Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социология религии в современной Бразилии Шевченко, Лариса Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко, Лариса Сергеевна. Социология религии в современной Бразилии : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1992.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3066-9

Введение к работе

:vuiv::i j

Актуальность темы исследования. В настоящее время наше общество перзливает период переоценки многих духовных ценностей. Идет переосмысление исторического и культурного развития страны, пересматривается отношение к социалистическому идеалу, преодолевается наша отстраненность от развития мировой культуры, предлагающей различные варианта социализма. В то ке вре-мя у нас в стране наблюдаются многочнелешше свидетельства усиления привлекательности рзлиглозлих идеалов, растет популярность нравственных законов Библии. Как будут развиваться эти процессы? В связи с духовнышз поисками нашего общества актуальним представляется исследование нового для пас варианта сочетания социалистического и христианского идеалов общественного развития, предлагаемого л бразильской социологии религии ее центральний направление;1.! - социальной теорией "теологии освобождения". Особый интерес з отой теории вызывает своеобразие использования марксизма, который долгое время в нашей стране бил ведущим мировоззрением. Кроме того, следует учитывать рост популярности "теологии освобождения1' во всей мврз. В различных формах она существует не только в странах Латинской Америки, но и в других раавшащихся странах Азия и Африки". Но наиболее сильно "геология освобождения" развита в Бразилии, где работают со крупнейшие представители и где сна получила широкую общественную поддержку.Актуальным представляется так>;:е аналпз"теологии ося обобщения" в контексте становления бразильской социологической кнели,поскольку бразильская социология, возникнув в период революционных преобразований в общество, прошла д!іно.7ичш,'ії путь создания солидной акодсмичес-l-.'/cS

кой структуры и собственной методологической базы, оказавшей влияние на методологический поиск теологов освобождения. Обзор развития бразильской социологии актуален и в плане сегодняшних поисков путей развития отечественной социологической науки, которая, как и бразильская социология, стремится не только к усвоению достижений мировой социологической мысли, но и к определению своего места и роли в мировой социологии, что позволяет говорить об общих закономерностях развития социологических наук в наших странах л о полезности изучения всех отраслей бразильской социологии, включая и социологию религии. Степень научной разработанности темы. Знакомство отечественной социологической науки о бразильской социологией начинается в 60-е годы 2Х века, когда в нашей стране в течение десяти лет жил и работал бразильский социолог марксист, армя-ная по происхоадению," Іакоб Базарян. Его статьи в коллективных трудах-^, а также представленная им работа другого прогрессивного бразильского социолога Еруз Косга *' имеют большое значение, поскольку знакомят с философской базой, на которой зарождалась бразильская социология, и с начальным этапом ее становления .

История философии. Т.2,4,5. - М., 1957-61; Философская энциклопедия в 5-тй томах; Бразилия. - M.t 1963; Современная Бразилия. - М., 1962; Современная Философия и социология в странах Европы и Америки. - М., 1964.

Коста, Круз Жоао. Обзор истории философии в Бразилии. - М., 1962.

Наибольшую ценность для представлений о современном уровне развития бразильской социологии имеют монографии и статьи крупнейшего в нашей стране специалиста по латиноамериканской социологии А.В.Шестопала*-', который в связи с анализом общего состояния латиноамериканской социологии известное внимание уделяет и современной бразильской социологии.

Большое значение для разработки темы исследования имеют научные работы и статьи отечественных социологов, экономистов: I.G.Поскониной, ВЛ.Давыдова, А.СХарламенко, Ю.Н.Королева*', посвященные леворадикальному направлению современной латиноамериканской социологии, а которых присутствует анализ экономического направления стременной бразильской социологии.

Определенный интерес для исследования теоретических аспектов бразильской социологии представляют статьи ГЛ.Чубковой,

Шестопал А.В. Миражи Эльдорадо в XX- веке. Критические очерки буржуазной социологии в Латинской Америке. - М., 1981; Шестопал А.В. Яевооадикальная социология в Латинской Америке. - М., 1974; Шестопал А.В. Судьбы человечества в социальной философии стран Латинской Америки. - В кн. Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. -М., 1983: Его статья в журнале Латинская Америка, 1988, » ІО, с.ёО-54.

Посконина Л.С. Латинская Америка: критика леворадикальных концепций. - М., 1988; ее же. Критика социально-политических концепций левого радикализма в Бразилии (на примере работ Ф.Э.Кардозо, Т.Дос Сантоса и С.фуртадо): Канд.дис... М., 1980; Ее же. Критика немарксистских концепций о роли буржуазии в кубинской революции. Латинская Америка, 1985, Л 12; Давыдов В.М. Что такое "теория зависимости"? Латинская Америка, 1985, & 4, 9; Давыдов В.М. Проблемы периферийного капитализма. Латинская Америка, 1991, * 3. Харламен-ко А.С. Революция и реформа: единство противоположностей. Латинская Америка, 1991. № 3; аго же. Левые радикалы: путь в революцию. Латинская Америка, 1988, № 9. Королев Ю.Н. Латинская Америка: революции в новейшее время. Латинская Америка, 1988, ИІ.

- 4 -В.ПЛ'оцкого, Я.Г.Шемякина, М.М.Цурвиїг' о различных проблемах латиноамериканской социологии.

Однако на сегодняшний день в нашей страна нет ни одного фундаментального исследования, специально посвященного социологии религии а современной Бразилии,

Поскольку центральным направлением современной бразильской социологии религий является" социальная теория "теологии освобождения", большой интерес для разработки темы имеют труды отечественных ученых религиоведов, философов, историков, посвященные различным аспектам "теологии освобождения".

Деятельность теологов освобождения в контексте исторического развития католицизма исследуется в фундаментальных рабо-тах И.Р.Григулевича, Н.л.Ковальского \

Вопросам идеологии и практики всемирного католицизма по-свядеяы монографии и статьи Веляковича Я.Н., ШеШшана М.М.,

Чубкова Г,П. Проблема самобытности в аргентинской социологии, Латинская Америка, 1390, Я 4; Тоцкий Б.П, Фернандо Знрике Кардозо: демократия для перемен. Латинская Америка, 1987, & 4; Шемякин Я.Г, Освободительные традиции и революция. Латинская Америка, 1985, її II; І^рвиц М,М, Латиноамериканские социологи о кризисе буржуазного государства, Латинская Америка, 1985, й 6.

Григулевич И.Р. "Мятежная" церковь в Латинской Америке. -Гл., 1972; его же, Церковь и олигархия в Яатинокой Америке (ІоЮ-1959). - М., 1981; его же, Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в ЇУІ-ХХ веках, - М., 1980; его же. Латинская Америка: церковь и революционное движение, I960 -нач.80-х гг. -К., 1988; Ковальский Н.А. Католицизм в Латинской Америке. -М., 1986.

- 5 -Ковальского Н.А., Потанинской Н.Н. '.

В нашей исторической литературе "теология оовобовдения" как латиноамериканское явление рассматривается в научных работах и статьях Андроновой В.П., Деменчонка Э.В., Дерюгина СВ., Митрохина Л., Воробьевой И.ф., Мчедлова М.П., Мамонтова С, Ролик 0., Козаля Б.й.2^.

*' Велякович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. -М., 1986; его же, Католицизм в созременном маре. - М., 1981; его же. Критика клерикальных концепций войны я мира. Научный атеизм, 1386, JS 2; его же, Религия в современной идеологической борьбе.

М.; 1981; Шзйнман М.М. Католицизм в меняющемся мире.

М., 1975; Швйнмая М.М. От Пая IX до Павла УІ. - М., 1979; Ковальский Н.А. Католицизм й мировое социальное развитие. -М., 1974; его же, Ватикан: "Как продвигаться вперед...?". Латинская Америка, 1980, J6 9; его яз, Коммунисты и христиане в ядерный век. Проблемы мира и социализма, 1987, № 10; Поташянская Н.Н. Католический клерикализм и народные массы.

*"' Андронова В.П. Борьба за "теологию освобождения". Латинская Америка, 1980, $ 9; ее же, Христианские низовые общины -новая форма социального протеста верующих Латинской Америки. Латинская Америка, 1984, я 9; Деменчо'нок Э.В. Проблемы "освобождения в радикальной теологии. Латинская Америка, 1986, 10: его яе, Философия истории Дусселя. Латинская Америка, 1989, й 5; Дерюгин СВ. Мятежный иезуит. Латинская Америка, 1987, Ш 3; его яе, Католики и марксисты: от диалога к сотрудничеству. Латинская Америка, 1988, # 2; его же, Обсуждение проблем теологии оовобовдения. Латинская Америка, 1989, Л 6; Митрохин Л. О "теологии оовобовдения". Наука и религия, 1986, » 7; Воробьева И.Ф. Положение я современные тенденции в католической церкви. - В кн. Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития. -М., 1983; Мчедлов М.П. Современные социальные движения и религия. Научный атеизм, 1985, Й 3; Мамонтов С. Политзаключенного звалн Христос. Проблемы мира и социализма, 1988, 9; Мамонтов С, Альваро Оаьедо. "Теология освобождения": новая "ересь"? Проблемы мира и социализма, 1986, В 3; Ролик 0. Беседуя с Фиделем. Наука и религия, 1986, № 8; Коваль Б.И. Теология "оовобовдения" против лояного смирения. Латанская Америка, 1990, № 6.

Часта этих работ} шпясашшх а доперестроечный лори од, з настоящее вромя представляет познавательную ценность, однако со шюгаг-ш идоологачаскіш сцедааінь данными б ііе, сейчас трудно согласиться,

Учатьгаая огрзцдчаднесть щрормацин о социальной ситуация в созремзішоії Бразилии, виз кенхакста которой затруднительно разобраться а соцаодогячесішх воззрениях, необходимым является тщательнее изучение коллективных я шдагаидуаяьянх исследований с различных сторонах лшзднбразильского общества отечественных лагаяоаюранааастоз ЗабздиноЛ TJ0,, С ооновского А,А,„ Коваля БЛІ., Гляяк'лла АЛІ,, Сазана АЛІ,, Бвстрова В.Я, ^.

Особый шгаарсс для шализа методологических особенностей социальной теория "теология освобождения" имеют монографии я статья ншш социологов., философов, религиоведов З.М.Пасика, В.ЙЛобренькова, АЖ Радугшіа, Л.С.Попова, Ф.Г.Сзоие'нко, К.ИЛизконсва, Н.И. Петякшевой, С,В. Дерюгина, НЛЬПотадшпскоі* ;

Забелина Т. Ю., С ооновский А. А. Бразилия до и после "чуда". - М., 1986; Коваль Б.й, Пролетариат Латинской Америки, - Ы. I960; его же, Бразилия вчера в сегодня. - №.. 19?Ь; Коваль Б.И, Резолюция продолжается, - М., 1984; Глинкин АЛІ. Современная Бразилия. - М., 1980: Савин АЛЇ, Промышленный пролетариат Бразилии, 'Латшюкая Америка, 1988, Ш 10; Бистров В.Я. Проблема молодежи в стратегия и тактике политических едя в современной Бразилии> Канд.две... М., 1987, С основск А.А, Демократические силы и политическая борьба в современной Бразаляп, -М., 1982 (канд.диссертация),

Пасика В.Ы, "Теология освобождена;!" {латиноамериканский радикальний вариант). Вопроси ёалософяи, 1905: I; Добронь-;<сз В.И., Радуган А „А. Методологические вопросы исследования реяииш. - М,, IS89; Их че, Христианская теология л революция, - М,, ISS0; Раду ran А,Л,, Попов Л.С. Христианские футорологячзскяо концепция. -U., 1987; их гее, до поля ти зада; католицяомл: лозунги и реальность, Латинская Америка, 1930, й 0; Попал Л.С. К анализу социального значения ралягіш и атеизма, Философские наулі, 1989, 2; Его же, Социальное значеняэ религии л аталсма: история, с овеем єни ость, Hay чини areaow, 1930, J5 3; Попои А,С, Радуг;ш А,А, Христианское бс-гсолезяе а поисках остального идеала. Научнчй атеизм, 1936

_ 7 -s которых частично пррдогсллсд анализ в бразильской "геологи ссзобогдсяпя"с

Том но мензэ в ноезй парной лйтературз И05 нл одного лссяздппаимяг коспкі:окного всестороннему анаявзу таорпп л практики "тзолегпп ссзобсздсляя язпоорэдегвезкло в Бразяяя/;,.

Такое состошша уровня разработка tgmh псслодозашш в огечзсїязішой осіїїожжш определяет цель я задача исследования»

IlMbJulfiSMEEIP ~ ялаллз "тоологил освобоядокпя" пак основного направления сезрзисякой брззяльской социология рзля-гяп. Для дос?н~зшщ дадяоЗ цела з работе- поставяс-нк сдедукузе

рзеомотрзть гзкззйс и проблемы становления брзгзльской социологии к ait баги, на которой зарождалась соцяологая рзялгкя;

определить таорз'хяко-узгодологическую слзпдфлку бразильской социологии кат. cohosh методологического поиска социальной теорли "геологии освобождения" г

дать вевегороияглз характеристику бразпдьсноЗ "тоологни оовебодаиня", ессбоз вшдшьча уделяв сз їеорзїзчесї^м поло^з-вяж;

исследовать "теологию освобождения" как попытку соединения теологических взглядов и марксистской методологий, показав жизнеспособность марксизма как критического инструмента анализа социальной действительности;

систематизировать проблематику работ бразильских и иностранных социологов-специалистов по вопросам религии, исследующих причины появления и особенности формирования "теологии освобождения" в Бразилии.

Методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также отечественных социо-логов-латиноамериканистов и религиоведов.

Источниковедческую базу исследования составляют работы, статьи, интервью бразильских социологов-теологов и социологов-мирян, крупнейних представителей "теологии освобождения": Кл.Бофф, Л.Бофф, П.Р.де Оливейра, І.Рамалью, К.А.ЛибанйО Крясго (брат Бетто), Ж.Комблин, Дона П.Казалдаляга, Р.А.Кунья, Луиза Альберго Гомес де Coy за, К.П.Намарго и др.

Часть работ этих ученых неизвестна или мало известна в нашей стране и представляет ценный материал для анализа и оценки теоретических положений и социальной практики "теологии освобождения".

Следующую группу источников составляют неизвестные либо малоизвестные у нас в стране фундаментальние труда ведудах прогрессивных бразильских социологов-специалистов по истории социологической мысли Бразилии: О.Ианни, Ф.Фернандес, ф.де Азведо, В.Шакон, Г.Ралос и др. Работы этих социологов стали основой для анализа процесса становления и особенностей бразильской социологии.

Отдельная группа источников - неизвестные у нас з стране работы бразильских и иностранных социологов-религиоведов, по-свящошше анализу причин появления к особенностей формирования "теологии освобождения" в Бразилии: Р.Рибейро, Ф.Купертяно, Мария Изауры Порейра де Кейрож, Ч.Уэйглй, М.М.Алвес, Т.Брюно, П.Ж.Кригаке, Э.Кадт. Систематизация проблематики этих работ представляет большой интерес в плане знакомства ученых ианой страна с общим направлением развития бразильской социологии религии.

Учитывая связь "теологии освобождения" с практикой революционных движений в Латинской Америка, специфическую группу источников составляют матеріали международных совещаний коммунистических ъ рабочих партий, выступления я интервью представителей рабочего, коммунистического, профсоюзного движения Бразилии.

В качестве информационной базы для написания .диссертация служат также материалы отечественной л зарубежной печати, а также данные статистических сборников и справочных изданий.

В перл од написания работы автор имел возможность взять интервью й переписываться с бразильскими теологами освобождения, социологами, а также талерами профсоюзного а коммунистического движений Бразилии. Згот матерявл toes используется в диссертации.

ШОЙІЇІ^ШЗЖЗ'-іМйІЦ заяяючазтея а том, что тема диссертация "Соцаологил религии л со?,рс;::шой Бразилии" впервые исследуется з пашзй стране. Ира а? ом:

- просле:;:5нг езякь геяелгеа брйзлиской социологии с прогрессивными оби;зстх&пнн::д преобразованной в сделан вывод о

том, что глазной прлчняей позднего локзланпя бразильской со-3 (fsg

- 10 -циологии религии было позднее включение бразильской католической церкви в прогрессивные общественные процессы;

показано, что специфическим методологическим принципом критического, ведущего направления бразильской социологии, является дуализм восприятия действительности, рассматриваемый как две стороны единого процесса, и что центральная проблема бразильской социологии - проблема зависимости, решается на основе этого принципа я марксистской методологии;

выявлено, что методологический принцип дуализма характерен и для бразильской социологии религии, центральным направлением которой является социальная теория "теологии освобождения" ;

дана всесторонняя характеристика бразильской "теологии освобождения" как теоретического -обоснования практической деятельности "народной церкви", раскрыты особенности теологической и социальной частей этой теории;

на примере использования марксистской методологии в социальной теории "теологии освобовдения" подтверждена жизнеспособность марксизма как критического инструмента анализа социальной действительности, способствующего ее совершенствованию;

в результате систематизации проблематики работ бразильских и иностранных социологов-религиоведов раскрыта связь социологии религии Бразилии с религиозной практикой и особенностями исторического развития страны;

в научный оборот вводится много новых материалов, неизвестных и не использованных ранее ни.в нашей социологии, ни в религиоведении.

- II -

Практическая значимость диссертации. Выводы и фактологический материал по бразильской социологии религии и бразильской социологии могут бить использованы при подготовке учебников, учебных пособий, лекционннх курсов по истории и теории зарубежных социологических концепций.

Проведенное в диссертации исследование макет стать теоретической основой для дальнейшего анализа взаимосвязи теологических и социологических концепций.

Учитывая, что в последние годы контакты мевду нашей страной и Бразилией становятся более интенсивными, содержащийся а диссертации материал может помочь представителям различных политических, общественных и научяцх организаций правильно строить взаимоотношения с представителями сооїветствущих организаций Бразилии.

Апробация работы. Основные положения исследования апробировались автором в научных публикациях и на "Ломоносовских чтениях". Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории социологии социологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Цель и задачи определяют логику работы и ее структуру, которая состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.