Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное творчество в развитии духовно-нравственной культуры современных подростков Седова Лариса Ивановна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Седова Лариса Ивановна. Декоративно-прикладное творчество в развитии духовно-нравственной культуры современных подростков: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Седова Лариса Ивановна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2017.- 202 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития духовно-нравственной культуры современных подростков в условиях декоративно прикладного творчества 14

1.1. Проблема развития духовно-нравственной культуры личности в контексте научно-педагогических исследований 14

1.2. Возрастные особенности подростков в аспекте развития творческих и социально-ценных качеств личности 35

1.3. Специфика декоративно-прикладного искусства и значение декоративно-прикладного творчества в развитии духовно-нравственной культуры подростков 55

Выводы по 1 главе 73

ГЛАВА 2. Педагогическая организация развития духовно-нравственной культуры современных подростков 77

2.1. Модель развития духовно-нравственной культуры подростков в системе дополнительного образования 77

2.2. Опытное развитие духовно-нравственной культуры подростков в условиях декоративно-прикладного творчества 91

2.3. Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов 109

Выводы по 2 главе 133

Заключение 136

Тезаурус 139

Список литературы 141

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время происходят значительные изменения в сфере образования, уделяется внимание поиску инновационных технологий и условий для формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и мировоззрения, базовых компетенций, а также нравственно-патриотических взглядов и гражданской позиции.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012); Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования; Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период 2016 - 2020 гг.»; в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» проблема воспитания личности, «укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны», рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации и социально-экономических преобразований.

В настоящее время весьма актуален поиск эффективных образовательных
технологий, гармонично сочетающих освоение языка искусства,

изобразительных форм и техник декоративно-прикладного творчества, а также художественно-эстетических практик, помогающих стать подрастающему поколению не только ценителем произведений искусства и художественно-творческих продуктов, но и активным участником социокультурного процесса.

Вместе с тем, наряду с поступательным развитием демократических преобразований общества, в XXI веке проявляются и низкий уровень общественного сознания, пассивность, бездуховность молодых людей, размывание и потеря ценностных ориентаций, включая угрозы не только внешнего, но и внутреннего характера, национальный, религиозный и социальный экстремизм. Не случайно в настоящее время приоритеты современного образования направлены на решение проблем личностного развития подрастающего поколения, формирования их художественно-творческой и духовно-нравственной культуры.

Понятие «духовно-нравственная культура подростка» представляется как
характеристика социально-важных качеств личности, позволяющих реализовать
активный диалог с окружающим миром и пространством культуры через
становление гражданской позиции, опыта художественно-творческой

деятельности и ценностных ориентаций.

Исследование данной проблемы мы констатируем становлением формирующегося мировоззрения подростков как важного показателя духовно-нравственной культуры, что имеет индивидуально-личностный характер и определяется через систему взглядов на культуру и окружающий мир в целом,

на отношение подростка к обществу, самому себе, а также выражение гражданских позиций и ценностных ориентаций в продуктах декоративно-прикладного творчества.

Необходимость систематического, целенаправленного приобщения обучающихся к миру культуры и освоению декоративно-прикладного творчества в условиях современного образования приобретает особое значение. Исходной позицией данного исследования является обоснование условий для декоративно-прикладного творчества, позволяющих целенаправленно и систематично осуществлять процесс организации и управления деятельностью подростков по овладению не только художественно-творческим, но и морально-этическим опытом, развивающим гражданскую позицию и социально-творческую активность.

Степень научной разработанности проблемы. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения было предметом исследований многих отечественных ученых XX века (А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, Б.П. Юсов и мн. др.).

В настоящее время исключительный интерес имеют результаты научных исследований в контексте развития народных художественных промыслов и профессиональной подготовки кадров Высшей школы народных искусств (В.Ф. Максимович, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, Ю.С. Салтанова, О.В. Федотова и мн. др.).

Педагогические аспекты нравственно-эстетических оснований

декоративно-прикладного искусства в личностном развитии детей и молодежи имеют результаты исследований, проводимые в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования (Н.К. Гаранина, Н.А. Горяева, Л.В. Павлова, Л.В. Синицына и мн. др.).

Понять сущностные закономерности нравственно-патриотического, гражданского воспитания автору помогли работы ученых и исследователей (А.С. Гаязов, Е.Г. Вакуленко, Е.Н. Бородина, С.Ю. Маревич и др.), а также работы по проблеме творческого и духовно-нравственного развития (Я.Н. Алексеев, Л.П. Яненко и др.), раскрываемые, в основном, на примере обучения детей изобразительному искусству и музыке.

Однако в работах, посвященных проблеме развития духовно-нравственной культуры подростков, недостаточно раскрыт потенциал декоративно-прикладного творчества и социально-культурных мероприятий.

Сказанное позволяет утверждать, что сложился ряд противоречий:

– между признанием значимости формирования творческих и социально-ценных качеств у подростков и недостаточной теоретической обоснованностью

развития их духовно-нравственной культуры в системе общего и дополнительного образования;

– между провозглашаемыми целями воспитания детей в традиции
исторической преемственности поколений и неразработанностью

методического сопровождения этого процесса на практике;

– между востребованностью потенциала декоративно-прикладного творчества в личностном развитии подростков и недостаточным уровнем условий для их творческой активизации к участию в социокультурных проектах.

Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития духовно-нравственной культуры подростков в системе общего и дополнительного образования. Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке по работе с современными подростками определили выбор темы исследования: «Декоративно-прикладное творчество в развитии духовно-нравственной культуры современных подростков».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация модели развития духовно-нравственной культуры подростков в системе дополнительного образования.

Объект исследования: становление личности подростков в дополнительном образовании и внеурочной деятельности.

Предмет исследования: развитие духовно-нравственной культуры

подростков в условиях освоения декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза исследования: процесс развития духовно-нравственной культуры подростков будет проходить эффективно, если:

– его осуществление будет опираться на принципы: трансляции культуры;
сотворчества; интеграции художественно-эстетического и социально-

нравственного опыта;

– модель духовно-нравственного развития подростков в условиях
освоения декоративно-прикладного творчества будет содержать взаимосвязь
одновременно реализуемых векторов: «творчески-ориентированного»;

«эмоционально-познавательного»; «социально-направленного»;

– методика освоения декоративно-прикладного творчества и система творческих заданий будет направлена на становление мировоззрения подростков как важного показателя их духовно-нравственной культуры.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научно-теоретической и методической литературы выявить актуальные подходы к развитию духовно-нравственной культуры подростков.

  1. Раскрыть специфику декоративно-прикладного творчества в развитии личностных качеств современных подростков.

  2. Спроектировать модель развития духовно-нравственной культуры подростков и апробировать её в практике.

  3. Выявить и педагогически обосновать методы и приемы развития духовно-нравственной культуры подростков в условиях декоративно-прикладного творчества и апробировать их в опытно-экспериментальной работе.

Методологической основой и теоретической базой исследования

являются:

фундаментальные позиции ученых о культуре как основном источнике духовности человека (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.);

теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);

концептуальные идеи научных школ педагогики искусства и положения о развивающем и воспитательном потенциале искусства (А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие);

общепедагогические методики, раскрывающие специфику современных социально-культурных проектов (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков и др.).

Методы исследования: теоретические (теоретический анализ

философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
анализ нормативно-правовых документов; изучение и обобщение

педагогического опыта; терминологический анализ понятийного аппарата
сформулированной проблемы); эмпирические (анкетирование и тестирование
обучающихся; педагогический эксперимент; интервьюирование, беседы, анализ
полученных результатов; ретроспективный анализ собственного

педагогического опыта в течение 15 лет в общей школе и учреждениях дополнительного образования).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Реализовано решение актуальной педагогической задачи развития духовно-нравственной культуры современных подростков на основе взаимодействия аксиологического, социокультурного и интегративного подходов.

  2. Научно обоснована и разработана педагогическая модель развития духовно-нравственной культуры подростков через освоение декоративно-прикладного творчества в векторных направлениях: творчески-ориентированном (организация внеурочной художественно-творческой деятельности); эмоционально-познавательном (реализация познавательно-практической

программы «Истоки мастерства»); социально-направленном (активизация творческой деятельности подростков в условиях социокультурного проекта «Семейная реликвия»).

  1. Выявлены педагогические принципы развития духовно-нравственной культуры подростков: трансляции культуры, сотворчества, интеграции художественно-эстетического и социально-нравственного опыта.

  2. Определены сущностные характеристики духовно-нравственной культуры подростков, в структуре которой выделены важные компоненты творческих и социально-ценных качеств: культурно-творческой инициативы; социально-культурной активности; проявления ценностных основ мировоззрения, нравственно-патриотической, гражданской позиции.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

  1. Теоретически уточнено понятие «духовно-нравственная культура подростка», которое трактуется как характеристика социально-важных и творческих качеств личности, позволяющих реализовать активный диалог с окружающим миром и пространством культуры через становление гражданской позиции, опыта художественно-творческой деятельности и ценностных ориентаций.

  2. Теоретически уточнено понятие, содержащее исходную характеристику развития духовно-нравственной культуры подростка, раскрываемого как «становление мировоззрения подростка», что носит индивидуально-личностный характер и определяется через систему взглядов на культуру и окружающий мир в целом, на отношение подростка к обществу, самому себе, а также выражение гражданских позиций и ценностных ориентаций в продуктах декоративно-прикладного творчества.

  3. Теоретически обоснованы и апробированы методические подходы к развитию духовно-нравственной культуры подростков: создание педагогических ситуаций успеха (проведение мастер-классов, творческий десант); применение технологии референтации, идентификации с положительными героями; образное моделирование гражданско-патриотической позиции в продуктах творчества; визуализация ценностного отношения в индивидуальных и коллективных продуктах творчества.

Практическая значимость диссертационного исследования:

– разработана и внедрена авторская познавательно-практическая

программа «Истоки мастерства», повышающая качество и эффективность работы педагога с подростками в условиях внеурочной деятельности в системе общей школы и дополнительном образовании;

– разработаны методические технологии «образного моделирования нравственно-патриотической позиции» в продуктах декоративно-прикладного творчества» и реализации социокультурного проекта «Семейная реликвия», которые могут найти применение не только в системе дополнительного образования детей, но и других образовательных организациях разных типов;

– материалы исследования могут быть использованы в системе
дополнительного образования обучающихся разного возраста, а также на курсах
повышения квалификации и переподготовке педагогических кадров,

работающих в социально-культурной сфере.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично:

– уточнено понятие «духовно-нравственная культура подростка»;

– обосновано понятие «становление мировоззрения подростка» как формирования важного показателя индивидуально-личностных свойств духовно-нравственной культуры;

– разработана и апробирована педагогическая модель развития духовно-
нравственной культуры подростков в единстве взаимосвязанных компонентов:
целевого, теоретико-методологического, организационно-деятельностного,

результативно - оценочного;

– апробирована авторская познавательно-практическая программа

«Истоки мастерства», способствующая освоению разных видов декоративно-прикладного творчества и реализации у обучающихся их художественных интересов;

– определена значимость социокультурного проекта «Семейная реликвия» как образовательного пространства, в котором осуществляется решение актуальных педагогических проблем в развитии духовно-нравственной культуры подростков.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций определяется методологической базой исходных теоретических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования, логикой проведения эксперимента, анализом источников по выбранной тематике; доказательством экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа материала с использованием статистических методов; личным участием автора, имеющего достаточно длительный практический опыт работы в системе общего и дополнительного образования.

База исследования: Государственное бюджетное образовательное
учреждение «Московский академический художественный лицей Российской
академии художеств», Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 535;

Негосударственное образовательное учреждение города Москвы

«Образовательный центр ОАО «Газпром», Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы ДХШ «Солнцево» и другие. Всего экспериментальной работой на всех этапах эксперимента было охвачено более 520 подростков разных учебных заведений. В констатирующем эксперименте принимали участие все учащиеся, в ходе формирующего эксперимента использованы контрольные (142 чел.) и экспериментальные группы (104 чел.).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — информационно-поисковый (2008 - 2011 гг.). На данном этапе была определена область исследования и осуществлен анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, исследовалось состояние проблемы духовно-нравственного развития школьников; определялись цели и задачи, объект и предмет, строилась гипотеза и выбирались методы исследования.

Второй этап — содержательно-процессуальный (2011 - 2014 гг.). На протяжении этого этапа уточнялась гипотеза исследования; была обоснована и реализована модель развития духовно-нравственной культуры подростков; рассмотрены эффективные технологии освоения декоративно-прикладного творчества в учреждениях общей школы и дополнительном образовании; выявлены критерии и показатели духовно-нравственной культуры обучающихся подростков.

Третий этап — аналитико-результативный (2015 – 2017 гг.). На данном этапе проверялись теоретические положения, основные выводы исследования, осуществлялись систематизация и обобщение результатов опытно-поисковой работы, письменное оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
ходе обсуждения в лаборатории интеграции искусств и культурологии им.
Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Институт художественного образования и культурологии Российской академии
образования» (2013 – 2017); на семинарах для работников дополнительного
образования и общественных организаций: «Семейная реликвия»; «Помним.
Гордимся. Храним» (2013); «Патриотическое воспитание молодёжи на основе
семейного и родового культурно-исторического наследия» (2013);

«Современные подходы и опыт патриотического воспитания молодёжи» (2014,
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.);

«Сотрудничество, Сообразование, Сотворчество» (Мытищи, Моск. обл., 2015); на международных, всероссийских научно-практических конференциях: «Современное образование: векторы развития» (МПГУ, 2016); «Социальная

среда как фактор гражданского воспитания» (2017г.), «Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры» (п. Гжель, Моск. обл., 2016); «Педагогические технологии развития художественного восприятия в современном образовательном процессе» (2016г., п. Заокский, Тульская обл., 2016); «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» (ФНБНУ «ИХОиК РАО», 2016), «Социальная среда как фактор гражданского воспитания» (Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017) и другие.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях по теме исследования (11 публикаций), в. т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК (3 публикации).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие духовно-нравственной культуры современных подростков наиболее эффективно осуществляется в условиях приобщения подростков к декоративно-прикладному творчеству, так как формирование способности к осмысленному выполнению творческих заданий позволяет подростку создавать творческие продукты, имеющие реальное практическое назначение.

  2. В основе процесса развития духовно-нравственной культуры подростков лежит взаимодействие аксиологического, социокультурного и интегративного подходов, что создает условия для сотворчества подростков и взрослых, активизации опыта нравственных отношений в социокультурном окружении, осмысления гражданских позиций и ценностных ориентаций в продуктах декоративно-прикладного творчества.

  3. Реализуемая в практике модель развития духовно-нравственной культуры подростков в дополнительном образовании, направленная на постижение сущности, специфики и традиций народной и прикладной культуры, способствует организации воспитательного и развивающего процесса в соответствии с познавательными особенностями и индивидуальными творческими возможностями обучающихся подростков.

  4. Внедрение социокультурного проекта «Семейная реликвия» помогает решению актуальных педагогических задач по развитию духовно-нравственной культуры подростков, раскрывает значимость моделирования педагогических ситуаций, базирующихся на материале семейных реликвий и духовных ценностей декоративно-прикладного творчества. Это пробуждает интерес учащихся к истокам народной и художественной культуры, создает условия для передачи «культурного кода» подрастающему поколению.

Структура диссертации соответствует логике исследования, определяемой целями и гипотезой. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (270 источников), включает тезаурус и приложение.

Возрастные особенности подростков в аспекте развития творческих и социально-ценных качеств личности

По мнению ученых, понятие «культура» обозначает среду обитания человека, представленную в виде продуктов человеческой деятельности. Ряд отечественных ученых соотносит понятие «культура» с понятием «цивилизация». Так, сущность культуры известный русский философ Н.А. Бердяев (1874 - 1948 гг.) определяет через сравнение ее с цивилизацией. Он отмечает, что культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Понимая сущность культуры как культ, Н.А. Бердяев определяет ее составляющие. Первая из составляющих связана с преемственностью, без которой невозможна связь с великим прошлым. При этом философ выделяет, что традиция является прочной связью с прошлым: «увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников» [22, с. 220]. Для Н.А. Бердяева культура есть проявление высших духовных начал не только отдельной личности, но личности глубоко духовной, потому культуру он понимал, как духовное проявление, благородное, религиозное.

Известные русские философы Н.А. Бердяев [22], Н.О. Лосский [131], П.А. Флоренский [242] в своих научных концепциях рассматривали человека как эпицентр культуры, его высшую духовную ценность. Ученые отмечали, что человек обретает духовную сущность и становится частью общества только тогда, когда он не только постигает культуру, но и является творцом её. Таким образом, культурная сущность человека рассматривается в трудах ученых как наивысший фактор, образующий компонент его целостности.

Человеческая культура в «большом времени» - в истории человечества – «представляет собой бесконечный и незавершимый диалог, в котором ни один смысл не умирает» (М.М. Бахтин) [19, с. 320].

Ученый-философ Ю.А. Лотман рассматривает культуру с точки зрения системы информационных кодов, которые закрепляют социальный и жизненный опыт, а также передают средства для его фиксации. Культура рассматривается ученым как реализация организованного и развивающегося набора семиотических систем, которые транслируют программу поведения людей, их деятельность и общение [132].

Известный ученый С.И. Гессен (1887 - 1950 гг.) писал, что важно проникновение «в начальное, среднее и высшее образование духовности и общечеловеческих ценностных ориентаций» [55]. Ученый выделил проявление духовности личности как её своеобразной личностной характеристики и индивидуальности, что проявляется, прежде всего, в духовных ценностях, а не психофизике организма. Следовательно, цель образования должна быть направлена на формирование свободной, высоконравственной и ответственной личности. По мнению С.И. Гессена, воспитание человека должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях. При этом высшая плоскость должна наслаиваться над низшей, оформлять её, не нарушая внутренней законосообразности. В его плане биологической жизни воспитание должно включать опеку и дрессуру. План же общественного бытия включает воспитание и обработку у подрастающего поколения соответственных потребностей. В план развития духовной культуры необходимо включить и воспитание, и образование в контексте соучастия в культурных ценностях. План бытия благодатного – это воспитание в понимании спасения человека. Такую картину С.И. Гессен назвал схемой антропологии, что является основанием его философии воспитания.

На рубеже XX-XXI вв. ученые, включая достижения антропологии, отмечали, что человек объединяет в себе одновременно три сущности: природную, социальную и культурную. Потому следует рассматривать человека и как существо природное, и как существо социальное, и как культурное [32]. При это, как отмечает Е.В. Бондаревская, эти три сущности человека не следует воспринимать так, что каждая из них существует сама по себе. Человека следует представлять целостно. Современный философ М.С. Каган (1921 - 2006 гг.) утверждал, что культура и есть сама природа, но преобразованная человеком. Ученый отмечал, что понятие «культура» впервые употребляется в период античности. Однако в то время оно еще не обладало статусом научности и подразумевало целенаправленное воздействие на природу, воспитание и образование человека [87, с. 43]. Понятие «духовность» в исследованиях М.С. Кагана определяется как взаимосвязь нравственных качеств личности, включая его душевную чистоту, гармонию с миром и гармонию во взаимоотношениях с людьми. В определении ученого духовность не исключает внерелигиозность и светскость взглядов. Она проявляется как в форме ценностного сознания и поведения, так и в продуктах деятельности человека [87].

В культурологии также существуют разные трактовки понятия «культура». Современный ученый - культуролог А.Я. Флиер (1950 г.р.) определяет культуру как взаимосвязь и совокупность объектов и искусственных порядков, которые создаются людьми в качестве дополнения к природным формам поведения человека и его деятельности, а также обретенным знаниям, образам самопознания и символическим обозначениям окружающего мира [241, с. 171]. Понятие «культура» с точки зрения культурологии раскрывается ученым как смысловой мир, который объединяет и сплачивает людей в некоторое сообщество – нацию, религиозную группу или профессиональный коллектив [241, с. 168]. Важно учитывать, что эти отношения транслируются (т.е.передаются из поколения в поколение) и определяют условия жизни и отношения людей к окружающему миру.

Специфика декоративно-прикладного искусства и значение декоративно-прикладного творчества в развитии духовно-нравственной культуры подростков

О необходимости формирования у учащихся «опыта творческой деятельности» писал еще И.Я. Лернер [124, с. 48]. Современная ситуация также подтверждает эту позицию ученого. Как известно, творчество детей многогранно. Оно открывает границы широкого спектра познаний окружающего мира. Возрастные притязания школьников, стремление к реализации собственных целей и ожиданий служат надёжной основой для развёртывания работы по социальной адаптации подростков через творчество. Потому важнейший путь формирования личности подростка – включенность в общественную деятельность, направленную на достижение как коллективных целей, так и развития индивидуальных характерных черт подростков в процессе приобщения их к творчеству. В такой деятельности накапливается опыт творческого созидания. В этом процессе существенное значение приобретает педагогическое общение, которое имеет отчётливо выраженный гуманистический характер.

Для нашего исследования сочетание в творчестве индивидуальных и коллективных интересов обеспечивает единство внутренней и внешней регуляции самовоспитания, что нравственно обогащает личность, закрепляет целеустремлённость как её основного качества, открывает простор для самореализации личности.

Известный ученый В.В. Давыдов отмечал, что основой личности человека является творческое начало, так как сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать [64, с. 101]. Ученый отмечал, что созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «...созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя» [64, с. 103]. В.В. Давыдов рассматривал творчество как «созидание особого рода», то есть созидание самодавлеющей предметности. Он отмечал, что, если созданный предмет — не есть механическое повторение уже существующих предметов, то он поражает своей оригинальностью и новизной. Только тогда можно доподлинно говорить о творческом акте, приведшем к возникновению этого предмета.

Понятие «творческого акта», приводящего к творению мира самим человеком, рассматривается Б.Д. Элькониным. Ученый отмечает, что посредником между человеком и миром может стать только такое действие, которое построено по форме творческого акта [261, с. 135]. Следует учитывать, что для творческого становления подростка необходимо приобрести «опыт инициативного действия» и «опыт реализации замысла в способе решения задачи» [там же, с. 141]. Это и становится основанием и способом развития самого подростка.

Учёные сходятся во мнении, что занимаясь искусством, подростки становятся художественно-эстетически совершеннее; у них раскрываются оттенки эстетических переживаний, которые не всегда наблюдаются в более раннем возрасте. Так, Г.С. Абрамова пишет, что подросток начинает что-то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то есть «по-своему» [1, с. 498].

Поскольку в подростковом возрасте у ребёнка активно формируется ценностно-ориентированное сознание, он особенно восприимчив к проблемам, связанным с нравственными категориями. В этой связи для подросткового возраста особенно интересными становятся темы чувственных, нравственных поступков человека, его внешние и внутренние достоинства, недостатки и связанные с этим внутренние переживания. Стремление подростков к эстетическому познанию человека, к его красоте, его поведению, смыслу поступков, интерес к внутреннему миру обусловлен развивающимся аналитическим мышлением, определяющим одновременно и его эстетические требования к себе и к сверстникам.

Получить культурно-нравственный доступ к пониманию духовно-ценностных вопросов, которые начинают интересовать в этом возрасте ребёнка, позволяет приобщение к искусству. У подростков определённо прослеживаются эстетические, личностные требования к некоторым произведениям искусства, которые дают ответы на волнующие их вопросы о проблемах в отношениях между людьми: о дружбе, верности, любви.

В данном процессе именно «переживание», по мнению Л.С. Выготского, выступает центральным звеном в психическом развитии подростков [50].

Таким образом, изучение декоративно-прикладного искусства может обуславливать эстетический интерес подростков к освоению художественного образа в искусстве. По мере взросления у подростков появляется постепенное усложнение отношения к художественному произведению, прослеживается отход от буквального понимания. Если у младших подростков, как правило, нравственная красота — это обязательно и внешняя («хороший» - это обязательно «красивый»), то у старших подростков эстетические, нравственные представления находятся в более глубокой, насыщенной эмоциями и чувствами, связи [50].

Моральные представления подростка в этом возрасте теряют категоричность, прямолинейность, перерастают во всё более сложные и разнообразные чувства: симпатия, гордость, осуждение, снисхождение [50]. Следовательно, осознанию своих собственных личностных переживаний способствуют как произведения декоративно-прикладного искусства, так и занятия декоративно-прикладным творчеством.

Опытное развитие духовно-нравственной культуры подростков в условиях декоративно-прикладного творчества

В соответствии с разработанной моделью, выделим основные векторные направления развития духовно-нравственной культуры подростков в условиях декоративно-прикладного творчества:

Вектор «творчески-ориентированный», задачей которого является организация творческой деятельности, развитие художественного интереса у подростков в выполнении творческих заданий (в процессе подготовки внеурочных и общешкольных мероприятий). Методы: включение в коллективную творческую деятельность; создание педагогических ситуаций успеха (проведение мастер-классов; творческий десант) и т.д. Условия: подготовка и участие в общешкольных мероприятиях. Вектор «эмоционально-познавательный» направлен на постижение сущности, специфики и традиций народной культуры и различных техник декоративно-прикладного творчества; ориентирован на развитие художественно-творческих качеств и обогащение художественно-эстетического опыта. Задача: реализация условий познавательно-практической программы «Истоки мастерства». Методы: а) демонстрация произведений декоративно прикладного творчества; б) эмоциональное погружение; в) включение в процесс сотворчества, визуализации ценностного отношения к декоративно прикладному творчеству в индивидуальных и коллективных продуктах творчества и др. Условия: реализация познавательно-практической программы «Истоки мастерства». Вектор «социально-направленный», ориентирован на проявление бережного отношения к культурному наследию своего и других народов; исторической преемственности поколений, творческой самореализации обучающихся в процессе решения знаково-символических задач (освоения наглядно-образной символики, как носителя информации). Задача: активизация творческой деятельности в процессе подготовки социально-значимых мероприятий и социокультурных проектов «Семейная реликвия». Методы: идентификация с положительными героями; визуализация нравственно-патриотической позиции в индивидуальных и коллективных продуктах творчества; применение технологии референтации; образное моделирование гражданско-патриотической позиции в продуктах творчества и др. Условия: подготовка и участие в социально-значимых мероприятиях и социокультурном проекте «Семейная реликвия».

Особенности задач педагога в реализации векторных направлений: – формирование активности обучающихся в выполнении художественно-творческих заданий; – постижение сущности, специфики и традиций народной культуры и декоративно-прикладного искусства; – ориентация на проявление социально-ценных качеств личности.

Одним из важных направлений авторской модели организационно-деятельностного компонента в развитии духовно-нравственной культуры у подростков является освоение практико-познавательной программы «Истоки мастерства».

В составлении программы учитывалось, что в данном возрасте успешность всякой деятельности зависит от наличия или отсутствия интереса, который характеризует направленность личности на определенный вид деятельности, знаменует собой эмоциональный и интеллектуальный отклик на новые знания, избирательное отношение к определенной сфере деятельности, а также стимулирует высокие достижения в ней.

Направленность программы «Истоки мастерства» состоит в социокультурной и нравственной идентификации личности. Значимость освоения декоративно-прикладного творчества заключается, прежде всего, в том, что приучает образно мыслить и вносить элементы творчества в практическую деятельность человека, вызывает потребность в новых знаниях. Через уважение к труду и творческой деятельности, подростки обретают ценность полученных художественных познаний, становятся духовно-нравственными и целеустремлёнными в достижении поставленной цели.

Авторская программа «Истоки мастерства» разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми и составлена в соответствии с организационно-методологической программой «Наша Земля - наше наследие» Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества с учетом требований для Примерных программ по социализации и воспитанию детей (в рамках ФГОС общего и дополнительного образования).

Отличительной особенностью данной программы является многокомпонентность и насыщение различными техниками художественно-творческой деятельности. В рамках данной программы дети знакомятся с особенностями культуры не только своего, но и других народов, что способствует формированию творческой личности, расширяет их кругозор и возможность самоопределения в будущем.

Цель программы — развитие интереса к творческой деятельности, обогащение художественно-эстетического опыта.

Организация деятельности учащихся в студии (во внеурочное время) рассчитана на 3 года. Кружок комплектуется из обучающихся детей подросткового возраста 5-8 классов.

Программа «Истоки мастерства» основана на педагогических принципах: природосообразности, наглядности, последовательности, доступности, тесной связи с жизнью, что предусматривает периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Работа по данной программе предполагает форму сотворчества (совместную работу подростка с педагогом, подростка с детьми младшего возраста), а также их самостоятельную творческую деятельность. Благодаря многообразию техник и творческих заданий программу можно варьировать и компилировать.

Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов

Конкурс среди детей включал следующие номинации: семейная реликвия (её описание, представление); мультимедийная презентация; сочинение, рассказ, эссе; объект изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества (рисунок, фотография, поделка и др.).

2-й и 3-й форумы состоялись в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. 12 марта 2015 г. состоялся конкурс «История моей семьи в истории России» на базе школы № 480 им.Талалихина в Таганском районе города Москвы при участии Городского методического центра Департамента образования города Москвы. Члены «Офицерского клуба» были приглашены в качестве экспертов для выявления победителей на городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России». В нем приняли участие более 500 учащихся-подростков и старших школьников, студенты колледжей (см. приложение, с. 191).

Примером привлечения внимания подростков к предметам декоративно-прикладного творчества и передаче семейных традиций является изготовление «Семейного герба», «Генеалогического древа», «Семейного дома» по предложенной в схеме (рис.2, см. приложение, с. 190, 194, 195).

На выставке были представлены подлинные семейные реликвии: ордена, медали и вещи, которые дороги по сердцу: Пасхальные яйца, расписанные бабушкой Ольги Медведко, праздничная брошь бабушки Татьяны Коваль, вологодское кружево семьи школьницы Камиллы Рамкуловой, семейные реликвии из домашнего музея представителя древнейшей военной династии Кирилла Константиновича Берендса. Семейная летопись его рода, который берёт начало с 1812 года. Его предок - герой войны 1812 г. (см.приложение, с. 188).

Центр семейного творчества «Аллегро» представил семейные гербы, нарисованные детьми совместно с родителями (см.приложение, с.197). Были представлены семейные реликвии семей Дубровых, Бельцовых, Масловых, Ильзен, Войтенковых, Грачёвых, Огородниковых, Камаевых, Котовых, Киселёвых, Седовых, Гамолиных, Приходько.

На конкурс большое количество работ было представлено учениками школы № 825, лицея № 1557 г.Зеленограда и др. Мультимедийные работы представили семья Андриановых (СОШ № 480 г. Москвы), Даша Н. создала работу «Моё генеалогическое древо» в технике вязания, где на связанных крючком веточках разместила фото своих родственников (см. приложение, с. 194).

Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 52 (Маша С., Вика Т., Полина Г., Игорь В. и другие) под руководством педагога собрали материал «Война в истории наших семей», а также Маша С., ученица московской школы № 354, Илья Е., воспитанник ОГБОУ Кинешемского технологического колледжа, студентка Российского государственного университета Татьяна К. (г. Москва) и многие другие.

16 декабря 2015 года в Колонном зале Дома Союзов делегаты IХ Всероссийского педагогического собрания с большим интересом знакомились с проектами «Крепка семья — сильна Россия» и «Семейная реликвия».

Книгу Памяти создали учащиеся школы № 152 и в торжественной обстановке вручили эту книгу одному из её героев. Многих участников проекта заинтересовала работа Кати Белоусовой, которая передала в своих рисунках историю семейной реликвии о семейном сервизе (его чудом сберегли в годы войны и отдельные чашки теперь хранятся в семьях родственников) (см.приложение, с. 196).

В 2016 году Форум проводился уже за переделами Москвы. Помимо традиционной выставки в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны (она проходила с 30 октября 2015 по 31 мая 2016 года), выставки семейных реликвий прошли в Историко-художественного музее г. Юрьевца Ивановской области и в Государственном музее маршала Г.К. Жукова в г. Жуков Калужской области. Тысячи россиян не только увидели уникальные предметы, сохранившие память времен, но и оценили вклад хранителей этих реликвий в летопись «живой» истории Отечества.

В нашем исследовании решение педагогических задач было связано с проявлением чувств гордости и любви к семье, школе, городу, родному языку и т.д. В организации и подготовке социокультурных проектов мы придерживались мнения ученых и педагогов (Л.С. Курапова) [117], которые полагают, что от непосредственного выражения этих чувств школьник переходит к восприятию более глубоких связей, осмысленному восприятию окружающего мира и понятию «Родина».

Так, экспериментальная работа по развитию духовно-нравственной культуры показала, что в условиях организации творческой деятельности в рамках социокультурного проекта «Семейная реликвия» у значительной части подростков проявилась, с одной стороны, социальная потребность в бережном хранении реликвий своей семьи, а, с другой стороны, - появился интерес к творческой деятельности и освоению истории своего народа.

Анализируя результаты исследования, мы отмечаем, что значительно увеличился разрыв между показателями контрольных и экспериментальных групп. Тенденция роста духовно-нравственной культуры у подростков в экспериментальных и контрольных группах проявилась в следующем соотношении (табл.9).

На основе роста показателей инициативно-творческого, эмоционально-образного и нравственно-патриотического критериев в экспериментальных группах мы наблюдаем динамику становления мировоззрения подростков как важного показателя индивидуально-личностных свойств духовно-нравственной культуры, т.е. показателей высокого уровня (от 14,4% исходного уровня – до 60,6% в итоге). Показатели контрольных групп практически не изменились и сохранили тот же уровень, т.е. 51,4% по отношению к 11,5% низкого уровня в экспериментальных группах. Согласно данным, зафиксированным в таблице, итоговые результаты у подростков экспериментальных групп значительно выше, чем у обучающихся контрольных групп. Таким образом, на итоговом этапе эксперимента, охватившего детей разных учебных заведений, были получены следующие результаты: – обоснована методика развития духовно-нравственной культуры у подростков в условиях освоения декоративно-прикладного творчества (в процессе подготовки к проекту «Семейная реликвия»); – установлено, что организация совместных социокультурных мероприятий способствует воплощению художественных идей у подростков, развивает творческие и социально-ценные качества личности.