Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль художественного познания в освоении социокультурной реальности Молтобарова, Кумысбала Ищановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молтобарова, Кумысбала Ищановна. Роль художественного познания в освоении социокультурной реальности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02.- Алматы, 1994.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Существует афоризм: ."Понимание атома - это дотекая игра по ерзыюпшо с пониманием датской игры", Но ведь и атом не так прост. Если не забивать ленинское "электрон так же неисчерпаем, как и атом" "и вспомнить брюсовсхие строки "Быть может эта электроны Мири, где пять материков" ..., ^о детские игрн как упрошенная модель общества могут Сыть более илд менее достигнути наукой только, в тесном взаимодействии с другими отраслями культуры и, ьрезде всего с искусствам.

Суверенная Республика Казахстан наряду о глубоким экономическим коиззеом hhhq пеоеетвает и напало духовного подъема, преодоление долгого исторического беспамятства.

Есть глубоко$илосо$скоо английское изреченпо: "будущее в лрсаодшам времени". Понимание этой фразы - весьма непростая ян-дача. На просто ее применить и к условиям созрамончого Казахстана, пород котором стоят сложные задачи трансформации посттоталитарного общества, преодоления репрессивного сознания я карательной психологии. Ко бесспорно, что одним из наиболее 3октавних средств преодоления монополии марксистско-ленинского наследия является традиционная и современная духовная культура, ее познавательный я воспитательный потенциал. Поэтому !штне очень актуальнії исследования проблем духовной аизни без поиоритета "классового анализа", без боязни бить обвиненными в "идеализации просілого" и в "национализма".

Актуален также вопрос о духовных и идейных .ориентирах нашего общества и государства. Что взять из пропі«ого а .что заимствовать у развитого Запада и Востока? В мае 1993 года в Алмати состоялось республиканское совощанио по вопоосаы идеологи-

ческої деятельности суверенного государства. На нем было отмечено, что отрешившісь от стереотипов тоталитарной идеологии одной правящей партии, мы, озабоченные в первую очередь состоящем экономики, впаля в другую крайность - полную деидеологизацию органов государственного управлення. Однако вакуума в атой сфера бить не ыогет, и не случайно здесь начален форменный разнобой. Вот почему возникает необходимость не только дать оценку вдагш, которые активно отстаивают сейчас различные слои общества, но и разработки конструктивной платфзркы его консолидации, которая должна стать делом всех казахстанцев.

В печати клеї оживленная дискуссия по этому вопросу. Некоторые автори публикаций в числе других ценностей включают в идеологии ценности духовные. По давніш А.Калшрзаева, на одном из первых ыест в идеологии долана стоять идея духовного возрождения народа, новый подъои культуры, науки, образования. Л.Ба-каов понимает ".идеологию в области культуры" как "сохранение имеющихся достижений в культура, возрождение надчональкой культуры, обычаев, традиций, уважительного отношения к вере; актив-нов внедрение государственного языка во всех сферах жизни с од-поврецанным развитием русского языка, как средства межнационального общения, развития культуры и языков всех наций народностей, проживающих в Казахстане".

Все вышеназванные авторы не сомневаются в том, что художественные и культурные ценности должны быть одглм кз приоритетов общенародной идеологии в Казахстане. А потому их дальнейшая научная разработка остается акг зльной.

В формировании "культуры общества, в реализации гушнисти-ческвх идей, способстиугамх его прогрессивному развитию,деланы участвовать систека образования, наука, культура, творческие организации, гоедогва массовой кнфэржшии", - подчеркивается

в прогрилмсм документе. Далее в нем говорятся, что "формирова- . нио пового мировоззрения казахстанского общества находится лишь на начальном этапе".

Но новое мировоззрение не молсег формироваться на пустом месте. У казахов, несмотря на вое перепитий истории народа и целенаправленное искоренение его мировоззренческих основ, ото сохранились оригинальные-мироощущения, мировосприятия, миропредставления, мироздания, которые нуждаются в интенсивных исследованиях и дальнейшем развитии.

Актуальность темы в условиях суверенитета государства определяется еще и тем, что получившая широкое распространение па Западе концепция "европоцентризма", п определенной степени была воспринята и нами. И сейчас некоторые представители казахской интеллигенции в русло отой концепции ведут пропаганду, "во.ліст-пуюагую", "наступательную", в традициях политического просвещения коммунистической эпохи. Одним из проявлений европоцентризма является традиционное противопоставление оседлого и кочевого образа жизни с показом, естественно, достоинств первого, ущербности и пагубности второго. Чокан. Валиханов еще в середине прошлого века с сожалением отмочпл: "В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представлянцео кочевые племена в виде свирепых грд 51 беспорядочных дикарей; понятие о кочевой ... киргизе тесно связало с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем С -льшал часть этих варваров имеет свою литературу и ' сказания - письменные ила устные ..."

Впрочем, ущербность доктрины европоцентризма, понимала отдельные авторы а на Западе, и в'Россип. Академик Н.И .'Конрад писал в свое время: "необходимо учесть теоретическую кнепъ

Назарбаев Н.А.Идейная консолидация о^пастЕн - как условно прогресса Казахстана.А. 1993.С.„іі!

Залиханов 7. Собр.соч. в 5т. Л.1Э6Г.Т.1.С390.

Востока во всех областях науки о человеке и об обществе,'памятуя, что именно эта области разработаны на Востоке в масштабах и подробностях исключительных.. Рабо' у в этом направлении я называю преодоленном европоцентризма в науко, а такое преодоление стало одной из самих ванних в наше время задач науки о человеке и обществе".

Актуальность теш вызывается и тем, что в современной литературе понятия "цивилизация" и "культура" употребляются в многочисленных значениях, соотношения их весьма запутазш. Необходимы их определенное разграничение и установление, так сказать, их субординации. .

В ньшезнео переходное время, как и всегда в подобных ситуациях, люди снова возлагают надежда на одні' из вечных максим "красота спасет мир". Поэтому то, как занимались поиском красоты, как ее создавали, какое место она занимала в жизни наших предков - тема всегда актуальная, неисчерпаемая. Правда, добро, красота были всегда взаимосвязаны. Как удавалось сохранять их гармонии, нам предстоит во многом заново учиться.

Степень разработанности проблем;. Взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние наука и.искусства, с одной стороны, и вза-ииоотторжениа, взаимоотчуждение, индифферентность их друг к другу и даже борьба, с другой стороны, стали почти постоянными спутниками научного прогресса и художественного развития. Дискуссии о у.х соотношении идут непрерывно в запрцной и российской общественной мысли. Казахстан фактом своего вхождения в Россию был обречен европейскими глазами смотрьїь на всю свою древнюю культуру.

Комплексное изучение художественного творчества как научного направления начелось в бившем. СССР со второй половины

Конрад К.;;. 5апг!Д и Ьосток. K.I966.C.3D.

60-х годов. Этот Еопрос становится объектом специглъпого анализа в работах А.Еремеева, М.Руткевича, Л.Н.Когана, О.З.ХановоЁ, С.Г.Кара-Мурзы, Н.И.Петякшеевой, Л.А.Закса и др. В большинства их работа имеет преимущественно искусствоведческое содержание, 'в них рассматриваются также ряд эстетических проблем, анализируются некоторые аспекты соотношения художественного и научного познания. Бее авторы едины во взглядах в отношении актуальности дальнейшего изучения философских аспектов рассматриваемых проблем.

На научных симпозиумах по проблемам комплексного изучения художественного творчества в основном анализировались культур- низ ^оноиеїш Запада к России, а духовные данности Востока, Сродной Азии и Казахстана почти полностьв выпали из внимания. Мекду те:,: ото никак но могет быть оправдано хотя бы из учета бо..ео отдаленных корней восточной культуры, иного соотношения факторов культуры (материальной и духовной) и цивилизация (естественнонаучной и технической).

Изучению роли национального искусства е познании 'Природной и социальной действительности только сейчас открываются возможности с отрешением от марксистских догм и имперской великодержавности. Б этом отношении заслуживают особого внимания первый работы - Гулепкенов 0.0. Народная культура - летопись мира; Кочевники. Эстетика; Каракузова S.K., Хасаяов М.Ш. Космос казахской культуры.

Поучительна судьба последней работы. Как пизгут авторы в кратком предисловии, книга, тирад которой более 15 лет назад был изъят из продажи по цензурным соображениям, сводившимся к обвинения!,! в отсутствии классового подхода и в идеализации прошлого, представляет собой сборник статей, объединенных общой задачей осмысления и реконструкции духовного универсума кочово-

го общества. Книга имеет ^ основном искусствоведческое е эстетическое содержание, но немало в ней выходов в чисто философскую проблематику, глубоких постановок вопросов и довольно квалифицированных суждений по ним. 'Если более 15 лет назад зту работу обвинили в бесклассовой та патриархальной ущербносте, то теперь она представляется несколько наоборот- в ней.есть отдельные раварансы марксизму (естественно, в то время вынужденные), а "идеализация прошлого" нуждается в дальнейшей разностороннем развитии.

Отдельные аспекты данной темы затрагиваются в трудах историков, этнографов,- литературоведов, искусствоведов. У Х.Абишева, Ж.Б.Абылгсшша, С.А.Каскабасова, М.Х.Мэдаковой, Ш.Сатпае-вой, Ы.Козыбаава и других.

Используются в данной работе.материалы из культурной казни Казахстана, братского Кыргызстана, а такжо духовные феномены Запада и России, материалы периодической печати.

{1ели и задачи исследования. Основная теоретическая цель -показать самоценность в уникальность искусства в постижении, осмыслении объективной природной и социальной действительности в тесном взаимодействии о наукой. Другая цель - показать ііосто, роль и особенности кочевой культуры в познании и освоении реального мира, формировании мировоззрения, доказательство того, что процесс приобщения к духовным ценностям других культур в положении "младшего брага" не обошелся без огромных потерь, привел к почти полной утрате оригинальных и более эффективных форм жизнедеятельности, экологи-эской культуры. Целью работы также является осмысление неисчерпаемости познавательного и практического потенциала традиционного казахского зхусства, . матариальней и духовной культуры. Сніть вахне у;--гнить правде всего сашм себе, что

культивируемые длительное время в прошлой, а нередко и сейчас, представления о номадном образе жизни а мыслей как о дикости и варварстве по сравнения с цивилизацией Запада не только не соответствует действительности, но во многих случаях представляется совсем наоборот.

В работа ставятся и решается следующие задачи:

раскрыть соотношение науки и искусства как философской проблеми;

показать традиционную завытанность- претензий науки па монопольное обладание истиной и во многих случаях болов плодотворную роль искусства в познанги природы и общества;

показать, что существует немало сфер и явлений предметного к духовного мира, которые могут быть постигнуты только художественными средствами;

исследовать особешюстк взаимосвязей научного прогресса и художественного развития;

раскрыть роль художественных факторов в логическом мышлении и научном творчестве;

изложить специфику отранеяия конкретных проблем науки

в искусстве, а также то, как весьма часто искусство может опережать и предугадывать научныо открытия. Теор"тическоЯ и методологической основой исследования явились труды отечественных и эарубезных учених по проблемам научного и художественного творчества. Прежде всего, это произведения А.Н.М.У.'Аль-Фараби, Ї.Х.Х.Баласагуни, Асзн Кайгн, Бухар-Еы-рау, Абая Кунанбаева, Чокача Валиханова, Шакариш Кудайбердие-ва, Магжана Жумабавва и многих других, исслодования российских и западных авторов. Особое место занимает методологическая роль памятников казахского эпоса.

. - 10 ~ ..

- В теоретико-методологическом плане весьма важными является актуальные проблемы соотношения таких философских феноменов,как "Восток-йапад", "Культура-Цивилизация Прогресс", "Культура-Нау-ка-Техника", "Общество-Прнрода-Экология", "Общечеловеческов-Национально е-Личностное ".

В основу исследования сложных 'явлений культуры были положены традиционные, исштаянне методы логики научного познакия.Это единство абстрактного и конкретного, исторического и'логического, теоретического и эмпирического, индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Такие абстракт"0-отзлвченные категории, как мр, вселенная, космос представлены в искусстве образами, более наглядными и объемными, более 'доходчивыми и убедительными, более запоминающимися и непреходящими. Сложные понятия жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье д страдание, добро и зло постигаются эмоциональным путем не менее успешно и плодотворно, а часто легче и быстрее, чем в научных и философских трактатах. Основные процессы бесконечного мира проецируются в жизни кочевников в повседневных процессах жизнедеятельности - труде, быту, отдыхе, традициях и обрядах.

Плюралистическое восприятие мара, жизни человека соответствует нынешнему возвращению к более естественной жизни, органично совпадает с современными ориентирами - демократии, рнночной экономики, правового государства, гражданского общества.

Научная новгзна исследования и положения.выносимые на защиту, состоят в одедующьм: - диссертация направлена на осмысление извечной формулы "красота спасет шр". В этом смысле пока зивается, что это изречение вовсе не утопия в мире полном насилия, кровопролития, яки, зла, уродства, что одним из основных факторов многотысячелетнего выживания номадов в суровых

- II -

природних и исторических условиях является их утлвігив понимать, создавать и использовать красоту, добро, гармонию, правду.

