Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность и современное состояние мировоззренческой культуры личности в советском обществе Жуков, Юрий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жуков, Юрий Николаевич. Сущность и современное состояние мировоззренческой культуры личности в советском обществе : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/1577-2

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Объективные закономерности общественного развития вовлекает человека з водоворот сложных, противоречивых социальных реальностей, характеризуе-кінх существенными изменениями в экономике, социальной структуре, духовной культуре общества. Это обусловлено тем, что современное состояние социалистической общественной системы переживает сложный период в своем развитии, характеризуемый не только переосмыслением я критической оценкой сложившихся в общества экономических, политических и других структур социального устройства. Он требует анализа наших просчетов, научного поиска путей, методов и средств перестройки, направленной на оптишзацио развития всех сфер жизни общества.

3 создавшейся кризисной ситуации необходимы политико-экономические реформы, другой альтернативы нет. Это призна-от не только ученые-общесгвошды , но и государственные дея-гели^, рядовые массы.

~ Поскольку главным элементом общественной системи явля-згея люди, го естественно, что проводимые сегодня преобразо,-зания должны быть направлена на создание соответствующих ус-ювий для раскрытия сущностных сил советского человека, а гакжа возможностей для их реализации. Осознание того, что че-ювек представляет собой цель исторического развития, а не іросго средство достижения каких-то результатов -"пожалуй, :аыо9 главное в проводимой сегодня политике перестройки3. Подстройка, несмотря на все сложности, которые она породила,

'.. См. ^Богомолов О.Т. Меняющийся облик социализма/Домму-нист, 1989, * II, с. 33; Осидов Г.В. Социализм: утопия или реальность// Вестник АН СССР, 1990, J6 8.

!. См.: Материалы І-Ш Съездов народных депутатов СССР.

I. См.: К гуманному, демократическому социализму. Программное заявление ХХУШ съезда КПСС. - М., 1990. - С. 8.

это уникальный шанс, разбудивший общество, вдохнувший в него свежий воздух перемен^ Обновление возможно только при активном участии всех прогрессивных сил. Иного не дано. Рост массового социального творчества должен ускорить начавшиеся в обществе процессы. Для этого необходимо изменение мировоззрения людей. Перестройка и демократизация всех сфер жизни общества как условие выбора обновленного общественно-политического пути развития и объективные потребности социализма предъявляют повышенные требования к каждой личности. Они,касаются основных социальных характеристик человека: его политической зрелости, вкономической грамотности, нравственного облика, правосознания, деловых качеств, то есть всего того, что находит свое проявление в социально значимых формах . общественной практики.

В этой связи одной из фундаментальных и долговременных задач, лежащих в основе развития общества, выделяется в качестве первостепенной задача коренных'преобразованай в духовной жизни, страны,' в сфере общественного и индивидуального сознания. Исходя из объективных потребностей и реальных условий общественного развития, эта задача приобретает сегодня особую значимость. Ее решение зависит or того, в какой мере удастся обеспечить "возврат к ленинским принципам, поворот к человеку, к духовному обогащению народа" , к росту его общей и мировоззренческой культуры.

Такая постановка вопроса особенно актуализируется в современных условиях. Как никогда остро на первый план вышли проблемы духовного развития советского человека. Нега-

I. XIX Всесоюзная конференция КПСС, 28 июня - I июля 1988г. - Стенографический отчет. - Б 2-х т. Т. I. - С. 39.

тивные моменты в общественном и индивидуальном сознании, деформации его мировоззренческого стержня, явившиеся результатом застойного периода, подчеркивают то обстоятельство, что формирование духовных качеств личности, интегрируемых в ми-ровоззренчекой культуре, диктуется насущными потребностями социально-экономического переустройства общества.

Процессы, порожденные демократизацией советского общества, показали, что современное состояние развития мировоззренческой культуры людей деформировано. Эти деформации детерминированы официально заявленной и реально практиковавшейся политикой, то есть социальными условиями, определяющими осознание человеком своего положения, места, возможностей в данной общественной системе. Наиболее ярко эти негативные тенденции отразились в его духовном стержне'- мировоззренческой культуре. Перестройка' общества вскрыла социальный .характер кризиса, причины которого в социально-экономическом отчуждении советских.людей, характеризующих миро-, воззренческую культуру данного периода. Выход из кризиса видится в снятии отчужденности, активном включении людей в преобразования общественной жизни, в реализации их творческих способностей, новой мировоззренческой культуре - действительно действенном факторе духовного обновления и развития общества.

Известно, что общественное сознание по своей природе консервативно, нелегко расстается со сложившимися стереотипами, определяющими представления и взгляды людей, сформированными под воздействием господствовавших догм, идеологических мифов, уравнительных ценностей и иждивенческих ожиданий. Б сложившихся динамических условиях развития советского общества, проблема преодоления этих стереотипов до-

вольно сложна. Это обусловлено не высоким уровнем политической культуры - составной части мировоззренческой культуры* При долгом отсутствии действительно демократических институтов, демократические принципи одномоментно, автоматически не могут найти свое адекватное отражение в мировоззренческой культуре.

Недооценка духовных факторов потребует много времени и сир в их преодолении. Это усложняет задачу формирования ми-' ровоззренческой культуры советских людей. Особенно ато ощутимо в условиях коренных,'револшионных преобразований, когда практически все, что было отвергается, а новое конструктивное воспринимается с опаской. Демократизация общества создала уникальную ситуацию. Плюрализм мнений, возведенный в ранг официально дозволенного,' легализовал целый ряд политических течений, прядерживапцийся самых различных мировоззренческих платформ от анархистских до монархических и за- . нимащих откровенно деструктивную акстремиотскую позицию.

Используя социальную демагогию, они воздействуют на сознание людей, их убеждения, что является существенным тормозом в формировании новой мировоззренческой культуры адекватной поступательному развитию социального прогресса. Все ато необходимо учитывать в воспитательной работе, ориентированной на реализацию духовных качеств додей в прогрессивной социальной практике. От уровня сознательности и организованности народных масс зависят успех и темпы созидания нового общества, его всестороннее обновление.

Степень научной разработанности проблемы. Необходимоеи исследования проблематики мировоззренческой культуры диктуется состоянием ее научной разработанности. В советском обществознании эта проблема с той или иной степенью полно-

ты нашла свое отражение ,в научной литературе. Однако, разработка проблематики именно мировоззренческой культуры проводилась преимущественно в общем контексте философских изысканий, направленных на исследование мировоззрения. Сложность, многоаспектноеть мировоззрения как духовного образования, дало основание для различных методологических и теоретических позиций, с которых и проводится его исследование. В этой связи* можно выделить такие основные направления исследовательского поиска:

рассмотрение мировоззрения в общефилософском понимании с позиций взаимоотношений мировоззрения и философиіг;

подходы, в которых разрабатываются общетеоретические и методологические проблемы мировоззрения,.раскрываются воп-

I. См.: Шептулдин А.П. Роль общественных наук в формировании коммунистического мировоззрения. - М., 1976; Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. - М., 1979; БаСенко Б.В. Марксистско-ленинская философия и мировоззренческие убеждения человека. - Киев - Одесса, 1979; Дкаяекткческий. и исторический материализм - философская основа коммунистического мировоззрения. - Киев, 1977; Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М., 1983; Ойзерман Т.И.. Формирование философии марксизма. - М., IS85 и др.

- 8 - -.

росы мировоззренческого отражения действительности*;

- раскрытие взаимосвязи, взаимовлияния мировоззрения ї различных отраслей науки .

В последние годы вопросы формирования мировоззрения, адекватной проводимым преобразованиям, мировоззренческой культуры и, преаде всего, практические аспекты стали предметом более интенсивного изучения. 00 этом свидетельствуDT 00-

1. См.: Человек и мировоззрение. - Киев, 1974; Василенко В.Л
Научное мировоззрение и теоретические проблемы его форми
рования в социалистическом обществе. - У,., 1975; Оечкнни-

,ков B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. - I., 1978; Бальсис А. Мировоззрение в жизни общества и человека. - Вильнюс, 1981; Сопиадьно-фллоссфскае проблема формирования коммунистического мировоззрения. - М., 1981; Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет а функции- - Саратов. 1981; Вишневский С.С. Воспита- ние коммунистической убежденности, - М., 1983; Сулимов Е.Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. - М. 1984; Млнюшев Ф.И. Феномен социалистической личности. -М. 1985; Коммунистическое мировоззрение: закономерность становления и основные элементы. - Киев, 1986; Мировоззрение сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986; Буянов B.C. Научное мировоззрение Социально-философский аспект. - М., 1987; Культура и развитие человека. - Киев, 1989; Человеї нового мира: Проблемы воспитания. - М., 1989 в др.

2. См.: Предмет и система этики. - Москва - София, 1973;
Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. - Л., 1975; Астроно
мия, методология, мировоззрение. - М., 1979; Карпинская
Р.С. Биология и мировоззрение. - М., I960; Мартынычев-И.]
Мировоззрение естествоиспытателя. - М., 1980; Мировоззре
ние и естественно-научное познание. - Киев, 1983; Форми
рование научно-атеистического мировоззрения в условиях .
социального и технического прогресса. - М., 1985; Фило
софские проблемы естествознания. - М,, 1985 и др.

явившиеся в последнее время многочисленные статьи в научных журналах^ диссертационные исследования Глумилина В.И., Яхон-

I. Удедов А.К. Диалектика общественного сознания в условиях перестройки /J Научные доклады высшей школы. Научный коммунизм, 1987, Я 4; Сулимов Е.Ф. Некоторые вопросы активизации человеческого фактора /У Научный коммунизм, 1987, & 3; Минюшев Ф.И. Новое время требует новых лвдей // Вестник МГУ, сер. 12 ТНК, 1987, & 5; Коломиец В.П. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения - важнейшая задача коммунистического воспитания // Научный коммунизм, 1987, & 3; Мужик Й. О развитии мировоззрения (исторический аспект) // Философские науки, 1987, № 2; Копер Я. К вопросу о социально-психологическом механизме формирования научного мировоззрения личности II Вестник МГУ, сер. 12, 1987, И 2; Казьмина А.А. Демократизация политической системы социализма и углубление самоуправления народа // Вестник МГУ, сер. 12 ТНК, 1988, Я I; Дорожхин D.H. Демократизация политических сил - главное направление перестройки // Там же, 1983, & 4; Кон И.С. Психология социальной инерпии // Коммунист, 1988, № I; Кириленко Г.Г. Самопознание и мировоззрение личности // Новое в кизяи, науке, технике. Сер.. Философия, 1988, й 7; Баталов Э.Я. Социалистическая перспектива и утопическое сознание II Коммунист, J988, й 3; Моисеев Н.Н. Вернадский З.й. и естественнонаучная традиция // Коммунист, 1988, Л 2; Козлов В.А. Социалистическая револшия и человек // Тем же, & 4; Разумнов А.Е. Новое мышление^и "старая философия" // Там же, 1989, И 2; Амосов Н.М. Реальность, .идеалы а модели // Наука и жизнь, 1989, Я 5; Раупенбах Б.В. К рационально-образной картине мира // Коммунист, 1989, 'Я 8; Грецкий М.Н. Социализм, демократия я "дорога к Храму" // Вестник МГУ, сер. 12 ТНК, 1989, № 2; Минюшев Ф.И. Осмысливая уроки проплого/7 Там же, ft 6; Зотов А.А. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии, 1989, $ 3; Любоиирова Н.В., Межуев В.М., Михайлов Ф.Т., Толстых В.К. Перестройка сознания и сознательная перестройка // Там же, Я 4; Яковлев А.Н. Гуманистический выбор перестройки // Проблеми.мира ? социализма. - 1989. - % 2; Осипов Г.В. Социализм: утопия или реальность // Вестник АН СССР, 1990, В 8 и др.

тобой .0., Дорина А.В., Башлыкова A.M., Шиловой А.Н., Азар-хина А.В., Федоренко |.Н. и др.

Несмотря на такое большое количество публикаций проблематика мировоззренческой культуры - осмысление ее современного состояния, еще не получила достаточно полного освевения Подтверждением служат относительно небольшое число исследований непосредственно раскрывающих содержание понятия "мировоззренческая культура , а также отсутствие работ, раскрывающих проблему выделения основных социальных показателей, с помощью которых моено было бы оиенить степень развития дан ного феномена. В принципе это вполне объяснимо, поскольку проведенный анализ государственных в партийных документов практически однозначно решает данную проблему, гак как до апреля 1985 года - начала перестройки, повлекшей за собой глубокие качественные демократические преобразования, все сводилось к тому, что в советском обществе господствует пре-имущественно мировоззрение марксизма." Марксистское мировоззрение, интерпритированное в соответствии с проводимой государственной политикой, объявлялось единственно верным и не могло подвергаться сомнениям в отношении его истинности, поскольку подобная ивтерпритация должна была подтверждать правильность выбранного курса. Следовательно, задаче заключалась в том, чтобы поддерживать этот уровень и поднимать к нему тех-людей, которые исклочительно только в силу пережитков старого в своем сознании, еще не псднялись до него. Такое понимание мировоззрения вело к политизации иссдедуе-

I. См.: ,'ЛлрсБоззренческая культура личности. -Киев, 1986; Коммунистическое мировоззрение: закономерность становления и основные элементы. - Киев, 1986; Формирование миро-воззренческой культуры как условие активизации человеческого фактора. - Алма-Ата, 1989.

- II -

мого феномена, усиливаю в нем наличие элементов догматизма и схоластики.

Это предполагает более глубокое рассмотрение проблема-тики мировоззренческой культуры, особенно в связи с процессом перестройки и обновления социалистического общества, выявившим далеко не тождественные мировоззренческие позиции советских лодей, а также возрастанием требований к личности, ее грзвданскей позиции,- мировоззренческой культуре, поскольку "нынешнее состояние духовной сферы, низкий уровень культуры и образованности населения, невостребованность результатов наука представляют угрозу делу обновления социализма, будущему страны . Проблемная ситуация состоит'в неадекватности реальных условий, несовершенстве существующего механизма действия социальных факторов на процесс формирования мировоззренческой культуры личности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - раскрыть сущность мировоззренческой культуры личности и с помощьо показателей данного феномена - особенности ее проявления в условиях перестройки советского общества.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

выяснить сущность и содержание мировоззренческой культуры личности;

определять основные социальные показатели, характеризуйте данный феномен;

дать характеристику состояния мировоззренческой культуры в современном советском обществе;

наметить пути совершенствования воспитательной работы по формирование мировоззренческой культуры личности в хо-

I,-Резолюции ХХУШ съезда Ковмунисгическоґ: партии Советского Союза. - М., 19Э0. - С. 23.

де перестройки.

Теоретической к -методологической основой Диссертационного исследования послужили идеи К.Маркса,-Ф.Энгельса, В.И. Ленина, раскрывающие содержание понятий характеризующих личность и общество во всем многообразии их проявлений; законы и принципы материалистической диалектики и исторического материализма; общая теория диалектики объективного и субъективного в историческом процессе. При этом автор опирался на опыт строительства социалистического общества, документы съездов и пленумов КПСС, материалы Съездов народных депутатов, имеющиеся законодательные акты, другие документы Советского государства. В работе учтены новейшие монографии и статьи ученых-обществоведов по исследуемой проблеме. Кроме теоретических работ широко использовались материалы периодической печати последних лег, статистические данные, а также результаты конкретных социологических исследований, опросы общественного мнения.

На.учная новизна исследования заключается в сведущем:

рассматривается исходные методологические принципы анализа процесса формирования мировоззренческой культуры личности в условиях рєводщионного преобразования всех сфер жизни советского общества;

осуществлен анализ сущности, содержания и структуры мировоззренческой культуры как качественной характеристики мировоззрения социального субъекта;

дана характеристика современного состояния уровня развития мировоззренческой культуры в советском обществе;

выявлено противоречие между уровнем мировоззренчеокой зрелости человека, обусловленной деформированной социальной средой и процессом перестройки;

- ІЗ -

обозначены основные тенденции развития мировоззренческой культуры советских людей в современных условиях;

определены основные факторы, влиящие на процесс формирования мировоззренческой культуры личности в условиях коренного преобразования общественной системы;

предложены наиболее существенные социальные показатели оценки мировоззренческой культуры личности.

Практическая-значимость диссертационной работы вытекает из ее актуальности и новизны. Проблематика иооледования тесно связана с жизнью, с задачами перестройки современного социалистического общества, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Полученные теоретические выводы а практические рекомендация направлены на повышение эффективности управления, происходящими в стране революционно-перестроечными процессами, совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы в массах.

Результаты работы могут быть использованы в лекциях по общественно-политической теории социализма, социологии культуры, образования и воспитания, при подготовке спецкурсов. Возможно также их использование в системе политического просвещения трудящихся, в лекционной и пропагандистской работе. Некоторые практические рекомендации и теоретические обобщения могут найти свое применение в деятельности педагогов, психологов, юристов, партийных работников, всех тех, кто участвует в процессе формирования нового типа личности, особенно молодежи.

Можно предположить, что сама постановка некоторых актуальных проблем в ходе диссертационного исследования послужит стимулом для юс дальнейшего изучения и решения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании

кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях. Отдельные его положения изложены автором на IX Всесоюзных философских чтениях молодых ученых (Москва - 1989), а также при обсуждении данной проблематики на "Ломоносовский чтениях" в МГУ (1989).

Материалы диссертации использовались автором в лекцнон-но-пропагандастской работе.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, грех глав, заключения и списка использованной литературы.