Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особый статус титульной этнической группы в постсоветской России (фактор ислама в Республике Татарстан) Юсупова Гузель Нурулловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юсупова Гузель Нурулловна. Особый статус титульной этнической группы в постсоветской России (фактор ислама в Республике Татарстан): автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / Юсупова Гузель Нурулловна;[Место защиты: Социологический институт РАН].- Санкт-Петербург, 2013

Введение к работе

Актуальность

В постсоветский период происходит долгий и противоречивый процесс трансформации советской системы этнического федерализма, затронувший и автономии в составе бывшей РСФСР. Все это послужило причиной изменения статуса титульных этнических групп внутри национальных республик, таких как Башкирия, Мордовия, Татарстан и других. Несмотря на обилие исследований политической системы и социальной иерархии в постсоветской России, внимание этому аспекту постсоветской трансформации уделяется мало. В первые годы трансформации советской системы этнического федерализма на пространстве бывшей РСФСР особый статус «титульной национальности» продолжает сохраняться в ряде субъектов РФ, сформированных на основе национально-территориального принципа. Особенно ярко это проявляется в некоторых республиках, в том числе, и в Татарстане, где происходит явная «этнизация» руководящих кадров. После обретения РСФСР существенной автономии от союзного центра, а затем и распада Советского Союза, в первые годы становления правил взаимоотношений между новым федеральным центром и регионами, Татарстан являлся несомненным лидером в борьбе за широкую автономию.

В Конституции 1993 года отсутствуют какие-либо особые права этнических групп в привязке к территории, напротив, обеспечивается равенство всех субъектов, вне зависимости от способа их формирования, в их взаимоотношениях с федеральным центром. От этнического федерализма решено было отойти, однако с приходом к власти В. Путина унификация, проведенная федеральным центром, по сути, отменила особое положение автономных республик в составе РФ, уровняв их с другими субъектами федерации. В результате во многих регионах статус бывших «титульных национальностей» в региональном социуме оказался под угрозой. Титульные группы фактически лишились возможности поддерживать свою квазигосударственность. В случае Татарстана представители этнической элиты для сохранения прежнего статуса использовали различные механизмы, в том числе, и культивирование религиозных отличий.

Исследования религии на постсоветском пространстве в период ее активной политизации по всему миру представляют особый интерес. Массовое возрождение интереса к религии являлось одним из тех источников, который заполнял образовавшийся идеологический вакуум. Нередко элиты новых политико-территориальных образований использовали религию как один из ресурсов в деле национального строительства и как часть национальной идеологии. Все это во многом применимо и к исламу: на преимущественно мусульманских территориях бывшего СССР в постсоветский период стали активно набирать силу различные версии «традиционного ислама». Таким образом, ислам как социокультурная практика становится своеобразным фактором, влияющим на социальную организацию постсоветских

мусульманских обществ.

Показательным в данной связи является случай Татарстана, где возрождение исламских традиций активно поддерживалось региональными и местными органами управления. Религии, подвергавшиеся гонению в советское время, становятся в постсоветской России естественной сферой повседневной жизни людей. Поэтому вполне естественным кажется возрождение традиционных для нашей страны религиозных течений, включая ислам. Следует отметить, что возрождение ислама в Республике Татарстан происходит одновременно с усилением общих исламистских фундаменталистских течений во всем мире, развитием исламского экстремизма. Все эти течения обосновывают свою деятельность из представления о джихаде как войне против «неверных» с оружием в руках или при помощи террора. В то время как джихад, согласно богословским оценкам, является гораздо более широким понятием - борьбой с личными или социальными пороками, устранением социальной несправедливости, ведением войны с агрессорами, наказанием преступников и правонарушителей. Поэтому распространенная в СМИ ассоциация джихада с терроризмом делает опасным использование ислама для сохранения особого статуса татар в республике.

В связи с этим татарстанские элиты - как политические, так и религиозные -нашли компромисс, противопоставив «татарский» вариант ислама множеству остальных радикальных версий данной религии. В данной работе исследуется именно татарский ислам. Татарский ислам предстает как «просвещенная» и «толерантная» ветвь религии, что, к тому же, имеет достаточно убедительную историческую основу. Кроме того очевидно, что другая традиционная религия -православие пользуется в постсоветской России неформальной поддержкой со стороны федеральных органов управления. Так, в центральных СМИ все чаще присутствует информация о том, что первые лица государства (президент и премьер) посещают церковь, участвуют в богослужениях и уделяют большое внимание деятельности РПЦ. В свою очередь и иерархи церкви активно принимают участие в государственных мероприятиях. Характерно, что в поликонфессиональной стране, в которой конституционно закреплено отделение церкви от государства, лишь один религиозный праздник -православное Рождество - имеет статус государственного. Все это неформально повышает статус православных россиян, и вызывает ответную реакцию со стороны других религиозных групп, в том числе мусульман.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется: во-первых, политизацией религии, особенно ислама, в современной России; во-вторых, возникновением в связи с этим новых социальных и политических практик;

в-третьих, переформатированием идеологических оснований легитимации социетальных порядков и деятельности социальных акторов; в-четвертых, трансформацией российского федерализма и возникающих новых межконфессиональных и межэтнических отношений в политическом и социальном пространствах.

Степень научной разработанности темы

В настоящее время в отечественной научной литературе вопрос о сохранении особого статуса титульных этнических групп бывшего СССР затрагивается в той или иной мере в различных областях социологического знания, однако, до сих пор оставался вне сфокусированного внимания исследователей. Объективная причина этого состояния заключается в том, что институционализация новой национальной политики Российской Федерации, как и региональных политик в сфере межэтнических отношений - процесс многомерный. Исследования в области изучения этнических проблем, религиозных движений, социальной стратификации, национальной политики, федеративных отношений, внутренних региональных процессов, проводятся часто без учета их значительного взаимовлияния. Тем не менее, во всех упомянутых областях накоплен достаточный эмпирический материал, сформулированы заслуживающие внимания теории, которые можно использовать для рассмотрения именно этого вопроса.

Вместе с тем, в отечественной научной литературе наличествует явный недостаток социологических работ, описывающих роль религии в поддержании либо изменении этнической иерархии, а также механизмы поддержания особого статуса прежних «титульных национальностей» в условиях трансформации советской системы этнического федерализма.

Все существующие работы можно разделить на две тематические группы: во-первых, теоретическое осмысление роли религии в формировании и поддержании особого статуса социальной группы, во-вторых, эмпирические исследования национализма и политической институционализации религии в постсоветской России.

Вопросы формирования и поддержания особого статуса группы рассматриваются, в первую очередь, в рамках теорий социальной стратификации. Классик социологии М. Вебер в своей работе «Класс, статус, партия» описывал механизмы выделения статусных групп, к которым он относил, в том числе, и социальную сегрегацию по этническому признаку. С точки зрения М. Вебера, основоположника многомерного подхода к социальной стратификации общества, статусные группы стратифицированы по принципам потребления благ, выраженных в образе жизни, а также через доступ к членству в различного рода объединениях. Также необходимо отметить работы теоретика социальной стратификации Ф. Паркина, который, следуя логике М. Вебера, описывал механизмы удержания группой своего положения. В соответствии с его теорией, группы формируются в процессе коллективного действия, нацеленного на монополизацию ключевых ресурсов, определяющих их возможности и виды на социальное продвижение. Это коллективное действие принимает форму социального «ограждения» (closure) против других претендентов на ресурсы и вознаграждения. Ограждение выступает в двух основных формах: (1) «исключения» (exclusion), под которым понимается «попытка одной группы сохранить и защитить свою привилегированную

позицию за счет какой-то другой группы через процесс её субординации»; (2) «узурпации» (usurpation), подразумевающей, напротив, «использование власти в отношении вышестоящих групп».

Классификацию типов стратификационных систем дают Э. Гидденс, В. Радаев, О. Шкаратан и др. Стратификационные модели сформулировали также У. Бек, П. Бурдье, М. Кастельс, Э. Соренсен и другие. Представители Чикагской социологической школы (Р. МакКензи, Р. Парк) также сформулировали свои подходы к изучению социальной сегрегации в обществе. Анализ современной российской социальной структуры представлен в работах отечественных социологов: Л. Гордона, Л. Дробижевой, Т. Заславской, Э. Клопова, И. Корчагиной, Л. Овчаровой, Ж. Тощенко, и др. Все предложенные классификации в той или иной мере приложимы к современному российскому обществу.

В связи с контекстом анализа социальной структуры постсоветских обществ, помимо теорий стратификации важными представляются теории национализма, а также исследования, посвященные борьбе этнических групп за статус, его изменение или сохранение. Так, среди современных теорий национализма можно выделить концепции «воображаемых сообществ» Б.Андерсона, «изобретения традиций» Э. Хобсбаума, теорию о последовательных стадиях формирования национальных движений М. Хроха, теории национализма Л. Гринфилд, Д. Лейтина, Э. Смита и др.

Наиболее значимой для данной работы представляется концепция Д. Хоровица о возникновении и протекании этнических конфликтов. Д. Хоровиц предложил общую теорию, описывающую, как происходит борьба этнических групп за статус и эксклюзивные или инклюзивные права, отражающие данный статус. В этой борьбе важную роль занимают символы группы, которые используются в статусной политике. Если группа смогла навязать свои символы другим группам, населяющим ту же территорию, то она занимает более привилегированную позицию, нежели другие. Важна его идея о связи статуса группы и религии в качестве одного из способов легитимации права управления определенной территорией.

Идею о необходимости формирования новой культуры, основанной на этнических символах, для создания национального государства предложил Э. Геллнер. Он писал, что для образования нации необходимо совпадение культурных и политических границ, поэтому наличие культурного содержания делает неизбежным появление политических границ и, наоборот, наличие политических границ является стимулом для их заполнения уникальной культурой. В последние годы стали появляться работы, посвященные изучению религиозного национализма. Наиболее представительными среди них являются труды Р. Брубейкера, Дж. Банхарта, Д. Биллингза и Б. Скотта, а также Б. Линкольна.

В ряде эмпирических отечественных работ предпринимается попытка осмысления новых способов поддержания особого статуса прежних «титульных национальностей» в российских республиках. При этом важно

подчеркнуть, что Республика Татарстан является одним из наиболее хорошо изученных случаев.

Этнизация элит и административное поощрение представителей татарского этноса в качестве механизмов удержания особого статуса татар в республике представлены в работах Э. Рахматуллина, Р. Мухаметшина, Р. Хакимова, Г. Дэвиса, Ф. Хэммонда, Л. Низамовой, и других. Например, М. Фарукшин отметил, что, начиная с 1960-х годов, удельный вес татар в административно-политической элите Татарстана начинает увеличиваться, доходя до 70% процентов в 1990-е годы. Продолжение данной тенденции зафиксировано в недавнем исследовании Е. Макаровой.

Анализу языковой политики в регионе посвящены работы И. Ахметшина, Д. Исхакова, 3. Исхаковой и других. Все авторы сходятся в том, что татарский язык становится одним из механизмов поддержания особого статуса группы, несмотря на то, что данный язык является неконкурентоспособным в условиях новых вызовов, таких как единый государственный экзамен (ЕГЭ) и отсутствие широкого выбора специальностей, по которым можно получить высшее образование на татарском языке.

Религиозное возрождение рассматривается исследователями, как правило, с точки зрения политизации самой религии и механизмов ее институционализации. Взаимосвязь между различными политическими и религиозными институтами в Татарстане анализируются в работах Р. Мухам етшина, Р. Мусиной, Л. Сагитовой, Р. Набиева, Р. Галлямова, Н. Мухарямова и других. Так, Л. Сагитова в своих работах убедительно продемонстрировала, как различные мусульманские и квазимусульманские институты становятся реальной политической силой, благодаря которой Татарстан позиционировался региональной элитой в качестве региона, имеющего особые права во взаимоотношении с федеральным центром. Потенциал радикализации ислама в Татарстане анализировал Э. Понарин. Р. Мусина сделала обзор причин возникновения религиозного возрождения ислама в Татарстане, среди которых указала на реакцию на укрепление православия, на долгий запрет религиозных чувств, а также компенсаторную роль религии в растущем национальном сознании.

Ряд авторов в той или иной мере касались вопроса изменения этнической идентичности татар в постсоветской России. Показательными в данном случае являются работы, посвященные анализу становления региональной идентичности в Татарстане. Например, Л. Сагитова пришла к выводу, что присутствующий в татарстанском обществе дискурс об асимметричности статусов «высоких культур» болезненно переживается многими татарами, что может привести к объединению людей в сообщество на основе ярко выраженной этнической идентичности в противовес русской культуре. Представляет интерес и исследование Е. Хабенской, которая провела сравнительный анализ этнических идентичностей татар в трех крупных городах - Москве, Саратове и Казани.

Несмотря на то, что представленные научные работы в той или иной мере

анализируют изменение статуса группы и влияние религии на данный процесс, не изученным остается религиозный фактор в сохранении особого статуса этнической группы в постсоветской России. В связи с этим необходимым представляется, во-первых, создание теоретической модели, позволяющей наиболее комплексно проанализировать роль религии в удержании особого статуса этнической группой. Во-вторых, протестировать данную модель на конкретном примере (этническая группа татар в постсоветском Татарстане). Таким образом, научной проблемой настоящего диссертационного исследования является создание теоретической модели инструментализации религии в процессе поддержания особого статуса этнической группы в регионе, а также тестирование данной модели на примере ислама в республике Татарстан.

Теоретико-методологические основы диссертации

В качестве теоретико-методологической основы анализа изменения статуса титульной этнической группы были использованы, во-первых, концепция М. Вебера о неравном распределении престижа в обществе, отражающемся в разном статусе групп, а во-вторых, идеи Ф. Паркина об ограничении доступа к определенным ресурсам и к возможностям через механизмы узурпации и исключения. Теоретические постулаты Д. Горовица о борьбе этнических групп за статус через политическое признание символов группы и идеи Э. Геллнера о необходимости сливания культурных и политических границ для создания национального государства также являются значимой рамкой анализа.

Методы сбора и анализа социологической информации

В качестве методов сбора социологических данных в диссертационном исследовании использовались проведение экспертных интервью, ведение дневников наблюдения, создание структурированной базы данных документов. Использование нескольких типов источников данных (документов, нарративов интервью, данных наблюдения) обеспечивает достоверность результатов диссертационного исследования. Основным методом анализа диссертационного исследования является качественный анализ текстов интервью, записей из дневника наблюдений, исторической литературы, официальных документов и публикаций в СМИ. Подробная характеристика эмпирической базы дана в следующем пункте.

Эмпирическую базу диссертации составили: тексты шестнадцати экспертных интервью, протоколы наблюдений и полевые дневники, зафиксировавшие результаты наблюдений в 2010-2011 гг., публикации в центральных и региональных СМИ с 1989 по 2012 г., а также исторические монографии и другие источники, касающиеся истории Татарстана. Интервью с экспертами фокусировались на значении ислама в истории татар, в их современной повседневной жизни, а также роли ислама в репрезентации республики и политике региональных политических, интеллектуальных и религиозных элит. Отбор экспертов основывался на наличии у них научных работ, включающих тематику национализма, татарского национализма и ислама в Татарстане, а также на сфере их деятельности (наука, журналистика, предпринимательство,

религия, политика). Наблюдение проводилось в местах городской инфраструктуры города Казань и города Бугульма: кафе, мусульманские магазины, офисы и научные учреждения. Отбор публикаций для анализа в представленных в интернете СМИ и в других источниках (официальных сайтов Президента и Государственного Совета Татарстана, министерств и религиозных организаций республики) осуществлялся на основе результата поиска по ключевым словам «ислам в Татарстане», «татарский ислам». Анализ данных текстов осуществлялся с помощью качественного анализа текстов, в рамках которого уделялось внимание как внешним факторам (контексту написания сообщения, позиции адресата, форме документа, общественному резонансу), так и внутренним (достоверности указанных данных, цели написания и его смысловому посылу). Исторические монографии и источники исследовались методом дискурс-анализа, основанного на теории дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф, согласно которой дискурсы вовлечены в постоянную борьбу за доминирование одной определенной точки зрения.

Временные границы исследования 1989 год - июнь 2012. Нижняя граница связана с началом трансформации советской системы этнического федерализма и возникшей необходимостью переосмысления особого положения титульных национальностей в национальных республиках, нашедшей отражение в исследовательской литературе. Верхняя временная граница определена покушением на первых лиц мусульманского духовенства в июле 2012 года, создавшее иную социально-политическую ситуацию в республике.

Основная научная гипотеза исследования состоит в том, что: чем более выражена роль религии в социально-культурных и социально-политических практиках этнической группы, тем более вероятно сохранение ее особого статуса.

Объектом исследования является статус титульных этнических групп в постсоветской России.

Предметом исследования выступают социально-политические и социально-культурные практики использования ислама для поддержания особого статуса этнических татар в Республике Татарстан в постсоветский период.

Целью диссертационного исследования является выявление социально-культурных практик применения религиозного фактора в поддержании особого статуса этнической группы в постсоветский период на примере этнических татар. Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие взаимосвязанные задачи:

1. Выявить на основе теорий социальной стратификации, исследований
наций и национализма основные способы использования религиозного фактора
в поддержании статуса этнической группы;

  1. Создать на основе рассмотренных теорий модель исследования основных способов использования религии для поддержания особого статуса этнических татар в постсоветском Татарстане;

  2. Выявить исторические предпосылки легитимации особого статуса татар через механизмы исключения и узурпации;

  1. Проанализировать монополизацию ресурсов посредством особой политики республиканских властей в сфере религии;

  2. Провести анализ монополизации ресурсов через позиционирование Татарстана как исламского региона РФ;

  3. Изучить влияние ислама на формирование социально-культурных практик татар в Татарстане;

  4. Изучить значение исламских символов татарской культуры при их трансляции в российское и мировое сообщество;

8. Сделать вывод об использовании исламского фактора для
поддержания особого статуса этнических татар в постсоветском Татарстане.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые в отечественной социологии проанализирован процесс
трансформации системы советского этнического федерализма с точки зрения
изменения статуса титульной группы;

2. Выявлена роль религии в легитимации особых прав титульных этнических
групп посредством исторического дискурса применительно к российским
регионам;

3. Дана социологическая интерпретация роли религиозных символов в
статусной политике доминирующей этнической группы в российском
полиэтническом регионе;

  1. Создана комплексная теоретическая модель групповой борьбы за статус в этнической иерархии посредством использования религиозного фактора;

  2. Сделана апробация предложенной модели применительно к особому статусу татар в постсоветском Татарстане.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании значимости фактора ислама в поддержании особого статуса татар в постсоветском Татарстане и в разработке теоретической модели роли религии в сохранении либо изменении статуса этнической группы, применимой к проведению дальнейших сравнительных исследований.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, результаты проведенного исследования могут быть использованы в экспертизе межэтнических и межконфессиональных отношений, а также органами политического и административного управления в своей работе;

во-вторых, материалы диссертационного исследования могут быть использованы для преподавания в высших учебных заведениях при подготовке учебных курсов и спецкурсов по социологии, культурологии, социальной и культурной антропологии, политологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозные практики играют значительную роль в признании статуса этнической группы в российском контексте. Являясь составляющей этнической культуры, они используются для осуществления механизмов социального ограждения: исключения членов других групп от определенного набора

ресурсов через стилизацию жизни, доступной только ее членам.

  1. Религиозные символы, влияя на легитимацию определенных групповых требований или уже существующих эксклюзивных прав через статусную политику, служат важным источником для мобилизации группы и часто используются в борьбе титульной этнической группы татар за удержание своего места в социальной иерархии. Это выражается в действиях и заявлениях официальных лиц, презентации титульной группы вовне и в использовании символов в построении престижа данной группы.

  2. Легитимация привилегированного положения татар в постсоветском Татарстане основывается на продвижении идеи об особой миссии татарского ислама как на территории республики, так и в стране в целом. Использование исламских символов в презентации республики и распространение уникальной культуры, основанной на религии, легитимирует особые права татар и способствуют сохранению титульного статуса группы, каким он был в советское время.

  3. Ислам играет большую роль в легитимации особых прав татар через аппеляцию к автохтонности, преемственности власти от традиционных правителей-мусульман, и особой миссии татар на данной территории (в обеспечении толерантного сосуществования разных этнических групп), ислам также служит медиатором переговоров между Россией и мусульманским миром.

  4. Татары в Татарстане культивируют свою собственную уникальную культуру в связи с угрозой своему особому статусу внутри региона. Все большее значение при этом придается ее религиозной составляющей - исламу. Именно из ислама черпаются символы для репрезентации вовне не только самой этнической группы, но и республики в целом.

  5. В контексте всей Российской Федерации, татарская мусульманская культура не является доминирующей. Чтобы отвоевать равные позиции с православной культурой, религиозные, политические и интеллектуальные лидеры татар придали официальный статус традиционным религиозным праздникам и инициировали появление новых национально-религиозных праздников. Фактор ислама оказался также значимым в поддержании особого статуса татар в Татарстане через создание мусульманских СМИ и возможностей ведения бизнеса в соответствии с исламскими принципами.

Апробация результатов исследования

Обсуждение промежуточных этапов работы проводилось на семинарах факультета политических наук и социологии НОУ ВПО ЕУСПб в 2009-2011 гг. Результаты исследования на разных фазах были представлены на Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых в г. Карачаевск 30 мая 2011 г., на международном семинаре в Центре изучения этничности и культуры Университета Братиславы 22 июля 2011 г., на семинаре международной научной летней школы «Культурные исследования постсоциализма: подходы и методы» 1 июля 2013 г. в Санкт-Петербурге. Кроме того, итоговые результаты исследования были презентированы на

Всероссийской научно-практической конференции в СПбГУ «Ислам и Россия: культурные традиции и современные вызовы» 27 сентября 2013 г. и на международном семинаре «Религиозный национализм как концепт и практика», организованной филиалом ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге 26 октября 2013 г. Основные результаты работы были представлены в научных статьях, опубликованных в отечественных изданиях (общим объемом 2, 7 п.л.), в том числе в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ: «Социологическом журнале» и журнале «Социологические исследования».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка (149 наименований) и приложений. Общий объем диссертации составляет 199 печатных страниц.

Похожие диссертации на Особый статус титульной этнической группы в постсоветской России (фактор ислама в Республике Татарстан)