Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Гронская Ирина Анатольевна

Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа
<
Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гронская Ирина Анатольевна. Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа : опыт теоретико-методологического анализа : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 Новосибирск, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-22/418

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы анализа общественной психологии в теоретической социологии 10

1.1. Генезис понятия «общественная психология» в общесоциологическом знании 10

1.2. Теоретико-методологические подходы к исследованию общественно-психологических феноменов 34

1.3. Структура основных феноменов общественной психологии 58

Глава 2. Социологический анализ общественной психологии как регулирующего фактора социальной системы 80

2.1. Механизм включенности общественной психологии в социальные процессы 80

2.2. Регуляционный потенциал общественной психологии в социальной системе 89

2.3. Общественная психология как индикатор состояния современного российского общества 113

Заключение 146

Литература 150

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие современного российского общества сопровождается значительными изменениями социальной системы. Настоящие перемены характеризуются небывалой ранее скоростью и разнонаправленностью. Это отражается как на обществе в целом, так и на индивиде. Социологические исследования последних лет отмечают появление большого количества новых социально-психологических феноменов оказывающих неоднозначное воздействие на социальные процессы. Экстремальность социальной жизни ярко высвечивает решающее значение общественно-психологических феноменов в развитии социальных событий. В связи с этим теоретическое осмысление механизма взаимовлияния социального и психического актуально не только для науки, но и для социальной практики.

Современные социологические исследования указывают на взаимосвязь трансформации разных уровней общественного сознания и характера социальных изменений. Однако материалы эмпирических исследований дают фрагментированное представление о феноменах общественной психологии. В теоретической социологии остро осознается значимость субъективного фактора, возрастание роли человека в социальных преобразованиях, артикулируется необходимость всестороннего рассмотрения данного «социального факта». Тем не менее, вопросы общественной психологии включаются недостаточно полно в современное социологическое знание, что ограничивает возможности принятия научно-обоснованных решений в социальной практике.

Проблемным ракурсом теоретического исследования феномена общественной психологии является разрыв логики его описания и различных уровней познания: общетеоретического, частнотеоретического и конкретно-эмпирического. На общетеоретическом уровне понятие общественной психологии разработано отечественными социальными философами и социологами, рассматривающими его как одну из категорий общественного сознания. Конкретно-эмпирический уровень представлен статистической информацией о реальных феноменах общественной психологии современного российского общества. Определенный пробел отмечается на частнотеоретическом уровне

4 рассмотрения. В связи с этим актуальным является разработка теоретико-методологических оснований комплексного исследования общественной психологии как феномена социальной реальности.

Степень разработанности темы. Термин «общественная психология» впервые появился в работах Г.В. Плеханова в 1895 г. как характеристика «преобладающего настроения, чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени». В этих словах Г.В. Плеханова выражена суть общественной психологии как духовного состояния больших социальных групп.

В начале советского периода (в 20-е г.г.) в рамках дискуссии о праве на самостоятельный статус социально-психологической отрасли науки у понятия «общественная психология» появляется синоним «социальная психология». В 60-е г.г. социальная психология приобрела свой научный статус, а понятие «общественная психология» начало исчезать из научного оборота. Г.М. Андреева объясняет это идеологической ангажированностью понятия «общественная психология». Традиция разделения понятий «общественная» и «социальная психология» характерна для социологов и, особенно, социальных философов, тогда как использование данных понятий как тождественных характерно для отдельных социально-психологических и некоторых социологических работ.

Подходы к изучению общественной психологии как феномена можно условно разделить на три группы: 1) выполненные в рамках объективисткого подхода; 2) относящиеся к субъективисткому подходу; 3) принадлежащие к объективистко-субъективисткой метапарадигмальной традиции.

Первая группа представлена исследованиями, опирающимися на принципы социологического реализма и холизма, позволяющими авторам рассматривать общество как целостность (социальную систему), а общественную психологию -как элемент ее структуры, обладающий определенным автономным статусом. Данный подход представлен трудами Дж. Александера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Э. Фромма, П. Штомпки и др. Русская школа в данной группе представлена В.М. Бехтеревым, Н.И. Кареевым, М.М. Ковалевским, Е. В. де Роберти и др.

Во вторую группу входят исследования, интерпретирующие социальную реальность с позиций социологического номинализма и психологического

5 детерминизма, в которых общественная психология выступает фоном развития социальных взаимодействий индивидов, через которые и может быть понята. К данной группе можно отнести работы П. Бергера. М. Вебера, Г. Зиммеля, Г. Лебона, К. Левина, Т. Лукмана, Г. Тарда, А. Шюца; среди представителей русской школы - П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Г.Г. Шпет и др.

Третья группа включает в себя современных социологов П. Бурдье, Э. Гидденса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др., пытающихся объединить субъективистскую постановку вопроса о природе социальной реальности с описанием объективных макроструктур.

Особое место в исследовании проблем общественной психологии занимают труды отечественных ученых, отличающиеся систематизированным изложением и рассматривающие общественную психологию как одну из сфер общественного сознания - в рамках социально-философского подхода (А.И. Горячева, B.C. Грехнев, Б.А. Грушин, М.Г. Макаров, С.Э. Крапивенский, Э.Г. Небогатикова, Б.А. Чагин и др.); как состояние сознания социальных общностей людей - в рамках социологического подхода (В.Э. Бойков, В.Г. Немировский, Л.П. Кукса, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов и др.); как совокупность массовидных явлений психики - в рамках социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, Н.С. Мансуров, Б.Д. Парыгин и др.). Кроме того, в работах Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, П. Сорокина, С.Л. Франка, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, содержится глубокий историко-философский анализ особенностей национального характера, менталитета, мировосприятия русского человека и факторы его формирования.

Богатый эмпирический материал по отдельным вопросам общественной психологии представлен в работах, посвященных исследованию: эмоциональных явлений (В.А. Иванова, Ю.А. Левада, В.Г. Немировский, В.Н. Шубкин), социального настроения (Ж.Т. Тощенко, СВ. Харченко), социального самочувствия (В.Э. Бойков, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Л.Е. Петрова), мировосприятия (Н. Генов, Ю.М. Плюснин), особенностей национального характера (К. Касьянова, З.В. Сикевич), менталитета (И.В. Грошев, М.О. Мнацаканян, Н.М. Римашевская). Необходимость принятия во внимание особенностей общественной психологии в социальном управлении указывают Т.М. Дридзе, В.Н. Иванов, Б.З. Мильнер, Ф.Х. Мухаметшин, Е.А. Неретина, А.И.

Пригожий, М.В. Удальцова. В связи с этим проблемы диагностики состояния общества разрабатываются В.Э. Бойковым, Г.Л. Ворониным, Н.И. Лапиным, Ю.А. Левадой, В.Г. Немировским, Ю.И. Саенко.

Современные исследования, к сожалению, освещают лишь частные вопросы общественной психологии, акцентируя внимание на ее отдельном компоненте (социальном настроении или национальном характере) и не рассматривают ее как целостный феномен социальной реальности. Исключением является концепция социетальной психики украинского социолога Е.А. Донченко.

Объектом исследования является общественная психология как феномен социальной реальности.

Предметом исследования выступают теоретические аспекты исследования общественной психологии в современной социологии.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ понятия «общественная психология» и разработка теоретико-методологических оснований изучения феноменов общественной психологии в современной социологической теории.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основания изучения общественной психологии в современной теоретической социологии.

2. Исследовать понятие «общественная психология» как
социологическую категорию.

  1. Выявить механизмы взаимовлияния общественной психологии и социальных процессов общества.

  2. Разработать пути оптимизации социальных процессов на основе регуляционного потенциала общественной психологии.

Гипотеза исследования: общественная психология является имманентным феноменом социальной системы, влияющим на динамические и качественные показатели социальных процессов.

Теоретико-методологические основы исследования.

Основные методологические положения работы опираются на идеи и принципы системно-методологических концепций (В.Г. Афанасьев, А.А. Богданов,

7 Н. Луман, Р. Мертон, Т. Парсонс, А.И. Пригожий), раскрывающие механизм функционирования и развития социальных систем.

Теоретической основой исследования являются: интегративные концепции в социологии (П.А. Сорокин, Б.С. Сивиринов, Л.П. Кукса), концепции социального и психологического поля (П. Бурдье, К. Левин), феноменологические концепции (Э. Гуссерль, Т. Лукман, А. Шюц), герменевтика (М. Хайдеггер, П. Рикер, Ю.М. Лотман), комплексное применение которых позволяет углубить понимание субъективных сторон социальной системы; учения, принадлежащие русской социально-философской мысли (Н. Бердяев, А.И. Ильин, С.Л. Франк), раскрывающие национальную специфику духовного и социального развития; психологические теории познания (Г.М. Андреева, А. Тешфел). Особое значение для формирования авторского понимания психической обусловленности социальных процессов имели работы СИ. Григорьева, А. Дайкселя, В.Г. Немировского, Ж.Т. Тощенко, СВ. Туманова.

Методы исследования. В работе используются: а) общенаучные методы -гипотетико-дедуктивный метод, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретический анализ и синтез, описание, объяснение, теоретическое моделирование; в) методы обработки информации: вторичный анализ данных, интерпретация, концептуализация.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные социологических исследований, опубликованных в научных журналах, сборниках, результаты социологического опроса «Факторы формирования законопослушности налогоплательщиков», проведенного кафедрой социологии, педагогики и психологии НГАСУ (Сибстрин) в 2003г. (N=420 человек).

Научная новизна исследования выражается в следующем:

  1. Доказана методологическая значимость понятия «общественная психология» как имманентного феномена социальной системы, конкретизирован его социологический и семантический смысл.

  2. Обоснованы эвристические возможности теории поля, феноменологического подхода и герменевтики в исследовании феноменов общественной психологии.

  1. Показано регулирующее воздействие общественной психологии в социальных процессах и обозначен механизм ее качественного влияния на векторы социального развития.

  2. Разработана модель функционирования общественной психологии в социальной системе на основе целостного подхода, включающая континуумы состояний и процессов социальной системы.

Научная новизна предполагает вынесение на защиту следующих основных положений:

1. Установлено, что понятие «общественная психология», соотносится с
актуальным состоянием общественного сознания как его совокупная динамическая
характеристика. Необходимо, продолжая традиции отечественной социологии,
использовать понятие «общественная психология» для обозначения реального
феномена общества, а термин «социальная психология» для наименования
отдельной научной дисциплины.

2. Показано, что дополнение структурно-функционального анализа
общественной психологии понятием «поле», позволяет обозначить его
нелинейность и динамичность. Феноменологическая и герменевтическая
интерпретация данного феномена позволяет проводить качественный анализ
взаимообусловленности состояния общественной психологии и характеристик
социальной реальности.

3. Специфическая роль общественной психологии в социальной системе
заключается в том, что она выступает как поле и среда, возникающие в результате
общения субъектов социального взаимодействия, которые оказывают влияние на
характер социальных процессов.

4. Для возможности целостного анализа общественной психологии
необходимо обозначать континуумы ее состояний, которые могут служить
прогностическим целям социального регулирования.

Научно-практическая значимость исследования состоит в целостном рассмотрении общественной психологии как имманентного феномена социальной системы. Полученные результаты позволят осуществить более глубокий анализ социальных процессов, обозначая, в том числе, их психическую обусловленность.

9 Междисциплинарный подход исследования позволяет преодолеть в некоторой степени существующую ныне фрагментарность научного знания на основе синтеза.

Предложенный автором теоретико-концептуальный подход открывает возможности для более глубокого социологического анализа феноменов общественной психологии. Показанный системный характер общественной психологии обозначает сущность взаимовлияния социального и психического, индивидуального и коллективного в социальной организации и социальных процессах.

Результаты исследования могут быть использованы как методологический базис эмпирических исследований целостного феномена общественной психологии, в концепции управления общественно-психологическими явлениями при прогнозировании социальных процессов, в преподавании курсов «Общая социология», «Социология организаций», «Социальная психология», «Основы социального управления» как для студентов, так и в подготовке руководящих работников.

Апробация результатов исследования. Основные идеи работы были представлены на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) (Новосибирск, 2001, 2002, 2003, 2006), Межрегиональной научной конференции «Человек: траектории понимания» (Новосибирск, 2002), Всероссийской гуманитарной научной конференции «Образ человека в картине мира» (Новосибирск, 2003), Межрегиональных научно-теоретических конференциях «Социология в Сибири» (Новосибирск, 2002, 2006).

Генезис понятия «общественная психология» в общесоциологическом знании

Современные социологические исследования отражают значительный интерес к междисциплинарным подходам, в том числе социально психологическим. Проблематика социологических исследований психических явлений общества связана, в том числе со слабой разработанностью категориального аппарата в этой области. Заимствование же понятий иногда приводит к семантическим искажениям, что чревато утратой сущности исследуемого явления.

Термин «общественная психология» впервые появился в работах Г.В. Плеханова. Так в статье «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» 1895 г. Г.В. Плеханов под общественной психологией подразумевал цсе общественное сознание, определяемое материальной структурой общества [152]. В названной книге понятие «общественная психология» и «идеология» употребляются для обозначения общественного сознания в целом. Между общественной психологией и идеологий не усматривается никакого различия. В 1896г. А. Лабриола термином «общественная психология» обозначает «специфическое сознание людей в конкретных социальных условиях». Он подчеркивал, что общественную психологию нельзя свести к «абстрактным канонам», т.к. она носит в большинстве случаев наглядный и конкретный характерної, с.91]. Позже Г.В. Плеханов вслед за А. Лабриолой термину «общественная психология» придает уже своеобразный оттенок: обозначает им массовое сознание и уже не отождествляет с «идеологией». Он пишет относительно общественной психологии, что «в данном случае речь идет только о преобладающем настроении чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени», т.е. делает определение более конкретным [152, с. 195]. В этих словах Г.В. Плеханова выражена суть общественной психологии как духовного состояния больших социальных групп.

Общественная психология, по мнению Г.В. Плеханова, наряду с эмоциональным включает и рациональные элементы, выступающие в единстве с эмоциональным в специфических формах, например в умонастроениях. В последствии взгляды Г.В. Плеханова подверглись значительной критике, т.к. он различал общественную психологию и идеологию «только в плане отражения, т.е. в гносеологическом плане», что «очень уязвимо в методологическом отношении» [203]. Это проявилось в том, что общественную психологию начали отождествлять с низшим уровнем отражения действительности - обыденным сознанием, а идеологию - с теоретическим сознанием, что лишено своей специфики. "Выяснение специфики общественной психологии возможно, видимо, когда гносеологический аспект дополняется социологическим. Социологический аспект - это анализ общественной психологии через исследование деятельности людей и их общественных отношений. Такое исследование позволяет полнее и всестороннее раскрывать функции социально-психологических явлений, их активно-творческую роль в жизни общества, а тем самым и специфику общественной психологии» [202]. В начале советского периода, а именно в 20-е г.г., термин «общественная психология» становится синонимом термина «социальная психология». Таким образом, термином «общественная психология» начинают называть не только феномен общественного сознания, но и научную дисциплину, которая его изучает. Т.е. под общественной психологией стали подразумевать науку, изучающую психологические процессы в обществе. В то же время, идейная борьба тех лет способствовала тому, что словосочетание «социальная психология» подразумевало зарубежную науку - буржуазную социальную психологию. А «общественной психологией» называли марксистскую социальную психологию.

Позже, на втором Всесоюзном съезде психологов 1963г., происходившем уже во времена «оттепели», «социальная психология» была «амнистирована», как пишет Г.М. Андреева, и признано право на ее существование в социалистическом обществе. Поэтому термин социальная психология зазвучал громко, а вот термин «общественная психология» стал забываться [5]. И лишь в социологическом походе к социальной психологии были разделены термины «общественная» и «социальная» психология. Плехановский термин «общественная психология» был интерпретирован как определенный уровень общественного сознания, т.е. как обозначение необходимого явления, в то время как термин «социальная психология» был закреплен за названием науки.

Однако не все социальные психологи были согласны с тем положением, что понятие «общественная психология» относится к объекту социальной психологии как науки. В 1969г. на Всесоюзном совещании социальных психологов Н.С. Мансуровым была предпринята попытка утвердить «общественную психологию» как самостоятельную науку. Основным аргументом в его выступлении была «чистота терминологии» и «необремененность нежелательными ассоциациями» в использовании названия «общественная психология» в противовес «социальной психологии» [122]. Поскольку единого мнения не было достигнуто, то употребление терминов «социальная» и «общественная психология» сохранялось и различений почти не было.

Анализ публикаций показал, что понятие «общественная психология» чаще используется социологами и философами, а понятие «социальная психология» -психологами. Последняя монография, носящая название «Общественная психология» опубликована в 1979г., а после 90-х г.г. термин общественная психология в названиях публикаций не встречается [45].

Таким образом, понятие «общественная психология» в связи с превратностями истории снято из научного обихода, тем более в том смысле, в котором его ввел Г.В. Плеханов, а именно для обозначения фактов действительности массовых психических явлений. В настоящее время понятие «социальная психология» используется в широком диапазоне и постоянно требует прояснения смысла, в то время как понятие «общественная психология» практически забыто, видимо, как «постыдное» напоминание о советском периоде и господстве марксисткой идеологии. Тем не менее, желательно использовать четкую терминологию и различать термины «социальное» и «общественное».

Теоретико-методологические подходы к исследованию общественно-психологических феноменов

XX век, характеризуемый развитием неклассических теорий в науке, и социологии, в частности, предлагает нам множество теорий, направленных на описание, понимание, рефлексию социальной реальности. Современная ситуация в науках, прежде всего гуманитарных, характеризуется множественностью подходов и взглядов на одни и те же явления, что считается характерной чертой эпохи постмодерна. В то же время в области гуманитарных, и в частности, социологии, по контрасту с рационализмом XIX в., наметился особый интерес к субъективной, иррациональной части человеческого бытия, что выражено, прежде всего, в экзистенциалистских [233] и постструктуралистских теориях [22, 109].

На наш взгляд, новые теории, дополняя классические, заполняют пустоты знания о социальной реальности, создают многомерную картину изучаемого явления. Это приводит, по мнению А.И. Субетто, порой к противоречиям, которые разрешимы лишь при использовании «принципа дополнительности» и «теории относительности гносеологии» в социологии [189, с. 25].

В теоретико-методологическом ключе анализа общественной психологии как социального феномена, принципиально важно определить базовое понятие, на основе системообразующего потенциала которого может быть выявлена группа категорий, позволяющих проводить адекватное исследование. Как было показано ранее (см.п.1.1), рассмотрение общественной психологии отечественными социологами опиралось на марксистскую концепцию системно-функционального подхода, что уязвимо в плане прогнозирования и динамического рассмотрения изучаемого феномена. Становление новых парадигм социологического мышления, новое миропонимание, научная картина мира требует более объемного разностороннего и целостного понимания социальной реальности и ее феноменов. Механизмы формирования, включения, степень взаимосвязанности и взаимообусловленности общественной психологии и общества как социальной системы, имеющего определенную структуру и процессы выступают основными направлениями социологического анализа.

Социологические теории и концепции, анализирующие социальные процессы и элементы общества исходят из образа абсолютной онтологии социальных объектов и общества как целостных образование 176]. Отсюда возникает проблема интерпретации целостности общества как сложного явления, имеющего феноменологическую природу. Реальность объективного мира тесно переплетена с реальностью субъективной. В связи с этим понятие «социальная система», отражающее сущностно-функциональные стороны социальной целостности и ее процессы является адекватной социологической категорией сопряженной с понятием «общественная психология».

Определяя социальную систему как «смысловую взаимосвязь социальных действий, которые ориентируются друг на друга и отграничивают себя от окружающей среды не принадлежащих им действий», Н. Луман выделяет коммуникации как основополагающий акт. Он указывает в своих работах, что социальные системы и психические системы развиваются совместно 13,114,115]. Обе системы опираются на значение. Каждая из них выступает необходимой внешней средой для другой. Кроме того, Н. Луман вводит понятие аутопойезиса (самовоспроизводство, самоорганизация), позаимствовав его у чилийских эпистемологов и нейрофизиологов У. Матураны и Ф. Варелы. Так, системы психики построены на основе целостности эмоционально-чувственных характеристик сознания (суть общественной психологии), социальные системы -на основе коммуникационных связей.

Луман утверждает, что общество есть аутопойезисная система. Базовым элементом общества выступает коммуникация, которая порождается обществом. Индивид относится к обществу лишь в той мере, в какой он участвует в коммуникации. Те части личности, которые не участвуют в коммуникации - не могут быть частью общества, но они составляют часть внешней среды общества. Последнее для нас важно тем, что общественная психология, образуясь в результате общения, проявляется не полностью, а весь комплекс ее характеристик действительно составляет среду, в которой происходит данный процесс коммуникации. Причем в рамках нашего исследования, следует ввести оговорку, ссылаясь также на Н. Лумана, что данная часть среды не является самой значимой и определяющей. Она есть одна из частей наряду с физическими явлениями, природно-географическими условиями, экологическими факторами и пр. Тем не менее, именно понимание такой взаимосвязанности частей социальной среды позволят осуществлять социологическим теориям «принцип дополнительности», избегая редукционизма.

Н. Луман развивает идею, что индивид не является частью общества и придает ему статус среды, носящей по отношению к обществу внешний характер. Однако «среда» взаимосвязана с системой и содержит важные для системы качества, которые сама система не имеет.

С точки зрения теории систем Н. Лумана, основное свойство современного общества - возросший процесс системной дифференциации как способ взаимодействия со сложностью его внешней среды. Это означает, что в дифференцированной системе наличествует два вида среды: одна, общая для всех подсистем, и другая, отличающаяся от первой - внутренняя среда каждой подсистемы. Следовательно, каждая из подсистем обладает различным видением внутренней среды системы. Это порождает крайне сложную и динамичную внутреннюю среду.

Дифференциация в системе есть способ действия в отношении изменений во внешней среде. Причем, каждая система должна поддерживать свои границы с внешней средой, иначе бы ее поглотила сложность внешней среды, она бы разрушилась и прекратила свое существование. Для того чтобы выжить, система должна быть способна справиться с изменениями внешней среды. В современном обществе, по мнению Н. Лумана преобладает функциональная дифференциация. Каждая функция в системе приписана отдельному элементу. Это способствует усложнению социальной системы, ее гибкости независимости подсистем, а также уязвимости системы в целом. В этом Н. Луман, например, видит причину неспособности решить экологические проблемы, поскольку проблема внешней среды не может быть представлена кодом различаемым подсистемой.

Механизм включенности общественной психологии в социальные процессы

Наглядно проследить роль общественной психологии в организационной структуре общества и социальных процессах, а также ее формирование, можно, рассмотрев механизм взаимодействия индивида и общества. Общественная психология, формируется в процессе социального взаимодействия. Но все дело в том, что содержание, уровень этих взаимодействий различны: каждый индивид вступает в социальные отношения, но и целые группы также вступают во взаимоотношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Социология, рассматривая различные виды социальных отношений, где выделены экономические, политические, идеологические и другие отношения, делает акцент на их безличной стороне. Социологический анализ идет с позиций ролей, статусов, норм. Социальная психология, в свою очередь рассматривает их на уровне межличностных отношений. Реальная система жизнедеятельности людей более сложна, поэтому важно рассматривать выделенные аспекты отношений в их целостности. Схема сложных взаимосвязанных отношений индивидов и групп, образующих общество представлена Г.М. Андреевой как совокупность общественных отношений, образующих вертикальные слои общества, внутри которых обозначены межличностные отношения, образующие горизонтальные слои. При таком понимании становится ясным, что межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого [5,с.71-73].

Основными видами отношений человека принято считать общение, труд, познание. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в нем как способ связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов и общества ими образуемого. Процесс общения является центральным среди групповых процессов, организующих деятельность группы как целого, считает В.А. Богданов [20]. Он подчеркивает, что общение связано с такими психологическими феноменами как групповое самосознание и сознание, мировоззрение входящих в группу личностей.

Общественная психология, формируясь в результате общения, когда происходит обмен действиями, мыслями, поступками, чувствами, переживаниями между индивидами, индивидом и группой, или между социальными группами способствует возникновению социальных связей, способности к взаимному действию, ощущению и осознанию социальной общности индивидов, т.е. некоему «полю взаимодействия». Под полем взаимодействия мы понимаем отраженное субъективное образование, проявляющееся в виде качественных детерминант социального взаимодействия на основе совокупных надындивидуальных феноменов (чувств, мнений, установок, отношений).

Качественная детерминация способствует тому или иному характеру развития социальной ситуации. Например, чувство доверия, разделяемое индивидами, включенными в социальную общность, будет способствовать установлению и развитию социальных связей, тогда как тревожность наоборот уменьшать их количество до минимально необходимого. Результатом развития социальных взаимодействий становится ощущение социальной общности - основа социальной интеграции, либо желание отстраниться от социальной системы или группы, в случае несогласования интересов или негативной социальной установки. Степень согласованности взаимодействий зависит от принятия индивидом интересов, целей и результатов совместной деятельности, другими словами адаптации индивида или группы к социальной реальности. Для понимания механизмов включенности общественной психологии в социальную систему и социальные процессы нам представляется актуальной модель организации общественных процессов, предложенная Л.П. Кукса, по мнению которой данные процессы непосредственно зависят от качества общественного сознания (См. Прил.1). Общий процесс движения идей в обществе, по ее мнению, идет от индивидуального сознания к общественному сознанию, а затем снова через индивидуальное к массовому и, наконец, к качеству сознания общества - служит регулятором поведения социальной системы в целом и отражает механизм организации общественных процессов. Качество сознания связано с осознанной целенаправленной деятельностью, с четким пониманием и принятием ответственности за результаты деятельности, то есть развитым самосознанием индивида. К сожалению, сегодня, констатирует автор, качество сознания, ещё не вышло на уровень общественного разума, то есть такого состояния сознания общества, когда четко осознается объективная логика его развития [96, 98].

В рамках описанной выше модели организации общественных процессов общественную психологию можно рассматривать как подсистему общественного сознания, включенного в систему еще более высокого порядка - общество. Однако данное утверждение не означает жесткой соподчиненности и иерархизированности, присущей классическому пониманию систем. Введенное нами понятие «поле общественной психологии» позволяет описывать более «мягкие», нелинейные взаимосвязи. Это означает, что, рассматривая общественную психологию как одну из подсистем, уместно говорить о пределах ее функционального влияния в социальной системе. Например, при анализе тенденции индивидуализации необходимо учитывать насколько она действительно способствует дезинтеграции системы, или возможны ее какие-либо приемлемые социальные формы. Схожую постановку вопроса мы встречаем у У. Томаса и Ф. Знанецкого в «Методологических заметках» [194].

Другой аспект рассмотрения заключается в определении границ влияния индивидуального сознания и индивидуальной психологии с присущим им полем на совокупный продукт - общественную психологию. Ярким примером тому служит сравнение, например, черт характера отдельного индивида и черт национального характера. Всякий ли русский обладает «широтой души», характерной для русских вообще? Или влияет ли радость отдельного индивида или нескольких индивидов по поводу рождения ребенка на эмоциональную компоненту общественной психологии и общественное настроение?

Мы полагаем, что общественная психология включена в социальную систему, в качестве специфического поля этой системы. Данное поле создается также происходящими социальными процессами, функционирующими социальными институтами и организациями, а также информацией. Поле общественной психологии проявляется в избирательном воздействии на качественные характеристики самой социальной системы в целом, такие как целедостижение, управляемость, стабильность, способность к инновациям.

Современные теоретики социальных систем предлагают в дополнение к целостному рассмотрению применять динамический подход[104, 145, 154, 175]. Это является еще одним шагом, приближающим нас к более полному рассмотрению социальной системы и ее процессов. Реальная социальная система не только многомерна, но и наполнена разного рода процессами. Содержание и направленность этих процессов, могут быть как дополняющими друг друга, так и противоположными, а порой и взаимоисключающими.

Похожие диссертации на Общественная психология как феномен социальной реальности: опыт теоретико-методологического анализа