Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социология Марио Пинто де Андраде Шикуа Кажибанга Виктор Марио

Социология Марио Пинто де Андраде
<
Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде Социология Марио Пинто де Андраде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шикуа Кажибанга Виктор Марио. Социология Марио Пинто де Андраде : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01.- Москва, 2000.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-22/207-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Африканская культура и литература как объект социологического исследования в работах Марио Пинто де Андрада 14

1.1. Теоретические предпосылки анализа африканской культуры и литературы (социология Э. Дюркгейма и Ж. Гурвича) 14

1.2. Социологический анализ африканской культуры и литературы в научном наследии Марио Пинто де Андраде 45

Глава 2. Социологический анализ расовых отношений в колониальных африканских обществах 79

2.1. Социальная сущность колониализма 80

2.2. Социология расовых отношений 92

Глава 3. Социология африканского протонационализма и национально-освободительного движения 111

3.1. Социология африканского протонационализма 111

3.2. Социологические аспекты национального освободительного движения 132

Заключение 143

Библиография

Введение к работе

Марио Пинто де Андраде (1928-1990) — крупнейший деятель и идеолог национально-освободительного движения Анголы, первый ангольский социолог. Он принадлежал к первому поколению африканских интеллектуалов, которое сложилось в 30-х — начале 50-х годов, в условиях колониализма, когда порабощенным африканским народам отказывали в собственной культуре, цивилизации, истории. К этому поколению принадлежат социологи — нигериец А. Акивово, сенегалец Шек Анта Диоп, малиец Н'Совган Аблемогнон, камерунец Жан Марк Эла.

Большинство первых африканских интеллектуалов жили и получили образование во Франции, где в 30-40-е годы были модны идеология и движение негритюда, отстаивавшие самобытность и неповторимость негро-африканской цивилизации, естественность и незамутненность которой противопоставлялась западной технологической цивилизации. Эти настроения были обусловлены колониальным расизмом, не признававшим за африканской культурой цивилизационного значения, а за африканскими народами права на самостоятельный выбор своей судьбы.

Социологи этого поколения стояли на позиции так называемой индигенизации (т.е. «отуземливания»), связанной с проникновением социологической культуры Запада на африканский континент, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом национальных традиций, национальных духовных ценностей. Африканские ученые сосредоточились в основном на исследованиях символических аспектов социальных отношений (негро-африканского фольклора и традиционного искусства), проблемах этничности, социальных проблемах бесписьменных обществ. На первом этапе своего существования африканская социология отличалась публицистичностью, фанатично ревностным отношением к философии, истории и культуре африканских народов. Это был своего рода протест, стремление донести до европейской общественности свою точку зрения. Социологи знакомили Европу с негро-африканской культурой, литературой, лингвистикой, объясняли особенности негро-африканского художественного образа человека, народа и общества.

По прошествии времени африканские социологи-эмигранты отказались от крайностей философско-социологических воззрений негритюда и включились в национально-освободительное движение, став его лидерами и идеологами.

Среди них был и Марно Коэлыо Пипто де Лндрадс. Он вырос в состоятельной и образованной ангольской семье. Его отец происходил из почтенной и владетельной семьи Луанды, стоял у истоков африканского и ангольского движения протонационализма, был борцом за утверждение прав коренных народов Африки, одним из основателей Африканской Лиги. Мать принадлежала к роду крупных землевладельцев. Жизнь Марио де Андраде пришлась на эпоху больших социальных перемен. Связи в самых различных социальных слоях, общение с друзьями отца и старшего брата — людьми прогрессивными, глубокое знание африканской и мировой литературы и искусства способствовали формированию его мировоззрение, жизненной позиции. Будущий социолог учился в Португалии на факультете классической филологии в одном из старейших университетов Европы в Лиссабоне (в конце 40-х годов). Здесь он познакомился с представителями португальской оппозиции режиму Салазара, с африканскими студентами -сторонниками марксизма и приверженцами идеологии негритюда. Социологию он изучал в Сорбоннском университете (в Португалии социологии находилась под запретом), сначала у профессора Ж. Гурвича, потом у профессора Роджера Баштиде (в 50-х годах). Он получил диплом по специальности «Социология религии» в Школе Высших исследований Сорбонны. Марио де Андраде был первым ангольцем, получившим ученую степень в области социологии. Лингвистическая и социологическая подготовка позволила ему вести научные исследования социокультурных проблем африканского общества с учетом его базовых традиций и ценностей.

Политические воззрения Марио де Андраде сложились под непосредственным влиянием гуманиста из Сенагала Алиона Диопа (Марио де Андраде был его личным секретарем и одновременно главным редактором издаваемого Диопом журнала «Presense Africaine»), интеллектуала и поэта из Мартиники, автора термина «негритюда» Эме Сезэра, чернокожего американского социолога и отеца панафриканизма Уильям Дюбуа. Участие в I Международном конгрессе деятелей негритянской культуры (Париж, 1956), в Международном конгрессе афроазиатских писателей (Ташкент, 1958), в других конференциях по проблемам негритянской культуры и идеологии способствовало более глубокому осознанию Марио де Андраде африканской действительности.

Марио Пинто де Андраде был одним из организаторов МПЛА (в начале 60-х годов) и первым президентом этого движения (1960-1962 годы), участником создания Революционного Африканского фронта за независимость португальских колоний и Генеральным секретарем Конференции националистических организаций португальских колоний. Свою общественно-политическую деятельность он совмещал с социологическими, историческими и литературоведческими исследованиями. Объектом его научных исследований становятся позиции сторонников пропортугальского пути развития негроафриканских народов, находившихся в колониальной зависимости от Португалии. В противовес лузо-тропикалистам и креолам Марио де Андраде предлагает социологическую концепию «ангольства».

Из-за непрекращавшихся внутрипартийных разногласий Марио Пинто де Андраде, последовательно выступавший против президентской фракции, вынужден был эмигрировать. В эмиграции он продолжал энергичную деятельность в качестве Генерального секретаря

Национального совета культуры, министра информации и культуры Гвинеи-Биссау, советника ЮНЕСКО, профессора социологии гуманитарного факультета университета Эдуарда Монделане в Мапуту (Мозамбик). Его программы учебных курсов по политической социологии, социологии африканского протонационализма и социологии культуры используются и в настоящее время.

Судьба Марио Пинто де Андраде была драматичной. Всю жизнь он был изгнанником. Известный общественно-политический деятель и ученый-теоретик, почетный гражданин всех бывших португальских колоний в Африке, он не смог вернуться на родину, не имел гражданства Республики Ангола и умер, будучи гражданином Кабо-Верди. Большинство его научных и публицистических произведений были опубликованы во Франции, Португалии, Англии, Мозамбике, Гвинее-Биссау и других странах, но не на родине.

Сложное социально-экономическое и политическое положение, в котором сейчас находится Республика Ангола, обостряет проблемы национального возрождения духовной культуры, формирования идеологии, обоснования научного подхода к управлению страной. Изучение и освоение теоретического наследства Марио де Андраде способно помочь в поиске путей решения стоящих перед страной задач.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что идеология, наука и культура африканских стран, освободившихся от колониальной зависимости, формируются под воздействием противоречивых тенденций. С одной стороны, это воздействие возвращающейся в новой форме политической и духовной культуры бывшей метрополии и развитых западных стран. С другой — стремление ангольской интеллигенции и интеллигенции других африканских стран опираться на национальные традиции. Для описания африканских традиционных ценностей, созданных качественно иным обществом и в иной парадигме, ученые и идеологи пользуются языком современной западной науки. С одной стороны, это содействует преодолению этнической и культурной изоляции народа и национальной интеллигенции, с другой - создает барьер между интеллектуалами и простым народом. Актуальными остаются следующие задачи: 1) преодоление европо- и афроцентризма, пропортугальского влияния на социологию и другие гуманитарные науки; 2) широкое вовлечение в научный обиход африканских источников; 3) проведение социологических исследований политического лидерства в африканских государствах, анализ программ структуры, социального состава политических организаций, политической культуры народов «черного континента»; 4) выработка теории путей развития африканских обществ, адекватно отражающей социокультурную реальность.

К сожалению, научная и политическая общественность Республики Ангола недостаточно внимательно относится к отечественным научным наработкам.

Научное творчество Марио Пинто де Андраде, его жизнь и общественную деятельности исследовали Мишель Лабан, Хозе Мариа Нуньс Перейра, Хозе Эдуардо Аугулуза, Виктор Рамало, Хоан Карлос Пауло, Антонио де Консьесан. Однако социологические труды Марио Пинто де Анраде практически не изучены. Его научные и публицистические произведения в большинстве своем незнакомы современникам.

Цели и задачи диссертационного исследования: проанализировать роль Марио Пинто де Андраде в становлении социологии в Африке в целом и в Анголе, в частности. Названная цель обусловила необходимость решения следующих задач: проанализировать теоретические источники творчества Марио де Андраде, систему его социологических взглядов на национально-освободительное движение и культуру народностей Тропической Африки; выявить значение социологического анализа Марио де Андраде африканской культуры и литературы; критически проанализировать идеологию лузо-тропикализма и креольства; оценить положение, состояние, уровень национальной и континентальной социологии; разработать рекомендации по подготовке учебно-методических программ по преподаванию социологии в высших учебных заведениях страны.

Теоретико-методологической базой исследования послужили : постановления и решения правительства Республики Ангола; концепции и парадигмы современных африканских, российских, западноевропейских и американских социологов; материалы научных конференций, симпозиумов, конгрессов, посвященных проблемам современной социологии.

Эмпирической базой исследования являются: результаты исследований Марио Пинто де Андраде в Португалии, Франции, Великобритании, Мозамбике, Гвинее-Биссау, Бразилии, а также работы его учеников, сторонников и оппонентов; материалы ангольской, португальской, французской и бразильской периодической печати о деятельности Марио Пинто де Андраде и других лидеров африканского национально-освободительного движения; официальные архивные документы по проблемам национально-освободительного движения в Тропической Африке; устные сообщения родственников, друзей, соратников, учеников Марио де Андраде и других знавших его людей; биографические материалы о жизни и деятельности де Андраде.

Методологическая основа исследования.

Исследование опирается на: биографический метод, представляющий собой анализ социальных влияний и условий на поведение и события, происходящие с конкретным человеком на протяжении его жизни; качественный анализ документов, т.е. систематизация и обобщение указанных в них отдельных фактов и выявление закономерности на основе сходства и различия между ними.

Объект диссертационного исследования: жизнь и научное творчество Марио Пинто де Андраде, предмет: социология Марио де Андраде, ее содержание, структура, значение, факторы под воздействием которых она сформировалась.

Научная новизна исследования состоит в том, что: впервые в истории африканской социологической мысли проанализирована деятельность профессионального африканского социолога, каковым является Марио Пинто де Андраде, его творческая биография и теоретическое наследие; изучен его вклад в развитие ангольской и африканской социологической мысли в создание теоретической и прикладной социологии в Республике Ангола; объяснены такие категории его социологической теории, как африканская цивилизация и культура, социальная среда народной э/сизни, передача традиций в бесписьменных обществах, протонацгюиалистическая элита и аристократическая элита, нативизм, ангольство и др.; выявлено соотношение взглядов Марио де Андраде со взглядами социологов Жоржа Баландье (Франция) и Уильяма Дюбуа (США), а также ряда африканских теоретиков.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: исследование категорий и методов, используемых Марио де Андраде, будет способствовать развитию практической социологии и формированию понимания социальной реальности и жизни в африканских португалоязычных странах; изучение концепции социологии африканской культуры имеет весьма существенное значение для понимания этнической структуры и обыденного сознания множества различных общин, из которых состоит население современного ангольского общества; выявление роли личности лидера национально-освободительного движения Анголы послужит росту национального самосознания и возрождению духовной культуры; включение в учебные программы ангольских вузов тем, освещающих творчество первого отечественного социолога, будет способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию чувства патриотизма у студентов. Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на Ученом совете и на кафедре общественных наук Национального ангольского университета им. Агостиньо Нето, на Ученом совете Центра Африканских исследований университета Порту (Португалия), на методологических семинарах социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Было сделано три научных сообщения на международных португалоязычных конференциях по проблемам социальной теории: 1. Критика лузо-тропикализма и разработка концепции ангольства Марио Пинто де Андраде [Порту (Португалия), ноябрь 1998 г].

Значение работ Марио Пинто де Андраде для понимания современного кризиса идеологии лузо-тропикализма и креольства [Лиссабон (Португалия) февраль 1999 г].

Основные вопросы социологии протонационализма и национально-освободительного движения в работах Марио Пинто де Андраде [Луанда (Ангола), август 1998 г].

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий порядок и способ изложения обусловлен целью и задачами диссертационного исследования.

Теоретические предпосылки анализа африканской культуры и литературы (социология Э. Дюркгейма и Ж. Гурвича)

Марио ГТиито де Андраде исследовал социологические аспекты африканской культуры и литературы, социально-политические и социально-экономические проблемы колониального положения африканских народов, разрабатывал социологию расовых отношений, создание которой шло в ожесточенной полемике с последователями лузо-тропикализма и креольства, концепцию ангольства, проблемы теории и практики африканского национализма и социология национального, социального и культурного освобождения.

Серьезное влияние на творчество Марио Пинто де Андраде оказала социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и учение одного из его последователей, приверженца французской социологической школы Жоржа Гурвича (1894-1965).

Основой взглядов Марио де Андраде стал «социологизм» Э. Дюркгейма, его понимание социологии как основы общественных наук, учение о социальном факте и социальной среде, о религии и морали и теоретические положения Ж. Гурвича о «диалектическом гиперэмпиризме», социальном детерминизме и культуре.

Учение Дюркгейма, вошедшее в историю социологической мысли как «социологизм», представляло собой прежде всего теорию социальной реальности. Дюркгейм считал, что социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие, природные виды реальности. Она подобна природным реальностям и развивается в соответствии с определенными законами.

Само общество, его специфика — это реальность особого рода, несводимая к другим общественным видам реальности. Дюркгейм всемерно подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной реальности, воплощенной в индивидах. А с индивидом он отождествлял биопсихическую реальность. Дихотомия индивида и общества выступает у французского социолога в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей: «индивидуальные факты» противоположны «социальным фактам», «индивидуальные представления» — «коллективным представлениям», «индивидуальное сознание» — «коллективному сознанию», «светское» — «священному». В свою очередь указанные дихотомии у Дюркгейма непосредственно связаны с общей концепцией человека. Человек для него — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности — социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:

1) то, что определено социально, и то, что задано биологически;

2) факторы, специфичные для отдельных обществ, и всеобщие характеристики человеческой природы;

3) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;

4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных — с другой;

5) социально предписанные обязанности и стихийные желания и действия;

6) факторы, исходящие «извне» и возникшее внутри сознания индивида;

7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными .

Дюркгейм утверждает примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Марио де Андраде, исходя из этих постулатов, исследует африканские общества. Он рассматривает их как особые социальные реальности. Африканским народам, ангольским народностям свойственно многое из того, что обусловлено африканской природой, и вместе с тем их развитие, развитие их культуры, литературы, социальной и политической жизни имеет свои собственные закономерности и свойства. Все эти явления общественной жизни Марио де Андраде рассматривает сквозь призму социальных реальностей, трактуемых по Дюркгейму.

В дихотомических парах Э. Дюргейма «коллективное представление», «коллективное сознание» всегда доминирует над индивидуальным. Социальные факты, из которых складывается социальная реальность, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием и принудительной силой по отношению к индивидам. Общество, в интерпретации Дюркгейма, выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно — «реальный» объект культуры и литературы, религиозных культов и гражданских правил. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» действительность, чем индивид; оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей. Дюркгейм не сводит общество к сумме составляющих его индивидов. Он считает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но однажды возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Социальная сущность колониализма

Марио Пинто де Андраде, вслед за Эме Сезэре, рассматривает колониализм, во-первых, как «режим эксплуатации разбушевавшихся масс людей, который возник из насилия и поддерживается только насилием»; во вторых, как «современную форму ограбления» [1978а: 7]. Чуть позже ангольский мыслитель сделает вывод, что колониализм подобен другим «ценностным процессам европейского капитализма, ответственным за отвратительный этнический геноцид» [1978а:5]. «Геноцид отвечает логике колониализма как носителя расизма, и в этом контексте колониализм одновременно уничтожает цивилизацию колонизатора колонизированного» [1976а: 7].

Здесь точка зрения Марио де Андраде об этническом характере колониализма сближается с точкой зрения французского философа Жана-Поля Сартра. В статье, опубликованной в журнале «Новые времена» («Les temps Modernes») в декабре 1967 года, Марио де Андраде пишет: «Действительно, колонизация не является мерой завоевания (...), колонизация является культурным геноцидом: невозможно колонизировать без систематического уничтожения собственных сил местного общества» [cit. Рог Andrade, 1978:7].

Очень важно учитывать сущностную характеристику колониализма, данную Марио де Андраде с точки зрения так называемой социологии колониальных обществ. Социолог-африканист Жоржеш Баландье, современник Марио Пинто де Андраде, в своей книге «Актуальные вопросы социологии "Черной Африки"» («Sociologie actuelle de L Afrigue noire»), изданной в 1955 году, изложил социологические принципы для характеристики колониальной ситуации [Balandier 1982:34-35]. «Господство, навязанное иностранным меньшинством с другой культурой, во имя расового (или этнического) и культурного превосходства, утвержденная догма над большинством коренных жителей, материально низко стоящих; механизм отношений с мощной экономикой христианского происхождения навязывается цивилизациям без развитой техники, с отсталой экономикой, с медленным ритмом и в корне нехристианским; антагонистический характер отношений, которые возникают между этими двумя обществами, требует для поддержания господства использовать не только силу, но и совокупность стереотипного поведения и т. д.».

Канадский социолог Гуи Рошер [1989] проанализировал социологические принципы, Жоржа Баландье, и сформулировал шесть основных характеристик колониальных обществ:

а) иностранная экономическая эксплуатация;

б) политическая зависимость;

в) расовые и социальные барьеры;

г) социальное рассеивание;

д) система оправдания, обоснования;

е) психологические линии поведения.

На эти характеристики Марио Пинто де Андраде опирался в эмпирических и теоретических исследованиях колониальной ситуации африканских стран, находившихся тогда под господством Португалии.

Португальские теоретики колонизационной социологии

придерживаются противоположной точки зрения. Так, для Мишкителы Лимы «португальская колонизация характеризуется отрицанием расового этноцентризма, культурной ассимиляции, поиском выходов в культурных столкновениях, общежитием, экологическим приспособлением ценностей разных культур» [1964:13]. На самом деле, эти характеристики колониализма не более, чем оправдание португальского колониализма.

В любом случае точка зрения Марио де Андраде на социологическую сущность колониализма органично вплетена в социально-исторический контекст, в котором была написана и издана книга автора из Мартиники Эме Сезэре. Сам Марио де Андраде в предисловии к португальскому изданию пишет, что Эме Сезэре проник « в суть основного события, которое произойдет в завтрашней второй мировой войне, предвидел будущее ограбленных историей народов, а именно: завоевание идентичности, материализованное борьбой за отечественную независимость» [1978а: 6].

Действительно, вопрос судьбы колониализма ставится с большой остротой сразу после второй мировой войны, после 1945 года. До этого были проведены панафриканские конгрессы, участники которых развивали и утверждали идею антиколониальной борьбы: в Париже (февраль 1919 года и сентябрь 1921 года), Лондоне (августе 1921 года), Брюсселе (сентябрь 1921 года), Лондоне (1923 год), Нью-Йорке (1927 год) и Манчестере (1945 год).

Согласно данным исследования, проведенного Элиу Фелгеш (Португалия), в 1955 году, т. е. десять лет спустя после второй мировой войны, на африканском континенте было всего лишь мять независимых стран: Либерия (1847), ЮАР (1909), Египет (1922), Эфиопия (1941) и Ливия (1952). Политически независимые африканские государства составляли тогда 17,3%) географической площади и 27,7% населения всего африканского континента. Эта группа населения составила 170 миллионов чернокожих (70,5%о), 60 миллионов арабов (24,8%), 8 миллионов европейцев (3,3%), 3 миллиона метисов (1,2%) и 1 миллион азиатов (0,4%). Тогдашние португальские колонии были населены 300 тысячами европейцев, которые представляли 3,75% общего числа европейцев, живущих в Африке. Соотношение между географической площадью и населением, согласно тем же исследованиям, было следующим: Африка под господством Франции занимала 36,6% площади, которую населяло 25% населения; площадь и население английских колоний составляли соответственно 26,1% и 33%, португальских колоний в Африке — 6,8%) географической площади и 5,5% населения всего африканского континента [Joao Paulo Guerra, 1994:27].

Исследование социологии колониализма, по мнению Марио де Андраде, начинается с собственного внутреннего переживания — «о vivier». Для него внутренняя перспектива в исследовании колониализма состоит в «проникновении в основу колониализма и одновременно в том, чтобы показать механизм исследования системы, раскрыть противоречия буржуазного мышления по этому вопросу, а также указать пути, которые позволили бы победить "позор XX века"» [Andrade, 1978а: 8]. Этой методологической ориентации Марио де Андраде придерживается во всех своих исследованиях социоэкономических, политических и культурных аспектов португальской колонизации в Анголе [1955а, 1962а, 1971а].

Социология африканского протонационализма

Последние годы своей жизни Марио Пинто де Андраде посвятил разработке и систематизации социологии африканского протонационализма. Его теоретический вклад в этой области обобщен в книге «Источники африканского национализма» [1997а] и в очерке «Условия возникновения "Африканского крика"». По мнению Марио де Андраде, предпосылками африканского национализма были:

националистическая идеология, изложенная, главным образом, в научном сообщении «Историческое сознание, идентичность и идеология в формировании нации» на коллоквиуме в Биссау «Строительство наций в Африке» (1989);

социальное расслоение в эпоху колониализма;

появление образованных людей в колонизированных обществах;

воспитание у молодого поколения чувство уважения к своей культуре;

возвращение к ценностям негро-африканской цивилизации.

Очерк «Источники...» посвящен анализу:

1) методологических предпосылок социологического анализа протонационализма;

2) возникновения и развития современного африканского национализма;

3) исторического значения социологии африканского протонационализма.

В «Источниках...» Марио Пинто де Андраде объясняет важные для понимания протонационализма понятия нации и национализма в условиях африканской реальности.

Что касается понятия национализма, то он считает его противоречивым по своему идеологическому содержанию, которое складывается «вокруг основных противоположных проблем — суверенитета и единства (всеобщности)» [Andrade, 1997а: 14], суверенитета, к которому стремятся участники национально-освободительного движения, и единства, к которому стремятся колонизаторы, желающие сохранить свои колониальную империю.

Ангольский мыслитель включает в понятие нации два момента: воображение и единство [1997а: 13]. Он сомневается в том, что общность языка, территории, экономической жизни и культуры являются определяющими критериями нации [cf. Andrade, 1997 а: 19]. Как известно, после провозглашения независимости африканские государства сохранили колониальные границы, установленные Берлинской конференций (1885). Руководители 31 африканского государства, которые подписали Декларацию Организация африканского единства (OUA) в мае 1962 года, признали унаследованные от колониализма границы. В статье 2 Декларации Организации африканского единства предусматривается защита суверенитетов, территориальная целостность и независимость африканских государств в рамках границ, установленных Берлинской конференцией.

Однако в наши дни во всех странах африканского континента находятся политики и африканские интеллектуалы, которые предлагают пересмотреть настоящие африканские границы. Марио Пинто де Андраде придерживается этой же позиции. Он объясняет свое беспокойство искусственным характером африканских границ и этнической силой автономного, независимого сознания в процессе строительства африканских наций, силой этнического сепаратизма. Для него «строительство африканского единства, включая изменение границ, унаследованных от колониального раздела, из-за внешней динамики еще не сложилось в фактор национальной консолидации на континентальном уровне» [Andrade, 1997 а: 7].

Эта позиция является исходной во взглядах Марио де Андраде на протонационализм, национализм и национально-освободительное движение. Во-первых, националистическая идеология в основе является общепризнанной; во-вторых, в африканском понимании она имеет своеобразие. Это своеобразие выражает прогрессивную борьбу африканских народов за свой суверенитет. Вместе с тем, данная позиция важна для социологического понимания национального вопроса в условиях колониализма. Она в той или иной форме присутствует во всех политических платформах африканских протонационалистов и составляет ядро идеи борьбы за эмансипацию и утверждение африканских элит.

Появление протонационализма, подчеркивает Мариоде Андраде, было подготовлено социально-историческими условиями. Важную роль здесь играли социально-политические и социокультурные предпосылки той эпохи и идеологические установки в постимперских обществах, — либерализм и салазаризм [cf. Andrade, 1997а: 25]. Дело в том, что прежнему политико-идеологическому порядку сопротивлялись коренные народы, что способствовало появлению объективных и субъективных предпосылок идеологии и практики протонационализма и других социально-политических антиколониальных движений протеста. До 1822 года африканские колонии

Португалии существовали как бы в виде ее части. Никакие особые условия жизни колоний государственными установлениями не признавались. Конституция же 1822 года признала наличие государственно-юридических различий между метрополией и колониями, признала существование отдельных территорий в качестве колоний.

Марио Пинто де Андраде назвал эту эру эрой пост-империй, новым колониальным порядком. «Конституция 1822 года провозглашает принцип единства политического устава и законодательства в отношениях между колонией и метрополией». Эта Конституция констатировала различие колониальных территорий и Португалии. Тем самым колония стала существовать юридически, и между колонией и метрополией уже должны были возникать некоторые отношения. «Идеологическое строение состояло из данного законодательства, относящегося к ассимиляции коренных жителей (гражданские и политические права на уровне индивидуума) и интеграции территорий» [Andrade, 1997а: 25].