Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета Деревянко, Екатерина Вадимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деревянко, Екатерина Вадимовна. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Академия наук. Российской Федерации. Ин-т социологии.- Москва, 1992.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/2084-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия XX века обозначены распространением идей, получивших наименование постмодернистских. Эти идеи связаны с отказом от веры в могущество инструментального интеллекта, стремящегося перестроить мир в соответствии с единственной универсальной истиной. Подвергаются сомнению и методологические ориентиры социального знания, основанные на критериях объективной достоверности, точности и надежности измерений - некоей универсальной, схеме, которая соотносится обычно с традиционной организацией общества и власти. Новая социология и новая организация общественной низни опираются на возрождение "человеческого" взгляда на мир, плюралистических ценностей и консервативного идеала. Особое значение в консервативном ренессансе имеет наследие Хосе Ортеги-и-Гассета - мыслителя, чьи'идеи предвосхитили основные тенденции в общественной плели конца XX века.

Вопрос об актуальности темы, связанный с анализом творческого наследия определенного ученого, - это, превде всего, вопрос о сі.щсле исторического исследования в наши дни.

Актуальность диссертационного- исследования обусловлена существешим влиянием аристократической концепции культурі Хосе Ортеги-и-Гассета на современные общественные теории. Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ, 'социолог, писатель-публицист, ныне ставший весьма популярным з России /его активно переводят и комментируют/ писал об "омассовлении" европейской культура, о дегуманизации искусства и дегуманизации человеческого, происходящих на фоне "заката Европы". Исповедуя, тем не менее, "философию утверждения", каковым и является его рациовитализм. Ортега выдвинул-достаточно вескую доктрину преодоления "вертикального вторжения варварства" в качестве аристократической концепции культури.

И в зарубежкой, и в отечественно:! литературе Ортега-и-

Гассет не избежал печальной участи быть неправильно понятым: в основном это происходило в связи с объявлением ' его апологетом "дегуманизации искусства" и поборником элитарной концепции развития общества. Однако при объективном и внимательном рассмотрении его учения легко заметить, что в развитии всех своих теорий Ортега стремился к преодолению процесса дегуманизации; недаром в его текстах можно встретить часто -повторяющийся глагол"гуманизироваться". Что же касается теории "избранного меньшинства", то здесь нужно обратить внимание на главную черту ортегианской версии "власти лучших": это внесословность, непривязанность к какому-либо социальному классу, это умственное и нравственное превосходство, обладая которым определенные люди посвящают всю свою жизнь бескорыстному и честному, служению.

Гуманизация, повернутость к человеку, к его конкретной судьбе, приягиэ этой судьбы в качестве индивидуальной творческой 'задачи - все это проблемы, актуальные и современные для нас. Ортега-и-Гассет выделяет аристократическую концепцию культуру на фоне массовой культуры, которая является не "культурой касс", но некой усредненной вульгарной культурой; выделяет духовную аристократию в противовес "духовному плебсу". Современность ортегианского учения сказывается и в том, что он рассматривает теорию обстоятельств как теорию выбора, идеологическую свободу связывает с внепартиііностью, точно так ке, как духовную аристократию - с внесословностью. Заслуживает несомненного внимания его мировоззренческий консерватизм, патриотизм, его идеи нормотворчества "по совести" и соблюдения традиций как категории, неразрывно связанные с доктриной аристократии духа.

Беспамятство, утрата корней, связанная с этим утрата нравственных идеалов, - всему этому Ортега противопоставляет свое "аристократическое понимание истории", со-

гласно которому "хребет общества" - это его аристократическое ядро, и "бесхребетным" становится то общество, та нация, где отсутствует должное количество "избранного меньшинства".

Не случаен выбор именно этой составляющей ортегиан-ского учения в нынешнее время, когда на определенном переломе в развитии общества приобретает особое значение смещение точки опоры отдельного индивида; человек обнаруживает необходимость рассчитывать в основном на свои силы, . осознавать свою духовную сущность и жить в соответствии с уравновєшеннш.ш по совести правами и обязанностями, а не с неверно понятыми "бесплатными" "правами человека"'. Понятая в духе платонизма идея "власти лучших" приближает нас к истинно гуманистическому идеалу управления обществом. /Следует заметить, что, кроме Платона,явными предшественниками Ортеги в его аристократической доктрине были Шел-, линг, Шопенгауэр, Ницше/. Теория цикличности истории, связанности формирования нового общества с формированием его аристократического ядра, утверждение того, что моральное здоровье общества напрямую зависит именно от концентрации в нем "аристократической постоянной", - все это не абстрактные заявления, а историко-социологичёские обобщения, которые, на наш взгляд, можно и должно принять во внимание в наших обстоятельствах, так как речь идет о преодолении отчуждения человеческого от человека, о преодолении процесса дегуманизации. Небезынтересно отметить, что Ортега, говоря об аристократии духа как о ядре, вокруг которого группируется остальная часть общества, выделяет подражание лучшим как естественный и необходимый процесс на пути к положительной эволюции в развитии общества. Притяжение ядра, однако, не может реализошваться само собой: члены этого ядра, представляющие все возможные профессии, нужные обществу, должны активно "притягивать" массу таким образом, чтобы она видела явное превосходство лучших и подражала им. Недостатки массы, в том числе ее инертность,

Ортега видел в недостаточной активности лучших представителей общества. Герой, интеллектуал, политик несут особую ' миссию и должны быть преданы бескорыстному служению. Честь, совесть, алкионическое спокойствие, умение подчиняться, прежде чем повелевать, - неумирающий кодекс человека аристократической породы в изложении испанского философа и социолога - снова актуален и нужен нам сейчас.

Несмотря на отмеченный интерес к Ортеге-и-Гассету в нашей стране, выражающийся прежде всего в обилии переводов его работ на русский язык /особенно активно переводятся работы, связанные с вопросами эстетики,культуры/, степень разработанности проблематики творческого наследия Ортеги представляется недостаточной, что и повлияло на выбор темы данного исследования. Следует отметить, что об Ортеге-и-Гассете писали П.П.Гайденко, О.В.Журавлев, А.Б.Зыкова, С.Л.Воробьев, К.А.Тертерян, Г.М.Фридлендер, В.А.Леев и другие; список же переводчиков уже достаточно велик, чтобы приводить его полностью. Тем не менее, до сих пор нет биографических работ, отсутствуют монографические исследования; что же касается ортегианскои концепции аристократичности, 50, как правило, ее затрагивают весьма поверхностно. Не получила должного развития в нашей литературе и тема Ортеги и России, которая видится сейчас более актуальной, чем раньше. Особого внимания также требует стиль Ортеги, нередко уводящий переводчика'от сути проблема, но являющийся на самом деле неотъемлемой частью ортегианскои мысли; Ортега-и-Гассет только на поверхности кажется "романтиком", на самом же деле он строго соблюдает внутреннюю логику и всегда возвращается к "брошенному вскользь" замечанию.

Недостаточная разработанность аристократической концепции Хосе Ортегп-и-Гассета и обусловила выбор теки, а такие оказала влияние на определенную расстановку акцентов.

Главной целью диссертации в этой связи является реконструкция аристократической концепции культуры Хосе Ортеги-и-Гассета. Большинство работ, цитируемых в данном

б

исследовании, не переведены на русский язык или приводятся диссертантом в собственном переводе, несмотря на имеющимся перевод, для того, чтобы в ходе реконструкции ортегианской концепции было соблюдено единство стиля и содержания. При этом как'общее правиле соблюдается бережное отношение к текстам, недопущение вольного перевода. Реконструкция призвана подготовить почву для последующих исследовании, поэтому диссертант ставил перед собой задачи, общие для всех исторических изысканий: это полнота, систематичность и опора па наиболее существенные фрагменты, ото важно тем более потому, что Ортега-и-Гассет часто излагал свои взгляды на данную тему отрывочно, его идеи часто рассыпаны по разным произведениям, а также в силу упомянутых особенностей ортегианского стиля, "отвлекающего" от развития кон-цепеции. Исследовательской задачей является, тшсим образом, воссоздание взглядов испанского мыслителя в их органической внутренней связанности и вместе с тем в гаком ракурсе, который бы был наиболее близок нашему читателю /для чего, в частности, затрагивается тема параллелизма Испании и России, на примере сравнительного анализа идей Ортеги-и-Гассета с идеями И.Л.Ильина; тема указанного параллелизма, безусловно, требует внимания и дальнейшего развития/. Кроме того, своими задачами диссертант поставил обзор основных этапов развития ортегианского учения, освещение связи его "теории обстоятельств" с национальной идеей и неизбежностью аристократического духа.

Предметом диссертационной работы являются социологические взгляды Ортеги-и-Гассета. В основном работа проводилась по П-томному полному собранию сочинений Ортеги-и-Гассета и отдельно изданным его работам на испанском языке. Кроме того, была задействована литература, имеющая своей темой анализ ортегианского творчества на испанском, английском, французском языках. Была осуществлена попытка

представить социологические взгляды Отзтеги-и-Гассета, основой которых яаляется его учение оо общественно:! идеале,

или аристократической концепции.

Теоретико-методологической основой диссертации служили общеизвестные принципы историографии, источниковедения и анализа литературных текстов; в первую очередь - требова ния объективности исследования, достоверности фактического материала, достаточности оснований для выводов. Метод исследования - историко-литературный.

Воссоздание, или реконструкция, осуществлялась, тем не менее, не в чисто описательном виде, hd имела предварительный этап обработки, "просеивания" фактического материала. Авторская, позиция диссертанта выражается, таким образом, в' критическом подходе к.этому материалу с точки зрения отбора наиболее "характерных" фрагментов и наиболее "существенных" идей для подтверждения главной линии выбранной темы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной литературе анализируется аристократическая концепция культуры Хосе Ортеги-и-Гассета и осуществляется ее реконструкция. Его социологические воззрения при этом .рассматриваются в историческом контексте, в ключевых местах они сопоставляются с воззрениями его предшественников, что помогает соотнести и уяснить место и роль Ортеги в истории философии и социологии. Кроме того, осуществлена, попытка определенным образом увязать истоки интеллектуального стиля Ортеги-и-Гассета с вызревшей из них концепцией аристократизма, показать неразрывную связанность социальных взглядов Ортеги с национальной идеей и теорией обстоятельств в качестве утверждения свободы выбора.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в анализе влияния идей Ортеги-и-Гассета на социологию XX века, ее результаты способствуют дальнейшей разработке истории современной философии и социологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на конференции молодых ученых Института культуры /1691 г./, опубликованы в журнале

"Социологические исследования",/1992 г./. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите сектором истории зарубежной социологии Института социологии Российской Академии наук.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.