Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологические перспективы концепции "нового реализма" Сидоров, Дмитрий Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидоров, Дмитрий Алексеевич. Социологические перспективы концепции "нового реализма" : автореферат дис. ... кандидата социoл. наук : 22.00.01 / Рос. академия гос. службы при Президенте РФ.- Москва, 1998.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-8/3603-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В современной социологической науке не существует однозначного определения понятия "кризис социологии". Тем не менее, следует признать неоспоримым тот факт, что тема кризиса социологии и путей его преодоления остается основополагающей для научной полемики по сей день. Более того, начиная примерно с середины 1970-х гг., проблема кризиса становится предметом философско-научной рефлексии, фактически отождествляясь с проблемой возможности социологии как отдельной науки.

В этой связи новые социологические концепции в течение последних 20 лет оцениваются научным сообществом прежде всего относительно их перспективности как социологических метатеорий. Таким образом, достижение стабильности и консенсуса в социологии неразрывно связано с решением вопроса о построении объектной теории по метатеоретическому проекту.

Исходя из вышесказанного, необходимо заметить, что рассматриваемая в диссертации концепция "нового реализма" отличается акцентированием онтологической проблематики. Поскольку содержание кризиса теоретической социологии XX века как в первой (кульминация в 1920-х гг.), так и во второй (кульминация на рубеже 1960-70-х гг.) его стадиях определяется антиномией социологических реализма и номинализма, сосуществующих в периоды относительной стабилизации на основании "формулы компромисса",' особый интерес вызывают концепции, предлагающие сочетание последовательно социологической (реалистической) позиции с вариантом преодоления кризиса социологии.

Интерес этот объясняется в первую очередь очевидностью общей для развития социологической науки тенденции — всё более усиливающегося

См.; Очерки по истории теоретической социологии XX столетия / Отв. рея. Давыдов ЮН.- М.. [994. -С 4-7. Давыдов Ю К Эволюция теоретической социологии XX века // Социологические исследования. -1995 -№8.-С53

тяготения собственно социологической теории к социальной философии, независимость от которой изначально полагалась решающим условием консти-туирования социологии как самостоятельной формы знания. Указанная тенденция представляет одно из адекватных выражений процесса, получившего в научной литературе название "распредмечивания социологии". Важно подчеркнуть, что именно последние социологические (точнее — метасоциологи-ческие) концепции, заявляющие претензию на роль парадигмы в социолог -ни, объединяет преимущественно социально-философская направленность; особенно это касается такой в настоящее время влиятельной метатеории как "теория коммуникативного действия" Ю. Хабермаса.

Приходится констатировать тот факт, что для новейших предложений социологических стабильности и консенсуса не является характерным обращение к фундаментальной проблеме социологии как научной дисциплины, имеющей собственный предмет исследования — проблеме автономии социальной реальности. Скорее наоборот — вопросы социальной онтологии обходятся большинством ведущих концепций (например, категория бытия практически исключена из социологического словаря современного классика социологии Н. Лумана). В этом смысле "новый реализм" оказывается без преувеличения единственной крупной социологической метатеорией стабилизационной направленности, отстаивающей на сегодняшний день междисциплинарные границы социологии, при этом решительно противопоставляющей себя позитивистскому социологизму.

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, необходимостью изучения кризисных процессов в развитии социологической теории, выявления их действительных закономерностей: нерешённость основных противоречий социологической теории, обусловливающих, в свою очередь, общую антиномичиость взаимоотношений теоретической и эмпирической социологии, создает благоприятную почву

для формирования новой стадии общесоциологического кризиса (свидетельством тому совпадение по времени последнего периода известной стабилизации социологической теории с нарастанием постмодернистских тенденций, классифицированных Д. Беллом как "бунт против современности"2);

во-вторых, важностью онтологической проблематики для по-сгроения адекватной теории общественного развития (в статике и динамике). Понимание общества как реального объекта познания, являясь непременным условием жизнеспособности социологии как самостоятельной научной дисциплины, в то же время способствует эксплицированию ряда вопросов, имеющих основополагающее значение для становления новых форм социального знания: так, например, непротиворечивое обоснование концепции социологического реализма обозначает перспективу нового характера интеграции общественных наук с философской антропологией и психологией;

в-третьих, присутствием в рассматриваемой концепции "нового реализма" чётко выраженных признаков обобщающей теории, ориентированной исторически: "новый реализм" подается его приверженцами в качестве метапарадигмы, скрыто присутствовавшей во всей теоретико-социологической традиции, и объявляется "позицией, естественной для учёных". Это позволяет расценивать масштабы научной претензии "нового реализма" относительно теоретических достижений, признанных социологической классикой, и кроме того, заставляет видеть в "новом реализме" попытку ревизии всего предшествующего идейного материала общественной теории. В этой связи историческая молодость концепции "нового реализма", в основном сложившейся лишь к началу 1990-х годов, делает возможным осуществление в рамках этой концепции своего рода рефлексии второго порядка — критического осмысления результатов, уже достигнутых в области подобных резюмирующих теорий. Последнее представляется особенно значимым для ис-торико-социологического анализа современной ситуации и оценки перспек-

* См.. Белл Д Мятеж против современности // Социол исслед. - Ї985 - jNsS

тив развития социологической теории;

в-четвёртых, недостаточной научной разработанностью темы "нового реализма" в западной социологической литературе, не говоря уже об отечественной. Более того, наблюдается дефицит элементарной информации о самом факте существования исследуемой концепции", что трудно объяснить только её упоминавшейся молодостью. Стремление "нового реализма" стать плодотворной атьтернативой ведущим социологическим концепциям требует соответствующей степени внимания к данному метасоциологиче-скому проекту.

Таким образом, изучение социологических перспектив концепции "нового реализма" заключается в том, что исследуемая концепция може г быть представлена в качестве показательного примера состояния современной социологической теории, закономерного итога развития социологической мысли на данном историческом этапе и одной из возможных форм будущей социологии.

Степень научной разработанности проблемы.

Собственно проблема анализа социологических перспектив концепции "нового реализма" наиболее чётко была поставлена в статье польского философа и социолога X. Козакевич "Реализм и социология: вышла ли социология из кризиса? (Заметки на полях книги У. Аутвейта "Новые философские концепции социальных наук. Реализм. Герменевтика и критическая теория")" // Социо-логос. - М.: Прогресс, 1991. - Вып. 1. Следует заметить, что названная работа является на сегодняшний день фактически единственным специальным исследованием "нового реализма" как современного проекта метатеории социальных наук и первым последовательным критическим разбором основных положений этой концепции. В статье Козакевич анализируются существенные для социологии и общественных наук следствия из метатеоретиче-ских предпосылок "нового реализма" и соответственно оценивается правомерность реалистских метатеоретических притязаний.

Необходимо уточнить: социологическая метатеория, разработанная і 80-х — начале 90-х гг. английским философом и социологом У. Аутвейтом и названная им "новым реализмом", опирается на постулаты концепции "трансцендентального реализма" соотечественника и современника У. Аут-вейта Р. Бхаскара, развитие которой прослеживается с середины 70-х гг. Поскольку У. Аутвейт t своих произведениях признает себя прямым последователем взглядов Р. Бхаскара, а "трансценд«нтальный реализм" — основой "нв-вого реализма", позволительно говорить об общей концепции Бхаскара -Аутвейта и, в частности, анализировать степень научной разработанности проблемы также и относительно состояния исследования собственно концепции Бхаскара.

Если упомянутой работой X. Козакевич в основном исчерпывается научная литература, посвященная реализму У. Аутвейта, то старшему варианту концепции уделено большее внимание. Предложения Р. Бхаскара в области философско-научного реализма были восприняты такими представителями реалистической традиции в философии науки, как Г. Р. Харре и Т. Бентон. В своей книге "Социальное бытие" Харре полемизирует со сторонниками бха-скаровского "натурализма", выдвигая антинатуралистическую концепцию социального бытия.3 Напротив, в статье Бентона "Реализм и социальная наука" реализм Бхаскара критикуется за недостаточную "натуралистичность".4 Сопоставление этих противоположных точек зрения в рамках единого реалистического подхода показывает гоначальное тяготение нового направления в социологическом реализме, заданного Бхаскаром, к синтетичности — позиции "золотой середины", характерной для всех "метапарадигмальных" теорий периода второй стабилизации социологической теории, начиная с концепции Т. Парсонса

1 Нале R. Social Being. Oxford Basil Blackwetl, 1979.

* Bemon T/ Realism and Social Science II Radical Philosophy, 1981, no 27

В 80-е годы реализм Р. Бхаскара подвергачся острой критике с позиций противостояния тот&титарным поползновениям в философии науки и прежде всего философии общественных наук. Обвинения "трансцендентального реализма" в "философских попытках издавать законы для науки" в общем виде сформулированы в статье А. Чалмерса "Реалистичен ли реализм Бхаскара","' а также в работе Н. Стоскмана "анти-позитивистские теории наук".6 Эту критическую линию продолжает и рассмотренная выше статья X. Козакевич.

Подводя итог анализу состояния научной разработанности проблемы в западной социологической и философской литературе, следует признать, что концепции реализма Р. Бхаскара и У. Аутвейта, с одной стороны, не рассматривались с точки зрения особенностей эволюции теоретической социологии в XX веке и именно в последний посткризисный период: критические указания на противоречия и заблуждения известных концепций в большинстве случаев давались без ссылки на общую проблематичность философско-научных методологических установок в отношении социологии как науки, переживающей этап так называемого "антипозитивистского перелома". С другой стороны, мало принималась во внимание научная оригинальность позиций Бхаскара и Аутвейта по отношению к реалистской, неомарксистской и другим традициям, в русле которых эти позиции характеризовались.

Что касается отечественных исследований проблемы, то, несмотря на фактическое отсутствие специальных разработок темы "трансцендентального" — "нового" — реализма, именно в отечественной социологической литературе была предпринята попытка проведения аналогии взглядов Бхаскара и Аутвейта с концепциями многих философов и социологов, стремящихся обосновать онтологический подход (Н. Гартман, А. Уайтхед, X. Дриш, Т. Парсонс, Н. Кондратьев и др.) и сделан важный теоретико-методологический вывод о неизбежности для онтологизма идеи "слоистой реально-

! Chalmers A. Is Bhaskar's realism realistic? II Radical Philosophy, 1988. No 49 6 Stoskman N. Anti-positivist theories of the sciences.

сти", отстаиваемой, в частности, представителями "трансцендентального" — "нового" — реализма. Речь идёт о комментариях М.С. Ковалевой и А.Ф. Филиппова к подборке публикаций, посвященных русскому обществоведу Н.Д. Кондратьеву.7

В целом степень научной разработанности проблемы может быть оценена как недостаточная. Причем, существует необходимость дальнейшей конкретизации самой постановки проблемы.

В этой связи целью исследования является анализ концепции "нового реализма" как метатеоретического проекта, имеющего определённые перспективы для построения объектной социологической теории.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

определить место концепции "нового реализма" в истории социологии как отдельной науки и в целом в истории социальных учений;

рассмотреть основные положения концепций Р. Бхаскара и У. Аутвейта относительно их последовательности, обратив особое внимание на характер определения понятия общества и, соответственно, предмета социологии;

в ходе сравнительно-исторического анализа оценить степень научной новизны концепции социологического реализма Р. Бхаскара по отношению к реалистской традиции в обществоведении и, в свою очередь, степень новизны концепции "нового реализма" У. Аутвейта по отношению к концепции "трансцендентального реализма";

проанализировать метатеоретическую позицию "нового реализма" с точки зрения её плодотворности для перехода к построению объектной теории;

отслеживая основные противоречия и затруднения рассматриваемого варианта социологической метатеории, показать их объективный характер и рассмотреть возможные пути их преодоления.

Сошто-логос -М, 1991.-Выл 1. -С 106.

Объектом исследования являются концепции "нового реализма" У. Аутвейта и "трансцендентального реализма" Р. Бхаскара.

Предмет исследования — действительная перспективность современной реалистской метатеории для социологии как науки.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют общие принципы исторического анализа — историзм, объективность и системность, кроме того, принцип историко-социологического исследования, выдвигаемый рядом ведущим современных историков социологии, как западных, так и отечественных, и заключающийся, по словам Ю.Н. Давыдова, в "синтезе истории и теории социологии вообще".8 Диссертация также опирается на традиции реализма (онтологизма) в философии и социальной теории, при этом учитывается важность общеметодологического положения о взаимосвязи трех основных аспектов теоретизирования — онтологического, эпистемологического и методологического.

Основными источниками исследования являются оригинальные труды У. Аутвейта и Р. Бхаскара.

Диссертант опирается » первую очередь на работы, содержащие фундаментальные положения концепций трансцендентального и нового реализма, такие, как "Новые философские концепции социальных наук. Реализм. Герменевтика и критическая теория" У. Аутвейта9 и "Реалистская теория науки", "Возможность натурализма Р. Бхаскара.10 Помимо указанного произведения, доктрина Аутвейта в достаточно разработанной форме представлена в более ранних трудах: "Формирование понятий в социальной науке" и "Понимание социальной жизни"." Эти два произведения вкупе с полемическими статьями "Ответ Хелене Козакевич" и "Онтологии трансцендентального реа-

8 Очерки по истории теоретической социологии XX столетия - С. 15.

'OuthwaiteW New Philosophies of Social Sciense. Realism Hermeneutics and Critical Theory L Macmillan Ed

'"BhaskarR A Realist Theory of Science Leeds. Leeds Books. 1975

" The Possibility of Naturalism 2 nd ed N Y . L . Harvester Wheatsheaf 198

лмзма" Лутвейта'" и статьёй Бхаскара "Реализм"13 образуют комплекс дополнительных источников исследования, к которому можно причислить и называвшиеся при обосновании степени разработанности проблемы работы X. Козакевич, А. Чалмерса, Р. Харре, Н. Стоскмана, Т. Бентона. Отдельно следует отметить труды Г. Зиммеля.М Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, П. Бурдье, Ю.Н. Давыдова, А.Ф. Филиппова, послужившие источниками общей концепции диссертационного исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

уточнена сущность метасоциологической концепции "нового реализма", представленной в диссертации в качестве попытки обозначения (по ряду существенных для научной полемики признаков) нового направления социологического знания с целью построения адекватной теории общественного развития в статике и динамике;

'" Аутвейт У Ответ Хелене Козакевич // Социо-логос. - Вып. I; Die Omalogien des transzendentalen Realismus Ethik und Sozialwissenshatten. - 1990/ ' Bhaskar R Realism IIA Dictionary of Marxist Thought Oxford- - 1983.

выявлены конкретно-исторические условия формирования данного направления: общемировоззренческий кризис, второй кризис теоретической социологии XX в., поиск философско-научных альтернатив позитивизму и неопозитивизму; определена степень как социально-научной, так и социальной востребованности концепции "нового реализма";

принципиальные положения концепции "нового реализма" интерпретированы с точки зрения проблемы научной автономии социологии в её современном состоянии;

на примере исследуемой концепции показана обшая антиномич-ность характера взаимоотношений философских метатеорий с эмпирической практикой частных наук, при этом обосновано положение о метатеоретиче-ской сущности социологической теории как таковой;

проблемы "нового реализма" как отдельной концепции соотнесены с традиционными проблемами философии и науки, тем самым подчеркнута необходимость эксплицирования наиболее общих вопросов при исследовании на первый взгляд сугубо специальных тем: в этом смысле в диссертации получает дальнейшее развитие критика позитивизма и неопозитивизма;

определены социологические перспективы "нового реализма": последний по сравнению с другими современными метасоциолгическими проектами имеет важное преимущество — благодаря своей онтологической направленности обращает научное сообщество к решению главной проблемы социологической теории — проблемы определения понятия общества;

выдвинуты предложения, в частности сводящиеся к идее социа-ции как необходимого онтологического условия: с учётом положительного опыта "нового реализма" разработать концепцию функционально детерминированной связи эмпирических объектов познания с его субъектом; интерпретировать концепшпо деятельности как воспроизводства с исторической точки зрения; представить социологию как науку о білий в его денствитель-

ном самоопределении.

Практическая значимость исследования определена необходимостью более полного знакомства отечественной социологической общественности с концепциями У. Аутвейта и Р. Бхаскара, а также особенностями включения современной отечественной социологии в мировую систему социологического знания: интерес для российского обществоведения представляют марксистские концепции, ориентированные на достижение общественного согласия (как, например, "новый реализм").

Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы исследования и решении других исто-рико-социологических проблем, в лекционных курсах по истории социологии, спецкурсах и спецсеминарах по современной западной социологии.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации отражены в публикациях и выступлениях диссертанта на ежегодных итоговых научных конференциях Астраханского государственного педагогического университета, на кафедре социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на научно-практической конференции "Октябрь и современный мир", проведенной в ноябре 1995 года Администрацией Астраханской Области.

Структура работы:

Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

План диссертации:

Введение.