Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Спиридонова Вера Анатольевна

Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект)
<
Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спиридонова Вера Анатольевна. Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 150 c. РГБ ОД, 61:04-22/421

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

1.1. История концепта «ценность» 15

1.2. Проблема ценностей в наследии классиков социологии 21

1.3. Аксиологическая проблематика в социологии XX века 42

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Теоретико-методологические основания социологического исследования ценностей 75

2.2. Ценности в социокультурной парадигме постмодерна 101

2.3. Ценностные трансформации в современной России 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Выбор предметом; исследования проблемы ценностей в социологии обусловлен тем значением, которое принадлежит им в процессах общественной жизни как символическим ориентирам социокультурного мира людей. Анализируя аксиологическую концепцию П.А. Сорокина, американский социолог Э. Коуэлл пришел к выводу о том, что социология в основе своей есть исследование ценностей [См.: Cowell E.R. Values in Human Society. The Contributions of Pitirim A. Sorokin to Sociology. - Boston, 1970]. Другой известный американский аксиолог М. Рокич в своей работе «Природа человеческих ценностей» также утверждал, что социология, изучающая человека в его соотнесенности с культурой и обществом, и есть наука о ценностях человека и общества; во всякой теории общества, явно или неявно, все равно присутствует общая теория ценностей [См.: Rokeach М. The Nature of Human Values. -N-Y.-L., 1973]. В современной научной литературе накоплен достаточно большой материал, посвященный различным подходам к изучению проблемы ценностей. Однако, несмотря на.общепризнанность категории «ценность», отсутствует единство мнения в понимании ее сущности и роли в общественной жизни. Имеющиеся различные подходы к исследованию ценностей в силу своей полипарадигмальности затрудняют разработку единой социоаксио-логической концепции. Назрела необходимость провести «инвентаризацию» существующего историко-теоретического наследия в изучении проблемы ценностей и представить социологическое понимание ценностных процессов в современном обществе.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ценностная проблематика всегда была актуальной для социологии, так как по сложившейся системе ценностей, ценностных ориентации и установок социо-

лог мог иметь представление о конкретно-историческом состоянии функционирования- общества, о его потенциале и перспективах развития. В' настоящее время проблема ценностей является предметом пристального внимания и разнопланового изучения социологами. Аксиологическая проблематика особенно актуальна для обществ, переживающих кризисные явления, в периоды, когда изменяются условия общественной жизни и: социальная структура общества, когда утверждается новая нормативно-ценностная модель общества, когда ценностные различия оказывают существенное влияние на функционирование и развитие общества;

Практика российских преобразований ставит перед социологами множество вопросов, в том числе и вопрос о ценностном наполнении перехода социетальнош системы к новому качеству. С одной стороны, в массовом сознании; россиян сохраняются советские ценности, а с другой - моделируется новая структура ценностного сознания «потребительского» общества (особенно у молодежи), происходит утрата1 востребованности гуманистических ценностей и возрастает интерес к потребительски-гедонистическим. Существенные изменения в ценностных ориен-тациях российских граждан требуют социологического осмыслениями разработки новой ценностной матрицы, соответствующей современным условиям функционирования общества.

Кроме практической актуальности проблемы ценностей существует актуальность теоретической разработки данной проблемы. Актуальность теоретической разработки проблемы ценностей в социологии вызвана обновлением парадигмы мирового социологического познания в связи с появлением неклассического, интерпретативного и постмодернистского направлений и их интереса к аксиологии. Обновление парадигмы обусловлено переходом мирового сообщества к состоянию целостности, глобализации, когда новая технология меняет все общественные связи; инициирует переход от производства вещей к производству человека. Отсюда такая экспансия ценностного подхода со стороны современных социологических направлений; Исследования ценностей, становятся для современных социологов не только потребностью, но и, в какой-то степени, научной МО-

дой. Сложившаяся в современной западной и становящаяся в отечественной социологии концепция постматериалистических ценностей требует историко-теоретического объяснения.

Российская социология не может оставаться безучастной к новым направлениям исследования проблемы ценностей за рубежом. Усвоение современной отечественной социологией достижений мировой аксиологии последних десятилетий является залогом ее интеграции в процессы, происходящие сегодня в мировом сообществе социологов. Кроме того, в российской философии и социологии накоплен собственный опыт изучения аксиологической проблематики, который требует усвоения, анализа и корреляции с зарубежным.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ

Изучение ценностного отношения человека к окружающему его миру имеет давнюю историю. Вопрос о ценном, нужном, значимом для человека нашел отражение в многочисленных памятниках литературы, в философских, религиозных, правовых и политических трактатах. Однако самого концепта «ценность» и аксиологического дискурса не было вплоть до середины XIX века. Философы стали первыми разрабатывать теорию ценностей как реакцию на засилье: позитивистского подхода к рассмотрению явлений культуры.

Развитие аксиологии начинается в недрах неокантианства - Фрейбургская школа, представители которой В. Виндельбанд и Г. Риккерт объявили понятие «ценность» главным предметом: философии. Вслед за ними абсолютизировали понятие «ценность» кгк философскую категорию и обосновали теологическое учение; о ценностях представители феноменологического направления М: Шелер и Н. Гартман.

Для второй половины XIX века характерно проникновение аксиологии во все социогуманитарные науки. XX век - это век экспансии аксиологического подхода в науках о человеке, культуре, обществе. В 20-е годы XX века Mi Хайдеггер

называл аксиологию «культурфилософией современности», С. Бугле в работе Лекции по социологической истории ценностей» (1922) утверждал, что «филосо-фия ценностей стала модной».

Втсоциологии понятие «ценность» в еще неотрефлектированном виде и ак-сиопроблематика появляются уже у ее классиков: О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Мі Вебера. Первое социологическое определение «ценности» дают в начале XX века У. Томас и Ф. Знанецкий в своем труде «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). В XX столетии ценностная проблематика нашла свое место в трудах таких известных западных социологов, как Ф. Адлер, Г. Беккер, Пі Блау, Г. Блумер, В: Брожик, Р. Будон, П. Бурдье, И. Витаньи, Ф. Гиддингс,Ф. Гросс, Р. Инглехарт, К. Клакхон, У..Колб, Ж. Липовецки, Ні Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабер-мас, Дж. Хоманс, А. Шющ Н. Элиас, А. Этциони.

Что касается российской* аксиологической мысли, то она пробивала себе дорогу в конце XIX - начале XX века в противостоянии идеалистической философии неокантианского и теологического направлений и идеологии марксизма. Это противостояние описано в статье А.И. Новикова «Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России (конец XIX - начало XX в.)». Из работ этого периода, посвященных собственной проблеме ценностей; имеются только брошюры С.Л: Франка «Теория ценности Маркса и ее значение» (1900) и Д.И: Малеева «Идеальные ценности» (1906), статья А.В. Луначарского «К вопросу об оценке» (1922) и сочинение Н.О. Лосского «Ценность и бытие» (1931).

М.С. Каган, размышляя о судьбах аксиологии в истории отечественной философии, ставит вопрос о том, «почему русская философия не знала теории ценности»? По его мнению, в теории ценности не нуждались как представители религиозной философии (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, ИІ Ильин, Е. Трубецкой, Б. Вышеславцев и др.), так и представители марксизма (Г. Плеханов, В. Ленин). Оба направления считали свою концепцию ценности единственно истиной, «апеллируя либо к Божественному Откровению, либо к столь же непререкаемому

авторитету социально-экономической науки» [КаганМ.С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997.С. 31].

В истории русской социологии ценностная проблематика начинает разрабатываться П. А. Сорокиным с позитивистской позиции в работах «Преступление и кара; подвиг и награда (1914) и «Проблема социального равенства» (1917). Однако его аксиологическая концепция в полном объеме будет представлена в американский период жизни в фундаментальном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

Начиная с 30-х годов XX века, в Советском Союзе аксиология квалифицировалась как буржуазная лженаука. Однако после долгого периода замалчивания в 1960 году советское обществоведение пережило «аксиологический прорыв» в связи с выходом книги В.П; Тугаринова «О ценностях жизни и культуры». Сегодня эту работу В.П. Тугаринова некоторые авторы рассматривают как «научный подвиг». [О значении В.П; Тугаринова в разработке отечественной аксиологии см.: Синютин В.И. Развитие В.П. Тугариновым аксиологии //Вестник ЛГУ. Серия 6. - 1988. Вып. 4; Шпакова Р.П. Перечитывая Василия Петровича Тугаринова //Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. - СПб., 2000; Хмырова-Пруель И.Б. Концепция ценностей В.П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60-90-ые годы). Автореферат кандидатской диссертации. - СПб., 2002].

