Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов : художественно-графический факультет Ершов, Геннадий Владимирович

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ершов, Геннадий Владимирович. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов : художественно-графический факультет : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Ташкент, 1993.- 130 с.: ил. РГБ ОД, 61 93-13/775

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Научно-теоретические основы активизации процесса формирования умений и. навыков в передаче пространства в живописи 15

1.1. Физиологические и психологические основы восприятия пространства в изображении 15

1.2. Педагогические основы обучения изображения пространства 30

Глава II. Опытно-экспериментальная работа при активизации процесса формирования умений и навыков в передаче пространства в живописных работах студентов 42

2.1. Констатирующий этап, естественного педагогического эксперимента 42

2.2. Формирующий этап естественного педагогического эксперимента 54

Заключение 108

Библиография 112

Физиологические и психологические основы восприятия пространства в изображении

Философия рассматривает природу в целом, как бесконечную в пространстве и времени при этом опирается на единство мира и ею материальность. В частности в своем определении "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них", Ленин выделил два основных признака: "во-первых, материя существует независимо от сознания; во-вторых, что она копируется, фотографируется, отображается ощущениями." Пространство и время являются всеобщими формами бытия всех материальных систем и процессов. Не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущей материл. Наиболее общие характеристика пространства, выражающие структурную организацию материального мира, это свойства объектов быть протяженным!, занимать место среди других, граничить о другими объектами.

Материальный мир состоит не только, из структурно рас -членённых объектов. Все материальные объекты находятся в движения и развитии, в них южно выявить качественные состояния,, некоторые стадии, сменяющие одна другую, и при этом одна из стадий сюжет наступать быстрее либо позже. Такие процессы характеризуются понятием длительности» Сравнение различных длительностей дает основу для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов» их ритм и темп, что дает нам представление о времени. Периодический процесс вращения Земли вокруг своей оси делит время на сутки. Движение Земли вокруг Солнца дает нам временную размеренность в год ЙТЛ.

Все предметы и явления находятся в пространстве и во времена и воспринимаются нами через ощущения посредством раздражения ж отражения»

Процесс отражения предмета на изобразительной плоскости, как отражение реального мира, основывается на зрительных ощущениях и восприятиях.

Философия рассматривает ощущение как первоисточник накопления знаний о предметах и явлениях действительности. В. И Ленин, указывал, что все знания из опыта» из ощущений и восприятий. Электромагнитные волны, воздействуя на световой рецептор нашего глаза, вызывают зрительные ощущения. Благодаря зрительным ощущениям человек познает особенности и закономерности в предметах и явлениях природы. Освещенность предметного мира является одной из главных особенностей, которая дает возможность ощущать и воспринимать свойства предметов, как величину, объем, цвет, расположение в пространстве и т.д. Действуя на глаз свет и отраженный свет, оставляет у нас определенный зрительный образ» Ощущение света является результатов взаимодействия светового излучения с органом зрения восприятия этого взаимодействия сознанием человека, благо -даря чему человек воспринимает богатейшие цветовые и тоновые градации, характеризующие предметы и явления природы.

Ощущение света является важнейшим средством познания объективной реальности материального мира. Светоощущение следует понимать как результат воздействия окружающего материального мира на зрительный анализатор, сложную работу деятельности мозга, как на высокоорганизованную материю. В.Йешш писал "Колебания эфира существуют независимо от наших ощущений света. Наши ощущения света зависят от действия колебаний эфира на человеческий орган зрения." Он подчеркивал что "ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., то есть, о пред еденным образом, организованной материи." То есть, между световыми лучами и световым рецептором глаза происходит сложный процесс, который дает ощущение света.

Зрительные ощущения и восприятия выступают как составные части единого чувственного познания, как формы отражения реальной действительности, вместе а тем неразрывно связаны друг с другом и имеют свои особенности.

Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Человек, благодаря физиологическому аппарату, вбирает в себя поток информации исходный от внешнего мира органы чувств оценивают внешние раздражители физическим параметрам; свет - по светлоте, насыщенности, цветовому оттенку; звукового громкости, тембру и т.д. Эти свойства материи являются объективными по отношению к наблюдателю и не зависят от него тем самым верна отражают объективно существующую действительность» В.Иенш подчеркивал: "Ощущение есть образ движущейся материи. Иначе» как через ощущения мы ни о каких формах веществ и ни о каких формах движения ничего узнать не можем: ощущения вызываются движущейся материей на наши органы чувств .

Благодаря ощущениям, человек получает знания, отдельных качеств и свойств предметов, а через восприятие человек получает целостный образ предмета или., явления» В едином процессе дознания, восприятие является тем связывающим звеном между ощущением и мышлением, которое представляет собой высокую степень познания действительности» Восприятием мы называем процесс отражения предметов я явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно влияющих на органы чувств.

Восприятие, являясь сложным психическим процессом, взаимодействуя о различными ощущениями и, протекая одновременно с ними, не сводится к простой арифметической сумме ощущений, а имеет отличительную способность в виде использования прошлого опыта, через знания и представления о том или ином предмете»

Восприятие составляет два вида нервных связей: связи образуемые в пределах одного анализатора и несколькими анализаторами (межанализаторные связи). В первом случае - это может быть при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Такие, как произведение живописи, которое представляет собой своеобразное сочетание отдельных цветовых на пятен воздействует зрительный анализатор. В обоих случаях комплекс раздражителей действует как один сложный раздражитель, при этом фиксируется их соотношение временное, пространственное. В результате этого в коре больших полушарий происходит сложный процесс интегрирования, синтез. Во втором случае - это вид нервных связей, образующихся под воздействием комплексного раздражителя в пределах разных анализаторов. И.М.Сеченов утверждал, что в основе восприятия предмета или пространства лежит ассоциация зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений. Для более цельного восприятия предмета, человеку необходим слуховой образ слова, которым обозначается предмет или пространство и выражается имеющимися знаниями и. прошлым опытом.

Восприятие предмета тесным образом связано с деятельностью человека и составной частью которой являются движения: движение глаз, рассматривая тот или иной предмет; движение руки, ощупывая предмет его форму, объем и т.д.

Педагогические основы обучения изображения пространства

В учебном процессе по живописи на 1-х курсах художественно-графических факультетов по изображению пространства на изобразительной плоскости мы опирались на дидактические принципы. К важным из них мы относим следующие

а) обучение должно быть научным;

б) обучение должно быть наглядным;

в) обучение должно характеризоваться проблематикой;

г) обучение должно быть живым и сознательным;

д) обучение должно быть доступным;

е) обучение должно быть систематическим и последовательным;

ж) обучение должно быть прочным;

з) в обучении в единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание студентов,

Мы также применяем формы организации учебной работы на художественно-графическом факультете: аудиторные занятия (работа натуры, кратковременные упражнения, предварительные упражнения и длительные занятия на передачу пространства на изобразительной плоскости). Экскурсии (в музей, на природу, на изучение архитектурных сооружений и т.д.), домашняя работа, формы внеаудиторной учебной работы (самостоятельная работа по изучению закономерностей и их объединения при изображении пространства).

В учебно-творческой работе со студентами преподаватель пользуется и приёмами обучения изображения пространства, которые являются составной частью или отдельно! стороной метода обучения. Таким образом, учебный процесс состоит из принципов обучения» взаимодействия форм и методов их взаимопроникновения.

При изучении живописной грамоты необходимо учитывать особенности зрительного восприятия, таких так константность и раздельность видения и изучить предварительно теорию этих явлений. Необходимо также развивать способность нашего зрения "цельно видеть"» то есть целостное восприятие натуры, которое даёт нам правильное нахождение тональных и цветовых отношений, их пропорциональность. В психологических исследованиях последних лет доказывается, что зрительное восприятие материального мира опирается на сравнительные показатели, кается ли это интенсивности светового излучения, насыщенности: цвета или пропорций предметов. Поэтому, изображая предмет на кости линейно, в тоне ми цвете, мы пользуемся законом отношений по принципу подобия. Вели рисующий, изображал. предметы на изобразительной плоскости выдерживает все пропорциональные особенности натуры, то наше сознание легко угадывает изображённые предметы, а если в пропорциях имеются неточности или большие искажения, то сознание, не найдя в памяти такой предмет, не узнаёт его. Аналогичное узнавание и правдивость изображения зависит и от цвета.

Вели натурная постановка или пейзаж переданы в тех же отношениях, что и воспринимаемая натура, то изображение будет реально и мы узнаем предметы, их цвет, форму, объем, материал, состояние освещения, пространственное расположение предметов. Для того, чтобы изображение было пространственным, необходимо применять законы линейной и воздушной перспектив, что необходимо дать через теоретические знания молодому живописцу в начале практической деятельности.

Зрительное восприятие человека обладает также и замечательным качеством,, таки» как избирательность восприятия, которое способно из всего многообразия видимого, существенную информацию Рассматривая предметный мир человек что-то выделяет и воспринимает это более подробно, чем всё остальное, при этом теряется часть зрительной информации.

Зная эту особенность зрительного восприятия, педагог активизирует учащихся на мысленное представление рисуемых предметов на изобразительной плоскости, а глядя на натуру, воспринимать её боковым зрением, то есть, смотреть "мимо натуры" и "быстро", не останавливать взгляд на конкретных предметах, воспринимать натуру одновременно и цельно.

Существует целый ряд особенностей зрения, которые при обычном раздельном видении проявляют себя и мешают нахождению цветовых и тоновых отношений построения пространства. Это может быть различная чувствительность глаза; к освещенным предметам. В первом случае чувствительность глаза сюжет временна притупляться, а во втором - наоборот обостряться. Рассматривая предметы при разной чувствительности глаза, мы не получим правильные цветовые и тоновые отношения при построении пространства на изобразительной плоскости. Попеременное восприятие хроматических и ахроматических образов, могут быть помехой определения оттенков цвета.

Воспринимая предмет в пространстве, меняется видимая форма, величина и цвет в зависимости от расстояния, условий освещения окружающей среды.

Наш глаз устроен таким образом, что представляет собой своеобразный оптический прибор а хрусталик играет роль двояковыпуклой линзы. Если воспринимаемый предмет удаляется, то и уменьшается и его проекция на сетчатке глаза Однако констант восприятия мешает нам заметить эти изменения» так как, видение окружающей действительности воспринимается в относительно устойчивых постоянных признаках и вытекает это из жизненного опыта и практического взаимодействия человека с окружающей средой. Человек, воспринимая объект, на протяжении жизни вырабатывает стойкие, присуще только данному объекту, свойства, а не временные качества» которые меняются в зависимости от условий освещения, расположения в пространстве, угла зрения, окружающей среды.

Таким образом, воспринимая дерево на расстоянии, оно воспринимается в реальных величинах, в то время как на сетчатке глаза и по сравнению с деревом, находящимся вблизи, во много раз меньше натуральных. Наблюдая машину, ехавшую по дороге и уменьшающуюся по мере удаления от нас, в нашем сознании она сохраняет прежние размеры.

Происходит это и с восприятием цвета. Изменение цвета происходит от воздействия освещения: белый лист бумаги под прямыми солнечными лучами будет иметь темный оттенок, в эта же время днём, но также под кроной листвы, в тени, будет зеленоватым, а вечером., при закате солнца, будет иметь оранжевый оттенок. Как видим цвет белого; листа меняется в зависимости от освещения, в момент наблюдения мы воспринимаем его. таковым, каким, знаем по опыту независимо от освещения, то, есть, белим.

Приступая к практической работе студенты 1-го курса не замечают изменение цвета предметов, при удалении и в разных условиях освещения и принимают цвет предметов по предшествующему опыту Задача преподавателя состоит в активизации студентов на восприятие практическое изображение предметов в пространстве , опираясь ша дидактику в педагогике, пространства же только необходимо для жизнедеятельности человека, является существенном в дознании человеком окружающей действительности и заключает в себе совершенно определенное эмоциональное содержание. Восприятие пространства радует нас. Большое открытое пространство рож -дает у нас чувство счастья, свободы, простора, необъятности вселенной Построение трехмерного пространства на двумерной изобразительной плоскости строится по законам линейной перспективы, которая является формой передачи пространства с помощью линий, изображающих контуры предметов, их перспективных сокращений» гранили перехода одних поверхностей в другие (граница между домом и землёй)

Источник света дает возможность человеку воспринимать предметы в пространстве объемными» в силу того, что предметы имеют разнообразную форму, то и лучи света освещают предметы неравномерно Степень освещенности поверхности предмета зависит от расстояния между источником света и предметом» Светлота поверхности предмета зависит от пространственного расположения по отношению к наблюдателю

Констатирующий этап, естественного педагогического эксперимента

Актуальность и эффективность предлагаемой системы заданий ж упражнений зависит от тщательной теоретической подготовки и осуществления эксперимента на практике»

С 1983 года, нами проводились естественные педагогические эксперименты по предлагаемой программе по дисциплине "живопись как в национальных, так ив европейских группах на художественно-графическом. факультете педагогического института в городе Ташкенте на первых курсах очного отделения» Для проведения эксперимента были задействованы 12 академических групп І-го курса по две группы в каждом, учебном году.

Для объективности оценки полученных данных, в результате проводимого педагогического эксперимента, мы анализировали уровень профессиональных умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью до и после проведения педагогического эксперимента,

К требованиям проведения педагогического эксперимента мы относим.:

-выявление уровня подготовки студентов по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам изображения пространства;

-выявление изучаемых признаков;

- анализ и оценка знаний практических умений и навыков передачи пространства в аудиторных живописных работах, нами оценивались общепринятыми критериями живописной грамоты, пропорциональность отношений между натурой и изображением умелое применение законов построения изображения пространства, грамотное использование законов живописи при изображении на -туры на изобразительной плоскости, куда входит восприятие натуры» анализ её ж синтез Грамотное построение пространства на изобразительной плоскости,, которое зависит от тональных отношений, цветовых отношений, световоздушной среды, колорита, целостности единства изображения и т.д. Все эти критерии, применяемые на просмотрах преподавательским составом в художественном вузе на начальном этапе обучения, способствовали объективному определению уровня знаний, умений и навыков передачи. пространства на занятиях живописью и оценки полученных результатов %

Уровень знаний и оценка практических умений и навыков изображения пространства складывался и определялся по количеству допущенных студентами ошибок.

Для объективного анализа студенческих работ все допускаемые ими ошибки были разделены на группы понятий:

- ошибки в компоновке и построении пространства;

- тоновое и цветовое состояние пространства;

- проработка объемной формы в пространстве;

- световоздушная среда пространства;

- теплохолодность в живописи при изображении пространства ;

- цветовая взаимность и взаимообусловленность предметов в пространстве;

- целостность видения и целостность изображения предметов в пространстве;

- колористическая особенность изображения предметов в пространстве.

На просмотр, каждый студент выставлял свои аудиторные работы, последовательно, по мере усложнения академических задач кроме этого» все упражнения» этюды и задания, данное преподавателем каждому студенту индивидуально плюс домашние; и самостоятельные живописные работы»

Просмотр, проводился преподавателями двух кафедр рисунка и живописи, ведущих занятия в этих группах при участии членов методической комиссии, что дает объективность выставленной оценки Оценка определялась из предлагаемой большинством. преподавателей. Такой метод уменьшил субъективный подход к оценкам, студенческих работ, (График выявления оценок прилагается)

Констатирующий эксперимент.

Для проведения статистических данных, нами был. проведен констатирующий эксперимент во всех учебных группах первого года обучения в Ташкентском, педагогическом институте в 1984-1989,1991 годах для выявления начального уровня знаний»умений и навыков передачи, пространства., при подборе однородных групп»

Для проведения констатирующего эксперимента нами был подобран учебный план, предусмотренной учебной программой для первых курсов. Задание рассчитано на 20 академических часов» Работать над натюрмортом, студентам предлагалось самостоятельно без предварительных объяснений и пояснений о ходе и выполнении работы. Цель задания формулировалась так: на изобразительной плоскости напишите натюрморт цветом, и передайте объемные характеристики» В работе используйте все свои приобретенные ранее знания, умений и навыки по живописи»

В таблице. № І показан результат проведенного констатирующего эксперимента, и указаны место и время проведения эксперимента, качественный и количественный характеристики учебных групп, и численный состав

Для удобства сравнения и анализа данных каждой учебной группы представлен график, который показывает по оси X номера группы понятий, по оси У - уровень ошибок в процентах(#) «Давние „ использованные; в графике, взяты из таблицы В

Полученные результаты выявляющие уровень знаний, умений и навыков передачи пространства, сводились к следующему:

Данные о количестве полученных ошибок Параметры, по которым проверялись и оценивались работы студентов по. живописи для определения уровня умений и навыков в передаче пространства, Группа понятий:.

1 По компоновке и построении пространства;

2 По изображению тонового и цветового состояния пространства ;

3 По проработке объемной формы в пространстве;

4 По изображению световоздушной среды;

5. По изображению теплохолодности в живописи при пост -роении трехмерного пространства;

6. По изображению цветовой взаимосвязи и взаимообусловленности предметов в пространстве;

7 По целостности видения цельности изображения предметов в пространстве;

8. По колористической особенности изображения предметов в пространстве

Формирующий этап естественного педагогического эксперимента

На протяжении всего учебного года в экспериментальных группах преподаватели - экспериментаторы (педагоги), проводя со студентами беседы, лекции, объясняя и проводя с ними практические упражнения по живописи, постоянно и планомерно реализуют практически экспериментальную методику обучения и передачи пространства в живописи. Эта методика, как система взаимодействия и взаимопроникновения различных форм; и методов обучения, воспитания и формирования знаний, умений ж навыков студентов в передаче пространства и объема изображаемых объектов в живописи, красной нитью проходит через неё содержание программы эксперимента.

Цель педагогического эксперимента Опробовать эффективность экспериментальной методики, которая включает в себя цели, задачи, содержание, формы и методы, при этом, выявить педагогические условия, способствующие активизации процесса формирования умений и навыков передачи пространства на художественно-графических факультетах в живописных работах студентами первых курсов.

Задачи эксперимента

а) закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекционных занятиях ;

б) выработка умений и навыков практического приме нения теоретических знаний в постановках учебного года;

в) развитие аконстантного видения цвета натуры в трехмерном, пространстве.

Содержание эксперимента включает в себя проведение педагогам в - экспериментаторами вводной беседа со студентами экспериментальных групп, разъясняющей цели и задачи обучения живописи в течение 1-го курса. Затем еле -дует чтение лекций на тему: а) закономерности построения и изображения предметов в трехмерном пространстве на изобразит тельной плоскости; б) воздушная перспектива, в которой раскрываются элементы и закономерности построения и изображения предметов в трехмерном пространстве; построение и изображение предметов тоном в трехмерном пространстве; построение и изображение предметов цветом в трехмерном пространстве. После чтения лекций следует практическая работа студентов по выполнению серий специальных упражнений на выработку умений и навыков передачи пространства.

Практические занятия педагогического эксперимента это:

- подготовительные упражнения;

кратковременные упражнения;

- длительные натурные постановки,

Варианты ж сочетаний взаимодействие между собой и с различными, видами заданий и упражнений»

Вводная лекция. Теоретический курс живописи на I курсе начинается с темы "Методика построения и изображения трехмерного пространства в живописи", где в двухчасовой лекции рассматриваются вопросы - свет и цвет в природе и в живописи;

- аккомодация и конвергенция зрительного анализатора;

- понятие световой и цветовой среды;

- линейная и воздушная перспективы;

- особенности изображения предметов в трехмерном пространстве в условиях учебной мастерской

Лекция содержит краткий исторический материал, о развитии натюрморта реалистической живописи с цветных иллюстраций живописных работ и децентрации композитивов

Лекция должна быть краткой и позволяющей понять студентам цели и содержание, конкретного; раздела обучения.

Задача вводной лекции разъяснения студентам о том что развитие живописного мастерства классиками изобразительного искусства опирается своими корнями на изучение явлений и закономерностей природы. Знание реально-обвективного мира и стремление к правдивому изображению на изобразительной плоскости, натура лежит в основе всех изобразительных диоцвдлиа, как в учебном; курсе по живописи, так и в творчестве художника -реалиста

В лекции, необходимо указать на уровень живописного мастерства пропорционально-зависящего от развития научных данных, процесса познания объективного мира и культуры зрительного восприятия В структуре учебного процесса, на художественно-графических факультетах мы предполагаем, теоретическое ж практическое изучение этой темы в один этап: в условиях учебной мастерской.

Восприятие и овладение навыками; изображения трехмерного пространства на изобразительной носкости в условиях учебной мастерской.

Эта проблема одна из узловых в теории: и практике изобразительного искусства в нашем, исследовании изучением этой проблемы мы занимаемся на I курсе и подразделяем на две темы:

а) закономерности построения и изображения предметов в трехмерном пространстве на изобразительной плоскости; б) воздушная перспектива.

Переходя к методике изучаемой темы необходимо разъяснять студентам основные закономерности построения и изображения объемной формы предметов в тоне и цвете при. дает роении трехмерного пространства. Педагог должен акцентировать внимание студентов на отражательнойиж избирательной способности окружающего нас объективно-существущего материального мира, структурных особенностях материальных предметов их многообразии форм и качеств Необходимо выделить ж дать научное обоснование понятиям, "ахроматические цвета" и "хроматические цвета". Отметить, что "цвет имеет три качества - светлому, насыщенность, цветовой и вся изобразительная деятельность художника, как начинающего неопытного» так и зрелого, опирается при воспроизведении живой натуры на изобразительной плоскости в трехмерного пространстве на отношение и сравнение по трем, качествам цвета. Все три качества цвета присущи хроматическим цветам. Ахроматическо-тональная растяжка по светлоте. Подчеркнуть, что качество цвета наблюдаемых нами предметов находится в прямой зависимости от места нахождения предметов в пространственной среде» и от их взаимодействия.

Тема I. Закономерности построения и изображения предметов в трехмерном пространстве на изобразительной плоскости состоит из трех разделов:

а) элементы и закономерности построения и изображения предметов в трехмерном пространстве ;

б) построение и изображение предметов тоном, в трехмерном пространстве;

в) построение и изображение предметов цветом в трехмерном, пространстве»