Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-этическое учение хасидизма : Революция и откровение Рабби Носон Гурари

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рабби Носон Гурари. Философско-этическое учение хасидизма : Революция и откровение : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 22.00.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1996.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/525-2

Введение к работе

На ход истории существенное внимание оказало то, то произошло в свое емя в Греции, с возникшей там философской мыслью, и Палестине, родине блейских религий - иудаизма и христианства. "Афины" и "Иерусалим" мволизируют истоки, питавшие европейское и общечеловеческое сознание.

Иудаизм по-праву рассматривают как мировую религию, имея в виду не пько то.что в нем содержались решающие предпосылки для пониманіш зднее возникших мировых религий - христианства и ислама, но и участие зопейских мыслителей в развитии религиозно-философской мысли Средних сов и Нового времени. Развитые ими религиозные, философские и иеские учения являются неотъемлемой частью тех духовных поисков, горые определяют горизонт современной культуры. Еврейская религиозная ель, философские и этические учения вызывают интерес исследователей гории религии, философии, социологии.

Данная работа посвящена хасидизму, более узко - той его ветви, которая іучила название хасидизма Хабада. Предметом настоящего исследования, оженного автором в работе "Откровение и революция: анализ хасидизма эада", является философия и этос хасидизма, включая его социально чимые проявления.

Свою исторігчески-определенную форму это учение обрело в XVIII в.,

основателем был Баал Шем Тов (или, сокращенно, Исраэль Бешт, 1698-

іО). Хасидизм (от евр. - благочестие) возник как движение религиозного

рождения, непосредственная религиозность была противопоставлена

2 ригористической обрадности и регламентации веры:- подлинное благочести

хасидизм видит не в суровости закона, не в аскетизме,-а в "веселии сердца

(абода), благоговении (кавана) и смирении (шифлут), в эмоциональн

насыщенной молитве, и даже в танце, пении.

Несомненно, влияние на хасидизм Каббалы ( от евр. - преданш традиция), еврейской мистики как с присущими ей особенностями, так и тем общими чертами, которые характеризуют мистику в качестве общего разны культурам и религиозно-философским учениям явления. Мистик; первоначально связанная с тайными организациями и хранившая знание лит для посвященных, позднее, как это произошло в хасидизме, акцентировал внимание на том, что служение богу происходит в порыве к небу, в слкяни человеческой души с богом в молитве, которая срывает занавес, отделяющл человека от бога.

Хасидизм включает религиозно-философское учение о мире и человек о познании истины; важнейший элемент хасидизма - его этическое учени Согласно этому учению, повседневные акты человеческой жизни приобретай характер теургических актов, благотворно воздействующих на мировое быти Человек стремится к слиянию с богом, которое хасидизм (подобно друга мистическим учениям, например, - суфизму, бхакти, христианской мистию рассматривает как высвобождение духовного начала из материальности. О» осуществляется не столько рациональным, сколько эмоциональным путем, экстатических состояниях. Человек, достигший слияния с богом, можі

з ыступать посредником между ним и другами людьми, помогая им своей

еургической силой. Таких людей называли цадиками (от евр. - праведник).

В некоторых течениях хасидизма, преимущественно ь Белоруссии и Гитве в конце XVIII - начале XIX вв. в хасидизме получает развитие учение о вух душах человека - животной и божественной, последняя является сточником духа и разума, ее основные свойства - разум потенциальный ісохма), разум действенный (бина) и познание (даат) как слияние познающего убьекта с познаваемым объектом. Это течение, которое является главным редметом настоящего исследования. и получило аббревиатурное аименование Ха-Ба-Д. Существует оценка философско-этического хасидизма, ри этом имеется в віщу именно хасидизм Хабада, согласно которой это чение должно рассматриваться как завершение еврейской религии.

Источники исследования и обзор литературы. В качестве одного из іавньїх источников по хасидизму автор рассматривает письмо его основателя аал Шем Това к знакомому ему человеку, жившему в Израиле. Впервые это исьмо было опубликовано в 1781 г. Относительно его подлинности уществуют определенные сомнения, поскольку сохранился не оригинал, а ишь копия письма. Однако большинством исследователей оно считается по юему содержанию подлинным. Собрания поучений Баал Шем Това, збранные и записанные его учениками, были изданы в виде книг "Венец эброго имени" (в двух частях - в 1784 и 1895 гг.) и "Завещание Шем Тоза" 793г.).

4 Исследованию хасидизма посвящена обширная литература. Это работ

СДубнова, Г.Шолема, М.Майера, М.Уигера, С.Городецкого.Н.Минделя

многах другах.1 Несколько лет, с 1904 по 1909 гг. изучению хасидиз\

посвятил М.Бубер, занимаясь собиранием преданий о его учителях

подвижниках. Одной из последних работ Бубера была вышедшая ул

незадолго до его смерти книга "Происхождение и сущность хасидизма". Иде

Бубера, получившего мировую известность как хасидского религиозно]

фішософа, оказали глубокое воздействие на западную философию, теологш

психиатрию, социологию, образование. Он стоит в ряду "диалогическі

мыслителей", влияние которых очевидно выйдет за рамки нынешне!

столетия.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследоваш

заключается в том, чтобы прояснить важнейшие положения хасидскс

мистической теологии в целом и ее хабадской ветви - в частности. В этс

связи автор ставил перед собой следующие задачи:

- дать общи;! обзор этоса хасидизма, в особенности - Хабада;

выявить понимание сути и предназначения Хабада как оно существу! внутри самого движения, его имманентное восприятие;

выяснить творческий вклад Хабада в еврейскую религиозно-философску мысль, в сравнении с другими школами, в понимании цели творения и мисс* человека в этом мире.

СДубнов. История хасидизма в 3-х томах. Вильно, 1931 ( на яз. идиш); М.Майер. Рабби Израиль Бешт. Лондон, 1942 (па яз. идиш); М.Унгср. Хасидизм в праздники. Нью-Йорк, 1942 (на яз. идиш); С.Городецкий. Хасидизм и хасиды. Тель-Авив, 1944 ( на яз. иврит); Н.Миндель. Философия Хабада. Вильнюс, 1990.

5 Исследование строится на рассмотрении хасидизма в конкретных

исторических условиях его возникновения и развития и герменевтическом

анализе текстов.

Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что философско-этическое учение Хабада существенно отличается от другах форм мистицизма, как западных, так и восточных. Имея в виду отличительные его черты, автор характеризует это учение как "революционное" в постижении путей к откровению.

Практическая значимость исследования. Автор стремится не только к тому, чтобы выяснить сущность хасидизма и его вклад в еврейскую религиозно-философскую мысль, но и раскрыть его влияние на практическую жизнь его последователей. Он ставит перед собой задачу доказать, что антологические и космологические воззрения хасидов Хабада, их этические учения не противоречат не только религиозным ценностям нормативного иудаизма, но и человеческому опыту в более широком аспекте, что система Хабада стремится к синтезу и актуализации этих ценностей на уровне ювеедневной жизни людей. При этом хасидизм рассматривает любовь к ілижнему не как требование бога, но видит ее главный смысл в том, что через гюбовь к ближнему человек приходит к богу.

Сегодня, как никогда, может, быть, опасны представления об [сключительности какого-либо одного вероучения, абсолютности какого-либо дного мировоззрения, за которыми кроется фанатизм, самообман, насилие над овестью и мыслью. Вот почему так важно видеть, если мы обращаемся к

6 религиозному сознанию, что Бог являл себя в истории различным образом и

что к нему вели множество путей.

Представляемая на защиту работа включает введение, три раздела: 1.

Хасидский этос. Гл. 1-4; II. Хасидская мистическая теология. Гл. 5-9; III.

Божественное служение. Гл. 10. Примат действия.