Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Воробьева Марина Васильевна

Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией
<
Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Воробьева Марина Васильевна. Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией : 13.00.02 Воробьева, Марина Васильевна Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией (В специальной подготовке художников-педагогов) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 250 с. РГБ ОД, 61:06-13/2433

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ «ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ» 14

1.1. Мышление как психологический процесс на примере создания графической композиции 20

1.2. Основные качества художественно-творческого мышления 27

1.3. Активизация творческого мышления в процессе создания графической композиции

34 Выводы по главе I

ГЛАВА II. ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ 36

2.1. Использование специфических особенностей графической композиции, способствующих активизации творческого мышления 47

2.2. Особенности художественной формы графической композиции 58

2.3. Роль представления, ассоциаций и воображения в процессе создания графической композиции

Выводы по главе II

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ

3.1. Методика и ход проведения эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий)

3.2. Констатирующий эксперимент

3.3. Поисковый эксперимент

3.4. Формирующий эксперимент

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

В связи с радикальным изменением подходов к решению проблем образования, в современном обществе как никогда остро возникает потребность в активно мыслящей творческой личности, способной не только найти собственное место в жизни и реализовать свои профессиональные возможности, но и решать сложные образовательные и культурные задачи. Для того чтобы осуществить решение этих задач в современной России, необходимо помочь каждому молодому человеку в формировании прочной духовной основы, базирующейся на традициях духовной культуры, запасе интеллектуальных знаний, этическом и эстетическом опыте.

Мы живем в век высоких технологий, культурных революций и научных открытий, в век виртуальной реальности и постоянно растущих объемов информации. В связи с этим повышаются требования к интеллектуальным качествам молодого педагога, его мыслительной активности и творческой созидательности. На сегодняшний момент практика педагогической работы показывает снижение творческой мыслительной активности молодых людей, получающих образование в педагогических сферах деятельности.

Будущие преподаватели становятся бессознательными потребителями накопленных человечеством знаний, манипуляторами и «опытными пользователями» достижений технического прогресса; так пишет об этом ректор МИУЗ Перетрутова Л.В.: «Молодой человек может иметь высшее образование, но без раскрытия способности мыслить, сопоставлять, анализировать и синтезировать полученные знания такое образование не представляет ценности для современного человечества. Поэтому в наше время перед системой образования стоит задача воспитания нового поколения будущих учеников, способных к активной творческой, ментальной работе, новому видению и осмыслению окружающей действительности, обладающих твердым универсальным мировоззрением, высокой культурой и нравственной стойкостью, воспитанных в школе высшего образования в духе высоких идеалов».

Данная проблема прослеживается и на художественно-графических факультетах педагогических вузов, где также встает необходимость воспитания художников-педагогов нового поколения, чувствующих и размышляющих, испытывающих глубочайшие переживания, которые направляют их на осмысление жизни; творчески мыслящих, способных осознать истинное предназначение педагога в жизни общества и, исходя из этого, четко определять педагогические цели и задачи. Молодые художники-педагоги должны ясно осознавать мотивы, побуждающие их обучаться в педагогическом вузе.

Очерчивая круг проблем современного обучения изобразительному искусству на художественно-графических факультетах, мы озвучим в нашем диссертационном исследовании наиболее значимую проблему, связанную с повышением творческой мыслительной активности будущих художников-педагогов в процессе создания графической композиции. Графическая композиция, как специальная учебная дисциплина, обладает богатейшим исторически сложившимся арсеналом методов и принципов визуальной организации и средств образной выразительности. Являясь результатом творческой изобразительной деятельности студентов, композиция служит мощным фактором активизации и развития творческого мышления в профессиональной деятельности будущего художника-педагога, являясь способом интеллектуально-образного познания и отображения окружающей действительности, т.е. продуманным и прочувствованным произведением, возникшим в результате тщательного логического отбора условных знаковых элементов.

На сегодняшний момент педагогическая практика показывает, что на занятиях графической композицией наиболее актуальной является проблема преодоления «инертности» мышления студентов. «Инертность», «пассивность», «шаблонность» проявляются в отсутствии у студентов способности к активной творческой мыслительной работе как к пониманию, осмыслению, рассуждению и поиску нового видения окружающей действительности. Творческое мышление характеризуется взаимодействием субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир и в соответствии с требованиями объективных закономерностей создает новый, социально значимый продукт.

Из рассмотренного ряда определений и периодических характеристик анализа работ (В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова, Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, ИЛ.Лернер, Л.Ньюэлл, А.З.Рахимов, А.Н.Ростовцев, В.С.Шубинский, Б.А.Парахонский, Е.А.Алексеева, Д.И.Широканов, Э. де Боно, З.И.Калмыкова, Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд и Е.Торранс) мы выделили основные качества творческого мышления, характерные для изобразительной деятельности: ценность для индивида и культуры; новизна как способность отказа от стереотипов мыслительных процессов; индивидуальность, выраженная в оригинальной независимой оценке явления; самостоятельность как способность переноса имеющихся знаний в новую ситуацию, способность видеть объекты под новым углом зрения; вариантность - количество идей, возникающих в единицу времени; способность к интерпретации, образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы открывались его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Художественно-творческая деятельность, осуществляемая в процессе освоения предмета «Графическая композиция», имеет свою специфику, позволяющую раскрывать основные черты и качества творческого мышления студентов: активность и гибкость, вариантность, новизну, самостоятельность и индивидуальность.

Проблема активного, самостоятельного творческого мышления студентов является центральным звеном современной педагогики. В процессе создания графической композиции требуется поставить студентов перед необходимостью принимать собственные решения, предлагая им учебные задачи, само содержание и структура которых должны быть направлены на повышение творческой мыслительной активности, чтобы приобретенные знания, умения и навыки студентов на художественно-графическом факультете становились руководством к творческому осмысленному действию.

Анализ диссертационных исследований последних лет, наблюдения за проблемами преподавания изобразительного искусства в вузах и школах, изучение периодических изданий показали, что те затруднения и противоречия, с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективные, но и объективные причины. Проблема достаточно широко распространена и отражает противоречия сегодняшнего процесса реформирования системы образования. Таким образом, мы констатируем актуальность предпринятого нами исследования. Нерешенность данной проблемы влечет за собой подготовку неполноценных специалистов - учителей изобразительного искусства, так как без проявления творческой мыслительной активности выпускники художественно-графических факультетов не смогут на должном уровне осуществлять обучение школьников основам графической композиции и развивать их художественно-творческое мышление. Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.

Предметом исследования являются теоретические и методические основы использования эффективных методов активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.

Цель исследования заключается в решении проблемы активизации творческого мышления на занятиях графической композицией. Гипотеза исследования основана на том предположении, что для активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-графических факультетов возможно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебно-творческие задания, базирующиеся на сбалансированной работе двух типов мышления: образно-чувственного и понятийно-логического. Данная методическая система отвечает целям и задачам учебного предмета, объединяет в себе принципы, формы, методы обучения, способствующие достижению этих целей, использует средства обеспечения учебно-воспитальных творческих процессов на занятиях графической композицией (ТСО, наглядные пособия, таблицы, схемы и т.д.) и является вспомогательной и не противоречащей базовым принципам основной академической системы. Применение данной методической системы позволит повысить уровень профессиональной и специальной подготовки учителей изобразительного искусства и в определенной степени усилит академическую систему, сделает ее более мобильной, универсальной и соответствующей современным требованиям. Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

• на основе анализа научной и искусствоведческой литературы определить содержание понятий «графическая композиция» и «творческое мышление»;

• проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования;

• изучить традиционную методику преподавания графической композиции;

• выявить существенные факторы, влияющие на активность творческого мышления студентов в процессе создания графической композиции;

• выявить особенности и уровни сформированности творческого мышления у студентов художественно-графических отделений;

• разработать эффективную систему заданий и упражнений, направленную на проявление активности творческого мышления студентов художественно-графических отделений;

• экспериментально оценить эффективность данной методической системы. Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались следующие методы исследования:

• изучение литературы по интересующей нас проблеме;

• анализ программ по рисунку, художественной графике и живописной композиции в художественных и педагогических вузах;

• беседы со студентами, преподавателями и художниками по интересующей нас проблеме;

• наблюдение и педагогический контроль за обучением студентов;

• применение метода моделирования учебно-творческих ситуаций, создание ситуаций проблемного обучения;

• сбор практического материала для проведения исследования (работы студентов по графической композиции на разных стадиях завершенности);

• сравнительный анализ материала (работ студентов) по специально разработанным критериям оценки в соответствии с задачами, поставленными перед студентами;

• оценка учебно-творческих работ студентов на зачетных кафедральных просмотрах по рисунку и графике; 

Практическая значимость диссертации состоит в реализации созданной в результате исследования программы преподавания курса «Композиция по художественной графике» на ХГФ педагогических вузов. Научная новизна результатов исследования определятся возможностью решения проблемы активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией путем применения методической системы обучения, основанной на сбалансированной работе двух типов мышления: образно-чувственного и понятийно-логического. В рамках решения научно-педагогической задачи подготовки художественно-педагогических кадров: 1. Исследована природа творческого мышления, его основные характеристики и сфера функционирования, а также определены критерии уровней сформированности творческого мышления у студентов художественно-графических факультетов.

2. Разработаны и научно обоснованы формы и методы проведения практических занятий, моделирующие творческий процесс создания графического произведения по принципу «от простого к сложному». Задания включают в себя краткосрочные упражнения, направленные на закрепление знания теоретических основ композиции и навыков применения разнообразных графических материалов и техник художественной графики; длительные «тематические задания», развивающие эмоциональную и интеллектуальную сферу студентов; задания по выстраиванию своей идейно-образной концепции в графическом произведении.

3. Выявлены психолого-педагогические условия активизации творческого мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией.

Апробация и внедрение результатов на конференциях МПГУ, МОСУ, МИУЗ. Результаты исследования, его отдельные положения и теоретические выводы обсуждались на заседаниях кафедры рисунка МПГУ и кафедры синтеза искусств МИУЗ. Научные труды и рекомендации отражены в публикациях.

Теоретическую основу исследования составляют труды известных ученых в области общей педагогики и психологии: Л.В.Перетрутовой, М.Н.Скаткина, А.А.Смирнова, В.А.Сластенина, С.И.Архангельского, Л.Ф.Колесникова, А.И.Пискунова, В.И.Андреева, В.К.Дьяченко, ИЯ.Лернера и др., авторитетных ученых-психологов, таких специалистов, как: Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Р. Арнхейм, B.C. Кузин, В.И. Киреенко, Я.Л. Пономарев, Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова, Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, И.Я.Лернер, Л.Ньюэлл, А.З.Рахимов, В.С.Шубинский, Б.А.Парахонский, Д.Б.Богоявленская, Э. де Боно, Дж.Гилфорд, Е.Торранс и др.

Важное место в разработке методической базы исследования заняли труды известных ученых в области методики и преподавания изобразительного искусства: Н. Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, B.C. Кузина, А.Д.Алёхина, Е.В. Шорохова, A.M. Серова, В.В.Алексеевой, Л.Г. Медведева, Б.Ф. Ломова, Н.Н.Анисимова, Т.В. Беды, Э.М. Белютина, Н.М. Молевой, Б.Н. Неменского, В.К.Лебедко и др.

Исследуя теоретические основы композиции в изобразительном искусстве, мы опирались на труды таких авторов, как: В.А. Фаворский, К.Ю.Юон, Б.В.Иогансон, М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, Г.К.Савицкий, Н.Н.Волков, Е.А.Кибрик, А.М.Лаптев, Е. В.Шорохов, Ю.Я.Герчук, Е.Левитин, Р.Ч.Барциц, С.М.Сухарев и др.

Теоретическую основу исследования составили произведения таких отечественных философов, как: Н.Л.Бердяев, И.Н.Ильин, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, В.М. Федоров и др.

Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое исследование состоит в том, что решена важная научно-педагогическая проблема активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-педагогических факультетов на занятиях графической композицией, разработана методическая система решения данной проблемы, которая в значительной мере способствует совершенствованию профессиональных качеств специалистов. Результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях по графической композиции. Материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий и спецкурсов по художественной графике на художественно-графических факультетах. Было установлено, что в процессе применения данной методики преподавания предмета «Графическая композиция» существенно развиваются и повышаются способности студентов к активной творческой мыслительной работе, заключающейся в понимании, осмыслении, рассуждении и выходе на новое видение окружающей и изображаемой действительности, а также:

• совершенствуются специальные исполнительские навыки и способности в области искусства художественной графики;

• развиваются психическая и умственная сферы учащихся;

• проявляются сознательные мотивации при создании творческих произведений;

• выстраиваются цели и методы решения поставленных творческих задач;

• развиваются способности к синтетической творческой работе с натуры, по памяти, представлению, воображению и ассоциациям.

Достоверность и обоснованность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого- педагогической литературы, посвященной проблемам творческого мышления, активно задействованного в процессе создания графической композиции, что подтверждено экспериментальной проверкой основных положений данного диссертационного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения. На защиту выносятся следующие положения:

• практическое применение метода активизации творческого мышления студентов на основе сбалансированной работы двух типов мышления: образно-чувственного и логико-понятийного;

• методическая система проведения занятий по графической композиции, позволяющая на основе специально разработанных теоретических и практических заданий и упражнений влиять на повышение творческой мыслительной активности студентов; • критерии диагностики уровня сформированности творческого мышления у студентов на занятиях графической композицией. Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из трех глав, введения и заключения, библиографии и методической программы с приложением.  

Мышление как психологический процесс на примере создания графической композиции

Мышление и творчество - два процесса, тесно переплетающиеся друг с другом, преследующие разные цели и использующие разные мыслительные операции. Мышление направлено на познание реально существующего мира, а творчество - на его перестройку, обновление и совершенствование. Инструментом познания, мышления являются логические операции, при помощи которых происходит проникновение в глубинные законы реально существующей материи.

Творчество - как процесс изменения, преобразования и соединения разных форм материи, характеризуется общим качеством - созданием необходимого, не существующего ранее результата. Таким образом, мы видим, что мышление и творчество, объединяясь в единый процесс, образуют «творческое мышление, которое характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. [159]

Творческое мышление и творческая деятельность подразумевают активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей.

О понятии «творческого мышления» и самом стиле творчества заговорили в XVIII-XIX вв. философы Германии, - от Винкельма до Шопенгауэра. Наиболее подробно рассматривал этот вопрос И.В.Гёте, полагающий, что стиль «покоится на глубочайших твердынях познания» и дополняется через умение подражать природе, копировать и в точности фиксировать ее феномены, а также посредством создания собственной системы выразительных средств, собственно творческого языка и концептуальной схематики». [55]

Выделяют три этапа изучения вопроса творческого мышления (В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова): Описательная психология творчества (конец XIX и начало XX вв.); Первые экспериментальные психологические исследования творческого мышления (10-40-е гг. XX в.);

Современные исследования психологии творческого мышления (50-80-е гг. XX в.).

В 60-80-е гг. нашего времени «творческое мышление» как термин стало широко использоваться в психолого-педагогической литературе, где были определены основные черты творческого мышления, его характеристики, стадии и этапы деятельности (Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, И.Я.Лернер, Л.Ньюэлл, А.З.Рахимов, А.Н.Ростовцев, В.С.Шубинский и др.).

В своих работах Б.А.Парахонский, Е.А.Алексеева, Д.И.Широканов и др. определяют творческое мышление как умственный процесс, направленный на получение нового результата в науке, искусстве и жизнедеятельности человека. Как утверждают авторы, творческое мышление опирается на включения работы подсознания, интуицию (догадку, озарение, инсайт), порождающие творческий порыв и вдохновение. [143]

Важные процессуальные черты творческого мышления выделяют И.Я.Лернер и В.С.Шубинский, говоря, что это - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Авторы в данном случае утверждают, что чем отдаленнее ситуация от хранящихся в памяти знаний, тем более творческий характер носит применение этих знаний, с учетом самостоятельности учащихся. Творческий характер мышления дает возможность человеку, в зависимости от его способностей, видеть новые проблемы в знакомых стандартных ситуациях, позволяет замечать как незначительные изменения, так и новые стороны «старых» ситуаций. [112]

Э. де Боно рассматривает творческое мышление как особую разновидность нешаблонного мышления, нацеленную на новые идеи. Автор подчеркивает, что творческое мышление нуждается в таланте, но так же доступно каждому человеку, заинтересованному в получении новой идеи. Одной из основных характеристик является отклонение от логических законов, правил, стандартов. Он предлагает основные принципы развития нешаблонного, творческого мышления: осознание господствующих или поляризующих идей; поиски различных подходов к явлениям; высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления; использование случая. [198]

Известный педагог З.И.Калмыкова определяет творческое (продуктивное) мышление «как общую способность к приобретению новых знаний, как интеллектуальную (умственную) способность к учению», выделяя признаки продуктивного (творческого) мышления: уровень обобщенности; широту применения новых знаний; быстроту усвоения; легкость усвоения; темп продвижения в обучении; высокую степень новизны применяемого на его основе продукта; оригинальность, как специфическую черту мышления, возникающую в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья.

Использование специфических особенностей графической композиции, способствующих активизации творческого мышления

Графическая композиция является особым видом композиционной деятельности и наделена качествами композиционного мышления: сочиненности и сюжетности, имея специфические особенности исполнения в системе художественной графики.

Основным показателем профессионализма учащихся 3-го курса ХГФ в процессе создания графической композиции является грамотное использование знаний, умений и навыков практического и композиционного и художественно-образного мышления. Практическое мышление проявляется в способности «мышления в материале» художественной графики. Композиционное мышление проявляется в использования законов построения композиции, как мыслительный, логически опосредованный процесс. Он является прочной платформой и условием активизации творческого мышления студента. Художественно-образное мышление характеризуется продуцированием и оценкой субъектом образов, а также процессом перевода идеально созданных образов на язык художественного изображения, включающего в себя: развитое образное восприятие, зрительную память, способность к представлению и воображению, чувство художественного образа.

Объем и глубина результатов образного познания действительности определяют степень композиционности графического произведения, т.е. наличие в композиции художественного образа. Композиционное мышление является проявлением художественно-образного мышления и видом творческого мышления. «Человек имеет возможность логически связывать и развязывать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением». [123]

Анализ специальной методической литературы показал, что явление, обозначающееся как «мышление образами», рассматривается, по существу, как одно из проявлений творческой активности и является одним из направлений творческого самораскрытия личности учащегося, где необходима высокая культура и наличие большого запаса образно-эмоционально окрашенных впечатлений и знаний. (В.С.Кузин, Л.С. Выготский, Н.Н.Волков, А.В.Бакушинский, Е.В.Шорохов, Н.Н. Ростовцев).

Исходя из основных понятий о сущности и гносеологической природе творческого процесса, графическая композиция требует именно высокой (по сравнению с другими видами художественной деятельности) образно-познавательной активности учащихся.

Мышление художника-графика должно быть образно ярким, гибким, пластичным и одновременно логически выстроенным, композиционно опосредованным. Графическое произведение - это сугубо продуманное, рассчитанное и выстроенное изображение, возникшее в результате тщательного логического отбора условных знаковых элементов.

Для создания оптимальных путей проявления творческого мышления учащихся в процессе создания графической композиции важно опираться на синтезированную работу практического, композиционного и художественно-образного мышлений.

Учащийся должен уметь сознательно и целенаправленно творчески трансформировать, синтезировать, обогащать весь свой арсенал знаний и практических умений, сводя их в новую целостную систему графической композиции.

Участие композиционного мышления будет выступать как активная сторона логико-понятийного типа мышления: умение сочинять, выстраивать замысел композиционного произведения, находя гармоническое сочетание между формой и содержанием, а художественно-образное мышление выступает как активная сторона образно-чувственного типа мышления, включая в себя способность к художественному восприятию, задействовать зрительную и эмоциональную память, образные представления, воображение и ассоциативные связи, дающие чувство художественного образа.

Композиционных формы в творческом процессе выступают как некие автономные художественные организмы, которые представляют собой определенный «микрокосм их создателей», «способ кодирования», «хранения и переноса мировоззрения человека», «своеобразный способ создания пространства и времени путем материализации «мыслеформ человека». [174]

Композиция, являясь продуктом композиционного мышления, представляет собой главную художественную форму произведения, как принцип упорядоченности формы и содержания. В изобразительном искусстве на эти классические понятия «формы и содержания» принято опираться при анализе художественного произведения искусства. «Деление произведения искусства на форму (внешнее качество) и содержание (внутреннее качество) условно, так как «в любом виде искусства форма содержательна, а содержание художественно сформировано». [175]

Творческий процесс активизации мыслительной деятельности учащихся происходит в момент построения графической композиции, как нахождение «гармонии формы и содержания», создание изображения как отображение соответствия между материальной стороной знака и его смысловыми образами, понятиями и представлениями.

Методика и ход проведения эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий)

Методика экспериментальной работы основывалась на результатах теоретического исследования, а так же на положениях традиционной методики обучения графической композиции на третьем курсе художественно-графического факультета МПГУ.

Целью экспериментального исследования является разработка метода активизации творческого мышления студентов 3-го курса ХГФ на занятиях графической композицией.

Данный метод базируется на активной сбалансированной работе образно-чувственного и понятийно-логического типов мышления студентов на занятиях графической композицией.

Выполнение заданий базируется на пяти видах рисования: с натуры, по памяти, по представлению, воображению, с помощью ассоциаций. В основу метода положен принцип сознательного осуществления синтеза знаний при создании графической композиции: на базе натурного материала, образно-чувственных представлений и их понятийно-логического осмысления.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

1. Усовершенствовать традиционную методику преподавания графической композиции в соответствии с задачей эксперимента.

2. При помощи разработанных критериев определить уровень сформированности творческого мышления будущих художников-педагогов.

3. В результате проведения эксперимента выявить основные поуровневые параметры активности творческого мышления студентов на занятиях графической композицией. 4. Разработать теоретически и обосновать практически методическую систему активизации творческого мышления на занятиях по графической композиции.

5. В процессе обучающего эксперимента проверить эффективность разработанной нами методической системы, в основу которой положен принцип сознательного осуществления синтеза знаний на занятиях графической композицией.

Базой для проведения нашего исследования служили следующие образовательные структуры:

1. Московский Педагогический Государственный Университет, художественно-графический факультет, предмет «Графическая композиция»;

2. Московский Открытый Социальный Университет, факультет графического дизайна, предмет «Проектирование в графическом дизайне»;

3. Московский Институт Универсального Знания, факультет интегральной культуры, предметы «Художественная графика» и «Культура творческого мышления»;

4. Детская художественная школа г. Дзержинска Нижегородской обл., предмет «Станковая композиция»;

5. Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова.

Констатирующий эксперимент проводился с сентября 2003 г. по июнь 2004 г. (первый и второй семестры). Исследованием было охвачено 120 человек. За это время мы получили представление о методике преподавания графической композиции студентам на третьем курсе ХГФ МПГУ, а так же в перечисленных выше вузах. В результате проведения констатирующего эксперимента мы выявили и исследовали уровень сформированное творческого мышления студентов 3-го курса ХГФ.

Поисковый эксперимент мы проводили в 2004 г. на третьем курсе ХГФ (четвертый и пятый семестры). Основной задачей было выявление наиболее эффективных методов и условий активизации творческого мышления и установление последовательности их применения в ходе учебного процесса. Формирующий эксперимент проходил на третьем курсе ХГФ с 2005 по 2006 гг. в течение шестого и седьмого семестров, В ходе обучающего эксперимента мы проверили эффективность предлагаемой нами методики активизации творческого мышления студентов третьего курса на занятиях графической композицией.

Для эксперимента использовались аудиторные и самостоятельные занятия в мастерских. За счет самостоятельных занятий была выполнена большая часть работ студентов, так как на аудиторные занятия выделяется небольшое количество времени - полтора академических часа в неделю, В аудиторные часы проводилась индивидуальная работа с каждым студентом.

Похожие диссертации на Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией