ее развития в различные эпохи, при этом основное внимание обращается на содержание личной жизни человека в современном социалистическом обществе;

детально анализируется проблема развития личной жизни в условиях перестройки всех сфер жизни советского общества, исследуется значение процесса создания правового государства для обновления личной жизни;

раскрываются основные противоречия и пути развития личной жизни в производственной сфере в результате коренной перестройки производственных отношений.

Результати теоретического анализа могут быть ксгюльзошшы для дальнейшей разработки и конкретизации проблем развития личной *:изни человека.

Использование омпнрического материала, отра»ающг:.-го реальный проблемы и противоречия процесса развития личной жизни ь условиях: перестройки советского общества, позволяет виявить социальной резервы активизации человеческого фактора, копалы побшієння творческой активности трудящихся.

Результати исследования могут также найти пршаиениз в таких темах, курса научного коммунизма как "ДухоЕиая кизнь со-гіналистичеокого общества", "Личность в системе социалистических общественных отношений" и др.

A!lJ2S6a^ijjt_jgadoTu, Оеношше положения диссертационной работы докладывались на н.яучло-практическ'лх конференциях "Духовное богатство социалистического общества" (Еалакоэо, І9І37), "Соїш-алыю-философские проблеми челонска: Седьмые Всесоюзные философские чтения шлодш учених" (Москва, 1937), "Седьмые Уральские социологические чтения" (йкевск, 1988). Теоретические положения диссертации неоднократно обсуждались на '.заседаниях кафедри научного коммунизма и социологии философского факультета Уральского университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введення, двух глаз, заключения и списка литературы. Наложена на страницах; библиография включает- наименования.

ОСНОВНОЕ СОЛШіАНіій PABOTU

^ введении обосношааеі'ся актуальность тема, определяется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, излагаются осношгае положения работы, раскрывающие еа нопиому.

В первой главе "Личная жизнь.как филэсофскб-социологическая категория" подробно анализируются различные позиции в определении содержания и сущности понятия "личная жизнь". Наиболее распространена попытка с ведеш), я личной кнзни к непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, даже подчас

_ 7 -

только к его интимной жизни (Е.А.Ануфриев, Л.М.Архангельский, С.Г.Спасибенко и др.). Истони этой точки зрения восходят к обыденному, ненаучному отождествлению личной жизни и быта. Ііри этом не учитывается, что личная жизнь и быт представляют собой во многом пересекающиеся, но далеко не тождественные сферы жизнедеятельности. Другой позицией выступает понимание личной жизни как всей жизни личности (Э.С.Исхаков). Такое расширительное ее толкование не позволяет выявить сущность личной жизни, ее специфину в соотнесении с другими областями жизнедеятельности.

Автор детально исследует и иные точки зрения по этой проблеме.

йа мнении диссертанта, личная жизнь выступает в качестве деятельности, в основе которой лежит личностная форма общественных отношений, т.е. общественные отношения, которые освоены личностью, вошли в ее структуру.

Своеобразие личностной формы общественных отношений во многом определяет и особенности личной жизни человека. Личностные общественные отношения обладают относительной самостоятельностью от целостной системы общественных отношений. Их освоение происходит через призму индивидуальных социальных и социально-психических качеств человека. Относительная самостоятельность личностных общественных отношений обусловлена и тем, что при их формировании особую значимость приобретает тип социальной связи людей конкретного общества, тип социальной регуляции, которые образуют если не структуру общественных форм, то их своеобразную "межклеточную плазму" (Ю.Н.Давыдов). Такой подход к исследована личной жизни имеет не только гносеологичское, но и онтоло-гичоское обоснование. Перевод общественных отношений во внут-рений план личности, формирование их личностной формы всегда происходит через взаимодействие человека с другими индивидами, оно опосредовало способом включения человека в общество. Эту важнейшую роль опосредующего фактора выполняет тип социальной связи. С относительной самостоятельностью личностных общественных отношений связана, как полагает соискатель, и историческая устойчивость, своеобразный "социальный консерватизм" личной жизни. Радикальные изменения общественных отношений не ведут

автоматически к адекватным преобразованиям в ней. Попытка же ускорить, форсировать этот процесс не только не дает положительного результата, но более того, деформирует личную жизнь, а нередко приводит к глубоким личным трагедиям.

Многообразие общественных отношений, одновременное существование как социалистических, так и несоциалисгических их типов, наличие различных типов социальной связи и регуляции в современном советском обществе обусловливает противоречивость самих янчностных общественных отношений. Это в свою очередь вызывает ряд серьезных противоречий между общественной и личной кизнью. Естественная ограниченность человеческой практики конкретными занятиями в тех или иных видах социально-практической ;еятельности, индивидуальный характер присвоения общественных «ношений ведут к неравномерности формирования сущностных сил шднвидов, к относительной автономности личной жизни.

Человек может быть включен в различные системы деятельности, го при этом личный характер приобретают лишь те из них, которие ісваиваются человеком, становятся для него "своими", свободно реализуемыми.

Иными словами, личная жизнь - это тот круг жизнедеятельнос-и человека, который освоен им, и превратился в глубоко личное :го дело. Проблема заключается и в самом характере деятельности, рактуемой как личная жизнь, а именно- d степени социальной сво-іодц ее выполнения. К.Маркс различал деятельность, выполняемую :ак социальную обязанность, и представляющую нечто внешнее, шнужденное для личности, и деятельность как естественную .еобходимость (самодеятельность) . С последней и связана лич-ая жизнь. Ее неотъемлемой характеристикой выступает превращено в подлинную самодеятельность.

Таким образом, личная жизнь - это основанная на личностных о'щественшдс отаояенннх свободная жизнедеятельность, в которой аиболее полно проявляется самореализация человека. акой подход к личной жизни как к деятельности, основанной на нтериоризованных общественных отношениях, свидетельствует о е тесной взаимосвязи с общественной жизнью. Вместе с тем,

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Г.26. ч.З. С.256.

общественная и личная жизнь не были п не буцут тождествгнш. Существенные различия мевду ними будут сохраняться и на болев поздних этапах мироьоії историк. Это связано с естественной ограниченность» человеческой практики, с гигантским разнообразием человеческих способностей, потребностей и интересов, наконец, с неизбежными различиями в психо-физиологических качествах человека. Естественно, что пел совокупность этих факторов накладывает неизгладимый отпечаток и на личную кизнедеятельность.

Лкчная жизнь человека как особая сфера его ишзнедептелыюс-ти представляет собой сложное структурное образование.

Критически рассматривая имеющиеся варианты структурирования исследуемого явления, соискатель выделяет производственную и непроизводственную сфс>ры личной жиани, внутренний мир и виеа-їгов ее область, интимную жизнь личности, которая по мысли диссертанта не сводится только лишь к отношениям между полами, а включает в себя самое глубокое и сокровенное для личности. Рассматривая в качестве критерия дифференциации степень "открытости" (или же "закрытости") от взора окружающих тех или иных событие, явлений, относимых к личной жизни, по мысли автора, целесообразно разграничение автономной и гетерономной ее сфер.

Личная жизнь представляє? собой сложное взаимодействие необходима и случайных свойств и связей. Автор говорит о необходимом характере обусловленности личной жизни конкретной системой общественных отношений и социальных связей, в которые включен индивид. В течение долгого времени негативные проявления личной жизни советских людей (преступность, пьянство, политический инфантилизм л т.д.) рассматривались лишь в качестве "пережитков капитализма", или результатов "воздействия буржуазной пропаганды", т.е. на уровне случайного.

Лишь глубокий научный анализ, проведенный после апрельского (1955; Пленума ЦК КПСС, позволил выявить обусловленность этих явлений деформациями самих социалистических общественных отношений. Личная жизнь пронизана диалектическим взаимодействием возможного и действительного. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятельности людей, которая успеаша лишь в том случае, если она строится с учетом присущих действительности объективных воз-

можносте!!. Взаимодействие общественной и личной жизни может бить рассмотрено также п свете диалектики категорий обгаего и отн.ель-Horo_._ Как всякое отдельное, личная жизнь несомненно богача обцего - общественной жизни. Однако общее глубке отдельного, ибо із "счетом" виде включает в себя вес типи личной жизни. исследование личной жизни невозможно боа вияснений соотнесения в ее содержании общечеловеческого и классового.

Безусловно, образование личностной формы общественных отношений, а следовательно, и своеобразие личной хияни, обусловлено классовой принадлежность!?) индивида.' Однако, по мнении соискателя, в личной жизни,как в никакой другом виде человеческой жизнедеятельности, мочно видеть приоритет общечеловеческого. Именно поэтому в работе указывается, что проблема исследования личной яияня заключается не в постоянно'-; противопоставлении социально-экономических систем, а в. поиске общих для них тенденций развития личной жизни, ее преемственности.

Автор дает анализ развития личной жизни в досоциалистических формациях, рассматривая в качестве основного детерминирующего фактора тип социальной связи. Лервум ее историческим видом . была общинно-родовая связь. «Іменно община как "поле" деятельности индивида опосредовала любые жизненные проявления. Общинному типу социальной связи был свойствен в первую очередь индивидуально-личностный характер. Существенной характеристикой общинного типа социальной связи здесь выступает узость, локальность социальных отношений, ограниченность их лишь рамками данной "формы общения" (К.Маркс). В условиях обіциш человек не мог существовать иначе, чем непосредственно-коллективным образом, он фактически полностью совпадал со своей социальной оирпделенностью. При этом традиционализм - строго нормативная система форм общения, ритуалов и обычаев - выступал неотъемлемым качеством личной жизни индивида.

Автор рассматривает выделение и обособление личной жизни на этапе разложения первобытно-общинного строя, подчеркивая, что впервые говорить о личной жизни как особом общественном явлении можно лишь применительно к античному миру. В главе анализируется личная жизнь представителей различных социальных групп античности - рабов и свободноровденных, ремесленников,

- II -

женщин и т.д. Такой же способ рассмотрения был применен и при анализе феодального общества, где характеризуется личная жизнь феодально зависимых крестьян, рыцарства, средневековых ремесленников.

Радикальные изменения в личной жизни людей начались в связи с переходом от феодального к капиталистическому способу производства. Начало становления нового типа социальной связи -товарно-денежного - обусловило формирование нового типа личной жизни, в первую очередь - личной жизни творческой интеллигенции, формирование которой в качестве особой социальной группы происходило именно в эпоху Возрождения.

Диссертант дает анализ развития личной жизни человека в современном капиталистическом обществе.

Современному капитализму удалось создать действенные стимулы развития личной жизни как в непроизводственной, так и в производственной сферах. Переход от "индустриального" типа экономики к экономике "научно-технической" выдвинул задачу становления таких типов человека, которые были бы "индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными" , создания соответствующего'типа личной жизни. Автор отмечает, что анализ тенденций развития личной жизни в современном буржуазном обществе свидетельствует об ослаблении ее зависимости от социально-классовой принадлежности, которая становится все менее заметной, приобретает все более опосредованный характер .

Однако новый этап развития капиталистической системы порождает и новые антагонистические противоречия, новые проблемы на пути обогащения личной жизни.

Во второй главе диссертации "Личная жизнь советского человека" диссертант анализирует личную жизнь как социальное явление с первых лет Советского государства. Ее развитию в 20-е гг. способствовали условия нэпа , повышение степени личной безопасности граждан, расширение личной инициативы,

  1. См.: Социальный прогресс в современном мире.//Коммунист. 1988. » 7. С.88.

  2. См.: Ажаева B.C., Данилов СЮ. Политическое сознание масс: фрагментация и точки соприкосновения // США: Экономика. Политика.- Идеология. 1989."* 4. С.34.

' '- - 12 -

личных прав и свобод, ііереход от политики "военного коммунизма" к товарно-дене?шому типу социальных связей обусловил расширение "поля" свободного выбора личности, раздвинул границы личной жизни. Сам характер переходного периода с его многоукладностью экономики, с остатками эксплуататорских классов в социальной структуре, с существованием феодальных и даже партиархальных отношений в ряде районов страны вызывал существенную дифференциацию личной жизни. В эти годы велись широкие дискуссии по вопросам строительства нового быта, в которых в значительной степени затрагивались и вопросы, связанные с личной жизнью. Диссертант критически рассматривает сложившийся стереотип вычленения двух полярных позиций - "левацкой" и "истинно марксистской" и выделяет четыре, по его мнению, отчетливо выраженных точки зрения :

а) Предельный индивидуализм в личной жизни, отрицание ее
взаимосвязи с общественной жизнью (Б.Бруцкус, Л.Карсавин, Н.
Лосский, Л.Тулинова и др.), полная независимость личной жизни
от общественной;

б) фетишизация техники и машинного производства и как
следствие - категорическое отрицание ценности отдельной личности
и ее личной жизни (А.Гастев, В.Керженцев, С.Третьяков и др.);

в) ІІ.Виноградская, А.Залкинд, Л.Лин, С.Михайлова, и др.

не отрицая права человека на личную жизнь, тем не менее полагали ее как всецело подчиненную общественной;

г) А.М.КоллонтаЙ, А.В.Луначарский, Е.Ярославский и другие
теоретики коммунистической партии выступили с критикой пере
численных точек зрения. Утверждая самоценность личной жизни,
они подчеркивали необходимость определенного общественного
воздействия на личную жизнь, отвергая в то же время аскетизм

и выступая в защиту богатой эмоциональной жизни.

Соискатель рассматривает трансформацию личной жизни на рубеже 20 - 30-х гг., являющуюся следствием деформаций общественных отношений, упрочения командно-административной систе-мы, ограничения товарно-денежного типа социальной связи. Сни-. жение уровня материального потребления, резкое расширение сферы действия принуждения, ограничение личных прав и свобод,

усиление уравнительных тенденций - все это свидетельствовало о го;»!, что в результате деформации социалистических общественных отношений стал усиленно реализоваться тот тип лииіісіі кизни, которгД соотЕЬїотвоиал не идеалу научного социализма, а традициям утопического ког«:;/уііМ:і.ча в ого "грубом", "казарменном" веде. В работе- сиделяется действие в 30 - ЬО-е гг. двух протн-боположных тендзнций: деформирующего воздействия административной системи и определенного обогащения личной жизни, что выразилось в «оксидации голода и безработицы, росте образования и культури.

Гр&чицц яичной г.изни были в значительной степени расширены а результате реформ 1954-1965 гг., когда была усилена личная заинтересованность трудящихся в результатах труда, осуществлена некоторая демократизация общественной жизни, усилился творческий потенциал людей. Но непоследовательный, противоречивый характер отих реформ, а позднее и их свертывание, нарастание застойных явлений в сфере личной жизни - все ото свидетельствовало о необходимости коренных изменений в самих общественных отношениях.

В главе выявляются процессы и тенденции, которые происходят кынз в сфере'дачной кизни в условиях радикального обновления советского общества. Перестройка обусловил! возникновение новых возможностей для развития личной киани. Впервые человек стал рассматриваться ке как сродство выполнения плана, а в качестве конечное цели общественных преобразований» Проблема человека стали рассматриваться с точки зрения богатства его функций. Революционное преобразование Советского общества углубило дифференциацию личной кизни. Это связано с тем, что в СССР сегодня существует не только социалистические общественные отношения, но и системы общественных отношений, имеющие несоциалистическии характер. Проблема развития личной кизни советского человека тесно связана и с определенным существованием двух типов социальной связи, один из которых свойствен административно-командной система, а другой представляет собой осуществление этой связи посредством товарно-денежных отношений. В реальной кизни оба типа тесно переплетены и можно говорить лишь о доминирующем воздействии того или другого из них на личную жизнь челогека. Восрпоизводство психологии мелкобуржуазной

уравнительности еще соседствует с восстановлением духа предприимчивости и инициативы. Мироощущение "маленького" человека, от которого мало что зависит, сменяется проснувшейся политической активностью, стремлением улучшить качество своей жизни.

Обогащение личной жизни в ходе радикального обновления
советского общества неотделимо от создания правового государст
ва, и в частности, от максимального развития личностных прав
и свобод. Но мнению диссертанта, сегодня еще не достает право
вых гарантий от произвольного вмешательства в личную жизнь со
ветских людей, от произвольных посягательств на неприкосновен
ность жилища, тайну корреспонденции, на честь и репутация. На
пример, право на неприкосновенность жилища не распространяется
на места временного проживания человека (гостиницы, общежития),
а Указ от 8 апреля 1988 г. разрешает войскам МВД входить без
ордера и в постоянные жилища граждан. Соискатель считает необ
ходимым принять Закон СССР о неприкосновенности личности и лич
ной жизни советских людей. N'

Барьером на пути становления подлинно богатой личной жизни до сих пор остается и неудовлетворенность значительной части населения своими жилищными условиями. Реализация поставленной партией задачи к началу нового века обеспечить каждую семью отдельным жильем окажет большое воздействие на обогащение личной жизни людей. Концепция правового государства предусматривает не только существенное обновление уже существующих личностных прав и свобод, но и утверждение новых их видов, в частности-права свободного передвижения и выбора места жительства, ликвидацию паспортной системы и положения о прописке, которые, по мнению автора, представляют один из наиболее архаичных пережитков административной системы. Одной из важнейших проблем, которую призвана решить перестройка общественного механизма является развитие производственной сферы личной жизни. Это предполагает реализацию свободного выбора видов деятельности на основе интересов индивида. Развитие индивидуальной трудовой деятельности, расширение кооперативного сектора экономики, внедрение аренды и подряда позволят существеннораздвинуть границы свободного выбора индивидом сферы реализация своих

сладостных сил, создадут условия для дальнейшего развития личной жизни. Особую значимость представляет модернизация отношений собственности, ибо именно отчуждение человека от общественной собственности на средства производства превратилось в один из главных факторов, противодействующих как социально-экономическому прогрессу всего общества, так и развитию личной жизни человека.

Внедрение арендных и подрядных отношений саш по себе еще не способно привести к радикальному обновлению личной жиз- . ни. Так, средняя продолжительность рабочего дня арендатора составляет 12-14 часов, причем обычно это тяжелый, изнурительный физический труд. Развитие личности может бить обеспечено здесь только механизацией труда арендатора и снятием многочисленных ограничений, мешающих ему чувствовать себя равноправным сельским тружеником.

Объектом исследования является также психологическая готовность людей реализовать свободу выбора, ибо включение в новые общественные отношения еще не гарантирует автоматическое обогащение личной жизни человека. Необходимо ликвидировать психологию "социальной инерции", которая является препятствием на пути интериоризации обновленных общественных отношений и связанных с нею развитием личной кизни. Проблема ее функционирования тесно связана с таким вопросом, как осуществление социального контроля. Упразднение его всеобъемлющего тотального характера является необходимой предпосылкой развития личной жизни.

Обобщая итоги исследования, автор ввделяет основные тенденции и направленность развития личной жизни в современных условиях.

В самом общем виде основную направленность дальнейшего развития личной жизни выражает процесс ее сближения с общественной жизнью. Эта тенденция осуществляется как за счет все большего наполнения личной кизни общественным содержанием, так и за счет растущей индивидуализации самой общественной жизни. Другая тенденция заключается в обособлении личной жизни, повышении степени ее автономности.

Одно иэ важнейших направлений развития личной жизни связа
но с движением it формированию всесторонне развитой личности.
Иными словами, через расширение сферы социальной деятельности
личности, произойдет и расширение диапазона личной' жизни каждо
го советского челозека. '

В заключении диссертации автор формулирует основные выводи работы, определяет дальнейшие перспективы исследования проблемы.