Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Варшавер Евгений Александрович

Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ
<
Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варшавер Евгений Александрович. Этнические границы в местных сообществах: теоретико-методологический анализ: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.01 / Варшавер Евгений Александрович;[Место защиты: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики], 2016.- 198 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Этнические границы в местных сообществах: анализ теоретических подходов и концептуализаций 11

1 Социальные границы как общий случай этнических границ 11

2 Исследования этничности как парадигма для исследования этнических границ 18

3 Эволюционная основа этнических границ 21

4 Этнические границы: анализ подходов и определений 31

5 Местные сообщества как контекст возникновения и существования этнических границ 54

6 Теоретический подход для исследования этнических границ в местных сообществах 62

Глава 2 Теоретико-методологические ресурсы для исследования этнических границ в местных сообществах 69

1 Теории этнической категоризации как ресурс для описания социологических механизмов функционирования этнических границ в местных сообществах 69

2 Теория контакта как ресурс для описания психологических механизмов функционирования этнических границ в местных сообществах 85

3 Роль этнических границ в формировании социальных связей 106

4 Инвентаризация эмпирических методов исследования этнических границ 112

Глава 3 Эмпирическое исследование этнических границ в местных сообществах: анализ применимости результатов теоретико- методологического синтеза 128

1 Методология исследования 128

2 Анализ применимости методов исследования этнических границ 130

3 Результаты эмпирического исследования этнических границ в местных сообществах 159

4 Преимущества и недостатки использованного теоретико-методологического подхода 162

Заключение 166

Литература 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Интенсификация миграционных потоков из бывших республик
Советского Союза в Москву и другие крупные города России, непростое
колониальное прошлое страны и ее многонациональный, в свете этого,
характер, конфликты, участниками которых регулярно становятся

представители разных национальностей, а также транслируемый СМИ «язык
вражды» -- все это ставит российское академическое сообщество перед чередой
вопросов о том, какой должна быть национальная политика в современном
обществе, как способствовать интеграции иноэтничных мигрантов и
гармонизации межэтнических отношений и какую роль в этом должно играть
государство, общество и само академическое сообщество. Получение ответов
на эти вопросы, однако, вряд ли возможно без теоретических и эмпирических
исследований феноменов, связанных с функционированием этничности в
современном российском обществе, и создания, с одной стороны, укорененных
в зарубежных исследованиях и практиках, с другой стороны,

сконструированных для объяснения российских реалий, теоретических рамок и эмпирических решений. Данная работа посвящена исследованию этнических границ в местных сообществах как одного из таких феноменов.

Этничность как безусловный атрибут жизни современных обществ

оказалась в исследовательском фокусе социальных ученых сравнительно давно.

Исследования в рамках этнологии и социологии по-разному

концептуализировали предмет исследования и изучали его с применением

различных эмпирических методов. Включенные наблюдения в племенах,

замеры социальной дистанции между «группами», исследования расовых

стереотипов – это далеко не полный список областей, теоретических языков и

эмпирических методологий, в рамках которых происходили исследования

этничности. Разнообразные социальные процессы, среди которых

деколонизация и интенсивные миграционные потоки второй половины XX и

начала XXI века, заставили ученых иначе посмотреть как на объект, так и на метод исследования процессов, связанных с этничностью. На волне воцарения конструктивистской парадигмы в исследовании этничности все чаще стал использоваться концепт этнической границы, предложенный Фредриком Бартом в 1969 году1. Вместе с тем, несмотря на относительную популярность этого концепта, на данный момент не появилось ни консистентного теоретического языка для описания явлений, связанных с границами, ни, за редким исключением, продуктивных эмпирических решений, способных в рамках одного исследовательского дизайна объединить элементы неизбежно сложносоставного явления границ, ни теоретико-методологических рамок для исследования этнических границ в различных социальных контекстах, в том числе, в местных сообществах.

В этой связи проработка теоретико-методологического аппарата,
связанного с исследованиями этнических границ в местных сообществах, в
частности, создания модели, объясняющей возникновение, существование и
изменение этнических границ в городских районах приобретает

первоочередную важность.

Научная разработанность проблемы

Проблематику, с которой связаны современные исследования этнических
границ, можно обнаружить в началах социологии: концепции «чужака» Георга
Зиммеля2, «маргинального человека» Роберта Парка3, а также

«возвращающегося домой» Альфреда Шюца4 описывают позицию на границе – между сообществами и группами. В научный оборот термин этнические

1 Barth F. Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Cultural Difference. – 1969.

2 Зиммель Г. Эссе о чужаке //Социальное пространство: Междисциплинарные исследования: Реферативный
сборник/Отв. ред. ЛВ Гирко. М.: ИНИОН. – 2003. – С. 181-186.

3 Парк Р. Э. Культурный конфликт и маргинальный человек //Социальные и гуманитарные науки: РЖ. Серия. –
1998. – Т. 10. – С. 172-175.

4 Шюц А. Возвращающийся домой//Шюц А //Избранное: Мир, светящийся смыслом. М. – 2004. – С. 550-557.

границы ввел в 1969 году антрополог Фредрик Барт5, в работе, ставшей одним из наиболее цитируемых оснований конструктивистской социологии этничности. Среди авторов, эксплицитно исследовавших этнические границы в разных контекстах и на основании разного их понимания – Стивен Гольд6, Ханн Вебер7, Рэндалл МакГир8, Чон Ки Хай9, Джими Сандерс10, Майкл Ханнан11, Нэнси Левин12, Крис Баервельт13, Джон Тинкер14, Хэрри Маркович15, Теодор Муллен16, Томас Хименес17, Джон Кеннади18, Эдвард Теллес19, Мустафа Саатчи20, Энн Сталь21, Мисако Нукага22 и другие. Существенную инвестицию в концептуальную работу с этническими границами сделали Аристид Зольберг, выдвинувший идею элементарных стратегий пограничной работы, приводящей

5 Barth F. Ethnic Groups and Boundaries…

6 Gold S. J. Ethnic boundaries and ethnic entrepreneurship: A photoelicitation study //Visual Studies. – 1991. – Т. 6. –
№. 2. – С. 9-22.

7 Veber H. Why Indians wear clothes: managing identity across an ethnic boundary //Ethnos. – 1992. – Т. 57. – №. 1-2.
– С. 51-60.

8 McGuire R. H. The study of ethnicity in historical archaeology //Journal of Anthropological Archaeology. – 1982. –
Т. 1. – №. 2. – С. 159-178.

9 Chong K. H. What it means to be Christian: The role of religion in the construction of ethnic identity and boundary
among second-generation Korean Americans //Sociology of Religion. – 1998. – Т. 59. – №. 3. – С. 259-286.

10 Sanders J. M. Ethnic boundaries and identity in plural societies //Annual Review of Sociology. – 2002. – С. 327-357.

11 Hannan M. T. The dynamics of ethnic boundaries in modern states //National development and the world system. –
1979. – С. 253-275.

12 Levine N. E. Caste, state, and ethnic boundaries in Nepal //The Journal of Asian Studies. – 1987. – Т. 46. – №. 01. –
С. 71-88.

13 Baerveldt C. et al. Ethnic boundaries and personal choice. Assessing the influence of individual inclinations to
choose intra-ethnic relationships on pupils’ networks //Social Networks. – 2004. – Т. 26. – №. 1. – С. 55-74.

14 Tinker J. N. Intermarriage and Ethnic Boundaries: The Japanese American Case1 //Journal of Social Issues. – 1973. –
Т. 29. – №. 2. – С. 49-66.

15 Markowicz H., Woodward J. Language and the maintenance of ethnic boundaries in the deaf community
//Communication and Cognition Ghent. – 1978. – Т. 11. – №. 1. – С. 29-37.

16 Mullen E. T. Narrative history and ethnic boundaries: the deuteronomistic historian and the creation of Israelite
national identity. – Scholars Pr, 1993.

17 Jimnez T. R. Negotiating ethnic boundaries //Ethnicities. – 2004. – Т. 4. – №. 1. – С. 75-97.

18 Kennedy J. C. Holding the line: Ethnic boundaries in a Northern Labrador community. – St. John's, Nfld.: Institute of
Social and Economic Research, 1982.

19 Telles E. Ethnic boundaries and political mobilization among African Brazilians: Comparisons with the US case
//Racial politics in contemporary Brazil. – 1999. – С. 82-97.

20 Saatci M. Nation–states and ethnic boundaries: modern Turkish identity and Turkish–Kurdish conflict //Nations and
Nationalism. – 2002. – Т. 8. – №. 4. – С. 549-564.

21 Stahl A. B. Ethnic style and ethnic boundaries: A diachronic case study from West-Central Ghana //Ethnohistory. –
1991. – С. 250-275.

22 Nukaga M. The Underlife of Kids' School Lunchtime Negotiating Ethnic Boundaries and Identity in Food Exchange
//Journal of Contemporary Ethnography. – 2008. – Т. 37. – №. 3. – С. 342-380.

к тому, что границы могут быть стерты, передвинуты и пересечены23, а также Ричард Альба, различивший яркие и размытые границы24. Несомненно, центральной фигурой в современных исследований этнических границ является Андреас Виммер, который в 2000-х гг. по материалам нескольких эмпирических исследований25 опубликовал серию концептуальных статей, где описал индивидуальные стратегии выстраивания границ26, предложил многоуровневую теорию их возникновения и поддержания27, а также серию решений для исследований границ в миграционных обществах28. В 2013 году вышла его книга «Построение этнических границ: институты, власть, сети»29, в которой были изложены ключевые посылки и решения в рамках исследования границ. Книга эта, однако, является, скорее совокупностью подходов и не предлагает единого теоретического языка и конкретных методик для исследования этнических границ.

В диссертации показано, что современные исследования этнических границ находятся на пересечении двух основных исследовательских традиций, каждая из которых внесла свой вклад в настоящее положение дел в этой области исследований. Прежде всего, это исследования социальных границ. Авторами основных теоретических работ в рамках данного подхода являются Мишель Ламон30, которая разработала идею символической границы, и Чарльз

23 Zolberg A. R., Woon L. L. Why Islam is like Spanish: cultural incorporation in Europe and the United States
//Politics and society. – 1999. – Т. 27. – С. 5-38.

24 Alba R. Bright vs. blurred boundaries: Second-generation assimilation and exclusion in France, Germany, and the
United States //Ethnic and racial studies. – 2005. – Т. 28. – №. 1. – С. 20-49.

25 Wimmer A., Lewis K. Beyond and below racial homophily: Erg models of a friendship network documented on
facebook1 //American Journal of Sociology. – 2010. – Т. 116. – №. 2. – С. 583-642.

Wimmer A. Does ethnicity matter? Everyday group formation in three Swiss immigrant neighbourhoods //Ethnic and Racial Studies. – 2004. – Т. 27. – №. 1. – С. 1-36.

26 Wimmer A. Elementary strategies of ethnic boundary making //Ethnic and racial studies. – 2008. – Т. 31. – №. 6. –
С. 1025-1055.

27 Wimmer A. The making and unmaking of ethnic boundaries: A multilevel process theory1 //American journal of
sociology. – 2008. – Т. 113. – №. 4. – С. 970-1022.

28 Wimmer A. Herder's Heritage and the BoundaryMaking Approach: Studying Ethnicity in Immigrant Societies*
//Sociological Theory. – 2009. – Т. 27. – №. 3. – С. 244-270.

29 Wimmer A. Ethnic boundary making: Institutions, power, networks. – Oxford University Press, 2013.

30 Lamont M., Molnr V. The study of boundaries in the social sciences //Annual review of sociology. – 2002. – С. 167-
195.

Тилли31, создавший теоретическую основу для сетевого исследования границ,
причем исследования представителями этого направления осуществляются в
отношении различных объектов и тематик, среди которых –

стратификационные исследования32, исследования гендера33, науки34 и
профессий35. С другой стороны – это послевоенные конструктивистские
исследования этничности, основоположником которых считается Барт36,
фокусирующиеся на производстве культурных различий в разнообразных
социальных и смысловых контекстах37. Существенной проблемой

исследований этнических границ является поверхностность изучения связи характеристик функционирования границ с типом локального контекста, в котором они находятся. В немногочисленных исследованиях границ на рабочих местах38 и в городских районах39 социальный контекст функционирования границ воспринимается как данность и не подвергается социологическому анализу, в свете чего, как показано в диссертации, включение «местных сообществ» в теоретическую модель приобретает особую важность.

В России этнические границы per se редко оказываются в исследовательском фокусе. Тем не менее, можно указать на две волны

31 Tilly C. Social boundary mechanisms //Philosophy of the social sciences. – 2004. – Т. 34. – №. 2. – С. 211-236.

32 Hall JR. l992. The capital(s) of cultures: a nonholistic approach to status situations: class, gender, and ethnicity.” See
Lamont & Fournier 1992, pp. 257–88

33 Gerson J. M., Peiss K. Boundaries, negotiation, consciousness: Reconceptualizing gender relations //Social problems.
– 1985. – Т. 32. – №. 4. – С. 317-331.

Ridgeway C. L. Interaction and the conservation of gender inequality: Considering employment //American Sociological Review. – 1997. – С. 218-235.

34 Gieryn T. F. Boundary-work and the demarcation of science from non-science: Strains and interests in professional
ideologies of scientists //American sociological review. – 1983. – С. 781-795.

35 Larson M. S., Larson M. S. The rise of professionalism: A sociological analysis. – University of California Press,
1979. – Т. 233.

36 Barth F. Ethnic Groups and Boundaries...

37 Cornell S., Hartmann D. Ethnicity and race: Making identities in a changing world. – Sage Publications, 2006.
Dearborn M. V. Pocahontas's Daughters: Gender and Ethnicity in American Culture. – Oxford University Press, USA,
1986.

Hamilton C., Wright J. The making of the Amalala: ethnicity, ideology and relations of subordination in a precolonial context //South African Historical Journal. – 1990. – Т. 22. – №. 1. – С. 3-23.

38 Nee V., Sanders J. M., Sernau S. Job transitions in an immigrant metropolis: ethnic boundaries and the mixed
economy //American sociological review. – 1994. – С. 849-872.

39 Dahinden J. Are we all transnationals now? Network transnationalism and transnational subjectivity: the differing
impacts of globalization on the inhabitants of a small Swiss city //Ethnic and Racial Studies. – 2009. – Т. 32. – №. 8. –
С. 1365-1386.

исследований этнических границ, практически не связанные между собой.

Первая волна связана с задачей отечественной послевоенной этнологии картографировать народы СССР и, в том числе, определить, где пролегает между ними «граница». Теоретические и эмпирические работы в этой области известны за авторством М.Я.Берзиной40, Н.Г.Волковой41, В.И.Козлова42, П.И.Кушнира43, А.Г.Манакова44 и других. Бартианская же конструктивистская традиция представлена в России работами прежде всего таких исследователей, как Л.М.Дробижева45, В.А.Тишков46, В.С.Малахов47, В.В.Коротеева48, тогда как психологический аспект границы рассматривался Г.У.Солдатовой49 и Т.Г.Стефаненко50. Вместе с тем эти исследования редко используют концепт границы непосредственно, и исследований, где именно этническая граница была бы предметом анализа, за редким исключением (например, О.А.Богатова51 или В.М.Воронков52) не проводилось, с этим связан существенный элемент новизны настоящей диссертации для отечественной науки.

Исследования этнических границ на данный момент – это разрозненная совокупность теоретических концепций, методологических подходов, в результате чего требуются усилия по интеграции теоретический и

40 Берзина М. Я. Этнические территории, этнические границы и проблемы их картографирования //Проблемы
этнической географии и картографии/Отв. ред. СИ. Брук. М. – 1978. – С. 59.

41 Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. – Наука, Гл. ред. вост. лит., 1973.

42 Козлов В. И. Этнос и территория //Советская этнография. – 1971. – Т. 6. – С. 89-100.

43 Кушнер П. И. Этнические территории и этнические границы. – Изд-во Академии наук СССР, 1951.

44 Манаков А. Г. Динамика этнических и конфессиональных границ к юго-западу от псковского озера до ХХ
века: историко-географический анализ (к вопросу о происхождении Сету) //Псковский регионологический
журнал. – 2011. – №. 11. – C. 132-143.

45 Дробижева Л. М. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М.: Институт
социологии РАН. – 1998.

46 Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003.

47 Малахов В. С. Понаехали тут: очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. – М.: Новое
литературное обозрение, 2007.

Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. – М.: Изд-во РГГУ. – 1999. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл. – 1998.

Стефаненко Т. Г. и др. Этнопсихология: практикум //Москва. – 2006.

51 Богатова О. А. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности //Социологические
исследования. – 2004. – №. 6. – С. 69-75.

52 Воронков В. Мультикультурализм и деконструкция этнических границ //Мультикультурализм и
трансформация постсоветских обществ/Под ред. ВС Малахова и ВА Тишкова. М.: Институт этнологии и
антропологии РАН. – 2002. – С. 38-47.

эмпирической повестки дня в рамках единого подхода. Именно эту задачу призвана решить данная диссертационная работа.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является феномен этнических границ.

Предметом исследования является совокупность теоретических и эмпирических подходов, созданных в области исследований этнических границ в местных сообществах в городе.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологического подхода к объяснению механизмов появления, поддержания и изменения этнических границ в местных сообществах в городе.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

  1. Осуществлен историко-социологический анализ понятия этническая граница и, на основании критического анализа соответствующих исследований, выделены типичные его концептуализации в социологической литературе.

  2. Сформулировано социологическое определение этнических границ в местных сообществах.

  3. Выработан теоретический подход к изучению социальных границ, который лежит в основании теоретической модели исследования этнических границ в местных сообществах.

  4. Проведен анализ эмпирических методов, используемых для изучения этнических границ в местных сообществах, выявлены типичные эмпирические дизайны.

5. На основе синтеза методов предложен и апробирован эмпирический дизайн для исследования этнических границ в местных сообществах города.

Теоретические и методологические основы диссертации

В основание диссертации положены

  1. Теоретико-социологическая реконструкция и метатеоретический анализ как методы работы с концепциями и определениями. Методом теоретико-социологической реконструкции в работе восстановлена история использования концептов этнических и социальных границ, описаны дебаты вокруг определения этничности и эмпирических ее исследований, а также исследована история изучения межгруппового контакта, этнических категоризаций и динамики социальных связей. Метатеоретический анализ и синтез позволили соединить теоретические ресурсы из областей психологии и социологии, ранее не использовавшиеся для исследования этнических границ, интегрировать их в теоретическую схему и предложить методологический подход к исследованию этнических границ в городских районах.

  2. Теория контакта, исследования социальной категоризации, сетевой подход, конструктивистские теории этничности в качестве ресурсов для создания теоретической модели.

  3. Совокупность эмпирических методов, исследованных на предмет применимости к исследованию этнических границ. Среди этих методов:

a. Включенное наблюдение: автор диссертации и члены

исследовательской команды, которой он руководил, жили в районах исследования несколько месяцев. Было осуществлено порядка 120 часов наблюдений в общественных пространствах

района и на объектах социальной инфраструктуры (из них 40 часов автором).

b. Полуструктурированные интервью: было проведено 170 интервью
длительностью от 10 минут до 5 часов (из них 60 интервью
автором).

c. Дискурс-анализ: на основании интервью был проведен дискурс-
анализ с целью выявления категорий, которые использовали
информанты для описания людей, живущих и пребывающих в
районе, их атрибутов и норм в их отношении.

d. Полевой эксперимент: на основании результатов интервью и
наблюдений с использованием накопленных в районах контактов
была реализована серия полевых экспериментов, призванных
проверить возможность изменения характеристик этнических
границ в исследуемых районах.

Научная новизна исследования

Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что:

  1. Проанализированы и систематизированы существующие подходы к исследованиям этнических границ, создана критериальная база для этой систематизации.

  2. Предложено определение этнических границ, синтезирующее существующие подходы и позволяющее работать с понятием этнической границы в его целостности.

  3. На основании социологических и психологических подходов разработан общий подход к исследованию этнических границ в местных сообществах, предложен проект теоретического языка, наилучшим образом подходящего для исследования этнических границ, предложена теоретическая схема, которая позволяет объяснить

возникновение, поддержание и изменение этнических границ в местных сообществах в городе.

  1. Проведена оценка надежности методов, ранее использованных для исследования этнических границ в различных эмпирических исследованиях. Проведен анализ типичных и оригинальных дизайнов, созданных на основе этих методов.

  2. Разработана методология для исследования этнических границ, применимая к пространственно-социальным общностям (районам города, сельским поселениям и иным единицам, административным или вернакулярным, где происходит взаимодействие людей); методология и включенные в нее методы проанализированы на предмет применимости для исследования этнических границ в местных сообществах.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. На данный момент исследования этнических границ являются совокупностью разрозненных теоретических подходов, методических решений и конкретных исследований. Существующие подходы могут быть систематизированы на основании трех логик: разграничения, пограничья и отграничения.

  2. Этническая граница – это социальное явление, складывающееся в результате категоризации индивидов на основании этнических классификаций, приписывания категориям определенных атрибутов, формирования норм поведения в отношении представителей соответствующих категорий, а также типичных практик взаимодействия между представителями различных категорий. Категории, атрибуты, нормы и практики – это пограничные явления. Вся совокупность пограничных явлений в местном сообществе – это конструкция границ.

  1. Местное сообщество является пространством производства и поддержания этнических границ в рамках регулярных институционализированных и неинституционализированных взаимодействий. Воспринимая существующие в местном сообществе и транслируемые извне представления, а также ориентируясь на собственный опыт, индивиды создают определенную конструкцию этнических границ, которая поддерживается и изменяется посредством непрерывного взаимодействия, в том числе, работы с границами, в публичных пространствах.

  2. Эмпирические исследования этнических границ в течение последних 50 лет осуществлялись на основании следующей совокупности методов сбора и анализа данных. Среди методов сбора данных – опрос, качественное интервью, наблюдение, экспериментальные методы, большие данные, среди методов анализа данных – неформализованный контент-анализ, дискурс- и нарративный анализ, статистические методы, сетевой анализ. Эти методы использовались преимущественно по отдельности, без установки на совмещение методов.

  3. Исследовательский план, основанный на совмещении методов интервью, включенного наблюдения, полевого эксперимента и опросных техник, позволяет описать и проанализировать динамику конструкции границ в измерениях категорий, атрибутов, норм и практик в местном сообществе.

Апробация результатов

Основные положения, выносимые на защиту, прошли апробацию в ходе международного семинара по мультикультурализму «Строя интеркультурный диалог на национальном и региональном уровнях» (Архангельск, Россия, март 2015), международного симпозиума «Пути России» (Москва, Россия, март 2015), международного воркшопа «Восток на востоке, восток на западе, восток в России: миграция – адаптация - идентичность» (Суздаль, Россия, ноябрь

2014), международной конференции Ассоциации изучения национальностей (Нью-Йорк, США, апрель 2014), международной конференции по социальной интеграции мигрантов (Нетания, Израиль, май 2014), международной апрельской конференции ВШЭ (Москва, Россия, апрель 2014), международного конгресса международного союза антропологических и этнологических наук (Манчестер, Великобритания, август 2013), а также на семинарах «Постсоветский город» географического факультета МГУ (Москва, Россия, май 2015), Центра изучения гражданства и идентичности ИФ РАН (Москва, Россия, май 2013), «Кавказ и Средняя Азия» ИАиЭ РАН (Москва, Россия, апрель 2013), «Коммунитарная повестка дня», ФСФ РАНХиГС (Москва, Россия, июнь 2013). Результаты исследования, которое было осуществлено в рамках работы над диссертацией, в качестве статей были опубликованы в российских научных журналах.

Некоторые положения диссертационной работы обсуждались автором с ключевыми исследователями этнических границ: Андреасом Виммером, Жанин Даинден, Франком ван Тубергеном и Ричардом Альбой. Теоретико-методологические разработки, представленные в диссертации, также стали частью НИР, выполненных в рамках Государственного задания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (в частности НИР «Анализ барьеров взаимодействия иноэтничных мигрантов и принимающего сообщества в мегаполисах», выполненный в 2014 году, а также НИР «Пути повышения эффективности существующих моделей и практик интеграции мигрантов», выполняемый в 2015 году).

Теоретическая и практическая значимость исследования

Консолидация теоретических ресурсов, формулировка общей

теоретической рамки для исследования этнических границ в местных сообществах и создание решений для операционализации этнических границ

является важным шагом на пути к накоплению знания о том, как появляются, поддерживаются и меняются этнические границы в городских районах, создаваемого на едином теоретическом языке и на основании одних и тех же наблюдаемых явлений. На практическом уровне данная диссертационная работа позволяет способствовать поддержанию межэтнического мира в городских районах: создавать механизмы интеграции иноэтничных мигрантов, готовить специалистов по организации местных сообществ и интеграции мигрантов, медиировать конфликты между разными группами и не допускать насилия на национальной почве.

Структура и объем работы

Исследования этничности как парадигма для исследования этнических границ

Начиная с 80-ых исследования того, что затем будет концептуализировано как социальная граница, распространяются на многие области общественных наук. Среди областей, где так или иначе применялся этот концепт или эвристика, с ним связанная: социология науки, стратификационные исследования, гендерные исследования, исследования этничности, международные отношения.

Одной из ключевых проблематик современных стратификационных исследований, являются механизмы воспроизводства неравенства в обществе. На основании работ П.Бурдьё стало известно, что такое воспроизводство напрямую связано с системой различений, существующих в обществе, культурой, привязанной к той или иной категории, символическим насилием осуществляемым доминирующей группой, в рамках которого одна культура оказывается «правильнее» другой, а также последующей по разному происходящей группировкой по этому принципу. Бурдьё сначала изучил, каким образом воспроизводится неравенство в школьной системе [94], а затем расширил применимость открытых им механизмов на общество в целом, предложив оригинальную концепцию воспроизводства классовой структуры посредством вкусовых пристрастий в работе «Различение: социальная критика суждения о вкусе» [93]. В каждой из работ ключом к пониманию механизмов воспроизводства была совокупность символических границ, определяющих поведение действующих. В первой работе исследуется, каким образом школа транслирует культуру доминирующего класса и сортирует учащихся по принципу принадлежности к ней. В результате дети из высших классов получают хорошие оценки, в связи с этим у них есть возможность поступить в лучшие высшие учебные заведения и, в конечном счете получить лучшие работы, где они встретят людей с похожими траекториями. Дети же из низших классов, не понимаюшие, что их низкая успеваемость связана не с отсутствием таланта, а с тем, что прививаемся им культура не транслировалась в их семьях, оказываются ниже мотивированы к учебе, и вся их дальнейшая траектория оказывается предопределена символической границей, помещенной в сортировочную машинерию школьной системы. В «Различении…» автор показывает, каким образом вкус оказывается связан с классовой принадлежностью и как за счет группировки по вкусам, классы воспроизводятся как закрытые для чужаков группы, маркеры которых становятся пропуском в одни круги и волчьим билетом в других. Перевод Бурдьё на английский вызвал лавинообразный поток работ о классовом воспроизводстве, написанных в США. Одно из направлений исследований, в рамках которого в фокусе оказывается идентичность как следствие работы над границами, лучше всего можно проиллюстрировать работой Д.Халле [181] о классовых атрибутах декорирования домов на рождество. Согласно ее гипотезе, представители разных классов должны по-разному украшать свои дома к празднику. Эмпирическое исследование, однако, таких различий не выявило, и уже в работе Дж.Р.Холла [180] предполагается, что рынок культурного потребления гетерогенен, и разные статусные аспекты становятся материалом для работы над границами в разных ситуациях.

Согласно исследователям гендера Дж.М.Герсон и К.Пайсс [166], гендерные исследования – это прежде всего исследования границ, определяемых авторами как «сложные структуры – физические, социальные, идеологические и психологические – которые устанавливают различия и сходства мужчин и женщин между собой и внутри себя …а также определяют и ограничивают поведение для каждой гендерной группы» [166]. Предполагается, что индивиды несознательно категоризируют друг друга в первую очередь как как мужчину или женщину, и дальнейшее наблюдение за его поведением будет одновременно наблюдением за соответствием или несоответствием поведения друг друга гендерным нормам. Каждое взаиимодействие, таким образом, будет либо поддерживать их, либо модифицировать [308]. Сознательная или несознательная попытка поддержания или модификации норм, связанных с тем, как мужчина или женщина должны вести себя, одеваться или говорить путем ли практики соответствующего поведения или убеждения в необходимости вести себя определенным образом является работой над гендерными границами. С.Эпштейн делает обзор исследований того, каким образом гендерные границы складываются, поддерживаются и меняются на рабочем месте, в связи с восприятием работы в качестве «мужской» или «женской», и формулирует соответствующую исследовательскую повестку дня [146]. Среди наиболее показательных исследований, на которые она ссылается – работа П.Роос [314]. В ней показано, как в связи с компьютеризацией книгопечатания изменились представления о том, люди какого пола должны ей заниматься. Если до перехода на компьютеры книги печатали в цехах с помощью железных машин, и участниками процесса эта работа воспринималась как мужская и рабочая, после изменения в технологии, когда мужской компонент работы был технологизирован, а сами работники перебрались из цехов в офисы, работа перестала удовлетворять идентичности наборщиков: «Я не знаю, чем я занимаюсь. Эта работа не мужская, она мне не подходит. [Компьютеры] делают из нас слабаков…» [118]. Работа наборщиком, таким образом, поменяла свое положение относительно гендерной границы: до эпохи компьютеров она находилась с мужской ее стороны, после – оказалась на женской. Сходная логика прочтения гендерных границ, но иной объект исследования – в работах Э.Дитро, которая изучает то, каким образом те или иные книги воспринимаются детьми и подростками как книги «для мальчиков» и «для девочек», что происходит, если эта граница нарушается и как возможно ее изменение в обстоятельствах школьного класса [143]. Значительный интерес в связи с исследованиями границ представляют работы, посвященные сексуальности. Например, А.Штейн [354] показывает, каким образом конструировались и трансформировались границы между лесбиянками и прочими женщинами с 50-ых годов. Если на первых этапах лесбиянство было связано с влечением к человеку своего биологического пола, и граница была прочерчена по этому основанию, в 70-ых годах влечение перестало быть основой для различения – на смену ему пришло культурное понимание явления и лесбиянкой в некоторых кругах стала считаться любая женщина, разделяющая определенный набор ценностей, вне зависимости от пола актуального партнера и специфики сексуальности, которая оказалась очевидно сложнее простой бинарной оппозиции.

Другой важной областью, в которой уже несколько десятилетий используется идея социальных границ – это исследования профессий. Внимания заслуживается книга М.Ларссон «Подъем профессионализма» [231], в которой на британском и американском историческом материале показано, что такое современные профессии и как они сложились. Отталкиваясь от ряда подходов, согласно которым профессия – это реализация общественной потребности в определенном благе или набор знаний и умений, необходимый для выполнения тех или иных задач, она демонстрирует, что профессионализация была связана с деятельностью определенных групп буржуазии, направленной на повышение коллективного социального статуса. И основным механизмом этой деятельности была формулировка различений и установление границ между этими и другими группами на основе компетенций и членства в профессиональных организациях. В фокусе исследований Ларссон – границы между профессионалами и непрофессионалами со сходными компетенциями. Другой границей, интересующей исследователей, является граница между профессионалом клиентом, когда речь идет о «помогающих» профессиях – врачах или психологах.

Теоретический подход для исследования этнических границ в местных сообществах

Это равно применимо как к теории социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукманна [3], так и к теории структурации Э.Гидденса [15]. Приведенные теории говорят о важности взаимной категоризации в социальных процессах, прежде всего на индивидуальном уровне, однако категории являются значимыми «медиаторами» отношений и для другого уровня анализа [206]. В известной работе Пауля Виллиса [387] показано, как дети рабочих с самого детства категоризированные в качестве рабочего класса, во взаимодействии между собой, со взрослыми и с представителями других классов, осваивают соответствующие практики, не связанные с работой как таковой, и тем самым рабочий класс воспроизводится. Это исследование лежит в логике исследований Пьера Бурдье [94], посвященных воспроизводству неравенства в образовательной системе, когда внешняя социальная категория с соответствующими ей атрибутами практикуется и интернализируются людьми, обладающими сходными социальными позициями. Нельзя пройти мимо и государственной категоризации населения, исследования которой черпают вдохновение в работах М.Фуко [159], связанных с техниками власти, а также Дж.Скотта, впервые на детально разобранных примерах рассказавшего широкой научной аудитории о государственном взгляде как о взгляде категоризирующем [38].

Современное государство – активный игрок в поле создания и практики социальных категорий, оно занимается учетом населения на основании важных социальных и экономических категориях и на этом основании перераспределяет доходы методами фискальной и социальной политики. Категоризация – пронизывает социальную жизнь. Будучи основанной на элементарных взаимодействиях актора с его окружением, детально описанных в традиции символического интеракционизма, категоризация является спутником любых взаимодействий, при этом взаимодействующими могут быть как отдельные индивиды, так и более крупные социальные единицы – группы, организации, государства.

Ричард Дженкинс в работе, посвященной социальной категоризации, приводит многочисленные контексты, в которых она происходит: первичная социализация, рутинные публичные взаимодействия, сексуальные отношения, отношения между и внутри сообществ и неформальных групп, отношения родства, медицина и лечение, вторичная социализация, рыночные отношения, маркетинг, трудоустройство, администрирование, социальный контроль, организованная политика, социальная политика, официальные классификации, наука [206]. Этническая категоризация (категоризация, в рамках которой категории носят этнический характер, т.е., связанный с культурными различиями), является частным случаем социальной классификации и существует в той же логике. Этнические категории интернализируются в ходе первичной социализации, являются предметами спора в рамках повседневных взаимодействий, а также инструментами управления для государств. Ниже будет представлен обзор исследований, посвященных повседневным этническим категоризациям, а также рассказано о категоризациях, агентами которых являются СМИ и государство.

Государство становится агентом этнических классификаций и категоризаций сравнительно недавно, однако за достаточно короткий период в век или полтора этнические классификации, производимые государством, пронизали общественную жизнь во всем ее разнообразии. Среди инструментов, применяемых государством только лишь для формальных категоризаций – переписи населения, регистрация рождения, паспорта и другие основные идентификационные документы, при этом как основания для категоризации, так и конкретные категории различались от ситуации к ситуации [220]. Чисто советское понятие «национальности», связанное с «этническим» происхождением человека, было зафиксировано в «пятой графе» паспорта и в типичном случае передавалось по наследству, израильская и турецкая классификации в удостоверениях личности предполагает отсылает к религии, а в Руанде и Южной Африки – к расовой принадлежности [163].

Между тем, в складывающихся национальных государствах Европы, идеология которых состояла в создании общности – культурной, как в государствах Центральной и Восточной Европы, или гражданской, как в Западной Европе и прежде всего во Франции – этническая классификация государством не применялась, поскольку его прагматика в первую очередь состояла в сборе налогов и комплектации армии из призывников, расовые или культурные различения значения в этой связи не имели.

С развитием статистического учета, как показывают Дэвид Кертцер и Доминик Ариэль [220], встал вопрос о том, кого следует учитывать. В Европе в ходе заседаний Международной статистической комиссии, заседавшей регулярно на протяжении 30 лет в середине XIX века было решено фиксировать всех проживающих на территории страны, а также – несколько позже – граждан страны в связи с установкой на строительство национального государства с гражданством в качестве основой категории членства [220, c. 8]. Граждан фиксировали и переписи США, проводившиеся раз в 10 лет с 1790 года, в результате чего в первые переписи не попали ни негры, ни индейцы, не имевшие гражданства [67]. Некоторые переписи фиксировали также место рождения (например, США с 1880 года), в связи с введением ежегодной квоты в 2% на миграцию из соответствующих стран. Вслед за этим, однако, в разных частях света государства стали фиксировать культурные категории. Нужно отметить, что на начало XX века язык культурных различий был преимущественно расовым. Характерно название книги британского историка Роберта Сеттона-Уотсона, посвященной венгерским словакам и написанной в 1908 году: «Расовые проблемы в Венгрии» [331].

С возникновением Лиги Наций после Первой мировой войны расовый язык применительно к ситуации Европе перемещается за пределы консенсуса (его воскрешение в 30-ых годах в Германии уже тогда шло вразрез с легитимной практикой этнической категоризации в Европе) [220, c. 12], однако оказывается широко применимым в колониях, где, во-первых, было необходимо каким-то образом категоризировать население, оказавшееся под колониальным правлением, во-вторых, это население очевидно не относилось к нации (или нациям) колонизаторов, а значит, языковых ограничений, накладываемых на описание ситуации в Европе, там не было [196;113]. Наиболее характерным примером колониальных классификаций с последующим результатом в виде геноцида, является пример Руанды, где бельгийская колониальная власть на базе довольно сложной и неоднозначной этнической ситуации (с возможностью индивидуального перехода из группы в группу) используя европейский расовый дискурс сконструировало категории «хуту» и «тутси», атрибутировав каждой из этих категорий четкие расовые характеристики (происхождение, физические показатели) и положившись в своем правлении на группы тутси-элит [348]. Это различие – в постколониальный период – было закреплено в переписях и идентификационных картах и «ожило» в хуту-национальном движении. Считается, что эти классификации стали одной из причин резни, в ходе которой погибло более 600 тысяч представителей тутси. Внешние по отношению к управляемым расовые и культурные категории в рамках управленческих практик навязывались повсеместно.

Теория контакта как ресурс для описания психологических механизмов функционирования этнических границ в местных сообществах

Для начала будет представлено краткое описание методов и контекста их использования для исследования различных аспектов этнических границ, затем будет представлено описание типичных и оригинальных исследовательских стратегий.

Опрос – метод сбора данных, в рамках которого характеристики респондента эксплицируются посредством серии вопросов в ходе интервью или анкетирования – используется для исследования трех из четырех аспектов границы: атрибутов (например, выраженности стереотипов), норм (например, установок на те или иные контакты с представителями иных групп), и практик (например, распространенности того или иного поведения по отношению к представителям тех или иных категорий). Исследование категорий как таковых в рамках опросных техник затруднено в связи с жесткостью инструментария, которую подразумевает метод – либо этнические категории уже заложены в инструмент, и объектом исследования является их атрибут (например, стереотип), либо этнические категории предлагает сам информант – в рамках открытых вопросов. В ходе одного из исследований [9] автор пробовал экспериментировать с включением вопроса «Какие народы живут в Москве?» в анкету, однако хороших результатов получено не было. Вместе с тем, опрос как метод исследования границ начиная с исследований социальной дистанции Эмори Богардусом [92] и его последователями [283] - один из наиболее распространенных.

Качественное интервью как метод сбора данных, в рамках которого исследователь задает вопросы информанту, не структурируя или не в полной мере структурируя ход беседы [26, c. 181-183], пожалуй, является наиболее распространенным в рамках исследования этнических границ. Среди пограничных явлений, изучение которых в разных исследованиях осуществлялось методом интервью, и категории (в пример можно привести исследования Р. Саньека, в ходе которых он методом интервью выявлял распространенные на определенной территории этнические категории [327]), и атрибуты (пример – многочисленные исследования, в ходе которых информант должен эксплицировать представления о соответствующих группах, в т.ч. исследование Ф. Гил-Вайта, который изучал казахско-монгольское пограничье и выявлял представления представителей этих категорий друг о друге в ходе глубинных интервью), нормы (можно вспомнить исследование Л. Хилкер, в котором она исследует установки хуту и тутси в отношении друг друга через 10 лет после геноцида [195]), и практики (практически любое исследование, проводимое в том числе методом глубинного интервью, будет исследованием практик. Хилкер, исследуя установки, неизбежно исследовала также и практики взаимодействия между представителями категорий хуту и тутси, являвшиеся функцией от установок и диалектическим образом их воспроизводивших).

Наблюдение, метод, цель которого в общем виде состоит в фиксации поведения людей, очищенного от воздействия ситуации исследования [26, c. 131-132] (при всех вариациях этого метода), также используется для исследования всех аспектов этнической границы, однако уместно отметить, что идеально-типическим объектом исследования являются именно практики, фиксация которых позволяет идентифицировать проявления границы непосредственно, что затруднено в интервью. Фиксация практик, однако, это одновременно и фиксация этнических категорий, возникающих в разговорах между участниками ситуаций, их атрибутов и установок. Примеров исследования этнических границ методом наблюдения можно привести множество – начиная от «классических» антропологических работ (например, исследование переходов границы между фор и баггара Г.Холланда, прожившего некоторое время в Дарфуре) до современной «городской антропологии», одним из хороших примеров которой последнего времени являются, например, работы С. Аптекар [72].

Эксперимент – «опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную» [18, c. 52] - также используется для исследования этнических границ. Стандартными объектами экспериментальных исследований среди пограничных явлений являются, прежде всего, атрибуты, установки и практики, а ограничения, связанные с формализованностью, характеризующие опрос, распространяются и на эксперимент. Вместе с тем, разнообразие типов экспериментов («классический» лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, квази-эксперимент, ломающий эксперимент и проч.) позволяют ему довольно широко использоваться в исследованиях границ. Традиция исследований контакта, объектом которой являются стереотипы, т.е., атрибуты категорий, в качестве основного использует лабораторный и полевой эксперименты. Нейронаучные исследования установок, в ходе которых фиксируется реакция на экспонирование различных «этнических» стимулов, осуществляются практически полностью методом лабораторного эксперимента. Квазиэкспериментальным можно назвать метод, в рамках которого исследователь, как в экспериментах Гарольда Гарфинкеля, «проверяет на прочность» социальную реальность. К такого рода экспериментам можно отнести, например, исследование, в ходе которого студенты одного из университетов в ЮАР проникали на вечеринки «только для белых» и «только для черных», сами будучи чернокожими и белыми, соответственно, и фиксировали реакцию на них, из которой затем в ходе анализа были выведены нормы, на основании которых в этих пространствах строится взаимодействие между людьми [74]. Существуют популярные в современной американской политической науке «эксперименты полевой лаборатории» (fieldlab experiments), в ходе которых участники экспериментов играют в игры, разработанные в рамках теории игр, например, в т.н. «игру диктатор», в ходе которой участник распределяет деньги между членами своего сообщества и граница фиксируется в том случае, если существует разница между распределением денег (т.е., установками) между разными категориями людей [386;189].

Набирающие популярность «большие данные» [255] и принципиально разнообразные и нетривиальные способы их «добычи» [155, c. 37] (mining) – еще один «куст» методов, использовавшихся или имеющими потенциал для использования в ходе исследования этнических границ. Хорошим примером является исследование Андреаса Виммера и Кевина Льюиса [392], которые собрали данные фейсбука о дружбах и совместных фотографиях студентов колледжа и показали, что, если на основании простых дружб говорить об этнических границах нельзя, то анализ появления на совместных фотографиях говорит о том, что «по-настоящему» они дружат только с представителями своей категории.

Таким образом, можно говорить о том, что опрос, интервью, наблюдение, эксперимент и извлечение данных является пятью наиболее распространенными способами сбора данных в исследованиях этнических границ. Традиционное различение между методами сбора и анализа данных заставляет отдельно описать и классифицировать методы анализа данных, применяемые в рамках исследования этнических границ. В рамках этой работы будут выделены четыре таких метода – неформализованный контент-анализ, дискурс- и нарративный анализ, сетевой анализ, а также статистический анализ.

Неформализованный контент-анализ – это метод, наиболее часто использующийся в ходе анализа глубинных интервью, когда объектом анализа являются не столько категории, сколько сообщения об установках и практиках, содержащиеся в интервью. Одной из наиболее применимых техник организации данных в рамках этого анализа является техника осевого кодирования [216], созданной в рамках заземленной или обоснованной теории. Смысл этой процедуры состоит в выделении фрагментов интервью, посвященный той или иной тематике и последующего единовременного анализа этих фрагментов. Такая техника использовалась, например, в ходе исследования А. Рочевой, посвященной в том числе проведению границ между киргизами и другими категориями на съемных квартирах [36].

Отдельно следует выделить разного рода текстовый анализ, позволяющий выявлять и анализировать категории и их атрибуты. Эти методы анализа связаны с концепцией текста, разработанной в гуманитарных областях – семиотики [30] и культурологии [345] – и перекочевавшей вместе с подходами к эмпирическим исследованиям в социальные науки после т.н. «лингвистического поворота» [313]. Среди этих методов – формализованный контент-анализ, более мягкий дискурс-анализа, укорененный в этнометодологической традиции конверс-анализа, а также нарративный анализа. Основываясь на структуралистских и постструктуралистских идеях, эти подходы подразумевают наличие разного рода структур, которые отражаются в текстах и должны быть выявлены в ходе исследования. Текстовый анализ этнических категорий и их атрибутов, таким образом, может быть применен к различным текстам – в узком и широком пониманиях: к газетам [301], фильмам [124, c. 191-200], праздникам и дням памяти [84], а также транскриптам интервью и другим полевым данным.

Результаты эмпирического исследования этнических границ в местных сообществах

Неготовность местных родителей общаться на детских площадках с мамами-мигрантами, тем более если последние не говорят или плохо говорят по-русски и/или носят хиджаб, приводит к сегрегации – к тому, что женщины-мигранты формируют свои отдельные круги общения. Ношение хиджаба в этом смысле – очень мощный «сигнал» и внешний признак, который отталкивает местных жителей и притягивает других женщин, практикующих ислам. Так, в процессе исследования Н., встреченная первая женщина-мигрант из Таджикистана, которая практикует ислам и носит хиджаб, приобретала подруг-мусульманок буквально на глазах исследователей.

В итоге недостаточное владение русским языком и неуверенность в своих языковых компетенциях препятствуют взаимодействию женщин-мигранток на детских площадках с родителями из числа местных жителей. В то же время, местные жители «прочитывают» женщин-мигрантов как агрессивно настроенных в их отношении и сами проявляют то же негативное отношение. Женщины-иноэтничные мигранты начинают общаться между собой, что местные жители интерпретируют как нежелание интегрироваться в местное сообщество. Р1: Ну подождите, а зачем вообще включать их? В наш круг? Они прекрасно ходят себе в свой круг общения и собираются таким же кругом? Р4: Они их изначально воспитывают, как то, что… Р1: Не-не, я говорю к тому что они не одни сидят – у меня в доме полдома вот таких вот, они собираются целой кучей ,вот живут через подъезд – и спокойно себя чувствуют, они собираются целой компанией. У нас разные дела. У нас разное мировоззрение. Мы там всю жизнь жили так, у них свой взгляд на мир. У них даже если взять семью – у мужчины там женщина только следит за домом, за семьей, за детьми. У нас другой менталитет, у нас женщина и работает, и детьми следит, и за семьей следит, и свою карьеру строит. И ну то есть все. У них не так. Мужчина зарабатывает, мужчина приносит в дом, добытчик. Они – только с детьми. Ну у нас совершенно разный менталитет, зачем их пересекать.

Таким образом, детские площадки являются пространством, в рамках которого происходит взаимодействие между представителями различных категорий. И, если взаимодействие между детьми достаточно интенсивно, взаимодействие их родителей обусловлено совокупностью взаимных негативных ожиданий – представлений и опасений – в результате чего, «русские» и «мигрантские» мамы между собой практически не общаются, формируя два не связанных социальных круга. Нахождение в одном пространстве, однако, заставляет создавать интерпретации, и, в результате, в среде «русских» мам складывается представление, согласно которому «приезжие» настраивают своих детей против «русских», «мигрантские» же мамы уверены, что «русские» их отвергнут из-за плохого знания русского языка (что не мешает складываться многоязыковым группам «мигрантских» мам). Описание того, как складываются этнические границы на детских площадках является типичной иллюстрацией взаимодействия и взаимной категоризации домохозяек, относящихся к разным категориям, в районах города, а также примером описания общественного пространства или объекта социальной инфраструктуры, исследование которого позволяет ответить на вопрос – как складываются, поддерживаются и изменяются этнические границы в районах города.

Включенное наблюдение, в рамках которого исследователь несколько дней регулярно приходил на площадку, наблюдал, взаимодействовал с ее «населением», фиксировал наблюдения в дневник, а также транскрибировал интервью, там взятые, позволило выявить и описать то, как осуществляется работа с границами на детских площадках. Исследователь мог наблюдать «в режиме реального времени», каким образом формировались «мусульманские» круги общения, как складывались отношения между «местными» и «иноэтничными» родителями, т.е., практический аспект границы. Насыщенное описание, представленное выше, является важным элементом общего описания границ и, будучи сделанным на основе наблюдения, указывает на необходимость этого метода для исследования этнических границ в местных сообществах. Важным его достоинством является возможность зафиксировать работу с границами и их изменение. Вместе с тем, поскольку возможность изменения границ является ключевой для теоретической схемы, предложенной в первой главе, требуются более жесткие методы для фиксации этого изменения. В следующем параграфе будет представлен полевой экспериментальный дизайн, призванный зафиксировать изменение ряда пограничных явлений, произошедшее в результате специально организованного контакта.

Эксперимент как метод позволяет показать, каким образом воздействие тех или иных факторов может воздействовать на состояние тех или иных пограничных явлений и конструкции границ, в целом. Эксперимент, представленный ниже, был осуществлен в логике теории контакта, целевой группой его были учащиеся районной школы, пограничным явлением, на которое было осуществлено воздействие, являлись, атрибуты этнических категорий, которые, как показало наблюдение и интервью, распространены в городских районах и, конкретнее, в среде школьников, а также установки в отношении этих категорий, а экспериментальным воздействием было взаимодействие с представителями соответствующих категорий. Важно также отметить, что техника измерения экспериментального воздействия – два последовательных замера по идентичной анкете – можно квалифицировать как лонгитюдное мониторинговое исследование, которое, вне зависимости от того, осуществляется ли экспериментальное воздействие, может быть использовано для исследования изменения этнических границ в местных сообществах в течение времени.

Экспериментальное воздействие, осуществленное в ходе эксперимента, является адаптацией практики борьбы с предубеждениями, созданной в 2000 году в Дании и известной как «Живая библиотека». Метафорический ряд, заложенный в основание практики, предполагает, что представители групп, в отношении которых в обществе существуют стереотипы являются «книгами», представители общественного мейнстрима – «читателями», а организаторы практики – «библиотекарями».

Эксперимент был проведен в одной из районных школ. Хотя установка классической «Живой библиотеки» состоит в репрезентации максимального числа категорий – этнических и неэтнических – в отношении которых в обществе существуют предубеждения, в рамках данного эксперимента для унификации экспериментального воздействия было решение редуцировать количество «книг» до четырех, и выбрать те, которые в сознании обывателя «схлопываются» в рамках единого образа – образа «этнического чужака». Фактический набор книг был следующий: (1) русская мусульманка, (2) мусульманин-дагестанец, (3) киргизская мигрантка, (4) киргизский дворник. Для участия в эксперименте были отобраны два класса – экспериментальный и контрольный. За несколько дней до проведения эксперимента в обоих классах был проведен замер, затем в экспериментальном классе было сделано небольшое сообщение о том, что такое Живая библиотека и о том, какие книги они смогут выбрать. В день проведения мероприятия «книги» были размещены на стульях по периметру актового зала, участников экспериментальной группы группами по 7-8 человек снимали с уроков и отправляли в актовый зал. Перед входом они сообщали, с какими «книгами» они настроены поговорить и, заходя в зал, садились на стулья напротив соответствующих «книг». Предварительно – в ходе подготовительных разговоров с книгами – был составлен список тем, на которые «книге» было бы интересно поговорить, и поэтому, если у участников не было своих вопросов или вопросы иссякали, они могли воспользоваться «шпаргалкой». Через 15 минут каждой группе сообщалось, что до конца беседы остается 5 минут, а через 20 участникам предлагалось выбрать другую «книгу» для «чтения», разговор с которой происходил в течение следующих 20 минут. С окончанием урока сменялась и группа участников – место первой восьмерки в зале занимала вторая, а вслед за ней и третья и так, по единой процедуре, проходил эксперимент. Через неделю осуществлялся повторный замер.