Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социология Т. Г. Масарика Нарбут Николай Петрович

Социология Т. Г. Масарика
<
Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика Социология Т. Г. Масарика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нарбут Николай Петрович. Социология Т. Г. Масарика : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 : Москва, 2003 204 c. РГБ ОД, 71:04-22/22

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Место Т.Г.Масарика в чешской политике, науке, культуре

1. Становление Т.Масарика как ученого и общественного деятеля 13

2. Вступление Т.Масарика в реальную политику. Интеллектуальная и политическая зрелость

3. Роль Масарика в создании независимого Чехословацкого государства. Т.Г.Масарик как президент

Глава 2. Общая характеристика и основные черты социологии Т.Г.Масарика

1. Проблема «реального» значения теоретического наследия Масарика

2. Теоретические источники социологических взглядов Масарика.Основные черты его мировоззрения, понимание социологии как науки

3. Масарик как академический социолог 87

Глава 3. Основные проблемы научно-теоретических исследований Т.Г.Масарика

1. Вопросы религии и веры и анализ современного общества 125

2. Социальный вопрос и критика марксизма 137

3. «Русский вопрос» в творчестве Т.Масарика. Социологический анализ большевизма

4. «Чешский вопрос: спор о смысле чешской истории и проблема «малого народа»

5. Проблема демократии и гуманизма. Многоплановый характер понимания демократии Масариком. Демократия и теократия

Глава 4. Дискуссии о теоретическом наследии Масарика, Т.Г.Масарик в истории мировой социологической мысли

1. Социологический метод Масарика (социология между наукой и искусством)

2. Чешская социология под тенью Т.Масарика. Попытки систематизации его социологии

3. Масарик как «чешский миф», философ на троне, символическая фигура чешской истории

Заключение 188

Использованная литература 195

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Т.Г. Масарик (1850-1937), основоположник и первый президент Чехословацкой Республики, по определению П.Сорокина, «великий человек, ученый и государственный деятель» , до самого последнего времени практически не был известен в России ни как политик, ни как социальный мыслитель и философ, и совсем не известен как социолог. И это объясняется не только тем, что в течение многих лет его имя в нашей стране замалчивалось, а если и упоминалось, то исключительно в контексте, связанном с деятельностью чехословацких легионеров в период Гражданской войны, но и в работах западных авторов по истории социологии имя Масарика встречается очень редко. Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что в социологии сложилась своеобразная традиция, согласно которой «малые национальные социологии», представителем одной из которых и является Масарик, де-факто как бы не существуют, а их значение ограничивается территорией национальных государств, в рамках которых они возникли. Поэтому вполне естественно, что социологи этих стран, какой бы вклад в науку они ни внесли (несмотря на их признание как основателей и классиков в рамках национальных школ), даже в солидных трудах по истории социологии, как правило, не упоминаются. Практически ни в одном из них мы не встретим имен среднеевропейских и восточноевропейских социологов (за исключением, пожалуй, Ф.Знанецкого и Л.Гумпловича).

Типичной является точка зрения известного немецкого социолога Р.Мюнха, который в обширном труде о мировой социологии утверждает, что существуют только «четыре важнейших социологических дискурса», которые заслуживают внимания. Они представлены основными классиками, канонизированными в свое время Т.Парсонсом. Это дискурс английский (Спенсер, Милль), американский (Уорд, Кули, Чикагская школа, Парсонс,

1 Сорокин П. Долгий путь. - Сыктывкар, 1991. - С.161.

этнометодология), немецкий (Маркс, Вебер, Зиммель, Луман) и франко-итальянский (Дюркгейм и Итальянская школа политической социологии). Этим основным дискурсам соответствует также и доминирующая тематическая ориентация: американскому - индивид и прагматизм, немецкому - экономика и власть, франко-итальянскому - политическая власть и разделение труда, английскому - эволюция и индивидуализм и т.д.2

Подобная точка зрения весьма распространена и в отечественной литературе. Тем не менее кроме общепризнанных социологов мирового уровня существуют не принимаемые во внимание «большой наукой» классики европейских национальных социологических школ: болгарской, польской, румынской, чешской, сербской и т.д. Возможно, их значение не всегда перерастает рамки национальной социологической общественности, однако без их знания нельзя понять многие существенные черты в жизни и судьбе малых и средних европейских народов и государств. И это не может не наносить ущерб все более интернационализирующейся социологической науке, так как хотя бы информативное знакомство с историей и представителями «национальных социологии» и знание русской социологии (для Запада) является необходимой предпосылкой для понимания специфики развития современных обществ в различных исторических условиях.

Томаш Гарриг Масарик - классик чешской национальной социологии и первый выдающийся аналитик модерна в чешских землях. Именно в этом контексте имеет смысл исследовать его творчество. Несомненно и то, что возникновение и развитие Чехословацкого государства, Чешской Республики в ее современном виде, а также во многом и чешской национальной культуры, нельзя понять без знания наследия Т.Г.Масарика. И без преувеличения можно добавить, что без учета специфики Чехии (социальной, экономической, политической, культурной) невозможно понять и своеобразие Средней Европы.

2 См.: Munch R. Sociological Theory. - New York, 1995.

Конечно, понимание Средней Европы и, в частности, Чехии не является самоцелью. Достаточно, однако, только напомнить о резко изменившейся в мире за последние годы роли Центральной и Восточной Европы, о стратегическом положении Чешской Республики на европейском континенте, об исторических связях между нашими народами и т.д., чтобы осознать чрезвычайную важность данной проблемы. Т.Г.Масарик сыграл беспрецедентную историческую роль в процессе формирования чешского национального сообщества и при возникновении независимого Чехословацкого государства в 1918 г. В этом сходятся как его почитатели, так и противники, которые еще и сегодня указывают, что проводившаяся им с начала Первой мировой войны стратегия, направленная на «разрушение» Австро-Венгрии и ее последующий распад на ряд независимых государств, имела для этих стран катастрофические последствия.

В обширном и многогранном теоретическом наследии Т.Г.Масарика непросто вычленить социологическую составляющую, так же как сложно отделить его научную деятельность от политической и от самой личности первого президента Чехословакии. Однако социологическое творчество Масарика имеет несомненную ценность само по себе и заслуживает самого пристального изучения.

Значение Масарика, его вклад в социологию заключается прежде всего в глубоком анализе актуальных и конкретных вопросов, перед которыми стояли Чехия, Европа и весь западный мир его времени. Это проблемы демократии и гуманизма, морали и политики, религии и революции, кризиса современного человека и общества, соотношения национального и социального вопросов, права наций на самоопределение, роли и места «малых» народов и государств в изменяющемся мире, возможности научной политики, отношения России и Европы, оценки марксистской теории и т.д.

Конечно, Т.Масарик, по существу, был прежде всего политиком, практиком, который свою общественную деятельность с самого начала основывал на двух взаимосвязанных принципах: на высокой морали (как в личной, так и

в общественной жизни) и на знании, базирующимся на социологии как важнейшей науке, без которых полезная общественная деятельность и нравственная политика невозможны. С этой точки зрения Масарик - личность незаурядная.

В стремлении «социологически» обосновать политику, Масарик не является исключением: здесь он опирается на Конта и целый ряд других мыслителей. Исключение, однако состоит в том, что в отличие от Конта, который «начал критикой мифов и закончил тем, что вымыслил целую позитивистскую мифологию»3, включая позитивную политику, Масарику в его стремлении обосновать политику социологически сопутствовал успех. Нельзя, конечно, утверждать, что возникновение Чехословацкой Республики (1918) во главе с Масариком было «материализацией» его социологических идей, но то, что в Средней Европе появилась и двадцать лет существовала развитая и стабильная демократия, во многом основанная на теоретических идеях Масарика, практически однозначно показывает связь между социологией, этикой и политикой.

На протяжении всей своей теоретической и практической деятельности Масарик ставил и решал вопросы, которые не потеряли актуальности и сегодня. Его вклад в социологическую науку заключается прежде всего в фундаментальном анализе насущных проблем своего времени, результаты которого выходят далеко рамки его эпохи и могут рассматриваться в качестве инспирирующих факторов ее дальнейшего развития. Занимаясь самыми различными областями социального знания, Т.Г.Масарик не создал законченной социологической системы, однако по глубине анализа, актуальности поднятых вопросов, на многие из которых он дал ответы, Масарик, несомненно, занимает почетное место в истории социологической мысли.

Степень разработанности проблемы. В последнее время интерес к теоретическому наследию Масарика и его практической деятельности значительно возрос. В нашей стране прошла международная конференция истори-

3 С арак К. Hovory s T.G.Masarykem II Spisy XX. - Praha, 1990. - S.219.

ков «Т.Г.Масарик и Россия»4, проведен «круглый стол» историков и архивистов России и Чехии «Т.Г.Масарик. К 60-летию со дня смерти первого президента Чехословакии»5. Вышло несколько работ, в той или иной степени затрагивающих прежде всего политическую деятельность Т.Г.Масарика, наиболее значительные из которых принадлежат историку Е.Ф.Фирсову . В 2000 г. после практически векового перерыва был опубликован оригинальный текст Масарика - первый том его фундаментального исследования «Россия и Ев-

ропа» . В 2003 г. в России впервые вышел солидный перевод его избранных текстов, снабженный комментариями и подробной аналитической вступительной статьей8. Однако работ, посвященных анализу его теоретических и, в частности, социологических взглядов, практически не существует. Исключение (кроме публикаций автора диссертации) составляет статья историка Э.Г.Лаврик , в которой делается весьма робкая попытка представить социологические взгляды Т.Г.Масарика.

В то же время, уже с начала XX в. существует обширнейшая иностранная, главным образом чешская (что вполне естественно), литература, посвященная анализу теоретического, в основном политического и философского наследия Т.Г.Масарика. Перечисление только важнейших работ займет достаточно много места. Поэтому отметим лишь имена некоторых наших современников: чешских ученых Я.Опата10, С.Полака", Маховца12, В.Доубека13, американского исследователя И.Котвуна14, канадца Г.Х.Скиллинга'5 и др.

4 См.: Т.Г.Масарик и Россия: Развернутые тезисы докладов международной научной конференции. - СПб.,
1997.

5 См.: Февраль 1948. Москва и Прага. Взгляд через полвека. - М.,1998.

6 См.:Фирсов Е.Ф. Эволюция парламентской системы в Чехо-Словакии в 1920-е годы. - М-,1989; Он же.
Опыт демократии в ЧСР при Томаше Масарике. -М.,1997.

7 См.: Т. Г Масарик. Россия и Европа. - СПб.,2000.

8 См.: Т.Г.Масарик: Философия - социология - политика: Избранные тексты. - М.,2003.

9 См.: Лаврик Э.Г. Социологическая теория и политическая практика Т.Г.Масарика // Социс. - 1998. - №4.

10 Cu:.OpatJ. Filosof a politik. Tomas Garrigue Masaryk 1882-1893. - Praha, 1990.

11 См.: PolakS. T.G.Masaryk. Za idealem a pravdou. Dil. 1-2. - Praha, 2000-2002.

12 См.: Machovec M. Tomas G.Masaryk. - Praha, 1968.

13 См.: Doubek V. T.G.Masaryk a ceska slovanska politika. 1882-1910. - Praha, 1999.

14 См.: Kovtun J. Masarykuv triumf : Pfibeh konce velke valky. Praha, 1991; Slovo ma poslanec Masaryk. - Praha,
1991.

15 См.: SkillingG.H. Proti proudu 1882-1914. - Praha, 1995.

Однако анализ социологических взглядов Т.Г.Масарика в основном закончился до Второй мировой войны. Здесь необходимо отметить работы Э.Бенеша16, З.Неедлы17. Й.Л.Фишера18, А.Обрдлика19, И.Благи20,

9 1 99 *"* 91

М.Шаповала , Э.Халупнего , И.Крала .

Исключение составляет небольшой, но весьма насыщенный сборник статей, посвященных социологическим взглядам Масарика, вышедший в 1994 г. , а также несколько работ о его социологии Л.Нового э, И.Мусила , М.Петрусека27. В то же время даже в Чехии отсутствуют обобщающие работы, полностью посвященные его социологическому творчеству.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является критический анализ социологических взглядов Т.Г.Масарика в контексте целостного рассмотрения его теоретического наследия и социально-политической деятельности. Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие задачи:

рассматривается становление Т.Масарика как ученого и общественного деятеля, его место и роль в чешской науке, культуре и политике;

выявляются идейно-теоретические основы его теоретических и, прежде всего, социологических взглядов;

раскрываются особенности понимания Т.Масариком социологии как науки и ее роли в общественной жизни;

показывается отношение Т.Масарика к современной ему социологии;

1 См.: BeneS Е. Sociolog-teoretik a politik-praktik // Sociologicka revue. - 1936. - № 1-2. 17См.: Nejedly Z. T.G.Masaryk. Dil I-IV. - Praha, 1930-1937.

18 См.: Fischer J.L. Dve kapitoly к Masarikove sociologii II Sociologicka revue. - 1930. - № 1-2.

19 См.: Obrdlik A. T.G.Masaryk. Jego vyznam a misto v ceske sociologii II Sociologicka revue. - 1937. - № 3-4.

20 См.: Blaha I.A. T.G.Masaryk II Sociologicka revue. - 1935. - №1-2; Bldha J.A. Masaryk a veda II Sociologicka
revue.- 1930.-№1-2.

21 См.: Sapoval M. T.G.Masaryk jako sociolog II Sociologicka revue. - 1930. - № 3-4.

22 См.: Chalupny E. T.G.Masaryk jako sociolog. - Praha, 1937.
2j См.: KralJ. Ceskoslovenska filosofie. - Praha, 1936.

24 См.: Tomas Garrigue Masaryk a sociologie. Sbomik prispevku z II rocniku seminary masarikova muzea v
Hodonine 18.11.1993. - Hodonin, 1994.

25 См.: Novy L. Filosof T.G.Masaryk. Brno, 1994; Novy L. Masaryk jako sociolog II Sociologicky casopis. - 1968. -
№3.

" См.: MusilJ. Masarykova sociologicka teorie: со je z ni stale zive II Masarykuv sbornik VIII. - Praha, 1993. " См.: Petrusek M. Sociologie T.Masaryka: mezi vedou a umenim. Praha, - 1994.

выделяются наиболее существенные социологические проблемы, которые рассматривает Т.Масарик в своем творчестве;

анализируется отношение Т.Масарика к марксистской теории;

показывается идейное влияние Т.Масарика на чешских и словацких социологов и философов;

определяется место и роль Т.Масарика в мировой социологии.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в постановке самой проблемы. Целостный анализ социологии Т.Масарика пока еще не осуществлен. Поэтому формулировка темы диссертации потребовала от автора полного и комплексного изучения практически всего теоретического наследия Т.Масарика, его философских, политологических, литературоведческих, исторических работ, публицистики. Основное же внимание было сосредоточено на «вычленении» социологической проблематики из всего богатейшего наследия Масарика и анализе его «чисто социологических» работ. В научный оборот вводятся источники, которые никогда не исследовались в нашей стране, не переиздавались и не комментировались в самой Чехии с первой трети XX в.

В работе предпринята попытка объективного и целостного анализа социологических взглядов Т.Г.Масарика, его роли и места в истории социологии и значения его творчества для современной социологической мысли.

Объект исследования: теоретическое наследие Т.Масарика, начиная с его самых ранних произведений и заканчивая работами его президентского периода.

Предмет исследования: социологические взгляды Т.Масарика в их развитии и взаимосвязанности с его социально-политическими и историко-культурологическими идеями.

Положения, выносимые на защиту:

- социология Т.Масарика имеет значительную ценность сама по себе,
независимо от его личности и занимаемого с 1918 г. поста президента Чехо
словакии, и заслуживает научного исследования;

методология социологического исследования Масарика («между наукой и искусством») оригинальна и не имеет аналогов в мировой социологии;

масариковская критика марксизма («Социальный вопрос», 1898) является одной из первых серьезных попыток научно-критического осмысления марксистской теории в ее целостности;

вопросы, поставленные Т.Масариком в концепции «малого народа» и «смысла чешской истории», не получили однозначного решения и положили начало дискуссии, которая продолжается до настоящего времени;

реконструкция социологической системы Т.Масарика возможна, но она не даст ответа на вопрос о сущности и многогранности его социологии;

социология служила для Т.Масарика важнейшим инструментом познания кризиса общества на рубеже XIX-XX вв.;

практически вся чешская и словацкая социология, философия и частично литературоведение первой половины XX века в большей или меньшей степени развивались под непосредственным влиянием теоретических взглядов («критический реализм») Т.Масарика;

Т.Масарик открыл дорогу к дальнейшему развитию социологического мышления, прежде всего в сфере социальной этики и социологии морали;

Т.Масарик является выдающимся теоретиком и аналитиком общества «модерна»;

вклад Т.Масарика в социологическую науку заключается прежде всего в фундаментальном анализе насущных проблем своего времени, выходящим за рамки его эпохи, результаты которого могут рассматриваться в качестве источника ее дальнейшего развития.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертационной работы составляют фундаментальные принципы философского, социологического, а также культурно-исторического анализа творческого наследия одного из выдающихся исследователей общества «модерна», предполагающие систематизацию и ре-

конструкцию его социологических идей и их оценку с точки зрения современной теории.

Достоверность и надежность полученных научных результатов

обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов исследования, адекватным его задачам и логике.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научно-исследовательской работы в области исследования развития социологии в странах Центральной и Восточной Европы, а также чтения курса по истории социологии и спецкурсов, затрагивающих социологическую мысль стран вышеназванного региона.

Апробация работы. Основные результаты исследования изложены в опубликованных работах, докладывались и обсуждались на различного рода международных и всероссийских конференциях и семинарах, в том числе на Первом Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2000), III и IV международных симпозиумах «Диалог цивилизаций: Восток-Запад» (Москва, 1997, 2000), Международных научных конференциях «Столетие «Чешского вопроса Т.Масарика» (Брно, 1995), «Политические режимы трансформирующихся обществ» (Банска-Бистрица, 2000), научно-теоретических семинарах факультета социальных наук Карлова университета (Прага, 2000, 2002), факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

link1 Становление Т.Масарика как ученого и общественного деятеля link1 .

Томаш Гарриг Масарик родился 7 марта 1850 г. в бедной семье, в маленьком городке Годонин на юге Моравии. Его отец Йозеф Масарик, словак по происхождению, был извозчиком в одном из императорских поместий, впоследствии получивший небольшое повышение по службе. Мать Тереза, урожденная Кропачкова, онемеченная чешка, родом из Моравии, много лет проработала кухаркой в немецких семьях. Ее влияние на Томаша, старшего и наиболее любимого из трех сыновей, было значительно больше, чем отца. Она была очень религиозна, мечтала, чтобы ее дети получили образование, и как отмечал впоследствии в беседах с К.Чапеком Т.Масарик «была умной и мудрой, знала жизнь... и то, что я стал учиться - полностью ее заслуга»28.

Отца Масарика часто переводили с одного места работы на другое, что было причиной частых переездов семьи: Мутеницы (1852), Годонин (1853), Чейковице (1856), Чейч (1859), Чейковице (1859). За это время Йозеф Масарик дослужился до приказчика. Он был способным, но необразованным человеком, и только повышение по службе вынудило его начать учиться писать. С отцом Томаш говорил по-словацки, а молился и общался с матерью по-немецки.

Близость к «господам» способствовала тому, что дети Й.Масарика имели более широкий кругозор и опыт, чем деревенские ребята, могли общаться с достаточно образованными людьми: служащими, учителями, священниками, иметь доступ к книгам, образованию и т.д. В шесть лет Томаш пошел в немецкую (других не было) школу в Годонине, но уже через год учился в Чейковицах - городе, который он считал «отчим домом своего детства». Однако основные знания он получил не в школе, а обучаясь частным образом вместе с сыном одного из наиболее влиятельных людей города, который, оценив незаурядные способности Томаша, решил, что его сыну будет весьма полезно заниматься вместе с Масариком. Очень большое влияние на Томаша оказал местный католический священник Ф.Сатора, снабжавший его книгами и обучавший его латинскому и французскому языкам, музыке, живописи.

В 1861 г. Масарик поступил в немецкое реальное училище в г.Густопечи, и после двухлетнего обучения должен был пойти в подготовительный учительский класс (родители мечтали видеть Томаша учителем), однако туда принимали только с шестнадцати лет. Вернувшись в Годонин, Томаш в течение двух месяцев работал учителем-практикантом в местной школе, но ушел, не выдержав царившей там удушливой атмосферы. Тогда родители решили послать его в Вену учиться ремеслу. Однако однообразная, без намека на какое-либо творчество, работа пришлась не по душе Масарику и через шесть недель «учебы», после того как у него украли все имеющиеся книги - его единственное утешение, он сбежал домой в Чейч, где в это время жила его семья. Тогда отец отдал его работать помощником кузнеца. Томашу помог случай. Неожиданно встретивший его бывший учитель из реальной гимназии, зная о возможностях Масарика, уговорил его родителей не губить способности юноши, и по его протекции Томаш стал помощником учителя в г.Чейковице. Там он снова встретил капеллана Ф.Сатору и по его совету стал готовиться к поступлению в гимназию.

В 1865 г. пятнадцатилетний Масарик, сдав экзамены, сразу поступил на второй курс немецкой гимназии г.Брно. Из-за тяжелейшего материального положения первый год был для него очень сложным. Однако благодаря великолепной учебе, он уже на следующий год стал получать стипендию и, кроме того, был приглашен воспитателем в богатую семью полицейского чиновника Ле Моннера, больному сыну которого требовались индивидуальные занятия. С этого времени Томаш уже не нуждался в деньгах, боле того, он получил доступ к богатейшей библиотеке, имевшейся в доме Ле Моннера.

Сразу же после поступления в гимназию, помимо обязательных предметов, он начал изучать иностранные языки: французский, английский, польский. Среди его любимых авторов были Лессинг, Шекспир. Именно в Брно к нему приходит понимание своей этнической принадлежности. Масарик не стал националистом, но, почувствовав себя чехом, он осознал необходимость сопротивления немецкому господству. Здесь же он впервые знакомится с социалистическими теориями и подвергает серьезной ревизии свои религиозные взгляды, глубоко укоренившиеся в нем под влиянием матери: он перестал быть слепо верящим католиком.

Из-за конфликта с руководством гимназии на религиозной почве Масарик вынужден был в 1870 г. покинуть ее и благодаря помощи Ле Моннера перевестись в академическую гимназию в Вене. Он продолжал жить в его семье, усиленно изучая философию, психологию, занимаясь русским и английским языками. Закончив в 1872 г. гимназию, он поступил в Венский университет, где стал изучать классическую филологию (латинский и греческий языки), но затем полностью переключился на философию.

Вена, где Масарик прожил двенадцать лет, по его собственному признанию имела на него очень сильное влияние, прежде всего в духовном плане. Активно изучая историю философии (прежде всего Платона, Юма, Мил-ля, Маркса, Конта, психологию, «практическую философию» - так в то время в Австро-Венгрии называли социологию), он в то же время активно участвует в общественной и культурной жизни. Уже в 1875 г. он становится старостой чешского академического общества, то есть, по существу, одним из лидеров молодой чешской интеллигенции в столице Австро-Венгерской империи. В это время он, подчеркивая свое отношение к Чехии, подписывался Томаш Властимил (по-чешски vlast - родина, milovat - любить)29.

Проблема «реального» значения теоретического наследия Масарика

Рассматривая Масарика как социолога или философа, прежде всего следует задать себе вопрос, а есть ли вообще смысл заниматься научным творчеством этого без преувеличения великого политика. Ведь его значение как мыслителя и прежде всего философа неоднократно и, вероятно, не без серьезных оснований ставилось под сомнение, и оценки его теоретического наследия значительно расходятся. Одни видят в нем великого представителя чешского народа, его культуры, выдающегося ученого, другие - «искусственно возвеличенную фигуру», творчество которого практически не имеет исторической ценности, а социология и философия носят «маргинальный» характер. Тезис о «преувеличенном значении» личности Т.Масарика, который остался бы никому не известным, не стань он президентом страны, чрезвычайно важен для любого исследования, которое рассматривает основателя Чехословацкого государства в научном, культурном, а не политическом аспекте.

Чешский философ З.Пинц в работе, написанной в конце 70-х гг. и впервые вышедшей в самиздатовском сборнике, посвященном 130-й годовщине со дня рождения Масарика (это говорит о том, что автор в период так называемой нормализации, наступившей после подавления «Пражской весны» 1968 г., не признавался официальной властью, и его ни в коем случае нельзя заподозрить в «заданности»), напоминает, что Масарика зачастую расценивали как философа и социолога «маргинального», «провинциально го», второстепенного, значение которого не только не вышло за границы Чехии, но, вероятно, и временных рамок его жизни .

Я.Паточка, пожалуй, один из самых известных философов Чехии, в целом очень уважительно отзывавшийся о масариковском наследии, предостерегал от того, чтобы кто-нибудь учился философии на текстах Масарика. Пинц повторяет мысль Паточки, что «философию необходимо изучать по фундаментальным трудам, но ни в коем случае по текстам "маргинальных" авторов» . Относится ли это утверждение только к философии или оно распространяется также и на социологические взгляды Масарика? Попытаемся доказать, что, по крайней мере, не полностью.

Если речь идет о философии Масарика, о «чистой», «академической» философии, как ее понимали в 70-е гг. XX в., то это справедливо. Философское мышление Масарика можно свести «к нескольким достаточно обычным мыслям, в сущности просветительских, которые не являются новыми, так как характер масариковского мышления являлся всегда чем-то средним между публицистикой и философской ориентацией»40.

Более того, Паточке непонятно, а скорее даже психологически неприемлемо, что Масарик значительно лучше знал и ориентировался в философии славянских народов, чем в так называемых фундаментальных, особенно в немецких и англосаксонских, системах. Масарик действительно был теснее связан с целым рядом славянских мыслителей и не только опосредованно, через их произведения, но и лично. И без Масарика славянская философия (и социология) - и не только русская, но и чешская и польская была бы ущербной, особенно в окружении немецкой философии. Масарик достаточно хорошо знал своих современников, признанных впоследствии выдающимися социологами и философами, и, как будет показано ниже, неоднократно комментировал (хотя и не всегда глубоко) их произведения, постоянно сопоставляя их со своим мыслительным контекстом. Он не написал ни одной моно графии или серьезной работы ни об одном из видных социологов или философов, но набросал десятки мыслей и комментариев, которые разбросаны по его многочисленным сочинениям.

Я.Паточка и вместе с ним З.Пинц во многом правы, но интересно то, что они сами в отношении к Масарику поступают в его духе - разрушают легенду о Масарике как о социологе и философе мирового масштаба. Однако если размышлять о творчестве Масарика в целом, важнейшей частью которого является социология, то мы увидим несколько другой образ мыслителя.

Но прежде, вслед за чешским социологом М.Петрусеком зададимся вопросом, каким образом мыслитель, теоретик добивается мирового признания, становится классиком? Если при ответе использовать только отрицательные формулировки, то это бы означало:

1. ни один значительный социолог не занимался только одной «великой темой», которой посвятил бы всю жизнь;

2. классики социологии, как правило, не были пленниками одного метода;

3. обычно они не занимались только одной узко ограниченной социологической дисциплиной, а исследовали разные сферы социальной жизни;

4. они не были под постоянным влиянием какого-либо одного теоретического течения или личности, а в большинстве случаев переосмысливали целый ряд, зачастую, противоположных концепций.

Если судить Масарика с этой точки зрении, то он - несомненно классик41. Прежде всего он не занимался только одной темой. Его социологическое мышление было сосредоточено вокруг пяти основных проблем:

1. Проблема религии. Масарик рассматривает ее как основную проблему своего времени отмечая, что происходит переход к секуляризованному миру, в котором необходимо ответить на вопрос: почему религиозность и церковь теряют свои позиции, почему массы людей отходят от церкви. Наиболее ярким проявлением наступившего общественного кризиса, согласно

Масарику, является рост самоубийств. Вопрос веры и феномен самоубийства станет одним из центральным мотивом его творчества на протяжении всей жизни.

2. «Чешский вопрос». Одновременно с общим кризисом происходит кризис чешского общества и культуры, которая, являясь культурой «малого народа», потерявшего независимость, более всего страдает из-за неуверенно сти в самой себе. Отсюда вытекает склонность к самообману, идеализации прошлого, к вере в фальсификаци (мифы). Чешскому народу необходима программа, формулируя которую Масарик поднимает вопрос о смысле чешской истории и отвечает на него постановкой нового вопроса - о сущности и смысле гуманизма и демократии.

3. Несмотря на то, что Масарик подчеркивает прежде всего нравственные аспекты кризиса современного общества, он видит и его социально-экономическую сторону. Поэтому он занимается как положением рабочего класса так и социальным вопросом в целом. В этой связи он проводит содержательный анализ марксизма.

4. Русский вопрос. Масарик глубоко интересовался Россией и был убежден, что без ее знания нельзя понять Европу. Его фундаментальный труд «Россия и Европа» (1913) - по своему объему, широте охвата исследуемых проблем, глубине философского и социологического анализа теоретического наследия русских мыслителей самых различных направлений не имел в то время аналога.

«Чешский вопрос: спор о смысле чешской истории и проблема «малого народа»

Чешский вопрос: спор о смысле чешской истории и проблема «малого народа» составная часть философия истории Т.Масарика. Осознавая, что чешское общество нуждается в теоретически (философски и социологически) обоснованной национальной программе, Т.Масарик в 1895-1896 гг. публикует серию работ — так называемую тетралогию о чешском вопросе («Чешский вопрос», «Наш нынешний кризис», «Ян Гус. Наше возрождение и наша реформация», «Карел Гавличек»), которые объединены центральной темой о смысле чешской истории. Представляясь сегодня архаичным, этот вопрос в конце XIX столетия в целом логично вписывался во временной контекст и сам по себе не вызывал сомнений.

Смысл истории Масарик видел в реализации божественного гуманистического идеала, в постижении определенного плана Провидения, вносящего в историю смысл и, имея идеалистическую и религиозную форму, его понимание философии истории в то же время носило «конкретно-исторический» характер, и касалось смысла всей чешской истории, чешской реформации, смысла национального возрождения. Согласно Масарику, так называемые чешские будители (деятели чешского национального возрождения (Я.Коллар, Й.Добровский, Й.Юнгманн) в своем стремлении «возродить» чешский народ нашли твердую основу в понятии гуманизма.

Это просветительское движение имело свои собственные национальные корни в чешской реформации и в гуситской традиции, которая впоследствии была насильно прервана. Будители продолжили национальные традиции: «Не насилием, а миром, не мечом, а плугом, не кровью, а работой, не смертью, а жизнью» - такая программа, согласно Масарику, основывается на национальной философии истории.

Смысл чешской истории - «наполнение гуманистического идеала», который, в более или менее явной форме, постоянно присутствует в чешской истории, а смысл всей народной жизни дает чешская реформация и именно в ней необходимо искать национальный идеал.

Масарик представил философию истории как часть этики, управляемую Провидением. Согласно нему «история человечества - это история духа» и абсолютизировав роль субъекта, Масарик противопоставил его историческому процессу: «история не является наукой и поучением о том, что было и было давно, а наставлением и наукой о том, что будет. История становится историей будущего»217.

Таким образом «смысл» (направление) чешской истории Масарик ведет от чешской реформации «братства» к национальному возрождению XIX века (т.н. чешским будителям). А чешский народ нового времени только пробуждается, его необходимо «создать» работой, воспитанием, поднять уровень образования и культуры. И в этом смысле «чешский вопрос» становится вопросом «мировым», общечеловеческим, и даже религиозным. Через свой народ необходимо выражать общечеловеческие, гуманистические ценности, открыть его миру, развить идеалы нравственности и гуманизма, а опора для этого заключена в прошлом чешского народа, прежде всего в идеях чешской реформации

Суть «чешского вопроса» Масарик понимал, как «социологический разбор всех тайн, которые необходимо раскрыть тому, кто хочет постичь смысл чешской истории». Полностью в духе своего понимания философии истории он поднимает вопрос о ее смысле, напрямую связывая его с созданием и формированием политической национальной программы, «в которой бы все основные элементы - гуманизм, народность, государственность, социальные реформы, просвещение, цивилизация были бы органически соединены». В первую очередь Масарик видит «чешский вопрос» в демократическом контексте и, конкретизируя свое утверждение, полагает, что без «морального демократизма» нельзя серьезно помышлять и о демократизме политическом и социальном. Под влиянием Французской революции («Идеалы гуманизма», дальнейшее развитие гуманистического идеала он во все большей степени соединял с политическими элементами («Мировая революция»), доминированием проблем демократии, которая в свою очередь не утрачивает свою религиозную ценность.

Религиозней аспект играет чрезвычайно серьезную роль в понимании Чешского вопроса: гуманистический идеал, который составляет основу «смысла чешской истории» исходит из Братской общины (и опосредовано из гуситства), то есть из реформаторских усилий и, следовательно, из протестантизма. В «Чешском вопросе» Масарик отмечает, что «если мы хотим возрождения,...то необходимо проникнуться идеалами нашей реформации, это означает последовательно работать во имя идеалов гуманизма»218. Еще более патетичен Масарик в работе «Ян Гус: Наше возрождение и наша реформация»: Мы проиграли не из-за наших реформистских идеалов, а потому, что не придерживались и предавали их»219.

Сильный религиозный мотив Масарика, несмотря на то, что внешне он созвучен с веберовским пристрастием к «протестантской этике», направлен совершенно в отличную от него сторону - к чешскому вопросу и должен служить для него объяснением. Небезынтересно также и то, что М.Вебера «вернут» к «масариковскому дискурсу» - но уже без Масарика - в знаменитом споре о смысле чешской истории, когда известные историки (И.Пекарж, Я.Славик), в соответствии с пониманием истории М.Вебером, покажут можно ли с его помощью трактовать Масарика220.

Похожие диссертации на Социология Т. Г. Масарика