Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирофание распределенного внимания на основе восприятия и исполнения полифонической музыки (в курсе сольфеджио на музыкалыно-педагогическом факультете) Дядченко, Сергей Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дядченко, Сергей Анатольевич. Формирофание распределенного внимания на основе восприятия и исполнения полифонической музыки (в курсе сольфеджио на музыкалыно-педагогическом факультете) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1994.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Одним из важнейших компонентов педагогических способностей и необходимым профессиональным качеством педагога, которое надо целенаправленно развивать, является распределенное внимание. На это неоднократно указывали Б.Г.Ананьев, Ф.Н.Гопоболші, Н.Ф.Добрынип, В.А.Крутецкий, С.Л.Рубинштейн, И.В.Страхов и другие исследователи.

Учитель должен быть внимателен не только к процессу своей ЛИШІОЙ деятельности, что требуется в любом виде труда, но и к деятельности учащихся: их поведешпо, психическому состоянию, отношетппо к уроку, процессу мьішлеіпія, ответам, результатам труда, т.е. постоянно проявлять умение распределять свое внимание.

Особое значение распределения внимания в деятельности учителя музыки связано с исиользоваїпіем на уроках таких специфігческігх форм работы, как игра па музыкальном инструменте, пение, дирижироватге, аккомпанироваїше собствешгому пению или пению класса, слуховое восприятие музыкального произведения с последующим анализом музыкально-языковых средств и образного содержаїшя. Все это значительно расширяет количестветго и качественно сферу обт>ектов, попадающих одновременно в поле вшгматгя учителя. Именно музыка, с ее многоплановостью звуковой палитры, вносит дополнительные сложности в психологическтгії процесс распределеття внимания, требует особого напряжения слухового анализатора и высокой развитости музыкального слуха. Однако, существующий опыт говорит о недостаточной музыкальнослуховой подготовке студентов музыкальных факультетов, которая не обеспечивает даже достаточно свободного исполнения музыкальных произведений, что является основным элементом урока музыки. А это, в свою очередь, сказывается на уровне распределения внимания между другими видами музыкально-педагогической деятельности.

Таким образом, важнейшая педагогическая способность к распределению внимания, является необходимым условием полноценной музыкальной и музыкально-педагогической деятельности. При этом формирование распределешюго віпшания учителя музыки целесообразно осуществлять в условиях такой музыкальной дисцитиппгы, целью которой является всестороннее развитие музыкального слуха и памяти, чувства метроритма и темпа, развитие умения и навыков пения по нотам, чтения с листа, подбора аккомпанемента на слух, тактирования, слухового атгализа

2 и анализа элементов музыкального языка, накопление музыкально-слухового опыта. Такой дисциплиной является сольфеджио, причем, большинство форм работы, применяемых на сольфеджио находит продолжение в работе учителя музыки в школе.

-Теоретическим ядром исследуемой нами проблемы явились труды зарубежных и отечественных психологов, физиологов (В.Вундт, У.Джеймс, Т.Рибо, Э.Б.Титченер; Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрьшин, А.Н.Ждан, СЛ.Кабылъшщкая, Н.ІІ.Ланге, Л.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, П.А.Рудик, И.В.Страхов, Б.М.Теилов, Д.Н.Узнадзе, К.Д.Ушинский; П.К.Апохин, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, Е.Н.Соколов, А.А.Ухтомский и др.), которые рассматривали внимание с точки зрения физиологических проявлешгй (ориентировочная реакция) и с точки зрения психологии (характер соередоточешія, направлеіпюсть психической деятельности субъекта).

Важную роль сосредоточения и отдельных видов внимания в музыкалыю-иснолшггельской и музыкально-педагогической деятельности отмечают О.А.Апраксина, Д.Д.Благой, Й.Гат, Г.Л.Ержемский. Г.М.Коган, Т.П.Николаева, Г.П.Прокофьев, С.И.Савшинский, А.П.Щапов, М.Э.Фейгин и др. Однако, проблема формирования распределенного внимания в условиях обучения на музыкальных факультетах еще не получила должною научно-теоретического и практического освещения. Малоисследованной остается проблема распределенного внимаїшя в процессе восприятия и исполнешш музыки с различными типами изложешгя.

Полифонический тип фактуры - единствешшй, основашгый тга мелодико-ритмической самостоятельности голосов, полноценное \ восприятие и исполнение которых невозможно вне распределения вшімания. В свою очередь, восприятие и исполнение полифонической музыки формирует способность к сосредоточешпо и распределению внимания, т.к. внимание и его свойства развиваются только в процессе соответственной трудовой деятельности. До нашего времени проблема развития распределсішого вшімания на основе восприятия и исполнения полифоїшческой музыки на занятиях по сольфеджио не изучена ни в теоретическом, ни в практическом плане.

Вышеизложенное позволяет сформулировать цель исследования: научное обосноваїше и разработка методики развития распределсішого внимания учителя музыки, музыканта-педагога на основе восприятия и

исполнешія полифонического двухголосіш (скрытого и реального) на занятиях по сольфеджио на музыкально-педагогическом факультете.

Объект исследования: процесе обучения студентов первого курса музыкально-педагогического факультета сольфеджио.

Предмет исследоватгя: процесс развития распределенного внимания на занятиях по сольфеджио по экспериментальной методике.

Выдвигаются гипотезы:

  1. Полифоническая музыка требует более высокого уровня распределения внимания при восприятии и исполнении, нежели музыка, изложенная в друпгх типах фактуры (монодия, гомофония, хорал), и может стать основой формирования важнейшего в профессио иальном отношении свойства внимания.

  2. Предлагаемая методика будет способствовать развитию распределенного внимания у студентов в процессе восприятия и исполнеіпія полифонической музыки.

  3. Распределенное внимашіе, сформированное на основе восприятия и исполнения полифошгческого двухголосия, становится качеством психики, проявляющимся и в. других видах деятельности (например, при исполнешш на музыкальном инструменте).

В соответствии с целью, гипотезами и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

- определить структуру распределенного внимания, характерного для
восприятия и исполнения музыки различного склада; ввести понятие
гармоничной структуры внимания, главным признаком которой
является целесообразное его распределите между всеми
компонентами;

выявить объективные и субьективіше факторы, влияющие на процесс распределения вшгмания; выявить условия формирования установки, которая оптимально способствует успешному распределешпо вшшаїпія при восприятгаг и исполнении музыки;

определить зависігмость уровня распределения вниматптя от протяженности произведешь, темпа исполнсішя, друпгх свойств объектов, входящих в фокус вігамашія;

экспериментально исследовать уровень развития распределения внимания при сольфеджироваїши с листа (одноголосной мелодии с называнием звуков, одноголосной мелодии со словами, двухголосной мелодіпі с исполнением второго голоса на фортепиано);

- разработать диагностические приемы для определения уровня
распределения внимания при сольфеджировании и игре на
музыкальном инструменте;

определить методические приемы, способствующие целенаправленному развитию исследуемого свойства внимания;

- определить пути развития основных фуіпогий внимания в качестве
усилителя слухового и визуального анализатора в процессе восприятия
и исполнения музыкальных произведений.

В качестве сопутствующих результатов экспериментальной работы мы предлагаем развитие у студентов навыка осознашюго исполнения >.гузыкальных фрагментов в курсе сольфеджио на основе знания музыкально-языковых закономерностей, активизацию мыслительных процессов в ходе восприятия и исполнения музыки различных стилей, расширение слухового опыта студентов.

Методологической основой исследования являются психологические и физиологические теории вшшагаїя, их положения о социальной природе внимания и о возможности развития отдельных свойств вшімания в процессе трудовой деятельности; учения о психологии музыкальных способностей и психологии музыкального восприятия; учение о типах музыкальной фактуры и мелодической фигурации; труды ведущих педагогов, музыковедов и методистов.

Методы иселедовашія: теоретический анализ литературы по теме исследования; анализ накопленного практического опыта по проблеме; анализ вузовских и училищных программ по сольфеджио; тестирование; наблюдение; беседы; рейтинг; метод корректурной пробы с использовашіем таблицы Бурдоиа в сочетании с исполнением музыкального произведешш; графические методы анализа; констатирующий и формирующий эксперимент и другие формы экспериментальной работы в целях проверки эффективности разработанной методики; математико-статистические методы обработки результатов экспериментов.

Новым в диссертационном исследовании являются:

  1. Постановка проблемы формироватія раенределсшюго внимания педагога-музыканта в процессе овладения навыками восприятия и сольфеджирования полифонической музыки на музыкальном факультете.

  2. Определите тех компонентов восприятия и исполнения в различных типах музыкальной фактуры (монодия, гармошгческое

5 двухголосие, скрытое, имитационное и контрастное двухголосие), которые составляют структуру распределенного внимания.

  1. Научное обоснование и разработка методики поэтапного формирования распределенного вгашання на ранней стадии профессионального образования педагога-музыканта, начиная со скрытой полифошпт в монодии, через имитациошюе двухголосие к контрастігой полифонии.

  2. Разработка методики тестирования уровня распределите вгагматія при сольфеджировашш одноголосия, двухголосия и исполнешія музыкальных произведешш, написанных в различітах музыкальных складах.

  3. Систематизащгя скрьітой полифонии на основе типов движения реального двухголосия и методика освоения скрытой полифошш в различных формах работы на сольфеджио.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработана методика развития профессионально значимой способности распределять внимание. Внедрение этой методики в учебішй процесс позволяет также ускорить развитие навыков точного интонирования и такгировагагя при чтении с листа, осмысленного слухового и визуально-слухового восприятия и исполнения слошгах в фактурном отношении музыкалышх произведений, т.е. способствует целенаправленному развитию знаний, умений и навыков, необходимых в работе педагога-музыканта. Все это углубляет педагогическую направленность сугубо музыкально-практической дисциплины - сольфеджио. Предлагаемая методика может быть применена не только в вузовском курсе сольфеджио, но и в системе среднего специального ^ryзыкaльнo-пeдaгoгичecкoгo образования.

Апробация результатов иселедоватпія осуществлялась: во время обсуждений материалов диссертации на кафедре теории и истории музыки ТГПИ и МИГУ; через публикацию научно-исследователъекзгх материалов; в выступлешгях на научно-теоретичееюгх конференциях ТГПИ (1989-1994 годы), на внугривузовскнх научных конференциях в МПГУ (1989, 1993 годы), на научно-практической конференции в РГК им.С.В.Рахманинова (1992г.). Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предлагаемой методики.

Результаты исследовашш внедрены в ТГПИ, Ростовском высшем педагогическом училище N1, Азовском музыкально-педагогическом колледже, Вешенском педагопгческом училище.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Распределенное вшшашіс - важнейшее из свойств внимания, необходимое условие успешной музыкальной и музыкально-педагогической деятельности.

  2. Полифоническая музыка, требующая при восприятии и исполнении высокого уровня распределения внимания, является адекватной базой формирования слухового и визуально-слухового распределенного внимания музыканта-педагога.

  3. Основная форма работы на сольфеджио - вокальное интонирование по нотам в сочеташга с тактироваїшем, а в двухголосии еще и с исполнением второго голоса на фортепиано -наиболее шггенсивно формирует распределенное внимание, поскольку требуег одновременного включения как зрительных и слуховых анализаторов, так ті психо-физиологического механизма двигательных реакций.

  4. Внимание и его гармошгчнос распределение активизирует кгузыкальпый слух - основу любого вида музыкальной деятельности и способствует ее качественному протеканию.