Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Чувство музыкальной формы ("Архитектоническое чувство") и его развитие в процессе музыкальных занятий (на материале инструментальной подготовкистудентов педагогического ВУЗа) Красовская, Елена Павловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Красовская, Елена Павловна. Чувство музыкальной формы ("Архитектоническое чувство") и его развитие в процессе музыкальных занятий (на материале инструментальной подготовкистудентов педагогического ВУЗа) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

I. Актуальность работы.

Современному миру необходимо гармоничное сочетание материального и духовного начал, соединение цивилизации и культуры. Искусство помогает гуманистически ориентировать все сферы цивилизации и культуры. Его функция заключается в том, чтобы служить прогрессивному развитию общества, ставить перед ним философские, нравственные, социальные проблемы, "раскрывать древнюю и вечно животрепещущую истину о счастье, показывать подлинно прекрасное в окружающей нас действительности'' (Н. Я. Малахов).

Критерий красоты в искусстве определяется не только глубиной содержания произведения, мастерством художника-создателя, значимостью художественной концепции творения, но и совершенством формы. Русский живописец И. Крамской считал, что "искусство до такой степени заключается в форме, что только от этой формы зависит и идея".

Форма как категория рассматривалась в философских учениях о природе и космосе, о месте и значении человека в мире, о структуре художественного произведения, о характере и закономерностях эстетического познания, о природе прекрасного, начиная с античных времен. В настоящее время форма как способ существования и выражения содержания сохраняет за собой статус одной из ведущих категорий философии и эстетики. И как любая категория форма является с точки зрения гносеологии "не чем иным, как отражением бытия, причем таким отражением, которое выявляет наиболее существенные, наиболее значительные стороны бытия" (В. П. Шестаков). В связи с этим она приобретает для нас огромное познавательное значение.

Изучение формы художественного произведения позволяет понять, что многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии - то есть содержание произведения не складывается из сторон, а выступает дпя нас как непрерывное единство, как нерасторжимая на фрагменты целостность, все элементы которой находятся в гармонии, в тесном взаимоотношении друг с другом. Таким образом, исследование формы, знание законов ее организации является методом познания действительности, представляет собой путь к овладению содержанием.

Постижение формы, равно как и ее создание, осуществляется во многом благодаря особой способности, которую музыканты часто называют "архитектоническим слухом" (Н.А. Римский-Корсаков), "чутьем формы" (А.К. Глазунов), "чувством формы" (М.Ф. Гнесин), "волей к форме" (К.А. Мартинсен), "чувством и пониманием целого" (Г.Г. Нейгауз), "чувством формы или архитектоническим чувством" (СИ. Савшинский) и связывают с умением охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

В данном исследовании широко используются два из перечисленных выше понятия: "чувство формы" и "архитектоническое чувство". Осознавая условность такой терминологии, отметим следующее: мы рассматриваем эти понятия как синонимы и применяем их в значении способности интерпретатора осуществить внутреннеслуховой и исполнительский охват формы произведения и на этой основе создать гармоничную в целом и в каждой своей детали исполнительскую концепцию.

Архитектоническое чувство помогает художникам в поиске наилучшей формы, способной максимально точно передать авторский замысел. В музыкально-исполнительском искусстве архитектоническое чувство подсказывает интерпретатору не только пропорции и свойства каждой детали, но и позволяет упорядочить их во времени, превратить исполнение в живую содержательную речь, в логично разворачивающееся повествование. Оно помогает взглянуть на форму произведения "с высоты орлиного полета" (Г. Г. Нейгауз), способствует творческому воссозданию единства композиторского замысла, без которого интерпретация не может быть причислена к шедеврам человеческого творения. Чувство формы или архитектоническое чувство, таким образом , является показателем профессионализма и поэтому должно находиться под постоянным контролем музыканта, стать предметом его особой заботы.

Все сказанное имеет непосредственное отношение к подготовке будущих учителей музыки - специалистов широкого профиля. Успешность решения задач в области воспитания и образования подрастающего поколения зависит от качества профессиональной подготовки выпускников музыкально-педагогических факультетов. От уровня развития творческой инициативы студентов, культуры их научного мышления, степени совершенства "формообразующей" способности и зависит, в конечном итоге, возможность полноценного раскрытия содержания произведения и дальнейшей адекватной передачи замысла музыкального образа в целостности его идеи.

Между тем практика инструментального обучения на музыкально-педагогическом факультете показывает, что способность охвата формы в должной мере развита не у всех студентов. Зачастую исполнительская концепция учащихся отличается излишней детализацией, неумением подчинить второстепенное главному. В результате музыкальное произведение утрачивает свой стержень, вложенное в него автором единство мысли. Подобное исполнение свидетельствует о невыполнении будущим учителем музыки "высшего закона исполнительского искусства" (К. А. Мартинсен), заключающегося в творческом воссоздании целостности авторского замысла. Фрагментарное исполнение, искажающее музыкальное содержание, отрицательно сказывается на восприятии школьников, не позволяет им получить полноценное, т. е. целостное впечатление о произведении, оставляет детскую аудиторию равнодушной к музыкальному искусству. Иными словами, фрагментарное

исполнение порождает фрагментарное восприятие, которое не может быть адекватным и полноценным восприятием эстетического объекта.

Поэтому важнейшей задачей педагога инструментального класса вуза является воспитание архитектонического чувства будущих учителей музыки. Однако в научно-педагогической литературе, посвященной вопросам фортепианного обучения, встречаются лишь отдельные рекомендации по этой проблеме и нет целостной методики развития "формообразующей" способности учащегося-пианиста. Актуальность данной проблемы определила выбор темы "Чувство музыкальной формы Гархитектоническое чувство"/ и его развитие в процессе музыкальных занятий".

Цель нашего исследования заключается в разработке и научном обосновании наиболее эффективных методических подходов, способствующих интенсификации формирования и развития архитектонического чувства студентов-инструментзлистоз.

Объектом исследования являются студенты инструментального класса музыкально-педагогического факультета МПГУ.

Предметом - педагогический процесс, в ходе которого осуществляется формирование и развитие архитектонического чувства будущих учителей музыки.

Анализ архитектонического чувства как способности охвата формы произведения обнаруживает сложность ее структуры, в которой в нерасторжимом единстве сочетаются такие компоненты как:

эмоциональный охват и интуитивное переживание формы, связанное с непосредственным эмоционально-чувственным восприятием музыки и интуитивным ощущением ее движения;

художественно-содержательный охват, связанныей с постижением смысла, сущности интонационного развития произведения;

- конструктивно-логический охват, связанный с осознанием внутренней
закономерности, последовательности становления художественного образа и охватом
композиции сочинения как конструкции;

- исполнительский охват, связывающий воедино внутреннеллуховую гипотезу, т.
е. внутреннеслуховое представление художественного музыкального образа, с
исполнительскими средствами его воплощения, и рождающий исполнительский образ
произведения.

Иными словами, изучение структуры формообразующей способности и ее компонентов показывает, что в ней "задействованы" различные психические процессы и формы психического отражения действительности (мышление, воображение, восприятие, память, представление, внимание и т. д.). В то же время внимательное исследование функционирования указанных явлений психики обнаруживает особую роль в этом "сплаве" мыслительной деятельности исполнителя, которая помогает ему соотнести композиторскую логику и образный строй произведения с собственным их эмоциональным восприятием и интеллектуальным осмыслением, способствует

созданию своей личной художественно-образной гипотезы, отбору необходимых для нее исполнительских средств и реализации ее в индивидуальной интерпретаторской трактовке сочинения.

В связи с этим при проведении данного исследования мы исходили из следующей гипотезы: положительный результат в формировании и развитии архитектонического чувства студентов инструментального класса может быть достигнут на основе: целенаправленного воспитания необходимых музыкально-интеллектуальных качеств посредством обогащения музыкально-слуховой сферы, стимулирования аналитико-синтетической и обобщающей деятельности сознания в ходе решения творческих задач, привлечения в процесс исполнительской лепки художественного образа методов занятий в представлении, а также ассоциаций из пространственных видов искусств. Это позволит учащимся успешно преодолеть путь от недифференцированного восприятия к синтезу высшего порядка и придти к созданию совершенной по форме исполнительской интерпретации, творчески воссоздающей единство композиторского замысла.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические и музыкально-педагогические основы развития архитектонического чувства учащегося-музыканта и выявить основные факторы, способствующие интенсификации этого процесса.

  2. Определить конкретные пути развития чувства формы в практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

  3. Разработать методику преподавания, сориентированную на развитие архитектонического чувства студентов в ходе фортепианных занятий.

  4. На основе психолого-педагогического эксперимента провести анализ эффективности разработанной методики.

Методология исследования.

Методологической основой диссертационной работы явились фундаментальные положения философии и эстетики эпохи Античности и Возрождения о сущности красоты формы в искусстве (Сократ, Платон, Аристотель, Плотин, Леонардо да Винчи, А. Дюрер).

При разработке исходных позиций исследования автор руководствовался эстетическими воззрениями Г. Ф. Гегеля на проблему взаимоотношения содержания и формы в окружающей действительности, а также проблему подлинной художественности произведений искусства.

Значительную роль в организации и проведении диссертационной работы сыграло учение Э. Курта "Основы линеарного контрапункта" и Б. Асафьева "Музыкальная форма как процесс", в которых раскрывается специфическая

особенность музыкальной формы - двойственность, смыкание в органичное целое процессуальное и кристалличности.

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и эмпирические методы исследования:

1. Изучение основополагающих научно-теоретических трудов по теме
исследования, в том числе литературы по философии, музыкальной эстетике,
психологии музыкального восприятия, специальным областям музыковедения и
теории музыки, а также обширной литературы по проблемам фортепианной
педагогики. Особое значение в данном случае имели монографии видных
отечественных и зарубежных мастеров фортепианного искусства (К. Н. Игумнова, Г. Г.
Нейгауза, К. А. Мартинсена и др.); труды по музыкальной педагогике и психологии (Л.
А. Баренбойм, Г. М. Коган, А. П. Щапов, В. Ю. Григорьев, В. В. Медушевский, М. Г.
Арановский, Г. М. Цыпин), а также литературоведческие исследования О. Э.
Мандельштама и М. М. Бахтина.

  1. Анализ и обобщение передового педагогического опыта.

  2. Анализ и обобщение собственного опыта работы на музыкальном факультете МПГУ.

  3. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) с последующей обработкой полученных данных.

Предложенные автором методы и формы обучения были проверены в опытно-экспериментальном исследовании, проведенном на базе музыкально-педагогического факультета МПГУ в период с 1989 по 1996 годы.

Научная новизна работы заключается в следующем:

Впервые проблема формирования и развития архитектонического чувства учащихся-инструменталистов явилась предметом специального исследования.

Показано, что среди факторов, влияющих на создание полноценной исполнительской концепции, мыслительная деятельность является одним из ведущих в работе на формой.

Разработаны и теоретически обоснованы методические подходы к развитию способности охвата формы у студентов-инструменталистов. Эти подходы связаны с этапностью в освоении музыкального произведения, основаны на использовании психологических закономерностей мышления и привлечении к учебному процессу всего комплекса имеющихся у учащихся профессиональных умений и навыков. Результаты исследования показали, что существует реальная возможность развития архитектонического чувства студентов инструментального класса на основе применения разработанной методики.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что внедрение основных его теоретических и методических положений в практику обучения интенсифицирует процесс музыкальных занятий; ведет к целенаправленному и регулируемому развитию комплекса специальных способностей

6 учащихся-музыкантов; улучшает качество профессиональной подготовки специалистов в области музыки.

Разработанные в диссертации методические положения и установки обладают достаточно широкой амплитудой педагогического воздействия и поэтому могут быть использованы в практике преподавания индивидуальных музыкальных дисциплин в педагогическом, музыкально-педагогическом училище, училище искусств, а также в музыкально-педагогических институтах и консерваториях.

Материалы исследования могут найти применения в теоретическом курсе "Методика преподавания специального инструмента" в педагогических учебных заведениях различных типов и категорий.

Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. через опубликование автором соответствующих научно-исследовательских материалов (г.Глазов 1994 г.; Чебоксары 1994 г.; г. Москва" 1996 г.); 2. в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов МПГУ; 3. путем внедрения разработанных автором методов развития архитектонического чувства в практику работы на музыкально-педагогическом факультете МПГУ, а также оформления результатов исследования в соответствующие разделы лекционного курса "Методика музыкального развития учащихся в процессе их исполнительской подготовки" (спецкурс педучилища) для студентов музыкально-педагогического факультета МПГУ; 4. в ходе выступления с методическими рекомендациями на фестивале "Юные таланты Московии" (декабрь 1994 г.) и докладом на Втором региональном научно-практическом семинаре-совещании "Культура. Досуг. Дети' (март 1996 г.)

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Чувство музыкальной формы ("архитектоническое чувство") - важнейший показатель профессионализма интерпретатора. Формирование способности охвата формы у студентов инструментального класса является кардинальной задачей подготовки учителя музыки.

  2. Музыкальное мышление, в особенности его ассоциативная деятельность, выступает как определяющий психологический фактор воспитания "формообразующей" способности студентов в процессе фортепианных занятий.

3. Разработанная методика, основанная на поэтапном изучении и
пианистическом освоении художественного музыкального образа, способствует
полноценному охвату формы произведения и созданию убедительной
исполнительской трактовки.