В 1964 году в Киеве была опубликована монография В.О. Василенко «Ценность и оценка». В 1965 году состоялся тбилисский симпозиум по проблеме ценностей. В 1966 году ленинградская кафедра философии Академия наук СССР издала сборник статей «Проблема ценности в философии». В 1968 году было опубликована еще одна работа В.П. Тугаринова «Теория ценностей в марксизме». Развитие отечественной аксиологии, начиная с середины 60-х годов, происходило по двум направлениям: теоретическом и эмпирическом.

В разработке теоретических проблем аксиологии приоритет принадлежал философам, этикам и эстетикам. Из значительных работ этого направления по-

следних лет можно выделить следующие: Малышев И:В. Эстетическое в системе ценностей (1983), Кислов Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской> философии: Вопросы теории и методологии (1985), Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление (1988), Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания (1990), Бургин M.G., Кузнецов В і И. Аксиологические аспекты научных теорий (1991), Орлов Б.В., Эйнгорн- Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения (1993), Столович Л.Н. Истина. Добро. Красота (1994), Выжлецов Г.П. Аксиология культуры (1996), Каган М.С. Философская теория ценности (1997), Розов H.G. Ценности в проблемном мире (1998), Бран-ский В.П. Искусство и философия (1999), Ганиев P.M. Филиация аксиологических мировоззрений (1999), Сурина И:А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии (1999), Большаков В.П. Ценности культуры и время (2002), Вильданов Х.С., Файзулин Ф.С. Ценности: историко-философский и- гносеологический анализ (2002), Нугаев P.M.', Нугаев М.А., Мадияров* А.Б; Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе: междисциплинарный.подход (2002), Старостин Б.А. Ценности и*ценностный мир (2002), Баєва Л.В: Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной, аксиологии (2003), Крюков В.В.,ДанилкинаМ.П. Основные концепции ценностей (2003).

Эмпирические исследования ценностных ориентации различных социальных общностей проводились социологами. Отсутствие социологических теоретических работ по проблемам ценностей объясняется, с одной стороны, тем, что в условиях господства ортодоксального марксизма, когда социология рассматривалась как буржуазная наука, не развивалась и аксиология. С другой і стороны,, как отметил в докладе на II Всероссийском социологическом конгрессе F.B: Осипов, с момента возрождения социологии в СССР под социологией понимались конкретные социологические исследования. И только на рубеже 80-х — 90-х годов необходимость теоретического осмысления процессов экономической и социальной жизни советского общества поставила вопрос о восстановлении теоретической

социологии в «гражданских» правах [см.: Осипов Г.В; Российская? социология в XXI веке. Доклад на II Всероссийском социологическом конгрессе. — М-, 2003].

В настоящее время аксиологическая проблематика активно осмысляется отечественными социологами, в основном, в статьях, в то время как монографических работ по социологии ценностей, к сожалению; считанные единицы: Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание. (1974), Ручка А.А. Социальные ценности и нормы (1976), Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности (1986), Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания (1987), Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Социальная идентичность и перестройка ценностного сознания различных групп населения (1991), Степин B.C., Гусейнов А.А., Межуев В.М:, Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ; ценностям: Квинтэссенция. (1992), Смирнов П.И. Ценностные основания общества: концепция исследования: Автореферат докторской?диссертации; (1994), Ахиезер А.С. Модернизация в России и конфликт ценностей (1994), Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации; (2000), Журавлев ВІВ;, Родионов В.А., Цепляева.А.Ні Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность (2002).

Среди отечественных исследователей, изучающих проблему ценностей в философии ш социологии, следует также отметить Г.М: Андрееву, А.В: Андреен-кову, В;М. Артемова, В.И. Бакштановского, Н.А. Бенедиктова, Н.М. Бережного, А.В: Битуеву, Ю.Б. Борева, А.О. Бороноева, Ф.М. Бородкого, МИ Бочарова, А.В-. Булатову, А.П. Вардомацкого, А.Г. Власкина, П.П. Гайденко, Е.Б. Галицкого, Г.ЯІ Головных, А.Б. Гофмана; В.В; Гречаного, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Е.ЛІ Дубко, А.П: Дубнова, В.Н. Дугина, СМ; Елисеева, Р.А. Зобова, Л.И; Иванько, А.А. Ивина, А.М; Илле,Б.Г. Капустина, Б.А. Кислова, С.Г.Климову, И:М1 Клям-кина, В;В: Козловского, В.И: Корниенко, Л.М. Косареву, А.Н: Кочергина, О.А. Крокинскую; Д.А. Леонтьева, Т.В. Любимова, B.C. Магуна, В:А. Маркова, И:И. Михайленко, З.Б. Норкуса, О.В: Носову, Т.Н. Овчарову, Д.Г. Подвойского, С.Ш Попова, М.И; Попову, ВІВ. Прозерского, Я;А. Розина, М:А. Розова, Е.А. Рудель-

сона, В.Н. Сагатовского, В;Е. Семенова, В.Ф.Сержантова, Г.Г. Силласте, И.В. Со-гомонова, А.В. Соколова, Л.И. Сугакову, В.И. Супруна, С.А. Сушко, Г.Л. Туль-чинского, В.Х. Тхакахова, Н.М. Ушакову, К.А. Феофанова, И.В: Фролова, Т.В. Хлопову, Н.Н. Цветаеву, Н.З; Чавчавадзе, Л.А. Чухину, Р.П. Шпакову, И.О. Щербакову, Л.Г. Юлдашева.

Сегодня в отечественной социологии аксиологическая проблематика получает все большее распространение в публикациях, освещающих результаты эмпирических исследований ценностных ориентации (главным образом, политических, художественных, семейно-бытовых и у современной молодежи). На 1-ом (сентябрь 2000 г.) и И-ом (сентябрь-октябрь 2003 г.) Всероссийских социологических конгрессах были выступления, посвященные социологическому осмыслению процессов ценностной переориентации в современном российском обществе. Особый интерес к эмпирическому исследованию' проблемы ценностей в России проявляют Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Институт человека, Санкт-Петербургская ассоциация социологов, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований СПбГУ, компания ROMIR Monitoring, которая под эгидой ЮНЕСКО, участвуя в проекте «Мировые ценности», исследует жизненные ценности россиян.

Однако историко-теоретическое изучение социологии ценностей, или ак-
сиосоциологии, остается пока вне поля внимания отечественных социологов. Как
отмечает Л.Н. Столович: «Разработка теории ценностей не может не опираться на
все, что было сделано в истории мировой общественной мысли. К сожалению,
существующий огромный материал по теории ценностей у нас даже не собран и
не систематизирован. У нас очень мало современных трудов, в которых исто
рия и теория ценностей излагалась бы достаточно полно, а имеющиеся обобщаю
щего плана труды отделяет от нас неумолимое время» [Столович Л.Н. Красота.
Добро. Истина. - М., 1994. С. 7].

ЦЕЛЬ И ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - представить историко-теоретический анализ проблемы ценности в зарубежной и современной отечественной социологии, а также рассмотреть происходящие в современном российском обществе ценностные процессы. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

представить историю возникновение аксиологии как научной отрасли знания и ее состояние в современной России;

рассмотреть особенности ценностной проблематики в наследии классиков социологии;

охарактеризовать состояние аксиологической проблематики в социологии XX века;

выявить эпистемологический аспект проблемы ценностей в социологии;

определить сущность, виды и функции социальных ценностей;

представить постмодернистскую парадигму социологической теории ценностей;

проанализировать ценностные трансформации в современной России.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования: аксиологические воззрения зарубежных и современных отечественных социологов, а также социологические данные исследований ценностных ориентации российских граждан.

Предмет исследования: особенности подходов к проблеме ценностей в истории социологической мысли и специфика ценностных процессов в современной России.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методологической базы исследования выбраны эпистемологический анализ аксиологической* проблематики в і работах зарубежных и отечественных философов и социологов, метод логической реконструкции истории;аксиологических , воззрений и і концепций в социологии, сравнительно-исторический и системный подходы. При - использовании результатов эмпирических исследований ценностных ориентации был применен метод анализа вторичных социологических данных.

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗ А ИССЛЕДОВАНИЯ;

Источниковую базу исследования составили тексты аналитического; и критического характера работ зарубежных и отечественных ученых, которые изучали проблему ценностей и разрабатывали социоаксиологические концепции; а также результаты, эмпирических исследований ценностных ориентации представителей различных российских социальных общностей.

НА УЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна исследования состоит в выявлении исходных теоретико-методологических основ подхода к изучению проблемы ценностей в истории зарубежной; и современной отечественной социологии; В диссертации впервые представлена' систематизация аксиологических идет в* социологии, сформулирована авторская концепция филиации ценностных идей в истории социологической мысли, предложено использование термина «аксиосоциология», определены сущность, виды и функции социальных ценностей; В і диссертации: охарактеризованы некоторые аспекты современного направления в социологии - аксиологического постмодернизма и разработана новая для российской социологии концепция по-

стматериалистических ценностей. Анализ ценностных процессов в современном российском обществе произведен сквозь призму, как базовых ценностей россиян, так и новых для них социетально-демократических ценностей.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут способствовать более полному освоению аксиологического аспекта в истории развития социологической мысли. Материал диссертации может быть использован для дальнейшей разработки концепции аксиосоциологии и исследования проблем ценностей в современном мире. Представленные в диссертации результаты теоретических и эмпирических исследований ценностных процессов в России окажутся полезными при написании научных работ по социологии ценностей, для разработки учебных программ и спецкурсов по истории и теории социологии, в преподазании дисциплин социогуманитарного цикла, в воспитательной работе с учащимися;

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре социологии и политологии Ленинградского технологического института холодильной промышленности, на кафедре социологии и психологии Государственной полярной академии, при прохождении курса профессиональной переподготовки на кафедре социологии и политологии Республиканского гуманитарного института при Санкт-Петербургском государственном университете.

Некоторые фрагменты диссертационного исследования были представлены в виде сообщений и публикаций на сессии Международной школы по социологии науки и техники (1995 г.), на Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы» (1995 г.), на Первом Российском фило-

софском конгрессе (1997 г.), на Международной научно-технической конференции СПбГУНиПТ и Международной академии холода (2001 г.), на Международной научно-практической конференции «Культура и менталитет населения Сибири» (2003 г.). Основные положения диссертации нашли отражения в 10 статьях и в учебном пособии «История социально политической мысли» в 3-х частях. Результаты исследования использовались в процессе преподавания в Государственной полярной академии курсов «Социология», «Политология», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология управления». Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и психологии Государственной полярной академии 24. 04. 2004 г. и была рекомендована к защите.

История концепта «ценность»

Слово «ценность» («аксиа») впервые упоминается Диогеном Лаэртским в описании философских рассуждений стоиков. Как сообщает древнегреческий мыслитель, для стоиков «ценность ... есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, ... польза, содействующая жизни, согласной с природой;... в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком» [Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. С. 300-301]. Однако Л.Н. Столович полагает, что первым упоминанием следует считать древнеиндийский трактат «Артхашастра» («артха» - ценности, блага).

Аксиология как особая наука о ценности, как специальный ценностно-теоретический дискурс со своим понятийно-категориальным аппаратом возникла во второй половине XIX века в недрах философских концепций неокантианцев В: Виндельбанда и Г. Риккерта, опиравшихся на размышления В. Дильтея. Первое упоминание понятия «ценность» в категориальном смысле принадлежит немецкому философу F. Лотце, а термин «аксиология» в научный лексикон ввели в 1902 году французский философ П; Лапи и в 1908 году немецкий философ Н.Гартман; Аксиология появилась как запрос времени, как попытка теоретического обеспечения новой антитрадиционалистской ментальносте, перехода к, культуре личностнокреативной, динамичной и инновационной. Хотя аксиология — продукт XIX века; попытки осмысления ценностного отношения существовали на протяжении многих веков. У понятия «ценность» были многочисленные синонимы, например: «благо», «добро», «красота», «истина», «сила», «величие», «счастье», «справедливость», «закон», «блаженство», «идея», «польза» и др. В средние века утверждаются три высшие ценности: Истина, Добро и Красота, к которым уже в XX веке Б. Кроче добавит Пользу.

Л;Н. Столович отмечает, что в языках многих народов мира слова1 «оценка» и; «достоинство» воспринимаются как синонимы слова «ценность». В і русском І языке слова «ценность» и «оценка» были связаны со словом\ «цена». В современном словоупотреблении термин «цена», в основном, выражает товарно-денежные отношения; хотя может употребляться в более широком контексте.

В европейских языках понятия: «стоимость» и «ценность» не различаются, например: немецкое «Wert», английское «Value», французское «Valeur», испанское . «Valor». Отсутствие различия между понятиями «ценность» и «стоимость» иногда приводит европейских авторов и их переводчиков на русский язык к неточностям смысла. Так, К. Маркс, анализируя в своих работах понятие «Wert» -«ценность/стоимость», пришел к выводу, что уже в древних языках «ценность» понималась как потребительная стоимость вещей для человека, их полезные или приятные для людей свойства, бытие вещей для человека [См.: Маркс К. Теория прибавочной стоимости (IV том «Капитала») //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.-М;, 1962. Т. 26. Ч. III. С. 307].

Генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе обозначающих его слов, показывает, что в нем соединились три аспекта значения: 1/ характеристика внешних свойств вещей, 2/ психологические качества человека, 3/ отношения между людьми, их общение. Как отмечает Л.Н. Столович, в каждом из «классов ценностей своеобразно сочетаются основные значения ценности — вещественно-предметное, психологическое и социальное» [Столович Л.Н. Красота: Добро: Истина. - М., 1994. С. 10]: Интересно, что эти и другие концептуальные определения ценности восходят к глубокой древности и І перекликаются с первыми попытками становящегося аксиологического мышления определить ценность. Эта древняя интенция ценности будет переинтерпретирована и дополнена в XX веке.

В Древнем мире, Средневековье, - Возрождении, Новом и Новейшем времени : прааксиологическая мысль развивается в рамках философии, выясняющей характеристики ценностных отношений человека, ценностные ориентиры его деятельности. В древнейших философских воззрениях употребляются понятия, которые позднее отнесут к различным проявлениям ценности: красота, добро, благо, прекрасное, справедливое, закон. Правда, в древнейшем сознании существовал ценностный синкретизм, отголоски которого наблюдаются и по сей день, например: «красивый поступок», «доброе вино» и т.д. Дифференциация ценностного отношения на различные категории появятся позднее.

В античности складываются первые теоретико-ценностные концепции. Так, Платон дает одну из первых аксиологических классификаций — иерархию элементов блага. В своих социально-политических размышлениях, выражая личные идеалы, он создает модели совершенной жизни в идеальном;государстве, образы человека и его достойного существования, власти, воспитания, труда, что можно охарактеризовать как набор античных ценностных идеалов. С точки зрения Аристотеля, следует различать субъективную оценку и объективную ценность в структуре ценностного отношения.

Средние века дают теологическую трактовку ценности как конечной «цели и высшего регулятивного принципа в лице Бога. Августин Блаженный описал идеальные параметры и ценности Града Божьего. Слегка реабилитирована ценность земной (человеческой) жизни у Фомы Аквинского. Однако следует иметь в виду, как предупреждал С.С. Аверинцев, что к древней и средневековой мысли нельзя применять категориальный аппарат ценности [См.: Аверинцев С.С. Символика раннего Средневековья: к постановке вопроса: //Семиотика, и художественное творчество. — М;, 1977].

Аксиологическая проблематика в социологии XX века

В данном параграфе рассмотрены воззрения на проблему ценностей наиболее выдающихся представителей социологической мысли XX века США, Германии и Франции, которые уделяли аксиологической проблематике значительное внимание.

Исследования проблемы ценностей в начале XX столетия активно проводились представителями так называемой ранней американской социологии, в основном, в рамках двух социологических парадигм:

1. Психологической (психолого-эволюционистской), сторонники которой склонны к психологическому редукционизму (Л. Уорд, Ф. Гиддингс).

2. Социал-дарвинистской, в русле методологии F. Спенсера (У. Самнер, А. Смолл).

Аксиологическая проблематика в трудах этих социологов появляется при рассмотрении ими вопросов мотивации действия, интересов и потребностей людей, целей и идеалов деятельности, консенсуса, ценностей индивидуализма, структуры социальной реальности.

Первый президент Американского социс логического общества Лестер Уорд считал целью своей жизни создать социологию, которая могла бы помочь, американскому обществу в достижении расцвета и благосостояния. Он отчасти предвосхитил движение: капитализма. к «обществу всеобщего благосостояния» с: сильными тенденциями социального обеспечения и планирования. Наиболее интересна его концепция «генезиса» и «телезиса».

В этой концепции Л; Уорду удалось соединить натуралистический эволюционизм F. Спенсера и тенденции гуманистической ценностно-ориентированной социологии. Социология у него делится на чистую (теоретическую); которая изучает «генезис», истоки и процессы развития социальных явлений и і прикладную (практическую), которая изучает вызванные сознательным вмешательством человека изменения в обществе. Целенаправленное, творческое влияние людей на общественные процессы он обозначил как «телезис».

Две составные части социологии (генезис и телезис) соответствуют двум борющимся началам. Природа - это царство генезиса, то есть жесткого детерминизма, эволюции живого по непреложным биологическим законам. Общество — царство телезиса, то есть индивидуальной свободы, частного предпринимательства, управляемых на основе разумно поставленных целей и законов. Человек двоиственен: он дитя природы и общества, мостик между ними. Полем борьбы являются душа и сердце - средоточие психических сил. Психическое - мостик между физиологией и социологией; Человеком правит то генезис, когда он не может управлять чувствами и желаниями, то телезис, когда чувства подчинены разуму и сознательной цели.

Осознанные желания становятся интересами и проявляются как социальные силы. Социальными они становятся во взаимодействии людей. Обузданные силы превращаются в мотивы и направляют цели действия людей, подчиняясь разуму (телезис). Именно здесь Л. Уорд разбавляет натурализм ценностно-ориентированной социологией.

Генезис и телезис — две стадии эволюции. Общество, как и отдельный человек, раздвоено между миром природного и социального. В нем действуют как слепые законы (законы естественного отбора), так и разумные (законы добра, основанные на высоких гуманистических ценностях). Таким образом, Л. Уорд заложил основы дуализма в социологии, признав невозможность гармонии природы и общества. Генезис и телезис — естественная и общественная эволюция - различны по отношению к цели, целесообразности, значению развития. В отличие от Г. Спенсера, Уорд все же развел природное и социальное. У Уорда фундаментальный принцип биологии — естественный отбор, а социологии - искусственный отбор. Если природа эволюционирует благодаря устранению слабых, то человеческий прогресс совершается благодаря защите слабых. Защита слабых - ценность цивилизации [См.: Уорд Л. Очерки социологии. - М., 1901].

Говоря о человеке, американский социолог вводит понятие индивидуального телезиса: интеллектуальные, моральные, эстетические потребности, предполагающие соответствующие ценности. Поэтому социал-дарвинизм - полправды о человеке, так как показывает «телесно-низменные» силы его и не учитывает потребности высокого ранга, индивидуальный телезис. Базовая ценность социального развития — коллективный телезис. Когда уровень индивидуального телезиса высок, люди подчиняются законам разума, воцаряется коллективный телезис (государство). В государстве Уорд видел «инструмент социального регулирования, с помощью которого можно преодолеть отрицательные стороны капиталистического развития» [Громов И;А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. -СПб., 2003. С. 53].

Сам Л; Уорд не скрывал своих ценностных предпочтений. Он был защитником социократического типа демократии. Социократия, по его мнению, идеальная форма демократии. Без конкуренции и индивидуализма, хотя наличие цивилизованных интересов, не вредящих общему благу, тоже предполагается. Как утопист и романтик Л. Уорд близок к идеалам О. Конта, мечтая о замене политики социологией и о социологах как слое общества, управляющем на основе социальных законов. Но утопизм Л. У орда, как отмечают исследователи, обращен не к социальному макрокосму и всемирной истории, как у О. Конта, а к обычному человеку и социально-психологическому микрокосму.

Уильям Самнер.в.своем главном труде «Народные обычаи» (1906) развивает идеи о социальных нормах и социальных группах, положенные потом в основание социологии культуры. Ценностные пристрастия самого ученого — это ценности протестантизма (трудолюбие, бережливость, благоразумие, умеренность), которые он проповедовал ив своем творчестве. Его творчество испытало влияние дарвиновских идей. В обществе, считал он, как и в природе, существует хрупкое равновесие в рамках борьбы за существование. Борются классы, индивиды, группы. Законы борьбы, в том числе и экономические объективны. Реформы в обществе не нужны, так как они могут нарушить равновесие, помогут слабым, но навредят сильным и приспособленным. Естественный отбор пынесет вверх достойных и опустит на дно слабых. Социальное неравенство - это справедливое и естественное положение дел. Борьба и выживание сильнейших - условие прогресса.

Теоретико-методологические основания социологического исследования ценностей

Использование понятия «ценность» в социологии зависит от той философской ориентации, которой привержен социолог, от соответствующего понимания сущности ценности и ценностного отношения. Ценность как междисциплинарное понятие изучается многими науками. Как отмечается в литературе, единого проблемного поля эти исследования не образуют: каждый, приступающий к исследованию ценностей, выбирает понравившийся ему подход и развивает его. Выработка общего, единого контекста для использования этого понятия — дело будущего.

М.С. Каган в книге «Философская теория ценности» (1997) пишет о том, что именно философия, выработав методологическую программу изучения, должна стать основой и связью всех наук о ценности. По его мнению, феномен ценности представляет собой сложное, многомерное, целостное образование, которое несводимо к какой-либо стороне, к конкретному проявлению. Эта многосторонняя целостность может быть смоделирована только философией. Концепция самого M.G. Кагана сводится к тому, что изучать надо не саму ценность и не ценностную оценку (отнесение к ценности), а целостное ценностное отношение полюсами которого являются ценность и оценка. Это отношение образуется особой формой связи объекта и субъекта и не сводится ни к чистой объективности теологического типа, ни к голой субъективности психологизаторских (прагматических) подходов.

Проблему ценностей пытались решить различные школы философии. Ценность примитивизировали, сводя к третичным качествам самих вещей (натуралистический психологизм Р. Перри, Дж. Дьюи, Дж. Александера и др.), к биологическим проявлениям человека (психоанализ 3. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма); мистифицировали и придавали ценностям надличностный смысл: а) божественный (неотомический персонализм Э. Жильсона, Ж. Маритена), б) составляющий души народов (культурно-исторический релятивизм В. Дильтея, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина), в) представляющий изначальные социальные реалии вне-исторического характера (структурно-функциональный анализ Т. Парсонса, К. Клакхона). Марксистский подход рассматривал ценность в контексте системного анализа человеческой деятельности, как человеческое измерение вещей, как субъ-ектно-объектное отношение.

В целом, классические подходы к трактовке ценности можно различать по линии; объективизм/субъективизм, а также абсолютизм/релятивизм. Наиболее приемлем синтетический подход к ценности, учитывающий в ней объективные и субъективные моменты, абсолютное и преходящее. Ценности-это мир человека, его деятельности, общественных отношений. Ценности имеют объективную природу, хотя носители их многообразны. Как отмечает В.В. Гречаный, «человек в создаваемом им мире сталкивается с формами реальности — физической, органической, психической, социальной. ... Все они ... образуют ранговые структуры (иерархические). В отношении к данному различению мы говорим о ценностях» [Гречаный В.В. Ценность и ценностные понятия //Вестник ЛГУ. Серия 6. Вып.4. — 1988, №27. С. 26].

Человек, опредмечивая свои сущностные силы, создает ценности, распред-мечивая продукты культуры; потребляет их; имея потребности; включается в ценностные отношения и деятельность через систему интересов и ценностных ориентации; выбирая свое ценностное видение мира, обретает смысл жизни, вступает в ценностные конфликты или сотрудничает с миром. Ценностно-смысловая значимость различных феноменов - это «значимость для», нужность их для реального бытия реальных индивидов.

Иерархические структуры бытия, потребности посюсторонней деятельности, объективная ценностная предметность - источник порождения ценностей; мир человека - пространство их актуализации и функционирования. В структуре ценностей есть относительные и абсолютные моменты. Последние обусловлены общностью? фундаментальных основ человеческой жизнедеятельности в разные эпохи.

В современной научной литературе существует более 400 определений ценности. Ученые пытаются «схватить» суть ценности как типа связи, как наиболее значимого, желательного, должного в предметах, процессах, идеях, символах, субъектах. Приведем несколько определений, которые предлагают известные зарубежные и отечественные специалисты в области аксиологии. С их точки зрения; ценность — это

- любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия (У. Томас и Ф. Знанецкий);

- концептуализация желательного (Т. Парсонс);:

- объективация, упорядоченная в соответствии с заключенным в І. ней общественно-необходимым трудом и мерой удовлетворения общественной потребности (Н. Витаньи);

- то, что желательно для индивида или группы и оказывающее влияние на выбор доступных средств, способов и целей действия (К. Клакхон);

- предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели, идеала (В. П. Тугаринов);

- положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (О.Г. Дробницкий)

- отношение между субъектами как таковыми (Г.П. Выжлецов);

- свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта; понятие, с помощью которого характеризуют социально историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности (М.А. Ма-каревич).

Н; Смелзер определяет ценности как общепринятые, убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. По его мнению, ценности образуют корпус культуры.. «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире),. что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этимделать и как это делать (нормы)» [Смелзер Н. Социология. - Mi, 1994 С. 50].

Для! Д;А. Леонтьева ценности — это «интегративная основа для?... индивида, группы, культуры, нации, человечества» [Леонтьев Д;А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии; 1996.-№1.G. 15].

Если обобщить все определения ценности, то можно получить три основных:

1/ ценности есть реальные предметы, полезные людям (функциональный подход);

2/ ценность есть значимость (общая или только положительная) предмета для человека (сигнификативный подход);

3/ ценность есть идеальный предмет (идеал; чувство), выражающий положительное отношение субъекта к действительности (аксиологический подход).

Похожие диссертации на Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект)