Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Трапицына Ольга Григорьевна

Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова
<
Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трапицына Ольга Григорьевна. Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Трапицына Ольга Григорьевна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/899

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы реализации аксиологического принципа при изучении русской литературы XX века 25

1.1. История становления аксиологического принципа в науке и образовании 25

1.2. Теоретико-методологические принципы изучения русской литературы XX века в общеобразовательной школе 39

1.3. Аксиологический принцип в изучении русской литературы XX века и в формировании круга чтения учащихся общеобразовательной 61

школы

Глава 2. Педагогические особенности реализации аксиологического принципа при изучении русской литературы XX века (на материале творчества М.А. Шолохова) 76

2.1. Основные подходы к изучению творчества М.А. Шолохова в контексте русской литературы XX века в общеобразовательной школе 76

2.2. Аксиологический принцип в изучении прозы М.А. Шолохова 89

2.3. Педагогические условия использования аксиологического принципа при изучении творчества М.А. Шолохова 99

Заключение 127

Список использованной литературы 132

Приложение 153

Введение к работе

Актуальность исследования.

Школа, как определяет «Концепция модернизации российского образования», принятая Правительством РФ на период до 2010 года, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Та же идея пронизывает и «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Гуманизация образования в широком смысле - преподавание различных предметов школьного цикла с точки зрения проблематики человековедения, антропологической педагогики. Значимость использования аксиологического принципа для современной педагогики состоит в выявлении и усвоении общечеловеческих ценностей, способствующих гуманизации человека на этапе развития информационного общества. Применение аксиологического принципа в изучении литературы определяет не только отбор художественно и ценностно содержательного материала для изучения, но и практические аспекты ценностного ориентирования в учебном процессе -самообразование, воспитание, самореализация в предлагаемом учителем образовательном пространстве.

Аксиология образования, к которой восходит аксиологический принцип, имеет давнюю историю в отечественной и зарубежной науке: от античности до современности. Сам термин «аксиология» (греч. axios - ценный, logos -понятие, учение) был введен в науку в 1902 году П. Лапи (представителем французской социологической школы) для обозначения раздела философии, занимающегося ценностной проблематикой. Тогда же, на рубеже ХІХ-ХХ веков, берет своё начало отделение нравственного прочтения произведения искусства от собственно эстетического; формируется аксиологический подход, вбирающий в себя и аксиологический принцип, в оценивании гуманитарных предметов.

В XX веке под влиянием множества социально-экономических и

социокультурных факторов значение аксиологического подхода возрастает, о

чём свидетельствует его широкая представленность в педагогической науке. В работах В.И. Бойко, Г.П. Выжлецова, Ю.М. Плюснина исследуется процесс осмысления устойчивого социального развития, у В.Г. Алексеевой и М.И. Бобневой - феноменология ценностных систем личности, а в трудах З.И. Равкина, Т.К. Ахаян, Е.П. Белозерцева, В.В. Веселовой, Н.Д. Никандрова и др. - проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики на основе анализа философских и педагогических систем.

Аксиологический принцип соединяет нравственное и эстетическое прочтение произведений искусства (З.И. Григорьева, Н.С. Розов, В.Г. Маранцман, М.М. Дунаев, В.Б. Петров, Е.В. Мацыяка, А.В. Лукашенко, Е.К. Дубцова,и др.). Прослеживается он и в системе творческого чтения, от трудов её основоположника СИ. Абакумова в начале XX столетия до работ Э.И.Ивановой-И.А.Якимова и И.Л. Масандиловой в Институте художественного образования Российской академии образования в начале XXI столетия. Таким образом, использование аксиологического принципа в изучении литературы позволяет соединить эстетический и нравственный аспекты прочтения художественного произведения.

Теория и методика преподавания предметов в общеобразовательной школе определяются как психофизиологическими и тендерными особенностями учащихся, так и спецификой тех областей знаний, которые «ответственны» за содержательное наполнение школьных дисциплин. Применительно к литературе как к предмету такой областью выступает литературоведение. Поэтому использование аксиологического принципа в литературном образовании требует учёта позиции литературоведения, в частности по поводу анализа художественного текста. Так, В.Е. Хализевым и И.А. Есауловым разработаны по преимуществу художественные аспекты аксиологии, а Е.В. Поповой и Г.И. Чижаковой - педагогические.

Школьникам необходимы ценностные ориентации, которые в полной

мере может дать им русская проза XX века, воссоздающая картину народной

жизни и народной мудрости, исподволь, ненавязчиво, воспитывающей читателя. Произведения русских писателей XX столетия, и в первую очередь М.А.Шолохова как самого яркого эпика эпохи, помогают сформировать систему ценностей учащихся, развить их моральные качества, дать им нравственные и эстетические ориентиры. Проблематика исследования сосредоточена на гуманистической модели образования и аксиологическом принципе в изучении русской литературы XX века. Исследование посвящено проблеме формирования у учащихся позитивных ценностей на материале русской литературы XX века и творчества М.А.Шолохова в частности.

Практические наблюдения, изучение научно-методической и теоретической литературы позволяют выявить следующие противоречия: между требованиями общества к уровню интеллектуального развития выпускников общеобразовательных школ и фактическим уровнем их общеобразовательной подготовки, сформированностью нравственных принципов (системы ценностей), между востребованностью педагогической практикой концепций по выработке и развитию аксиологического потенциала школьника и недостаточным исследованием проблем формирования ценностей в педагогической науке. Это обусловило выбор темы исследования: «Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе (на материале творчества М.А. Шолохова)».

Объект исследования: анализ художественных произведений на уроках литературы и во внеурочное время в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: методика использования аксиологического принципа на уроках литературы в ходе анализа художественных произведений М.А.Шолохова.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить учебно-методическую систему, обеспечивающую использование

аксиологического принципа при изучении русской литературы XX века (на

материале прозы М.А.Шолохова) на уроках литературы и во внеурочное время в старших классах общеобразовательной школы. Задачи исследования:

  1. Изучить историю становления и развития аксиологического принципа в педагогической науке и образовательной практике.

  2. Проанализировать разработку аксиологических понятий в научной и учебно-методической литературе.

  3. Выявить педагогические условия использования аксиологического принципа при изучении творчества М.А.Шолохова в рамках основного и дополнительного литературного образования.

  4. Экспериментально проверить выдвинутые в исследовании методические подходы к изучению учащимися прозы М.А. Шолохова на основе аксиологического подхода.

Гипотеза исследования. Изучение русской прозы XX столетия на уроках литературы и во внеурочное время в общеобразовательной школе на основе аксиологического принципа приведет к более глубокому восприятию и осмыслению учениками литературного произведения, если

- будет разработана и внедрена учебно-методическая система,
интегрирующая в себе элективный курс, курс дополнительного образования
и базовые программы по литературе для общеобразовательной школы и
обеспечивающая усвоение учащимися эстетических принципов (при
главенстве аксиологического принципа, являющегося стержневым) на
разных этапах изучения творчества М.А.Шолохова;

- порядок и глубина знакомства учащихся с прозой М.А.Шолохова будут
определяться алгоритмом формирования ценностных понятий,
представляющим собой поэтапную последовательность действий участников
образовательного процесса по формированию ценностных понятий и
использованию образовательных технологий;

- литературно-теоретические знания об эстетических принципах и
ценностном содержании литературы будут применяться на уроках
литературы при практическом анализе произведений писателя.

Методологической основой исследования являются:

- научные разработки отечественной и зарубежной педагогики,
социологии, психологии и философии в области эстетики, аксиологии (И.
Кант, Ф. Шеллинг, И.Ф.Гербарт, Г. Гегель, И. Кон, Э. Гуссерль, Н. Бердяев,
П. Сорокин, М.С. Каган, Л.Н. Столович и др.), проектного обучения (Г.Л.
Ильин, В.Х. Килпатрик), личностно-ориентированного подхода (Ш.А.
Амонашвили, Г.Л. Ильин, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

основные теоретические положения методики преподавания литературы в школе, выработанные педагогами и методистами XIX-XX столетий, современными учеными (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен; О.В. Богданова, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, А.И. Княжицкий, А.А. Полякова и др.);

- исследования по вопросу аксиологии (В.Ю. Бойко, М.И. Бобнева, СБ.
Борисов, Г.П. Выжлецов, М.Н. Громов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Д.А.
Леонтьев, Н.З. Чавчавадзе, В.Н. Сагатовский, Т.К. Ахаян, З.И. Равкин и др.);

- труды теоретиков литературы (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М.
Лотман, В.Е. Хализев, В.И. Тюпа, Е.В. Попова, И.А. Есаулов и др.),

- исследования творчества М.А.Шолохова (В.В. Васильев, Ю.А.
Дворяшин, В.В. Кожинов, Ф.Ф. Кузнецов, A.M. Минакова, С.А. Небольсин,
П.В. Палиевский, Д.В. Поль и др.);

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, наблюдение, анкетирование, беседы, моделирование, эксперимент.

Научная новизна состоит в том, что раскрыто и теоретически обосновано значение аксиологического принципа для формирования позитивных ценностей учащихся на материале русской литературы XX века,

доказана значимость изучения творчества М.А.Шолохова с аксиологической

позиции. Разработана и научно обоснована инновационная учебно-методическая система по изучению русской литературы XX века на основе аксиологического принципа, включающая в себя следующие структурные компоненты: педагогический алгоритм формирования ценностных понятий, элективный курс по русской литературе XX века, курс дополнительного образования по ранней прозе М.А.Шолохова, методические рекомендации по использованию аксиологического принципа в рамках действующих программ литературного образования. Раскрыты и экспериментально апробированы педагогические условия изучения прозы М.А.Шолохова на основе аксиологического принципа: педагогика сотрудничества; использование образовательных технологий деятельностного типа и педагогического алгоритма формирования ценностных понятий.

Выявлены и обоснованы условия интеграции элективного курса по творчеству М.Шолохова, курса дополнительного образования и общей программы по русской прозе XX столетия. Разработаны методические рекомендации по изучению творчества М.А.Шолохова на основе аксиологического принципа.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- прослежены этапы эволюции русской методической науки в области
литературы применительно к аксиологической позиции;

выявлены базовые ценности для топики русской культуры и прослежена их эволюция в педагогической практике;

выявлены педагогические условия использования аксиологического принципа при изучении творчества М.А.Шолохова;

подтверждена принципиальная возможность использования существующих в школьной практике образовательных технологий для формирования позитивных ценностей учащихся в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что были

выявлены педагогические условия использования аксиологического

принципа при изучении русской прозы XX века, сформулированы методические рекомендации для педагогов-словесников по изучению русской литературы XX века на основе аксиологического подхода, а разработанные диссертантом программы элективного курса «Литературный процесс эпохи перемен (1920 - 1940-е годы)» и курса дополнительного образования «Литература идейно-нравственных исканий: ранняя проза М.А.Шолохова» могут быть использованы в качестве учебно-методических и дидактических материалов в основной и профильной школе, на курсах повышения квалификации учителей, в подготовке студентов - будущих педагогов-словесников.

Достоверность и обоснованность исследования определяются его методологической базой, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях города Москвы.

Этапы исследования:

I этап (2006-2007) - поисково-теоретический. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования. Сбор и обработка материалов, анализ и обобщение опыта педагогических подходов к изучению аксиологического принципа анализ литературных произведений, а также опыта использования образовательных технологий в контексте формирования ценностного понятийного аппарата учебных дисциплин.

II этап (2007-2008) - изучение особенностей образовательных технологий, применяемых в процессе изучения ценностных категорий и понятий учебных дисциплин гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, мировая художественная культура). Экспериментальная работа: создание и внедрение комплексно-целевой программы применения универсальных ценностных категорий в учебных дисциплинах разных

областей знаний, анкетирование учащихся в общеобразовательных школах г.

Москвы); разработка курса для дополнительного образования «Литература идейно-нравственных исканий: ранняя проза М.А.Шолохова» и элективного курса «Литературный процесс эпохи перемен (1920-1940-е годы)».

III этап (2008-2009) - разработка и апробация учебно-методической системы по формированию аксиологического аппарата применительно к учебным дисциплинам гуманитарной области знаний с преимущественным вниманием к литературе. Обобщение и систематизация полученных в ходе исследования результатов, разработка на их основе методического обеспечения по использованию аксиологического принципа в практике работы общеобразовательной школы. Апробация курса для дополнительного образования, элективного курса по преподаванию русской прозы XX века для профильной школы, методики интеграции курса дополнительного образования, элективного курса и базовых программ по литературе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в статьях в периодических изданиях, в том числе и в рекомендованных ВАК РФ, в учебно-методических разработках и в сборниках научных трудов. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории литературы Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», на заседаниях Окружного методического центра Управления образованием Западного округа, методических семинарах для учителей и руководителей образовательных учреждений Западного и Северного округов г.Москвы. Основные положения исследования были изложены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах (Москва, Нижний Тагил, Новосибирск, г. Жуковский Московский области).

Содержащиеся в исследовании выводы и основные результаты прошли апробацию и внедрение в практику работы общеобразовательных школ и гимназий города Москвы (ГОУ СОШ № 819 СЗОУО, ГОУ гимназии № 1584

ЗОУО, ГОУ СОШ № 643 СОУО, ГОУ СОШ № 1064 ЮЗОУО г. Москвы).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Аксиологический принцип изучения литературы предполагает
формирование ценностной компетенции, выступающей как самостоятельный
объект в ряду других компетенций. В содержание этой компетенции входят:
удовлетворение духовных потребностей учащихся в самоуважении,
саморазвитие, формирование жизненной позиции личности, творческой
самостоятельности, активности, инициативы, т.е. обеспечении
интеллектуального, нравственного развития личности.

2. Порядок и обращение к ценностным категориям при изучении прозы
М.А. Шолохова определяется разработанной методикой, включающей в себя
последовательное углубление знаний о художественной специфике
шолоховской эпики и развитие умений применять эти знания в процессе
анализа произведений писателя.

  1. Анализ литературного произведения с учетом художественных ценностных категорий позволяет старшеклассникам глубоко и эмоционально осмыслить прозу М.А. Шолохова, увидеть особенности поэтики, признаки стилистического единства произведений писателя, помогает ученикам в процессе диалога с писателем воспринять его идеи и сделать их частью собственного духовного мира.

  2. Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия, разработанный на материале творчества М.Шолохова, позволяет сделать процесс преподавания литературы более современным и интересным. Этот принцип наиболее эффективно работает в условиях интеграции элективного курса по русской прозе XX века, курса для дополнительного образования по творчеству М.Шолохова и общей программы по русской прозе XX столетия.

История становления аксиологического принципа в науке и образовании

Аксиологические идеи в образовании имеют давнюю историю в отечественной и зарубежной науке; их возникновение можно проследить ещё с античности

Аксиологическая позиция рассматривает систему ценностных норм, накопленных в процессе развития данного общества, их передачу в образовательном процессе. К настоящему моменту сложилось целое направление - педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентациями личности.

В традиционной системе российского образования, сложившейся еще в XVIII столетии, литература — это предмет не столько отвечающий за формирование определённых умений и навыков, сколько закладывающий ценностные (мировоззренческие) основы будущего гражданина. Эта задача не утратила своей актуальности и в XX столетии, скорее напротив - она стала ещё более насущной. Для её решения очень важно приблизить школьника к художественному миру писателя, сделать мир классика близким и понятным, а проблемы, им вскрытые, злободневными и актуальными. С приобщением учащихся к чтению эстетически и нравственно полноценной литературы и призвана справиться педагогическая аксиология, на это нацелен и аксиологический принцип изучения литературы в школе.

Впервые развернутое учение о «ценности» как категории духовного бытия человека (после того как впервые употребил понятие аксиологии в своем учении И.Кант) дал в ХГХ веке немецкий философ Р.Г. Лотце (1817-1881). «Царство ценностей» он подразделяет на ценности нравственные, эстетические, религиозные. Особенно важно, что Р.Г. Лотце связал теорию ценности с эстетикой, а в области эстетического отметил значимость нравственно-эстетических ценностей. Термин «аксиология» пришел в педагогику в начале XX века, когда П. Лапи и Э. Гартман ввели его для обозначения науки о ценностях. Вначале этот термин стали использовать в зарубежной психологии, социологии, а затем и в других науках, в том числе в педагогике.

В истории становления педагогической аксиологии сегодня выделяют три главные идеи педагогической аксиологии: свободного развития; человека не как средства, а как цели приспособления системы образования к человеку, а не наоборот [59, ч.1]. Именно вокруг этих идей формируются современные гуманистически направленные аксиологические постулаты, определяющие ценностные ориентиры и сам аксиологический подход, основывающийся на историческом наследии, требованиях современной социальной ситуации и предполагающий наличие аксиологического принципа.

Школа является тем общественным институтом, который в современных условиях играет одну из ведущих ролей в формировании мировоззрения ребёнка. Школа несет своему воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника -именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности.

Таким образом, в ряду общечеловеческих ценностей на первое место выдвигается сам человек, что является основой и для гуманистического синтеза различных цивилизационных педагогических традиций, и для прогнозирования гуманистической перспективы их развития. Это же является основой и для привнесения гуманистически ориентированной аксиологии в образовательное пространство, что в качестве первоочередной задачи ставится при исследовании педагогических феноменов прошлого с точки зрения обеспечения реализации сущностных сил человека в конкретных социокультурных условиях.

Исследуя проблему формирования аксиологических понятий в общеобразовательной школе, обращаясь к работам известных отечественных и зарубежных ученых и педагогов (И. Кон, М. Шелер, К. Риккерт, И.А. Асташова, А.А. Полякова, В.И. Горовая, Л.И. Столович, В.Е. Хализев и др.), мы сочли необходимым рассмотреть современное состояние и динамику развития ценностных понятий. Так, по мнению В.И.Горовой, анализ развития педагогической теории с позиции ценностей, «разработка ценностных подходов к определению стратегии развития содержания отечественного образования» являются приоритетными задачами педагогической аксиологии [67, с. 19].

В большинстве своем исследователи сходятся в том, что гуманистические ценности, выводимые из природы человека, сопрягаются с доминирующими ценностями, присущими конкретным эпохам и культурам. Вообще же динамика ценностей, по В.И. Горовой, связана с тем, что культура «способна «свернуться в точку», чтобы в процессе перехода обрести новое качественное состояние, новый смысл и новую логику» [67, с.20]. Именно это следует из того, что гуманистические ценности способны сопрягаться с ценностями конкретной эпохи, культуры. Система ценностей достаточно гибка и способна к практически бесконечному развитию.

Аксиологический принцип в изучении русской литературы XX века и в формировании круга чтения учащихся общеобразовательной

Русская литература начала XX века противоречива, неоднозначна и, тем не менее, вопреки множеству объективных и субъективных обстоятельств, отличается редким разнообразием жанров и высоким художественным уровнем произведений. Отчасти это связано с тем, что рубеж веков был ознаменован стремительным (и это после казавшегося многим неожиданным взлёта русского реалистического искусства в XIX столетии) и ярким расцветом русской культуры. В научной литературе этот период по аналогии с историософией Гесиода, с лёгкой руки B.C. Соловьёва и В.В. Розанова, получил название «Серебряный век». На рубеже XIX-XX веков религиозно-философские и социально-политические искания русской интеллигенции соединились с европейским авангардом, и всё это происходило не только при живейшем участии русской реалистической традиции, но и в атмосфере чрезвычайного политизирования и идеологизации в обществе, в условиях грандиозных социально-экономических и политических потрясений и преобразований.

Сложнейшая ситуация рубежа XIX-XX веков способствовала обращению к внутреннему миру человека, проникновению в глубины его психологии. Психологизм литературы рубежа веков и первой трети XX в. объясним ещё и общим свойством модернизма (одного из ведущих течений Серебряного века). Свое отношение к человеку модернистское искусство нагляднее всего раскрывает в сфере психологического: в произведениях модернистов мы часто видим чувства разорванные, ирреалистические, кричащие о кризисе личности, катастрофической разобщенности людей.

Множество конфликтных линий, социальных, политических, идеологических, художественно-эстетических, коими чрезвычайно был насыщен рубеж XIX-XX веков, не могли не отразиться на молодой советской литературе. Молодую русскую советскую (назовём её именно так) словесность буквально сотрясала шумная, даже с некоторым эпатажем, что мало свойственно русской реалистической традиции, и тем не менее никого не оставившая в стороне дискуссия по вопросам художественного психологизма. В этом споре на разных этапах принимали участие ведущие литературные группировки и объединения того времени: ЛЕФ, «Перевал», РАПП, «литфронтовцы». К примеру «лефовцы», пользовавшиеся тогда большим влиянием, считали, что герой как понятие искусства изжил себя, а потому объявили крестовый поход против всего, что связано с человеческой индивидуальностью, с психологизмом в искусстве. «Решительно убивать психологизм» призывали лефовские манифесты. Однако в русской литературе первой трети XX века, даже во времена крайнего политизирования ознаменовавшегося громкими, эпатажными заявлениями Пролеткульта, РАППа, ЛЕФа, сохранялись и поддерживались реалистические традиции, опиравшиеся, прежде всего, на произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, в которых реализм как направление предстал на самом высшем этапе своего развития. Особенностью развития реалистического искусства революционных и первых постреволюционных лет была теснейшая связь собственно реалистических традиций с идейно-политическими исканиями нового времени; этим и были определены новые тенденции в эволюции реализма, которые проявились на рубеже 10-х - 20-х годов в творчестве Л. Андреева. И. Шмелева, А. Толстого и др. Вместе с тем, наряду с реалистическими тенденциями, достаточно продолжительное время продолжали существовать и тенденции символизма.

Ярко и мощно заявил о себе реализм в малой прозе 20-х годов: Вс.Иванов, Неверов, Шолохов и др. Но даже в их творчестве прослеживается влияние символизма.

М. Шолохов относился к символистам крайне сдержанно: посетил несколько собраний-занятий О. Брика и др., но какого-либо активного участия в них не принимал и в дальнейшем неоднократно подчёркивал своё неприятие авангардизма (это очень хорошо заметно в его письме к И.С.Рахилло от 16.01.1960 г. 1э, в котором Шолохов подчеркнул, что ему ««лекции» Брика, на которых ... присутствовал три или четыре раза, дали столько же, сколько даёт чтение поваренной книги, скажем, архитектору»)16. Шолохов был и остался приверженцем реализма, однако, хотя и вопреки его же собственным утверждениям, так и не смог избежать влияния символизма. Пример тому - образы черного солнца, степи, ночи, цветов, креста и Кошевого как всадника Апокалипсиса, вполне укладывающиеся в поэтику русских символистов. Впрочем, эти образы не сводимы только к продолжению традиций декаданса, они оказались идеальными для обозначения всего исторического процесса России начала XX века. Символизм прослеживается не только у такого реалиста, как М. Шолохов, но и у других писателей XX века, в том числе и вполне отвечавших требованиям соцреализма (Вс.Иванов, В.П.Катаев, Н.С.Тихонов и др.).

Основные подходы к изучению творчества М.А. Шолохова в контексте русской литературы XX века в общеобразовательной школе

Длительное время (на протяжении практически всего XX столетия) рассмотрение литературы XX века, как педагогами, так и исследователями литературы было прямо связано с политическими реалиями, что приводило к чрезвычайно сильной идеологизации и преподавания, и изучения литературы.

Дореволюционный период в силу его краткости и преемственности по отношению к XIX веку практически выпадает из нашего анализа. Отметим только то, что дореволюционное образование уделяло достаточно внимания литературе, однако сильно отличалось в зависимости от типа учебного заведения. В гимназиях литературному (гуманитарному в широком смысле) образованию уделялось первостепенное внимание, так как одной из целей гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. И хотя дореволюционная гимназия длительное время состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев, но обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы. Школа первая — «российская» имела три класса: 1) грамматика, 2) стихотворство, 3) красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков; школа вторая («латинская») - два класса: грамматика и синтаксис; школа третья («научная») - три класса: 1) арифметика, 2) геометрия и география, 3) философия; школа четвертая -европейские и греческий языки.

В учебном плане училищ главное место занимали математика, русский и иностранный языки. Обучение было узкоспециальным, поэтому литературе уделялось недостаточно внимания. Главной целью церковноприходских школ было религиозно-нравственное воспитание, что определяло выбор и объём изучаемой литературы. В перечень предметов, изучаемых в церковно-приходских школах, входили Закон Божий, церковное пение, чтение и письмо, арифметика.

Таким образом, в дореволюционной школе литература занимала достойное место, но её роль сильно зависела от статуса учебного заведения. Наибольшее внимание литературе уделялось в гимназии. Именно здесь возникли оригинальные методические концепции, многие из которых получили развитие только в XX столетии. Так, одна из заслуг В.В.Данилова1 - создание оригинальной концепции преподавания литературы в старших классах с учетом достижений отечественного и зарубежного литературоведения, исследований в области дидактики и психологии. Он предложил систему методов преподавания, систему учебных заданий, основанную на характере мыслительной деятельности ученика.

Октябрьская революция 1917 года подводит некую незримую черту под сложившейся системой изучения литературы. Именно поэтому собственно XX столетие в методике преподавания литературы и собственно в литературном процессе начинается после 1917 года. Тем не менее, говоря об истории методики преподавания русской литературы XX века можно обозначить следующие имена: В.В. Данилов, Н.С. Державин, А.Е. Грузинский, В.А. Десницкий, В.Л. Львов-Рогачевский, П. Н. Сакулин, В.М. Жирмунский, В.Ф. Переверзев, В.И. Водовозов, Н.М. Соколов и др.2 Многие из этих авторов написали свои основные сочинения до революции или уже в советские годы, но под сильнейшим влиянием дореволюционной традиции.

Первое десятилетие Советской власти, хотя и отличалось нетерпимостью к инакомыслящим (стоявшим на иной политико-экономической платформе), характеризовалось ещё и чрезвычайным разнообразием подходов к изучению литературы. При этом нередко новаторское, творческое соседствовало с крайним догматизмом и начётничеством. Тем не менее, первые учебные планы и программы, опубликованные после 1917 года и опирающиеся на достижения отечественной методики, не особенно сковывали инициативу учителей-словесников. Так, СИ. Абакумов, М.А. Рыбникова предлагали отказаться от хронологического распределения материала в пользу тематического принципа. Именно в 20-е — 30-е гг. выходят основные методические пособия Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова.

В 20-е годы была попытка учесть достижения разных школ в литературоведении в «Программе для I и II ступени семилетней единой трудовой школы» (1921), разработанной под руководством П.Н. Сакулина. Также существовали комплексные программы, разработанные на основе рекомендаций научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС) (1925). Они были призваны помочь учащимся «марксистски охватить современность». В их основу положена идея комплексного обучения, однако при этом литературные произведения превращались в иллюстрации к комплексным обществоведческим темам «Город», «Деревня», «Капитализм и рабочий класс» и т. п. Подобный подход превращал литературу в иллюстратора общественно-политических конфликтов, что в целом негативно сказывалось на восприятии художественных текстов учащимися, на формировании и развитии у них эстетического сознания.

Похожие диссертации на Аксиологический принцип изучения русской прозы XX столетия в общеобразовательной школе : на материале творчества М.А. Шолохова