Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные сети как способ конструирования Я-Образа в информационную эпоху Вольчина Анна Евгеньевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вольчина Анна Евгеньевна. Социальные сети как способ конструирования Я-Образа в информационную эпоху: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.01 / Вольчина Анна Евгеньевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2018.- 185 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепт информационного общества как теоретический контекст исследования Я-Образа в социальных сетях

1.1 Информационное общество и общество знания: основные подходы к интерпретации 17

1.2. Идентификация и самопрезентация индивида в условиях информационного общества: роль социальных сетей .56

Глава 2. Применимость визуальных исследований к изучению Интернет-контента

2.1. Социальные сети как пространство визуализации Я-Образа 80

2.2. Виды и особенности визуальных методов исследования .89

Глава 3. Я-Образ российских пользователей социальных сетей: опыт эмпирического исследования (на примере Вконтакте и Одноклассников)

3.1. Метод визуального исследования страниц пользователей социальных сетей 110

3.2. Особенности самопрезентации пользователей Вконтакте и Одноклассников: гендерный и возрастной срезы 122

3.3. Я-Образы, транслируемые российскими пользователями социальных сетей .142

Заключение .152

Библиография 157

Приложение 1 .176

Приложение 2 .178

Приложение 3 .180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социальные сети – феномен, который благодаря неуклонно растущей популярности приобретает в последнее время все большую социальную значимость1. В 2017 году количество пользователей социальных сетей в мире превысило 3 миллиарда человек, в экономически развитых странах их доля достигает 98-99% населения. Наиболее популярной из российских социальных сетей в 2017 году остается Вконтакте (43,10% – доля трафика генерируемая данной социальной сетью в Рунете), следом с большим отрывом идут Одноклассники (12,19%)2. Социальные сети не только позволяют людям оперативно связываться и общаться между собой, но и дают возможность демонстрировать другим свое виртуальное «лицо», построенное как на реальных фактах, так и на представлении индивида о своем идеальном Я. Трансляция через соцсети интересов и ценностей позволяет пользователям одновременно рефлексировать собственный образ, сравнивать его с другими и корректировать сообразно целям и стремлениям. Результатом этого процесса могут становиться изменения в стиле и образе жизни человека.

Способы и специфика взаимодействий в социальных сетях все чаще становятся предметом специального изучения. Теории информационного общества, акцентируя различные аспекты современного этапа развития социума, предлагают возможные варианты интерпретации изменившегося положения индивида и создают контекст, в котором проясняются причины трансформации его поведения, включая перенесение в виртуальную сеть практик идентификации и самопрезентации. Информационное общество – как феномен и как концепт – ведет к тому, что поиск идентичности становится не просто одной из актуальных проблем современного человека, а превращается (в связи с ростом потока информации, транслирующим разные модели поведения, размыванием системы ценностей, массовизацией и глобализацией общества) в постоянный процесс, отличительными признаками которого являются дисбаланс и мозаичность. Социальная сеть облегчает идентификацию, поскольку предоставляет площадку, на которой индивид получает возможность оперативно реагировать на стремительно меняющиеся условия. Таким образом, социальные сети превращаются в «проводников» самоидентификации, давая пользователям возможность формировать Я-Образ – идеализированную конструкцию совокупности идентификационных моделей, с которыми индивид стремится себя ассоциировать и одновременно

1 Под социальной сетью в названии и тексте диссертационного исследования подразумевается виртуальная
социальная сеть, представляющая собой разновидность веб-сайтов, контент которых создается
зарегистрированными пользователями самостоятельно, выполняя информационную, коммуникационную,
перформативную, идентификационную и другие функции. Общепринятый в социологии термин
«социальная сеть», обозначающий «совокупность множественных устойчивых однородных связей в
обществе, выделяемых из разносторонних отношений между акторами (индивидами, группами, организа
циями, др. общностями), выступающими в качестве узлов» [Радаев В. В. Сети социальные // Большая
российская энциклопедия. Том 30. М., 2015. С. 110-111], также достаточно точно отражает суть
взаимодействия пользователей в виртуальном пространстве.

2 Рейтинг социальных сетей на 2017 год. URL: (Дата обращения:
06.06.2017).

получать определенную оценку со стороны окружающих. Такой тип самопрезентации «позволяет переносить в Интернет разнообразные аспекты своей деятельности, превращая виртуальный образ «я» в орудие осуществления различных типов социальных взаимодействий, включая профессиональную, финансовую, общественно-политическую сферы и т.п.… Виртуальный образ дополняет реальное «я», а не противостоит ему как нечто фантазийное…»3.

Специфичность такого рода практик, выраженная, в частности, в преобладании в ходе коммуникации визуальной информации, предопределяет необходимость разработки специфических методов изучения процессов идентификации и самопрезентации индивидов в Интернете. Несмотря на наличие ряда публикаций, раскрывающих различные аспекты «существования» индивида в социальных сетях и обосновывающих, в частности, возможность создания инструментов его исследования в рамках визуальных методов, решение проблемы формирования инструментария, способного выявить специфику Я-Образов, конструируемых индивидами в социальных сетях, то есть формирование теоретического (концепции информационного общества) и методологического (визуальные методы) контекстов ее изучения, остается актуальной исследовательской задачей.

Степень разработанности темы исследования. Изучение социальных сетей неразрывно связано с глобальной сетью Интернет и понятием информационного общества. В связи с этим тема диссертации носит многоаспектный характер и объединяет в себе как теоретические подходы, разработанные социологами в попытке объяснить меняющуюся реальность, так и узкоспециализированные исследования поведения людей в виртуальной реальности. Концепции информационного общества предлагают варианты объяснений специфических современных трансформаций, меняющих процессы идентификации и самопрезентации:

развитие технологий, ведущее к увеличению доли «белых воротничков» и росту комфорта (Д. Белл4, З. Бжезинский5, Дж. Гэлбрейт6, Р. Катц7, М. Порат8, Г. Стоуньер9, Э. Тоффлер10 (1960-1980 гг.));

обретение человеком независимости от природных сил, самостоятельность (ранние труды Д. Белла11, Э. Гидденс12, Ю. Хабермас13 (1960-1990 гг.));

3Тихонов О.В. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет. Автореферат дис.

канд. филос. н. Казань, 2013.

4См.: Белл Д., Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М.: Центр исследований

постиндустриального общества, 2007; Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая

технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

5Бжезинский З. Между двумя веками: роль Америки в эру технотроники. М.: Прогресс, 1972.

6 Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Издательство АСТ, 2004.

7Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.

8Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978.

9 Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая
технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

10 См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: «Издательство ACT», 2003; Тоффлер Э. Третья
волна. М.: ACT, 2010; Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2008.
11Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.

12См.: Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011; Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.

формирование новых способов коммуникаций, ускоряющих информационные потоки (М. Маклюен14);

размывание границ между социальными классами, «массовизация», трансформация отношений власти и производства (Р. Дарендорф15, П. Друкер16, А. Турен17, Г. Шиллер18 (2-ая половина ХХ века));

рост уровня осведомленности, горизонтальной и вертикальной мобильности, психологической гибкости индивидов (З. Бауман19, Ж-Ж. Бодрийяр20, Дж. Ватти-мо21, Ж-Ф Лиотар22 (2-ая половина ХХ века);

постепенное образование информационной сети, переводящей социум в режим глобального сетевого сообщества, где производство и обмен информацией становятся основными процессами, детерминирующими все социальные сферы (М. Кастельс23, Й. Масуда24, Д. Нэсбит и П. Эбурдин25, Ф. Ферраротти26 (конец ХХ - начало XXI вв.)).

