Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Демидова Ирина Игоревна

Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами
<
Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демидова Ирина Игоревна. Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Демидова Ирина Игоревна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2009.- 168 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ 14

1.1. Подходы к изучению толерантности в истории общественной мысли и в современных теориях 14

1.2. Понимание понятия «толерантность» в социально-гуманитарных науках 32

1.3.Этническая толерантность в современном обществе 47

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДОИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ 59

2.1. Стратегии изучения этнической толерантности в социологии и психологии 59

2.2. Психосемантические методы и их возможности при исследовании этнической толерантности 64

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙТОЛЕРАНТНОСШШКОЛЬНИКОВ 104

3.1. Постановка проблемы, цели, задачи эмпирического исследования этнической толерантности школьников 104

3.2. Анализ результатов эмпирического исследования, выводы и рекомендации 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

БИБЛИОГРАФИЯ 147

Приложения 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема толерантности в целом и этнической толерантности в частности является на сегодняшний момент одной из самых активно обсуждаемых как в научных кругах, так и среди политиков. Это связано, прежде всего, с тем, что в последнее время в обществе все явственней проступает угроза разжигания конфликтов, войн, возрастает уровень нетерпимости. Особенно эта проблема обострилась в XX веке в связи с развитием процессов глобализации, ростом миграционных потоков, а также с ростом насилия, угрозой терроризма и т.д. Перед мировым сообществом встала проблема нахождения таких механизмов, которые обеспечили бы бесконфликтное существование обществ, причем особенно это актуально для этнической сферы, так как конфликты здесь являются наиболее острыми. Этим механизмом и является толерантность, которая представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию.

При изучении такого многоаспектного и сложного феномена, как этническая толерантность социолог неизбежно сталкивается с рядом трудностей, которые связаны с проблемами определения понятия «этническая толерантность», выбора методов исследования, с помощью которых можно адекватно и полно изучить данный феномен, и т.д.

Социологи используют при изучении этнической толерантности как классические формализованные методики, так и методики, заимствованные из психологии. Следует отметить, что этническую толерантность можно отнести к таким эмоционально окрашенным, сложновербализируемым феноменам индивидуального сознания, которые сложно адекватно изучить, применяя количественные методики. Психологические методики обладают рядом преимуществ, полезных для исследования такого сложного социально-психологического феномена, однако они недостаточно хорошо адаптированы

для нужд социологических исследований. Исходя из этого, представляется интересным применить для изучения этнической толерантности специальную методику, которая сочетала бы в себе преимущества как формализованных, так и нежестких методик и была бы адаптирована для социологических исследований.

В диссертации рассматривается возможность применения для этой цели психосемантических методов, а именно техники репертуарных решеток Келли (ТРР) и семантического дифференциала (СД). Выбор данных методов обосновывается тем, что они являются одними из наиболее эффективных для изучения внутреннего мира индивида, его чувств и переживаний, ценностных ориентации, установок, идентификаций и стереотипов. Кроме того, данные методы, особенно метод семантического дифференциала, хорошо зарекомендовали себя для исследования групп.

Несмотря на то, что методы психосемантики уже имеют определенную традицию применения в рамках эмпирических социологических исследований, сама процедура опроса с помощью методов ТРР и СД требует дальнейшего совершенствования и адаптации применительно к социологическим исследованиям. Особенный интерес представляет методика, позволяющая использовать в рамках одного исследования сочетание методов ТРР и СД. Каждый из этих методов обладает рядом особенностей и преимуществ, важных для социологических исследований, и последовательное их применение в рамках одного исследования позволяет наиболее полно использовать преимущества обоих методов и избежать многих недостатков каждого из методов. В качестве объекта исследования были выбраны школьники, так как в последнее время проблема формирования толерантных установок у подрастающего поколения изучается особенно активно. Школа, будучи важнейшим институтом социализации, играет огромную роль в формировании толерантной личности. Для социологии важно изучение уровня этнической толерантности школьника с целью своевременного выявления негативных этнических

стереотипов и установок. Для этих целей важно применять адекватные методы исследования. Необходимость разработки наиболее эффективной процедуры изучения этнической толерантности школьников с помощью двухэтапного применения методов ТРР и СД и определила выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Проблеме межэтнических отношений и толерантности посвящали

работы ученые самых различных направлений: социологи, этнопсихологи, философы, историки, этнографы, политологи и многие другие. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности в России, — А.Г. Асмолов [7; 8], изучавший подходы к определению понятия «толерантность», В.Л. Лекторский [70], выделявший различные критерии толерантности как этического феномена, В.В. Шалин [136; 137], рассматривавший место толерантности в системе либеральных ценностей. За рубежом проблемами толерантности занимаются П. Николсон [82; 172], рассматривавший толерантность как моральный идеал, М. Уолцер [130], предложивший выделять различные степени проявления толерантности личности, Дж. Роле [177; 178], исследовавший толерантность как моральную добродетель в рамках своей теории справедливости, и др.

В психологии и социологии межэтнические отношения рассматриваются в контексте общей, социальной и этнической психологии, а также этнической социологии. Методологические основы изучения этнопсихологии личности и группы рассматриваются в трудах А.Г. Асмолова [7], А.Н. Леонтьева [71], А.Р. Лурии. Исследованием составных элементов психологии и социологии наций и этносов занимались С.А. Арутюнов [4], Ю.В. Арутюнян [5; 6], Ю.В Бромлей [16; 17], Л.М. Дробижева [33; 34; 35; 36] и др. В последние десятилетия изучением социально-этнических взаимоотношений и этнической толерантности активно занимаются Н.М. Лебедева [65; 66; 67; 68], Н.В. Мольденгауэр [81], Т.Г. Стефаненко [13], Г.У. Солдатова [116; 118;

119], А.Н. Татарко [150], В.Ю. Хотинец [133; 134], Е.И. Шлягина [142; 143] и

др.

Разработкой проблем психосемантики занимались О.В. Митина [95; 96; 97; 98], В.Ф. Петренко [85; 86; 87 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101], А.Г. Шмелев [144; 145; 146; 147]. Рассматривали возможности применения психосемантических методов в социологии И.Ю. Александрова [2], Т.С. Баранова [9; 10; 11], О.Н. Дудченко [39; 40], Ю.Л. Качанов [52; 53], А.В. Мытиль [39; 40], Н.В. Родионова [108], Н.А. Шматко [52; 53] и др.

В числе основоположников метода семантического дифференциала на западе следует отметить, помимо его основателя Ч. Осгуда [173], таких ученых, как Дж. Сусси и П. Танненбаум [84; 174]. Разработкой теории конструктов и в том числе техники репертуарных решеток на западе, помимо ее основателя Дою. Келли [54; 163; 164], занимались Д. Баннистер, Дж. Майер, Ф. Франселла [131; 152] и др. В России разработкой и адаптацией техники репертуарных решеток в социологических исследованиях занимались М.В. Ионцева, И.Н. Козлова, В.И. Похилько, М.И. Тарарухина, Е.О. Федотова [123; 105; 57; 58] и др. Возможности применения психосемантических методов в изучении этнической толерантности рассматривались в работах В.Ф. Петренко [93; 98; 90], а также в работах Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, Е.И. Шлягиной [68; 67; 143; 118] и др.

Несмотря на обилие научной литературы по вопросам этнической толерантности, остается открытым вопрос четкого определения данного понятия. Авторы, занимающиеся данной проблемой, зачастую заимствуют определение из психологии либо философии. Так, Е.И. Шлягина определяет этническую толерантность как сложное установочное образование личности. По ее мнению, этническая толерантность личности проявляется в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Н.М. Лебедева отмечает, что этническая толерантность является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» или позитивное отношение к собственной этнической

культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Соответственно в рамках диссертации предпринимается попытка уточнения термина «этническая толерантность» в контексте социологического исследования. Кроме того, несмотря на увеличивающийся объем научных работ, посвященных применению психосемантических методов для анализа различных феноменов и социальных процессов, исследования этнической толерантности с помощью двухэтапной методики с применением техники репертуарных решеток и семантического дифференциала в рамках социологии практически отсутствуют. К тому же, в отечественной научной литературе практически отсутствует информация по адаптации такой методики для изучения детей школьного возраста.

Объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования

Объектом диссертационного исследования является этническая толерантность как социальный феномен.

Предметом - методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами.

Целью исследования - изучение специфики применения психосемантических методов (техники репертуарных решеток Келли и семантического дифференциала) в социологическом исследовании этнической толерантности, а также адаптация методики последовательного применения ТРР и СД для социологического исследования этнической толерантности школьников.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению феномена толерантности в социально-гуманитарном знании;

  2. Рассмотреть основные подходы к определению понятия «этническая толерантность», выявить специфику социологического подхода к определению этнической толерантности;

3. На основе изучения результатов эмпирических исследований
этнической толерантности в психологии и социологии проанализировать

возможности применения психосемантических методов в изучении этнической толерантности в рамках социологического исследования. Обосновать эффективность последовательного применения техники репертуарных решеток и метода семантического дифференциала при изучении этнической толерантности;

4. Адаптировать инструментарий поэтапного применения техники
репертуарных решеток и метода семантического дифференциала к изучению
этнической толерантности школьников;

5. Исследовать уровень этнической толерантности старшеклассников
при помощи техники репертуарных решеток и метода семантического
дифференциала, сравнить данные с результатами, полученными с помощью
ряда таких этнопсихологических методик, как: тест «Кто Я?», методика
Д. Катца - К. Брейли в модификации Н.М. Лебедевой, модифицированный
тест социальной дистанции Е. Богардуса, тест «Индекс толерантности»,
разработанный группой психологов центра «Гратис» (Г.У. Солдатова,
Л.А. Шайгерова и др.);

6. Доказать эффективность использования психосемантических методов
в исследовании этнической толерантности.

Гипотеза исследования: для исследования этнической толерантности наиболее эффективна методика последовательного применения техники репертуарных решеток и метода семантического дифференциала.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы стали основополагающие положения этносоциологии и этнопсихологии. При работе над данной диссертацией автор опирался на системный и междисциплинарный подходы к изучению различных феноменов общественного сознания.

При рассмотрении проблем, связанных с определением понятия «толерантность», автор придерживается концепции, разработанной в рамках классической либеральной теории и прописанной в основных

международных документах, таких, например, как Декларация принципов толерантности.

В исследовании этнической толерантности автор использует теоретико-методологические разработки как этнопсихологии, так и этносоциологии, опираясь при этом на теорию социальной идентичности А. Тешфела -Дж. Тернера [180], теорию изучения этнических установок Дж. Берри — М. Плизента [154], а также методологические разработки Н.М. Лебедевой и Г.У. Солдатовой [67; 116]. Автор придерживается позиции, согласно которой этническую толерантность можно исследовать через изучение таких этнопсихологических феноменов, как этнические установки и стереотипы.

В работе используются принципы проведения эмпирического социологического исследования, основанные на сочетании качественного и количественного подходов к изучению социальных явлений, а основные рассматриваемые методы - техника репертуарных решеток и метод семантического дифференциала - являются междисциплинарными и используются как в рамках психологии, так и в рамках социологии и этносоциологии. При разработке инструментария эмпирического исследования автор опирается на теоретико-методологические основы психосемантики, а также на теорию личностных конструктов Дж. Келли.

При конструировании инструментария автор использовал элементы методической разработки Г.У. Солдатовой «Модифицированный тест личностных конструктов Келли» и элементы психосемантической методики изучения этнических стереотипов, предложенной В.Ф. Петренко. Также в эмпирическом исследовании были использованы тесты и методики, разработанные в рамках этнопсихологии: тест М. Куна — Т. Макпартленда «Кто Я?», методика выявления этнических стереотипов Д. Катца - К. Брейли в модификации Н.М. Лебедевой, модифицированный тест изучения социальной дистанции Е. Богардуса, тест «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой с соавторами.

Эмпирическую базу составили результаты проведенного автором диссертации комплексного исследования под общим названием «Этническая толерантность школьников». В рамках диссертации было проведено эмпирическое социологическое исследование этнической толерантности школьников с использованием психосемантических методов (техника репертуарных решеток и метод семантического дифференциала), а также исследование этнической толерантности школьников с помощью таких методик, как: тест «Кто Я?», методика Д. Катца - К. Брейли в модификации Н.М. Лебедевой, модифицированный тест социальной дистанции Е. Богардуса, тест «Индекс толерантности», разработанный группой психологов центра «Гратис» (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.). Данные были обработаны с помощью пакета программ SPSS, результаты, полученные с помощью психосемантических методов, сравнивались с результатами этносоциологических методик.

Исследование этнической толерантности с помощью психосемантических методов проводилось в октябре (опрос с помощью техники репертуарных решеток) и мае (опрос методом СД) 2007 - 2008 гг. Всего было опрошено 40 человек. Опрос проводился среди учащихся 11-х классов средней школы № 1273 г. Москвы. Из анализа исключались нерусские школьники (для определения национальности использовался ответ на вопрос «Ваша национальность»). На первом этапе было проведено исследование по выявлению конструктов с помощью техники репертуарных решеток Келли. В качестве метода выявления первичного набора индивидуальных конструктов использовался один из методов выявления конструктов при помощи триад элементов, а именно - метод минимального контекста. На основании выявленных конструктов был сформирован инструментарий, с помощью которого было проведено исследование методом семантического дифференциала. Так как исследуется отношение респондентов к представителям различных этнических групп, то нами применялся личностный СД.

Исследование по изучению этнической толерантности школьников с помощью таких методик, как: тест «Кто Я?», методика Д. Катца - К. Брейли в модификации Н.М. Лебедевой, модифицированный тест социальной дистанции Е. Богардуса, тест «Индекс толерантности», разработанный группой психологов центра «Гратис» (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.), проводилось в феврале - марте 2008 г. Всего было опрошено 33 учащихся старших классов (11-е классы) школы № 1273.

Научная новизна работы состоит в том, что:

  1. В работе выявлены особенности социологического подхода к изучению этнической толерантности.

  2. Обоснована возможность изучения этнической толерантности психосемантическими методами в рамках эмпирического социологического исследования.

  3. Разработана психосемантическая методика изучения этнической толерантности школьников, сочетающая в себе технику репертуарных решеток Келли и метод семантического дифференциала. Методика адаптирована для ситуации группового опроса в рамках социологического исследования и для опроса детей школьного возраста.

  4. Проведен сравнительный анализ данных, полученных психосемантическими методами, и данных, полученных с помощью таких методик, как: тест «Кто Я?» М. Куна - Т. Макпартленда, методика Д. Катца - К. Брейли в модификации Н.М. Лебедевой, модифицированный тест социальной дистанции Е. Богардуса, тест «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова). Доказана эффективность последовательного применения ТРР и СД.

Положения, выносимые на защиту.

1. Определение этнической толерантности как «готовности этнической группы принимать социокультурные отличия других этнических групп, наличие у представителей данной группы позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной; готовности к

межличностному взаимодействию с представителями иных этнических групп» дает возможность адекватной интерпретации и операционализации понятия при эмпирическом изучении этнической толерантности.

2. В социологическом исследовании этнической толерантности
необходимо изучение аффективного компонента социальной установки, так
как он непосредственно влияет на поведение индивида, но при этом мало
осознается человеком, невербализирован и связан с личностным смыслом.
Психосемантические методы наиболее эффективны в изучении содержания
малоосознаваемых феноменов, описании аффективного уровня
индивидуального сознания, а также различных смысловых образований
массового сознания, к которым можно отнести и этническую толерантность.

3. Методика последовательного применения ТРР и СД позволяет
избежать такого недостатка метода СД, как субъективное формирование
исследователем набора используемых шкал, которые могут не
соответствовать конструктным подсистемам респондентов. Разработанный в
рамках исследования инструментарий эффективен для группового
социологического опроса детей школьного возраста. Данный
инструментарий позволяет устранить такой недостаток ТРР, как
трудоемкость процедуры опроса.

4. Для исследования этнической толерантности наиболее эффективным
методом является последовательное применение ТРР и СД: результаты
данных тестов совпадают с результатами тестов социальной дистанции
Богардуса и «Индекса толерантности», и кроме того, помимо своих
непосредственных задач построения психосемантического пространства
образа различных национальностей, они позволяют также получить
представление о существующих у респондента авто- и гетеростереотипах, об
эмоциональном отношении к различным национальностям и своей
собственной национальности, об особенностях этнической идентичности
респондента.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Методические разработки и рекомендации, сформулированные по итогам диссертационного исследования, могут быть использованы социальными педагогами, психологами и социологами для дальнейших исследований этнической толерантности.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и чтении лекций по методам и методике социологических исследований для студентов и аспирантов по направлению «социология».

Полученные в ходе эмпирического исследования данные вполне применимы для разработки рекомендаций теоретического и прикладного характера для органов образования, администрации школы, осуществляющих управленческую и воспитательную деятельность в сфере формирования толерантной личности.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в ряде публикаций автора и в выступлениях на научно-практической конференции «Студенчество в многонациональных мегаполисах: этническое самосознание и межэтнические отношения» (Москва, 2008), а также на научных семинарах факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и пяти приложений.

Подходы к изучению толерантности в истории общественной мысли и в современных теориях

Феномен толерантности, и в частности этнической толерантности, а также факторы, лежащие в его основе, представляют собой одну из наиболее актуальных исследовательских тем, разработкой которой занимаются ученые многих направлений, в том числе и социологи. Проблемы толерантности и этнической толерантности постоянно дискутируются в мировой науке: в последнее время наблюдается рост числа симпозиумов, конференций, посвященных проблемам толерантности в мире и в отдельных странах и регионах; появляются научные работы и программы, посвященные изучению данной проблемы. С чем связанно такое повышение внимания к проблеме, которая обсуждалась философами, политиками и религиозными деятелями еще в XII в.? Среди основных причин актуализации проблем толерантности в современном мире можно назвать следующие: в конце XX - начале XXI века человечество столкнулось с тем, что результатом прогресса общества стало вовсе не всемирное единение и гармония между различными культурами, как предполагали многие мыслители прошлого, а, наоборот: в мире происходит усиление международной и межэтнической напряженности, то и дело вспыхивают вооруженные конфликты и войны, а в конце XX века человечество столкнулось с проблемой международного терроризма. Данные процессы являются отчасти следствием более сложного общественного процесса - процесса глобализации. Суть данного процесса заключается в том, что происходит резкое расширение и усложнение взаимосвязей и взаимозависимости людей и государств. Происходит формирование мирового рынка, появляется международный рынок труда, стираются границы. Все это приводит к росту эмиграции населения из малоразвитых стран в развитые. Происходит взаимопроникновение и взаимодействие различных культур и цивилизаций, основанных на самых различных принципах и ценностях [120]. Культурные противоречия зачастую приводят к росту межкультурной и межэтнической напряженности, конфликтам на религиозной и национальной почве.

В последнее время Европа столкнулась с проблемой роста национализма среди маргинальных групп в разных странах. По мнению Н. Иванова, воинствующий национализм и религиозная нетерпимость являются реакцией той части мирового сообщества, которая не смогла преодолеть психологический шок глобализационных процессов [48]. Разница в благосостоянии между различными странами также приводит к росту уровня социально-политической напряженности в мире. Ассиметричность нынешней системы международных отношений в рамках глобализируемого мира также питает националистические и фундаменталистские процессы в различных странах. «Таким образом, глубинные противоречия глобализации современного мира способствуют созданию предпосылок к разрушению цивилизации в результате экологической или социальной катастрофы. Единственным выходом из нынешнего тупика, по убеждению большинства социальных мыслителей, является переход к новому типу социальных отношений, основанному на принципах плюрализма, толерантности и сотрудничества» [136, с. 173].

Толерантность является на сегодняшний момент одной из основополагающих ценностей современной европейской культуры, как моральный идеал и добродетель. Идеи толерантности как социального феномена, сохраняющего и поддерживающего многообразие мира, разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении многих веков. Проблемы толерантности волновали мыслителей, общественных деятелей еще со времен античности. Хотя проблема толерантности еще открыто не ставилась, но ее мотивы можно уловить в высказываниях таких мыслителей, как Гераклит, Антифон, Аристотель, Сенека и др. [18]. Сократ впервые попытался отделить индивида от космоса, межличностные отношения он рассматривал не как предопределенные сверхъестественными силами, а как зависящие от характера и воли самой личности. Сократ, таким образом, впервые осмысливает феномен социального поведения индивида, мотивов, определяющих его поведение. Он выделяет терпение как возможный вариант человеческого взаимодействия. В сочинениях Платоновской школы описывается термин «терпеливость» - выносливость в печали во имя прекрасного, выносливость в трудах ради прекрасного [103, с.617]. Здесь подчеркивается не страдательность, а наоборот, сила духа, самообладание.

Н.В. Круглова в своей работе «Толерантность: генезис и типология» провела исследование истории на предмет наличия признаков толерантности. Ею выделяется два типа толерантности: дохристианский и постхристианский. Первичный тип толерантности делится на два исторических подтипа: полисный и имперский. Полисный тип характерен для гражданского общества с преобладающими демократическими тенденциями и сопряженным с ними критическим рационализмом, высокой культурой, склонной к универсализму, многообразием форм религиозного опыта и политическим плюрализмом. Имперский тип характеризуется отсутствием политического плюрализма при выраженной многоукладности, многонациональное, поликультурности и религиозном плюрализме. Постхристианский тип толерантности сложился в ходе Реформации [61].

Стратегии изучения этнической толерантности в социологии и психологии

В своих исследованиях социологи применяют различные стратегии изучения этнической толерантности, и выбор той или иной стратегии зависит от ряда факторов: от масштабности исследования, от того, на что направлен фокус исследования (изучение степени толерантности индивида, группы или общества в целом), от того, какой концепции понимания этнической толерантности придерживается исследователь, от того, какой уровень этнической толерантности необходимо изучить (квазипсихологический, интерпсихологический или интрапсихологический) и от многих других факторов. При изучении этнической толерантности применяются следующие основные стратегии:

Одной из стратегий является разработка индикаторов толерантности как в обществе в целом, так и у личности и вычисление на их основе так называемого «индекса Толерантности». Такой тактики придерживаются в своих исследованиях Ф.И. Шарков [138], Л.М. Дробижева [34], ряд зарубежных исследователей: Т. Уилсон [183], Р. Ходсон и Д. Секулич [159], М. Макинтош, М. Макивранд и В. Абель [166] и др. Здесь в качестве индикаторов толерантности могут выступать ответы на такие вопросы как, например: «Кто из перечисленных ниже представителей этносов вызывает у вас чувство возмущения и раздражения?», «Как вы относитесь к браку с человеком другой национальности?», «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у вас негативное отношение?», «Считаете ли вы, что мы должны быть терпимы к людям другой этнической принадлежности?» [12].

В исследованиях, посвященных изучению факторов толерантного взаимодействия в поликультурных регионах России, в качестве показателей уровня этнической толерантности использовались следующие вопросы, задаваемые респондентам: «К представителям других национальностей я отношусь: а) с интересом; б) в целом доброжелательно; в) спокойно, нейтрально; г) настороженно, с недоверием; д) холодно, с долей неприязни»; «Насколько комфортно вы себя чувствуете при близком общении с людьми другой национальности?»; «Я обращаю внимание на национальность человека, с которым знакомлюсь (выразите степень согласия с суждением)»; «Честно говоря, я бы предпочел не общаться с представителями некоторых народов (выразите степень согласия с суждением)» [68].

Также в исследованиях для измерения уровня этнической толерантности часто используются индикаторы, взятые из данных RLMS. Так, например, Л.М. Дробижева в своих исследованиях вычисляет уровень толерантности, опираясь на данные RLMS, и показывает, что экономический кризис приводит к росту интолерантных отношений как между поколениями и между классами, так и между этническими группами [34]. Также в рамках данных исследований была сделана попытка выявить факторы, влияющие на уровень этнической интолерантности. Среди таких факторов выделяются социальные противоречия, наличие реальных и представляемых неравенств в сфере межэтнических отношений (например, неравное участие во власти, ущемление национального достоинства и т.д.), географический фактор (конфликтная зона, проживание нескольких этнических групп на одной территории), негативный опыт межэтнических взаимодействий (отрицательное отношение со стороны других этнических групп) и др.

Еще одной стратегией изучения этнической толерантности является изучение различных форм и проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости [8]. В качестве основных проявлений интолерантности выделяются следующие индикаторы: уровень «негативизма» межэтнических установочных образований (стереотипов, предубеждений, предрассудков) по отношению к собственной и другим этническим группам; уровень порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степень выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к иноэтническим группам и т.д. [118]. Основой этнической нетерпимости Г.У. Солдатова называет повышенную чувствительность к лицам других национальностей, которая может выражаться в широком диапазоне - от легкого дискомфорта и раздражения, никак не реализуемых в поведении, до различных форм дискриминирующего поведения (ксенофобия, национализм, этническое насилие, геноцид).

Основываясь на данных характеристиках и используя для их исследования соответствующие методики, разработанные в рамках психологии и социологии, можно разработать общий индекс, показывающий степень толерантности личности. И.П. Гришпун также придерживается мнения, что для выявления уровня межэтнической толерантности необходимо, наряду с выявлением этнических стереотипов и содержания знания о других народностях, выявлять особенности содержания структурных звеньев самосознания, локуса контроля, эмпатийности, флексибильности, диалектического мышления, когнитивного стиля и т.д. [25].

Постановка проблемы, цели, задачи эмпирического исследования этнической толерантности школьников

Одной из задач данной диссертации было формирование и адаптация инструментария поэтапного применения техники репертуарных решеток и метода семантического дифференциала к изучению этнической толерантности школьников. Выбор в качестве объекта проведения исследования школьников объясняется тем, что в настоящее время в московских школах ведется активная деятельность по воплощению в жизнь основных положений разработанной Министерством образования РФ федеральной целевой программы «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Многие школы включились также в комплексную городскую программу «Москва на пути культуры мира». Основной задачей данных программ является формирование у учащихся навыков толерантного межэтнического взаимодействия, воспитание человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. Необходимость выполнения данных задач объясняется тем, что в последние десятилетия в обществе наблюдаются процессы, характеризующиеся усложнением структурных связей общества, ростом этнического многообразия, формированием «межнациональных» общекультурных норм при одновременном углублении потребности в этническом разграничении, а также ростом межэтнической напряженности, конфликтов, усложняющих общую обстановку в поликультурном мире. Все эти процессы наблюдаются и в России.

Трансформационные социально-экономические и политические процессы, происходящие в российском обществе, рост миграционных потоков из бывших советских республик, приводят к формированию новых и утверждению старых этноструктур в автономных республиках, областях, что зачастую сопровождается межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими негативными явлениями. В связи с этим особую важность приобретает установка общества и государства на углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости и миролюбия. При этом особенно актуальной становится организация воспитания молодого поколения. Это обусловлено тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения. Кроме того, важность формирования толерантных установок в школьном возрасте обосновывается тем, что нынешнее молодое поколение не имеет достаточных знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, а также не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.

Многие психологи и педагоги доказывают, что воспитание толерантного сознания и толерантных ценностей и установок необходимо начинать с самого раннего возраста. Именно в подростковый период у человека формируется идентичность (социальная и этническая), происходит освоение различных социальных ролей, складывается собственное мировоззрение, а также формируется отношение к различным ценностям, к другим людям, принадлежащим к «своей» и «чужим» группам. Как считал Ж.Пиаже, реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение [176]. Эту стадию характеризует четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности.

Э. Эриксон выделял три этапа становления этнической идентичности [148]. Начальный этап, приходящийся на дошкольный и младший школьный возраст, характеризуется нечетким осознанием детьми общности со своим народом, немотивированным выбором своей этнической принадлежности, слабыми этническими знаниями. Второй этап, приходящийся на подростковый возраст, характеризуется осознанным отношением к своему этносу, формированием у детей системы представлений и оценок своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением. Третий этап, выпадающий на старший школьный возраст и раннюю юность, характеризуется укреплением осознания личностью своей этнической принадлежности, формированием этнического мировоззрения. На данном этапе для личности характерен кризис идентичности. В это время наиболее вероятны проявления агрессии, неприятия общественных ценностей, враждебности по отношению к «иным». Именно на этом этапе важно проводить диагностику степени толерантности-интолерантности школьника, анализировать содержание и направленность этнических стереотипов. Необходимо также вовремя выявлять негативные тенденции в развитии этнического сознания подростка, свидетельствующие о формировании у него интолерантных установок. Раннее выявление формирования негативных установок и стереотипов позволит педагогам и психологам скорректировать свою деятельность и воспрепятствовать их укреплению в сознании ребенка. Для исследования толерантного сознания школьников и предназначена разрабатываемая в данной работе двухэтапная психосемантическая методика, которая позволяет узнать, какими категориями пользуются школьники при оценивании лиц других национальностей, какова структура группового семантического пространства школьников.

Похожие диссертации на Методологические основы изучения этнической толерантности психосемантическими методами