Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству Иванова, Нина Степановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова, Нина Степановна. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1993.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях, когда центральной задачей обучения и воспитания школьника провозглашается формирование творческой, духовно развитой личности, раскрепощения ее индивидуальных задатков, способностей и потребностей, активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству является требованием времени и чрезвычайно актуальной.

Активизация познавательно-творческой деятельности школьников обусловливает собой активизацию формирования эстетических потребностей и вкуса, активизацию развитая художественного восприятия и творческого воображения, эстетических чувств и изобразительных способностей. В свою очередь, активизация познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству опирается на их интересы, на достаточный уровень развития специальных (художественно-изобразительных) умений и навыков.

Важность разработки данной проблемы определяется и, прежде всего тем, что изобразительное искусство являегся одним из' основных средств эстетического воспитания,и художественного образования, сферой творчества, самодеятельности, формой приобщенш. к прекрасному, к огромному миру искусства. Знакомство с живопись», скульптурой, архитектурой, народным, декоративно-прикладным искусством помогает понять народные традиции, культуру своего края, воспитать чувство патриотизма.

С конца XIX. века большое внимание художественному образованию молодежи, приобщению ее к миру изобразительного искусства уделяют такие известные русские художники как И.Н.Крамской, И.Е. Репин, П.П.Їистяков и другие.

В первой четверти IX века улучшению, постановке эстетического., воспитания молодежи способствовали труды в деятельность таких ученых и деятелей культуры и науки как Н.Н.Бахтин, П.П. Блонский, Н.А.Брпсова, Г.П.Рошаль, С.Т.Шацкий. Разработкой педагогических основ эстетического воспитания молодежи, установлением

- I -

в этом процессе роли искусств занимались такие видные педагоги как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, В.А. Сухомлинский.

Теоретические проблемы эстетического, нравственного, трудового воспитания, обоснование места и роли эстетического воспитания, различных видов искусств в этом процессе, рассматриваются в работах Э.И.Мокосзона. И.Л.Любинского, Ю.К.Бабан-ского, М.Н.Скаткина, З.Н.Петровой, А.А.Баляна, 0.А.Апраксиной, Н.Л.Ветлугиной, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева и других.

Раскрытию вопросов эстетического воспитания и художест
венного образования молодежи, школьников способствуют иссле
дования по философии, эстетике, искусствоведению. К ним отно
сятся труды А.И.Бурова, М.Ф.Овсянникова, В.Н.Скатерщикова,
В.А.Разумного, В.В.Ванслова, А.Я.Зися, Б.Г.

Лукьянова, М.Н.Афасняева, Л.Н.Столович. Психологические аспекты проблемы эстетического.воспитания и худоаественного образования иколькиков, эстетического восприятия и художественного творчества, активизации познавательно-творческих интересов и способностей рассматриваются в работах психологов Б.Г. Ананьева, Б.Т.Теплова, Н.И.Волкова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, B.C.Кузина, Б.Ф.Ломова, Б.С.Мейлаха, С.Л.Рубинштейна, И.Т.Якобсона, Г.И.Щукиной.

Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин, постановки обучения рисунка, «и-вописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, скульптуры в общеобразовательных иколах и специальных учебных заведениях раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области эстетического воспитания к художественного образования -Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беда, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Н.П.Саку-линой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, А.СХворостова, Л.Г.Медведева, Э.И.Кубыяншной, А.А.Унковского, С.Е.Игнатьева, А.П. Ншухина и других.

Отдельные вопросы художественно-творческой деятельности школьников исследовались в кандидатских диссертациях Л.А.Хар-ламовой, Н.М.Сокольниковой, Л.Н.Любарской, Н.В.Дягилевой,

- 2 - :

К.М.Багдасарян, С.А.Амашсол'она, Д.Н.Скильского, С.А.Федорова, А.А.Тилшова, А.И.Васильева.

В ряде методических пособий, статьях, программах по изобразительному искусству содержится установка на необходимость активизации познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по художественному образованию.

Вместе с тем, до последнего времени отсутствуют специальные диссертационные исследования, научно-методические работы, методические рекомендации, посвященные вопросам разработки методов, средств и путей активизации познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Прямым следствием этого является отсутствие во многих случаях в школьной практике активных методов обучения искусству, слабое творческое развитие школьников, отсутствие у многих из них эстетического вкуса и потребностей,-интереса к изобразительному искусству, к художественной деятельности.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке,в теории и практике художественного образования и воспитания школьников.

Проблема исследования: разработка, экспериментальная проверка и научное обоснование современных методов активизации познавательно-творческой деятельности в 1-7 классах на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по художественному образованию и воспитанию. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования; процесс обучения учащихся 1-7 классов общеобразовательной школы изобразительному искусству.

Предмет исследования; психолого-педагогические основы, методы н приемы активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

Гипотезой исследования является предположение о той, что повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников зависит от разработки современных методов активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству, что, в своя очередь, обусловлено раскрытием психолого-подагогических основ активизации познавательно-творческой деятельности учащихся на уроках рисунка и живописи, тематического и декоративного рисования, бесед об изобразительном искусстве, во внеклассной работе по художественному образованию, и, прежде всего, раскрытием путей активизация; эстетического восприятия, творческого воображения, мышления, интереса к художественной деятельности, изобразительному искусству.

В соответствии с указанный! проблемой, объектом, предметом и птлотезой исследования, били поставлены следуыцие

1. Изучить исторшо проблемы художественного образовшпш школьников и роли в ото;-! процессе активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительно:^ искусству.

Й. Определить к обосновать роль активизации познавательно-творческой деятельности учащіхся 1-7 классов па'занятиях кзсбразктвльїшм кетсусством в общей системе повыиешш эффективности эстетическом воспитания к художественного образования школьников,

  1. Раскрыть психолого-педагопгчесіаіе основы активизации познавательно-творческой деятельности шеолышков в процессе обучения изобразительному искусству.

  2. Разработать в экспериментально проверить аффективную методику активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

  3. Раскрыть взаимовлияние современных методов активизации познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству и продуктивного

разработке лекционных и практических курсов кабинетов и кафедр изобразительного искусства и черчения, эстетики институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников и учебных, методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла для общеобразовательной школы, в процессе совершенствования методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах, в школах и классах о углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования сообщались и получали одобрение на ежегодных курсах учителей изобразительного искусства (1982-1993гг.) Тульского областного института усовершенствования учителей, на конференциях и симпозиумах по проблемам теории и практики эстетического воспитания при Центральном совете педагогического общества Российской Федерэдии, на заседаниях лаборатории, эстетического воспитания средствами изобразительного искусст-' ва Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику работы обіде-образователышх школ Тульсісой области, ряда территорий России, a таюсе з виде опубликованных програш и методически: рекомендаций.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов исследования обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования проблемы, научной методологией, сравнительным анализом передового педагогического опыта и результатами эксперимента, использованием современных достижений, данных педагогической науки, психологии, искусствоведения, ЗСТЄТИКИі

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, -трех глав, заключения и библиографии (182 наименования). В нее вошли 12 графиков и таблиц, 16 рисунков-фотографий.