В качестве отдельного направления исследований можно обозначить совокупность концепций, анализирующих понятие «общество знания» (П. Друкер27, Р. Райх28, П. Вайнгарт29, А. Горц30, Н. Штер31, Р. Лейн32).

В отечественной литературе теоретические попытки осмыслить сущность и основные черты информационного общества привели к выявлению и разработке кон-

13Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь Мир, 2003.

14Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013.

15Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959.

16Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе. М.: Aкадемия, 1999.

17Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 18Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. 19Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 20Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Рипол-классик, 2015. 21Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002. 22Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.

23См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2014; Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М.: Логос, 2002.

24Masuda Y. The information society as post-industrial society. Editorial Fundesco, 1984.

25Нэсбит Д, Эбурдин П. Что ждет нас в 90-егоды. Мегатенденции. Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М.: «Республика», 1992.

26Ferrarotti F. The Myth of Inevitable Progress. Westport (Conn.); London, 1985.

27 Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе. М.: Академия, 1999.

28 Reich R. The work of nations. Preparing ourselves for 21st century capitalism. NY: Simon & Schuster, 1991. 29Вайнгарт П. Момент истины для науки. Последствия «общества знания» для общества науки // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН. Центр социал. науч.-информ. исслед. отд. социологии и социал. психологии, 2010.

30Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Философско-литературный журнал «Логос». 2007. № 4 (61).

31 Штер Я. Мир из знания. URL: (Дата обращения: 06.06.2017)

32Lane R.E. The decline of politics and ideology in a knowledgeable society // American Sociological Review. 1966. № 31.

цепции социотехнических революций (А.И. Ракитов33), теории кибернетики и безопасности информационных систем (Г.Л. Смолян и Д.С. Черешкин34), изучению правовых основ информатизации (И.С. Мелюхин35), путей развития и интеграции научного прогресса в России (А.Н. Авдулов и A.M. Кулькин36), формированию концепции информатизации российского общества (И.А. Негодаев37), исследованию культурных аспектов информационного общества (О.Б. Скородумова38), рассуждениям о становлении глобального информационного общества (A.A. Чернов39).

Интернет как информационная система, аккумулировавшая в себе большинство признаков информационного общества, исследовался с различных точек зрения. Его средоточие – специфика взаимодействия через компьютерные сети – изучается целым рядом ученых, многие из которых – программисты и физики (Т. Бернерс-Ли40, П. Димаджио41, Р. Клинг42, Дж. Салер43, Э. Таненбаум44), внесшие большой вклад в создание и развитие Интернета. В России виртуальное пространство как специфическую коммуникативную среду, включая психологические аспекты поведения индивидов в виртуальном пространстве, изучают А.Е. Войскунский45, А.А. Ослон46, И.В.

33Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.

34См.: Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н., Хан-Магомедов Д.Д. Интернет в России. Перспективы развития. М.:

Едиториал УРСС, 2004; Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О формировании информационного общества в

России // Информационное общество. 1999. Вып. 6; Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Штрик А.А.

Информационно-коммуникационная инфраструктура – технологический фундамент информационного

общества (некоторые проблемы использования зарубежного опыта) // Информационное общество. 1999.

Вып. 5.

// Информационное

общество. 2011. Вып. 1.

36 См.: Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Зап. Европа, Япония). М.: Наука, 1992;

Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Контуры информационного общества. М.: ИНИОН, 2005.

37См.: Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов н/Д: Изд-во ЗАО «Книга», 1999;

Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д: Изд-во ЗАО «Книга», 2003.

38 См.: Скородумова О.Б. Культура информационного общества: особенности и тенденции развития //
Вестник Российского философского общества. 2008. № 2; Техногенные риски информационной эпохи //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 170-173.

39 См.: Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: Проблемы и перспективы. М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003; Чернов А.А. Глобальное информационное общест
во: Сущность, этапы становления, перспективы интеграции России. Дис… канд. полит. наук. М., 2002.
40Berners-Lee T. Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web. Harper
Collins Publishers, UK, 2000.

41DiMaggio P. Social implications of the Internet // Annual Review of Sociology. Vol. 27. Palo Alto: Annual Review Co., 2001.

42См.: Kling R. Learning about information technologies and social change: The contribution of social informatics // The Information Society. 2000. 16(3). 217-232; Kling R. Information technologies and the strategic reconfiguration of libraries in communication networks. Bloomington: Center for Social Informatics, 2000.

43 Suler J. The basic psychological features of cyberspace. URL:

(Дата обращения: 06.06.2017) 44Таненбаум Э. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2007.

45Войскунский А. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество. М.: Гендальф, 2002. URL: (Дата обращения: 06.06.2017)

46Ослон А.А. Апология умной толпы. Шутки над «коллективным разумом» вот-вот могут закончиться. // ФОМ. Официальный сайт. URL:

Эйдман47 . Отечественную методологию исследований Интернета разрабатывают Дудина В.И.48, А.В. Чугунов и др.49.

Являясь полем развития многочисленных дискуссий и взаимодействий различного типа, Интернет стал объектом внимания социологов, антропологов, политологов, сосредоточивших свое внимание на исследовании коммуникаций внутри сети и влияния виртуального пространства на жизнь людей. Передовой в данном направлении можно назвать книгу Г. Рейнгольда «Умная толпа: новая социальная револю-ция»50. Социальные сети и сетевое взаимодействие (репрезентация индивида в сети, ее взаимосвязь с различными аспектами жизни человека и общества) исследовали Б. Велман51,, Д. Уотс52, И. Чудова, А. Пироцкая53 и др.

Процесс формирования идентичности, а также ее современные трансформации, изучался Х. Абельсом54, И. Валлерстайном55, Э. Гидденсом56. В отечественной литературе различные аспекты этой проблемы рассматривались Е.Г. Ефимовым57, И.В. Лысак58, Л.Ф. Косенчук59, М.В. Мароковой и З.Е. Бисиновой60, В.И. Пантиным и И.С. Семененко61, Г.Г. Салиховым62, О.В. Тихоновым63, С.Г. Ушкиным64, Н.Н. Федотовой65, В.А. Ядовым66 и др.

47Эйдман И. В. Прорыв в будущее: Социология Интернет-революции. М.: ОГИ, 2007.

48Дудина В.И. Социальные медиа как новое исследовательское поле социальных наук // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского. М., 2016. С. 247-248. 49Чугунов А.В. Социология Интернета: методика и практика исследования Интернет-аудитории. Учебное пособие. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007; Цивирко Е.Г., Чугунов А.В. Развитие «электронного правительства» на региональном уровне и многоканальный доступ к оказанию государственных услуг // Информационные ресурсы России. 2011. № 2. С. 2-8.

50Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

51См.: Wellman B., Haythornthwaite C. The internet in everyday life. Oxford: Blackwell, 2002; Wellman B. The community question: The intimate networks of east yorkers // American Journal of Sociology. 1979. 84(5). 1201-1233; Wellman B., Salaff J., Dimatrova D., Garton L., Gulia M., Haythornthwaite C. Computer networks as social networks: Collaborative work, telework, and virtual community // Annual Review of Sociology. 1996. №22. 52См.: Watts D. Networks, dynamics, and the small-world phenomenon // American Journal of Sociology. 1999. №105(2); Watts D. Six degrees: The science of a connected age. New York: W. W. Norton, 2002.

53 Чудова И., Пироцкая А. Изучение социальных сетей в перспективе поколений // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2017. № 14. С. 62-71.

54Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 2000.

55Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003.

56Giddens A. Modernity and Self identity: Self and society in late modern age. Cambridge: Polity Press, 1991. 57Ефимов Е.Г. Идентичность в социальных Интернет-сетях (теоретические аспекты) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (38): в 3-х ч. Ч. II. C. 72-75.

Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. C. 37-42.

59Косенчук Л.Ф. Концепции виртуальной или сетевой идентичности: критический анализ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: (Дата обращения: 01.03.2017)

60Марокова М.В., Бисинова З.Е. Роль социальных сетей в социализации молодежи // Система ценностей современного общества. 2012. №22. С.258-263.

61 Пантин В.И., Семененко И.С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Поиск

национально-цивилизационной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании в контексте модернизации. М.: ИМЭМО РАН, 2004.

Классической работой, изучающей процессы самопрезентации, является книга И. Гоффмана «Представление себя другим в повседневной жизни»67. Проблему самопрезентации в сети рассматривают Л. Пален68, Д. Солов69, Ш. Таркл70, а в России – Ю.А. Антонова71, Е.П. Белинская и А.И. Романова72, Н.М. Богданова73, А.Е. Жич-кина74, Е.В. Михайлова75, Л.И. Селиванова76, Ушкин С.Г.77 , Н.А. Федорова78 и др.

Исследования процессов идентификации и самопрезентации индивидов в сети только начинают развиваться. Чаще всего в качестве методов исследования избираются визуальный и контент-анализ, позволяющие собрать информацию при помощи количественного инструментария и подвергнуть ее качественной интерпретации. Теоретические и методологические аспекты визуальных исследований разрабатывались такими учеными, как Р. Барт79, А. Бергер80, П. Бурдье81, Т. Ван-Дейк82, Дж.

62Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. 2011. Выпуск №1(7). 63Тихонов О.В. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет. Автореферат дис. …канд. филос. наук. Казань, 2013.

64Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети Вконтакте // Мониторинг общественного мнения. 2012. №5 (111).

65 Федотова Н.Н. Конструктивистская природа идентичности и е процессуальный характер // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 3 (76). С. 128-137.

66Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3/4. С. 158-181.

67Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

68Palen L. Unpacking «privacy» for a networked world // Proceedings of the ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. New York: Association for Computing Machinery, 2003.

69Solove D.J. The digital person: Technology and privacy in the information age. New York: New York University Press, 2004.

70Turkle Sh. Constructions and reconstructions of Self in virtual reality: Playing in the MUDs // Electronic Culture: Technology and Visual Representation / Ed. by Timothy Druckrey. Aperture Foundation, 1996. URL: (Дата обращения: 06.06.2017)

71 Антонова Ю.А. Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети //

Лингвокультурология. 2010. URL: -

sotsialnoy-seti (Дата обращения: 06.06.2017)

72Романова А.И. Опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в
социальной сети «Вконтакте». URL:

les/2014/10/21/romanova_a._i._samara_opyt_ispolzovaniya_kontent-analiza_fotografiy_dlya_izucheniya_tipov_samoprezentacii_v_seti_vkontakte.docx+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=r u (Дата обращения: 06.06.2017)

73 Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования
визуальной самопрезентации // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. XV. № 2. С. 98-113.

74 Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной
идентичностью. URL: (Дата обращения: 06.06.2017)
75Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб.: Речь, 2007.

76Селиванова Л.И. Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №6.

77 Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети Вконтакте // Мониторинг общественного мнения. 2012. №5 (111).

78Федорова Н.А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. М., 2010.

79Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. 80Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Вильямс, 2005.

Гибсон83, М.К. Крышталева84, С. Лангер85, Т. Митчелл86, Е. Петровская87, Г. Роуз88, А.Я. Сарна89, С. Сонтаг90, П. Штомпка91, Дж. Элкинс92. Среди российских ученых, исследующих различные аспекты визуального и использующих соответствующую методологию на практике, можно назвать Е.Ю. Рождественскую93, А.В. Стрельникову, А.В. Ваньке 94.

Объектом диссертационного исследования являются социальные сети как площадки конструирования и презентации Я-Образа.

Предметом - процесс конструирования Я-Образа в социальных сетях (на примере Вконтакте и Одноклассники) в контексте теорий информационного общества.

Цель исследования - выявление специфики конструирования Я-Образа в социальных сетях (на примере Вконтакте и Одноклассники) в контексте теорий информационного общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

рассмотреть концепции информационного общества в качестве теоретического контекста изучения социальных сетей, предопределяющего специфику анализа процесса конструирования Я-Образа в современном социуме;

описать роль социальных сетей в процессах идентификации и самопрезентации индивида в условиях информационного общества;

81 См.: Бурдъе П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение // Бурдье П. Социология политики. M.: Socio Logos, 1993; Bourdieu P. The social definition of photography // Evans J., Hall S. Visual Culture: The Reader. Sage Publications in Association with the Open University, 1999. 82Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М.: ЛЕНАНД, 2015.

83Гибсон Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 84Крышталева М.К. Визуальные исследования: генеалогия и культурологический потенциал // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 169. С. 125-129. 85Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

86Mitchell W.J.T. Iconology: Image, Text, Ideology. Chicago, 1986.

87Петровская E. Теория образа. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2010. 88Rose G. Visual Methodologies. London: SAGE Publications, 2007. P. 6-27.

89Сарна А.Я. Образ и медиум: основные принципы и методы анализа визуальных текстов СМИ // Теория и методы исследований социальной коммуникации: сб. науч. тр. Вып. 2. Мн.: БГУ, 2009. 90Сонтаг СО фотографии. М.: 2015.

91Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. М.: Логос, 2007. 92Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010.

93 Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. № 4. С.
70-83; Рождественская Е.Ю. Анализ фотографии С. Максимишина: объединяя документальный и
гештальтистский подходы // ИНТЕР. 2017. № 13. С.44-50; Рождественская Е.Ю.
Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: новые взгляды на
социальную реальность / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов:
Научная книга, 2007. С.28-42.

94 Стрельникова А.В., Ваньке А.В. Полевое исследование индустриального района: стратегии сбора и
анализа визуальных данных // ИНТЕР. 2017. № 13. С. 51-72.

исследовать возможности применения визуальных методов к изучению Интернет-пространства и социальных сетей;

разработать и описать инструментарий исследования Я-Образов пользователей социальных сетей с использованием визуальных методов, проанализировав страницы в выбранных социальных сетях Одноклассники и Вконтакте;

апробировать разработанный инструментарий, собрав данные пользователей социальных сетей Одноклассиники и Вконтакте, и на основе полученных данных выявить ряд Я-Образов, конструируемых пользователями.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретическую и методологическую основы диссертационного исследования составляют научные труды зарубежных и отечественных исследователей по теории и социологии Интернета и информационного общества, в которых предпринимаются попытки объяснить влияние информатизации на образ жизни людей, их привычки и повседневные практики, а также публикации по проблемам использования Интернета, погружения в виртуальную реальность, исследования социальных сетей как способа самопрезентации и самоидентификации пользователей. Для сбора эмпирических данных применялись визуальный и контент-анализ. Анализ данных осуществлялся с помощью факторного и латентно-классового анализа (Latent Class Analysis)95.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили:

данные исследований, проведенных социологическими центрами, касающиеся Интернета, социальных сетей и поведения пользователей, а также включения различных поколений в глобальную сеть;

данные авторского исследования страниц пользователей в социальных сетях Вконтакте и Одноклассники. На первом этапе анализировалось денотативное послание социальной страницы; на втором - проводился количественный контент-анализ по выделенным на странице пользователя категориям и единицам; на третьем осуществлялся анализ полученых данных - выявление корреляции между особенностями Я-Образов и указанных на странице пола и возраста пользователя.

Научная новизна исследования заключается в осмыслении социальных сетей в новом контексте: как информационного поля, на котором осуществляются процессы самопрезентации и самоидентификации пользователя и формируется его Я-Образ. Исследована формирующаяся таким образом информационная среда с рядом особенностей, дискурсов и трендов.

95 Schreiber J.B. Latent Class Analysis: An example for reporting results // Research in Social and Administrative
Pharmacy. Vol. 13. Issue 6. November 2017. P.1196-1201. URL:

; Linzer D.A., Lewis J. "poLCA: Polytom-ous Variable Latent Class Analysis." Rpackage version 1.4. URL: ; Linzer D.A., Lewis J. "poLCA: an R Package for Polytomous Variable Latent Class Analysis" // Journal of Statistical Software. 2011. 42 (10): 1-29. URL: .

Новизна диссертации также связана с тем, что в ней:

  1. Концепции информационного общества представлены в качестве теоретического контекста изучения социальных сетей, в котором трансформируются практики самопрезентации индивида на современном этапе развития общества.

  2. Предложен новый ракурс изучения практик идентификации и самопрезентации индивида через трансляцию Я-Образов в социальных сетях.

  3. На основе анализа эвристических возможностей визуальных методов исследования социальных сетей предложен инструментарий изучения Я-Образов в социальных сетях.

  4. Проведен сравнительный анализ данных, полученных в результате контент-анализа страниц пользователей социальных сетей Одноклассники и Вконтакте, на основе которого выявлена взаимосвязь Я-Образов пользователей и их социально-демографических характеристик (пол, возраст, место проживания).

  5. Выделены основные Я-Образы обследованной совокупности пользователей социальных сетей Вконтакте и Одноклассники.

Элементы научной новизны содержатся также в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. В современном информационном обществе индивид вынужден конструировать идентичность на основе множества мозаичных элементов, предоставляемых ему окружающим миром, параллельно мотивирующим его к представлению себя другим через самопрезентацию. Данный процесс отражается в социальных сетях через ведение личной страницы пользователя, благодаря чему социальные сети становятся полем конструирования Я-Образа и представления его индивидом абстрактному Другому.

  2. Визуальные методы исследования позволяют эффективно изучать станицы пользователей социальных сетей с целью выявления их Я-Образов, сконструированных с целью идентификации и самопрезентации.

  3. Специфика идентификации и самопрезентации в социальных сетях заключается в создании идеализированного Я-Образа, представляющего собой динамичную конструкцию совокупности идентификационных моделей, подверженных перманентным изменениям и корректировкам в зависимости от желаний и целей создавшего его индивида, а также от влияния на него мнения окружающих. Таким образом, сформированный в социальной сети Я-Образ пользователя отражает идеализированный набор его идентичностей с корректировкой на коллективные ценности и установки.

  4. Разработанный в исследовании инструментарий, дающий возможность собрать и проанализировать данные о пользователях социальных сетей, включает в себя: визуальные методы для оценки страницы пользователя в социальных сетях Вконтакте и Одноклассники и выделения в них схожих структурных элементов для проведения контент-анализа; разработку кодификатора и выявление единиц контент-анализа; проведение контент-анализа в контексте визуального исследования с внесением полученных результатов в матрицу данных; обработку полученной матрицы в программе LCA (Latent class analysis) с выявлением взаи-11

мосвязи факторов и латентных переменных; сравнительный анализ полученных
данных и описание выявленных Я-Образов.
5. Исследование страниц пользователей в социальных сетях позволяет определить

ряд Я-Образов пользователей Одноклассников и Вконтакте: активная столичная молодежь, молодые люди с не устоявшейся идентичностью, кировская молодежь, пользователи-«обыватели», активные «взрослые», а также проследить их связь с полом, возрастом и местом жительства.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в переосмыслении роли социальных сетей в жизни современного человека – смещении процессов идентификации и самопрезентации в виртуальное пространство. Практическая значимость диссертации связана с обоснованием перспективности изучения социальных сетей как источников информации о типах идентичности, способах самопрезентации и установках пользователей. В связи с постоянным ростом разнообразия и спецификации повседневных практик и идентификационных моделей предложенный инструментарий может применяться для исследования, направленного на изучение конструирования пользователями собственных Я-Образов, заявленных ими интересов, ценностей, целей и прочих элементов самопрезентации, а также на первичном этапе сбора информации об интересующей исследователя совокупности для дальнейшей разработки опросника или анкеты. Таким образом, базовая информация при изучении любой незнакомой совокупности может быть успешно собрана и проанализирована при помощи разработанного в диссертации инструментария.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в 7 публикациях, включая 4 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК, представлены на следующих конференциях: «VI Фестиваль науки» (Москва, 2011); «Диалог цивилизаций: Восток – Запад. Глобализация и мультикультурализм: Россия в современном мире (Москва, 2012); «Диалог цивилизаций: Восток – Запад» (Москва, 2014); VI Международной социологической Грушинской конференции (Москва, 2016); а также на встрече ФОМ и Клуба любителей интернета и общества в рамках дискуссии «Соцсети для исследователей: люди, боты или поток контента?» (Москва, 2017).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения, библиографии, насчитывающей 224 источника, и 3 приложений.

Информационное общество и общество знания: основные подходы к интерпретации

Сложность процессов, происходящих в современном обществе, предопределила многообразие его интерпретаций, вызвав появление множества теорий, сформулированных социологами, философами, экономистами и культурологами. При этом мнения социальных ученых разделились: одни относят происходящие изменения к вступлению человечества на принципиально новый этап развития, в то время как другие говорят о закономерном переходе общества в состояние активной информатизации, называя современный социум постиндустриальным, посткапиталистическим, постмодернистским или постсовременным. Все мыслители сходятся во мнении, что вторая половина ХХ века характеризуется беспрецедентным ростом объемов информации и интенсификацией информационного обмена. Данные процессы оказывают ощутимое влияние на самоопределение индивидов, способы поиска ими идентичности и построения повседневных практик. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть ряд теорий информационного общества и их классификаций, через осмысление которых происходит познание современной реальности и открывается возможность прогнозировать социальное развитие.

Центральными понятиями, фигурирующими в теориях, предлагающих трактовки нового общественного состояния, несмотря на многообразие подходов и дефиниций, являются «информация», «знание» и «коммуникация». Информация, согласно Этимологическому словарю русского языка, (с лат. informti) означает «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.»96. Знание (от слова «знать», «быть в курсе чего-либо») в общеславянский язык пришло из индоевропейского (др.-инд. - janati), в котором подобный корень использовался в значении «отличать, узнавать»97. Этимология понятия коммуникация: от лат. commnicti «сообщение, передача», далее из communicare «делать общим; сообщать, соединять», далее из communis «общий», из cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе» + mnus «обязанность, служба» (сочетание communis - из праиндоевр. ko-moin-i-, ср. прагерм. gamainiz и нем. gemein)98. Таким образом, речь идет о процессе познания действительности, структурировании получаемой информации и ее распространении между членами общества.

Совершенствование методов работы с информацией, ее хранением и передачей осуществлялось на протяжении всей истории человечества. По мнению ряда ученых99, переход между этапами развития информационного общества осуществлялся через информационные революции. Так, по словам А.И. Ракитова, суть информационной революции заключается в «изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения»100.

Исследуя трансформации информационных технологий, ученые выделяют в истории человечества шесть информационных революций, каждая из которых характеризуется фундаментальным скачком в способе оперирования информацией и восприятия действительности:

появление языка и членораздельной речи;

изобретение письменности;

изобретение книгопечатания;

изобретение радио, телефона и телевидения;

изобретение компьютеров и быстродействующей вычислительной техники;

глобальная информатизация общества101.

Формирование способности к членораздельной речи многие антропологи считают одним из важнейших факторов в эволюции человека102. Язык открыл способность к абстрактному мышлению, стал основой для накопления и передачи знаний, запустил многие творческие процессы и дал толчок к развитию человеческого воображения.

Письменность как новая форма проявления языка включает в себя такие этапы, как предметное, пиктографическое, иероглифическое, слоговое и алфавитное письмо103, характеризующиеся тенденцией перехода от символических обозначений (например, зрение обозначается как нарисованный глаз), к более абстрактным, алфавитным обозначениям. Стоит отметить, что до середины XV века грамотность распространялась на узкую привилегированную прослойку населения, а книги оставались рукописной редкостью, поэтому большинство людей по-прежнему получали информацию аудиально либо через символы.

С появлением печатных книг ситуация изменилась - подача печатного текста на бумаге заставила человеческое сознание воспринимать мир, как некоторое содержание, текст постепенно стал выступать главным инструментом для описания мира, а впоследствии - и сам мир начал восприниматься как текст. К середине ХХ века появляются целые направления исследований, обосновывающие единство текстовой практики и культуры в целом104. Длительная эволюция отношений человек - информация включает в себя обретение способности систематизации, уводит человека от непосредственного, чувственного восприятия и «позволяет значительно расширить знания о мире, которые перестают сводиться к устно переданным сообщениям. Формирование человека читающего длилось порядка пятисот лет, в течение которых западные культуры успешно аккумулировали свой исторический опыт в книгопечатание и адаптировались к восприятию мира через чтение»105

Новые каналы информационного обмена, появившиеся благодаря электричеству, снова изменили характер человеческого восприятия. По мнению М. Маклюена, «электрический век радио и телевидения нанес непоправимый удар печатному слову, заставив сознание людей работать на волне аудиального восприятия. Общество превращается в глобальную деревню, где информация передается электронными СМИ повсеместно и одновременно, так же, как она передавалась от человека к человеку в Древнем мире. Печатная культура привела к индивидуализации и даже «национализации» людей (способствовав появлению и закреплению национальных государств), замкнув их в своем языке благодаря ограниченному печатному изданию и интерпретации событий. Электронные СМИ не имеют национальных границ, электромагнитные волны рассекают пространство вне географии человеческого общества, разнося информацию в разные уголки планеты. На первый план выходят понятия открытости и плюрализма, а также каналы информации»106

Появление Интернета и глобализация способствовали формированию феномена, получившего название «визуальный поворот»107, переориентировавшего науку на изучение «визуальности» в современном обществе. Благодаря влиянию СМИ визуальность является не просто очередным научным или культурным трендом или дополнением к тексту, а специфическим модусом существования современного социума и структурирования форм социальности.

Таким образом, индивид, социализирующийся в каждую конкретную эпоху, обладал определенным набором инструментов по познанию реальности, от чего зависело его отношение к окружающему миру, развитость тех или иных органов чувств. В настоящее время происходит сдвиг фокуса человеческого внимания на информацию и умение обращаться с технологическими средствами, все чаще выступающими основным носителем и передатчиком данных.

Увеличение информационных потоков в геометрической прогрессии получило название информационного взрыва108. Так, в 2002 году человечеством было произведено информации 18 1018 байт. За пять предыдущих лет было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %, в среднем же на человека в год в мире производится 2,5 108 байт109. Данная статистика является важным показателем актуальности исследований, связанных с природой информационной эпохи. Однако процессы информатизации приводят к расшатыванию систем ценностей и размыванию идентичности индивида. Человек оказывается один на один с огромным количеством информации, и все большее значение приобретают не знания как таковые, а инструменты поиска и оперирования данными. Современная эпоха несет вызов человеческой психике, так как общество вынуждено приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, что создает дополнительное напряжение и стремление индивида найти такие социальные константы, с которыми он мог бы ассоциировать себя и ощущать психологический комфорт и стабильность.

Социальные сети как пространство визуализации Я-Образа

Проведенный в предыдущей главе анализ особенностей информационного общества и сложностей, связанных с поиском индивидом своей идентичности в условиях перенасыщенной альтернативами выбора повседневности дает представление о необходимости тщательного изучения процесса формирования и поиска отправных точек самоидентификации. Наиболее наглядным примером «представления себя другим» через сравнение и подражание являются страницы пользователей в социальной сети. Анализ таких страниц дает возможность выделить ряд базовых признаков, на которые ориентируется современный человек в попытке сформировать свой Я-Образ и продемонстрировать его другим.

Я-Образ в данном случае выступает как идеализированная конструкция некой совокупности идентификационных моделей, с которыми индивиду хотелось бы себя ассоциировать, чтобы ощутить самодостаточность и, одновременно – получить определенную оценку со стороны окружающих. Это сензитивный (уязвимый, чувствительный к изменениям) виртуализированный набор идентичностей, базирующихся на биографических фактах, позволяет увидеть, какими именно люди хотят выглядеть, что для них является маркером значимости, успешности, благополучия в современном обществе. Я-Образ создается пользователем в виртуальном пространстве для других виртуальных пользователей, представляющих собой для индивида некого абстрактного Другого. Следует отметить, что изучение Я-Образов в социальных сетях не является изучением пользователей и, тем более, личности, скрывающейся за созданным ею образом. Исследовательский интерес в данном случае заключается именно в изучении поля, на котором общество выступает в качестве безликого коллективного сознания, проявляющего и рефлексирующего свою идеализированную модель, состоящую из некого набора доминирующих в данном обществе идентичностей. Таким образом, выявление и описание Я-Образов, транслируемых изучаемой совокупностью индивидов дает понятие об основных ценностях данного социума, установках, интересах и стремлениях его членов.

Данный параграф посвящен рассмотрению социальных сетей как источника визуальной информации, занимающей доминирующее положение в способах восприятия индивида окружающей действительности в XXI веке. Описывается структура и особенности использования социальных Интернет-сетей, благодаря которым они быстро набрали популярность среди пользователей. Также при раскрытии темы о визуальном характере социальных сетей отдельное внимание уделяется фотографии, как наиболее наглядному и распространенному типу изображения, направленному на самопрезентацию, самовыражение и сохранение воспоминаний индивида.

Выбор социальной сети как объекта исследования продиктован ее возрастающей ролью в жизни современного человека. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом и обозначал социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид)228. Первые социальные сети в Интернете стали появляться в середине 1990-х и быстро завоевали популярность среди пользователей229. Их можно определить как интернет-площадку, контент на которой создается непосредственно зарегистрированными на сайте пользователями (UGC — user-generated content)230. Таким образом, социальная сеть является наглядным примером коммуникации, в результате которой происходит обмен мнениями и опытом, сравнение себя с другими и принятие ряда ценностей и установок (основанное на стремлении быть своим в группе, соответствовать определенным нормам).

При регистрации пользователь заполняет анкету с минимальной информацией о себе (чаще всего, это имя, фамилия, пол и дата рождения, которые никак не проверяются на подлинность), после чего на указанный номер телефона или почту высылается проверочный код, введя который, пользователь может подтвердить свою личность (доказать, что он не искусственно созданный робот-бот) и задать постоянный пароль к странице (в некоторых социальных сетях вместо телефонного подтверждения приходит специальная ссылка на указанный адрес электронной почты). В результате он оказывается на пустой странице, которую может постепенно заполнять определенной информацией. Страница пользователя в социальной сети всегда поделена на тематические блоки (Приложение 1), образующие удобный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс, сочетающий в себе набор кнопок по управлению своей страницей и информации, расположенной на ней. Например, страница пользователя в наиболее популярной России социальной сети Вконтакте (по данным на февраль-март 2017 года ежедневно на свои страницы заходили 80 млн уникальных пользователей из 380 млн зарегистрированных231) состоит из фотографии (аватара), расположенной в верхнем правом углу, блоков «Друзья» и «Друзья онлайн» (показаны 6 наиболее активных пользователей из списка, при нажатии на название блока можно посмотреть весь список), нижеследующих блоков «интересные страницы» (на которые пользователь оформил подписку), «фотоальбомы», «видеозаписи» и «аудиозаписи». Слева от фотографии располагается несколько блоков с личной информацией – имя (никнейм); статус (короткая фраза, отражающая текущее настроение, эмоциональное состояние пользователя, часто заменяется цитатой); информация об образовании, месте работы и военной службы; контактные данные; интересы, мировоззрение, любимые цитаты, открытое поле «о себе» и пр. Все поля заполняются по желанию и могут оставаться пустыми. Текстовый блок «подперт» снизу графической лентой фотографий, показывающей миниатюры четырех последних добавленных изображений. Под фотографиями находится так называемая «стена», которую пользователь формирует самостоятельно – сохраняет на ней интересные или важные для него посты (перепост с сайта, из группы или со стены друга), размещает собственные посты (фотографии, объявления, рассуждения на какую-либо тему, личные видео и пр.). На стене также может оставить сообщение друг пользователя – поздравить с праздником, разместить картинку или открытку и пр. Слева от страницы расположено простое меню – навигационная панель, где в столбик вынесены основные ссылки-функции страницы (Моя Страница, Новости, Сообщения, Друзья, Группы, Фотографии, Аудиозаписи, Видеозаписи Игры). Следует отметить, что когда пользователь заходит на страницу другого человека, навигационная панель остается привязанной к его странице, и он в любой момент может открыть список своих друзей, сообщений, групп и т.д. Важной для многих пользователей является кнопка «Новости», выводящая ленту новостей – расположенных в зависимости от популярности или в хронологическом порядке постов, добавляемых всеми друзьями пользователя, а также группами и интересными страницами. Таким образом, в ленте формируется динамичный, постоянно сдвигающийся вниз поток информации, подобранный в большинстве своем согласно предпочтениям самого пользователя.

Социальные сети, обладая простой и доступной инфраструктурой, имеют ряд особенностей, которыми объясняется быстрый рост их популярности среди пользователей. Во-первых, пользовательский интерфейс и алгоритм работы со страницей создан с учетом личного комфорта и интуитивного понимания пользователя (после некоторого времени использования становится привычен настолько, что переход по ссылкам и блокам происходит автоматически). Во-вторых, создается иллюзия анонимности, что побуждает индивида активнее просматривать информацию на страницах других пользователей, заходить в группы по разным тематикам (например, в группу о самоубийствах, где каждый отчаявшийся может поделиться своими проблемами с другими членами группы; группы с эротическим и порнографическим содержанием; группы, посвященные девиантным субкультурам и течениям, таким как сатанизм, гомофобия, национализм и пр.). В-третьих, социальные сети привлекательны возможностью заглянуть в личную жизнь Другого, что свойственно многим людям – любопытство, проявленное в легкой форме вуайеризма. Наконец, в-четвертых, соцсети позволяют подобрать пользователю интересующий его контент благодаря подписке на определенные страницы и группы, получая информацию на важные для него темы без переходов на другие сайты и минуя стадию поиска информации в Интернете.

Метод визуального исследования страниц пользователей социальных сетей

Структура и специфика социальных сетей, описанные в предыдущей главе, открывают доступ к обширному дискурсионному полю, каналы информации на котором формируются и фильтруются в зависимости от склонностей и интересов зарегистрированных пользователей. Одновременно данное поле выступает в качестве «виртуальной ярмарочной площади», где люди активно оценивают других и показывают себя, делясь своим идеализированным Я-Образом и одновременно перенимая элементы аналогичных Я-Образов у других пользователей. «Пользователи сервисов социальных сетей стремятся по-новому социализировать каждый свой шаг, им важно зафиксировать то, что они читали, слушали, смотрели, где и с кем встречались. Сегодня мы видим расцвет микронарраций – рассказов о себе, которые созданы при помощи визуальных образов. Каждое сообщение в Интернете сопровождается своеобразной иконограммой или новостной «картинкой». Пользователю достаточно перейти с одного изображения на другое, чтобы быть в курсе происходящих событий»285. Информационные потоки, контролирующиеся участниками подобной сетевой площадки, наглядно демонстрируют текущие модели поведения определенной совокупности людей в зависимости от пола, возраста, места жительства и статуса. Благодаря поисковому навигатору в любой социальной сети имеется возможность выделить выборочную совокупность по интересующим исследователей социально-демографическим признакам и провести собственный анализ как внутри нее, так и в сравнении с другой совокупностью. Таким образом, визуальная социология на примере соцсетей позволяет собрать обширный материал об особенностях и отличительных чертах различных совокупностей идентичностей, которые пользователи транслируют на свои страницы в социальных сетях, с одной стороны, по своему желанию, с другой – вследствие подсознательных установок и шаблонов поведения.

Исследовательский интерес автора заключается в разработке методологической модели, с помощью которой можно выделить ряд сконструированных идентификационных моделей (Я-Образов) современных пользователей российских социальных сетей в зависимости от их пола, возраста и места жительства, анализируя зарегистрированные ими страницы. Как показал обзор источников, схожие исследования проводились на постсоветском пространстве, но с использованием сравнительно небольших совокупностей.

Например, в 2011-2012 гг. была предпринята попытка комплексного рассмотрения визуальных образов пользователей социальных сетей путем методологического рассмотрения структуры повседневной фотографии с позиций количественно-качественного анализа286. Анализировались фотографии пользователей сети Вконтакте по таким категориям анализа, как социальная дистанция, положение головы и взгляда, эмоциональный фон. Исследование состояло из нескольких этапов, включавших рассмотрение фотографий 50 пользователей, в результате чего были получены сведения о том, как происходит конструирование образа индивида в виртуальном социуме. Проведенное спустя три месяца панельное исследование показало, насколько пользователи склонны редактировать и трансформировать свои образы; на третьем этапе был проведен комплексный анализ 384 страниц. В результате было выявлено три наиболее часто встречающихся в соцсетях типа личности: скрытный (использование изображений-масок, частичное или полное отсутствие информации в профиле, небольшое количество социальных связей), дезориентированный (средняя дистанция от собеседника, высокая активность, серьезное выражение лица, либо вежливая улыбка, частичное заполнение профиля) и социально-ориентированный тип (активно использует для верификации своей личности фотографическое изображение и данные профиля).

Данное исследование было проведено с помощью разработанного авторами статьи качественно-количественного подхода к анализу фотографий, доказав его применимость в социальных сетях. Подход позволил осуществить работу с большими массивами фотографических документов, изучить структуру визуальных образов на их первичном, информативном, уровне, а также однородных по своему происхождению единиц анализа. «Пользователи социальных сетей имеют ряд общих особенностей, неоднородные группы пользователей могут быть сосредоточены в различных социальных сетях. Отдельно взятые сообщества в сети Интернет, по мнению авторов статьи, соответствуют принципам однородности и предоставляют исследователям большое количество эмпирического материала. Они обладают единым социальным контекстом, поэтому результаты исследований экстраполируются на всю группу»287.

В другом исследовании социальных сетей был применен контент-анализ для подсчета единиц анализа, отражающих тематику стен на страницах пользователей Вконтакте и Фейсбука с целью сравнения типов контента, публикуемых простыми пользователями и популярными политиками288. «Для выбора пользователей как субъектов исследования был применен метод механической выборки - по 10 человек в каждой социальной сети. У каждого пользователя были рассмотрены последние по времени 15 публикаций. Политиков мы выбрали на основе электорального рейтинга исследовательского агентства ВЦИОМ, после чего проанализировали контент страниц каждого политика в каждой из двух социальных сетей. Наиболее сложным вопросом оказалось определение достоверности страницы политика: в Интернете существует множество сайтов-клонов, а в соцсетях – страниц-двойников популярных персон. Однако анализ содержания позволяет с высокой степенью достоверности выявить, какую страницу считать настоящей. Во всех случаях было посчитано количество материалов, содержащих контент разного типа: фото, видео, аудио и текстовый. В случае с обычными пользователями мы также рассматривали самостоятельность материалов (автор – сам пользователь) либо их вторичность (репосты). При анализе страниц политиков данная переменная не учитывалась, поскольку политики как ньюсмейкеры в абсолютном большинстве случаев являются авторами всех публикаций, чаще всего создаваемых командой PR-специалистов, политтехнологов и SMM-специалистов»289. В результате проведенного исследования авторами был сделан вывод, что обычные пользователи и политики одинаково часто пользуются визуальным контентом, однако у политиков практически нет репостов, а все посты сделаны на профессиональном уровне – размещены фотографии высокого качества, четко структурирован текст и т.д. Особенно отмечена важная роль визуального контента и явное увеличение его количества, в связи с чем авторы предполагают, что вскоре именно этот тип информации станет превалирующим в сети Интернет.

Ряд исследователей сфокусировали внимание на анализе аватара, размещаемого пользователем на своей странице в социальной сети. Так, например, целью исследования, проведенного в г. Барановичи, Республика Беларусь, было выявление связи между индивидуально-личностными характеристиками пользователей и их вариацией самопрезентации в социальной сети ВКонтакте290. Были проанализированы страницы учеников одной из школ города с параллельным анкетированием выборочной совокупности и тестированием с выявлением «Я-реального» и «Я-идеального» пользователей. В результате страницы 88% респондентов оказались конгруэнтными, то есть ими использовалась реальная фотография, у остальных 12% использовался аватар. В дальнейшем проводилось сравнение показателей испытуемых с конгруэнтными и не конгруэнтными страницами по тенденциям «независимость», «общительность», «необщительность». Выводом исследования стало подтверждение гипотезы о том, что «индивиды, имеющие конгруэнтный тип социальной страницы, обладают более согласованными «Я-Реальным» и «Я-Идеальным», чем индивиды, имеющие не конгруэнтный и фальшивый тип социальной страницы»291.

Еще одно исследование, посвященное анализу типов самопрезентаций на основе аватаров пользователей в социальной сети Вконтакте, было проведено в Самаре в 2014 году292. В выборку попало 384 человека, проанализированные фотографии были закодированы согласно сформированному списку смысловых единиц, в итоге объединенных в группы. В главную группу вошли такие критерии, как внешность и роли, транслируемые пользователями через профильную фотографию («я муж / жена», «я модель», «я влюблен», «я обычный человек» и пр.). Также отдельное внимание уделялось месту происходящего на фотографиях события, ракурсу пользователя на фотографии, типу фотографии (любительский, профессиональный), стилю одежды пользователя. Автор исследования делает закономерный вывод, что «самопрезентация во многом зависит от пола и возраста. Большое влияние на самопрезентацию также оказывают стереотипы, которые действуют в реальной жизни. Самопрезентация позволяет реализовать образ «идеального Я», продемонстрировать желаемые качества своей внешности и своей жизни. В целом, можно утверждать, что пользователи абсолютно осознанно выбирают, какую фотографию разместить в качестве аватара аккаунта, именно эта фотография является первым шагом создания виртуальной самопрезентации»293.

В настоящей диссертационной работе проанализированы и расширены упомянутые подходы к исследованию социальных сетей: изучается вся страница социальной сети и ее содержимое, включая контент «стены», фотоальбомов, добавленных видео пользователя, списка групп, в которых он состоит (или сообществ, на которые подписан), а также указанная на странице личная информация и способ написания своего имени (никнейма).

Я-Образы, транслируемые российскими пользователями социальных сетей

Как уже упоминалось в теоретической части диссертационного исследования, Я-Образ представляет собой идеализированную конструкцию, состоящую из совокупности идентификационных моделей, созданную с целью самопрезентации пользователя, благодаря чему становится возможным судить о его обобщенной жизненной стратегии, главных ценностях и значимых маркерах идеального Я. Проведенное исследование показало, что пользователи социальных сетей транслируют несколько основных стратегий поведения, которые можно идентифицировать и конструировать в определенные Я-Образы. Основное разделение Я-Образов происходит по полу и возрасту пользователей, место жительства играет гораздо меньшую роль. В результате было выделено пять обобщенных Я-Образов, каждому из которых дано условное название в зависимости от наиболее ярких характеристик. Далее приводятся их краткое описание и отличительные особенности.

Активная столичная молодежь

Данный Я-Образ наиболее ярко и подробно представлен в социальных сетях. Его представители привыкли транслировать основную информацию о своей жизни на страницы в соцсети, что позволяет отследить совокупность идентификационных типажей, из которых пользователь «собирает» свой образ. Во-первых, это широкий круг интересов и активная жизненная позиция (активный горожанин, образованный человек), о чем свидетельствует большое количество подписок на сообщества и группы, а также регулярно обновляемый контент на стене, где преобладают фотографии (74,7%), цитаты и стихотворения (31,1%), юмор, перепосты и музыка (ок. 29%), посты о благотворительности, сборе средств на помощь приютам, детским домам, тяжелобольным и т.п. Такие пользователи состоят более чем в сотне разных групп или сообществ, отдавая предпочтение группам на юмористическую тематику (46,8%), с видеоконтентом (52,2%), музыкой (38,5%), стихотворениями (29,8%), на темы фитнеса и спорта (33,7%), саморазвития (38,5%), науки, с рекордами и познанием окружающего мира (37,5%), а также идеями и лайфхаками (31,4%). Во-вторых, это в большей степени коммуникабельные люди, так как на стене у них часто встречаются поздравления от друзей с различными праздниками (8,3%), а на профильной фотографии они нередко изображены с другом / подругой или в компании друзей (6,7%). Об их эмоциональной открытости свидетельствуют и такие признаки, как улыбчивость (28,2% на профильной фотографии), наиболее полно представленная на странице личная информация, доступная к просмотру любому зарегистрированному пользователю, большое количество фотографий. В-третьих, несмотря на широкий круг интересов и обилие друзей, данные пользователи продолжают высоко ценить семью и родственные связи, чему соответствует как указание «семьи и детей» в графе «главное в жизни», так и наличие фотографий с семьей в ленте и фотоальбомах (25,6%). Кроме того, часть представителей данного Я-Образа можно назвать приверженцами здорового образа жизни – они высказывают негативное отношение к курению и алкоголю (9,9% и 7,% соответственно) и состоят в множестве групп на темы спорта, фитнеса и внешнего вида (у каждого третьего). Стоит отметить, что эти пользователи хорошо знакомы с функционалом социальных сетей и максимально используют его как для самопрезентации, так и для общения и перенятия элементов социальных практик у других пользователей. Описанный совокупный Я-Образ является наиболее популярным у молодых москвичей, в 62,5% женского пола. Данные пользователи часто выставляют на место профильной фотографии селфи (33,7%) или обработанный в редакторе снимок (13,5%), каждый пятый из них использует сокращенный вариант имени (18,3%), активнее других они прибегают к использованию псевдонимов (4,8%) или написанию имени латиницей (8%). Другими словами, представители данного Я-Образа следуют модным западным трендам. Это современные, психологически гибкие, любознательные молодые люди, ведущие активный образ жизни, в том числе, и в социальных сетях.

Молодые люди с не устоявшейся идентичностью

Вторая выделенная идентификационная совокупность представляет собой, с одной стороны, подростков с размытой идентичностью, с другой стороны, демонстрирует отдельный тип поведения в социальных сетях, когда пользователь только осваивает навыки самопрезентации. К этому Я-Образу относится московская молодежь преимущественно мужского пола (60,5% – юноши). Они часто используют аватар вместо профильной фотографии (28,5%), обработанные фотографии (7,8%) или селфи (10%), у них чаще всего встречаются псевдонимы (6,4%), каждый пятый использует сокращенный вариант написания имени. Данные практики скрывания могут свидетельствовать об не устоявшейся идентичности, поиском себя, экспериментированием над представлением себя другим, использовании разного рода символам, за которые можно спрятать истинное лицо вследствие отсутствия его четких характеристик. При этом мировоззренческие установки почти аналогичны первому Я-Образу: «семья и дети», «доброта и честность» указывают 5,9% и 6,8% пользователей, к курению и алкоголю отношение отрицательное у 8,3% и 6,6% соответственно. Данная группа демонстрирует приверженность наиболее «детским» практикам и увлечениям, таким как: игры (17,2%), видеоконтент (29,3%), группы развлекательного характера (29,7%), музыка (23,1%), а также сплетни, истории и группы абсурда (по 16%). 21,9% отдает предпочтение спорту и группам на спортивную тематику, что закономерно для данного Я-Образа в связи с преимущественно мужским полом и молодежным трендом здорового образа жизни. Еще 21,7% состоит в группах или подписано на сообщества о науке, с различными удивительными фактами, рекордами, 21% интересуется саморазвитием. Эти люди активно ищут ярких впечатлений, в том числе и через социальные сети. Отчасти это может быть связано с ограниченными возможностями получения острых ощущений в реальной жизни (проживание вместе с родителями, материальная несамостоятельность). Меньше всего данные пользователи заинтересованы в таких темах, как мода, внешний вид (11%), ведение домашнего хозяйства (10%), семья и дети (4%), ремонт, дача (1,7%), хэндмейд и дизайн (13,4%), поэзия и цитаты (11,9%) и группы на женские темы (14%), вероятно, в связи с 144 неактуальностью для них данных тематик. На их страницах могут резко выделяться некоторые атрибуты взрослости (по мнению самого пользователя), например, фотографии за рулем автомобиля (7%), фотографии с партнером (чаще всего в обнимку, во время поцелуя или с ярко выраженной романтической направленностью), с друзьями (11,5%). В фотоальбомы они добавляют либо личные фото (57,1%), либо разнообразные картинки и скриншоты (29,7%). Данные пользователи являются большими любителями и активными пользователями видеоконтента. Больше всего они добавляют к себе вирусные видео (39%), видео из юмористических передач (камеди клаб, КВН, камеди вуман и пр.) – 21,4%, а также клипы. Ленту представители данного Я-Образа ведут неохотно, чаще всего данная часть страницы игнорируется, в связи с чем она наполняется информационным мусором – рекламой и спамом (36,3%). Предпочтение отдается музыке и видеоконтенту (13,8 и 8,9%). Так как на стене мало перепостов, почти всегда видны поздравления от друзей, даже если день рождения пользователя был год назад.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что рассматриваемый Я-Образ состоит главным образом из подростков, интересы которых заключаются, прежде всего, в развлечениях, просмотре коротких забавных видео и играх, о чем свидетельствуют предпочитаемые ими группы, фотоальбы и добавленный видеоконтент. Это пользователи с не устоявшейся идентичностью, которые часто забрасывают свои страницы, когда приходят к более конкретному самоопределению, и регистрируются заново, уже с новым набором идентичностей и самопрезентационных практик. Рассмотренные страницы представляют собой своеобразную «пробу пера» в социальных сетях, попытку самопрезентации, либо следование тренду (раз все одноклассники зарегистрировались, то и я тоже).

Кировская молодежь

Я-Образу кировской молодежи свойственен схожий набор характеристик вне зависимости от пола. Он представляет собой достаточно гармоничное сочетание идентичностей с высокой оценкой семейных ценностей и ценностей современного массового общества. С одной стороны, молодые кировчане высоко ценят семью, брак и родственные узы – это одна из главных отличительных особенностей рассматриваемого Я-Образа.