Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование единства когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов исторического сознания школьников (на материале курсов новой истории и мировой художественной культуры 9 класса) Ванюшкина, Любовь Максимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванюшкина, Любовь Максимовна. Формирование единства когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов исторического сознания школьников (на материале курсов новой истории и мировой художественной культуры 9 класса) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Санкт-Петербург, 1994.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Формирование историческою сознания тесно связано со становлением личности человека, утверждением гуманистического мышления и принадлежит к важнейшим процессам, происходящим п современном обществе.

Политизированное понимание исторической науки,

абсолютизация роли экономики и классовых интересов в общественном развитии привели к серьезным деформациям сознания школьников. Последние годы внесли новые факторы в процесс формирования исторических представлений, расшатана, частично -обрушилась прежняя, жестко предлагавшаяся в обществе и школе, концепция исторического развития. Все это вызвало необходимость пересмотра системы образования, переоценку роли и места в ней гуманитарных дисциплин и поставило школу перед необходимостью понять, что представляет собой историческое сознание подростков и как воздействовать на его формирование.

Школьные курсы истории предоставляют значительные возможности для становления научного уровня сознания. История человечества должна развертываться перед учениками в динамике, в сложном многообразии. Историческое сознание личности предполагает не только развитие интеллектуальной сферы, но и освоение общечеловеческих нравственных норм, ценностных ориентации.

Анализ практики массового преподавания свидетельствует о приоритете педагогического внимания к накоплению знаний и недостаточной работе по развитию эмоциональной сферы личности подростков. Для личностного постижения истории необходимо обращение к произведениям искусства, памятникам культуры, запечатлевшим события в образах. Школьные курсы истории не в полной мере удовлетворяют эту потребность; преобладает информативный характер изучения историко-культурных тем, произведения редко "вписываются" в эпоху и менее всего воспринимаются как выраженние духовной жизни общества. Недостаточное знание учителем фактического материала и особенностей методики работы с произведениями искусства способствует тому, что шедевры культуры привлекаются эпизодически, часто - иллюстративно, а широкий спектр

возможностей для формирования историческою сознания реализуется не достаточно. Одно из решений проблемы может быть найдено в комплексном преподавании курсов истории и мировой художественной культуры.

В настоящее время в методической литературе накоплен большой опыт по отбору историко-культурного матернача в различных курсах истории, по методике анализа памятников культуры (А.А. Вагин, В.М. Васильева, И.В. Гора, Г.М. Донской, Г.Р. Косова, И.С. Лсіібенгруб, И.Я. Лернер, И.И. Макарова, Д.Н. Никифоров, О.Б. Островский, Л.М. Предтеченская, С.Ф. Скляренко, Н.В. Сперанская). Однако, возможности формирования исторического сознания старшеклассников в процессе взаимодействия курсов истории и мировой художественной культуры не стали предметом специального исследования.

Объект исследования - процесс формирования исторического сознания школьников.

І1рєдме-іл.0рделов.ания - формирование единства когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов исторического сознания школьников 9 класса при изучении курсов новой истории и мировой художественной культуры.

Рабочая гипотеза состоит в том, что формирование единства когнитивных знаний и эмоционально-ценностного отношения к прошлому своего народа и народов других стран может быть основой становления исторического сознания школьников при условии, что будет обеспечена систематическая реализация в процессе обучения следующих принципов:

целенаправленный, взаимосвязанный отбор учебного материала в курсах новой истории и мировой художественной культуры для воссоздания целостного образа эпохи в его многогранности и динамичности;

рассмотрение исторических явлений и художественных произведений в их специфике;

постоянное внимание учителя к развитию познавательной активности и художественной чуткости школьников;

- совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на познание закономерностей исторического процесса и личностное восприятие событий прошлого;

- организация занятий, на которых школьники могут свободно высказывать свое мнение, выражать эмоциональное состояние,

пробужденное изучением исторических событий и знакомством с произведениями искусства.

Цедь„ИШ]ЄіЮания заключается в научном обосновании и
апробации методики, позволяющей формировать единство
когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов

историческою сознания школьников в условиях взаимодействия преподавания курсов новой истории и мировой художественной культуры. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

- выявить направленность действующих школьных программ и
учебников по курсам новой истории и мировой художественной
культуры /9 класс/ на формирование единства исторических знаний и
эмошюналыю-ценностного отношения к ним;

- осуществить диагностику сформированное у школьников
единства исторических знаний и личностного, эмоционального
отношения к ним как основы исторического сознания;

- определить методические условия и разработать методические
приемы,- обеспечивающие формирование единства указанных
компонентов:

- проверить эффективность экспериментальной методики.

Методологическая основа исследования. Исследование опирается прежде всего на личностный принцип в обучении и воспитании, выдвинутый СЛ.Рубинштейном и развитый его последователями; в определении методолопіческих основ нашего исследования важное место также занимают теория единства сознания и деятельности, разработанная Л.С.Выготским и Л.Н.Леонтьевым, и информационная теория эмоций П.В.Снмонова.

Для решения поставленных задач были использованы следующие миоіїьиісслеіювашш

системный, теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогнческой и методической литературы лля определения научных основ исследования;

- комплексное изучение школьных программ и учебников по
истории и мировой художественной культуре для выявления
возможностей интегрального преподавания;

- личное преподавание; наблюдение за ходом учебного процесса: беседы с учителями, студентами, учениками и их анкетирование; изучение школьной документации; исследование письменных творческих работ старшеклассников и их ответов;

аналіп отсроченных заданий;

педагопіческий эксперимент.осуществленный соискателем и (її содружестве с ним) учителями, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов;

обработка результатов эксперимента методами математической статистики.

Педагогический эксперимент проводился в школах: N734 г.Москвы; N 237, 251, 282, 303, 387, 479, 493, 538 Санкт-Петербурга; средней школе деревни Бегуницы Волосовского района Ленинградской области; средней школе поселка Фирово Тверской области; N37 г.Иерми в 1978-1993 ir.

Исследование по теме осуществлялось в течение пятнадцати лет и проходило в три этапа.

  1. этап /1978-1986 п./ - исследование научной литературы по проблеме диссертации; теоретический анализ программ и учебннкоя по истории и мировой культуре, позволивший сформулировать обшие выводы об их достоинствах и недостатках, предложения по совершенствованию с учетом личного опыта преподавания диссертанта в школе. Изучен передовой и массовый опыт работы учителей истории и художественной культуры в школах Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Иркутска, Ленинградской и Тверской областей /посещено и проанализировано 326 уроков/. На этом этапе с целью выявления уровня сформированное исторического сознания школьников, единства его компонентов был проведен констатирующий эксперимент, включавший педагошческие наблюдения, анкетирование и диагностические работы. Намечена система методических приемов и средств обучения, способствующих складыванию единства исторических знаний и личностных, эмоционально-ценностных суждений о них. »

  2. этап /1986-1989 гг./ - разработка экспериментальных уроког истории и мировой художественной культуры в 9 классе і комплексе, проведение формирующего эксперимента, в ходе которого диссертантом проверены основные положенш разрабатываемой методической системы.

III этап /1989-1993 гг./ - проверка диссертантом и учителями
экспериментаторами эффективности и результативності
разработанной методики, уточнение отдельных элементов уроков
Обработка полученных данных проводилась статистическими і
математическими методами. Внедрение результатов исследования і

практику преподавания.

Досто_верііосіь_рбзультаіов исследования. Диссертант на

протяжении 17 лет работал в школе учителем истории и мировой художественной культуры, н его педагогический опыт послужил основой для разработки программ и методики эксперимента, для создания методической модели, которую применяли учителя -участники эксперимента. В исследовании участвовали учителя различных школ со стажем от 1 гола до 32 лет. В ходе работы было проанализировано 6859 ученических работ, проанкетировано 4127 старшеклассников, 32 студента факультета социальных наук РШУ им. Л.И.Герцена и 87 учителей; проведено 128 бесед с педагогами. Результаты, полученные в процессе исследования, обсуждались с учителями истории и мировой культуры в Санкт-Петербургском университете педагопіческого мастерства и апробировались благодаря публикациям автора и его выступлениям на научных конференциях. Все это свидетельствует о репрезентативности проведенного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что разработана структурно-функциональная модель исторического сознания школьников: выявлено единство исторических знаний и личностной их оценки как фактора его становлення и развития; определены методические условия, при которых возможно формирование их единства; скомпонованы блоки историко-культурных знаний, составляющие основу когнитивного компонента исторического сознания: выявлены методические приемы и средства обучения, стимулирующие формирование ценностного отношения к истории.

Практическая значимость исследования. Разработана система методических приемов, способствующих формированию когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов исторического сознания школьников в процессе преподавания новой истории и мировой художественной культуры: намечены разделы и темы курсов, в которых возможно взаимодействие предметов; определен исторический и историко-культурный материал с целью создания у старшеклассников многомерной и динамичной картины мира, представлений о человеке как субъекте истории. Материалы исследований частично уже используются и могут быть использованы шире в практической работе учителей истории и художественной культуры, в их методической работе и для самообразования, при

. 7 -

подготовке внеклассных мероприятий и уроков интегрированного
типа, чтении общего лекционного курса по методике преподавания
истории и мировой художественной культуры, спецкурсов и
спецсеминаров в педагогических вузах, институтах

усоверешенствования учителей, в ходе педагогической практики, при подготовке учебников и учебных пособий для учащихся 9 класса по истории и мировой художественной культуре.

Апробаиия результатов исследования. Сущность, методика, результаты исследования излагались автором на 12 всероссийских и международных научно-практических конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Алма-Ата, Копенгаген, Нью-Йорк) в 1988-1994 гг. Результаты экспериментальной работы неоднократно обсуждались на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И. Герцена. По теме исследования автор проводил открытые уроки с их последующим обсуждением, в том числе телеурок, дважды транслировавшийся по ленинградскому телевидению в 1988г. Но материалам диссертационного нсследовання в настояшее время опубликовано 12 работ, в том числе серии диапозитивов с пояснительным текстом для преподавания курса мировой художественной культуры, методические рекомендации учителям истории, экспериментальный вариант учебного пособия по новой истории для 9 класса /разделы по культуре/.

На защиту выносятся:

- структурно-функциональная модель исторического сознания школьника:

методика формирования единства когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов в процессе преподавания новой истории и мировой художественной культуры, включающая совокупность методических приемов, обеспечивающих комплексный подход в преподавании этих курсов в 9 классе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.