показано, что вечное и неисчерпаемое искусство никогда не стареет, оно всегда ново. Поэтому и научные проблемы искусства в каждый переломный момент жизни народов, человека предстают ь новом ракурсе.-Ныне возрождение достижений материальной г. духовной культуры не мозет быть достигнуто без восстановления исторической памяти и что художественное познанио. для этого более эффективно. Соотношение научного к художостаєнного псзкания кожио представить в виде круга познания на плоскости и объомно-го круга - шара.

пе смешивается понятие "культура и цивилизация", которие весьма произвольно употребляются в литературе и обыденном сознании. Под цивилизацией понимается прежде всего уровень развития техники и естественных наук, движение от каменного века к -бронзовому, от наго - к железному, далее века пара, электричества, науки, информации и т.д. А культура предполагает прежде всего человеческое измерение всех природных и социальных явлений, приоритетность культурних феноменов т> истории и сознании казахского народа перед достижениями цнвп.тлзеции вселяют надежды и оптимизм. И наоборот, по словам поэта: все прогрессы реакционны, е-ли рушится человек.

раскрыта и проанализирована традиционная экологическая культура кг ".ахов через призму эмоционального постижения и художественного познания действительности. Этот острейший вопрос современности нкна преобразовался в проблемы инвойрояченталыгой культуры, теории, социологии, которые изучают вдикстйо био-ііси-соцно-твхно-сфеок.

доказывается, что эти обиезначимые проблемы бытия и познания, которами занимались только искусствоведы и историки,

- 12 - .

начинают осмысливаться в философском плане. Наука начинает все более интересоваться проблемами подсознательного, бессознательного, интуиции, национальной психолоии.

- являются перспективными исследования о природной среде как одном из главных источников художественного вдохновения при создании тех преданий, которые форгягруют этнос и совокупность его взглядов на ыир. Еще существует утверждение о тоы, что фольклор-нов произведение, пока живет, постоянно создается и никогда не бывает созданным раз и навсегда. Оно всегда обновляется вместе с жизнью и оказывает на человека всю гашу жизнеутверждающи воздействий, преподносит ему., казалось Оы, банальяую правду, нормы, лравила, которые от их тривиальности не перестают быть истиной, мудростью, высокой пробы социальными ценностями.

Тооретическая и практическая значимость диссертации состоит в первую очередь в том, что она вписывается в общий процесс, происходящий ныне в общественных и гуманитарных науках, именуемый восстановлением правды и избавлением от продолжительной лжи и демагогии, запрещения говорить и писать о том, что было и есть, и принудительного заучивания того, чего нет и не может быть.

Значимость правда бесконечна, ее невозможно выразить в стоимостном измерении, это нравственная и художественная, личная и 'общечеловеческая ценность.

Апробация работы. Основные положения излагались в выступлениях на межрегиональной научно-практической конференция "Актуальные проблемы изучения- и преподавания гуманитарных наук в техническом УЗа" (Алмати, 1993); в лекциях, прочитанных.авто-рок по ланий СТД РК в областях Казахстана; в докладах, прочитанных автором в УШК КазГИУ им.Аль-Фараби; используется кафедрой фмлосо^кя йко.чомчвойой теории АОГШШП и кафедрой

- ІЗ -

философии ГАУ в преподавании предмета "Культурология" и другая философских дисциплин.

Структура работа. Диссертация состоят из введения, двух глав, заключения,"библиографии.

Во введении обосновывается актуальность избранной т^ма,определены цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе - "Методологические вопросы взаимосвязи художественного познания с философией и наукой" - исследуются соотношение науки и искусства как философская проблема, взаимовлияние художественного развития и научного гірогресса.

В переломные моменты истории каждого народа, при оп^.дола-;гаи осповннх ориентиров дальнп5шэго развития всегда обостряется интерес к лоошлому - к традициям материальной и духовно'! культури, к собственной истоган, к взаимоотношениям с мировой цивилизацией. Избирая 'новио пута совврпекстьования образа -жизни, всегда важно но потерять достижения из своего прошлого и не отгородиться от опыта близкого и дальнего зарубежья. Как правило, в такие пеоиодн людей интересуют болкзе на столько достижения естествен іх наук и техника, сколько ценности культури.- экономической, экологической, битовой, политической, правовой, нравственной и -\Д. И всегда обнаруживается, что огромная роль в историческом творчестве принадлеящт духовной культура .- нравственной, религиозной и,-особенно,'художественной." .

Роль и место художественной культуры во все врейена 'оценивались неоднозначно. 3 западноевоопойском и российском общественном сознании длительное врп.чія существовала точка зрения о ' болев приоритетном развитии науки и техники перед искусстве*

ц художественным познанием, Противополозщуи тенденцию за гармонию науки и искусства представляло немало авторитетов - Гераклит, Платон, Аристотель, Шеллинг. На іЗостоке.такого системного противопоставления науки и искусства не наблюдается, ой этом 'свидетельствуют, наряду с другими, и труда М.Аль-Фараби, 2.Ба-дасагунл и др.

В начале G века серьезное противодействие идеям техницизма и сциентазш оказал М.Горький, который претензии науки на единоличное решение всех извечных социальных проблем называет "высокомерием разума", "суемудрием науки"; говорит об ущербное-ти образования, лш.авдего ладей своеобразия; о пагубности людей, одержимих одной идеей, а потому стремлением всех насильно порабощать.

Особенностями казахской культури являются целостное восприятие мира с ней; эмоциональное, художественное осмысление и постижение действительности, которое в большинстве случаев не только не уступает рациональному осмисленню мира, по и во многих параметрах превосходит его и является более успешным'а продуктивным.

В условиях нынешнего глубокого социального кризиса в Казахстане и других странах СНГ эффективными представляется освоение не только научно-технических достижений Запада, но и активное введение в "оборот" богатых традиций собственной истории, культури и образа яизни. Европейское просвещение ХУ'2 века, творчестве» Канта, Шеллинга, Гегеля и др. содержит в себе немалый потенциал для современного духовно о возрождения. Но длительное время господствовавшее в Европе доктрина европоцентризма, прек-нущзствеииов развитие в СССР великодержавной идеи, шешай истоком 5оркулу "Москва - третий Рим, четвертому не бывать", отодвинули ка последний план самобытный культурный и

художественный потенциал Востока, в том числе богатое искусство казахского народа.

Гегель, мало их зная, весьма пренебрежительно относился к Востоку и его культуре. В частности он писал: "Аль-Фаоаби сорок раз прочел книгу Аристотеля "О слухе", а его "Риторику" двести раз и это ему ни малейше не надоело". Но сами европейцы называли Аль-Фараби Аристотелем Востока, вторим учителем. Он ценил науки о языке и музыке из меньше, чем математику и физику. Не игноци--рованве ли культуры и высокомерное упование пи технический прогресс является одной из причин многих социальных и экологических кризисов П века? Не упование ли на марксистскую науку с отбрасыванием традиционной культуры стало одной из причин ужасных коммунистических экспериментов?

Преимущественно худснественное восприятие дара казахами способствовало выработке спокойного, мудрого осознания всего происходящее), которое воспринималось другими народами и западными мыслителями как покорность, инертность, неспособность к активной, творческой деятельности. И сейчас немало новоявленных политиканов, которые считают, что многие восточные народы исчерпали свой ксторичееккй ресурс, творческий и интеллектуальный потенциал и потому неспособны на самостоятельное развитие.

Пренебрежение естественной гармонией мира, лучше всего постигаемой искусством, разжигает страсть человека, направленную на перманентные преобразования - революции, реорганизации,непродуманные реформы и перестройки, ускорения и скачки, укрупнения и разукрупнения а т.д., причем с прицелом на сиюминутный успех. А поскольку бчетрый успех невозможен, то снова все разрушаеіся "до основания" и строится "новый мир". В словах А.С.Пушкина: "Eg приведи бог видеть русский бунт - бессу.иоленный л беспощадный", м!іог;іе обращают внимание з первую очередь на слово

"беспощадный", но у автора на первом маете - слово "бессмыслен-, ннй", каковыми являются-и картофельные бунты, и соци а ли стяч ас-кие рзволщии и т.п.

Марксизм, выработав свое представление о непрерывном и восходяще-поступательном прогрессивном развитии, сетовал, что "вторичное" сознание отстает, оно консервативно. Теперь всем понятно, что устойчивость духовних явлений - это благо. Роль художественного развития в .жизни общества и познания ничуть не' меньшая, чем - научного прогресса. Если научное исследование обычно стремится в идеале к максимальной объективности и элиминированию познающего субъекта, то кскусство по сБоей сущности субъективно, так как оно выранает отношение худокшка к миру и человеку, эмоциональную, глубоко личную оценку реальности. В-научную картину мира входят преимущественно природные свойства действительности, тогда как в художественную - эстетические и нравственные ее особенности. Эти особенности, обогашакцие произведение искусства, создавшие его многозначность, неисчерпаемость к усложняющие его семантическую структуру, обусловлены целостной природой художественного творческого процесса, полнотой его восприятия мира, - имеет ли это восприятие характер осознанного ыироотношения или проявляется как смутное ощущение некоей шро-вой ^.алестности.

В художественном отраигши мира действуют как бы две тзв-денции, имеющие различное направление: сжать и воплотить в конкретность до проявления индивидуального то общее представление о-реальности, которое заложено в подтексте, к, напротив, через частное выразить общее, во всей полноте, в своей экстенсивной . силе.

Художественная картина мара монет включать в с«бя отдельные элементы тучной каотаны мира в виде некоторых представлений,

гипотез, установок, описаний. Но намного важнее другая сторона этого взаимодействия, когда искусство способно более глубоко и полно отразить такие стороны действительности, которые не могут бить, по крайней маре, столь жа адекватно отражена логическими средствами. Подлинные представители искусства силой своего миро- . ощущения формируют уникальное видение мара, позволяющее им проникнуть в глубочайшие сушности изображаемых ими объектоз,недоступные на для каких других подходов. Таких объектов множеств -'внутренний tap человека, психологические процессы, интуиция,сфе- . ра подсознательного и бессознательного как глубочайшие пласты человеческой психики, связь духовного и телесного, социального и природного, человеческого и космического, в общем все то, что наука пока не может измерить количественно. Именно благодаря художественной картине мира мы . можем более полно представить такие понятия, как "культурный фон", "дух эпохи", "духовная атмосфера", "национальная психология", "художественный вкус", "нравственный такт" а множество феноменов языка, культуры, религии, история,"' политики.

Вопрос о художественном освоении мира казахской культурой только начинает разрабатываться. Многие проблемы только отелятся, но, как известно, правильная постановка вопроса равна половине ев:-рвтания. Серьезные заявки или попытки сделаны в иссле-

« довании экологической культуры казахов. Кочевой образ жизни

создал крупные дос.ижеігая в разных сферах и материальной, и духовной культуры.- На Западе их называют антицивилизацией, что, видимо отчасти верно, если под цивилизацией понимать примат техники и естественных наук вне их человеческого измерения. Ку.,ьту-ра кочевников является оригинальным мировоззренческим, художественным постижением шра. В ней до сих пор содержится, по назему мнении, множество сведений, яа освоённнх современной наукой и

еще неизвестных ей. Поэтому казахская культура никогда не нуждалась ни з одолжениях ее признания, ни в замене ее суррогатами болео "высокой" культуры, ни в снисходительном поощрении."КО. КН-. не она нуждается в освобождении от длительного запрета, освоении еэ современными людьми, которых постигли многие несчастья, в числе которых и маргиналыюсть, манкуртизм, историческое беспамятство.

До сих пор удивительными кажутся символические объяснения гармонии кира. Многообразные числовые символы - I, 3, 4, 7, 40, ;3 и т.д. - являются специфичными этапами постижения действительности к отражают разные види т, стороны структуры и гармонии природи и жизни, вид семантического осмысления и отражения соотношения Хаоса а Гармонии. Большое место в казахской культуро занимает символика круга. В западном и русском сознании понятие круга связано часто с ассоциациями неприятия, неблагополучия -"замкнутый круг", ""порочный круг", "заколдованный круг", "круги ада" и т.д. У казахов, как правило, круг имеет противоположное звучание. ІЕироко распространенный термин "айналэйын", буквальне означающий "готов вращаться", "вращаюсь","кружусь", имеет богатое смысловое содержание и выражает одну из высших степеней дружбы, лвбзи, готовности к самопожертвованию во шея бяизк-го человека.

Основная пространствеянгя характеристика Вселенной - окружность, основная направленность развитая во времени - цикличность - распространяются и на зев основные параметры жизни ко- . ' чевников. Повторяемость трехзначности всего суцего, поступательная кругообразность движения порождает по аналогии такую же жизнь, по мнению казахов, наиболее совершенную, менее уязвимую, болзе плодотворную. Троичность всех окружающих явлений связыва-ется в единую целостность четвертым принципом - жизнью, Тря и

четное как составные часта семи, увеличенные затем до тридцати и сорока, составляют распространенные опорные пункты мирозоззре-ния п жизни казахов и отражают цельность определенных совокупностей в гармоничном строении мира и жизни. Такие знания кругового движения, известные всем народам древности, помогли получить первые представления о юре и законах жизни. Поэтому задолго до того, как Галиллей и наука упорно твердили "а все-таки она вертится", у древних народов и казахов в том числе в мифах и фольклоре имелись эти знания. Задолго до того, как упавшее с ветки яблоко натолкнуло Ньютона на открытие теории гравитации, в древности лдди сверяли свой образ лизни с иеразделиисл целостностью мира.

В-наследии Аль-Фараби, Ї.Баласагуни, М.Кашгари, Х.А.Яоави, К.Еалаири целостность вселенной, гармония космоса, земли и жизни само собой разумеющийся, естесгввнный факт, :зз чого вытекает гармония научного и художественного их познания. Такого же ми-ровоззрон!:;; придерживались жарау и акыны ХУ-2УШ вв. Казтуган, Асан КаЙгы, Доспамбет, Шалкииз, Жиенбет, Маргасха, Ахтамберды,-Татикара, Уибетей, Бухар-хкрау, Кутеш-акын, Шал-акын и многие другие. Огромное духовное наследие ждет своих объективных; исследователей, на связанных методологией марксизма, трактуемой по-болиевистки, и введения этого богатства в современный оборот материальной и духовной культуры.

Во второй глаз ; - "Особенности отражения худояествеиным творчеством социокультурной действительности" - анализируется, роль художественного шшленкя г. научном творчестве, специфика отражения конкретных проблем науки в художественном сознании

.Всеобщий интерес ныне вызывают тенденции ели: ея современного искусства на ышлеаие учет**, и обратного влияния идоЙ науки на художественное творчество. Б основе зсех видов творчества

лежит один а тот же психологический процесс. Аналитический крлиг явственный метод раньше для: науки считался самим приемлямым'. .Теперь признается его недостаточность, ибо многие явления и"'системы измерить трудно, либо невозможно. Здесь эстетическое воображение, художественное восприятие может восполнить ограничэ шюсть логики, поэтому естественные и технические науки все больше вдохновляются искусством.

Сближение, художественного и научного творчества обусловило формирование гносеологической эстетики, которая эстетические " зечатлания представляет как важные элементы познания. Анализ вопроса о соотношении объективного и субъективного в эстетических суждениях привел к выработке понятия "красоты познания",где источником художественного восприятия служит не субъект и не объект, а познание объекта субъектом.

Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвяганности частей, образующих целое и отражает гармонию окружающего мира. Красота - это не только отражение гармонии мира, но и красота логических построений. Эта красота в науке играет не только эстетическую роль, но а представляет собо очень важный логический принцип. Современная наука показывает более явно эстетические критерии, которые существовали а. науке всегда, но прэзде не были столь ясны даже самим ученым. Представления о порядке, пропорции, симметрии, гармонии, ритме всегда явно или скрыто входила в содержание эстетических категорий.

Аль-Фараби настаивал на том, что на процесс достижения истины неизбежно влияют чувственные, эмоциональные состояния "разумной души". Он предостерегал, чтобы естественные "любовь и ненависть" не приобрели самодовлеющего значения. Полностью от них ни ученый, на наука освободиться не могут, да это и не

нужно, ибо это било би неблагоприятным для самой науки, раовитие которой без "разумной души" было би неэффективным. Алъ-Фараби употребляет понятия истина и правда как соотносительные, близкие, но все же разные.

Б творчестве Достоевского Эйнштейна особо привлекали "жестокие эксперименты" писателя. Он ставил своих, персонажей в невыносимые условия я эти герои на грани безумия, преступления, в почти патологических муках раскрывают сложнейшие проблемы яизни, гсудьби, человеческих отношений, добра, красоты ... Поэтому художественное мышление Достоевского столь близко творчеству естествоиспытателей.

Не является это чем-то новым и для казахской культуры.Главные и неглавные герои всех казахских эпических сказаний ставятся в экстремальные условия, проходят жесточайшие испытания на смелость, мастерство, совесть, добро и красоту а т.д. В многочисленных жизненных испытаниях эпических персонажей вырабатываются основополагающие составные элементы народного самосознания, самопознания, самореализации; отношение к.миру, основанное на поникании сущности этого мира..

' В многообразном художественной творчестве казахов красота прлсуша и природе, в человеку. Спор, существующий многие столе-' тия в Европе, о соотнопснии художественного и утилитарного для казахов представляется как бы беспредметным. Эта длительная полемика для казахсксго менталитета равносильна вопросу: "Какая польза от ребенка?" В казахской культуре полезное всегда красиво, а прекрасное всегда полезно, в гаком же соотношений находятся истина и красота. Такое гармоническое восприятие мира стало одной из прачки успешюй ориентации в жизни, эффективного взаимодействия с живой и неживой природой. Принципы гармонии, симметрии, ритмической 0jTiffi3ca:iHhucTi5, целостности, уравнове-

шенности а т.д. для казахов одинаково существуют и в природе, и. в человеке, в производстве а быту*. Сейчас это называется "дизайн".

Поэтому изначально человек учился у природы. Следоваяяе^за сменой времен года, не разрушение природы, а учеба у нее, животные как первые учителя человека - во всех этих отношениях он находил прекрасное в полезном, истинное в прекрасном. Познание для него было эстетическим наслаждением и наоборот, познание и красота для него неотделимы. Ценностный аспект отношения к вселенной не только не искажал представлений человека о мира, но наоборот, будучи в определенной мера утраченным, ныне нуждается в возрождении.

Не случайно пророки человечества, в основном из художников, не переставали утверздать, что мир спасет красота. Цивилизация XX века," самонадеянно полагаясь на технический прогресс, счвта-. ла этот тезис наивным, и утопическим. Между тем, красота имеет и нравственное значение, красоту мира, природы нельзя губить,это аморально. Вряд ли вселенная полностью свободна от законов морали хотя бы потому, что цеотъемлимой частью, хоть к маленькой, этого мира является человечество со своими нравственными норка-ют и жаждой познания и созидания прекрасного.

В творческом процессе нередко встречается парадоксальная ситуация, когда и ученый, к художник могут как бы внезапно устанавливать связь между обыдешсмн явлениями и сущностными процессами мироздания, человеческого бытия и духовными глубинами. Поскольку у того и другого происходит это интуитивно, то механизм "озарения" они сами не могут объяснить полностью. Влияние подсознательных процессов на творческие новообразования проходит сложный и не во всем понятный еде путь.

Творчество художника может выполнить для ученого» роль своеобразного стимулятора. Талантливые художественные произведения

отличаются неоднозначностью ответов на вопроси человеческого бытия, отсутствием окончательных ответов и побуждают к бесконечлнм научным поискал. Искусство выполняет также роль нравственной опоры, этического и эстетического удовлетворения, для учоного. Различные види искусства, являясь наиболее отвлеченной формой образного мышления, способствуют отвлеченному мышлению в науке.

В истории науки и искусства большое место получил, спор по поводу влияния творчества Достоевского на открытия Эйнштейна.Основное открытие ученого - теория относительности. На наш взгляд, основное влияние писателя на ученого состояло в показе относительности социальных ценностей и норм, в'отсутствии единой шкалы их измерения, неподвижной точки отсчета.'

Теперь многие обнаруяивают, что представления о мире в ку-. льтуро и искусстве каздого народа в качестве своего неотъемлн-кого элемента содержат, своеобразные толкования пространственно-временных характеристик как вселенной, так и человеческих отношений.

В казахской культура по данному вопросу есть свои достижения, особые находки, ораглналыша методы толкования. Так, в ней не существует однолинейного, "чистого" времена и пространства вне реальной действительности и процессов развития. Казахский фольклор содержит в себе удивительные представления об измерении времени пространством, И наоборот, пространства - временем, представления о ед.- юм пространстве-времени и о единстве материи-двкжония-простраясгва-времени. Все это есть ни что иное, как эмоциональное, художественное пстижение как специальной, гак и общей теории относительности за много веков я даже тысячейj-тий от открытия нзчала XX века. Это ни з коей мерс не преувеличение, не "идеализация прошлого". Подобные - олкования ми^а сей- . час находят и в западном средневековом искусстве, и в русской

классической литературе, и в живописи импрессионизма, и в современном театре и ккно.

Развитие мировой и казахской культуры показывает, пто-tfc-кусство в своем предчувствоваюш о предугадывапиа довольно часто может опережать научное прогнозирование и предвиденао (легенда о Коркуто, творчество Магяана и предстоящих экологических бедствиях).

Конкретные линии взаимосвязи художественна и научных открытий еще предстоит во многом исследовать. Общекультурнио глетоды сановятся все более приоритетными в познании так хе, каки общечеловеческие - в отношениях лвдей, народов и государств.

В заключении работы кратко излагаются вывода диссертации и намечается некоторые ориентиры для дальнейшего исследования. '