Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психоаналитическая социология о сущности и перспективах развития человеческого общества : З. Фрейд, Г. Маркузе, Э. Фромм Завалишина, Мария Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Завалишина, Мария Сергеевна. Психоаналитическая социология о сущности и перспективах развития человеческого общества : З. Фрейд, Г. Маркузе, Э. Фромм : автореферат дис. ... кандидата социoл. наук : 22.00.01 / МГУ.- Москва, 1993.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/2487-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Выбор темы диссертации -сравнительный анализ взглядов трех выдающихся представителей психоанализа З.Фнейда, Г.Маркузе и Э.Фромма - обусловлен необходимостью решения проблем, выдвинутых на первых план экономическим, политическим и духовным кризисом российского общества. Поиск моделей дальнейшего развития нашей страны, который ведут сегодня ученые-обществоведы не может оставить без внимания предположения и прогнозы, оставленные социологами-психоаналитиками, поскольку в истории культуры XX века трудно назвать еще одну социально-философскую теорию, которая оказала бы такое же воздействие на культуру, как это сделал психоанализ.

В центре психоаналитической социологии лежит проблема взаимоотношений человека и общества - одна из важнейших проблем социологической науки в целом. Психоанализ утверждает, что общество несет в себе репрессивную функцию по отношению к индивиду с тем, чтобы снизить уровень агрессии, изначально присущей последнему и сделаты возможным его общественное существование. Через призму этих отношений психоанализ рассматривает возникновение национальных конфликтов и способы их разрешения; возможность осуществления и необходимость социального контроля в обществе; проблему нормы и патологии общественно-


го развития. Поскольку представители психоанализа считают, ч* современное общество, также как и индивид, подвержено невроті зации, в их трудах рассматривается комплекс проблем, связанш с преодолением кризиса общественного развития: возможен ли Еообще выход из тупика индустриализации; революционный или реформаторский путь перехода к новому "здоровому обществу". Если будет выбрана революция, то каковы ее задачи, движущие силы и способы осуществления; если реформы - то каково их содержание и приоритетные направления; если же человечество идет к гибели, то каким образом можно сделать этот процесс менее болезненным.

В условиях поиска российскими учеными новых методов осмысления действительности, большую ценность представляют понятия, используемые в психоаналитической теории: индустриальное общество, социальный характер, человеческая природа, одномерность и др., а также анализ социальных условий, порождав щих и развивающих человеческую деструктивность, предпринятый классиками социологии. Понятие авторитарного характера, слота шееся в неофрейдизме,требует глубокого и всестороннего изучения, поскольку в российском обществе господствует специфи-

Термин "здоровое общество" в противоположность капиталистическому (социалистическому) индустриальным обществам, или "ос ществу потребления" вводит Эрих Фромм в книге "Здоровое общество? fVomm Є. ЗКе.<=апе. >с&\«лу. V. Y . 1955.

ческий, сложившийся на протяжении веков тип авторитарного соціального характера. С научно-практической точки зрения представляется ванним анализ прогнозов возможного направлсіпія развития человеческого общества, оставленный великими учеными, поскольку сегодня мы можем судить об объективности и реальном осуществлении их предположений. Кроме того, необходимо заметить, что многими понятиями психоаналитической теории сегодня пользуются не только психоаналитики, но и ученые, далекие от этого направления. И в силу объективных причин, оставшихся в прошлом, эти понятия не анализируются и, практически, не используются в отечественной литературе .

В условиях формирования рыночных отношений в нашей стране по-прежнему актуальным остается блестящий Фроммовский анализ деструктивного рыночного характера, господствущего в обществе изобилия. А также предложенное им соотношение централизации и планирования, гуманистические методы управления, форта-рование здорового климата в трудовых коллективах, участие работников в процессе принятия решений на всех уровнях - ни одну из этих проблем нельзя назвать новой, но ни одна из них не утратила свою актуальность. В работах трех выдающихся представителей психоанализа рассматриваются возможные способы перехода от рыночного характера, ориентированного на потребление, -к продуктивному, созидательному; от общества изобилия к ком-мунитарному социализму, контролю над потреблением, взаимопо-

1 Исключение составляют работы Лейбина В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М. 1990; его же. Психоанализ и американский неофрейдизм. М. 1979; Волошинова В.Н. Фрейдизм. М. 1927^ Журии А. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. Казань. 1923.

мощи в рамках мирового сообщества н, наконец, к рсшоїшю глобальних проблем современности, единых для всего человечестве Степень научной тзрабо".'анпости темы. Говоря о степени научноіі разработанности теми, необходимо отмстить ту специйи ческую особенность приливання психоанализа на русской почве,

0 которой говорил 3.Фрейд. "В России психоанализ известен и
распространен; почти все мои книги, как и других приверженце
анализа, переведены на русский язык. Но более глубокое пони
мание психоаналитического учения не установилось. Научные вк
ды русских врачей и психиатров в область психоанализа мохено
считать незначительными. Только Одесса имеет в лице М.Вульфа
представителя аналитической школы.

Фрейд объяснял такое "непонимание" психоанализа в России особенностями русской души, главной из которых он считал тягу грешить и каяться, что в какой-то мере заменяет психоаналитическую процедуру.

Тем не менее, в России сложилась своя школа психоанализ; в 10-20 гг. в Одессе под руководством Вульйа действовал кружок, который изучал работы Фрейда и вел с ним переписку. Тогда ке выходило большое количество работ, посвященных психоанг литическому методу как в медицине, так и в социологии. Среда них можно назвать работы Б.Н.Волошинова, А.Корнфельда, Б.В.Бі ховского, Ф. Биттельса, В.И. Майского, И.А.Перпеля, О.Б.Фел цмана.

Основные работы Фрейда, посвященные нашей проблеме появились позже - в конце 20-ых - середине 30-ых гг., когда

1 Фрейд 3. Очерк истории психоанализа. Фрейд 3. Я и Оно. Тби
лиси. 1991. Т. I. С. 39.

вследствие "идейных дискуссвий был ликвидирован Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие психиатры и психологи, стоящие на позициях психоанализа. Таким образом, психоанализ открыл черный список "вредных учений" в отечественной науке, в который затем попали генетика, кибернетика, социология. Поэтому работы советских ученых о психоанализе появляются лишь в конце 60-х гг., в то время, когда в этой теории наступил этап неофрейдизма. Основное внимание в них уделяется уже не Фрейду, а его последователям - К.Хорни, Г.Салли-вену, Э.Фромму, Г.Маркузе. Но такой недостаток внимания к личности Фрейда и его учению в нашей стране полностью искупается огромным количеством зарубежных исследований, перечислить которые просто не представляется возможным1.

Исследования, посвященные анализу концепции Г.Маркузе, осуществлялись, в основном, по двум направлениям, критика его главной работы "Одномерный человек" и теории культуры, изложенной в этой книге и ряде других работ, с одной стороны, и оценка его влияния на западную молодежь, а также критика программы студенческой революции - с другой. К первому направлению относятся работы Ю.А.Замогакина, Г.Корфа, В.И.Петровского, Ю.Г.Чепранова. Ко второму - работы Э.Я. Баталова, В.А.Ламеико, Р.И.КосолапоЕа, В.Л.Печенова. Существует ряд исследований,

1 Например: Alexander P. P^yekoatvxfy4^ Я3' Г^.ус4лоА«-Г«ру.
V. V. 1355. Bv-owti S. fteucl a.'d V*e. ftft-t-fteud ians. Baltimore. ШІ.'
Sachs H- Preud, imsta-arc! fViend U. (MS. EUnberpe*«H.3beP«vtoveiry
of-Нде. Unceo5c;c4S,theU\s.-toryoincl EvcLulion ofbvnft^ic- Vsycbiatiy.
V.y. «1С.

2 TTlortuse H. One.-d'.me.n^onaL Гї]ап. $^\е.<* w + а
jaeotegy of Minced X^u«rtraaU Society, bo*fon. №4.

посвященных эстетическим взглкд.'щ Г.Маркузс, среди них можно назвать работы В.Г.Арслановн, П.В.Вакульчик, И.С.Тихоновича.

Наиболее полный анализ его концепции дан в трудах аглерн-ісанского ученого П.Ііаттика "Маркуоэ"; немецкого ученого Р.Штайгервалілца "Третий путь Г.Маркузе" .

Исследования, посвященные концепции Э.Фромма, также можно разделить на две группы: критика ого неофрейдистского подхода к проблеме личности и оценка гуманистического содеркаши социальной программы. К первому направлению можно отнести работы А. Геде, П.С.Гуревича, А.Н.Руткевича, С. Черкасова, к< второй - В.И.Добренькова, Л.Н.Верченова, Ю.Н.Давыдова. Наиболее полный анализ его концепции дан в работах В.И.Добренькок "Неофрейдизм в поисках истины. Иллюзии и заблуждения Эриха Ф] ма", Л.К.Берченова "Социальная теория Эриха Фромма", Г.К.Уэллса "Крах психоанализа: от Фрейда к Фромму" .

Кроне того, в отечественной и зарубежной литературе существует значительное число работ, посвященных Франкфуртской социологической школе, яркими представителями которой явилис; Э.Фромм и Г.Маркузе. Среди них можно назвать работы В.Г.Арсл нова, А.Н.Руткевича, Ю.Н.Давыдова и др. 3 названных работах : той или иной мере дается сравнителышй анализ концепций всех трех мыслителей, но взгляды Маркузе и Фромма рассматриваются через призму краха фрейдовских идей. Ыаркузе обвиняется в

I TYtattlck P. Crdr^ue of ТГЬъийе : one-drm4i\Q41.

ревизии марксизма , а Фромм в "пбстрактном-гумманистическом" подходе к проблеме человека и общества. Но последние работы, посЕященные Франкфуртской шісоле, появились в конце 80-х гг., что во многом объясняет такой подход к пред ставителям психоаналитической социологии.

Целью данной работы является сравнительный анализ взглядов З.Фрейда, Г.Маркузе и Э.Фромма на сущность человеческого общества и перспективы его развития. Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

анализ фундаментальных психоаналитических понятий;

анализ фрейдовской теории личности и дальнейшего ее развития в работах Г.Маркузе и Э.Фромма;

сравнительный анализ теории культуры З.Фрейда, Г.Маркузе, Э.Фромма;

сравнительный анализ фрейдовского понятия "общество" и понятия "индустриальное общество" в неофрейдизме;

анализ основных понятий позднего психоанализа в работах Г.Маркузе и Э.Фромма (норма и патология общественного развития, одномерность, социальный характер, коммунитарный социализм) ;

сравнительный анализ представлений социологов психоаналитической ориентации о направлениях развития человеческого общества и возможности его изменения.

х В то же время ряд зарубежных исследователей обвиняет Г.Маркузе в "ультрамарксизме*, среда них Ж.М.Бенуа, К.Жамбе, Г.Ляр-дро, Ж.делёз.

Задачи, поставленные и решаемые в диссертации, предопр делил:; выбор источников н границы исследования.

Работы, которым было уделено основное внимание, мокно делить на три блока:

1. Труды классиков психоаналитической теории. При напи
нии I главы были использованы следупцие работы З.Фрейда: "Я
Оно", "По ту сторону принципа удовольствия", "О страхе", "С
умие и его отношение к бессознательному", "Психопатология с
дешой жизни", "Толкование сновидений" (1), "Тотеми Табу
"Достоевский и отцеубийство", "Очерки истории психоанализа"
( 2), "Психология масс и анализ человеческого Я", "Лекции
введению в психоанализ", "Недовольство культурой", письма"1.

Во второй главе использованы работы Г.Маркузе "Эрос и цивилизация" ( I, 3), "Отрицания", "Одномерный человек" ( "Разум и революция", "Контрреволюция и бунт" (3), статьи,

ИНТерВЬЕГ.

В третьей главе использованы работы Э.Фромма "Бегство свободы" (1 ), "Иметь или быть?" (%2,3), "Психоанализ и і лигия", "Искусство любви", "Здоровое общество" (2,3) .

2. Работы представителей психоаналитической социологи!

ESro^a ES.„1TWy, Pn=uc( and -fhe Crsteoue of Ui-f brown ЬІ. K Ui^eaoaityH DeaHh *, Нсгміу C.,Wen/ros\s a*i< Wumon Jjroivlh ", .. 3he neuronic peruonaHy of our ilme She petrel N. .tiha Lci/e ^reatmecrt * и^р.

Выходные данные работ З.Фрейда приводятся в библиографии. 2

Выходные данные работ Г.Маркузе приводятся в библиографщ
3 ....-

Выходные данные работ Э.Фромма приводятся в библиографии.

3. Работы отечественных исследователей, посвященные анализу концепций 3.Фрейда, Э.Фромма и Г.Маркузе, о которых уже шла речь выше, а также подготовительные материалы к Московскому психоаналитическому конгрессу.

Методологическую основу исследования составили общие научные принципы анализа (в частности, принцип историзма, единство исторического и логического, проблемно-категориальный анализ и др.), а также подходы отечественных социологов, специалистов в области истории и теории социологии.

Научная новизна работы заключается в том, что:

в диссертации предпринята попытка проанализировать развитие психоаналитической социологии не с точки зрения краха теории Фрейда, а с точки зрения дальнейшего развития его идей;

впервые дается сравнительный анализ езглядов трех наиболее выдающихся представителей психоанализа на одну из важнейших проблем социологии и социальной философии - перспективы общественного развития;

рассматриваются фундаментальные понятия психоаналитической теории в их развитии и изменении на протяжении, практически, всей истории этого учения;

приведен анализ материалов, ранее неиспользованных е отечественной литературе.

Практическая значимость работы состоит в том, что приведенный материал и полученные при исследовании психоаналитической социологии выводы могут быть использованы при подготовке учебных материалов и лекционных курсов по истории и теории социолсгаї.

Структура работы. Следуя целям и задачам диссертации, автор стремился к последовательности и логике изложения. Этим определяется структура работы, которая состоит из введения, трех глэе (по три параграфа), заключения, приложений и библиографии.