Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Брицкий Георгий Олегович

Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян
<
Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Брицкий Георгий Олегович. Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Москва, 2000.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-22/116-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к изучению политических ценностей и политических установок граждан России.

Параграф 1. Концептуальный анализ политических ценностей и политических установок 12

Параграф 2. Механизмы формирования политических ценностей и политических установок в ходе первичной социализации 29

Параграф 3. Трансформация политических ценностей и политических установок в постсоветский период 48

Глава 2. Политические ценности и политические установки в постсоветский период.

Введение. Описание исследования 75

Параграф 1. Анализ содержания политических ценностей и политических установок на примере понятия "демократии" 78.

Параграф 2. Факторы изменения политических ценностей и установок 88.

Параграф 3. Влияние биографических факторов на формирование политических ценностей и установок 102.

Заключение 132

Библиография 136

Приложение.

Введение к работе

Актуальность исследования

Трансформация социальной и политической системы в России продолжается несмотря на ее высокую социальную цену. То, каким будет российское общество, во многом зависит от политического выбора, совершаемого рядовыми гражданами.

В постсоветской России происходили существенные изменения, сопровождающиеся сменой не только режима, институтов власти и элит, претерпевал трансформации и индивидуальный уровень политического сознания, что выражалось в изменении политических ценностей, представлений, установок.

Сегодня россияне воспринимают политику не так, как двадцать или даже десять лет тому назад. Официальная система ценностей советского времени не отвечает сегодняшним реалиям. В то же время еще не сложилась новая система ценностей, которые были бы адекватны современным реалиям.

В диссертационном исследовании из всего этого круга актуальных проблем выбрана проблема определения генезиса и характера политических ценностей и установок россиян в непростых условиях изменившегося социального, экономического и политического контекста постсоветской России. Особое место в работе уделяется процессам, происходящим на уровне отдельной личности. Это позволяет более пристально рассмотреть связь конкретных биографических траекторий политической социализации и факторов, составляющих индивидуальную конфигурацию политических ценностей и установок. Представляется, что изучение механизмов формирования политических установок и ценностей позволит определить не только структуры вышеуказанных феноменов и содержащиеся в них символы, предпочитаемые теми или иными социальными группами, но дать обоснованный ответ о характере и причинах реакции на уровне ценностей и установок на процессы, происходящие в постсоветской России.

Актуальность изучения социализациоНного контекста политических установок и ценностей состоит также и в том, что оно позволяет составить представление о факторах, определяющих долговременные детерминанты меняющихся ценностей и установок, непосредственно влияющих на политический выбор индивида.

Тема актуальна и в теоретическом плане. Это связано с тем, что проблема политических ценностей и установок, проблема взаимодействия индивида и политики, рассматриваемая со стороны факторов, определяющих поведение в нем индивида, наконец, начинает занимать в поле соответствующих дисциплин российской науки подобающее ей место.

Процесс включения человека в политическую систему происходит в течение всей его жизни. В качестве агентов социализации выступают: семья, группа сверстников, школа, работа, церковь, искусство, культура, средства массовой информации и др. Под их влиянием происходит воспроизводство политической системы и передача политических ценностей от одного поколения к другому. У личности поэтапно формируется политическая картина мира. Стержнем личности гражданина являются его базовые убеждения и принципы, позволяющие сохранить личностную устойчивость. Если передача новых ценностей новым поколениям затруднена, а старые ценности не воспроизводятся, вполне "сформировавшиеся" граждане оказываются в ситуации кризиса социализации. Кризис политической социализации, который мы наблюдаем в России, не имеет прямых западных аналогов.

Благодаря описанным резким переменам в обществе, большинство населения постсоветской России оказалось в ситуации так называемой неполной социализации, когда усвоенные установки и ценности (в том числе и политические) не соответствуют реалиям окружающего мира. Феномен неполной социализации известен в социальной психологии на примере индивидов, внезапно оказывающихся инвалидами, возвращающимися в общество с театра военных действий, из мест лишения свободы и т.д. Уникальность российского случая заключается в том своеобразном эксперименте, в результате которого в ситуации неполной социализации оказалось все население страны. Все россияне в той или иной мере прошли через процесс ресоциализации, связанный с формированием новых, адекватных сегодняшним реалиям установок и ценностей (включая политические). Такие резкие изменения в обществе, ведущие к смене установок всего населения, позволяют исследовать фундаментальные закономерности формирования и функционирования политических установок и ценностей. В этом автор видит теоретическую актуальность темы диссертации.

Объект исследования - система политических ценностей и установок у граждан России постсоветского периода.

Предмет исследования - связь между характером политических ценностей и установок граждан России и моделями их политической социализации.

Цель исследования: выявление структуры и динамики политических ценностей и установок россиян постсоветского периода на личностном уровне, их взаимосвязи с моделями социализации. Задачи исследования:

В теоретической части:

- Проанализировать современные представления о социальных
установках и ценностях в структуре личности, выявить специфику политических
ценностей и установок.

- Выявить механизмы формирования политических ценностей и установок
входе политической социализации.

- Выделить важнейшие особенности формирования политических
ценностей и политических установок граждан России в постсоветский период.

- Построить теоретическую модель для изучения политических ценностей
и установок россиян.

В эмпирической части:

Обосновать методологические подходы к проведению исследования.

Определить основные факторы, детерминирующие формирование структуры политических ценностей и установок.

Описать процесс формирования структуры ценностей и установок в контексте политической социализации россиян.

Построить теоретическую модель, позволяющую описать структуру и функционирование политических ценностей и установок, а также особенности процессов формирования механизмов политического участия и политических предпочтений в постсоветской России.

Степень разработанности темы

Исследование проблемы политических ценностей и установок является объектом особого интереса различных социальных наук в силу многоплановости этого феномена.

Теоретический фундамент изучения данной темы был заложен в трудах философов и социологов конца XIX - начала XX века. В философской литературе представлен аксиологический подход, идущий от работ Г.Лотце, выдвинувшего на первый план понятие ценностей в логике и метафизике. Дальнейшие философские разработки связаны с именами представителей

Баденской школы неокантианцев - В. Виндельбанда и Г. Риккерта, А. Мейнонга, а также феноменологии Э.Гуссерля.

Социологическая традиция трактовки общественно-политического сознания идет от таких классиков социологии как О. Конт, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс.

Социологи и психологи предложили пути эмпирического исследования ценностей и установок. Предтечами эмпирического изучения ценностей были представители культурной антропологии, в частности, Маргарет Мид, рассматривавшая индивида как носителя культуры и, соответственно, как источник информации как об индивидуальных, так и о групповых ценностях и установках.

Феномен установки вызывал интерес исследователей-психологов еще в прошлом веке. В социальной психологии понятие ценности было введено одновременно с понятием установки (аттитюд) в значении, близком к современному, в работе У.Томаса и Ф.Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и в Америке"1.

Значительный вклад в исследование феномена установки внесли Г.Олпорт, Дж.Конверс, С.Райе, Э.Богдарус, Л.Терстоун, Р.Парк, Д.Кемпбелл, Л.Фестингер, К.Ховлэнд и др. Трудно переоценить значение работ А.Эдвардса, ГМюррея, М.Рокича, Ш.Шварца, Дж.Гиллеспи и Г.Оллпорта, Л.Гордона для исследования социальных ценностей, в том числе, и для формирования методик и методологии исследования.

Фундаментальные идеи относительно содержания, структуры, формирования социальных ценностей и установок были заложены еще в классических исследованиях Л.Терстоуна, Г.Оллпорта А.Маслоу, М.Розенберга, С.Морриса, А.Вудруфа и М.Смита. В отечественной социологии и психологии существенный вклад принадлежит трудам А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, П.Н.Шихирива, А.Г. Асмолова, В.А.Ядова.

Сегодня проблема социальных и, в частности, политических ценностей и установок россиян носит междисциплинарный характер. Этом направление изучалось целой плеядой отечественных исследователей - А.П.Вардомацкий, Л.Я.Гозман, А.А.Голов, Г.Г.Дилигенский, Б.В.Дубин И.Г.Дубов, Б.Г.Капустин, И.М.Клямкин, В.С.Коробейников, А.А.,Лапин, Ю.А.Левада, Д.А.Леонтьев, О.В.Митина, Д.В.Ольшанский, А.А.Ослон, В.Ф.Петренко, В.О.Руковишников, Г.Г.Силласте, С.В.Туманов, Е.Б.Шестопал, В.А.Ядов и другими.

1 Tomas W., Znanecki F. The Polish peasant in Europe and America. Boston, 1918.

Работы в этом направлении были начаты отечественными исследователями-социологами еще в советский период2. К настоящему моменту накоплен существенный объем данных в работах, описывающих динамику социальных3 и политических4 ценностей и установок как в различных больших группах, так и в обществе в целом. Также было проведено несколько лонгитюдных исследований, в которых с помощью массовых опросов фиксировалась динамика распространенности отдельных ценностей5.

Проблема политических ценностей и установок в постсоветскую эпоху представляется особенно актуальной в контексте политической ресоциализации6, разрушения официальной системы политических ценностей советского времени и установок, не удовлетворяющих сегодняшним реалиям, и попыток обрести новую систему официальных политических ценностей,

Личность и ее ценностные ориентации / Подгот. Ядов В.А., Кон И.С. // Информ. бюллетень ИКСИ 1969. Вып. 4(19), 25 (40); Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. Ядова В.А. Л., 1979; Ценности массового сознания СССР и США / Под ред. В.С.Коробейникова. М, 1989.

3 Дубин Б.В. Дети трех поколений //Экономические и социальные перемены; мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 1995, №4; Дубин Б.В. Периферийные города; установки и оценки населения //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, №2; Дубин Б.В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 1995, №1; Климова СТ. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90гг.) //Социологические исследования, 1995, №1; Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, №5; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России//Социологические исследования, 1994, №5; Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России// Социологические исследования, 1993, №9; Левада Ю. А. Три поколения перестройки// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 1995, №3;

Туманов СВ. Особенности массового сознания в условиях кризиса // Вестник Московского университета. Серия 12, 1993, №5; Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал, 1994, № 1.

4Гозман Л.Я. Психология в политике - от объяснения к воздействию // Вопросы психологии, 1992, №11; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании Россиян,// Политические исследования, 1994, №1-2; Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М., 1997; Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998; Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-До ну, 1996; Туманов СВ. Электорат России в 1993 году // Социологические исследования, 1995, №9; Туманов СВ. Электорат России в 1993-1995 годах // Власть, 1996, №5.

5 Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., институт философии РАН, 1996; Голов А.А. Ценность и реальность дружбы у россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения / Информационный Бюллетень ВЦИОМ, 1995, №5; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования, 1994, №5; Лапин НИ, Силласте Г. Г. Эволюция социальной позиции женщин в меняющемся российском обществе // Социологические исследования, 1995, №4; Левада Ю.А. "Человек советский " пять лет спустя: 1989-1994 (предварительные итоги сравнительного исследования) //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения /ВЦИОМ, 1995, №2; Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социо-культурной ситуации // Социологические исследования, 1995, №10.

адаптировать ценности стран Западной Европы и Северной Америки или обрести "российскую национальную идею". Острота этой проблемы, ее социально-политическая значимость отражены в проектах по исследованию политических ценностей и установок, осуществляемых отечественными социологами и политологами7.

Современные исследования политических ценностей и установок отечественных социологов, психологов и политологов, в основном носят макросоциологический характер, т.е. рассматривают ценности и установки российских граждан на уровне макрогрупп, в терминах массового сознания.8 На практике это в основном сводится к установлению их иерархии, приоритетности для тех или иных социальных групп. При этом, выбор исследователями оснований для разделения групп произволен и отсутствуют четкие конвенции между ними по данной проблеме.

При высоком интересе со стороны гуманитарных наук к проблеме социальных и, в частности, политических установок и ценностей, все же еще остаются аспекты недостаточно исследованные. Таким, на наш взгляд, представляется тема формирования политических установок и ценностей в условиях социально-политической трансформации в России постсоветского периода9. Так еще недостаточно изучены особенности их формирования в процессе политической социализации россиян, в силу того, что процесс обретения новой системы политических ценностей еще не завершен, а ценности и установки "советского периода" потеряли свою значимость.

Теоретическая и методологическая основа диссертации

Методология диссертационного исследования продиктована его целями. С одной стороны, политические ценности и установки рассматривались в данной работе как существующие в рамках иерархически организованной диспозиционной структуры личности10, что определяет взаимозависимость и взаимосвязь низких уровней структуры с более высокими, представленными, в частности, общей направленностью интересов личности. С другой стороны, при всей относительности и ситуативности проявлений политических ценностей и

6 Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян// Общественные науки и
современность 1996, №3.

7 Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997;
Клямкин ИМ. Советское и западное: возможен ли синтез? // Политические исследования, 1994,
№№4-5.

8 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992.

9 Дилигенский Г.Г. "Социально-политическая психология" М. "Новая школа". 1996; Качанов
Ю.Л. Шматко НА. Базовая метафора в структуре социальной идентичности.// Социологические
исследования 1996, №12;

10 Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические
проблемы социальной психологии. М., 1975.

установок, они складываются в процессе первичной политической социализации. И, наконец, политические ценности и установки существуют в конкретном социальном контексте постсоветского периода, особенности которого являются причиной процессов массовой ресоциализации российских граждан и трансформации структуры ценностей и установок, оказывающих в свою очередь, влияние на политическое поведение. При выработке исследовательской стратегии учитывалась междисциплинарность проблемы политических ценностей и установок, с одной стороны, и теоретико-методологический плюрализм в социологии в этом вопросе. Традиции измерения политических ценностей и установок на уровне массового сознания, с одной стороны, и постоянно идущий процесс изменения политических ценностей и установок и неопределенность окончательных критериев выбора категорий анализа, предлагаемых для фиксирования политических ценностей и установок с другой, определили выбор методологии данного исследования.

Теоретическая разработка проблемы политических ценностей и установок в диссертации связаны с концепциями диспозиционной структуры личности В.А. Ядова, предварительной социализации Р.Мертона, концепциями каузальной атрибуции Ф.Хайдера, мотивации достижения Мак Клеланда, относительной лишенности У.Ранисмена, авторитарной личности Т.Адорно и рабочего авторитаризма Г.Айзенка и С.Липсета, диффузной поддержки Д.Истона и Дж.Денниса и концепциями политического участия С. Вербы и Н.Ная, "постматериалистических" ценностей Р.Инглхарта, гегемонии А.Грамши, теории модернизации в трактовке А.Инкельса, теории плюралистической демократии Р.Даля.

Инструментальную базу эмпирического исследования составили анкетный опрос, фокусированное биографическое интервью, направленные на выяснение особенностей политической социализации, ресоциализации и политических установок, ценностей и представлений личности. Был использован также тест на уровень субъективного контроля (адаптированный тест Роттера), позволяющий составить представление о направленности личности респондента.

Основным инструментом исследования, помимо анкеты, стало глубинное фокусированное биографическое интервью со средней степенью стандартизации. Сочетание этих инструментов дает возможность взаимопроверки результатов.

В эмпирической части диссертационного исследования приведены результаты анализа биографических интервью и анализа тенденций,

полученных в результате обработки результатов анкетного опроса. Метод биографических интервью, хорошо отраженный в работах Ж.-П.Альмодавара11, М.Бургос12, П.Томпсона13, а также К.А. Альбухановой-Славской14, Л.Н.Когана15, ААКроника16, Н.Ф.Наумовой17, И.К.Масалкова18, широко используется в отечественной социологии для исследования биографических траекторий19. В современной западной социологии он нашел применение в области политических исследований личности20.

Научная новизна диссертационного исследования определяется:

Во-первых, получением большого объема эмпирического материала, позволяющего ввести в научный оборот новые данные о генезисе и структуре политических установок и ценностей россиян в период постсоветских трансформаций российского общества конца 90-х годов.

Во-вторых, сделанным в работе акцентом на исследовании политических установок и ценностей в первую очередь, в контексте политической социализации респондентов. В литературе по преимуществу рассматривается массовый уровень этих ценностей и установок. Новизна данной работы состоит в изучении биографических траекторий их формирования.

В-третьих, определением того места, которое занимают политические ценности и установки в структуре личности, в работе прослеживается механизм их взаимодействия.

В-четвертых, использованием сочетания статистических данных и качественных методов анализа в ходе исследования что позволило сопоставить теоретические обобщения, являющиеся результатом различных логик, вписав их в соответствующий исторический и социальный контекст.

Алъмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии, 1992, т.1, №2.

12 БургосМ. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии, 1992, т.1, №1.

13 Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии, 1993, №
1-2.

14 Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

13Кроник А.А. (ред.) Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. М, 1993.

16 Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. М, 1984.

17 Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.
М., 1988.

18 Масалков И.К. Социолог в ситуации осуществления социальной терапии
(психосоциологический аспект) // Вестник Московского Университета. Серия 18: Социология и
политология, 1999, №3; Горянина В.А., Масалков И.К. Преображение жизненных ситуаций /
Эффективные психосоциальные технологии. М.,1999.

19 Биографический метод в социологии: история, методология и практика.ИСРАН, М., 1994.

20 Kindervater A. A biographical approach to the Authoritarian Personality// Paper presented at the
XXII Annual Sceintific meeting of the International Society of Political Psychology. Amsterdam, July
18-21,1999.

Теоретическая значимость.

В работе предложена объяснительная модель, позволяющая описать структуру и функционирование политических ценностей и установок, а также особенности процессов формирования механизмов политического участия и политических предпочтений, характерных для постсоветской России.

Практическая значимость

Материалы диссертации могут применяться при подготовке спецкурсов и преподавании политической психологии и политической социологии.

Апробацию работа прошла на кафедре теории, методологии и истории социологии социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Был сделан доклад на XX ежегодном конгрессе Международного общества политической психологии (ISPP) "Political Psychology in the Post-Cold War World" (Краков, 1997) по теме "Perception of Democratic Values in Russian Society During the Transition Period" (в соавторстве с Нестеровой СВ., Сибирко ВТ., Сорокиной М.В.). Доклады на международных конференциях: "Agents of Amity and Enmity, Trust and Distrust, and Hopes and Fears. International Political Socialization and Education" (Брюссель, май 1998 г.) по теме "Types of Political Socialization and Ethnic Attitudes of Russians Towards Their Own and Other Countries" (в соавторстве с Шестопал Е.Б., Денисенко М.В.); "The Articulation and Representation of Interests and the Party Systems in Post - Communist Europe", (Дужники Здрой, сентябрь 1997 г.) по теме: "Perception of the transformation Process: Preferences of the Russian Citizens in the Public Area." A также доклады на международной летней школе "Value Orientations, Authoritarianizm, and the Understanding of Pluralist Democracy" (Тюбинген, июль 1999 г.) и на Зимнем Методологическом университете "Общественные науки в России и СНГ" (Санкт-Петербург, февраль 1998 г.).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического материала и приложения.

Использованные в исследовании бланк анкеты и интервью вошли в приложение к диссертации.

Концептуальный анализ политических ценностей и политических установок

Понятие ценностей и установок издавно рассматривалось в философии, социологии, психологии и смежных с ними дисциплинах.

В социологии понятие ценности появилось одновременно с понятием установки (аттитюд) в значении, близком к современному, благодаря социологическому труду У.Томаса и Ф.Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и в Америке"21.

При этом понятие ценности определялось ими близко к современному пониманию социальной нормы, а именно: "более или менее выявленных правил поведения, при помощи которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действия среди ее членов"22.

Одновременно под социальной установкой понималось состояние сознания, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам. При этом ценность выступала объективной стороной установки, предметом, содержание и значение которого может быть определено для членов некой социальной группы. Установка же, в свою очередь — индивидуальной (субъективной) стороной социальной ценности.

В этом понимании социальная установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта.

Таким образом, установка функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме объектами.

Представители экспериментальной психологии в целях конкретных экспериментальных исследований отдельных психических функций расчленяли явления психической реальности, благодаря чему сам субъект чаще всего оказывался вне их поля зрения. В отличие от понимания установки в психологической традиции, понятие социальной установки подразумевает под установкой общее целостное состояние субъекта. Иными словами, носителем социальной установки является личность. Различные трактовки социальной установки психологами и социологами были порождены различием в исследовательских подходах и методах.

Психологи, изучавшие социальные установки, были наследниками экспериментальной традиции и, оставаясь чрезвычайно требовательными к соблюдению ее норм, вместе с тем мало заботились о подобии мира лаборатории реальному социальному контексту. Их подход к измерению установок в 20 — 30-е годы отличался использованием данных вопросников, допускавших квантификацию, использование в качестве испытуемых студентов в условиях классной комнаты, сильно приближенных к лабораторным, а также использование в качестве индикаторов установок декларируемых испытуемыми мнений.

Социологи же больше были ориентированы на использование интервью и методов "анализа случая" (case study), на поиск различий между субкультурными группами (а не индивидами), на проведение полевых исследований различных реальных общностей (а не студенческих групп в аудитории) и на учет поведенческих индикаторов установки наряду с вербальными.

Механизмы формирования политических ценностей и политических установок в ходе первичной социализации

Политические ценности и установки усваиваются в ходе политической социализации. Набор политических ценностей создает и подкрепляет у индивидов именно политическая социализация, что, в частности, отмечают М.

В настоящий момент разработаны различные теоретические схемы политической социализации. Так, например, Лассвелл, основываясь на тезисе бихевиористской психологии о стимулирующем влиянии среды на личность в ходе ее социализации, уточняет, что среда воздействует на личность не непосредственно, а через систему организованных общественных институтов и ценностей.

Согласно Лассвелу, в процессе политической социализации его участники стремятся к ценностям (таким, как, например, власть, благополучие, любовь, уважение и т. д.) через некоторые институты (такие, как, например, государство, армия, полиция, семья, школа и т. д.), которые владеют некоторыми ресурсами и распределяют их47.

При этом все участники политических процессов разделяются Лассвеллом на социализирующих агентов (SR) и социализируемых (SE). Статус SR — это статус "взрослых", принимающих и осуществляющих важные политические решения, между тем как SE в любом политическом процессе имеют статус "незрелых" людей и являются пассивным объектом социализации. В этом смысле понятия "незрелых" и "зрелых" участников этого процесса не связаны с социальным опытом или возрастными границами48.

Можно говорить о том, что политическая социализация имеет двойственный характер. Так, например, Алмонд49 различает латентную и прямую политическую социализацию. При этом под прямой политической социализацией Алмонд понимает то, что относится к передаче политических ценностей и информации, имеющей отношения к ролям, входам и выходам политической системы. Под латентной политической социализацией он понимает процесс номинально неполитического научения, который некоторым образом воздействует на политическое поведение (имея в виду развитие индивидуальности и усвоение общих культурных ценностей в семье).

Этот вид социализации подразумевает две стадии:

На первой стадии приобретаются общие предиспозиции, на второй эти предиспозиции передаются политическим объектам. Рассмотрим этот процесс более подробно.

К настоящему моменту исследователи этого феномена выдвигают ряд общих гипотез, основными из которых являются т.н. гипотеза власти и гипотеза участия. Под "гипотезой власти" обычно понимают предположение о том, что ребенок на основании своего опыта участия в отношениях власти, в которые он вступает в семье, воспринимает модель, которую он позже и применяет к структурам общества. "Межличностная Модель Переноса" у Р.Хесс, Дж.В.Тони50 предполагает, что ребенок будет политически социализирован только после того, как он получил опыт в межличностных отношениях, например, он установил отношения с людьми, облеченными властью в семье. В его отношениях с политической властью он будет склонен устанавливать подобные прежним типы взаимодействия.

Кроме того, качество и жесткость отношений власти в семье определяют структуру индивидуальности ребенка; это приводит к определенной форме структурирования соответствующей политической ориентации диспозиций (являющихся одними из форм установок) ребенка.

Под "гипотезой участия " понимают предположение о том, что источники будущего политического участия должны быть замечены в паттернах поведения в семье - участие, которое в действительности не является политическим, но сигнализирует о степени развития навыков принятия социальной ответственности. Участие в рамках семьи означает, например, стремление к принятию решений, к обсуждениям и так далее.

Основными агентами первичной политической социализации являются семья и группа сверстников. Следовательно, их вклад в усвоение политических установок и ценностей на этом этапе должен быть существенен.

Это отмечают, в частности, Доусон и Превит51 говоря, что первичные группы - семья и группа сверстников - являются наиболее важными инструментами политического научения.

class2 Политические ценности и политические установки в постсоветский период.

Введение. Описание исследования class2

Анализ содержания политических ценностей и политических установок на примере понятия "демократии"

В повседневной жизни человек, сталкиваясь с явлениями политической сферы, воспринимает их; вписывает их в логику своей повседневности; вырабатывает свое отношение к ним. После чего некоторые явления политической сферы становятся для него значимыми.

Ниже мы попытаемся определить, что понимают сегодня под демократическими ценностями простые российские граждане. Что для них означает демократия и каково их семантическое пространство восприятия демократии; каковы их установки на понятие демократии.

В этом параграфе мы обратим внимание на два аспекта этого исследования. Ответы на открытый вопрос, что такое демократия, а также на

факторный анализ результатов ранжировки ценностей демократии. Нас будут интересовать установки на демократию и содержание ценности "демократия" (в той мере, в какой их было возможно зафиксировать в исследовании, а именно в виде диспозиций, которые не могут однозначно детерминировать поведение).

Как показывают результаты проведенного исследования, демократия может восприниматься россиянами и как особая форма общественного устройства, и как реальное общественное устройство современной России.

В соответствии с этим респонденты разделились на две группы: тех, кто давал определение того, как он понимает "демократию", и тех, кто, говоря о демократии, на самом деле, характеризовали современное положение в России.

Исследование показало, что демократия как идея общественного устройства воспринимается однозначно положительно. При этом под демократией наши респонденты понимают идеальный и желаемый вариант общественного устройства. Сомнения в этом идеале связаны только с возможностью его достижения на практике. Таким образом, аффективный аспект установки (предполагающий положительную оценку демократии) приходит в противоречие с поведенческим аспектом установки, готовностью к действию (подразумевающим отрицательную оценку демократии). Приведем в качестве примера несколько высказываний респондентов о демократии, при этом для наглядности мы выделим в тексте аффективную и поведенческую компоненту установки:

- "Демократия - это хорошо, это прекрасно, но неприменимо, к сожалению. Для этого надо, чтобы каждый был умным и активным, а так, к сожалению, не бывает".

- "Власть народа", недостижима на практике".

- "Если это то, что у нас - то бардак. У нас, по-моему, лишь игра в демократию".

- "Я сейчас, кроме хаоса, ничего не вижу, если брать наше государство. Может, это, конечно, не та демократия. Я на своем опыте не знаю, что это такое. Я не могу себе представить, как может называться наш режим."

Можно заметить, что аффективный аспект установки на демократию приходит в противоречие не только с поведенческим, но и с когнитивным, через который выражается поведенческий аспект, в данном случае, с представлениями о том, что такое демократия в идеале. К примеру, в последнем примере выражение "не та демократия" предполагает более или менее четкие представления о "той" демократии.

Таким образом, мы можем констатировать, что одно и то же понятие (демократии) может быть одновременно связано с положительной ценностью в связи с одной (аффективной) компонентой установки и отрицательной - в связи с другой (поведенческой) компонентой.

У большинства тех, чья эмоциональная оценка ясно выражена, отношение к демократии положительное. При этом под ней понимают демократический идеал. Исключение составляют те, кто отождествляет демократию с современным положением в стране:

- "Демократия это вроде бы как свобода, а ведь на самом деле ничего нет".

- "Демократия - глупость. Раньше мы жили, имея гарантии безопасности, работы, зарплаты. А сейчас выросла преступность, зарплату не платят, с работы сокращают. Что в ней хорошего? Не понимаю я ее".

- "Свобода умереть. Свобода личности, конечно, тоже. Но, если демократия идет во вред большинству людей (как у нас), то она не нужна".

- "Я не воспринимаю слово "демократия", потому что каждая сволочь называет себя демократом".

Люди же, относящиеся к демократии" аффективно - положительно, отличаются наличием представлений об идеальной демократии. 1.2. Когнитивный аспект Определяющим фактором в восприятии демократии и сопутствующих ей ценностей является жизненный опыт конкретных индивидов. Содержание, вкладываемое в понятия политической сферы - содержание жизненного опыта. Понятия политической сферы интерпретируются в терминах повседневного опыта.

Похожие диссертации на Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян