Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социология революции П. А. Сорокина Ломоносова Марина Васильевна

Социология революции П. А. Сорокина
<
Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина Социология революции П. А. Сорокина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломоносова Марина Васильевна. Социология революции П. А. Сорокина : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 СПб., 2006 162 с. РГБ ОД, 61:07-22/114

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-научные и личностные основания развития социологии революции, как специальной отрасли социологических знаний 15

1.1. Исторический обзор основных взглядов на революцию и предпосылки формирования социологии революции . 15

1.2. Революционная деятельность ПА. Сорокина и её влияние на проблематику научных исследований ученого 39

1.3. Социологическая публицистика Л.А. Сорокина. Первые опыты научного осмысления революционного процесса 64

Глава 2. Теоретическая реконструкция социологии революции ПА. Сорокина: основные положения и проблемы 82

2.1. Социология революции: объект, предмет, задачи и теоретико-методологические основания 82

2.2. Причины возникновения революции и характеристика её основных этапов... 94

2.3. Развитие основных положений социологии революции в научном наследии

П.А. Сорокина 1926-1939гг. 126

Заключение 149

Список литературы

Введение к работе

ІТитирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) считал, что социальное согласие является одним из основных показателей качества человеческого существования, а его отсутствие говорит о том, что общество или социальный институт находятся в состоянии кризиса. За прошедшие более чем полвека с того времени, как ПЛ.Сорокин писал свои труды, человечеству не только не удалось достигнуть социального согласия на глобальном и локальном уровнях, но и появилось множество острых проблем и противоречий, требующих незамедлительного решения. При этом в эпохи глобальных социальных перемен обостряется интерес к обобщающим описаниям исторического процесса, к историческим метарассказам, так произошло и с революциями. Революция как специфическое явление общественно-политической жизни имеет глубокие исторические корни и входит составной частью в фундаментальную проблему человечества - применение насилия ради достижения определенных целей. Современные, «новые», «цветные» революции вновь заставляют исследователей возвращаться к историческому опыту прошлых веков с целью поиска объяснительных схем и моделей, несмотря на то, что мода на постмодерн не способствует систематизации образов и фактов в какой-либо системе координат, предполагающей поступательность исторического развития.

В настоящее время в отечественной социологии появляется достаточно большое количество работ, посвященных творчеству П.А.Сорокина. Тем не менее, социологическая концепция революции, занимающая весьма значительное место в его творческом наследии, является практически неисследованной. Это связано с

двумя факторами. Во-первых, ряд работ посвященных этой проблеме оказался
недоступным для отечественного исследователя. Во-вторых, долгое время в нашей
стране не существовало плюрализма подходов и концепций при исследовании
революции как социального явления, поэтому если в советское время и появлялись
отдельные работы, то они носили критический характер с позиций исторического
материализма. Но происходящие в последние десятилетия значительные изменения
ценностных ориентации нашего общества, с неизбежностью повлекли за собой
ломку старых теоретических конструкций и смену методологической парадигмы в
целом. Все это происходило на фоне всплеска интереса к политической истории
страны, в частности к истории революции. Этот интерес давно вышел за пределы
академических рамок, а проблема русской революции вновь стала предметом
политических дискуссий в средствах массовой информации. В возникшем
противостоянии публицистики и науки последнее слово стало принадлежать
первой, . и .на уровне обыденного сознания утверждается представление о
революции как о случайном и негативном явлении в истории России, которое
постоянно закрепляется «информацией», поступающей из СМИ. Так например,
революция 1905г., продолжает находиться в тени исторического сознания,
несмотря на то, что она была первой социальной революцией в России, в
результате которой впервые оформились в ясно очерченный партийный ландшафт
те течения - социалистическое, либеральное, консервативное,

националистическое, - которые впоследствии структурировали российское политическое сознание вплоть до следующих революций. Тем не менее, миф о революции 1905г. как «генеральной репетиции Октября», созданный в советское время, продолжает оставаться в исторической памяти практически без изменений.

Таким образом, актуальность темы "Социология революции П.А.Сорокина" состоит в реконструкции и анализе концепции революции П.А.Сорокина, ее теоретических основ и конкретно-исторической практики в контексте истории России. Исследования в данной области требуют особо взвешенного подхода к источникам, как традиционным, так и историографическим, учитывая это, обращение к исследованиям П.А.Сорокина, посвященным революциям вообще и русской революции в частности, представляется вполне оправданным, поскольку данный мыслитель соединяет в себе блестящего социолога, политика (участника революционных событий в России) и публициста, который оставил после себя огромное научное наследие, оказавшееся недостаточно осмысленным современным научным сообществом. Но здесь, важной и сложной методологической проблемой в контексте исследования является проблема взаимоотношения социологии и политики в творчестве ученого и проблема автономности научного знания. В этом ракурсе особое значение получает, так называемый, социальный заказ в науке, который тоже нельзя рассматривать однопланово. Совпадение социального заказа с логическим движением социологической науки, как правило, значительно способствует благоприятному её развитию, что и произошло в 20-30-е гг. в США с теориями П.А.Сорокина. В то же время, невостребованность науки и научных результатов нельзя объяснить исключительно социальной политикой государства. Проблема невостребованности научного знания имеет и другую сторону, связанную с закономерностями развития научного сообщества, и отчасти именно этими закономерностями можно объяснить периодическое «исключение» из социологии теорий, концепций и мыслей П.А.Сорокина.

Кроме того, актуальность обращения к данной теме обусловлена существованием социологии революции, как отдельной области социологии. В . отечественной социологии, после того как в 80-х годах были расшатаны схемы и концепции анализа данного социального явления на основе методологических установок исторического материализма, новые подходы существуют на уровне гипотез и выступают скорее в качестве материала для публицистики, чем в качестве предпосылок для проведения научного исследования. При этом именно ПА.Сорокин является основоположником социологии революции.

В зарубежной социологии ситуация несколько иная, поскольку существуют специальные организации, занимающиеся изучением революционных процессов (например Гуверовский институт войны, мира и революций в США, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований), проводятся отдельные социологические исследования, посвященные революциям, а в учебниках по социологии содержатся разделы, посвященные революции, наряду с другими социальными изменениями.

Поэтому, для отечественной социологии разработка данной темы представляет и общетеоретическое значение.

Степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной социологии представляется недостаточной, что и повлияло на выбор темы диссертационного исследования. Следует отметить, что существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам творчества П.А.Сорокина, тогда как его социологическая концепция революции практически не подвергалась историками социологии специальному изучению. Вся имеющаяся научная литература по данной проблематике связана с двумя основными тематическими

блоками. Первый блок посвящен научному наследию П.А.Сорокина в целом. Второй блок - социологии революции и истории революции

В истории социологической мысли существовали определенные традиции исследований вопроса места и роли революций в общественном развитии, прежде всего это касается марксистской социологии. Поскольку идея насильственной революции была центральной идеей в политической доктрине марксизма, то не только сами ее основоположники, но и их последователи: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Г.В .Плеханов и многие другие, уделяли в своих трудах большое внимание революционному процессу.

В работах "советского периода", посвященных анализу общеметодологических проблем теории революционного процесса, особого внимания заслуживают исследования Ю.А.Красина, М.А.Селезнева, Л.А.Казаковой, М.Л.Гавлина, А.И.Соболева, С.А.Ланцова. Труды этих авторов являются наиболее фундаментальными исследованиями по проблемам революции, хотя жесткие идеологические ограничения не позволили им провести объективное научное исследование, В постсоветской России исследований, посвященных проблемам революции практически не проводилось. Исключение составляет труд И.В.Стародубовской и B.A.May «Великие революции от Кромвеля до Путина»1, в котором авторы пытаются проанализировать, как современные российские события могут повлиять на развитие теории революции и что может дать теория революции для понимания происходящего в России, Кроме этого, особого внимания заслуживает исследование ГЛ.Завалько «Понятие «революция» в философии и

1 Стар о дубове кая И.В., May В.Л. Великие революции от Кромвеля до Путина. М.; Вагриус. 2001.440 с

общественных науках; проблемы, идеи, концепции» , в котором рассмотрены основные проблемы, связанные с использованием понятия «революция» в философии и общественных науках с XVII века до наших дней.

В XX столетии в рамках немарксистской социологии сформировалось целое направление, изучающие революционные процессы. У истоков этого направления стояли П.А.Сорокин и К.Бринтон. Именно Сорокину принадлежит и сам термин "социология революции", который закрепился в качестве названия этого направления в социологии.

Из работ более позднего периода, посвященных проблемам революции, необходимо отметить исследования Х.Арендт, З.Бзежинскога, Ч.Джонсона, Д.Кеннана, Б.Мура, М.Риджей, М.Хагопиана, С,Хантингтона, С.Эйзенштадта, Ч.Элвудаи др.

Степень изучения социологии революции П.А.Сорокина зависит от уровня осмысления' в современной науке его наследия в целом. Что касается, исследований научного творчества П.А.Сорокина в рамках отечественной социальной мысли, то первые упоминания о нем в советской литературе появляются только в конце 60-х гг., начале 70-х гг. в связи с активизацией критики американской социологической и политической мысли (Голосенко И.А.", Бормотова С.С.3, Момджян К.Х,4). Работы этого периода посвящены в основном критическому анализу философско-исторических и социологических воззрений

1 Завалько Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции.
М.: Ком Книга, 2005. 320 с.

2 Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций П.Сорокина.
Авторефлис. канд.фшюс. наук. Л., 1967.

3 Бормотова С.С. Ленинская критика реакционных общесоциологических концепций П.Сорокина и других
анти марке истов в первые годы советской власти (1917-1922 гг.). Автореф.дис. каид.филос. наук. М., 1967.

4 Момджян К.Х. Критический анализ теории социокультурных суперсистем в философско-исторической
концепции П.Сорокина. Автореф.дис. канд.филос. наук. М., 1974.

П.А.Сорокина. Принимая во внимание тот факт, что огромное научное наследие ученого до появления этих исследований было практически недоступно для отечественных специалистов, можно сделать вывод, что работы Голосенко И.А., Бормотовой С.С., Момджяна К.Х. не затронули весь массив социологических проблем в трудах П.А.Сорокина, но послужили базой для дальнейших исследований.

Второй этап изучения творчества П.А.Сорокина связан с началом переиздания и перевода его трудов российского и американского периодов творчества в конце 80-х гг., начале 90-х гг. В это время, благодаря активной работе Ю.А.Согомонова были опубликованы в научных журналах такие статьи и фрагменты работ П.А.Сорокина российского периода, как «Социальный прогресс и принцип счастья», «Духовный облик М.М.Ковалевского как мыслителя» и ряд др. Изучением я переводом работ американского периода занимались В.В.Сапов, И.А.Голосеико, Т.С.Васильева. В это же время становятся доступными архивные материалы, связанные с научной и политической деятельностью П.А.Сорокина, а наиболее значимые исследования в этой области принадлежат Ю.В.Дойкову.

Третий этап изучения наследия П.А.Сорокина связан с созданием Международного института Питирима Сорокина - Николая Кондратьева в 1999 году. Одним из основных направлений деятельности Института является перевод и издание работ П.А.Сорокина в России. Наиболее значимые труды, изданные при содействии Института: «Социальная и культурная динамика» (2000) и «Социология революции» (2005).

Таким образом, в качестве источниковой базы исследования выступают социологические тексты П.А.Сорокина; критические тексты, посвященные

осмыслению его концепций; тексты ученых, разрабатывающих аналогичные проблемы; а также работы по социологии и истории революций.

Объект, предмет, цели и задачи исследования. Объектом исследования является социология революции как специальная отрасль социологического знания.

Предметом исследования выступают социологическая концепция революции ГТ.А.Сорокина и её теоретико-методологические основы.

Цель исследования анализ теоретических и методологических основ социологии революции П.А.Сорокина, а таюкс теоретическая реконструкция основных положений социологии революции П.А.Сорокина Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить предпосылки формирования социологии революции как специальной отрасли социологического знания.

  2. Охарактеризовать социально-политические условия периода становления П.А.Сорокина как ученого, их влияние на формирование проблематики научных исследований и на появление социологической публицистики П.А.Сорокина революционного периода.

  3. Проанализировать основные концепции социальной революции.

  4. Выявить теории, оказавшие влияние на формирование социологической концепции революции П.А.Сорокина в целом.

  5. Проанализировать представленные П.А.Сорокиным причины революции, её процессуальные и функциональные характеристики.

  6. Выявить логику и методологию социологической концепции революции П.А.Сорокина и определить объект, предмет и задачи социологии

революции как специальной социологической дисциплины. Теоретико-методологические основы исследования.

Поскольку для достижения цели исследования необходимо
проанализировать работы, созданные на протяжении длительного периода времени
и в различных социально-исторических условиях, в качестве общей
методологической базы исследования выбраны сравнительный историко-
социологический и системный подходы. Особое значение для исследования темы
диссертации имеют произведения П.А.Сорокина, его социологическая концепция
революции, методология «социологического интегрализма» и его социологические
воззрения в целом. Кроме этого, в диссертационном исследовании для анализа
научной литературы и документов использованы общенаучные методы
(логический, методы анализа, синтеза, систематизации) познания в их
конкретизации применительно к изучаемому предмету, а также

компаративистский метод для изучения различных теоретических конструкций.

Научная новизна исследования определяется тем, что это первая в истории отечественной социологии работа, посвященная социологической концепции революции П.А.Сорокина. Научная новизна обусловлена системностью анализа работ ПА.Сорокина, критических работ, посвященных осмыслению его социологии; анализом идейно-теоретических истоков, теоретико-методологических основ его социологии революции; рассмотрением ПА.Сорокина как основоположника изначально нового направления исследований в социологии -социологии революции, . а далее - отдельной отрасли социологии; перспективностью дальнейшего исследования социологии П.А.Сорокина; введением в научный оборот ряда новых, не рассматривавшихся ранее источников

и архивных данных. Кроме этого, в исследовании уточнен понятийный аппарат, детализировано понятие «революция», оценены эвристические возможности различных концепций анализа революций. Новизна работы может быть конкретизирована следующим образом:

  1. Обосновано выделение социологии революции в качестве отдельной отрасли социологии, что связано не только с потребностями научного познания и поиска, но и с той значимой ролью, которую играют революции в развитии общества.

  2. В результате теоретической реконструкции показано, что социология революции П.А.Сорокина является прикладной (практической) социологической дисциплиной, т.к. в своих выводах опирается на данные общей теоретической социологии. При этом, в её структуре можно выделить предмет, исследовательские задачи и специальную теоретико-методологическую базу.

  3. Исследования революции П.А.Сорокина, повлиявшие на появление социологии революции, как отдельной области социологии, занимают весьма значительное место среди последующих за ними теорий и концепций революции ХХв.

4. На основе изучения специальной литературы и архивных данных доказано,
что на появление социологической концепции революции П.А.Сорокина
огромное влияние оказали объективные факторы: обучение и работа в
Психоневрологическом' институте, и его политическая деятельность.
Именно непосредственное участие П.А.Сорокина в событиях 1905-1917гг.
позволило ему создать серию публицистических работ, в которых он

впервые предпринял попытку социологического анализа революции, при этом он часто обращался к психологии в поисках объяснительных моделей и учитывал исторический опыт предшествующих революций других стран, что позволило ему заложить теоретико-методологическую основу для дальнейшего исследования и выделения «социологии революции» в качестве отдельного направления социологии. 5.'. Выявлено, что уже в «российский» и «ранний американский» период научного творчества П.А.Сорокину был свойственен методологический «интегрализм», в то время как, большинство исследователей связывают появление «интегрализма ПА.Сорокина» с фундаментальным исследованием «Социальная и культурная динамика» (1937 г.). 6. Доказана логическая непротиворечивость и неразрывное единство «российского» и «американского» периодов творчества. Практическая значимость результатов исследования; Использование идей социологии революции П.А.Сорокина (с учетом критической переработки устаревших положений) может служить теоретической базой для анализа современных кризисных явлений и их прогнозирования. Выводы и фактический материал исследования могут использоваться в научно-исследовательской работе в области теоретической социологии, истории социологии, политической социологии.

.Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории и теории социологии, а так же специальных дисциплин («Социология П.А.Сорокина» и «Социология революции»).

Перспективность и актуальность исследования нашли своё подтверждение в

процессе апробации основных положений и выводов диссертации на научно-практических конференциях: «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век» (Москва, 2001) «М.М.Ковалевский и российская общественная мысль» (Санкт-Петербург, 2001), «Reiseriten-Reiserouten» (Konstanz, 2005), «Социальные трансформации в социокультурной динамике XX-XXI веков» (Киев, 2006).

Материалы исследования были использованы при чтении спецкурса «Социология П.А.Сорокина», курса «История социологии».

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Исторический обзор основных взглядов на революцию и предпосылки формирования социологии революции

Роль социально-политических революций в развитии общества нельзя недооценивать, они оказывают влияние не только на политический и социальный строй того или иного государства, но и на развитие социальных наук. К.Каутский, оценивая влияние революций на общество, считал, что «...в древнем мире переселение народов играло такую же роль, как в Новое время революции».1 Так например, после Великой Французской революции выдвигается задача осмысления истории как целостного процесса (хотя бы в национально-государственных .. границах), при этом именно период Великой Французской революции внес в общечеловеческий лексикон такие понятия и слова, как «революция», «революционная справедливость», «террор», «права и свободы гражданина и человека», «враг народа» и др. В словаре, изданном во Франции в 1796 г., «слово «террорист» имеет положительное наполнение, и многие лидеры революции гордились, когда их за их ((решительность» и пламенную веру в «революционную справедливость» именовали террористами2». Французская революция не только дала импульс развитию революционной идеологии, но и сделала революции предметом научного изучения. Именно тогда возникла теория прогресса человеческого общества, изложенная в работе Кондорсэ Ж.А. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794), в которой он четко сформулировал положение о месте революций в историческом процессе: « все говорит нам за то, что мы живем в эпоху великих революций человеческого рода. Кто может лучше нас осветить то, что нас ожидает... чем картина революций, предшествовавших и подготовивших настоящую?.. И для того, чтобы счастье, которое эта революция нам.обещает, было куплено возможно менее дорогой ценой, чтобы оно распространилось с большей быстротой на возможно большем пространстве... разве не необходимо изучить в истории прогресса человеческого разума препятствия, которых надлежит опасаться, и средства, которыми нам удастся их преодолеть?»1 Ж.А.Кондорсэ считает, что прогресс без революций невозможен таким образом, изучение прогресса подводит к изучению революции, однако обобщенной «картины революции» в книге Ж.А. Кондорсэ нет, теория революции не была им создана.

Первая попытка создать общую теорию революции принадлежит французскому роялисту, публицист) и политику, графу Антуану Франсуа Клод Феррану (1751-1825), автору книг «Рассуждения о социальной революции (1794) и «Теория- революций, сравнение главных событий, их источника и последовательности, с общей аналитической таблицей»(1817). А.Ферран выделяет революции в природе и в обществе, к последним относятся все известные ему крупные социальные потрясения, начиная с эпохи Древнего Востока и до Французской революции (например, в России он выделяет революции Бориса Годунова и Петра Первого). Им предложена первая классификация революций: от социальных он отличает религиозные и политические революции. Политические революции в свою очередь, могут осуществляться тремя способами;

- на основе предшествующих изменений,

- законной властью,

- насильственным путем1.

Именно с исследования А.Феррана надо вести отсчет теории революции как ветви социальной философии. Позднее, социально-политические революции начинают активно изучаться в рамках истории, социологии, социальной психологии, социальной философии и других наук. Европейская социология в её национальных вариантах была связана именно с изучением экономических, политических и социальных конфликтов, потрясавших Европу XIX века,

В наиболее обобщенном виде в общественных науках под революцией понимаются качественные изменения социальной системы, а под эволюцией -количественные. При этом, в широком смысле эволюция - это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, сопровождаемые количественными изменениями. Революция -это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т.е. скачок.

Революционная деятельность ПА. Сорокина и её влияние на проблематику научных исследований ученого

Теоретическая деятельность П.А.Сорокина тесно связана с его практической деятельностью. Биография П.А.Сорокина достаточно полно исследована в трудах И.А.Голосенко и Б.Джонстона, а так же ярко описана в автобиографическом романе «Долгий путь», переведенном на русский язык и несколько раз переизданном. Поэтому в рамках данного исследования представлена реконструкция его революционной деятельности и анализ её влияния на появление социологии революции.

Начало революционной деятельности ПА.Сорокина связано с его поступлением в І904г. в Хреновскую церковно-учительскую семинарию Костромской губернии. В это время подобные учебные заведения были частью системы регулярной подготовки учителей для начальной школы. Церковноприходские школы и церковно-учительские семинарии, помимо собственно начального образования детей, должны были укрепить их в православной вере и способствовать утверждению в народе христианской нравственности. Но именно семинарии, стали мишенью активной агитации различных политических партий. Так, например, в разделе «Основных положений программы Союза Социалистов-Революционеров», посвященном пропаганде, содержатся следующие указания: « Пропаганда социально-революционных идей совершается среди умственно и нравственно окрепшей молодежи, способной вполне сознательно относиться к окружающему и к своим задачам. Эта часть молодежи привлекается к практической деятельности в духе партии, служа, с одной стороны, звеном между партией и остальной частью учащейся молодежи; а, с другой стороны, участвуя в некоторых делах, непосредственно касающихся партии, и, наконец, становясь полноправными членами ее..,»1

Кроме этого, в 1905 г. агитация стала массовой и вышла из подполья. Большую службу сослужили в этом отношении указ и манифест от 18 февраля 1905г., которые установили нечто вроде права обсуждения проблем власти частными лицами, с целью внесения предложений по усовершенствованию государственного устройства. Опираясь иа это право или, вернее, на вызванную указом растерянность местных властей, агитаторы созывали сельские сходы и побуждали их принимать резолюции об отмене частной собственности на землю и о созыве народного представительства. Члены всех политических партий распространяли литературу, устраивали митинги и собрания для учащейся молодежи, поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1905г. П.А.Сорокии вступил в партию эсеров. Идеалистическая картина мира будущего ученого постепенно разрушалась под воздействием таких бурных и противоречивых событий в истории страны, как русско-японская война 1904г., революция 1905г. и рост числа восстаний среди различных групп населения.

На титульном листе программы партии социалистов-революционеров «Наша программа» зафиксирован следующий лозунг: «В борьбе обретешь ты право своё! », а сама программа начинается с констатации того, что в России «.,.происходит что-то небывалое и ужасное...Особенно тяжело теперешнее время для трудового, рабочего народа...Голод, безработица, повальные болезни. - стали постоянными гостьями в России».1 Именно этот лозунг становится девизом юного Питирима на все последующие годы. Свой собственный выбор ПА.Сорокин, спустя много лет в автобиографическом романе «Долгий путь», объясняет тем, что «,. .эсеры были партией всех трудящихся - крестьян, рабочих и людей умственного труда. Признавая успехи марксизма, воспринимая во многом его терминологию, эсеры вместе с тем не считали марксизм для России почвенным явлением, не соглашались они и с тем, что путь России к социализму предписан только этим учением. Для них как и для народников, основополагающей чертой была вера в особый для России путь к социализму. В противоположность марксистскому материализму и взглядам на человека и историю общества сквозь призму первичности экономических интересов, философия и социология социал-революционной партии были намного более идеалистичны или, точнее, целостны. Эсеровские взгляды отводили большую роль в социальных процессах и человеческом поведении таким важным неэкономическим факторам как созидательные идеи, личностные усилия, «борьба за индивидуальность» вместо марксистской «борьбы за существование». Дело в том, что эсеры считали, что «политическая партия не должна уподобляться духовной секте и руководствоваться одной какой-то философской теорией3». Эта партия, в отличие от многих других, была открыта влияниям и изменениям, которые происходили в российской действительности, но и в общественных движениях, философской и социалистической мысли Запада, объединяя в своих рядах как последователей и сторонников субъективного метода Н.К.Михайловского, так и позитивистов многих школ и направлений. Кроме этого, на политический выбор П.А.Сорокина повлиял и тот факт, что сам он был глубоко привязан к крестьянскому общинному образу жизни своей северной родины, и поэтому поддержал выступления партии эсеров против прокапиталистической аграрной политики правительства. Ещё в 1906г. изучая и сравнивая различные теории анархизма (Годвина, Прудона, Штирнера, Бакунина, Кропоткина) он наибольшее предпочтение отдаёт теории Кропоткина и цитирует его в своём дневнике: «...Цель эволюции - создание наилучших условий для максимума счастья всего человечества. Путь - прогресс. Эволюции - нет без революции...»1, тем самым пытается объединить концепции эволюционного и революционного развития общества. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с «теорией разрушения» М.Бакунина, который считал, что настоящие революционеры не должны идти ни на какие компромиссы с властью и их единственной формой борьбы должно стать разрушение, а её средствами - «яд, нож и веревка», П.А.Сорокии не разделял столь радикальные взгляды и не был сторонником «насильственных методов», а извлекал из любой теории только «позитивные» положения.

Социология революции: объект, предмет, задачи и теоретико-методологические основания

Как было уже ранее отмечено, впервые книга «Социология революции»1 вышла в свет в 1925г. в Америке и практически сразу была переведена на японский (1926), немецкий (1928) и на латышский (1929) языки, тем не менее, несмотря на то, что исследование до сих пор регулярно переиздается на английском языке (последний раз в 2000г. в США) в нашей стране эта книга2 впервые была издана только в 2005г. Интересно, что в основу российского издания лег не перевод с английского языка, а машинопись книги на русском языке, хранящаяся в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (г. Киев). Дело в том, что к написанию «Социологии революции» П.А.Сорокин приступил ещё в России, завершив работу над ней в 1923г. Он планировал издать её на русском языке в Чехословакии, но затем приглашение прочитать курс лекций в американских университетах не позволило ПЛ.Сорокину самому лично заниматься изданием книги на русском языке, а машинопись осталась в Министерстве иностранных дел Чехословакии. Затем, уже после, выхода книги на английском языке П.А.Сорокин получил письмо из Министерства в котором было ему предложено опубликовать её на русском языке, он согласился и даже привлек в работе по подготовке книге к изданию находящегося в эмиграции в Чехословакии, известного политического и общественного деятеля Украины - Никиту Ефимовича Шаповала. Но после того, как Н.Е.Шаповал приступил к работе над подготовкой книги, возникли определенные сложности с изданием и П.А.Сорокин в своем письме к Н.Е.Шаповалу от 17 июня 1925г. пишет следующее: «...пожалуйста, возьмите рукопись моей «Соц [иологии] революции» из Министерства. Мне надоела канитель. И я лично не заинтересован в её издании Министерством. Пусть эти строки будут для Вас доверенностью. Рукопись пусть пока хранится у Вас, Потом я напишу, что с ней делать...»1. После этого письма, Н.Е.Шаповалу удалось забрать машинопись, а после его смерти в 1932г. она вместе с его личными документами попала в так называемый «Украинский архив» Чехословакии, который 14 августа 1945г. был передан в дар УССР. Долгое время документы П.А.Сорокина, как и другие документы пражских фондов находились на секретном хранении, и только в начале. 90-х годов эти документы были переведены на режим свободного хранения и стали доступны исследователям.

Следует отметить, что тексты «английского» и «русского» варианта книги практически полностью совпадают, за исключением отсутствующего в американском варианте третьего параграфа шестого очерка и некоторых структурных отличий, поэтому в настоящем исследовании были использованы оба варианта книги.

В предыдущей главе было доказано, что уже в публицистике 1917г. при описании и анализе революционных потрясений, происходящих в нашей стране, П.А.Сорокиным были заложены основные принципы исследования революции как социального явления и выделения «социологии революции» в качестве отдельного направления социологии. Поэтому, «Социология революции» была так называемой «итоговой» работой, к которой он пришел после большого количества научных социологических трудов , публицистических статей 1917г. и серии исследований 1920 - 1922 гг., в которых он анализировал последствия революции, гражданской войны и НЭПа в России.

Прежде чем приступить к теоретической реконструкции социологии революции П.А.Сорокина как специальной социологической дисциплины, следует остановиться на базовых положениях социологической концепции П.А.Сорокина относительно предмета, теоретико-методологических основ и строения социологии как самостоятельной научной дисциплины, поскольку только такая исследовательская стратегия позволит избежать фрагментарности и недостаточно обоснованных выводов.

Любая наука имеет свою предметную область - совокупность объектов, подлежащих изучению, а так же четкую структуру. Очерчивая предметную область социологии в своем первом фундаментальном труде «Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (СПб, 3914), ПА.Сорокин делает заключение, что социология изучает совместную жизнь людей, необходимо зависимых друг от друга. При этом, существуют разные степени и формы этой необходимости: биологическая, культурная, экономическая, территориальная, социальная. Именно последняя интересует П.А.Сорокина больше всего. Придерживаясь методологических установок позитивистского эволюционизма и психологического редукционизма в социологии, он дает следующее определение социального явления - «.. .социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «игра ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе».